Jump to content

Гучжэн

Гучжэн
Экспозиция Guzheng на выставке NAMM Show 2020
Традиционный китайский гучжэн
Упрощенный китайский гучжэн
Буквальный смысл Древний Чжэн
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinGǔzhēng
Wade–Gilesku3-cheng1
IPA[kùʈʂə́ŋ]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationGú-jāang
Southern Min
Tâi-lôKóo-tsing

Чжэн « ( пиньинь : чжэн ; Уэйд-Джайлс : чэн ) или гучжэн ( китайский : 古筝 ; пиньинь : gǔzhēng ; букв. древний чжэн») — китайская щипковая цитра . Современный гучжэн обычно имеет 21, 25 или 26 струн, имеет длину 64 дюйма (1,6 м; 5 футов 4 дюйма) и настроен в мажорной пентатонике . Он имеет большую резонансную деку, сделанную из павловнии дерева . Другие компоненты часто изготавливаются из других пород дерева по структурным или декоративным причинам. Игроки гучжэна часто носят на одной или обеих руках палец, сделанный из таких материалов, как пластик, смола, черепаховый панцирь или слоновая кость .

В зависимости от жанра у него могут быть нейлоновые стальные струны, стальные струны, шелковые струны и т. д. Самый распространенный гучжэн имеет 21 струну. Высокие струны гучжэна расположены близко к игроку, а низкие - на противоположной стороне. Порядок строк изнутри наружу — от 1 до 21.

Гучжэн является предком нескольких других азиатских цитр, таких как японский кото , [1] [2] [3] корейские каягым и адженг , [2] [3] Монгольская ятга , [3] вьетнамская цитра , [2] [3] суданский какапи , [ нужна ссылка ] и казахстанский жетиген . [ нужна ссылка ] Не следует путать гучжэн с гуцинем , китайской цитрой с семью струнами, на которых играют без подвижных мостиков. [4]

За свою долгую историю гучжэн претерпел множество изменений. Самый старый обнаруженный экземпляр содержал 13 струн и, возможно, был датирован периодом Воюющих царств (475–221 гг. До н.э.). [5] Гучжэн стал известен во времена династии Цинь (221–206 гг. До н.э.). Во времена династии Тан (618–907 гг. н. э.) гучжэн был, пожалуй, самым распространенным инструментом в Китае. [6] В гучжэн играют по всему Китаю, используя множество различных техник, в зависимости от региона Китая и периода времени. Он обладает легким тембром, широким диапазоном, богатым исполнительским мастерством и сильной выразительной силой, и на протяжении всей истории его глубоко любили многие китайцы. [7]

Источник

[ редактировать ]
Анимированная диаграмма развития гучжэна
Количество струн на Гучжэне постепенно увеличивалось за его 2000-летнюю историю.
Ансамбль фигурок музыкантов с тремя Чжэн музыкантами ; II век до н. э., из Мавангдуи. гробницы

Гучжэн имеет разные версии своего происхождения. Говорят, что один из первых инструментов, похожих на гучжэн, был изобретен Мэн Тяном . [6] полководец династии Цинь (221–206 гг. до н. э.), находившийся под сильным влиянием Сэ . [8] Некоторые полагают, что гучжэн изначально был разработан как цитра из бамбуковой трубки , как записано в Шуовэнь Цзецзы , которая позже была переработана, чтобы больше походить на сэ , и сделана из больших изогнутых деревянных досок и подвижных мостов. [9] Третья легенда гласит, что гучжэн возник, когда два человека поссорились из-за 25-струнного сэ. Они разломили его пополам: один получил партию 12-струнной, другой - 13-струнную. [10]

Струны когда-то делались из шелка . Во времена династии Цин (1644–1912) в качестве струн использовались только латунные проволоки. [10] Современные струны почти всегда изготавливаются из стали и нейлона. Эти струны из нескольких материалов, впервые представленные в 1970-х годах, увеличили громкость инструмента, сохранив при этом приемлемый тембр . [ нужна ссылка ]

