Октобас
Классификация | |
---|---|
Связанные инструменты | |
|
Октобас впервые — чрезвычайно большой и редкий смычковый струнный инструмент, созданный около 1850 года в Париже французским мастером Жаном-Батистом Вийомом (1798–1875). Он имеет три струны и, по сути, представляет собой увеличенную версию контрабаса - экземпляр из коллекции Музея музыки в Париже имеет длину 3,48 метра (11 футов 5 дюймов), тогда как полноразмерный контрабас обычно имеет длину примерно 3,48 метра (11 футов 5 дюймов). Длина 2 м (6 футов 7 дюймов).
Использование
[ редактировать ]Из-за чрезвычайной длины грифа и толщины струн музыкант играет на нем, используя систему рычагов и педалей. Рычаги служат для зацепления металлических зажимов, расположенных над шеей в определенных положениях. Эти зажимы действуют как устройства раздражения, когда исполнитель нажимает на рычаги. Он никогда не производился в больших масштабах и не использовался композиторами. Однако Гектор Берлиоз положительно отозвался об этом инструменте и предложил его широкое распространение. [1]
Единственное известное произведение XIX века, в котором конкретно упоминается октобас, — это « Шарля Гуно Messe solennelle de Sainte-Cécile» . В этой работе октобас появляется только в «Бенедикте» и «Agnus Dei» и указан для настройки B ♭ 0 , E ♭ 1 и B ♭ 1 . Обычно он играет на октаву ниже контрабаса. [2]
Помимо парижского инструмента, в коллекциях Музея музыкальных инструментов в Фениксе, штат Аризона , существуют октобассы, созданные в 2007 году итальянским мастером Антонио Даттисом, и Музея искусств в Вене. [3] В октябре 2016 года квебекская компания Canimex подарила октобас Монреальскому симфоническому оркестру , который сейчас является единственным оркестром в мире, имеющим такой октобас. [4] [5] Этот инструмент был изготовлен мастером Жан-Жаком Пажем из Миркура, Франция, в 2010 году. [6]
Известно, что еще два октобасса принадлежат частным владельцам. Первый был сделан в 1995 году мастером Пьером Бором и принадлежит итальянскому музыканту Николе Монете. Инструмент представляет собой копию инструментов, созданных Вийомом, но с инновационными элементами, особенно в механике, и из которых в сотрудничестве с SoundIron была создана библиотека сэмплов Даниэле Бертинелли и Джорджио Риоло. [7]
Второй октобас принадлежит Гуро Мо, музыканту-экспериментатору, который поручил инструмент немецкому мастеру Вольфгангу Стаабу, профессионалу, который в течение 25 лет работал над реставрацией и ремонтом старых бас-гитар. [ нужна ссылка ] Чтобы создать октобас Мо, Стааб изучил все существующие образцы и искал в Альпах лучшую древесину, легкую и очень твердую. На создание инструмента (немного большего, чем другие образцы) ушло 13 месяцев, а первый концерт состоялся в церкви Осло во время фестиваля звука Only Connect. [ нужна ссылка ]
Диапазон и настройка
[ редактировать ]По Берлиозу, три открытые струны были настроены C 1 , G 1 и C 2 . Эта настройка дала ему низкий диапазон на одну октаву ниже виолончели, равный современному контрабасу с расширением нижней до. Однако в то время, когда был изобретен октобас, контрабас не имел этого расширения и мог опускаться только до E 1 или G 1 . Механизм позволял каждой струне хроматически охватывать диапазон идеальной квинты и давал инструменту высокий диапазон до G 2 . [8] Инструмент в Музее музыки в Париже, в котором используются жильные струны с точностью до периода, настроен таким образом (хотя, по крайней мере, на некоторых записях общая настройка представляет собой полутон-бемоль). [9]
Инструмент в Музее музыкальных инструментов в Фениксе, в котором используются современные металлические струны, настроен на C 0 , G 0 , D 1 . Эта настройка дает ему низкий диапазон на две октавы ниже виолончели и на одну октаву ниже современного контрабаса с расширением нижней до. Берлиоз специально отметил эту настройку в своем трактате по оркестровке , но посчитал ее ошибочной. Как и в парижском инструменте, механизм позволяет каждой струне покрывать идеальную пятую часть, обеспечивая высокий диапазон до A 1 . Основные частоты самых низких нот в этой настройке лежат ниже 20 Гц — общепринятой нижней границы диапазона человеческого слуха — но эти ноты, тем не менее, слышны из-за производимых ими обертонов. [10] (32-футовая остановка органа также превышает предполагаемый предел в 20 Гц.)
Октобас Монреальского симфонического оркестра использует жильные струны, настроен на A 0 , E 1 , B 1 и имеет высокий диапазон до F ♯ 2 . [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берлиоз, Гектор (1948). Трактат об инструментах (PDF) . п. 405 . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Аренас, Эрик Г. (август 2004 г.). Историческое исследование «Messe Solennelle de Sainte-Cecile» Шарля Гуно (Диссертация). hdl : 1794/23902 .
- ^ Макдональд, Хью; Берлиоз, Хью (2002). Трактат об оркестровке Берлиоза: перевод и комментарий . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 318. ИСБН 978-1-139-43300-6 .
- ^ «Прибыл новый октобас Монреальского симфонического оркестра» . Музыка Си-Би-Си . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ В OSM входит гигант . Le Téléjournal, Радио Канады . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Canimex приобретает октобас для OSM. Архивировано 11 декабря 2016 г. в Wayback Machine (на французском языке).
- ^ «Гиперион Струны Октобас» . СаундАйрон . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Берлиоз, Гектор (1848). Трактат об инструментах . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. п. 405. ИСБН 0486269035 .
- ^ Octobasse @ Cité de la musique, Париж . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Вблизи с куратором: Octobasse . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ ОСМ Октобас . Проверено 20 октября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Октобас на Atlas Obscura
- Октобас на OSM сайте
- Amazing Grace, Amazing Octobass Видео YouTube Amazing Grace , исполненное на Octobass