Кристофер де Моралес

Кристобаль де Моралес (ок. 1500 — с 4 сентября по 7 октября 1553) — испанский композитор эпохи Возрождения . Его обычно считают самым влиятельным испанским композитором после Томаса Луиса де Виктории . [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Кристобаль де Моралес родился в Севилье и, получив там исключительное раннее образование, которое включало тщательное изучение классики, а также музыкальное обучение у некоторых из выдающихся композиторов, он занимал должности в Авиле и Пласенсии . О его семье известно только то, что у него была сестра и что его отец умер до замужества сестры в 1530 году. Потенциальными родственниками Моралеса считаются другие, жившие в Севилье. В их число входят Кристобаль де Моралес, певец, нанятый герцогом Медина-Сидония в 1504 году; Алонсо де Моралес, казначей собора в 1503 году; Франсиско де Моралес (ум. 1505), каноник; и Диего де Моралес, который был нотариусом собора в 1525 году.
Раньше испанские папы из семьи Борха придерживались давней традиции нанимать испанских певцов в хор папской капеллы. Это оказало существенное влияние на успех Моралеса. Начиная с 1522 года, было три разных случая, когда Кристобаль де Моралес признавался органистом. Информации о местонахождении Моралеса с января 1532 по май 1534 года мало. Моралес трижды упоминается в Риме как «пресвитер Толетан» в мае и декабре 1534 года. К 1535 году он переехал в Рим, где был певцом в папской церкви. хор, очевидно, из-за интереса Папы Павла III , который был неравнодушен к испанским певцам. Он оставался в Риме до 1545 года, на службе Ватикана ; затем, после периода безуспешных поисков другой работы в Италии (у императора, а также у Козимо I Медичи ), он вернулся в Испанию, где занимал ряд должностей, многие из которых были омрачены финансовыми или политическими трудностями. Последний из них был маэстро ди капилла в соборе Малаги в его родной Андалусии в 1551–1553 годах. Хотя к тому времени он был известен как один из величайших композиторов Европы, он, похоже, был непопулярен как сотрудник, поскольку ему стало трудно находить и удерживать должности.
Слава Моралеса отчасти объяснялась многочисленными отзывами окружающих. Испанский теоретик Хуан Бермудо провозгласил его «светом Испании в музыке», а в 1559 году мексиканский хор – в частности, испанская полифония быстро достигла Нового Света – пел его музыку на службе в память о смерти Карла V накануне. год. Эта слава продолжалась и в 18 веке, когда Андреа Адами да Больсена , биограф многих папских музыкантов, похвалил его как самого важного композитора папской капеллы между Жоскеном де Пре и Палестриной .
Есть повторяющиеся свидетельства того, что он был трудным персонажем, осознавал свой исключительный талант и, вероятно, производил впечатление высокомерного и неспособного ладить с людьми с меньшими музыкальными способностями. Он предъявлял жесткие требования к работавшим у него певцам и отталкивал работодателей. Несмотря на это, он считался одним из лучших композиторов Европы середины 16 века. [ 1 ]
4 сентября 1553 года он попросил рассмотреть его на должность маэстро де капилья в соборе Толедо , где он ранее работал, но вскоре после этого умер в Марчене ; фактическая дата неизвестна, но это было до 7 октября. [ 1 ]
Музыка и влияние
[ редактировать ]
Почти вся его музыка священна, и вся она вокальная, хотя инструменты могли использоваться в качестве аккомпанемента в исполнении. Он написал множество месс , некоторые из которых были невероятно трудными, скорее всего, написанными для опытного папского хора; он написал более 100 мотетов ; и он написал 18 настроек Магнификата и по крайней мере пять настроек « Плача Иеремии» (один из которых сохранился в единственной рукописи в Мексике). Одни только «Магнификаты» отличали его от других композиторов того времени, и именно они составляют часть его произведений, которые сегодня чаще всего исполняются. Стилистически его музыка имеет много общего с другими произведениями Среднего Возрождения на Пиренейском полуострове, например, предпочтение гармонии, воспринимаемой современным ухом как функциональная (основные движения четвертых или квинт несколько более распространены, чем, например, у Гомберта или Палестрина ), а также свободное использование гармонических перекрестных связей , подобное тому, которое можно услышать в английской музыке того времени, например, у Томаса Таллиса . Некоторые уникальные характеристики его стиля включают ритмическую свободу, например, периодическое использование игры «три против четырех». полиритмы и перекрестные ритмы, когда голос поет в ритме, следующем за текстом, но игнорируя размер, преобладающий в других голосах. В пожилом возрасте он писал в трезвом, сильно гомофонном стиле, но всю жизнь был внимательным мастером, считавшим высшую художественную цель выразительность и понятность текста.
Моралес был первым испанским композитором, получившим международное признание. Его произведения широко распространялись в Европе, а многие экземпляры добрались до Нового Света. Многие писатели и теоретики музыки через сто лет после его смерти считали его музыку одной из самых совершенных того времени.
