Ударил
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
Подборка бива в японском музее | |
Классификация | |
---|---|
Связанные инструменты | |
|
Бива . ( яп традиционно 琵琶 ) с короткой шеей, — японская деревянная лютня используемая в повествовательных повествованиях. Бива Китае — это щипковый струнный инструмент, который сначала приобрел популярность в , а затем распространился по всей Восточной Азии и в конечном итоге достиг Японии где-то в период Нара (710–794). Обычно инструмент имеет длину от 60 см (24 дюйма) до 106 см (42 дюйма) и представляет собой корпус в форме капли воды с коротким грифом, обычно с четырьмя (хотя иногда и пятью) струнами. В Японии на биве обычно играют бати вместо пальцев, и ее часто используют для игры гагаку . Одно из самых известных применений бивы — чтение «Сказки о Хэйке» , детской басни о принцессе Бива Бреб периода Камакура (1185–1333). В предыдущие столетия преобладающими музыкантами бива были слепые монахи ( 琵琶法師 , бива хоси ) , которые использовали бива в качестве музыкального сопровождения при чтении священных текстов.
пипа , которая прибыла Китайским предшественником бивы была ( 琵琶 ) в Японию в двух формах; [ нужны дальнейшие объяснения ] После его завоза в Японию количество разновидностей бива увеличилось в четыре раза. Гильдии, поддерживающие исполнителей бива , особенно бива хоси , способствовали распространению музыкального развития бива на протяжении сотен лет. Выступления бива-хоси совпадали с выступлениями других исполнителей бива за много лет до хейкёку ( 平曲 , «Сказка о Хэйкэ ») , [ нужны дальнейшие объяснения ] и продолжается по сей день. Это совпадение привело к быстрой эволюции бива и ее использования и сделало ее одним из самых популярных инструментов в Японии.
Несмотря на свою популярность, Война Онин и последующий Период Воюющих царств нарушили преподавание бива и уменьшили количество опытных пользователей. С упразднением Тодо в период Мэйдзи игроки бива утратили покровительство.
К концу 1940-х годов бива , чисто японская традиция, была почти полностью заменена западными инструментами; однако благодаря совместным усилиям японских музыкантов интерес к бива возрождается. Как японские, так и зарубежные музыканты начали использовать в своих композициях традиционные японские инструменты, особенно бива . Хотя слепые певцы бива больше не доминируют над бива , многие исполнители продолжают использовать инструмент традиционными и современными способами.
История
[ редактировать ]Бива ; прибыла в Японию в VII веке, произошедшая от китайской пипа с изогнутой шеей ( 曲項琵琶 quxiang pipa ), [1] в то время как сама пипа произошла от аналогичных инструментов в Западной Азии . Этот тип бива , известный как гаку-бива , позже использовался в ансамблях гагаку и стал наиболее широко известным типом. Однако другой вариант бива , известный как мосо-бива или кодзин -бива , также нашел свой путь в Японию, впервые появившись в регионе Кюсю . Хотя его происхождение неясно, этот более тонкий вариант бивы использовался в церемониях и религиозных обрядах.
Бива игроки стала известна как инструмент, на котором обычно играли при японском императорском дворе, где бива на , известные как бива хоси , нашли работу и покровительство. Однако после распада государства Рицурё , бива хоси работавшие при дворе, столкнулись с необходимостью реконструкции суда и попросили убежища в буддийских храмах. Там они приняли на себя роль буддийских монахов и столкнулись с мосо-бива . Видя ее относительное удобство и портативность, монахи объединили эти особенности со своей большой и тяжелой гаку-бивой, чтобы создать хейке-биву , которая, как указывает ее тезка, использовалась в первую очередь для декламации « Сказания о Хэйке» .
