Эуфониум
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
![]() | |
Духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | Аэрофон |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 423.232 (Клапанный динамик звучит по движению губ) |
Развитый | 1840-е годы из офиклеиды |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Часть серии о |
Музыкальные инструменты |
---|
Эуфониум — среднего размера, часто компенсирующий , с коническим отверстием и теноровым голосом это 3- или 4-клапанный духовой инструмент , который получил свое название от древнегреческого слова εὔφωνος euphōnos . [2] что означает «хорошо звучащий» или «сладкоголосый» ( εὖ eu означает «хорошо» или «хорошо», а φωνή phōnē означает «звук», следовательно, «хороший звук»). Эуфониум – клапанный инструмент. Почти все современные модели имеют поршневые клапаны модели с поворотными клапанами , хотя существуют .
Музыка эуфониума может быть записана басовым ключом как нетранспонирующий инструмент или скрипичным ключом как транспонирующий инструмент в B ♭ . В британских духовых оркестрах он обычно рассматривается как инструмент со скрипичным ключом, тогда как в музыке американских оркестров партии могут быть написаны либо скрипичным , либо басовым ключом, либо обоими.
Человек, играющий на эуфониуме, известен как эуфониумист, эвфонист, эвфонист или просто игрок на эуфониуме.
Имя
[ редактировать ]Эуфониум относится к семейству медных духовых инструментов , в частности, низких духовых инструментов, имеющих много родственников. Он очень похож на баритон-горн . Разница в том, что размер конического отверстия баритонового рожка обычно меньше, чем у эуфониума. [2] Спорно, достаточно ли этого, чтобы сделать их двумя разными инструментами. В семействе тромбонов тромбоны большого и малого диаметра называются тромбонами, а цилиндрическая труба и конический флюгельгорн имеют разные названия. Как и в случае с трубой и флюгельгорном, оба инструмента легко дублируются одним музыкантом с некоторой модификацией дыхания и амбушюра , поскольку оба инструмента имеют одинаковый диапазон и по существу идентичную аппликатуру. [3]
Американский баритон с тремя клапанами на передней части инструмента и изогнутым, направленным вперед колоколом доминировал в американских школьных оркестрах на протяжении большей части 20-го века, его вес, форма и конфигурация соответствовали потребностям марширующего оркестра. . Хотя этот инструмент представляет собой гибрид конически-цилиндрического канала, что-то среднее между классическим баритон-горнком и эуфониумом, как руководители оркестров, так и композиторы почти повсеместно называли его «баритоном», что способствовало путанице терминологии в Соединенных Штатах.
В нескольких музыкальных каталогах конца 19 века (таких как Pepper и Lyon & Healy) продавался инструмент, похожий на эуфониум, под названием «B ♭ bass» (чтобы отличить его от басов E ♭ и BB ♭ ). [4] [5] На этих рисунках в каталоге у B ♭ Bass трубка толще, чем у баритона; оба имели три клапана. В том же духе корпус барабанов и горнов ввел «бас-баритон» и отличал его от баритона. Более толстая трубка трехклапанного баса B ♭ позволяла воспроизводить сильные фальшивые звуки, обеспечивая хроматический доступ к педальному регистру.
Фердинандом Зоммером, Первоначальное название инструмента, предложенное было эуфонион . [6] Иногда ее называют тенор-тубой в B ♭ , хотя это также может относиться и к другим разновидностям тубы . Имена на других языках, включенные в баллы, также могут быть неоднозначными. К ним относятся французский бас , саксгорн-бас и туба-бас ; немецкие баритон , тенорбас и тенорбасхорн ; Итальянский баритоно , бомбардино , эуфонио и фликорно бассо . [6] Наиболее распространенное немецкое имя, Баритон , возможно, побудило американцев принять название «баритон» для инструмента из-за притока немецких музыкантов в Соединенные Штаты в девятнадцатом веке. [6]
История и развитие
[ редактировать ]Эуфониум, как медный духовой инструмент с баритоном, ведет свое происхождение от офиклеиды и , в конечном счете, от змеи . Поиск удовлетворительного основного духового инструмента, способного воспроизводить массированный звук. [ необходимо определение ] выше его высоты потребовалось много лет. Хотя змея использовалась на протяжении более двух столетий, начиная с позднего Возрождения , было очень трудно контролировать ее высоту и качество тона из-за непропорционально маленьких открытых отверстий для пальцев. Офиклеид, который использовался в группах и оркестрах в течение нескольких десятилетий с начала до середины 19 века, использовал систему клавиш и был усовершенствованием по сравнению со змеем, но все еще был ненадежным, особенно в высоком регистре.
