Джачинто Счелси

Джачинто Франческо Мария Счелси (англ. Итальянское произношение: [dʒaˈtʃinto franˈtʃesko maˈriːa ʃˈchelsi] ; 8 января 1905 г. - 9 августа 1988 г., [ 1 ] иногда упоминается как 8 августа 1988 г. [ 2 ] ) — итальянский композитор, писавший также сюрреалистические стихи на французском языке.
Он наиболее известен тем, что сочинял музыку, основанную только на одной высоте звука , измененную всеми способами посредством микротональных колебаний, гармонических аллюзий и изменений тембра и динамики , что парадигмально продемонстрировано в его Quattro pezzi su una nota sola («Четыре пьесы на одной ноте»). примечание», 1959). [ 3 ] Эта композиция остается его самым известным произведением и одним из немногих, получивших значительное признание при его жизни. Его музыкальное творчество, охватывающее все западные классические жанры, кроме сценической музыки, на протяжении большей части его жизни оставалось практически неизведанным даже в современных музыкальных кругах. Сегодня некоторые из его произведений приобрели популярность в определенных кругах постмодернистской композиции, а такие произведения, как его «Анаит» и его струнные квартеты, приобретают все большую известность.
Сселси сотрудничал с американскими композиторами, включая Джона Кейджа , Мортона Фельдмана и Эрла Брауна , а также был другом и наставником Элвина Каррана . Его работы были источником вдохновения для группы Эннио Морриконе « Gruppo di Improvvisazione di Nuova Consonanza» , а его музыка оказала влияние на таких композиторов, как Тристан Мюрай и Соланж Анкона .
Жизнь
[ редактировать ]Шелси родился в деревне Пителли недалеко от Специи и большую часть времени проводил в старом замке своей матери, где получил образование у частного репетитора, который обучал его латыни, шахматам и фехтованию. Позже его семья переехала в Рим, и его музыкальные таланты поощрялись частными уроками у Джачинто Саллюстио . В Вене он учился у Вальтера Кляйна , ученика Арнольда Шенберга . Он стал первым представителем додекафонии в Италии, хотя и не продолжал использовать эту систему.
В 1920-х годах Счелси подружился с такими интеллектуалами, как Жан Кокто и Вирджиния Вульф , и много путешествовал за границу. Впервые он познакомился с неевропейской музыкой в Египте в 1927 году. Его первой композицией была Chemin du coeur (1929). Затем последовала Rotativa , впервые проведенная под управлением Пьера Монте в зале Плейель в Париже 20 декабря 1931 года.
В 1937 году он организовал серию концертов современных произведений, музыку (среди прочих) Пауля Хиндемита , Шенберга, Игоря Стравинского , Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева впервые представив итальянской публике . Из-за применения расовых законов при фашистском режиме Бенито Муссолини , которые препятствовали исполнению произведений еврейских композиторов, эти концерты продолжались недолго. Шелси отказался подчиниться и постепенно дистанцировался от Италии. В 1940 году, когда Италия вступила в войну, Шелси находился в Швейцарии , где оставался до конца конфликта, сочиняя и оттачивая свою концепцию музыки. Он женился на Дороти Кейт Рэмсден, разведенной англичанке.
Вернувшись в Рим после войны, его бросила жена (в конечном итоге вдохновившая Elegia per Ty ), и он пережил глубокий психологический кризис, который в конечном итоге привел его к открытию восточной духовности, а также к радикальной трансформации его взгляда на музыку. В этот так называемый второй период он отверг понятия композиции и авторства в пользу чистой импровизации . Его импровизации были записаны на пленку, а затем транскрибированы коллегами под его руководством. Затем они оркестровались и дополнялись его кропотливыми инструкциями по исполнению или время от времени корректировались в тесном сотрудничестве с исполнителями.
Шелси пришел к пониманию художественного творчества как средства сообщения слушателю высшей, трансцендентной реальности. С этой точки зрения художник считается всего лишь посредником. По этой причине Шелси никогда не позволял показывать свое изображение в связи с его музыкой; Вместо этого он предпочитал идентифицировать себя линией под кругом как символом восточного происхождения. Некоторые фотографии Шелси появились после его смерти.
Одним из первых переводчиков, с которыми Счелси тесно сотрудничал, была певица Мичико Хираяма , с которой он познакомился в 1957 году в Риме. С 1962 по 1972 год он написал обширный цикл песен Canti del Capricorno непосредственно для нее, учитывая ее особый и уникальный вокальный диапазон. Процесс написания пьесы стал примером очень личного способа работы Счелси: разработка пьес посредством импровизации, записи и затем окончательной транскрипции. [ 4 ] [ 5 ]
С конца 1970-х годов Счелси познакомился с несколькими ведущими интерпретаторами, такими как струнный квартет Ардитти , виолончелистка Фрэнсис-Мари Уитти , а также пианисты Ивар Михасофф и Марианна Шредер , которые продвигали его музыку по всему миру и постепенно открыли ворота более широкому миру. аудитории.