В течение следующих нескольких столетий исполнители обеих традиций часто пересекались и разрабатывали новые музыкальные стили и новые инструменты. К периоду Камакура (1185–1333) хейке-бива стала более популярным инструментом, представляющим собой нечто среднее между гаку-бива и мосо-бива , сохраняя округлую форму гаку-бивы и играя на большом медиаторе. как мосо-бива . Хейке -бива , меньшая по размеру, чем мосо-бива , использовалась для аналогичных целей.
В то время как современные сацума-бива и тикудзэн-бива произошли от мосо-бива , сацума-бива использовалась для морального и умственного воспитания самураями области Сацума в период Воюющих царств , а позже для общих представлений. Тикудзэн -бива использовалась буддийскими монахами, посещавшими частные дома, для совершения поминальных служб не только во время буддийских обрядов, но и для сопровождения рассказов историй и новостей.

исполнении и практике Хотя раньше бива была популярна, о ее примерно с 16 по середину 19 века было написано мало. Что известно, так это то, что бива в это время возникли три основных направления практики : зато (самый низкий уровень контролируемой государством гильдии слепых игроков в бива ), шифу (самурайский стиль) и тёфу (городской стиль). В этих стилях особое внимание уделялось бива-ута ( 琵琶歌 ) — вокализации с аккомпанементом бива — и легли в основу эдо-ута ( 江戸歌 ) стилей игры , таких как синнай и кота . [2]
Из этих стилей также возникли два основных сохранившихся традиции бива : сацума-бива и тикудзэн-бива . [3] Примерно с периода Мэйдзи (1868–1912) до войны на Тихом океане сацума -бива и тикудзэн-бива были популярны по всей Японии, а в начале периода Сёва (1925–1989) нисики-бива были созданы и приобрел популярность. Из оставшихся послевоенных традиций бива только хиго-бива остается стилем, исполняемым почти исключительно слепыми. Хиго -бива тесно связана с хейке-бива и аналогичным образом опирается на традицию устного повествования, сосредоточенную на войнах и легендах.
К середине периода Мэйдзи инструменты были усовершенствованы, и было написано большое количество понятных песен. В начале периода Тайсё (1912–1926) сацума-бива была преобразована в нисики-бива , которая в то время стала популярной среди женщин-игроков. Благодаря этому бива вступила в период популярности: песни отражали не только «Сказку о Хэйке» , но также китайско-японскую войну и русско-японскую войну , а такие песни, как «Такео Хиросе» , «Хитачимару» и «Хилл 203» , набирали популярность.
Однако игра на бива почти исчезла в период Мэйдзи после появления западной музыки и инструментов, пока такие музыканты, как Цурута Кинши и другие, не оживили этот жанр с помощью современных стилей игры и сотрудничества с западными композиторами. [ нужна ссылка ]
Типы
[ редактировать ]Существует более семи типов бива , характеризующихся количеством струн, звуками, которые они могут издавать, типом плектра и их использованием. Поскольку бива не играет в темперированном строе, высота звука приближается к ближайшей ноте.
Классическая бива
[ редактировать ]Гагаку-бива
[ редактировать ]Гагаку -бива ( 雅楽琵琶 ) , большая и тяжелая бива с четырьмя струнами и четырьмя ладами, используется исключительно для гагаку . Он производит характерные итикоцучо ( 壱越調 ) и хёдзё ( 平調 ) . Его медиатор маленький и тонкий, часто закругленный, сделан из твердого материала, такого как самшит или слоновая кость . Он не используется для сопровождения пения. Как и на хейке-бива , на ней играют, держа ее на боку, как на гитаре, когда игрок сидит со скрещенными ногами. На языке гагаку оно известно как гаку-бива ( 楽琵琶 ) .
Гоген-бива
[ редактировать ]Гоген -бива ( 五絃琵琶 , букв. « пятиструнная бива » ) , танский вариант бива , можно увидеть на картинах придворных оркестров и использовалась в контексте гагаку ; однако он был удален в результате реформ и стандартизации придворного оркестра в конце 10 века. Предполагается, что исполнительские традиции угасли к X или XI веку ( Уильям П. Мальм ). Этот инструмент также исчез в китайских придворных оркестрах. Недавно этот инструмент, как и арфа конхоу , был возрожден для исторически обоснованных выступлений и исторических реконструкций. Не путать с пятиструнными вариантами современной бивы , такими как тикудзэн-бива .