С изобретением системы поршневых клапанов c. В 1818 году стало возможным создание духовых инструментов с ровным звучанием и возможностью игры во всех регистрах. Говорят, что эуфониум как «широкий клапанный рожок баритонового диапазона» был изобретен Фердинандом Зоммером из Веймара в 1843 году, хотя Карл Мориц в 1838 году и Адольф Сакс в 1843 году. также упоминаются [ кем? ] Сакса Хотя семейство саксгорнов было изобретено примерно в то же время, а басовый саксгорн очень похож на эуфониум, есть и различия, например, басовый саксгорн уже по всей длине инструмента. [7]
Компенсирующий эуфониум в «британском стиле» был разработан в 1874 году Дэвидом Блейкли из Boosey & Co. [8] и с тех пор используется в Великобритании, при этом основная конструкция мало изменилась.
Современные производители эуфониума работают над дальнейшим усовершенствованием конструкции инструмента. Такие компании, как Адамс [9] и Бессон [10] были лидерами в этом отношении. Компания Adams euphoniums разработала регулируемый ресивер, который позволяет музыкантам менять тембр инструмента на тот, который они считают предпочтительным. Бессону приписали [ по мнению кого? ] с введением регулируемого основного триггера настройки, который дает исполнителям большую гибкость в интонации.
Конструкция и общие характеристики
[ редактировать ]Эуфониум, как и тенор-тромбон, звучит в концерте B ♭ . Для духового инструмента с клапанами, такого как эуфониум, это означает, что, когда лампы не используются, инструмент будет воспроизводить частичные партии B ♭ гармонической серии . Обычно он оркеструется как нетранспонирующий инструмент , такой как тромбон , написанный на концертной высоте в басовом ключе с более высокими пассажами в теноровом ключе . Партии эуфониума скрипичного ключа , транспонирующие вниз мажорную девятую часть, включены в музыку многих концертных групп : [примечание 1] В традициях духовых оркестров британского стиля музыка эуфониума всегда пишется именно так. В музыке групп континентальной Европы партии эуфониума могут быть записаны в басовом ключе как транспонирующий инструмент B ♭, звучащий на мажорную секунду ниже, чем написано.
Профессиональные модели имеют три клапана верхнего действия, на которых играют первыми тремя пальцами правой руки, а также четвертый клапан, обычно расположенный посередине правой стороны инструмента, на котором играют левым указательным пальцем; такой инструмент показан вверху этой страницы. Такие модели также имеют компенсирующие «костяшки» для решения проблем с интонацией ниже Е 2 . Модели для начинающих часто имеют только три клапана верхнего действия, в то время как некоторые «студенческие» модели среднего уровня могут иметь четвертый клапан верхнего действия, которым можно играть безымянным пальцем правой руки. Компенсационные системы дорого построить, и, как правило, существует существенная разница в цене между компенсирующими и некомпенсирующими моделями. Подробное описание клапанов и системы компенсации см. в статье о медных духовых инструментах .

Эуфониум имеет обширный диапазон, от E 2 до примерно F 4 для исполнителей среднего уровня (с использованием научной нотации высоты тона ). В профессиональных руках это значение может варьироваться от B 0 до B ♭ 5 . [11] Самые низкие ноты зависят от настройки клапана инструмента. Все инструменты хроматические вплоть до E 2 , но четырехклапанные инструменты расширяют это значение как минимум до C 2 . Некомпенсирующие четырехклапанные инструменты страдают от проблем с интонацией от E ♭ 2 до C 2 и не могут воспроизводить низкую B 1 ; компенсирующие инструменты не имеют таких проблем с интонацией и могут играть низкую B 1 . [примечание 2] От B ♭ 1 вниз находится «диапазон педали», то есть основы гармонического ряда инструмента. Их легко воспроизводить на эуфониуме по сравнению с другими медными духовыми инструментами, а размер диапазона зависит от марки инструмента точно так же, как только что описано. Таким образом, на компенсационном четырехклапанном инструменте самая низкая возможная нота - это B 0 , иногда называемая двойной педальной B, которая находится на шесть строк ниже басового ключа.