Сселси был другом и наставником Элвина Каррана (чье VSTO является данью уважения) и других американских композиторов-иммигрантов, таких как Фредерик Ржевски , которые проживали в Риме в 1960-е годы. [ 6 ] Сселси также сотрудничал с другими американскими композиторами, включая Джона Кейджа , Мортона Фельдмана и Эрла Брауна (который посетил его в Риме).
Фрэнсис-Мари Уитти, посвященная всем произведениям Счелси для виолончели, интенсивно сотрудничала с ним более 10 лет, редактируя, а затем записывая «Трилогию», массивное произведение из трех частей продолжительностью 45 минут, которое Мортон Фельдман назвал своей «автобиографией в звуке». Впервые он был представлен на фестивале Festival di Como и записан на Fore Records (Raretone) со Счелси в студии, а затем на Etcetera Records . Более позднюю, получившую признание версию с несколькими латинскими молитвами можно найти на ECM под названием Natura Renovatur. Уитти также переписал многие камерные произведения для контрабаса, контрабаса и виолончели, альта, а также две импровизации на основе пленок ондиолины, которые можно найти под названием «Путешествия».
Элвин Карран вспоминал: «Селси... приходил на все мои концерты в Риме, вплоть до самого последнего, который я давал всего за несколько дней до его смерти. Это было летом, и он был так помешан на том, чтобы быть Он был там в шубе и меховой шапке. Это был концерт на открытом воздухе. Он махал рукой издали, красивыми сверкающими глазами и улыбкой, которая у него всегда была, и это был последний раз, когда я видел его» (Росс, 2005). .
Шелси умер от кровоизлияния в мозг 8 августа 1988 года в Риме. [ 7 ]
Музыка
[ редактировать ]Счелси оставался неизвестным на протяжении большей части своей карьеры. Серия концертов в середине-конце 1980-х годов, наконец, привела к большому успеху премьеру многих его произведений, особенно его оркестровых шедевров в октябре 1987 года в Кельне , примерно через четверть века после того, как эти произведения были написаны, и менее чем за год до того, как композитор смерть. Шелси смог присутствовать на премьерах и лично руководил репетициями. Влияние, вызванное поздним открытием произведений Шелси, описал бельгийский музыковед Гарри Халбрейх : [ 8 ]
Целая глава новейшей музыкальной истории должна быть переписана: вторая половина этого столетия теперь немыслима без Счелси... Он открыл совершенно новый способ создания музыки, до сих пор неизвестный на Западе. В начале пятидесятых годов было мало альтернатив смирительной рубашке сериализма , которая не вела бы в прошлое. Затем, в 1960–1961 годах, наступил шок от открытия « Лигети Явлений и атмосфер » . В то время мало кто знал, что Фридрих Черха в своем оркестровом цикле «Шпигель » уже достиг довольно схожих результатов, и никто не знал, что существовал композитор, который следовал тому же пути даже много лет назад, и в гораздо более радикальном смысле. путь: сам Джачинто Счелси.
Счелси также был кумиром группы Эннио Морриконе Gruppo di Improvvisazione di Nuova Consonanza , чей шестнадцатиминутный трек «Omaggio a Giacinto Scelsi» включен в их концертный альбом «Musica Su Schemi», выпущенный в 1976 году. [ 9 ]
Музыку Шелси услышали миллионы на Мартина Скорсезе » «Острове проклятых , где отрывки из двух его произведений «Quattro pezzi su una nota sola» и «Uaxuctum» (3-я часть) прозвучали наряду с музыкой его современников Дьёрдя Лигети, Кшиштофа Пендерецкого , Джона Кейдж и Мортон Фельдман . [ а ]
Архивы Счелси хранятся в Фонде Изабеллы Счелси. [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Вес нетто и порядок моей жизни , Веве, 1945 год.
- Огненный саммит , Рим, 1947 год.
- Вес нетто , издания GLM (Гай Левис Мано), 1 949 г.
- Ночной архипелаг , издания GLM, 1954 г.
- Острое сознание , издания GLM, 1962 г.
- Круги , Editions Le parole gelate, Рим, 1986 г.
- Il Sogno 101 (Сон 101), автобиографическая книга. Мачерата : Quodlibet , 2010. [ 11 ]
Французская компания Actes Sud опубликовала сочинения Джачинто Ссельси в трех томах, большинство из которых сейчас распродано:
- L'homme du son , стихи под редакцией и комментариями Лучано Мартиниса при сотрудничестве Шэрон Канах. Акты Суда 2006,
- Ангелы находятся где-то еще , они пишут о жизни, музыке и искусстве Шелси. Акты Суд, 2006.
