Jump to content

Массив (инструмент)

Мыльная опера
Деревянный духовой инструмент
Классификация Хорнбостеля – Сакса 421.121.12
(Открытые боковые флейты с отверстиями для пальцев)
Связанные инструменты
Звуковой образец
Продолжительность: 18 секунд.

Дизи дизи ( китайский : 笛子 ; пиньинь : поперечная , произносится [t͡t͡sɨ] ) — китайская флейта . Его также иногда называют ди ( ) или хэнди ( 橫笛 ), и у него есть такие разновидности, как Куди ( 曲笛 ), Банди ( 梆笛 ) и Синди ( 新笛 ). Это основной китайский музыкальный инструмент , который широко используется во многих жанрах китайской народной музыки , китайской оперы , а также в современном китайском оркестре . Дизи . также является популярным инструментом среди китайцев, поскольку его легко сделать и легко носить с собой [ а ]

Большинство дизи сделаны из бамбука , что объясняет, почему дизи иногда называют простыми названиями, такими как китайская бамбуковая флейта . Однако «бамбук», возможно, больше относится к китайской классификации инструментов, подобной « деревянным духовым инструментам » на Западе. Северно-китайские дизи изготавливаются из фиолетового или фиолетового бамбука, а дизи, изготовленные в Сучжоу и Ханчжоу, изготавливаются из белого бамбука. Дизи, производимые в регионах южного Китая, таких как Чаочжоу, часто изготавливаются из очень тонкого, легкого, светлого бамбука и имеют гораздо более тихий тон.

Хотя бамбук является распространенным материалом для изготовления дизи , также можно найти дизи, сделанные из других пород дерева или даже из камня . Нефритовые дизи (или 玉笛 ; юди ) популярны как среди коллекционеров, интересующихся их красотой, так и среди профессиональных музыкантов, которые ищут инструмент, внешний вид которого соответствует качеству их исполнения; однако нефрит, возможно, не лучший материал для дизи, поскольку, как и металл, нефрит не может быть таким тонально чувствительным, как бамбук, который более резонансен. [ сомнительно обсудить ] [ 1 ]

Дизи флейта – не единственная бамбуковая Китая . с вертикальным выдувом на конце Другие китайские бамбуковые духовые инструменты включают сяо и коди .

Недавно археологи обнаружили доказательства того, что простые поперечные флейты (хотя и без характерного ) присутствовали моконга дизи в Китае уже более 9000 лет. На фрагментах костяных флейт этого периода до сих пор можно играть, и они удивительно похожи на современные версии с точки зрения расположения отверстий и т. д. На стоянке эпохи неолита Цзяху в центральной китайской провинции Хэнань были обнаружены флейты, датируемые 7000–5000 гг. до н.э., которые могли представляют собой самые ранние когда-либо найденные игровые инструменты. [ 2 ] Эти флейты имели от пяти до восьми отверстий и способны издавать звуки примерно октавы. [ 3 ] Дизи , каким мы его знаем сегодня, датируется примерно V веком до нашей эры. [ 4 ] и были примеры бамбуковых дизи , датируемых 2 веком до нашей эры. [ 5 ]

Эти флейты имеют общие черты с другими простыми флейтами, принадлежащими культурам всего мира. Множество образцов из разных культур состоят из просверленного куска кости, который хорошо подходит в качестве материала из-за своей полой природы. Самые ранние известные образцы костяных флейт датируются примерно 42 000 лет назад. [ 6 ]

Современные модификации

[ редактировать ]
Крупный план димо на дизи, а также металлическое соединение дизи .

Традиционно дизи изготавливается из цельного куска бамбука. Несмотря на простоту и прямоту, невозможно изменить основную настройку после того, как бамбук разрезан, что создало проблему при игре на других инструментах в современном китайском оркестре . В 1920-х годах музыкант Чжэн Цзиньвэнь ( 鄭覲文 , 1872–1935) решил эту проблему, вставив медное соединение, чтобы соединить два куска более короткого бамбука. Этот метод позволяет изменять длину бамбука для мгновенной регулировки его основного шага. [ 7 ] [ 8 ]

На традиционных дизи отверстия для пальцев расположены примерно на равном расстоянии, что создает темперацию со смешанными целотоновыми и трехчетвертными интервалами. Чжэн также изменил положение фигурных отверстий, чтобы изменить производимые банкноты. [ 7 ] В середине 20-го века производители дизи дополнительно изменили расположение отверстий для пальцев, чтобы обеспечить возможность игры в равном темпераменте , как того требуют новые музыкальные разработки и композиции, хотя традиционные дизи продолжают использоваться для таких целей, как кунцю аккомпанемент .