Гучжэн часто украшают. Художники создают на инструменте уникальный культурный и художественный контент. Украшения включают резное искусство, резной лак , соломку, из перламутра инкрустацию , живопись , поэзию , каллиграфию , резьбу по ракушкам ( нефрит ) и перегородчатую эмаль . [ нужна ссылка ]

Музыка гучжэна имеет сходство с народными песнями, она развивается на основе жизни людей. Через игру исполнителей он отражает производство и жизнь людей того времени. [11]

Стили и техники

[ редактировать ]

Гучжэн щипают пальцами с плектрами или без них . [10] Интересно, что среди 21 струны Guzheng, хотя ни одна струна не предназначена специально для игры F или B, эти высоты можно получить, нажав вместо этого клавиши E и A соответственно. Большинство современных игроков используют плектры, прикрепленные к четырем пальцам на каждой руке. Древние кирки делались из обычных материалов, таких как бамбук , кость и зубы животных, или из более тонких материалов, таких как слоновая кость , черепаховый панцирь и нефрит. [10] [12]

В традиционных стилях игры правая рука берет ноты, а левая рука добавляет украшения, такие как слайды высоты тона и вибрато , нажимая на струны слева от подвижных мостов. В современных стилях для игры на правой стороне струн используются обе руки. Существует множество техник нанесения нот. Один из знаковых звуков — это тремоло, производимое большим пальцем правой руки, быстро вращающимся вокруг одной и той же ноты. Другие техники гучжэн включают гармоники ( фаньинь ), когда человек перебирает струну, одновременно постукивая по ней, создавая ноту более высокой октавы . [12]

Многие техники гучжэна были заимствованы из других инструментов. Например, Лунь – заимствованная техника. В лунь все пять пальцев перебирают струну, чтобы получить звук тремоло, похожий на звук пипа . [13]

Техники также могут различаться в Северном и Южном Китае , создавая разные звуки и стили. [ нужна ссылка ] [14]

Северный Китай

[ редактировать ]

Северные стили включают песни региональных школ Шаньдун и Хэнань . [ нужна ссылка ]

Песни из Шаньдуна включают «Высокую гору и текущую воду [Шаньдунская версия]» ( Гао Шань Лю Шуй ) и «Осенняя луна над дворцом Хань» ( Хань Гун Цю Юэ ). Песни из Хэнани включают «Высокую гору и текущую воду [Хэнаньская версия]» и «Иду наверх» ( Шан Лу ). [12]

По словам Сэмюэля Вонга , песни Хэнани зажигательны. [12] Часто используются слайды левой руки и вибрато, а тремоло выполняется большим пальцем. [15] [16] Между тем, песни Шаньдуна «гламурны... мелодические линии часто резко поднимаются и падают... Музыка характерно легкая и освежающая » . [12] Нисходящие ноты на слайдах используются не так часто, как в провинции Хэнань. [15] Глиссандо всегда в ударе. [12]

Южный Китай

[ редактировать ]

Южные стили включают Чаочжоу и Кецзя (Хакка) региональные стили . Еще одна известная школа - региональная школа Чжэцзян на юго-востоке. [ нужна ссылка ]

Южные песни включают « Галка играет с водой» ( Хань Я Си Шуй) из Чаочжоу и «Лотос, выходящий из воды» ( Чу Шуй Лянь ) из школы Хакка. Среди известных песен провинции Чжэцзян — «Генеральный приказ» ( Цзян Цзюнь Лин ). [12]

Песни Чаочжоу и хакка похожи, но, по словам Мэй Хана , «мелодии хакка похожи, но менее приукрашены, чем мелодии соседней школы Чаочжоу». [13] В песнях Чаочжоу используется еще меньше нисходящих нот, а глиссандо представляет собой свободный ритм . В песнях Чаочжоу «неправильный ритм и чередование резких и мягких ударов по струнам». [12] В песнях провинции Чжэцзян используется техника, похожая на технику Пипа. Частое тремоло используется с глиссандо для левой руки. Другие техники включают сидиан , при котором 16-е ноты исполняются большим, указательным и средним пальцами в быстром темпе . [17]

На гучжэне исполняется пентатоника , при этом ноты « фа » и « ти » извлекаются путем подгибания струн. Масштаб нот может меняться с использованием «плоских», «естественных» и «диезных» . В песнях Чаочжоу используется несколько гамм, в которых используются как «плоские», так и обе «естественные» ноты. Тон песни может меняться в зависимости от гаммы. [13]

Современная музыка

[ редактировать ]
Женщина играет гучжэн в Тайбэе (2010 г.).