- Мечта 101 , автобиография. Действует Юг.
Избранная дискография
[ редактировать ]Аккорд/Универсальный-Музыкальный диск
[ редактировать ]- Полное произведение для хора и симфонического оркестра (1. Айон — Пфхат — Конх-Ом-Пакс , 2. Кваттро Пецци — Анаит — Уаксуктум , 3. Хурквалия — Гимнос — Чукрум ). Оркестр и хор Польского радио-телевидения в Кракове под управлением Юрга Виттенбаха (запись 1988, 1989 и 1990 годов; исх. 201692, 1992, 3 компакт-диска: 1. исх. 200402, 1988 г. 2. исх. 200612, 1989 г. 3. исх. . 201112, 1990, переиздан Universal-Musidisc в 2002 году)
- Сборник Шелси, т. 3: Айон, Гимнос, Четыре пьесы для оркестра, Баллата . Симфонический оркестр RAI , Франческо Диллон (виолончель), под управлением Тито Чеккерини (запись 2007 г.). выпущен Страдивари в 2009 г. (STR33803)
- Элегия для Тай – Дивертисмент №3 для скрипки – Крылатая душа – Открытая душа – Целокант – Струнное трио . Зиманский, скрипка; Шиллер, альт; Деменга, виолончель (ref. 200611, 1989)
- Четыре иллюстрации – Xnoybis – Пять заклинаний – Дуэт для скрипки и виолончели . Сюзанна Фурнье, фортепиано; Кармен Фурнье, скрипка; Дэвид Симпсон, виолончель (ref. 200742, 1990)
- Сюита №8 (Бот-Ба) – Сюита №9 (Ттай) . Вернер Берчи , фортепиано (ref. 200802, 1990)
- Полное собрание хоровых произведений (Саух III и IV – TKRDG – 3 Canti Populari – 3 Canti Sacri – 3 Latin Prayers – Yliam) . Камерный хор Нью-Лондона, Percussive Rotterdam, под управлением Джеймса Вуда (ref. 206812)
- Избранный сборник, т. 7: Сюита №6, Забава №1, Крылатая душа / Открытая душа, Инойбис . Марко Фузи (скрипач) , фортепиано. выпущен Stradivarius 2017 (STR 33807).
CPO
[ редактировать ]- Камерные произведения для флейты и фортепиано ( CPO 999340-2) в исполнении Кэрин Левин , флейты; Кристи Беккер, фортепиано; Питер Вил, гобой; Эдит Салмен, перкуссия; и Джачинто Счелси, фортепиано
- Полное собрание сочинений для кларнета (CPO 999266-2) в исполнении ансамбля Avance под управлением Жолта Надя и Дэвида Смейерса, кларнеты; и Сюзанна Мор, флейта
Кайрос
[ редактировать ]- Ямаон; Анаит; Я предсказываю; Тре Пецци; Оканагон ( Кайрос 1203) Klangforum Wien под управлением Ханса Зендера
- Струнный квартет №4; Элохим; Дуэт; анагамин; Макнонган; Natura renovatur (Kairos 1216) Klangforum Wien под руководством Ханса Зендера
- Музыка действия, Сюита № 8 «Бот-ба» (Кайрос 1231), исполненная на фортепиано Бернхардом Вамбахом
Режим
[ редактировать ]- The Piano Works 1 ( Mode Records 92 ) в исполнении Луизы Бессетт.
- Оркестровые произведения 1 (Mode Records 95) Филармонический оркестр и хор Карнеги-Меллона под управлением Хуана Пабло Искьердо с Полиной Вайянкур, сопрано, и Дугласом Альстедтом , тенор
- Music For High Winds (Mode Records 102) в исполнении Кэрол Робинсон, кларнеты, Клара Новакова, флейта и пикколо, Кэти Милликен, гобой
- The Piano Works 2 (Mode Records 143) в исполнении Стивена Кларка
- The Piano Works 3 (Mode Records 159) в исполнении Аки Такахаши
- Оркестровые произведения 2 (Mode Records 176) Симфонический оркестр Венского радио
- Работы для контрабаса (Mode Records 188) в исполнении Роберта Блэка
- The Piano Works 4 (Mode Records 227) в исполнении Стивена Кларка
- Произведения для альта (Mode Records 231) в исполнении Винсента Ройера с Северин Баллон, виолончель.
