Костанцо Порта

Костанцо Порта (1528 или 1529 – 19 мая 1601) был итальянским композитором эпохи Возрождения и представителем того, что сегодня известно как венецианская школа . На протяжении всей своей жизни его высоко ценили как композитора и педагога, и он имел репутацию особенно опытного контрапунктиста . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Порта родилась в Кремоне . Подробностей о его молодости мало, но он, вероятно, получил образование в монастыре Порта Сан-Лука в Кремоне . Считается, что около 1550 года он учился у Адриана Виллаерта , который был маэстро ди капелла в соборе Святого Марка в Венеции; находясь там, он встретил Клаудио Меруло , который также был студентом; они оставались близкими друзьями на протяжении всей своей жизни. В 1552 году Порта стал маэстро ди капелла в Осимо соборе ; в 1565 году он ненадолго занял должность в Падуе , но в следующем году занял более важную должность в Равенне , где его наняли для строительства совершенно новой музыкальной студии в соборе. К 1580 году его услуги стали очень востребованы, и за него возникла конкуренция; он отклонил предложение « Милана» и вместо этого менял должности в нескольких городах. Кроме того, к этому времени он стал известным учителем, и многие композиторы следующего поколения научились у Порты своим контрапунктическим навыкам. Его последние годы прошли в Падуе , и они были явно трудными. Музыкальные стандарты там начали снижаться, и, кроме того, он столкнулся с бременем плохого здоровья и ревностью человека, который в конечном итоге должен был его заменить. Он умер в Падуе. Он похоронен в Базилика Святого Антония Падуанского .
Стиль
[ редактировать ]
Большую часть произведений Порты составляет духовная музыка, особенно мотеты . Он опубликовал не менее восьми книг мотетов, один из которых, как известно, утерян, а также книги месс , интроитов и огромный цикл гимнов к вечерне .
Музыка Порта еще более полифонична , чем у Гомберта , и он проявлял склонность к академическим, даже суровым контрапунктическим приемам, хотя они используются настолько умело, что текст всегда можно ясно понять. Часто его музыка использует строгие каноны ; один мотет из его книги из 52 мотетов 1580 года в семи голосах имеет не менее четырех голосов, полностью полученных канонически. Другой мотет из той же книги — это канон измерения , эту самую трудную для исполнения из всех контрапунктических форм. В то время как многие композиторы реагировали на ограничения Тридентского собора против чрезмерной полифонической практики, Порта, очевидно, не чувствовал себя обязанным им следовать; возможно, он имел достаточную уверенность в своем умении передать текст. Его музыка так же тщательно контролируется, как и музыка Палестрины , с осторожным использованием диссонансов и хроматизма , при этом демонстрируя полифоническую виртуозность в степени, необычной для других композиторов духовной музыки конца XVI века.
В некоторых из более поздних мотетов широко используется полихоральное письмо. Хотя Порта не был в Венеции в конце века, где этот стиль стал известен (см. Венецианский полихоральный стиль ), он провел там годы в качестве студента, обучаясь у Виллаерта, и влияние явно продолжалось на протяжении всей его жизни. Скорее всего, он был знаком с существующей в Венеции практикой и перенял некоторые нововведения, которые лучше всего соответствовали его высокообразованному стилю.
Порта также писала мадригалы . Многие из них явно предназначались для особых случаев, таких как свадьбы и крупные общественные мероприятия в семьях его работодателей; они выполнены в гораздо более простом стиле, чем его священные произведения, и во многом соответствуют современной практике.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лилиан П. Пруэтт, Grove онлайн
Источники
[ редактировать ]- Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 0-393-09530-4 .
- «Костанцо Порта». Словарь музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди . Лондон: Издательство Macmillan. 1980. ISBN 1-56159-174-2 .
- Лилиан Пруэтт: «Костанцо Порта», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 5 декабря 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Костанцо Порта в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Костанцо Порты в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Поиск сопра ут ре ми фа соль ла: https://m.youtube.com/watch?v=9e2OfcWa48E