Во многих произведениях, написанных с 1950-х годов, использовались более новые техники, а также смешивались элементы северного и южного стилей, что в конечном итоге создало новую современную школу. [12] Примеры современных песен включают «Весну на снежной горе» ( Сюэ Шань Чунь Сяо ) Фань Шан Э и «Борьбу с тайфуном» ( Чжан Тай Фэн ) Ван Чангюаня . [12]

Новые техники (особенно с 1950-х годов) включали игру гармонии и контрапункта левой рукой. [13]

Экспериментальные атональные пьесы сочиняются с 1980-х годов. Например, «Гора Мин» ( Ming Shan ) и «Мрачный аромат» ( An Xiang ) — современные песни, в которых не используется традиционная пентатоника. [12] [15]

В 2021 году китайско-австралийский композитор и исполнительница гучжэн Минди Мэн Ван в сотрудничестве с австралийским электронным музыкантом Тимом Шилом выпустила в феврале сингл «Hidden Qi 隐.气». [18] последовал EP Nervous Energy 一 触即发. за ним в марте того же года [19] [18] Ранее она сотрудничала с британской группой Gorillaz и австралийской группой Reurgitator и намерена остаться в Австралии и продолжать создавать современную музыку. [20]

Известные люди

[ редактировать ]

Среди известных игроков и учителей 20-го века Ван Сюньчжи ( 王巽之 , 1899–1972), который популяризировал школу Улинь чжэн, базирующуюся в Ханчжоу , Чжэцзян ; Лу Шухуа, который переработал традиционную пьесу гучжэн и назвал ее Юй Чжоу Чан Ван ; Лян Цай-Пин (1911–2000), отредактировавший первое руководство по гучжэну ( Ничжэн Пу ) в 1938 году; Цао Дунфу (1898–1970) из провинции Хэнань; Гао Цзычэн (род. 1918) и Чжао Юйчжай (род. 1924), оба из Шаньдуна; Су Вэньсянь (1907–1971); Го Ин (род. 1914) и Линь Маоген (род. 1929), оба из Чаочжоу; Хакка Ло Цзюсян (1902–1978), а также Цао Гуйфэнь и Цао Чжэн ( 曹正 , 1920–1998), оба обучались в школе провинции Хэнань. Семья Цао из провинции Хэнань известна как мастера гучжэна . [ нужна ссылка ]

Среди известных китайских игроков гучжэн 21-го века - Сян Сихуа, Ван Чжуншань, Чан Цзин, Цзин Ся и Фуна. [ нужна ссылка ] Хотя большая часть гучжэн музыки — это китайская классическая музыка , американский композитор Лу Харрисон (1917–2003) играл и сочинял для этого инструмента. Современные произведения гучжэна также написаны некитайскими композиторами, такими как Халим Эль-Дабх , Кевин Остин , Дэвид Вайо, Саймон Стин-Андерсен и Джон Форман . [ нужна ссылка ]

Чжан Янь (张燕, 1945–1996) играл на гучжэне , выступая и записываясь с руководителем азиатско-американского джазового оркестра Джоном Джаном . Среди других музыкантов, играющих в нетрадиционных стилях, — У Фей , Сюй Фэнся , Рэнди Рейн-Ройш , Мохамед Файзал б. Мохамед Салим, Мэй Хан, Бэй Бэй Хэ, Цзы Лан Ляо , Леви Чен, Андреас Волленвейдер , Джарон Ланье , Майк Хованчек , Чи-Лин Чжоу, Лю Ле, Дэвид Саит. И Моюн. Также котоист Бретт Ларнер разработал новаторские произведения для гучжэна и играл на инструменте в дуэте с электронным музыкантом Сэммом Беннеттом на его компакт-диске Itadakimasu . [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]
Гучжэн на праздновании китайского Нового года (2016) в Дублине, Ирландия.