- Произведения для скрипки (Mode Records 256) в исполнении Вэйпин Линь
Другие этикетки
[ редактировать ]- 5 струнных квартетов, Струнное трио, Хум . Струнный квартет Ардитти ; Мичико Хираяма , голос; и др. (запись 1988 г.; Salabert Actuels, ссылка 2SCD 8904-5; переиздана Montaigne / Naïve, ссылка MO 782156, 2002 г.; 2 компакт-диска)
- Трилогия (Трифон, Начало, Игур) – Ко-Та . Фрэнсис-Мари Уитти , виолончель (Fore 80, No.6 [LP]; Etcetera, KTC 1136 [CD])
- Полное собрание камерной музыки для струнного оркестра ( Natura renovatur , Anagamin , Ohoi , Elohim ). Королевский камерный оркестр Валлонии под управлением Жан-Поля Десси (запись в мае 1998 г.; Форлейн, ссылка UCD16800, 2000 г.)
- Песни Козерога . Мичико Хираяма, голос; и др. (записано в 1969 и 1981/1982 гг.; WERGO , номер WER 60127-50, 1988 г.)
- Полное собрание сочинений для флейты и кларнета (Col Legno 200350) в исполнении дуэта Ebony
- Трилогия (CTH 2480, вместе с Ашком Хаваси Франжисом Али-Саде ) в исполнении Джессики Кун, виолончель
- Природа обновляется (ECM 1963) Мюнхенский камерный оркестр под управлением Кристофа Поппена , Фрэнсис-Мари Уитти на виолончели
- Трилогия: Трифон, Дитоме, Игхур (для виолончели соло) – 1957–1961/65. Арне Дефорс, виолончель на AEON, AECD 0748, 2007.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Произведения и композиторы указаны в финальных титрах фильма, но в саундтреке указан только «Uaxuctum».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джачинто Счелси (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
Итальянский композитор и поэт родился 8 января 1905 года в Специи; умер 9 августа 1988 года в Риме.
- ^ «Биография Джачинто Счелси» (на итальянском языке).
- ^ Крис Моррисон. Quattro Pezzi su una nota sola (Четыре пьесы на одной ноте) для 25 музыкантов на AllMusic
- ^ Примечания к Ссельси, Джачинто; Хираяма, Митико; Карран, Элвин; Накагава, Масами; Ёшихара, Сумире; Ямагучи, Ясунори (1988), Canti del capricorno, 1–19 , WERGO , OCLC 872105250
- ^ Примечания к Ссельси, Джачинто; Хираяма, Мичико; Кригер, Ульрих; Грёзингер, Юрген; Неффе, Роланд; Бауэр, Матиас (2007), Козерог исполняет двадцать песен для женского голоса или голоса с инструментом (1962–1972) (на итальянском языке), Schott Wergo Music Media, OCLC 884460701
- ^ Элвин Карран (26 ноября 2003 г.). «Пробуждение Элвина Каррана» . NewMusicBox (Интервью). Беседовал Фрэнк Дж. Отери (опубликовано 1 февраля 2004 г.).
- ^ «Джачинто Счелси, композитор, 83 года» . Нью-Йорк Таймс . 12 августа 1988 года . Проверено 22 января 2020 г.
- ↑ Гарри Хальбрейх , в аналитических комментариях, опубликованных к записям Юрга Виттенбаха оркестровой интегралы Шелси группы Accord. [ нужна полная цитата ]
- ^ Евангелисти, Франко; Морриконе, Эннио; Пьяцца, Джованни; Нери, Антонелло; Макки, Эджисто; Скьяффини, Джанкарло (1981), Группа импровизации: Музыка по шаблонам: Nova Musica n. 9 Nuova Consonanza (на итальянском языке), Cramps Music Edel, OCLC 1116518689
- ^ ПанПот. «Фонд Изабеллы Ссельси» . www.scelsi.it . Проверено 1 октября 2020 г.
- ↑ Сардо Ф., «Джачинто Счелси, граф, который изобрел музыку для дронов». Архивировано 8 октября 2016 г. в Wayback Machine , Pixarthinking, 12 августа 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Scelsi Morning After» , 15 ноября 2005 г., Алекс Росс : The Rest Is Noise блог
- Фонд Изабеллы Ссельси (на итальянском языке)
- Дюран Салаберт Эшиг
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Джачинто Счелси на ClassicalNet
- CompositionToday - Статья Джачинто Счелси
- Я выбрал дискографию на Discogs.com.
- Послушайте « Четыре пьесы для оркестра » Шелси в музыкальном блоге Acousmata
- 1905 рождений
- 1988 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Итальянские композиторы XX века
- Итальянские поэты XX века.
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века
- Итальянские писатели-мужчины XX века
- Итальянские композиторы-классики
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские поэты-мужчины
- Микротональные композиторы
- Люди из Ла Специи
- Исполнители Sub Rosa Records