Многоголосный
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Мультифоника расширенная — это техника игры на монофоническом музыкальном инструменте (который обычно воспроизводит только одну ноту за раз), при которой несколько нот одновременно воспроизводятся . Сюда входят духовые , язычковые и духовые инструменты , а также человеческий голос . Многоголосные звуки на струнных инструментах , как смычковых , так и молотковых, также называют мультифоническими из-за отсутствия лучшей терминологии и скудности исследований.
Мультифоника на духовых инструментах — это прежде всего техника 20-го века, хотя техника пения духовых инструментов во время игры известна с 18-го века и использовалась такими композиторами, как Карл Мария фон Вебер . Обычно одновременно воспроизводится не более четырех нот, хотя для некоторых аккордов на некоторых инструментах можно получить еще несколько.
Техника
[ редактировать ]Деревянные духовые инструменты
[ редактировать ]
На деревянных духовых инструментах, например, саксофоне, кларнете, гобое, фаготе, флейте и блокфлейте, многоголосие можно создать либо с помощью новой аппликатуры, используя разные амбушюры , либо озвучивая горло с помощью обычных аппликатур. Для исполнителей на деревянных духовых инструментах было опубликовано множество руководств по аппликатуре для достижения гармоник. Мультифонику на язычковых инструментах можно также создать способами, описанными ниже для медных духовых инструментов.
Говорят, что невозможно точно воссоздать условия между одним исполнителем и другим из-за незначительных различий в инструментах, тростях, амбушюрах и других вещах. Однако это не совсем так; мультифоничность будет зависеть от комнатной температуры и других подобных факторов, но по сути мультифоника звучит одинаково из-за гармонической структуры мультифоники. Многофоническая аппликатура, подходящая для одного исполнителя, может не работать для того же исполнителя на другом инструменте или для другого исполнителя на том же инструменте или даже после смены тростей. Часто это является результатом немного разной конструкции двух инструментов разных производителей.
Духовые инструменты
[ редактировать ]В духовых инструментах наиболее распространенным методом создания мультифоники является одновременная игра на инструменте и пение в него. Когда спетая нота имеет частоту, отличную от сыгранной ноты (предпочтительно в пределах гармонического ряда сыгранной ноты), несколько новых нот, которые представляют собой суммы/разности частот создается спетой ноты и сыгранной ноты; что привело к популярному термину «труба / тромбон / роговой рыл» . Эту технику еще называют «валторными аккордами». Исполняемый тон не обязательно должен входить в гармонический ряд воспроизводимого тона, но в этом случае эффект будет более слышен. На качество звука духовых мультифонических инструментов сильно влияет голос музыканта.
Другой метод называется «мультифонией губ», при котором духовой игрок изменяет поток воздуха, чтобы дуть между частями , в гармонической серии положения ползуна/клапана. Результат столь же стабилен, как и любой многофонический, и прекрасно структурирован. Когда частоты складываются или вычитаются друг из друга (по сути, сливаются), фундамент воссоздается. Например: A 440 и A 220. В сумме получится 660, что создаст новую основную ноту второй нижней си фортепиано.
Третий метод, известный как «разделение тонов» или двойное жужжание , создает мультифоничность, когда игроки заставляют губы вибрировать с разной скоростью относительно друг друга. Наиболее распространенным результатом является идеальный интервал, но диапазон получаемых интервалов может сильно различаться.
Струнные инструменты
[ редактировать ]Струнные инструменты также могут воспроизводить многофонические звуки, когда струны смычковы или забиты (как в мультифоническом фортепиано) между гармоническими узлами. Лучше всего это работает на более крупных инструментах, таких как контрабас и виолончель. [1] Другой метод включает в себя режим вращательных колебаний струны, которую можно скручивать для регулировки вращательного натяжения. Другие многофонические расширенные техники используемые - это подготовленное фортепиано , подготовленная гитара и третий бридж .
Вокальная мультифоника
[ редактировать ]Техника создания многоголосности голоса называется обертонным пением (обычно со вторичной резонансной структурой) или горловым пением (обычно с дополнительными тонами горловых трелей).
Есть еще одна техника свиста, при которой свистящие гудят в горле, свистя передней частью рта. Это хорошо известно благодаря достижению пространственного звука «кольцевой модуляции» (например, Джима Керри в «Шоу Трумэна» ). [ нужна ссылка ] Все три вибрации — свист, голос и горловая трель — также можно комбинировать.
Как работает мультифоника
[ редактировать ]Как правило, при игре на духовом инструменте получаемый тон состоит из основного тона (высоты, обычно определяемой как играемая нота), а также звуков с частотами, кратными частоте основного тона. (Только чистые синусоидальные тоны лишены этих обертонов.) Обычно воспроизводимым воспринимается только основная высота звука.