11 отверстиями, В 1930-х годах была создана полностью хроматическая версия дизи с названная ксинди ( 新笛 ), настроенная в том же диапазоне, что и западная флейта. Однако дополнительные тональные отверстия модифицированного дизи не позволяют эффективно использовать мембрану, поэтому этому инструменту не хватает тембра, присущего традиционному семейству дизи . [ нужна ссылка ]

В то время как банди (настроенный в том же диапазоне, что и западный пикколо) и куди (настроенный на четвертую или пятую часть ниже, чем банди ) являются наиболее распространенными, другие дизи включают сяоди / гаоинди (настроенный на четверть пятой выше, чем банди ), дади / дииндади куди (на четверть или пятую ниже, чем ) и дейди / дииндади (на октаву ниже, чем куди ). [ нужна ссылка ]

Мембрана

[ редактировать ]
Бамбуковая мембрана Дизи, или Димо

В то время как большинство простых флейт имеют только отверстие для выдувания (известное по-китайски как чуй-конг ( 吹孔 )) и отверстия для пальцев, у дизи есть совсем другое дополнительное отверстие, называемое мо-конг ( 膜孔 ), между амбушюром и кончиком пальца. отверстия. Специальная мембрана, называемая димо ( 笛膜 , букв. « ди мембрана»), сделанная из почти тканевой стружки тростника (сделанной из внутренней оболочки бамбуковых клеток), туго натягивается и приклеивается к этому отверстию, традиционно с помощью вещество, называемое эцзяо , животный клей . также можно использовать чесночный сок Для приклеивания димо , но его не рекомендуется использовать в качестве постоянной замены. создаются мелкие морщинки Этот процесс нанесения, при котором в центре димо для создания проникающего жужжащего тембра , сам по себе является формой искусства.

Моконг димо, покрытый , оказывает характерный резонирующий эффект на звук, производимый дизи , делая его ярче и громче, а также добавляя гармоники, чтобы придать конечному тону гудящий, носовой характер. Дизи имеют относительно большой диапазон, охватывающий около двух с четвертью октав .

Стили и техники игры

[ редактировать ]
Чжуди фольклорного и чжунжуанский переводчик из оркестра НЭНУ .

Современные стили или школы «дизи», основанные на репертуаре профессиональных консерваторий, делятся на две части: северную и южную , причем каждый стиль имеет разные предпочтения в дизи и технике игры, с разными методами приукрашивания и украшения мелодии. [ 9 ]

  • Северная школа (Бэйпай). Дизи , используемый в Северной школе, банди , короче и выше по высоте, а качество его звука ярче и пронзительнее. В Северном Китае он используется в операх куньцюй и банцзы , а также в региональных музыкальных жанрах, таких как эрентай . Музыка дизи Северной школы характеризуется быстрой, ритмичной и виртуозной игрой с использованием таких техник, как глиссандо , тремоло , порхание языком и быстрое игра языком.
  • Южная школа (Наньпай). В Южном Китае куди является ведущим мелодическим инструментом оперы куньцю , а также используется в такой музыке, как Цзяннань сычжу . Он длиннее и имеет более мягкий лирический тон. Музыка Южной школы обычно более медленная, а орнаменты представляют собой преимущественно короткие мелодические обороты, трели и апподжиатуру или форшлаги .

На дизи часто играют с использованием различных «продвинутых» техник, таких как круговое дыхание , слайды, хлопающие ноты, гармоники, трели «летающих пальцев», мультифоника, порхание языка и двойное языкознание , которые также распространены в подобных инструментах, таких как вестерн. концертная флейта и блокфлейта . У большинства профессиональных игроков есть набор из семи дизи , каждый разного тональности (и размера). Кроме того, опытные игроки и те, кто ищет отличительные звуки, такие как пение птиц, могут использовать очень маленькие или очень большие дизи .

