Пародийная масса
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2018 г. ) |
Пародийная месса — это музыкальная постановка мессы , используются несколько голосов уже существующего музыкального произведения, например фрагмента мотета или светского шансона обычно относящаяся к 16 веку, в которой в качестве части мелодического материала . Он отличается от двух других наиболее выдающихся типов массовой композиции эпохи Возрождения : cantusfirmus и парафразной массы .
Этимология
[ редактировать ]В рассматриваемом здесь смысле термин пародийная месса применяется к массам, в которых полифонический в качестве основы новой композиции используется фрагмент из другого произведения. Термин «имитационная масса» был предложен вместо «пародийная масса» , как более точный и близкий к первоначальному использованию, поскольку термин «пародия» основан на неправильном прочтении текста конца 16 века. [1] Напротив, мессы, включающие в себя только один голос полифонического источника, рассматриваемые не как cantus Firmus («Теноровая месса»), а разработанные и перемещающиеся между различными частями, авторы по музыкальной теории называют парафразирующими мессами . Другие композиционные приемы легли в основу циклической мессы , канонической мессы и соггетто кавато .
Современное английское слово «пародия» происходит от латинского : parodia «пародия», от древнегреческого : parōidia , «бурлескная песня или стихотворение», от para- «рядом, параллельно» (в данном случае «насмешка») + ōidē «песня или ода ». [2] См. также А.Гр: парод , первая ода, исполненная хором после его появления в древнегреческой драме. [3]
В случае с массами «пародия» почти не имеет ничего общего с юмором или насмешкой в современном понимании этого слова; хотя в некоторых случаях непристойные светские песни действительно использовались при составлении месс, столь же часто основу для пародийных месс составляла нелитургическая духовная музыка, такая как мотеты. [4]
История
[ редактировать ]Пародийная или имитационная масса была очень популярной моделью в эпоху Возрождения : только Палестрина написала около 50 с лишним примеров, и к первой половине 16 века этот стиль стал доминирующей формой. в Тридентский собор документе от 10 сентября 1562 года запретил использование светских материалов: «...не допускайте смешивания ничего светского... изгоните из церкви всю музыку, которая содержит, будь то пение или игра на органе, вещи которые похотливы или нечисты». [5] За предложенными реформами наиболее тщательно следили только в Италии; во Франции изменение вкусов уже вызвало многие пожелания членов совета, а в Германии они по большей части игнорировались.
Техники пародии включают добавление или удаление голосов из исходного произведения, добавление фрагментов нового материала или использование фрагмента только в начале каждой части мессы. В своем колоссальном 22-томнике « Эль мелопео и маэстро» 1613 года итальянский теоретик музыки Пьетро Чероне дал некоторые общие рекомендации по написанию пародийной мессы: каждый из основных разделов мессы должен начинаться с начала источника; во внутренней части Кирие следует использовать второстепенный мотив; а некоторые части, например вторую и третью Agnus Dei, не следует привязывать к модели, а составлять свободно. Он также рекомендовал использовать как можно больше дополнительных музыкальных идей из модели. [6]
Некоторые примеры ранних пародийных масс включают Missa Mater Patris , Missa Malheur me bat и Missa Fortuna desperata Жоскена де Пре , а также Missa de Dringhs Антуана Брумеля . « Missa Mater Patris» де Пре считается первой настоящей пародийной массой, поскольку она не включает в себя структурный cantus Firmus . [4] К середине XVI века большой процент всех сочиняемых месс использовал технику пародии.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Локвуд 1980 .
- ^ «пародия (сущ.)» . Этимонлин . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ «пародий (сущ.)». OED2 на компакт-диске, версия 1.14 . ОУП. 1994.
- ^ Jump up to: а б Cummins 2017 , стр. 16, 18–20.
- ^ Риз 1954 , с. 449.
- ^ Рэндел 1986 , с. 609.
Библиография
[ редактировать ]- Камминс, Мелисса (2017). Использование приемов пародии в «Оперетах» Жака Оффенбаха и «Du Style Galant au Style Méchant» Жермен Тайлефер (докторская диссертация). Университет Канзаса. hdl : 1808/25233 .
- Глисон, Гарольд ; Беккер, Уоррен (1981). Музыка в средние века и эпоху Возрождения . Очерки музыкальной литературы - Серия I (3-е изд.). Блумингтон, Индиана: Frangipani Press. ISBN 978-0-89917-034-3 .
- Локвуд, Льюис (1980). «Масса». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Лондон: Издательство Macmillan. ISBN 978-1-56159-174-9 .
- Рэндел, Дон Майкл , изд. (1986). Новый Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-61525-0 .
- Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-09530-2 .