Jump to content

Горящий

Мандора 18-го и начала 19 или галличон — это разновидность лютни -го веков с шестью-девятью рядами струн. Эти термины были взаимозаменяемыми: мандора чаще использовалась с середины 18 века.

Украинский ок казак с мандорой, . 1750 г.

Мандора или галличон обычно относится к басовой лютне 1700-х годов с длиной вибрирующей струны 72 сантиметра или больше, используемой в Германии и Богемии. Он мог быть как однострунным, так и двухструнным. [ 3 ]

Джеймс Тайлер отметил в своей книге «Ранняя мандолина» , что слово мандора редко встречалось до 18 века. [ 4 ] Тогда это относилось к большой басовой лютне. [ 4 ] Галличон , , как он был более известен [ 4 ] представляла собой разновидность басовой лютни с 6 или 8 курсами (возможно, потомок гитерны и / или chitarra italiana). [ 5 ] ) использовался, в основном для бассо континуо , в Германии, Австрии и Богемии , особенно в 18 и начале 19 веков. [ 6 ] Его еще называли гализоной, галихоном или каледоном . Тайлер оспаривал, что он в основном использовался для континуо, заявив, что он использовался «как соло, так и как инструмент континуо». [ 4 ] Инструмент был популярен в 18 веке, и существуют различные сохранившиеся инструменты и рукописные источники (см. Ниже), в основном из Германии. Мандора часто имела только 6 курсов, что приводило к более простой технике, чем сложная и трудная лютня с 13 курсами , поэтому она больше подходила для игроков-любителей. Подобные инструменты также использовались в северной Италии, хотя их обычно называли «люто» (лютня), а не мандора.

Среди композиторов галличона/мандоры — Иоганн Пауль Шиффельхольц и Телеман , а также Руджеро Кьеза в современную эпоху (1933–1993). Кьеза неправильно назвал этот инструмент коласционе, поскольку коласционе - это другой инструмент. Готфрид Фингер предположил, что его использовали в музыкальных кругах Богемы. [ 3 ] Мандора все еще использовалась в начале 19 века, особенно в Вене и баварском городе Айхштетт. Венский гитарист Саймон Молитор несколько раз упоминает мандору в своих произведениях начала XIX века. [ 7 ] и говорит, что к тому времени мандоры имели 8 одинарных струн.

Строительство

[ редактировать ]

Басовый тип, как и теорбо и другие лютни в стиле барокко , имеет сводчатый корпус (оболочку), составленный из отдельных ребер, плоскую деку либо с резной розеткой, либо с вставленной в резонаторное отверстие, и подставку (без седла). состоящий из деревянной планки, выполняющей роль держателя струн, приклеенной к деке. Уникальной особенностью этого инструмента является гриф, длина которого позволяет разместить от десяти до 12 связанных ладов. Колковая коробка либо прямая и расположена под острым углом к ​​грифу (очень похоже на колковую коробку для лютни), либо слегка изогнута и установлена ​​под небольшим углом, при этом в любом случае имеются вставленные сбоку колки (хотя иногда плоская колковая накладка с сагиттальными колышки найдены). Струны были из кишок и натягивались либо по отдельности, либо, особенно на итальянских инструментах, в два ряда. Однако на инструментах немецкого производства первый ряд (самый высокий по высоте) обычно одиночный (лисичка) и часто имеет отдельный приподнятый держатель/держатель колышка, прикрепленный к колковому ящику. Количество курсов варьируется от шести до восьми. Длина открытых струн, как правило, довольно большая (62–72 см) на немецких инструментах, но короче (55–65 см) на поздних итальянских инструментах, вероятно, потому, что они, как правило, настраиваются на более высокий тон.

Мастерами , производившими мандоры в первой половине XVIII века, были Грегор Фердинанд Венгер из Аугсбурга, Якоб Гольдт из Гамбурга, Якоб Вайс из Зальцбурга, Давид Бухштеттер из Регенсбурга и Маттиас Грайссер из Инсбрука. Инструменты итальянского стиля представлены Мартино Хеллом из Генуи, Энрико Эбаром из Венеции, Давидом Текклером из Рима, Антонио Скотти из Милана и, ближе к концу века, Антонио Монзино и Джузеппе Пресблером из Милана.

В коллекциях по всему миру сохранилось не менее 50 оригинальных инструментов. Примеры находятся в музеях Берлина, Клермонта (Калифорния), Копенгагена, Эдинбурга, Гааги, Лейпцига, Милана, Мюнхена и Парижа, Нью-Йорка и Санкт-Петербурга. Многие из этих инструментов находятся в более или менее неизмененном состоянии и поэтому часто используются в качестве моделей для современных реконструкций.

