Джироламо Дирута
Джироламо Дирута (ок. 1546–1624 или 1625) был итальянским органистом, теоретиком музыки и композитором. Он прославился как педагог своим трактатом «Il Transilvano» (Венеция, 1 часть 1593 г.; 2 часть 1609-10 гг.). [ 1 ] ) на контрапункте , а также за его участие в развитии клавишной техники, в частности игры на органе . Он родился в Деруте , недалеко от Перуджи .
Биография
[ редактировать ]Дирута родился в Деруте в 1546 году. Он стал младшим монахом монастыря Перуджи в 1566 году; позже, с 1569 по 1574 год, он находился в монастыре Корреджо . Около 1578 года он переехал в Венецию , где познакомился с Клаудио Меруло , Джозеффо Зарлино и Констанцо Порта (который также был младшим монастырским монахом), и, вероятно, учился у каждого из них. Меруло упомянул Дируту в вступительном письме к Трансильвано (1593 г.) как одного из своих лучших учеников.
С 1580 по 1585 год он был органистом собора Губбио . Он вернулся в Венецию, в монастырь Фрари , где был органистом с 1586 по 1589 год. К 1593 году он был органистом собора Кьоджиа . В этом году он посвятил первую часть своего трактата «Il Transilvano» Сигизмунду Батори , принцу Трансильвании .
Позже он вернулся жить в Умбрию . Он снова был органистом собора Губбио с 1604 по 1610 год.
В 1610 году из Губбио он посвятил вторую часть своего трактата «Il Transilvano» Леоноре Орсини Сфорца, племяннице великого герцога Тосканы Фердинанда I.
Он умер в Деруте в 1624 или 1625 году.
Его племянник Агостино Дирута (ок. 1595 – ок. 1647) также был композитором и его учеником. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]Основная работа Дируты представляет собой двухчастный трактат об игре на органе, контрапункте и композиции под названием Il Transilvano («Трансильванец»), впервые опубликованный в 1593 году; это диалог с Иштваном де Хосикой, дипломатом из Трансильвании , с которым Дирута встретился во время одной из миссий Хосики в Италию. Это одно из первых практических обсуждений органной техники, которое отличает органную технику от клавишной техники на других инструментах. Его аппликатуры во многом соответствуют обычным для его времени: например, его аппликатура гаммы до мажор никогда не включает большой палец, а средний палец пересекает безымянный палец: его работа является одной из самых ранних попыток в Италии установить последовательность в аппликатурах. перебор клавиатуры.
Как контрапунктист, Дирута предвосхищает Фукса в описании различных « видов » контрапункта: нота против ноты, две ноты против одной, приостановки , четыре ноты против одной и так далее. В отличие от Фукса, он определяет менее строгий контрапункт, подходящий для импровизации; например, он не требует противоположного движения и не запрещает последовательные совершенные созвучия. Он хорошо описывает современную практику игры на клавиатуре, что можно наблюдать по современным токкатам и канцонам таких композиторов, как Меруло.
множество своих собственных композиций Дирута включил в «Il Transilvano» , и они в основном носят дидактический характер, демонстрируя различные виды фигуративности и представляя различные виды исполнительских задач. Эти четыре токкаты относятся к числу самых ранних примеров этюда .
В Prima parte также включены токкаты других композиторов того времени, выбранных за их музыкальную и дидактическую ценность: Клаудио Меруло , Андреа Габриэли , Джованни Габриэли , Луццаско Луццаски , Антонио Романини , Паоло Квальяти , Винченцо Беллавере и Джозеффо Гуами . Во вторую часть вошли исследования Луццаски , Габриэле Фатторини и Адриано Банкьери .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гальяно Чилиберти, Джироламо Дирута в музыкальной историографии С изданием «Биографических заметок» Франческо Бриганти и библиографии произведений , в Girolamo Diruta e il suo tempo , материалы конференции (Дерута, 9–10 сентября 2011 г.), под ред. Бьянкамария Брумана и Карло Сеголони, Перуджа, 2012 г., стр. 63–116.
- Арнальдо Морелли, Дирута, Джироламо , в Биографическом словаре итальянцев, т. 40, Рим, Институт Итальянской энциклопедии, 1991 .
- Элеонора Селфридж-Филд, Венецианская инструментальная музыка, от Габриэли до Вивальди. Нью-Йорк, Dover Publications, 1994. ISBN 0-486-28151-5
- «Джироламо Дирута» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Принципы клавишной техники в Il Transilvano » www.research.rochester.edu . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ См . запись в немецкой Википедии об Агостино Дируте ; датируется Рощей 6, как цитирует RISM онлайн.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Джироламо Дируты в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1550-е годы рождения
- Смерти в 17 веке
- Органисты собора
- Монастырь братьев Младших
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские классические органисты
- Немецкие теоретики музыки
- Итальянские классические органисты мужского пола
- Люди из Деруты
- Итальянские композиторы эпохи Возрождения.
- Композиторы венецианской школы (музыка)