Мосо-бива
[ редактировать ]Мосо -бива ( 盲僧琵琶 ) , бива с четырьмя струнами, используется для исполнения буддийских мантр и песен. По форме он похож на тикудзэн-бива , но с гораздо более узким телом. Его медиатор различается как по размеру, так и по материалам. Четырехладовый тип настроен на E, B, E и A, а пятиладовый тип настроен на B, e, f ♯ и f ♯ . Шестиладовый тип настроен на B ♭ , E ♭ , B ♭ и b ♭ .
Миддл и Эдо бива
[ редактировать ]Хейке-бива
[ редактировать ]Хэйке -бива ( 平家琵琶 ) , бива с четырьмя струнами и пятью ладами, используется для исполнения «Сказки о Хэйке» . Его медиатор немного больше, чем у гагаку-бива , но сам инструмент значительно меньше, по размерам сравним с тикудзэн-бива . Первоначально его использовали путешествующие менестрели -бива , а его небольшой размер позволял использовать его для игр в помещении и улучшал портативность. Его настройка — ля, до, е, а или ля, до-диез, е, а.
Сацума-бива
[ редактировать ]Сацума -бива ( 薩摩琵琶 ) , бива с четырьмя струнами и четырьмя ладами, была популяризирована в период Эдо в провинции Сацума (современный Кагосима ) Симадзу Тадаёси . Современные бива , используемые для современных композиций, часто имеют пять или более ладов, а некоторые имеют двойную четвертую струну. Лады сацума-бива приподняты на 4 сантиметра (1,6 дюйма) от грифа, что позволяет поднимать ноты на несколько ступеней выше, при этом каждая из них производит характерный для инструмента савири , или жужжание. Его самшитовый плектр намного шире, чем у других, часто достигая ширины 25 см (9,8 дюйма) и более. Его размер и конструкция влияют на звучание инструмента, поскольку во время игры по изогнутому корпусу часто ударяют плектром.
Сацума -бива традиционно изготавливается из японской шелковицы другие твердые породы древесины, такие как японская дзелькова , хотя при ее изготовлении иногда используются и . Из-за медленного роста японской шелковицы древесину необходимо взять из дерева возрастом не менее 120 лет и высушить в течение 10 лет, прежде чем можно будет начать строительство.
Струны изготовлены из намотанного шелка. Его настройка — A, E, A, B для традиционной бива , G, G, c, g или G, G, d, g для современных композиций, среди других строев, но это только примеры того, как инструмент настроен. соответствовать тональности голоса игрока. Первая и вторая струны обычно настраиваются на одну и ту же ноту, при этом четвертая (или удвоенная четвертая) струна настраивается на октаву выше.
Самой выдающейся исполнительницей сацума-бива 20-го века была Цурута Кинши , которая разработала свою собственную версию инструмента, которую она назвала цурута-бива . Эта бива часто имеет пять струн (хотя по сути это четырехструнный инструмент, поскольку 5-я струна представляет собой двойную четвертую, на которой всегда играют вместе) и пять или более ладов, а конструкция настроечной головки и ладов немного различается. Уэда Джунко и Танака Юкио , двое учеников Цуруты, продолжают традицию современной сацума-бива . Карло Форливеси Композиции Boethius ( ボエティウス ) и Nuove Musiche per Biwa ( 琵琶のための新曲 ) были написаны для исполнения на сацума-бива, разработанном Цурутой и Танакой.