Как и в случае с другими инструментами с коническим отверстием, корнетом , флюгельгорном , валторной и тубой , трубка эуфониума (за исключением трубки в клапанной части, которая обязательно имеет цилиндрическую форму) постепенно увеличивается в диаметре по всей длине, в результате чего получается более мягкое и нежное звучание. тон по сравнению с инструментами с цилиндрическим отверстием, такими как труба , тромбон , судрофон и баритон-горн . Хотя по-настоящему характерный звук эуфониума довольно сложно определить точно, большинство исполнителей согласятся, что идеальный звук — темный, богатый, теплый и бархатистый, практически без жесткости. Это также связано с различными моделями, которые предпочитают британские и американские игроки. [12]
Хотя аппликатура эуфониума ничем не отличается от аппликатуры трубы или тубы, начинающие эуфониумисты, скорее всего, испытают серьезные проблемы с интонацией, реакцией и диапазоном по сравнению с другими начинающими исполнителями на духовых инструментах. [13]
Типы
[ редактировать ]Компенсирующий
[ редактировать ]Компенсирующий эуфониум распространен среди профессионалов. В нем используется система «три плюс один клапан» с тремя вертикальными клапанами и одним боковым клапаном. В системе компенсационных клапанов используются дополнительные трубки, обычно отходящие от задней части трех вертикальных клапанов, чтобы добиться правильной интонации в нижнем диапазоне инструмента. Этот диапазон составляет от E 2 до B ♭ 1 . Не все эуфониумы с четырьмя и тремя клапанами являются компенсационными. Компенсируют только те, которые оснащены дополнительными трубками. Когда-то были доступны трехклапанные компенсационные эуфониумы. В этой конфигурации, как и в компенсационных моделях «три плюс один», использовались дополнительные трубки, чтобы ноты C 2 и B 1 гармонировать . Эта трехклапанная компенсационная конфигурация до сих пор доступна в баритоновых рожках британского стиля, обычно на профессиональных моделях.
Двойной колокол
[ редактировать ]
Уникальным творением для Соединенных Штатов стал эуфониум с двойным колоколом , в котором помимо основного был еще один колокол меньшего размера; игрок мог переключать колокольчики для определенных отрывков или даже для отдельных нот с помощью дополнительного клапана, управляемого левой рукой. Якобы меньший колокол предназначался для имитации звука тромбона (он был цилиндрическим) и, возможно, предназначался для ситуаций исполнения, в которых тромбоны были недоступны. Однако степень, в которой разница в звуке и тембре была заметна слушателю, остается предметом споров. Мишель Раффайоло из группы Патрика С. Гилмора представил этот инструмент в США к 1880 году, и в течение нескольких десятилетий он широко использовался как в школьных, так и в служебных оркестрах. Гарольд Браш (см. «Список важных игроков» ниже) привез в Соединенные Штаты компенсирующий эуфониум в британском стиле c. 1939 г., но эуфониум с двойным колокольчиком, возможно, оставался широко используемым даже в 1950-х и 1960-х годах. В любом случае они стали редкими (последние раз они были в рекламе Конна в 1940-х годах и в каталоге Кинга в 1960-х), [14] и обычно неизвестны молодым игрокам. Сейчас они в основном известны благодаря упоминанию в песне « Семьдесят шесть тромбонов » из мюзикла «Музыкант» Мередит Уилсон .
Марширующий
[ редактировать ]
Маршевые эуфониумы используются марширующими оркестрами и в барабанно-горнном корпусе . Обычно в барабанном корпусе есть две партии баритона и одна партия эуфониума, причем эуфониум играет сравнительно низкие партии. Некоторые корпуса (например, Blue Devils ) маршируют полностью эуфониумными секциями, а не только марширующим баритоном или смесью того и другого. [15] В школьных марширующих оркестрах эти два слова часто используются как взаимозаменяемые.
