Разделенный тон
Сплит-тоны — это многоголосный эффект на медных духовых инструментах . Во время обычной игры верхняя и нижняя губы будут вибрировать с одинаковой скоростью. Однако если губы настроены на вибрацию с разной скоростью, можно ощутить два тона. Если это не сделано намеренно, разделение тонов уничижительно называют «двойным жужжанием».
Обозначения
[ редактировать ]В «Керене» Янниса Ксенакиса разделенные тона обозначаются двумя нотами, имеющими общую основу. Нижняя нота указана в скобках. [ 1 ] Хотя обозначения не объяснены в партитуре, в другой работе 1986 года «Ялонс » Ксенакис объясняет, что две ноты следует воспроизводить губами, а не пением. На протяжении Jalons Ксенакис широко использует разделенные тона в деревянных духовых инструментах и тромбоне. [ 2 ]
Использование
[ редактировать ]Разделенные тона могут звучать похоже на технику, называемую гроулингом , при которой во время игры из горла издается дополнительный шум. Двойное жужжание заметно отличается тем, что весь шум и вибрации инициируются амбушюром .
Лиза Лим широко использует разделенные тона в Эвазе для игры на трубе и ударных. [ 3 ] В предисловии к партитуре она заявляет, что разделенные тона «имеют тенденцию быть нестабильными и склонными к искажениям» и «ожидается, что в большинстве разделенных тонов будет наблюдаться определенная степень флуктуации или «истертости», и это следует рассматривать как часть общего тембрального качества партии трубы». [ 4 ]
Метод
[ редактировать ]В сообщении в блоге своего кельнского ансамбля musikFabrik американский тромбонист Брюс Коллингс представил основной метод создания разделенных тонов:
По моему опыту, лучший способ воспроизвести разделенный тон — это взять верхнюю ноту, выдвинуть нижнюю челюсть немного вперед и сжать губы немного больше, чем обычно. Из верхней ноты одновременно должна выйти вторая, нижняя. Эта нота должна быть следующей нижней гармоникой, поэтому в зависимости от того, где вы ее играете, это может быть другой интервал. FB ♭ в 1-м положении, FC в F1 (или 6-м положении) или FD ♭ в положении F5 (V) с клапаном. [ 5 ]
Уход
[ редактировать ]Когда разделение тонов возникает непреднамеренно, это называется двойным жужжанием. Широко распространено мнение, что это явление происходит из-за усталости. [ 6 ] Дэвид Хикман пишет: «В большинстве случаев двойное жужжание происходит из-за боли или ушиба губ. Это заставляет игрока бессознательно наклонять мундштук под ненормальным углом, чтобы уменьшить давление на воспаленную область. В этих случаях лучшим средством является отдых в течение нескольких дней. ." [ 7 ]
Двойное жужжание возникает из-за неравномерного баланса давления между верхней и нижней губой. Наклон рога вверх или вниз позволит сбалансировать давление. Другие предлагают сосредоточиться на воспроизведении чистого тона только на мундштуке. Может быть полезно поэкспериментировать с двойным шумом и научиться производить его по требованию. Научившись контролировать его, вы сможете научиться «выключать его» во время обычной игры. [ 8 ]
Совершенно другой подход, который предпочитают педагог Уильям Адам и другие, заключается в том, что ученик не обращает никакого внимания на физические аспекты явления и сосредотачивается только на воспроизведении чистого, сфокусированного звука на инструменте. [ 9 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брюс Коллингс, « Split Tones (Son Fendu) and Xenakis », который включает в себя встроенное в мундштук видео с разделенными тонами тромбона, а также сравнение с другими многофоническими техниками.
- Стивен Альтофт демонстрирует разделенные тембры трубы .
- Мэтти Барбье описывает подробный технический метод создания разделенных тонов тромбона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ксенакис, Яннис. Керен . Париж: Салаберт, 1986.
- ^ Коллингс, Брюс. musicFabrikblog . Доступ: 7 ноября 2011 г.
- ↑ Примечания к программе для Ehwaz , доступ: 13 ноября 2011 г.
- ^ Лим, Лиза. Эваз . Воспоминания, 2010. с. Я.
- ^ Коллингс, Брюс. musicFabrikblog . Доступ: 7 ноября 2011 г.
- ^ Льюис, Эдди. «Двойной шум», EddieLewis.com . Доступ: 7 ноября 2011 г.
- ^ Дэвид Р. Хикман, Педагогика трубы: сборник современных методов обучения (Чандлер, Аризона: Hickman Music Editions, 2006), 221.
- ^ Фил Шефер , интервью 2005 г.
- ^ Адам, Уильям, Джон Харбо и Стюарт Олл, Новый и другой способ получить больше музыки из трубы (Фэрбенкс, Аляска: Стюарт Олл/Moving Images, 1997) [Видеокассета]