Эти работы представляют собой радикальный отход от композиционных языков, обычно используемых для такого инструмента. Кроме того, благодаря возможности полагаться на уровень виртуозности, никогда ранее не применявшийся в этом конкретном репертуаре, композитор стремился обновить акустический и эстетический профиль бивы , раскрывая огромный потенциал звукового материала: атаки и резонанс. , темп (понимаемый не только в хронометрическом, но и сознательно эмпатическом смысле), аккорды, баланс и диалог (с редким использованием двух бив в Nuove Musiche per Biwa ), динамика и цвет. [4]
Современная бива
[ редактировать ]Чикузен-бива
[ редактировать ]
Тикудзэн ( -бива 筑 前 琵琶 ) , бива с четырьмя струнами и четырьмя ладами или пятью струнами и пятью ладами, была популяризирована в период Мэйдзи Татибаной Сатосадой. Большинство современных исполнителей используют пятиструнную версию. Его медиатор намного меньше, чем у сацума-бива , обычно около 13 см (5,1 дюйма) в ширину, хотя его размер, форма и вес зависят от пола играющего. Медиатор обычно изготавливается из палисандра с наконечниками из самшита или слоновой кости для перещипывания струн. Сам инструмент также различается по размеру в зависимости от игрока. Игроки-мужчины обычно играют в бива , которые немного шире и/или длиннее, чем те, которые используют женщины или дети. Во время игры по корпусу инструмента никогда не ударяют плектром, на пятиструнном инструменте играют вертикально, а на четырехструнном - удерживая его на боку. Инструмент настраивается под тональность певца. Пример настройки четырехструнной версии: B, e, f ♯ и b, а пятиструнный инструмент можно настроить на C, G, C, D и G. В пятиструнной версии первая и третья струны настраиваются на одну и ту же ноту, вторая струна на три ступени ниже, пятая струна на октаву выше второй струны, а четвертая струна на ступень ниже пятой. Таким образом, ранее упомянутую настройку можно уменьшить до B. ♭ , Ж, Б ♭ , в, д. Асахикай и Татибанакай — две основные школы тикудзэн-бива . Популярно используется женщинами , играющими в бива, такими как Уэхара Мари .
Нисики-бива
[ редактировать ]Нишики -бива ( 錦琵琶 ) , современная бива 20-го века с пятью струнами и пятью ладами, была популяризирована биваистом и композитором Суйто Киндзё ( 水藤錦穣 , 1911–1973) . Его медиатор такой же, как и в сацума-бива . Его строй — C, G, c, g, g.
- Гаку-бива, тикудзэн-бива, хейке-бива, мосо-бива, сацума-бива и их плектры.
Стили бива музыки
[ редактировать ]Бива , считающаяся одним из основных традиционных инструментов Японии, на протяжении всей своей долгой истории находилась под влиянием других традиционных инструментов и композиций; Таким образом, существует множество различных музыкальных стилей, в которых используется бива .
- Хогаку ( 邦楽 , японская традиционная музыка) : В хогаку музыкальные инструменты обычно служат аккомпанементом вокальным исполнениям, которые доминируют в музыкальном стиле, причем подавляющее большинство композиций хогаку являются вокальными. [5]
- Гагаку ( 雅楽 , японская придворная музыка) : Гагаку обычно покровительствовали императорский двор или святыни и храмы. Ансамбли гагаку состояли из струнных, духовых и ударных инструментов, при этом струнные и духовые инструменты пользовались большим уважением, а ударные считались меньшими инструментами. Среди струнных инструментов бива , по-видимому, была самым важным инструментом в оркестровых исполнениях гагаку . [6]
- Сёмё ( 声明 , буддийское пение) : Хотя бива не использовалась в сёмё , стиль пения бива тесно связан с сёмё , особенно мосо и хэйке в стилях пением бива . [7] И сёмё , и мосо-бива уходят корнями в буддийские ритуалы и традиции. До прибытия в Японию сёмё использовался в индийском буддизме. Мосо -бива также уходит корнями в индийский буддизм , а хейке-бива , как предшественник мосо -бива , был основным инструментом бива-хоси , слепых буддийских священников.
