Неделя
![]() | |
Классификация | Хордофон |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.321-5 |
Диапазон игры | |
Разнообразный | |
Связанные инструменты | |
Семёрка украинская ( укр . Торбан , также теорбан или теорбо ) — украинский музыкальный инструмент , сочетающий в себе черты барочной лютни с чертами гуслей . [ 1 ] Торбан отличается от более распространенной европейской басовой лютни, известной как теорбо, тем, что у нее были дополнительные короткие неладные высокие струны (известные как приструнки ), натянутые вдоль дискантной стороны деки.
Обзор
[ редактировать ]Он появился во второй четверти XVIII века, вероятно, под влиянием среднеевропейских Теорбо и Анжелики , с которыми, согласно украинским источникам, казаки- наемники должны были столкнуться в Тридцатилетней войне . [ 2 ] По мнению Марцина Людвицкого и Романа Туровского , изобретателем торабана был Тулигловский, монах-павлит из Ясной Горы , который сконструировал инструмент между 1736 и 1740 годами. [ 3 ] [ 4 ] Торбан производился и использовался в основном на Украине, но иногда встречался и в соседних Польше и России (из сохранившихся инструментов удалось идентифицировать только 3 мастера). [ 5 ] В музеях мира насчитывается около 40 торбанов, самая большая группа из 14 инструментов находится в Санкт-Петербурге . [ 6 ] Термин «торбан» часто неправильно применялся в просторечии Западной Украины по отношению к любому инструменту типа барочной лютни до начала 20 века.
Сохранившаяся печатная нотная литература по торбану крайне ограничена, несмотря на широкое распространение этого инструмента в Восточной Европе. Это было неотъемлемой частью городской устной культуры на Украине, как в частях страны, контролируемых Россией, так и Польшей (позже Австро-Венгерская империя) (после раскола). На сегодняшний день единственные записанные нотные образцы музыки торбана - это группа песен из репертуара Франца Видорта; собранный украинским композитором и этнографом Николаем Лысенко и опубликованный в журнале «Киевская старина» в 1892 году, со сборником песен Томаша Падуры, изданным в Варшаве в 1844 году.
Многострунный, дорогой в изготовлении, натяжке, уходе и технически сложный резной торабан считался инструментом украинской шляхты. [ 7 ] хотя большинство его практикующих были украинцами и евреями низкого происхождения, за некоторыми аристократическими исключениями. Некоторые игроки-виртуозы известны своей репутацией, например, Андрей Сыхра (из Литвы) и семья Видорт, родом из Австрии, но действовавшая в Украине с конца 18 века. Семья Видорт произвела три поколения игроков на торбане: Грегора Видорта, его сына Каэтана и внука Франца. [ 8 ]
Такие аристократические ассоциации решили судьбу инструмента после Русской революции: его сочли недостаточно пролетарским и его обескуражили. Предшественник торбана, называемый кобза (также иногда называемый бандурой ), был инструментом простого народа. От торбана он отличался отсутствием второго колкового ящика на конце грифа и отсутствием басовых струн, а по своей органологии был тесно связан с центральноевропейской мандорой и другими инструментами, произошедшими от пандуры (см. также лютню ).
Позже, в 20 веке, некоторые бандуры часто изготавливались, чтобы имитировать внешний вид торбана, что также способствовало его неправильной идентификации.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Черкасский, Л. - Украинские народные музыкальные инструменты – Техника, Киев, Украина, 2003 – 262 pages. ISBN 966-575-111-5
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Роман Туровский «Торбан» (в «Die Laute in Europa», т. 2)
- ^ N.Prokopenko "Kobza & Bandura" Kyiv, 1977
- ^ Андреас Шлегель «Лютни в Европе» Том 2, стр.32
- ^ Марцин Людвицкий "Теорбан", Варшава, 1999 г.
- ^ Петр Ковальче, «Симпозиум: Теорбан в коллекциях польских музеев», Варшава, 2008 г.
- ^ Туровский, Роман (2012). «Торбан (Часть II )» . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ К.Мошинки, "Славянская национальная культура" (1934)
- ^ В.Дутчак "Бандура в научных исследованиях польских исследователей"