В зависимости от производителя, вес этих инструментов может быть напряженным для среднего участника марша и требовать большой силы для удержания во время тренировок и выступлений, что приводит к проблемам с нервами в правом мизинце, мозолям на левой руке и, возможно, проблемам со спиной и руками. . Маршевые эуфониумы и маршевые баритоны обычно имеют три клапана, в отличие от обычного эуфониума, имеющего четыре.
Другая форма маршевого эуфониума — трансформируемый эуфониум. Недавно получивший широкое распространение, валторна напоминает трансформируемую тубу, способную превращаться из концертной стойки в марширующий вперед колокол на левом или правом плече. В основном их производят компании Jupiter или Yamaha, но можно найти и другие менее дорогие версии.
Пять клапанов
[ редактировать ]Пятиклапанный эуфониум (некомпенсирующий) — чрезвычайно редкая разновидность эуфониума, производимая в конце 19 — начале 20 веков британской компанией по производству музыкальных инструментов Besson и Highams of Manchester Musical Instrument Company. от Higham and Besson был экономичным, но не получил широкого распространения. Clearbore Пятиклапанный эуфониум [16]
Пятиклапанный эуфониум Besson имел стандартные три поршневых клапана, расположенных горизонтально, а не сверху, но имел еще два поршневых клапана сбоку. Стандартный эуфониум имеет восемь возможных положений аппликатуры и без аппликатуры, с помощью которых воспроизводится звук. Редкие четвертый и пятый дополнительные «боковые» клапаны моделей Besson и Highams с «чистым стволом» изменяют количество возможных положений пальцев и без пальцев с восьми до тридцати двух. [17]
Термин «пятиклапанный эуфониум» не относится к вариациям эуфониума с двойным колоколом, выпускаемым различными компаниями по производству медных духовых инструментов в один и тот же период. Некоторые из эуфониумов с двойным раструбом имели пять клапанов, при этом пятый клапан либо не находился сверху над остальными четырьмя, либо находился отдельно в стороне, но пятый клапан с двойным раструбом использовался для переключения звука на второй тромбон меньшего размера. колокольчика , а не для изменения высоты аппликатуры инструмента. Кроме того, компания Cerveny Musical Instruments сегодня производит несколько эуфониумов с пятью вертикальными поворотными клапанами , но это недавняя разработка, не имеющая отношения к делу. [18]
Известные исполнители эуфониума
[ редактировать ]Немец Фердинанд Зоммер, если не принимать во внимание утверждения Морица и Сакса, каждый из валторн которых по своей природе также приближался к эуфониуму, помимо того, что ему приписывают изобретение эуфониума как Зоммергорна в 1843 году, в качестве солиста на валторне, квалифицируется как первый игрок на эуфониуме, чтобы значительно продвинуться и изменить понимание инструмента. [19] [20]
Великобритания
[ редактировать ]- Альфред Джеймс Фази (1834–1888), английский художник по офиклеидам , баритонам и эуфониумам, которому приписывают модификацию канала баритонового саксгорна , предшественника баритонового рожка , чтобы увеличить его и сделать более резонансным, тем самым создав первый настоящий эуфониум, который он продолжил. популяризировать как исполнителя и автора ранней методики обучения игре на духовых тенорах. [21]
- Стивен Мид , английский солист эуфониума и профессор Королевского Северного музыкального колледжа, известный на международном уровне за продвижение британского звука эуфониума. [22]
- Дэвид Торнтон , главный эуфониум группы Brighouse and Rastrick Band и ученик Стивена Мида, известен победой в нескольких престижных международных конкурсах и продвижением британского звука эуфониума посредством радиовещания, а также средств записи. [23]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Симоне Мантиа (1873–1951), американский баритон-виртуоз/эуфониум итальянского происхождения, а также тромбонист начала 20 века. Играя в качестве солиста в группах Sousa и Pryor Bands, Мантиа был первым виртуозом эуфониума, записавшим и популяризировавшим этот неоркестровый инструмент в Соединенных Штатах. [24] [25]
- Леонард Фальконе (1899–1985), американский солист-баритон/эуфониум итальянского происхождения, аранжировщик, профессор, руководитель группы в Мичиганском государственном университете и учитель многих известных исполнителей эуфониума. Фальконе разработал оперный страстный стиль баритона и является тезкой Международного фестиваля тубы и эуфониума Леонарда Фальконе , ведущего места проведения этого инструмента в Соединенных Штатах. [26] [27]
- Артур В. Леман (1917–2009), американский солист эуфониума, известный как «Арт», записывающийся артист оркестра морской пехоты США, известный автор эуфониума, таких как «Искусство эуфониума» . Леман был учеником Гарольда Браша и Симоны Мантиа и выдвинул концепцию насыщенного резонансного звука без вибрато, впервые предложенную Мантиа. [25] [28]
- Брайан Боуман , бывший солист оркестра ВМС США (1971–75) и оркестра ВВС США (1976–91); бывший профессор эуфониума в Университете Северного Техаса, соредактор книги «Метод Арбана для тромбона и эуфониума». Боуман создал новаторское сочетание мягкого британского звучания с глубокой страстью, которое можно услышать в записях Фальконе, став самым известным американским артистом в конце 20-го века благодаря записи, преподаванию и первому сольному концерту на эуфониуме в Карнеги-холле . [29] [30]
- Бернард Этвелл МакКинни, позже Киан Завади (1932–2024), джазовый тромбонист и исполнитель на эуфониуме, один из немногих джазовых солистов, играющих на последнем инструменте.