Бива Строительство и тюнинг
[ редактировать ]Вообще говоря, бива имеет четыре струны, хотя современные сацума- и тикудзэн-бива могут иметь пять струн. Толщина струн бивы различается : первая струна самая толстая, а четвертая - самая тонкая; в тикудзэн-бива вторая струна самая толстая, а четвертая и пятая струны имеют одинаковую толщину в тикудзэн-бива и сацума-бива . [8] Различная толщина струны создает разные тембры при ударе по ней с разных направлений.
В биве тюнинг . не исправлен Общие тона и высота звука могут колебаться вверх или вниз на целые ступени или микротона . [9] При пении хором певцы бива часто колеблются и часто поют под несинхронизированный гетерофонический аккомпанемент. [10] В сольных выступлениях исполнитель бива поет монофонически , с мелизматическим акцентом на протяжении всего выступления. Эти монофонические звуки не следуют определенной гармонии. Вместо этого певцы бива , как правило, поют с гибким тоном, не различая сопрано , альта , тенора или баса партии . Этот стиль пения дополняется бива , которую исполнители бива используют для создания коротких глиссанди на протяжении всего выступления. [11] Стиль пения, сопровождающего бива, имеет тенденцию быть носовым, особенно при пении гласных, согласных ん и слогов, начинающихся с «г», таких как га ( が ) и ги ( ぎ ) . Исполнители бива также варьируют громкость своего голоса от едва слышимого до очень громкого. Поскольку произведения бива обычно исполнялись для небольших групп, певцам не нужно было выражать свой голос, как это делали оперные певцы в западной музыкальной традиции.
Музыка бива основана на пентатонической гамме (иногда называемой пятитоновой или пятинотной гаммой), что означает, что каждая октава содержит пять нот. Эта гамма иногда включает дополнительные ноты, но основная часть остается пентатонической . Ритм выступлений бива допускает широкую гибкость пульса. Песни не всегда имеют размер, хотя более современные коллаборации имеют размер. Ноты, исполняемые на биве, обычно начинаются медленно и тонко и постепенно ускоряются, увеличивая и уменьшая темп на протяжении всего исполнения. Текстуру пения бива часто называют «разреженной».
Плектр также вносит свой вклад в текстуру музыки бива . Плектры разного размера давали разную текстуру; например, медиатор, используемый на мосо-бива, был намного больше, чем тот, который использовался на гаку-бива , и производил более резкий и энергичный звук. [12] Медиатор также имеет решающее значение для создания звука савари , который особенно используется в сацума-бива . [13] То, из чего сделан медиатор, также меняет текстуру: плектры из слоновой кости и пластика создают более упругую текстуру для резкого гудения деревянного плектра. [14]
Использование в современной музыке
[ редактировать ]Использование бива в Японии значительно сократилось со времен периода Хэйан . Внешнее влияние, внутреннее давление и социально-политические беспорядки изменили определение покровительства бива и имиджа бива ; например, война Онин периода Муромати (1338–1573) и последующий период Воюющих царств (15–17 века) нарушили цикл опеки хейкёку. [ нужна ссылка ] [а] исполнители. В результате молодые музыканты обратились к другим инструментам, и интерес к музыке бива снизился. Даже бива-хоси перешли на другие инструменты, такие как сямисэн (трехструнная лютня). [15]
Интерес к бива возродился в период Эдо (1600–1868), когда Токугава Иэясу объединил Японию и основал сёгунат Токугава . Иэясу отдавал предпочтение музыке бива и стал главным покровителем, помогая укреплять гильдии бива (называемые Тодо ), финансируя их и предоставляя им особые привилегии. Исполнители сямисена и другие музыканты сочли финансово выгодным перейти на бива новые стили музыки бива , принеся с собой . Период Эдо оказался одним из самых плодотворных и творческих периодов бива за всю ее долгую историю в Японии.