В 18 веке мандора называлась шестирядная лютня со струной около 70 см. длина, настроенная от высоких к низким d'-a-f-c-G-F или e'-b-g-d-A-E (редко с двумя или тремя дополнительными басовыми ходами). назывался Калихон или Галичон При прежней настройке инструмент в Богемии .

Около 1800 года произошел взаимный обмен мандоры и гитары. Гитара, настроенная до сих пор в возвратном строе (е'-б-г-д'-а), взяла на себя 6-й курс и настройку мандоры (е'-б-г-д-А - G, позже также e' - b - g - d - A - E), тогда как мандора взяла на себя натяжение одиночными струнами вместо рядов, как это было введено в гитаре. Так называемый вандерфогеллауте стал поздним наследником этого развития.

Из другого источника по тюнингу:

Сообщается о двух строях: «гализона» или «колахон» настраиваются A'( или ) –B'( или ) –C–D–G–c–e–a, и под отдельным заголовком «мандора» задается как D ( или ) –E ( или ) –F–G–c–f–a–d' (т.е. та же настройка, но на кварту выше) или E–A–d–g–b–e' (идентично это современная гитара)

Техника игры на мандоре включает в себя тот же основной стиль игры пальцами правой руки, что и на всех лютнях XVIII века, а из-за интервалов настройки пяти верхних курсов используется техника игры левой рукой, аналогичная технике игры на лютнях XVIII века. гитара.

Работает

[ редактировать ]

