Массив (инструмент)
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 421.121.12 (Открытые боковые флейты с отверстиями для пальцев) |
Связанные инструменты | |
| |
Звуковой образец | |
Дизи дизи ( китайский : 笛子 ; пиньинь : поперечная , произносится [t͡t͡sɨ] ) — китайская флейта . Его также иногда называют ди ( 笛 ) или хэнди ( 橫笛 ), и у него есть такие разновидности, как Куди ( 曲笛 ), Банди ( 梆笛 ) и Синди ( 新笛 ). Это основной китайский музыкальный инструмент , который широко используется во многих жанрах китайской народной музыки , китайской оперы , а также в современном китайском оркестре . Дизи . также является популярным инструментом среди китайцев, поскольку его легко сделать и легко носить с собой [ а ]
Большинство дизи сделаны из бамбука , что объясняет, почему дизи иногда называют простыми названиями, такими как китайская бамбуковая флейта . Однако «бамбук», возможно, больше относится к китайской классификации инструментов, подобной « деревянным духовым инструментам » на Западе. Северно-китайские дизи изготавливаются из фиолетового или фиолетового бамбука, а дизи, изготовленные в Сучжоу и Ханчжоу, изготавливаются из белого бамбука. Дизи, производимые в регионах южного Китая, таких как Чаочжоу, часто изготавливаются из очень тонкого, легкого, светлого бамбука и имеют гораздо более тихий тон.
Хотя бамбук является распространенным материалом для изготовления дизи , также можно найти дизи, сделанные из других пород дерева или даже из камня . Нефритовые дизи (или 玉笛 ; юди ) популярны как среди коллекционеров, интересующихся их красотой, так и среди профессиональных музыкантов, которые ищут инструмент, внешний вид которого соответствует качеству их исполнения; однако нефрит, возможно, не лучший материал для дизи, поскольку, как и металл, нефрит не может быть таким тонально чувствительным, как бамбук, который более резонансен. [ сомнительно – обсудить ] [ 1 ]
Дизи флейта – не единственная бамбуковая Китая . с вертикальным выдувом на конце Другие китайские бамбуковые духовые инструменты включают сяо и коди .
История
[ редактировать ]Недавно археологи обнаружили доказательства того, что простые поперечные флейты (хотя и без характерного ) присутствовали моконга дизи в Китае уже более 9000 лет. На фрагментах костяных флейт этого периода до сих пор можно играть, и они удивительно похожи на современные версии с точки зрения расположения отверстий и т. д. На стоянке эпохи неолита Цзяху в центральной китайской провинции Хэнань были обнаружены флейты, датируемые 7000–5000 гг. до н.э., которые могли представляют собой самые ранние когда-либо найденные игровые инструменты. [ 2 ] Эти флейты имели от пяти до восьми отверстий и способны издавать звуки примерно октавы. [ 3 ] Дизи , каким мы его знаем сегодня, датируется примерно V веком до нашей эры. [ 4 ] и были примеры бамбуковых дизи , датируемых 2 веком до нашей эры. [ 5 ]
Эти флейты имеют общие черты с другими простыми флейтами, принадлежащими культурам всего мира. Множество образцов из разных культур состоят из просверленного куска кости, который хорошо подходит в качестве материала из-за своей полой природы. Самые ранние известные образцы костяных флейт датируются примерно 42 000 лет назад. [ 6 ]
Современные модификации
[ редактировать ]Традиционно дизи изготавливается из цельного куска бамбука. Несмотря на простоту и прямоту, невозможно изменить основную настройку после того, как бамбук разрезан, что создало проблему при игре на других инструментах в современном китайском оркестре . В 1920-х годах музыкант Чжэн Цзиньвэнь ( 鄭覲文 , 1872–1935) решил эту проблему, вставив медное соединение, чтобы соединить два куска более короткого бамбука. Этот метод позволяет изменять длину бамбука для мгновенной регулировки его основного шага. [ 7 ] [ 8 ]
На традиционных дизи отверстия для пальцев расположены примерно на равном расстоянии, что создает темперацию со смешанными целотоновыми и трехчетвертными интервалами. Чжэн также изменил положение фигурных отверстий, чтобы изменить производимые банкноты. [ 7 ] В середине 20-го века производители дизи дополнительно изменили расположение отверстий для пальцев, чтобы обеспечить возможность игры в равном темпераменте , как того требуют новые музыкальные разработки и композиции, хотя традиционные дизи продолжают использоваться для таких целей, как кунцю аккомпанемент .
