Раскраска
Бариолаж — музыкальная техника , используемая на смычковых струнных инструментах , которая включает в себя быстрое поочередное воспроизведение нот на соседних струнах, одна из которых обычно остается открытой . [ 1 ] тем самым используя разные тембры каждой струны. [ 2 ] [ 3 ] Бариолаж может включать быстрое чередование статической ноты и меняющихся нот, которые образуют мелодию либо выше, либо ниже статической ноты. [ 4 ] Статическая нота обычно представляет собой ноту открытой струны, которая создает очень резонансный звук. В игре на мятлике эта техника известна как « скрещенные пальцы ». [ 2 ]
Термин «бариолаж», по-видимому, был придуман в девятнадцатом веке для обозначения техники восемнадцатого века скрипичной , требующей гибкости запястья и предплечья, механика которой не обсуждалась авторами девятнадцатого века. [ 1 ] Этимологически во французском языке этот термин произошел от существительного bariolage, означающего «странная смесь цветов». [ 6 ] что, в свою очередь, происходит от глагола barioler, означающего «покрывать полосами нескольких цветов». [ 7 ] Техника смычка, наиболее часто используемая для бариолажа, называется ондуле по-французски или ондеджиандо по-итальянски. [ 8 ] Бариолаж также может быть выполнен отдельными ударами смычка. [ 9 ]
Французский скрипач-композитор Пьер Байо пишет в своем педагогическом трактате 1834 года «Искусство скрипки» (возможно, оглядываясь назад на то, что он считал более ранней, менее развитой эпохой):
Название «бариолаж» дается тому отрывку, который выглядит беспорядочным и странным, поскольку ноты не играются подряд на одной и той же струне там, где этого можно было бы ожидать, или когда ноты звучат 2 , а 1 , д 1 , играются не на одной и той же струне, а попеременно одним остановленным пальцем и открытой струной, или, наконец, когда открытая струна играется в положении, где обычно требуется остановленная нота. [ 10 ]
Йозеф Гайдн использовал этот эффект в менуэте своей Симфонии № 28 , в финале «Прощальной» симфонии № 45 и на протяжении всего финала своего Струнного квартета соч. 50, № 6 . "кваканье" [ 11 ] или «бульканье» [ 12 ] Унисонные отрывки из бариолажа на нотах D и A дали этому квартету прозвище « Лягушка» .
В следующем примере из сонаты для скрипки Генделя : [ а ] второй такт играется бариолажем:
В этом отрывке повторяющаяся ля играется на открытой струне ля, чередуясь с ударами фа и ми на соседней струне ре. Ноты на струне D (натуральные E и F) будут звучать как обычно (первый палец и нижняя вторая), но аппликатура, указанная выше второго такта, будет [2040 1040 2040 1040], что указывает на переключение (бариолаж) из открытого положения. Струна до остановленного безымянного пальца на струне D, также играющая ноту A.
Другой известный пример бариолажа - прелюдия ми мажор Баха к партите № 3 для скрипки соло, где в маневре участвуют три струны (одна открытая струна и две пальцевые ноты).
Бариолаж гораздо реже использовался в период романтизма девятнадцатого века, но некоторые примечательные примеры его использования можно найти в произведениях Брамса . Брамс использовал этот прием в струнном секстете соль мажор (где он встречается в самом начале у альта) и в Третьей скрипичной сонате, соч. 108 . [ 13 ]
Расширения двадцатого века
[ редактировать ]Хотя бариолаж является устоявшейся скрипичной техникой, по крайней мере, с начала восемнадцатого века, в современной музыке его можно рассматривать как расширенную технику при одновременном использовании на разных инструментах или в сочетании со сложными ритмическими наслоениями или микротональными настройками. Примеры можно найти в струнном квартете Маурисио Кагеля 1993 года «Notturno» и в « каденции Джачинто Счелси 1965 года Анаит» . [ 2 ]
В двадцатом веке композиторы адаптировали идею бариолажа к другим инструментам, особенно к тромбону, где постоянная высота звука может повторяться при быстром изменении между различными положениями слайда - метод, который некоторые композиторы называют энгармоническим изменением или энгармоническим тремоло . Известные тромбоновые пьесы, в которых используется это устройство, - это Лучано Берио для Sequenza V тромбона соло и Винко Глобокара Eppure si muove для проводящего тромбониста-соло и одиннадцати музыкантов. [ 14 ]
Эллиот Картер адаптировал эту технику к арфе в сольной работе под названием Bariolage (1992), в которой этот инструмент сочетается с трелями и техникой арфы, называемой бисбиглиандо , «в изобилии трелей и энгармонических унисонных окрасок». [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В издании Ширмера соната фа мажор определяется как «12-я из 15-ти сонатных рекламных камер». Цитата взята из второй части.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стоуэлл, Робин (1990). Техника игры на скрипке и практика исполнения в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков , стр.172. Кембридж. ISBN 9780521397445 .