Исполнители

[ редактировать ]
Фрагмент династии Сун картины XII века «Ночные пирушки Хань Сизая», изображающей двух игроков на дицзы , трех игроков на гуане (древний инструмент, похожий на гобой) и одного пайбана (деревянного колотушки)

Несколько крупных исполнителей 20-го века внесли свой вклад в игру дизи в новом профессиональном концертном репертуаре консерватории, часто основанном на региональных народных стилях или адаптированном из них. После Китайской коммунистической революции и, согласно переговорам на форуме Яньань , этот инструмент получил признание за свое популярное происхождение и широко использовался в революционной музыке . [ 10 ] [ 11 ]

Фэн Цзыцунь ( 冯子存 , 1904–1987) родился в Янъюань, Хэбэй провинция . Имея скромное происхождение, Фэн ко времени основания Китайской Народной Республики зарекомендовал себя как народный музыкант , играя на дизи, а также на четырехструнной скрипке сиху в местных песенных и танцевальных коллективах, народных песнях и танцах на ходулях. Он также познакомил «Эррентай» Хэбэй с местной оперой Внутренней Монголии , проведя там четыре года в качестве музыканта в 1920-х годах.

в поддерживаемый государством Центральный ансамбль песни и танца в Пекине В 1953 году Фэн был назначен солистом дизи , а в 1964 году принял должность преподавателя в Китайской музыкальной консерватории (Пекин).

Фэн адаптировал произведения традиционных народных ансамблей в соло дицзы, такие как Си Сян Фэн («Счастливое воссоединение»), У банцзы («Пять хлопушек»), внеся свой вклад в новую программу китайской консерватории по игре на традиционных инструментах. Стиль Фэна, виртуозный и живой, известен как представитель народных музыкальных традиций северного Китая.

Лю Гуаньюэ ( 刘管乐 , 1918–1990) родился в уезде Аньго провинции Хэбэй. Лю родился в бедной крестьянской семье и был профессиональным народным музыкантом, зарабатывавшим на скудное существование игрой на гуаньцзы , суоне и дицзы стал солистом Тяньцзиньского ансамбля песни и танца (Тяньцзинь гэвутуань). в сельских ритуальных ансамблях, прежде чем в 1952 году .

Лю вместе с Фэн Цзыцунь считаются представителями северного стиля дицзы . Его произведения, в том числе «Инь чжун няо» («Птицы в тени»), «Хе пин гэ» («Голуби мира») и «Гу сян» («Старая родная деревня»), вошли в новый профессиональный концертный репертуар консерватории.

Игрок телесериала

Лу Чуньлин ( 陆春龄 , 1921–2018) родился в Шанхае . В Шанхае до 1949 года Лу работал водителем велорикши , но также был музыкантом-любителем, исполняя репертуар фольклорного ансамбля Цзяннань сычжу. В 1952 году Лу стал солистом ди-цзы в Шанхайском народном ансамбле (Шанхай миньцзу юэтуань) , а также в Шанхайской оперной труппе (Шанхай гэджу юань) с 1971 по 1976 год. В 1957 году он преподавал в Шанхайской музыкальной консерватории и стал доцентом. в 1978 году.

Лу выступал во многих странах, а также по всему Китаю и сделал множество записей. Его стиль игры на дизи стал представителем традиции Цзяннань -дизи в целом. Он хорошо известен как давний участник знаменитого квартета музыкальных представлений Цзяннань сычжу, в который входят Лу Чуньлин, Чжоу Хао, Чжоу Хуэй и Ма Шэнлун. Среди его композиций - Jinxi («Сегодня и вчера»).

Чжао Сунтин ( 赵松庭 , 1924–2001) родился в уезде Дунъян провинции Чжэцзян . Чжао получил педагогическое образование в провинции Чжэцзян, а также изучал право, китайскую и западную музыку в Шанхае. В 1940-х годах он работал учителем музыки в Чжэцзяне, а в 1956 году стал солистом дизи в Чжэцзянском ансамбле песни и танца ( Zhejiang Sheng Gewutuan ). Он также преподавал в Шанхайской музыкальной консерватории и Чжэцзянском колледже искусств ( Zhejiang Sheng). Ишу Сюэсяо ).

Из-за своего происхождения из среднего класса Чжао пострадал в политических кампаниях 1950-х и 1960-х годов, и ему не разрешили выступать. Вместо этого он обучал многих студентов, которые впоследствии стали ведущими профессиональными игроками на дизи , и совершенствовал дизи дизайн . В 1976 году он был восстановлен на прежней должности.

В состав композиций Чжао входит «Сань У Ци» («Три-пять-семь»), основанная на мелодии из «Уцзюй» (традиционная опера Чжэцзян).