11 отверстиями, В 1930-х годах была создана полностью хроматическая версия дизи с названная ксинди ( 新笛 ), настроенная в том же диапазоне, что и западная флейта. Однако дополнительные тональные отверстия модифицированного дизи не позволяют эффективно использовать мембрану, поэтому этому инструменту не хватает тембра, присущего традиционному семейству дизи . [ нужна ссылка ]
В то время как банди (настроенный в том же диапазоне, что и западный пикколо) и куди (настроенный на четвертую или пятую часть ниже, чем банди ) являются наиболее распространенными, другие дизи включают сяоди / гаоинди (настроенный на четверть пятой выше, чем банди ), дади / дииндади куди (на четверть или пятую ниже, чем ) и дейди / дииндади (на октаву ниже, чем куди ). [ нужна ссылка ]
Мембрана
[ редактировать ]В то время как большинство простых флейт имеют только отверстие для выдувания (известное по-китайски как чуй-конг ( 吹孔 )) и отверстия для пальцев, у дизи есть совсем другое дополнительное отверстие, называемое мо-конг ( 膜孔 ), между амбушюром и кончиком пальца. отверстия. Специальная мембрана, называемая димо ( 笛膜 , букв. « ди мембрана»), сделанная из почти тканевой стружки тростника (сделанной из внутренней оболочки бамбуковых клеток), туго натягивается и приклеивается к этому отверстию, традиционно с помощью вещество, называемое эцзяо , животный клей . также можно использовать чесночный сок Для приклеивания димо , но его не рекомендуется использовать в качестве постоянной замены. создаются мелкие морщинки Этот процесс нанесения, при котором в центре димо для создания проникающего жужжащего тембра , сам по себе является формой искусства.
Моконг димо, покрытый , оказывает характерный резонирующий эффект на звук, производимый дизи , делая его ярче и громче, а также добавляя гармоники, чтобы придать конечному тону гудящий, носовой характер. Дизи имеют относительно большой диапазон, охватывающий около двух с четвертью октав .
Стили и техники игры
[ редактировать ]Современные стили или школы «дизи», основанные на репертуаре профессиональных консерваторий, делятся на две части: северную и южную , причем каждый стиль имеет разные предпочтения в дизи и технике игры, с разными методами приукрашивания и украшения мелодии. [ 9 ]
- Северная школа (Бэйпай). Дизи , используемый в Северной школе, банди , короче и выше по высоте, а качество его звука ярче и пронзительнее. В Северном Китае он используется в операх куньцюй и банцзы , а также в региональных музыкальных жанрах, таких как эрентай . Музыка дизи Северной школы характеризуется быстрой, ритмичной и виртуозной игрой с использованием таких техник, как глиссандо , тремоло , порхание языком и быстрое игра языком.
- Южная школа (Наньпай). В Южном Китае куди является ведущим мелодическим инструментом оперы куньцю , а также используется в такой музыке, как Цзяннань сычжу . Он длиннее и имеет более мягкий лирический тон. Музыка Южной школы обычно более медленная, а орнаменты представляют собой преимущественно короткие мелодические обороты, трели и апподжиатуру или форшлаги .
На дизи часто играют с использованием различных «продвинутых» техник, таких как круговое дыхание , слайды, хлопающие ноты, гармоники, трели «летающих пальцев», мультифоника, порхание языка и двойное языкознание , которые также распространены в подобных инструментах, таких как вестерн. концертная флейта и блокфлейта . У большинства профессиональных игроков есть набор из семи дизи , каждый разного тональности (и размера). Кроме того, опытные игроки и те, кто ищет отличительные звуки, такие как пение птиц, могут использовать очень маленькие или очень большие дизи .
