Jump to content

Октобас

Октобас
Фотография октобаса в Музее музыки в Париже.
Классификация
Связанные инструменты
  • Контрабас

Октобас впервые — чрезвычайно большой и редкий смычковый струнный инструмент, созданный около 1850 года в Париже французским мастером Жаном-Батистом Вийомом (1798–1875). Он имеет три струны и, по сути, представляет собой увеличенную версию контрабаса - экземпляр из коллекции Музея музыки в Париже имеет длину 3,48 метра (11 футов 5 дюймов), тогда как полноразмерный контрабас обычно имеет длину примерно 3,48 метра (11 футов 5 дюймов). Длина 2 м (6 футов 7 дюймов).

Использование

[ редактировать ]

Из-за чрезвычайной длины грифа и толщины струн музыкант играет на нем, используя систему рычагов и педалей. Рычаги служат для зацепления металлических зажимов, расположенных над шеей в определенных положениях. Эти зажимы действуют как устройства раздражения, когда исполнитель нажимает на рычаги. Он никогда не производился в больших масштабах и не использовался композиторами. Однако Гектор Берлиоз положительно отозвался об этом инструменте и предложил его широкое распространение. [1]

Единственное известное произведение XIX века, в котором конкретно упоминается октобас, — это « Шарля Гуно Messe solennelle de Sainte-Cécile» . В этой работе октобас появляется только в «Бенедикте» и «Agnus Dei» и указан для настройки B 0 , E 1 и B 1 . Обычно он играет на октаву ниже контрабаса. [2]

Октобас Монреальского симфонического оркестра.

Помимо парижского инструмента, в коллекциях Музея музыкальных инструментов в Фениксе, штат Аризона , существуют октобассы, созданные в 2007 году итальянским мастером Антонио Даттисом, и Музея искусств в Вене. [3] В октябре 2016 года квебекская компания Canimex подарила октобас Монреальскому симфоническому оркестру , который сейчас является единственным оркестром в мире, имеющим такой октобас. [4] [5] Этот инструмент был изготовлен мастером Жан-Жаком Пажем из Миркура, Франция, в 2010 году. [6]

Известно, что еще два октобасса принадлежат частным владельцам. Первый был сделан в 1995 году мастером Пьером Бором и принадлежит итальянскому музыканту Николе Монете. Инструмент представляет собой копию инструментов, созданных Вийомом, но с инновационными элементами, особенно в механике, и из которых в сотрудничестве с SoundIron была создана библиотека сэмплов Даниэле Бертинелли и Джорджио Риоло. [7]

Второй октобас принадлежит Гуро Мо, музыканту-экспериментатору, который поручил инструмент немецкому мастеру Вольфгангу Стаабу, профессионалу, который в течение 25 лет работал над реставрацией и ремонтом старых бас-гитар. [ нужна ссылка ] Чтобы создать октобас Мо, Стааб изучил все существующие образцы и искал в Альпах лучшую древесину, легкую и очень твердую. На создание инструмента (немного большего, чем другие образцы) ушло 13 месяцев, а первый концерт состоялся в церкви Осло во время фестиваля звука Only Connect. [ нужна ссылка ]

Диапазон и настройка

[ редактировать ]

По Берлиозу, три открытые струны были настроены C 1 , G 1 и C 2 . Эта настройка дала ему низкий диапазон на одну октаву ниже виолончели, равный современному контрабасу с расширением нижней до. Однако в то время, когда был изобретен октобас, контрабас не имел этого расширения и мог опускаться только до E 1 или G 1 . Механизм позволял каждой струне хроматически охватывать диапазон идеальной квинты и давал инструменту высокий диапазон до G 2 . [8] Инструмент в Музее музыки в Париже, в котором используются жильные струны с точностью до периода, настроен таким образом (хотя, по крайней мере, на некоторых записях общая настройка представляет собой полутон-бемоль). [9]

Игровой диапазон октабаса по Берлиозу.
The playing range of the octobass, according to Berlioz.

Инструмент в Музее музыкальных инструментов в Фениксе, в котором используются современные металлические струны, настроен на C 0 , G 0 , D 1 . Эта настройка дает ему низкий диапазон на две октавы ниже виолончели и на одну октаву ниже современного контрабаса с расширением нижней до. Берлиоз специально отметил эту настройку в своем трактате по оркестровке , но посчитал ее ошибочной. Как и в парижском инструменте, механизм позволяет каждой струне покрывать идеальную пятую часть, обеспечивая высокий диапазон до A 1 . Основные частоты самых низких нот в этой настройке лежат ниже 20 Гц — общепринятой нижней границы диапазона человеческого слуха — но эти ноты, тем не менее, слышны из-за производимых ими обертонов. [10] (32-футовая остановка органа также превышает предполагаемый предел в 20 Гц.)

Игровой диапазон октобаса, принадлежащий Музею музыкальных инструментов в Фениксе, штат Аризона.
The playing range of the octobass owned by the Musical Instrument Museum in Phoenix, Arizona.

Октобас Монреальского симфонического оркестра использует жильные струны, настроен на A 0 , E 1 , B 1 и имеет высокий диапазон до F 2 . [11]

Игровой диапазон октобаса, принадлежащий Монреальскому симфоническому оркестру.
The playing range of the octobass owned by the Montreal Symphony Orchestra.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Берлиоз, Гектор (1948). Трактат об инструментах (PDF) . п. 405 . Проверено 22 мая 2024 г.
  2. ^ Аренас, Эрик Г. (август 2004 г.). Историческое исследование «Messe Solennelle de Sainte-Cecile» Шарля Гуно (Диссертация). hdl : 1794/23902 .
  3. ^ Макдональд, Хью; Берлиоз, Хью (2002). Трактат об оркестровке Берлиоза: перевод и комментарий . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 318. ИСБН  978-1-139-43300-6 .
  4. ^ «Прибыл новый октобас Монреальского симфонического оркестра» . Музыка Си-Би-Си . Проверено 18 апреля 2021 г.
  5. ^ В OSM входит гигант . Le Téléjournal, Радио Канады . Проверено 18 октября 2016 г.
  6. ^ Canimex приобретает октобас для OSM. Архивировано 11 декабря 2016 г. в Wayback Machine (на французском языке).
  7. ^ «Гиперион Струны Октобас» . СаундАйрон . Проверено 17 октября 2023 г.
  8. ^ Берлиоз, Гектор (1848). Трактат об инструментах . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. п. 405. ИСБН  0486269035 .
  9. ^ Octobasse @ Cité de la musique, Париж . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 20 октября 2016 г.
  10. ^ Вблизи с куратором: Octobasse . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 20 октября 2016 г.
  11. ^ ОСМ Октобас . Проверено 20 октября 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8538360e6273c5d4d2089f93e83e359c__1720603140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/9c/8538360e6273c5d4d2089f93e83e359c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Octobass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)