- ^ Перейти обратно: а б с Патрисия, «Странно и странно», Аллен (2003). Современная скрипка: расширенные техники исполнения , с.32. Пугало. ISBN 9781461664109 .
- ^ Винолд, Аллен (2007). Сюиты для виолончели Баха, Тома 1 и 2: Анализы и исследования , стр.19. Университет Индианы. ISBN 9780253013477 . «Включает в себя быстрое чередование двух соседних струн, обычно с нотой открытой струны на одной струне и нотами с пальцами на другой струне», такая разница создает «интересный тембр».
- ^ Нардолилло, Джо (2014). Все струны , стр.9. Пугало Пресс. ISBN 9780810884441 . «Техника быстрого чередования движущейся линии и статической ноты, часто открытой струны, создающая ослепительный виртуозный эффект... особенно популярная в эпоху барокко».
- ^ Стоуэлл, Робин (2001). Ранняя скрипка и альт: Практическое руководство , с.79. Кембридж. ISBN 9780521625555 .
- ^ Дэвид С. Бойден и Питер Уоллс, «Бариолаж», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publisher, 2001).
- ^ Дэвид Далтон, Игра на альте: Беседы с Уильямом Промроузом , с предисловием Яноша Старкера (Oxford University Press, 1989), стр. 114. ISBN 978-0-19-103921-8 .
- ^ Дон Майкл Рэндел, «Бариолаж», Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание, Справочная библиотека издательства Гарвардского университета 16 (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2003). ISBN 0-674-01163-5 .
- ^ Дэвид К. Бойден и Питер Уоллс, «Бариолаж», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publisher, 2001).
- ^ Пьер Байо (1834), Искусство игры на скрипке . Цитируется по Стоуэллу (1990), с. 198.
- ^ Вигмор, Ричард (2011). Карманный путеводитель Фабера по Гайдну . Фабер и Фабер. п. 197. ИСБН 978-0571268733 . «Эффект дрожания, создаваемый быстрым повторением одной и той же ноты на открытых и перехваченных струнах».
- ^ Хантер, Мэри и Уилл, Ричард (2012). Привлечение Гайдна: культура, контекст и критика , стр.283. Кембридж. ISBN 9781107015142 .
- ^ Дэвид Милсом, Теория и практика игры на скрипке в конце девятнадцатого века, 1850–1900 (Олдершот: Ashgate Publishing Limited; Берлингтон, Вирджиния: Aldershot Publishing Company, 2003), стр. 93. ISBN 9780754607564 .
- ^ Джеймс Макс Адамс, «Тембральное разнообразие: аннотированная библиография избранных сольных произведений для тенор-тромбона, содержащих расширенные техники», дисс DA. (Грили: Университет Северного Колорадо, 2008): стр. 6, 61, 111.
- ^ Кирсти Уотли, «Грубый романс: Sequenza II для арфы как исследование и высказывание», в Sequenzas Берио: Очерки исполнения, композиции и анализа , под редакцией Джанет К. Халфьярд, 39–52 (Олдершот: Ashgate Publishing Limited; Берлингтон, Вирджиния) : Издательство Ashgate Publishing Company, 2007): с. 49н13. ISBN 978-0-7546-5445-2 .