В телевизионном драматическом сериале « Моя прекрасная принцесса актрисы Руби Линь » персонаж Ся Цывэй играет гучжэн (хотя она имитирует музыку). Он присутствует в поп-хите 1980 года « Everybody’s Got to Learn Sometime » группы Korgis . [ нужна ссылка ]

Еще китайский гучжэн в магазине.

В фильме «Кунг-фу Хастл» убийцы, известные как «Арфисты», играют на длинной цитре, создавая ударные и ударные атаки. Инструмент имеет приподнятые перемычки, как у гучжэна, но его корпус имеет форму гуциня. Звук — звук гуциня. [21]

Гучжэн « использовался в рок-музыке китайским исполнителем Ван Юном из Cui Jian , английским музыкантом Якко Якшиком (в альбоме Jakszyk, Fripp & Collins 2011 года A Scarcity of Miracles » ), Джей Би Брубейкером из August Burns Red в песне «Creative Captivity» из альбом Rescue & Restore 2013 года и виртуальная группа Gorillaz на «Hong Kong» (из сборника 2005 года Help! A Day in the Life ). Мультиинструменталист из Иерусалима Брэдли Фиш использовал гучжэн в стиле рока и электронных эффектах в своей совместной работе 1996 года "The Aquarium Conspiracy" (с Sugarcubes / Björk барабанщиком Сигтриггуром Балдурссоном ) и является наиболее известным исполнителем петель для инструмент. Мандопоп-певец, автор песен и музыкальный продюсер Лэй Чжан известен тем, что использует традиционные китайские инструменты, такие как гучжэн. [ нужна ссылка ]