Управляя потоком воздуха через инструмент и формой колонны (меняя положение аппликатуры или клапана), игрок может воспроизводить два различных тона, не принадлежащих к одному и тому же гармоническому ряду .
Обозначения
[ редактировать ]Мультифоника может быть записана в партитуре разными способами. Когда указаны точные высоты звука, один из методов обозначения — просто указать аккорд, оставляя исполнителю самому решать, какие приемы необходимы для его достижения. В музыке на деревянных духовых инструментах обычно указывается определенная аппликатура под необходимой нотой; Поскольку разные аппликатуры производят звук разного качества, композитор, заботящийся о точном создаваемом эффекте, может пожелать сделать это. (Одна и та же аппликатура может привести к разным результатам на инструментах разных производителей из-за различий в конструкции.) Приблизительная высота звука может быть указана волнистыми линиями или в виде кластеров для обозначения приемлемых диапазонов звука. Однако существует широкий спектр обозначений, используемых для обозначения мультифоники, причем некоторые отдельные композиторы предпочитают обозначения, не используемые широко. Многоголосная нотация фортепиано может включать, среди прочего, количество звучащих частей или расстояние между аппликатурами на струне. Такие обозначения были разработаны в недавних исследованиях К. Дж. Уолтера и Дж. Весиккалы. [2]
Использование в литературе
[ редактировать ]Первое реальное использование мультифоники в литературе - это стиль медных духовых «валторных аккордов». Карл Мария фон Вебер использовал эту технику в духовых композициях, что привело к созданию его знаменитого Концертино для валторны с оркестром 1815 года. [ нужна ссылка ]

Мультифоника деревянных духовых инструментов и мультифоника медных духовых губ не появлялись в классической музыке до 20-го века, когда появились новаторские композиции, такие как Лучано Берио для Sequenzas сольных духовых инструментов. [3] [4] и Proporzioni для флейты соло Франко Евангелисти, широко использовавшего их в 1958 году. [5] Мультифоника сегодня широко используется в современной классической музыке . [6]
Эту технику использовал в джазе еще в 1920-х годах Адриан Роллини на своем бас-саксофоне. Затем о них практически забыли, пока их не использовала компания Illinois Jacquet в 1940-х годах. Мультифонику также широко использовали Джон Колтрейн и джазовый флейтист Джереми Стейг . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Cello Multiphonics cellomultiphonics.blogspot.com , по состоянию на 29 января 2023 г. [ источник, созданный пользователем ]
- ^ Весиккала, Юхани (2016). «Мультифоника рояля: тембральный состав и исполнение с флажолетами» . Университет Хельсинки. [ мертвая ссылка ]
- ^ Дистлер, Джед (31 мая 2006 г.). «Берио: Секвенцы — классика сегодня» . www.classicstoday.com . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Дрис, Стефан. «Эксперимент и дискурс: «Sequenze» Лучано Берио » . musiksalon.universaledition.com . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ МакЭлвин, Бонни (17 апреля 2018 г.). «Использование физики флейты для настройки мультифоники» . ÍMPAR: Интернет-журнал художественных исследований (на португальском языке). 2 (2): 2–18. дои : 10.34624/impar.v2i2.2290 . ISSN 2184-1993 .
Раннее формальное использование многоголосной флейты включает Sequenza Лучано Берио (1958) и Proporzioni Франко Евангелисти (1958).
- ^ Фитцуотер, Алия (27 января 2021 г.). «Мультифоника в музыке» . Примечание . Проверено 4 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеральд Фармер, Мультифоника и другие современные методы игры на кларнете , Shall-u-mo Publications, Рочестер, Нью-Йорк, 1982
- Мюррей Кэмпбелл: «Мультифоника». Grove Music Online, изд. Л. Мэйси. Доступ 24 января 2005 г. (доступ по подписке)
- Ричард Э. Берг и Дэвид Г. Сторк, Физика звука . Prentice-Hall, Inc., Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 1982 год.
- Ян Митчелл, «Смит, Уильям О (вертон) [Билл]», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан, 2001.
- Курт Стоун, Нотная грамота в двадцатом веке . У. В. Нортон, Нью-Йорк, 1980 г.
- Роберт Дик , Другая флейта . Издательство Оксфордского университета, 1975 г.
- Нора Пост, Мультифоника для гобоя [ нужна полная цитата ]
- Пол Кинан , Сопроводительный документ к доктору философии. Губная мультифоника и композиция [ нужна полная цитата ]
- Джон Гросс . Мультифоника для саксофона: Практическое руководство; 178 различных комбинаций нот, изображенных и объясненных , Advance Music, 1999. ОСЛК 475411398
- Рэндалл Холл, Мультифонические этюды для саксофона соло . Рид Мьюзик, 2009 г.
- Жан-Мари Лондэ , Здравствуйте! Мистер Сакс . Альфонс Ледюк, 1989 год.