Исполнители
[ редактировать ]Несколько крупных исполнителей 20-го века внесли свой вклад в игру дизи в новом профессиональном концертном репертуаре консерватории, часто основанном на региональных народных стилях или адаптированном из них. После Китайской коммунистической революции и, согласно переговорам на форуме Яньань , этот инструмент получил признание за свое популярное происхождение и широко использовался в революционной музыке . [ 10 ] [ 11 ]
Фэн Цзыцунь ( 冯子存 , 1904–1987) родился в Янъюань, Хэбэй провинция . Имея скромное происхождение, Фэн ко времени основания Китайской Народной Республики зарекомендовал себя как народный музыкант , играя на дизи, а также на четырехструнной скрипке сиху в местных песенных и танцевальных коллективах, народных песнях и танцах на ходулях. Он также познакомил «Эррентай» Хэбэй с местной оперой Внутренней Монголии , проведя там четыре года в качестве музыканта в 1920-х годах.
в поддерживаемый государством Центральный ансамбль песни и танца в Пекине В 1953 году Фэн был назначен солистом дизи , а в 1964 году принял должность преподавателя в Китайской музыкальной консерватории (Пекин).
Фэн адаптировал произведения традиционных народных ансамблей в соло дицзы, такие как Си Сян Фэн («Счастливое воссоединение»), У банцзы («Пять хлопушек»), внеся свой вклад в новую программу китайской консерватории по игре на традиционных инструментах. Стиль Фэна, виртуозный и живой, известен как представитель народных музыкальных традиций северного Китая.
Лю Гуаньюэ ( 刘管乐 , 1918–1990) родился в уезде Аньго провинции Хэбэй. Лю родился в бедной крестьянской семье и был профессиональным народным музыкантом, зарабатывавшим на скудное существование игрой на гуаньцзы , суоне и дицзы стал солистом Тяньцзиньского ансамбля песни и танца (Тяньцзинь гэвутуань). в сельских ритуальных ансамблях, прежде чем в 1952 году .
Лю вместе с Фэн Цзыцунь считаются представителями северного стиля дицзы . Его произведения, в том числе «Инь чжун няо» («Птицы в тени»), «Хе пин гэ» («Голуби мира») и «Гу сян» («Старая родная деревня»), вошли в новый профессиональный концертный репертуар консерватории.
Лу Чуньлин ( 陆春龄 , 1921–2018) родился в Шанхае . В Шанхае до 1949 года Лу работал водителем велорикши , но также был музыкантом-любителем, исполняя репертуар фольклорного ансамбля Цзяннань сычжу. В 1952 году Лу стал солистом ди-цзы в Шанхайском народном ансамбле (Шанхай миньцзу юэтуань) , а также в Шанхайской оперной труппе (Шанхай гэджу юань) с 1971 по 1976 год. В 1957 году он преподавал в Шанхайской музыкальной консерватории и стал доцентом. в 1978 году.
Лу выступал во многих странах, а также по всему Китаю и сделал множество записей. Его стиль игры на дизи стал представителем традиции Цзяннань -дизи в целом. Он хорошо известен как давний участник знаменитого квартета музыкальных представлений Цзяннань сычжу, в который входят Лу Чуньлин, Чжоу Хао, Чжоу Хуэй и Ма Шэнлун. Среди его композиций - Jinxi («Сегодня и вчера»).
Чжао Сунтин ( 赵松庭 , 1924–2001) родился в уезде Дунъян провинции Чжэцзян . Чжао получил педагогическое образование в провинции Чжэцзян, а также изучал право, китайскую и западную музыку в Шанхае. В 1940-х годах он работал учителем музыки в Чжэцзяне, а в 1956 году стал солистом дизи в Чжэцзянском ансамбле песни и танца ( Zhejiang Sheng Gewutuan ). Он также преподавал в Шанхайской музыкальной консерватории и Чжэцзянском колледже искусств ( Zhejiang Sheng). Ишу Сюэсяо ).
Из-за своего происхождения из среднего класса Чжао пострадал в политических кампаниях 1950-х и 1960-х годов, и ему не разрешили выступать. Вместо этого он обучал многих студентов, которые впоследствии стали ведущими профессиональными игроками на дизи , и совершенствовал дизи дизайн . В 1976 году он был восстановлен на прежней должности.
В состав композиций Чжао входит «Сань У Ци» («Три-пять-семь»), основанная на мелодии из «Уцзюй» (традиционная опера Чжэцзян).