В первой книге «Воспоминание о прошлом Земли» трилогии Лю Цысиня прокладываются тонкие нити наноматериала военная операция, в ходе которой через Панамский канал , чтобы разрезать приближающийся корабль «Судный день» на щепки, пока он проходит через канал, носит кодовое название «Гучжэн». ссылаясь на сходство нитей наноматериала через канал со струнами инструмента.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дил, Уильям Э. (2006). Справочник по жизни в средневековой и ранней современной Японии . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 266–267. ISBN  0-8160-5622-6 .
  2. ^ Jump up to: а б с «Окно Гюго в мир китайской чжэн». Звонок . 16–17. Лейден: Европейский фонд исследований китайской музыки: 242. 2005. На протяжении веков чжэн стал родительским инструментом семейства азиатских цитр, поскольку он распространился из Китая в ряд соседних стран, дав начало японскому кото, корейскому каягуму и вьетнамский дан транх.
  3. ^ Jump up to: а б с д Ховард, Кейт (1995). Корейские музыкальные инструменты . Издательство Оксфордского университета. стр. 38 . ISBN  978-0-19-586177-8 . Каягум, самый популярный южнокорейский инструмент, представляет собой 12-струнную полутрубную щипковую цитру (H/S 312.22.5) (иллюстрация 7). Он напоминает китайский чжэн, монгольскую ятгу, японский кото и вьетнамский дан транх. Все эти инструменты произошли от общей модели — древнего чжэн.
  4. ^ Гейвуд, Гарриет Розмари Энн (1996). Гуцинь и Гучжэн: историческое и современное развитие двух китайских музыкальных инструментов (магистерская диссертация). Даремский университет.
  5. ^ Итак, Дженни (2000). Музыка в эпоху Конфуция . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 152. ИСБН  0-295-97953-4 .
  6. ^ Jump up to: а б «Звуки истории» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2012 года.
  7. ^ «Цитры Восточной Азии: удлинение шелковых струн и разнообразие звуков (Видеообзор)». Ежегодник традиционной музыки . 40 : 207–208, 221. JSTOR   20465106 .
  8. ^ Шаррон Гу (2011). Культурная история китайского языка . МакФарланд и компания . п. 14. ISBN  978-0-7864-6649-8 .
  9. ^ Кауфманн, Вальтер (1976). Музыкальные ссылки в китайской классике. Детройтские монографии по музыковедению . Хармони Парк Пресс. п. 101. Согласно Шуо Вэню, чэн представлял собой цитру из бамбуковой трубки. […] Бамбуковая трубка в конечном итоге была заменена более крупной изогнутой деревянной доской, и хотя в одном или двух типах цитры использовались фиксированные или подвижные мосты, благородный цинь оставался инструментом без ладов. Несмотря на то, что чэн не упоминается в «Классике», здесь он упоминается из-за своего давнего возраста. Подвижные мосты, позволяющие изменять настройки, надежно связывали чэн с популярной музыкой. Он до сих пор существует бок о бок с выдающимися цинь и сэ. С четвертого или третьего веков до нашей эры существовала еще одна форма сэ - цитра с пятью (тринадцатью) струнами, называемая чу (М 1375). Инструмент не упоминается в Классике.
  10. ^ Jump up to: а б с д ван Гулик, Р.Х. (1951). «Краткая заметка о Чэне, маленьком китайском городе». Тойо Онгаку Кенкю: Журнал Общества исследования азиатской музыки . 1951 (9): 10–25. дои : 10.11446/toyoongakukenkyu1936.1951.en10 .
  11. ^ Чен, Шулин; Чжун, Юн; Ду, Руксу (22 сентября 2022 г.). «Автоматическое сочинение музыки гучжэн (китайская цитра) с использованием сети долговременной краткосрочной памяти (LSTM) и обучения с подкреплением (RL)» . Научные отчеты . 12 (1): 15829. doi : 10.1038/s41598-022-19786-1 . ISSN   2045-2322 . ПМК   9500105 . ПМИД   36138058 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Вонг, Сэмюэл Шэнмяо (2005). Ци: Инструментальное руководство для китайского оркестра . Сингапур: Тенг. стр. 69–83. ISBN  9789810540128 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Хан, Мэй (2001). Историческое и современное развитие китайского чжэн (Диссертация). Университет Британской Колумбии.
  14. ^ ван Гулик, Р.Х. (1951). «Краткая заметка о Чэне, маленьком китайском городе». Тойо Онгаку Кенкю: Журнал Общества исследования азиатской музыки . 1951 (9): 10–25. doi:10.11446/toyoongakukenkyu1936.1951.en10.
  15. ^ Jump up to: а б с Као, Шу Хуэй Дафна (2003). Развитие современного Чжэн на Тайване и в Сингапуре (докторская диссертация). Даремский университет.
  16. ^ Хан, Мэй (2013). Возникновение китайского чжэн: традиционный контекст, современная эволюция и культурная самобытность . Университет Британской Колумбии. OCLC   1033223795 .
  17. ^ Хан, Мэй (2013). Возникновение китайского чжэн: традиционный контекст, современная эволюция и культурная самобытность . Университет Британской Колумбии. OCLC   1033223795 .
  18. ^ Jump up to: а б Галлахер, Алекс (26 февраля 2021 г.). «Минди Мэн Ван и Тим Шил поделились новым синглом «Hidden Qi 隐.气» » . НМЕ . Проверено 24 апреля 2022 г.
  19. ^ Мартин, Джош (25 марта 2021 г.). «Новый EP Тима Шила и Минди Мэн Ванг оказался одним из лучших австралийских произведений электронной музыки, выпущенных в этом году» . МТВ . Проверено 24 апреля 2022 г.
  20. ^ Ван, Минди Мэн; Шил, Тим (18 марта 2021 г.). «Минди Мэн Ван 王萌 и Тим Шил выпустили совместный EP» (Аудио + текст) . Дабл Джей (Интервью). Беседовал Роу, Зан . Проверено 24 апреля 2022 г. Я обосновался здесь около пяти лет. [Минди Венг Ван]
  21. ^ «Кунг-фу Хастл (2004)» . 24 ноября 2013 года . Проверено 7 декабря 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b4b580e245053bc6597ed7f32991f48__1722055020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/48/1b4b580e245053bc6597ed7f32991f48.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guzheng - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)