Жак Буус
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( июнь 2022 г. ) |
Жак Буус (также Якоб Буус , Жаше де Буус ) ( ок. 1500 — конец августа 1565) — франко-фламандский композитор и органист эпохи Возрождения , один из первых членов венецианской школы . Он был одним из первых композиторов ричеркара , предшественника фуги , а также искусным композитором шансона .
Жизнь
[ редактировать ]Буус, вероятно, родился в Генте около 1500 года, хотя подробности его ранней жизни, как и у большинства композиторов эпохи Возрождения, скудны. Возможно, он либо учился, либо начал свою карьеру во Франции и поддерживал там некоторые связи на протяжении всей своей жизни. В 1538 году он опубликовал свои первые шансоны в Лионе печатником Жаком Модерном .
Три года спустя он поехал в Венецию и прошел прослушивание на должность второго органиста в церкви Святого Марка , получив эту должность и работая вместе с существующим органистом Джованни Армонио . Это было во время правления Адриана Виллаерта , который превратил музыкальные силы церкви Святого Марка в одну из самых впечатляющих в Европе, уступающую по качеству только папской капелле в Риме . Буус оставался в церкви Святого Марка до 1550 года, когда он уехал во Францию якобы потому, что не смог выплатить свои долги; однако было высказано предположение, что он ушел, потому что стал протестантом . В 1543 году он посвятил сборник шансонов кальвинистской герцогине Феррарской , а в 1550 году отправил книгу протестантских духовных шансонов протестантскому эрцгерцогу Фердинанду II в Вену . В конце 1550 года он уехал в Вену, чтобы работать при дворе Габсбургов , и оставался там до конца своей жизни, игнорируя просьбы Венеции вернуться.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Буус оказал влияние на развитие инструментального ричеркара ; он написал самое длинное из когда-либо сочиненных произведений, одно из которых имеет не менее 98 пунктов подражания. Другой имеет 358 брев (что эквивалентно 716 тактам размером 4/4 ; при типичном тактусе того времени - от 60 до 80 минимов , то есть половинных нот, в минуту - для исполнения пьесы потребуется 15–20 минут). Они тщательно контрапунктичны и используют все стандартные приемы франко-фламандской полифонии , включая увеличение, уменьшение, инверсию и т. д.
Он также писал духовную вокальную музыку, в том числе мотеты и духовные шансоны , специфически протестантскую форму, хотя они не предназначались для исполнения в католической Венеции. Мотеты по стилю схожи с мотетами Николя Гомберта , с плотной текстурой, повсеместной имитацией и свободной обработкой исходного материала.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сэди, Стэнли, изд. (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 3. Лондон Macmillan Publishers Ltd. : ISBN 978-0-33323-111-1 . OCLC 819672161 .
- Риз, Гюстав (1959). Музыка в эпоху Возрождения (переработанная ред.). Нью-Йорк WW Norton & Co. : ISBN 0-393-09530-4 . LCCN 59012879 . OL 18078215M – через Интернет-архив .
- Селфридж-Филд, Элеонора (1994). Венецианская инструментальная музыка от Габриэли до Вивальди (3-е исправленное изд.). Нью-Йорк : Dover Publications. ISBN 978-0-486-28151-3 . LCCN 94008060 . OL 1084342M – через Интернет-архив .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Жака Бюуса в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Жака Бюуса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)