Юй Сюньфа ( 俞逊发 , 1946–2006) был известным солистом дизи и композитором из Шанхая. Он выступал с Шанхайским национальным оркестром и возглавлял Китайский исследовательский центр культуры Дицзы в Шанхае. Государственный совет Китайской Народной Республики вручил ему Премию за выдающиеся достижения, а также пожизненное специальное пособие от государства. Он также известен тем, что изобрел коди в 1971 году.
Ма Ди (馬迪) — нынешний композитор и солист, известный своей техникой игры на инструменте.
Тан Цзюньцяо (唐俊乔) — практикующий артист, выступающий на международном уровне вместе с Шанхайским симфоническим оркестром , Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Лондонским симфоническим оркестром , а также в фильме « Крадущийся тигр, затаившийся дракон» . [ 12 ]
Использование в других музыкальных жанрах
[ редактировать ]Рон Корб ( 龍笛 (音樂家) или фонетически переводится как « 雷恩寇伯 »), родившийся в Торонто, Канада, является первым известным западным музыкантом, играющим на дизи вместе со многими другими деревянными духовыми инструментами мира. Он окончил музыкальный факультет Университета Торонто с отличием по исполнительскому мастерству. На многих своих записях он использует дизи в качестве ведущего инструмента. Он также использовал дизи в саундтреках к фильмам «Белая графиня» , «Охотник за реликвиями» , «Китай восстает » и «Долгая жизнь, счастье и процветание» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малкольм Таттерсолл (февраль 2007 г.). «Имеет ли значение, из чего оно сделано?» . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Брукхейвенская национальная лаборатория (22 сентября 1999 г.). «Эксперт лаборатории Брукхейвена помог датировать флейту, считающуюся старейшим музыкальным инструментом, на котором можно играть» . Архивировано из оригинала 14 января 2016 года. (также опубликовано в ScienceDaily («Эксперт лаборатории Брукхейвена помогает датировать флейту, считающуюся старейшим музыкальным инструментом, на котором можно играть»)
- ^ Тедеско, Лаура Энн (октябрь 2000 г.). «Цзяху (ок. 7000–5700 до н.э.)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей .
- ^ «ди (музыкальный инструмент)» . Британская энциклопедия
- ^ Говард Л. Гудман (2010). Сюнь Сюй и политика точности в Китае третьего века нашей эры . Издательство «Брилл» . п. 226. ИСБН 978-90-04-18337-7 .
- ^ Чуков (ред.), Т.В. Петкова и В.С. (2018). 2-я Международная электронная конференция по исследованиям в области гуманитарных и социальных наук: материалы конференции . Центр открытого доступа в науке, Белград. doi : 10.32591/coas.e-conf.02.01001f . ISBN 978-86-81294-01-7 . S2CID 192322971 .
- ^ Перейти обратно: а б Фредерик Лау (2008). Кай-Винг Чоу (ред.). За пределами парадигмы четвертого мая: в поисках китайской современности . Лексингтонские книги. стр. 212–215. ISBN 978-0739111222 .
- ^ Чэнь Чжэншэн (22 октября 2001 г.). Беседа о роли слуховой подготовки этнических духовых инструментов в исполнении. (на китайском языке).
- ^ Фредерик Лау (2008). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–45. ISBN 978-0-19-530124-3 .
- ^ «Коммунистическая партия Китая переняла древнюю музыку» . Экономист . 2 сентября 2023 г. ISSN 0013-0613 . Проверено 2 сентября 2023 г.
Партия имеет опыт использования музыки в своих целях. При Мао Цзэдуне старые народные песни якобы были переписаны с революционными текстами, а иногда и сочинены с нуля, говорит Кай Тан из Венского университета музыки и исполнительских искусств. Сольный репертуар, связанный с дизи, традиционной формой флейты, был почти полностью составлен после 1949 года и на первых порах состоял в основном из революционной музыки.
- ^ Лау, Фредерик (1995). «Индивидуальность и политический дискурс в сольных сочинениях «Дизи»» . Азиатская музыка . Том. 27, нет. 1. С. 133–152. дои : 10.2307/834499 . ISSN 0044-9202 .
- ^ Чен, Нан (6 октября 2017 г.). «Достойный посланник флейты» . Китайская газета . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон, 2001).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дизи, на Викискладе?