В 1868 году сёгунат Токугава распался, уступив место периоду Мэйдзи и Реставрации Мэйдзи , в ходе которой класс самураев был упразднен, а Тодо потеряли покровительство. Игроки Бива больше не пользовались особыми привилегиями и были вынуждены обеспечивать себя сами. По оценкам, в начале периода Мэйдзи в Токио было не менее ста традиционных придворных музыкантов; однако к 1930-м годам в Токио это число сократилось до 46, а четверть этих музыкантов позже погибла во Второй мировой войне . Жизнь в послевоенной Японии была трудной, и многие музыканты отказались от музыки в пользу более устойчивого образа жизни. [16]
Хотя многие стили бива процветали в начале 1900-х годов (например, киндай-бива между 1900 и 1930-ми годами), цикл опеки снова был прерван войной. нет прямых средств изучения бива В настоящее время во многих традициях бива . [17] Даже исполнители хиго-бива , которые были весьма популярны в начале 20 века, возможно, уже не имеют прямых средств изучения устного сочинения, поскольку носители традиции либо умерли, либо уже не способны играть. Киндай-бива по-прежнему сохраняет значительное количество профессиональных и любительских практиков, но стили дзато , хейке и мосо-бива практически вымерли. [18]
Поскольку бива музыка в Японии после войны на Тихом океане пришла в упадок , многие японские композиторы и музыканты нашли способы оживить интерес к ней. Они признали, что исследования теории музыки и музыкальной композиции в Японии почти полностью состоят из западной теории и обучения. Начиная с конца 1960-х годов эти музыканты и композиторы начали включать в свои композиции японскую музыку и японские инструменты; например, один композитор, Туру Такемицу , сотрудничал с западными композиторами и в своих композициях включил отчетливо азиатскую бива . Его хорошо принятые композиции, такие как «Ноябрьские шаги» , в которых бива хейкёку сочетается с западным оркестровым исполнением, оживили интерес к бива и вызвали серию совместных усилий других музыкантов в различных жанрах, от J-Pop и энка до син-хоугаку и гендайгаку. . [19]
Другие музыканты, такие как Ямашика Ёсиюки, которого большинство этномузыкологов считают последним из бива хоси , сохранили множество песен, которые были почти утеряны навсегда. Ямашика, родившийся в конце периода Мэйдзи, продолжал традицию бива хоси до своей смерти в 1996 году. С конца 1960-х по конец 1980-х годов композиторы и историки со всего мира посетили Ямасику и записали многие из его песен; до этого времени традиция бива хоси была полностью устной традицией. Когда Ямашика умер в 1996 году, вместе с ним умерла эра опеки бива хоси , но музыка и гений той эпохи продолжаются благодаря его записям. [20]
Записи
[ редактировать ]- Силенциоза Луна - Тихая Луна / ALM Records ALCD-76 (2008).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хэйкёку — один из старейших японских традиционных музыкальных жанров, зародившийся в 13 веке. Это полуклассическая бардовская традиция, мало чем отличающаяся от музыки трубадуров средневековой Европы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бива | музыкальный инструмент» . Британская энциклопедия . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Аллан Маретт 103
- ^ Уотерхаус 15
- ^ ALM Records ALCD-76
- ^ Дин 156
- ^ Гарфиас, Постепенные изменения традиции Гагаку 16
- ^ Матисофф 36
- ^ Минору Мики 75
- ^ Дин 157
- ^ Дин 149
- ^ Мортон Фельдман 181
- ^ Морли 51
- ^ Россинг 181
- ^ Мальм 21
- ^ Гиш 143
- ^ Гарфиас, Постепенные изменения традиции Гагаку 18
- ^ Ферранти, Отношения между музыкой и текстом в «Хиго Бива», Паттерн «Нагаси» как текстово-музыкальная система 150
- ^ Доктор 83
- ^ Тоны 25
- ^ Сэнгер
Внешние ссылки
[ редактировать ]