Япония
[ редактировать ]- Тору Миура , профессор эуфониума Музыкального колледжа Кунитачи ; солист и практикующий врач, награжденный Международной ассоциацией тубы-эуфониума (ранее TUBA) наградой за выдающиеся заслуги за свою роль в продвижении этого инструмента. [31]
Бразилия
[ редактировать ]- Иринеу де Алмейда (известный как Иринеу Батина) (1863-1916), один из самых влиятельных музыкантов и профессоров жанра чоро , первой бразильской типичной музыки. Иринеу был активным композитором, эуфониумистом, офиклеидистом и профессором, а с 1900 года участвовал в первых коммерческих записях бразильской музыки в Рио-де-Жанейро, играя как эуфониум, так и офиклеид в качестве композитора, солиста и контрапунктиста. Де Алмейда также был профессором вундеркинда Пиксингвинья , который позже стал самым важным разработчиком всего жанра чоро и одним из самых важных творцов в истории бразильской музыки. Благодаря Иринеу Батине и его современникам бомбардино является неотъемлемой частью жанра чоро, который является нематериальным культурным наследием Бразилии. [32]
Репертуар
[ редактировать ]Репертуар эуфониума состоит из сольной литературы и оркестровых, а чаще концертных партий, написанных для эуфониума. С момента своего изобретения в 1843 году эуфониум всегда играл важную роль в ансамблях, но сольная литература появлялась медленно и до 1960-х годов состояла лишь из нескольких более легких соло. Однако с тех пор широта и глубина репертуара сольного эуфониума резко возросли.
В нынешнюю эпоху появилось огромное количество новых заказов, а также разработка и продвижение репертуара через серию «Мир Эуфониума» Стивена Мида и серию «За горизонтом» на сайте Euphonium.com. Также появилось огромное количество новых комиссий со стороны все большего числа игроков, а также увеличение количества крупномасштабных комиссий консорциумов, включая текущие в 2008 и 2009 годах, организованные Брайаном Мейкснером (Либби Ларсон), Адамом Фреем (Консорциум Euphonium Foundation). и Джейсон Хэм (Дэвид Джиллингем).

После его изобретения стало ясно, что эуфониум имел, по сравнению со своими предшественниками, змеем и офиклеидом, широкий диапазон и неизменно богатый, приятный звук во всем этом диапазоне. Он был гибким как по качеству тона, так и по интонации и мог хорошо сочетаться с различными ансамблями, что сразу же завоевало популярность среди композиторов и дирижеров в качестве основного тенорового сольного инструмента в духовых оркестрах , особенно в Великобритании. Поэтому неудивительно, что когда британские композиторы – некоторые из тех, кто писал для духовых оркестров – начали писать серьезную, оригинальную музыку для концертного оркестра в начале 20-го века, они использовали эуфониум в очень похожей роли. .