Юй Сюньфа ( 俞逊发 , 1946–2006) был известным солистом дизи и композитором из Шанхая. Он выступал с Шанхайским национальным оркестром и возглавлял Китайский исследовательский центр культуры Дицзы в Шанхае. Государственный совет Китайской Народной Республики вручил ему Премию за выдающиеся достижения, а также пожизненное специальное пособие от государства. Он также известен тем, что изобрел коди в 1971 году.

Ма Ди (馬迪) — нынешний композитор и солист, известный своей техникой игры на инструменте.

Тан Цзюньцяо (唐俊乔) — практикующий артист, выступающий на международном уровне вместе с Шанхайским симфоническим оркестром , Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Лондонским симфоническим оркестром , а также в фильме « Крадущийся тигр, затаившийся дракон» . [ 12 ]

Использование в других музыкальных жанрах

[ редактировать ]

Рон Корб ( 龍笛 (音樂家) или фонетически переводится как « 雷恩寇伯 »), родившийся в Торонто, Канада, является первым известным западным музыкантом, играющим на дизи вместе со многими другими деревянными духовыми инструментами мира. Он окончил музыкальный факультет Университета Торонто с отличием по исполнительскому мастерству. На многих своих записях он использует дизи в качестве ведущего инструмента. Он также использовал дизи в саундтреках к фильмам «Белая графиня» , «Охотник за реликвиями» , «Китай восстает » и «Долгая жизнь, счастье и процветание» .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это контрастирует с сяо , вертикальной бамбуковой флейтой, которая исторически предпочиталась учеными и высшими классами.
  1. ^ Малкольм Таттерсолл (февраль 2007 г.). «Имеет ли значение, из чего оно сделано?» . Проверено 7 сентября 2018 г.
  2. ^ Брукхейвенская национальная лаборатория (22 сентября 1999 г.). «Эксперт лаборатории Брукхейвена помог датировать флейту, считающуюся старейшим музыкальным инструментом, на котором можно играть» . Архивировано из оригинала 14 января 2016 года. (также опубликовано в ScienceDaily («Эксперт лаборатории Брукхейвена помогает датировать флейту, считающуюся старейшим музыкальным инструментом, на котором можно играть»)
  3. ^ Тедеско, Лаура Энн (октябрь 2000 г.). «Цзяху (ок. 7000–5700 до н.э.)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей .
  4. ^ «ди (музыкальный инструмент)» . Британская энциклопедия
  5. ^ Говард Л. Гудман (2010). Сюнь Сюй и политика точности в Китае третьего века нашей эры . Издательство «Брилл» . п. 226. ИСБН  978-90-04-18337-7 .
  6. ^ Чуков (ред.), Т.В. Петкова и В.С. (2018). 2-я Международная электронная конференция по исследованиям в области гуманитарных и социальных наук: материалы конференции . Центр открытого доступа в науке, Белград. doi : 10.32591/coas.e-conf.02.01001f . ISBN  978-86-81294-01-7 . S2CID   192322971 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Фредерик Лау (2008). Кай-Винг Чоу (ред.). За пределами парадигмы четвертого мая: в поисках китайской современности . Лексингтонские книги. стр. 212–215. ISBN  978-0739111222 .
  8. ^ Чэнь Чжэншэн (22 октября 2001 г.). Беседа о роли слуховой подготовки этнических духовых инструментов в исполнении. (на китайском языке).
  9. ^ Фредерик Лау (2008). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–45. ISBN  978-0-19-530124-3 .
  10. ^ «Коммунистическая партия Китая переняла древнюю музыку» . Экономист . 2 сентября 2023 г. ISSN   0013-0613 . Проверено 2 сентября 2023 г. Партия имеет опыт использования музыки в своих целях. При Мао Цзэдуне старые народные песни якобы были переписаны с революционными текстами, а иногда и сочинены с нуля, говорит Кай Тан из Венского университета музыки и исполнительских искусств. Сольный репертуар, связанный с дизи, традиционной формой флейты, был почти полностью составлен после 1949 года и на первых порах состоял в основном из революционной музыки.
  11. ^ Лау, Фредерик (1995). «Индивидуальность и политический дискурс в сольных сочинениях «Дизи»» . Азиатская музыка . Том. 27, нет. 1. С. 133–152. дои : 10.2307/834499 . ISSN   0044-9202 .
  12. ^ Чен, Нан (6 октября 2017 г.). «Достойный посланник флейты» . Китайская газета . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  • Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон, 2001).
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Дизи, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b3c4e98a5eb5bc66c471fa6ba8103fb__1718509740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/fb/6b3c4e98a5eb5bc66c471fa6ba8103fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dizi (instrument) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)