Се (инструмент)
Се | |||
---|---|---|---|
Современный костюм на выставке в Тайнаньском конфуцианском храме . | |||
китайский | да, чувак | ||
|
Се китайский ( китайский : 瑟 ) или ( цитра : 古 瑟 ) — древняя щипковая гусе китайского происхождения . Он различался по размеру и конструкции, но обычно имел 25–50 струн с подвижными перемычками и диапазоном до пяти октав . Это был один из самых важных струнных инструментов в Китае, наряду с гуцинем . Сэ Чжэн вышло из употребления, превратившись в аналог постепенно . Современные версии этих инструментов часто напоминают чжэн , и были предприняты попытки возродить этот инструмент.
История
[ редактировать ]
По легенде, сэ создал бог Фуси . Говорят, что слово «музыка» «юэ» ( 樂 ) состоит из иероглифов «си» , обозначающих шелк ( 絲 ), и «му», обозначающих дерево ( 木 ), и что оно представляет собой изображение инструмента.
Исторические сведения о сэ начинаются в период Западной Чжоу (1045–771 до н. э.), и он был популярным инструментом в период весны и осени (771–476 до н. э.). [ 2 ] Вместе с цинь он упоминается в « Гуань Цзюй» , знаменитом первом стихотворении «Классика поэзии» (XI–VII вв. до н.э.). [ 3 ] Се « также упоминается в Аналектах» Конфуция (V–III вв. до н. э.). Во времена династии Чжоу сэ . считался инструментом элиты и использовался для воспроизведения ритуальной музыки для жертвенных подношений
К периоду Воюющих царств (V век до н.э.) они начали превращаться в ранние формы чжэн , еще одного типа щипковой цитры. [ 4 ] Таким образом, чжэн иногда считается уменьшенной и упрощенной версией сэ с меньшим количеством струн. [ 4 ] [ 5 ] Се был очень популярен в эпоху до династии Цинь и династии Хань .
Археология
[ редактировать ]Сохранившиеся экземпляры были раскопаны в провинциях Хубэй и Хунань , а также в регионе Цзяннань в Китае. Инструмент также был найден в Цзянсу , Аньхой , Шаньдун и Ляонин . Гробница маркиза И Цзэна (конец V в. до н.э.) в Хубэе содержала множество музыкальных инструментов, в том числе сэ , полный набор бяньчжун (бронзовых колокольчиков), гуцинь (щипковую цитру), каменные колокольчики и барабан.
Институт музыки Китайской академии искусств собирает сэ времен ранней династии Цин длиной 207 см и шириной 43 см.
На складе Сёсоин в Японии есть один экземпляр исторических инструментов, в основном VIII века. [ 6 ]
Строительство
[ редактировать ]Древние сэ были построены с деревянной декой, слегка изогнутой в центре и имевшей три моста на конце и один мост в голове. Обычно в один конец встраиваются четыре стойки для крепления струн, хотя у некоторых инструментов было только две или три стойки. Доска и столбы часто покрываются лаком и украшены декоративной резьбой. Нижний конец сэ имеет длинное арочное отверстие для прохождения струн.
Струны были сделаны из скрученного шелка разной толщины. В «Люши Чунцю » (3 век до н.э.) говорится: «Пятиструнная сэ затем стала пятнадцатиструнной. Когда Шунь пришел к власти, он добавил восемь струн, и стало двадцать три». Другая точка зрения предполагает, что изначально в наборе было 50 струн. Позже Шибан 50 меняет это число на 25. «В большом сэ струн, в среднем — 25». Там также говорится, что Фуси создал 50-струнный сэ , называемый ша , в то время как Желтый император сократил его до 25. Был также «малый сэ », у которого было половина струн (14). Количество струн и длина инструмента различаются от места к месту: археологические находки содержат образцы с 25, 24, 23 или 19 струнами. Чтобы натянуть инструмент, нужно завязать узел «бабочка» на головке струны, натянутой на бамбуковый стержень, через перемычку в головке, над основной частью инструмента и через перемычку на хвостовом конце инструмента. , из звукового отверстия в нижней части инструмента, через хвостовую часть и обернулся вокруг стоек четырьмя или тремя группами.
Современные формы se, как правило, не имеют столбов, а вместо этого натянуты на струны, напоминающие чжэн , на который он похож.
Производительность
[ редактировать ]очень мало современных игроков В этом стиле , которые в основном вымерли в древние времена, хотя концептуально он пережил чжэн . [ 4 ] Единственным известным игроком на сэ в 20 веке был У Цзинлюэ , который в основном играл на гуцине . Есть также очень мало сохранившихся примеров музыкальных табулатур для этого инструмента, большинство из которых существует в цинпу ( табулатура для гуциня ), в которых сэ использовалось для аккомпанемента цинь .
возродился интерес В последнее время к нему , и некоторые музыканты его изучают. Есть также несколько фабрик, которые производят современные инструменты с использованием металлических струн, обернутых нейлоном, хотя инструмент необходимо тщательно изучить с использованием современных материалов, чтобы его можно было полностью принять в качестве игрового инструмента для общих музыкальных целей. прикрепляются магнитные звукосниматели в стиле электрогитары Иногда к обычному комплекту , что позволяет усиливать инструмент через инструментальный усилитель или акустическую систему.
Похожие инструменты
[ редактировать ]В Корее этот инструмент называется сыль и до сих пор используется в конфуцианской ритуальной музыке, которая исполняется два раза в год в храме Мунмё в Сеуле . По словам Ахака Гвебема , сыль — самый большой среди струнных инструментов , струна состоит из 25 струн. [ 7 ]
В Японии инструмент называется сицу и когда-то использовался в музыке гагаку , но не в современных исполнениях. четырнадцатиструнный сицу используется В музыке мингаку . [ 8 ]
Во Вьетнаме инструмент называется сут и в ограниченном контексте используется в древней китайской музыке.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "Se" в Художественной галерее Йельского университета.
- ^ Джин Цзе. Китайская музыка: введение в китайскую культуру . Издательство Кембриджского университета . п. 52. ИСБН 0-521-18691-9 .
- ^ «Поэзия·Чжунань·Гуаньцзюй»: Изящная дама — подруга фортепиано и арфы. Классик поэзии , Оды Южного Чжоу, «Гуань Цзюй»: Прекрасная и добрая женщина, подружись с ней с помощью цинь и сэ .
- ^ Jump up to: а б с Шаррон Гу (2011). Культурная история китайского языка . МакФарланд и компания . п. 14. ISBN 0-7864-6649-9 .
- ^ «Краткая биография Ядуна Гуаня - духовная музыка из Китая» . Концертное объединение Сарния . Архивировано из оригинала 4 августа 2011 г.
- ^ Масатака Сэкине (1988) Ёкюши . Сокровища 4586507632 .
- ^ «Сыль (瑟) — Энциклопедия корейской культуры» . Энциклопедия корейской культуры . Проверено 02 июня 2021 г.
- ^ Иллюстрация музыкальных инструментов клана Вэй . (коллекция Архивного отдела Агентства императорского двора)