Когда в 1930-х и 1940-х годах американские композиторы также начали писать для концертного оркестра как его собственного художественного средства, они продолжили традицию британских духовых и концертных оркестров использования эуфониума в качестве основного тенорового соло.Нельзя сказать, что композиторы тогда и сейчас ценили эуфониум только за его лирические возможности. Действительно, изучение большого количества литературы о концертных группах показывает, что эуфониум функционирует как «мастер на все руки».
Хотя эуфониум, как отмечалось ранее, с самого начала использовался композиторами и аранжировщиками в оркестровых ансамблях, оркестровые композиторы, по большому счету, не воспользовались этой возможностью. Тем не менее, есть несколько оркестровых произведений, некоторые из которых представляют собой стандартный репертуар, в которых композиторы использовали инструменты, такие как туба Вагнера, которую в настоящее время обычно заменяют эуфонием.
В отличие от давней практики широкого использования эуфониума в духовых оркестрах и духовых оркестрах, примерно сорок лет назад буквально не существовало сольной литературы, написанной специально для эуфониума, и исполнители эуфониума были вынуждены заимствовать литературу других авторов. инструменты. К счастью, учитывая многогранные возможности инструмента, о которых говорилось выше, соло для многих различных инструментов легко адаптировать к исполнению на эуфониуме.
Самая ранняя сохранившаяся сольная композиция, написанная специально для эуфониума или одного из его родственников саксгорна, - это Концерт для Фликорно Бассо (1872) Амилькаре Понкьелли. В течение почти столетия после этого сольный репертуар эуфониума состоял всего из дюжины или около того виртуозных произведений, в основном легких по своему характеру. Однако в 1960-х и 1970-х годах американские композиторы начали писать первые серьезные художественные сольные произведения «новой школы» специально для эуфониума. С тех пор произошел настоящий взрыв сольного репертуара для эуфониума. Всего за четыре десятилетия сольная литература выросла практически с нуля до тысяч произведений. Все больше и больше композиторов осознают огромные сольные возможности эуфониума и постоянно «раздвигают границы» новой литературой с точки зрения тесситуры, выносливости, технических требований и расширенных техник.
Наконец, благодаря горстке предприимчивых людей, эуфониум начал проникать в джаз, поп-музыку и другие неконцертные исполнения. Одним из известных исполнителей на эуфониуме из мира популярной музыки является Дон МакГлашан , новозеландский музыкант, начавший свою музыкальную карьеру как оркестровый духовой музыкант. [33] прежде чем добиться успеха в популярной музыке с такими группами, как Blam Blam Blam и The Mutton Birds .
См. также
[ редактировать ]- Список игроков на эуфониуме
- Баритон-горн
- Уильям Белл (игрок на тубе)
- Список производителей эуфониума, баритона и тенора
- Стивен Мид
- Брайан Боуман
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберт, Майерс и Уоллес 2019 , с. 484, Приложение 2: Диапазоны лаброзонов.
- ^ Перейти обратно: а б «Эуфониум» . Мерриам-Вебстер . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 26 мая 2012 г.
- ^ Верден, Дэвид. «Эуфониум, баритон или ???» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2008 года . Проверено 29 января 2008 г.
- ^ «Каталог Лиона и Хили около 1880 года» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ «Каталог Лиона и Хили около 1894 года» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Беван, Клиффорд (2001). «Эуфониум». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Кляйнштойбер, Карл (май 2017 г.). «АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ САКСгорна-БАССА (ФРАНЦУЗСКОЙ ТУБЫ) В СОВРЕМЕННОМ СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ» (PDF) . Университет Северного Техаса . Архивировано (PDF) из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ «История и развитие эуфониума» . Дэвид Чайлдс. Архивировано из оригинала 19 октября 2019 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ «Адамс Эуфониумы» . Музыкальные инструменты Адамса. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ «Эуфониумы» . Буфет-кошки. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ [1]
- ^ Апель, Вилли (1972). Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж: Belknap Выходные данные издательства Гарвардского университета . стр. 105–110. ISBN 9780674375017 . OCLC 21452 .
- ^ Киш, Дэвид (2021). Методы духовых инструментов — важный ресурс для преподавателей, дирижеров и студентов . Публикации ГИА. ISBN 978-1-57463-545-4 . OCLC 1267765869 .
- ^ Каталог HN White/King 1963 года (баритон/эуфониум), «HN Белые эуфониумы и баритоны» . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Леггет, Джон А. (2004). Аспекты аранжировки для барабанного корпуса: все дело в музыке!!! (PDF) .
