Хотчику
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |

Хотчику ( Хотаке , «бамбук [] дхармы »; горит. « дхарма бамбук » ) , иногда латинизированный как хокчику или хотику , — японский аэрофон , с выдувным концом бамбуковая флейта , изготовленная из корневых частей бамбука. [ 1 ] Корень бамбука очищают и шлифуют, в результате чего поверхность покрывается множеством маленьких круглых узлов там, где корни раньше соединялись со стеблем. Та же часть бамбука также используется для изготовления сякухати, но, в отличие от сякухати , внутренняя (отверстие) и внешняя поверхности хоттику остаются нелакированными, а в мундштуке не используется вставка. Мембраны в узлах внутри отверстия хоттику обычно остаются более неповрежденными, чем у сякухати , хотя более старые комусо сякухати также имеют эту особенность. Вместе эти характеристики создают визуально и слышно сырой и органичный инструмент. Хоттику иногда называют дзинаси нобекан , что означает «без дзи [паста из глины и лака, используемая для сглаживания канала ствола современных сякухати ], цельная»; хоттику не разрезают на две части для изготовления или хранения, в отличие от современных сякухати , которые используются в качестве музыкальных инструментов.

Хотчику имеет четыре отверстия спереди для пальцев и одно отверстие сзади для большого пальца верхней части руки. Инструмент способен воспроизводить диапазон не менее двух октав и более, если инструмент хорошо изготовлен и находится в руках опытного музыканта; им можно придать любую длину, если позволяет подходящий бамбук, при этом частотный диапазон более длинных инструментов сдвинут пропорционально вниз. Хоттику обычно длиннее, чем другие варианты сякухати , и почти всегда толще и тяжелее.
Техника игры на хоттику аналогична технике сякухати , хотя звук, получаемый при использовании хоттику, более хрупкий и, возможно, менее хорошо настроенный на музыкальные гаммы, чем современные, утонченные ( дзи-ари , или настроенные дзи-наси ) сякухати . Угол утагути ( 歌 口 , букв. « поющий рот » ) , или выдувной кромки хоттику, ближе к перпендикуляру к оси канала ствола, чем у современных сякухати , но это в основном выбор производителя в зависимости от размер бамбука. Старые комусо и мёан сякухати также разделяют эту черту, хотя, в отличие от хоттику, у них обычно есть инкрустированная передняя кромка. Это свойство, наряду с нелакированным корпусом, приводит к грубому и хриплому тембру .
Из-за своей чрезвычайно естественной конструкции хоттику обычно используется для суйдзен ( 吹禅 ) (дыхающей дзен- медитации). Играть на традиционном хонкёку обычно пытаются только высококвалифицированные музыканты сякухати , поскольку техники дуновения и аппликатуры, необходимые для хонкёку, должны быть значительно изменены. Поскольку хоттику обычно не настраиваются на стандартную музыкальную гамму, они обычно не аккомпанируют другим инструментам.
Различия между хоттику и традиционным комусо сякухати
[ редактировать ]
Термин «хоттику» популяризировал Вацуми Досо. [ ВОЗ? ] Традиционные комусо сякухати были очень похожи, с тремя основными отличиями. Во-первых, современные исполнители хотчика, такие как Досо [ ВОЗ? ] и Окуда [ ВОЗ? ] часто предпочитают исключительно длинные сякухати , в то время как комусо сякухати редко превышают 2,1 сяку . Во-вторых, комусо сякухати имел инкрустированный мундштук, предохранявший выдувную кромку от впитывания лишней влаги и гниения. В-третьих, хотя дзи не используется, внутренняя часть расписана уруси — натуральным лаком из сока дерева уруси, который использовался в Японии с древности. Как и вставка мундштука, она защищает канал ствола от избыточной влаги и способствует долговечности флейты.
Не имея уруси и мундштука, хоттику постепенно впитывают влагу во время игры, что делает тон менее стабильным. Хотя комусо сякухати также не были настроены на точный масштаб, на них обычно можно было играть вместе. Поскольку положения их лунок были либо рассчитаны, либо скопированы из другой сякухати , конкретный фрагмент хонкёку можно было сыграть примерно одинаково на любой сякухати . Хотчику дадут еще больше свободы; Некоторые из инструментов Ватадзуми Досо представляли собой буквально вырезанный кусок бамбука с несколькими, казалось бы, случайно просверленными в нем отверстиями.
Отличить хоттику от сякухати в целом может быть сложно, так как существует множество типов сякухати , помимо комусо сякухати , существуют также современные дзи-наси нобекан сякухати , например, сделанные Джоном Кайзаном Нептуном. [ ВОЗ? ] которые настроены для игры на современных (западных) музыкальных инструментах. Опять же, после упразднения секты Фукэ в 1871 году современные сякухати делались из двух половин, чтобы более точно настроить их, но сякухати, были в основном «нобэкан» сякухати используемые в практике дзэн, с самого начала . Термин сякухати охватывает все это, включая комусо сякухати , и его не следует понимать как относящийся только к современной, более музыкальной версии инструмента.
Знаменитые в хотчику игроки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дивер, Том. «ХОЧИКУ против СЯКУХАТИ» . Шикан.орг . Архивировано из оригинала 5 июля 2013 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хоттику крупным планом , автор Кинья Согава.
- подробно описывающая различия между хоттику и сякухати . Статья Тома Дивера,
- Одно из нескольких сообщений в ветке на сякумаил , описывающих историю термина и понятия хоттику, в отличие от сякухати.