Массы
[ редактировать ]Мессы Моралеса, 22 из которых сохранились, используют различные техники, в том числе cantus Firmus и пародию . Шесть месс основаны на григорианском пении и в основном написаны в консервативном стиле cantus-firmus. Восемь его месс используют пародийную технику, в том числе одну на шесть голосов по мотивам знаменитого шансона «Милле сожаление» , приписываемого Жоскену де Пре . Мелодия построена так, что ее отчетливо слышна в каждом движении, обычно в самом высоком голосе, что придает произведению значительное стилистическое и мотивационное единство. Моралес также написал две мессы на знаменитую мелодию L'homme Armé , которую так часто ставили композиторы конца 15 и 16 веков; один из них рассчитан на четыре голоса, а другой на пять. Четырехголосная месса использует мелодию как строгий cantusfirmus, а пятиголосная установка обращается с ней более свободно, перенося ее от одного голоса к другому. [ 2 ]
Кроме того, он написал Missa pro defunctis ( Реквиемную мессу ). Особенности передачи, а также кажущаяся незавершенность редактирования позволяют предположить, что это, возможно, его последняя работа. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]- 22 массы
- Первая книга месс (Рим, 1544 г.)
- Мисса Смотри Лорд 4в
- Мисса Аве Марис Стелла 4в
- Мисса Де Беата Виржине 4v
- Мисса Стрелок 5v
- Мисса Милле Сожаление 6v
- Давайте искать мессу с пастухами 5в
- Масса. Если мы получили товар 6В
- Массачусетс. Ты ранил мое сердце 4в
- Вторая книга месс (Рим, 1544 г.)
- Благословенная Месса — царица небесная [= Валенсийская месса] 4v
- Мисса Де Беата Виржине 5в
- Мисса Годе Барбара 4в
- Мисса Армейский Человек 4v
- Месса по усопшим 5 в.
- Масса, которую люди говорят, 5в.
- Масса: Ты — сосуд выбора 4в
- Другие:
- Охотничья месса
- Мисса Кортилья
- Мисса Десильде аль Кавальеро 4v
- Missa Super Ut re mi fa sol la 4v
- Мисса Грусть убивает меня 5в
- Офис мертвых 4в (ок. 1526–28)
- Первая книга месс (Рим, 1544 г.)
- 18 настроек Магнификата
- 5 Плач Иеремии
- более 100 храбрости
Записи
[ редактировать ]- Кристобаль де Моралес, Месса «Тысяча сожалений» . Виктор Алонсо, Концерт искусств. Диск Аккорд 204662.
- Кристобаль де Моралес, Мисса де Беата Виржине (a5) . Collegium Vocale Gent, Филипп Эрревеге . В. Сессии , 2009.
- Кристобаль де Моралес, Мисса де Беата Виржине . Ансамбль Жаше де Мантуя. Компакт-диск Каллиопа 9363.
- Кристобаль де Моралес, «Мисса тысяче сожалений» . Пол Маккриш , Габриэли Консорт и игроки. Архив компакт-диска 474 228-2.
- Кристобаль де Моралес, Массачусетс. Если мы получим хорошие вещи . Ученые Таллиса, Питер Филлипс . Гиммелл CDGIM 033.
- Кристобаль де Моралес, Мисса. Ты ранила мое сердце . – Песня Песней. Оркестр Возрождения, Ричард Читам, Майкл Нун. Глянцевый шкаф GCD C81403.
- Кристобаль де Моралес, Моралес в Толедо . Майкл Нун, Ensemble Plus Ultra. НОД 922001
- Кристобаль де Моралес, Office des Ténèbres . Дени Изюм-Дадре, «Сладкая память». Наивный E 8878
Офис мертвых/Реквием
[ редактировать ]- Кристобаль де Моралес, Officium (Пощади меня, Господи) . Ян Гарбарек и ансамбль Хиллиард. ЕСМ 1525
Песня «Parce mihi Domine» из его Officium Defunctorum была использована в качестве ключевого трека (в трёх версиях) в самом продаваемом джазовом и классическом альбоме 1994 года Officium Яна Гарбарека и ансамбля Hilliard Ensemble .
- Кристобаль де Моралес, Моралес: Реквием . Пол Маккриш, Габриэли Консорт. CD-архив 457 597-2
- Кристобаль де Моралес, Officium defunctorum, Месса по умершим . Королевская капелла Каталонии, Гесперион XX, Жорди Саваль. Наивный ES 9926.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Стивенсон/Планчарт, Гроув
- ^ Гангвере, с. 216-219.
Ссылки
[ редактировать ]- Бланш Гангвере, История музыки в период Возрождения, 1520–1550 гг . Вестпорт, Коннектикут, издательство Praeger Publishers. 2004.
- Роберт Стивенсон / Алехандро Планшар : Кристобаль Моралес , Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 9 ноября 2006 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статья «Кристобаль де Моралес» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Стивенсон, Роберт М. Кристобаль де Моралес (ок. 1500–1553): Свет Испании в музыке. «Межамериканское музыкальное обозрение» 13/2 (весна-лето 1993 г.): 1–105.
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения: музыка в Западной Европе, 1400-1600 гг. Нью-Йорк, NYWW Norton and Company, 1998.
- Дж. Эдвард Брунер, DMA: Издания и анализ пяти Missa Beata Virgine Maria испанских композиторов: Моралеса, Герреро, Виктории, Виванко и Эскивеля. Дисс. DMA, Университет Иллинойса в Урбане-Шампейне, 1980. Факсимиле: University Microfilms International, Анн-Арбор, Мичиган, США.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Бесплатные партитуры Кристобаля де Моралеса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Кристобаля де Моралеса в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Мастера Золотого века, Мораль, Воин, Виктория, Королевская капелла Каталонии, Гесперион XX, реж. Хорди Саваль, Алия Вокс AVSA9867
- Массовая книга Моралеса (CC-BY-NC, 2017)