- ^ Арнольд Майерс, в книге Тревора Герберта, изд., Британский духовой оркестр: музыкальная и социальная история (Оксфорд, 2000), 179. ISBN 0191590126
- ^ Арнольд Майерс, в книге Тревора Герберта, изд., Британский духовой оркестр: музыкальная и социальная история (Оксфорд, 2000), 179. ISBN 0191590126
- ^ [2]
- ^ История баритона, Государственный университет Северной Дакоты, на «История баритона» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2012 года . Проверено 15 октября 2011 г. получено 15.10.2011
- ^ Ллойд Э. Боун младший; Эрик Полл; Р. Уинстон Моррис, ред. (1 марта 2007 г.). Путеводитель по репертуару эуфониума: Справочник по эуфониуму . Университета Индианы Издательство . п. 7. ISBN 9780253348111 . OCLC 611786614 .
- ↑ Bouldersdome, HJ, Покойный мистер Эй Джей Фейси, Британский оркестрант, ноябрь 1888 г., Дерби, Англия, стр.33
- ^ Рой Ньюсом, Современный духовой оркестр: от 1930-х годов до нового тысячелетия , Ashgate Publishing, Ltd., 2006, стр. 252 . ISBN 0-7546-0717-8 .
- ^ «Биография Дэвида Торнтона из Perfect People» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 24 апреля 2011 г.
- ^ Бирли, Пол А., Невероятная группа Джона Филипа Соузы, Попечительский совет Университета Иллинойса, Урбана, Иллинойс. 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Леман, Артур, Краткий анализ артистизма Симоны Мантиа на эуфониуме, 2008 г., «Вспоминают эвфониумистку Симону Мантиа (2008) - эвфониумист Артур Леман» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года . Проверено 1 апреля 2011 г. , получено 01.04.2011
- ^ «Леонард В. Фальконе» . Архивы Мичиганского государственного университета — Коллекция Леонарда Фальконе . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 24 апреля 2011 г.
- ^ Мирна Делфорд Уэлч (1973). Жизнь и творчество Леонарда Фальконе . Издательство Университета Иллинойса .
- ↑ Шудель, Мэтт (28 июня 2009 г.). «Артур В. Леман, 91 год, сержант в отставке играл на эуфониуме с оркестром морской пехоты». Вашингтон Пост. «Артур В. Леман, 91 год, сержант в отставке играл на эуфониуме с оркестром морской пехоты» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 5 июля 2009 г. . Проверено 24 февраля 2011 г.
- ^ Морен, Александр Дж., Классическая музыка: спутник слушателя, Backbeat Books, Сан-Франциско, Калифорния, 2002, стр. 1113
- ^ Брайан Боуман Эуфониум, Инструменталист , Том 63, 2008, стр.34
- ↑ Профиль исполнителя: Тору Миура, Международный фестиваль духовых ансамблей Чеджу, 2007 г., на «♬ 제주국제관악제 ♪» . Архивировано из оригинала 5 октября 2011 года . Проверено 24 апреля 2011 г. , получено 12.04.2011
- ^ «Иринеу Батина - Словарь бразильской популярной музыки Краво Альбина» . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Андерсон, Вики (18 июня 2015 г.). «Дон МакГлашан – считает свои счастливые звезды» . Вещи . Проверено 2 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Герберт, Тревор; Майерс, Арнольд; Уоллес, Джон, ред. (2019). Кембриджская энциклопедия духовых инструментов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781316841273 . ISBN 978-1-316-63185-0 . OCLC 1038492212 . ОЛ 34730943М . Викиданные Q114571908 .
- История эуфониума и его использования в оркестровой музыке Джеффа Коттрелла, 2005 г. Архив получен 28 января 2008 г.
- Сайт Euphonium Asylum, автор Никк Пилато , 2005 г. Архив получен 28 января 2008 г.
- История баритона и эуфониума историком 2008 2015 Архив
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Уэстон, Стивен. 2015 «Бас-Эуфониум». Гроув Музыка онлайн. 13 сентября 2018г. (по подписке)
- Музыкальный гид по эуфониуму Список оригинальной литературы по эуфониуму.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.