Существует около 55 табулатурных источников музыки мандоры , все они рукописные (ни один не напечатан) и почти все германского происхождения. Они содержат соло, дуэты, песенное сопровождение и камерную музыку. Появилось мало исследований, очень мало музыки было расшифровано и опубликовано: критические издания особенно редки. Многие композиторы не указаны, но в последние годы исследования симфоний начинают раскрывать музыку таких композиторов, как Сильвиус Леопольд Вайс и Иоганн Антон Логи . В источниках упоминаются имена некоторых композиторов; Герцог Климент Баварский , Плацид фон Камерлохер [ де ] , Иоганн Пауль Шиффельхольц , Йозеф (Йозеф) Михаэль Цинк, Андреа Майр, Джузеппе Антонио Брешианелло и другие. Среди других композиторов - Георг Филипп Телеманн , написавший 6 концертов для флейты, галличона и струнных, Иоганн Фридрих Добе [ де ] и Иоганн Альбрехтсбергер , чьи три концертино для «мандоры», «крембалума» ( варгана ) и струнных были исполнены и записаны. Сегодня на мандоре играют различные современные лютнисты, и некоторые из этих исторических произведений были записаны. Мандора также использовалась в современной музыке. Британский лютнист и композитор Крис Херст широко использует мандору в своих произведениях, часто в сочетании с различными инструментами, такими как виолончель, английский рожок и мелодика. [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ «ULEI:M0000502 Лютня, Музей музыкальных инструментов Лейпцигского университета, инвентарный номер 504» . MIMO (музеи музыкальных инструментов онлайн) .
    « Изготовлено в 1735 году Андреасом Фердинандом Майром в Зальцбурге. », « Андреас Фердинандус Майр / придворный мастер лютни и скрипки / в Зальцбурге. Ан. 17[hs]35 », « Отпечатанная записка мастера на внутренней стороне оборотной стороны », Красно-коричневый лаковый корпус довольно простого по изготовлению инструмента составлен из 9 широких сколов обожженной древесины клена. Задняя часть углового воротника украшена ажурной резьбой в стиле Возрождения. В отличие от барочной лютни этот инструмент имеет только от шести до девяти струн, также известных в некоторых источниках как « Кальчедон » или « Калишон . »
  2. ^ Георг Кински: Музей истории музыки Вильгельма Хейера в Кельне, Том 2, Кельн, 1912, стр. 98.
  3. ^ Jump up to: а б Стивен Барбер и Сэнди Харрис, Каталог и прайс-лист лютневых мастеров, 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Тайлер, Джеймс (1992). Ранняя мандолина . Оксфорд, Англия: Clarendon Press. п. 52 . ISBN  0-19-816302-9 .
  5. ^ Меуччи, Ренато (2001). «От «итальянской гитары» к «читарону»: новая интерпретация». Энрико Радеска да Фоджа и его время: Материалы учебной конференции, Фоджа, 7-8 апреля 2000 г. стр. 30–57. ISBN  978-887096347-2 .
  6. ^ Андреас Шлегель «Лютня в Европе», Базель, 2007 г.
  7. В предисловии к его «Великой сонате» , ор. 7 (1807 г.), и в его методической попытке дать полное методологическое руководство по игре на гитаре (1812 г.).
  8. ^ Это современное использование мандоры Крисом Херстом можно услышать здесь: https://www.youtube.com/watch?v=moHvD38PFeY&list=PLUDMbaBFXpFy6F7zKHv2KW_e_emTKCy2D
  9. ^ «89.2.157: Лютня (1596), Сикст Раухвольф (Германия, Аугсбург 1556-1619)» . Метрополитен-музей. ... Первоначально он, вероятно, был рассчитан на семь или восемь рядов (пар) струн, но в семнадцатом веке гриф, мост и колковая коробка были заменены или модифицированы, чтобы придать инструменту конфигурацию в стиле барокко. В девятнадцатом веке гриф уменьшили, добавили фиксированные лады, а инструмент заменили на шестиструнный, как на гитаре. ...
    Пример лютни эпохи Возрождения, которая когда-то была преобразована в лютню в стиле барокко в 17 веке, а затем снова преобразована в лютневую гитару в 19 веке.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Э.Г. Барон: Историко-теоретическое и практическое исследование лютневого инструмента (Нюрнберг, 1727/р; англ. пер., 1976)
  • К. Сакс: Настоящий лексикон музыкальных инструментов (Берлин, 1913/R, увеличено 2/1964)
  • А. Кочиж: «К истории мандорской лютни», «Гитара», II (1920–21), 21–36.
  • Р. Люк: «К истории бас-лютни Colascione и Calichon», DJbM, v (1960), 67–75.
  • Дж. Клима: «Гитара и мандора, лютневые инструменты народной музыки», ÖMz, xviii (1963), 72–7.
  • Р. Люк: «Два неизвестных бас-лютневых инструмента: итальянский коласционе и немецкий калишон», NZM, cxxvi (1965), 10–13.
  • Э. Польманн: лютня, теорба, читарон (Бремен, 1968, увеличено 5/1982)
  • М. Ходжсон: «Идентичность 6-го курса XVIII века «Лютни», FoMRHI Quarterly, № 14 (1979), 25–7
  • М. Ходжсон: «Развитие Каллахона», FoMRHI Quarterly, № 15 (1979), 35–7.
  • Д. Гилл: «Мандоре и Калахон», FoMRHI Quarterly, № 19 (1980), 61–3.
  • Дж. Тайлер: Ранняя гитара (Лондон, 1980)
  • Д. Гилл: «Мандоры и Колахоны», GSJ, xxxiv (1981), 130–41.
  • Д. Гилл: «Альтернативные лютни: идентичность мандоров и галличонов XVIII века», The Lute, xxvi (1986), 51–62.
  • П. Проссер: «Неизвестный рукописный метод (1756 г.) Соображения по поводу идентификации мандоры в XVIII веке», Инструменты для Моцарта, изд. М. Тиелла и Р. Романо (Роверето, 1991), 293–335 (на итальянском языке)
  • Д. Кирш и Л. Мейротт, редакторы: Берлинские лютневые табулатуры в Кракове (Майнц, 1992)
  • Д. Кирш: «Музыка для Мандоры в университетской библиотеке Айхштетта», сборник Исторической ассоциации Айхштетта, liiivi (1993), 14–19 (на немецком языке)
  • Д. Кирш: «Мандора в Австрии для определения типа лютни XVIII века», Vom Pasqualatihaus, iv (1994), 63–81 (на немецком языке)
  • П. Проссер: Калишон и мандора в восемнадцатом веке: С тематическим каталогом сольного репертуара (дисс., Университет Павии, 1996).
  • Д. Ребуффа: Мандора и Калишон, в «Il Luto», L'Epos, Палермо, 2012, стр. 397-423.
  • Д. Ребуффа: Джузеппе Антонио Брешианелло, «Партиты и симфонии для галличона соло» (ок. 1740 г.), мировая премьера записи с оригинальным калишоном Г. Венгера, 1754 г., компакт-диск Tactus, 2023 г.
  • М. Джоелли: «Quattro Colasionate», Utriculus, X, n. 39, июль-сентябрь 2006 г., стр. 18–39. на maurogioielli.net (на итальянском языке)
  • С. Мори: Мандолины XVIII века (Кремона, 1993)
  • Сэйс, Линда (октябрь 2003 г.). «Забытая лютня: безболезненное знакомство с лютневой музыкой XVIII века». Лютневые новости (67). (см. предыдущие выпуски . Также доступен перевод на японский язык )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec789fbb3c26be469aad961d2961ac60__1716336900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/60/ec789fbb3c26be469aad961d2961ac60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mandora - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)