Бальдассаре Донато
Бальдассаре Донато (также Донати ) (1525—1530 — июнь 1603) — итальянский композитор и певец венецианской школы позднего Возрождения . Он был маэстро ди капелла престижной базилики Святого Марка в конце 16 века и сыграл важную роль в развитии итальянской легкой светской музыки, особенно вилланеллы .
Жизнь
[ редактировать ]Подробности его молодости недоступны; даже неизвестно, где он родился. Первая запись о Донато в качестве певца в соборе Святого Марка в Венеции в 1550 году, а музыкальное обучение мальчиков было поручено ему в 1562 году. Когда Джозеффо Зарлино занял пост маэстро ди капелла у Чиприано де Роре в В 1565 году Донато снова был понижен в должности до певца; Конфликт между двумя мужчинами, похоже, был характерной чертой жизни собора Святого Марка, кульминацией которого стала решающая драка в 1569 году, публичная и скандальная, во время праздника Святого Марка. В 1577 году Донато занял должность в Scuola Grande di S Rocco, еще одной венецианской церкви с впечатляющей музыкальной традицией и солидным исполнительским ансамблем; однако и там он не смог ужиться со своими работодателями, уйдя в отставку к 1580 году. В 1588 году он стал помощником маэстро ди капелла в соборе Святого Марка, пока Зарлино был еще жив (неясно, из-за примирения или политики), а в 1590 году он занял пост своего бывшего противника и занимал его до своей смерти в 1603 году.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Донато представлял прогрессивное направление венецианской школы, которая уже была прогрессивной традицией по сравнению с другими основными современными итальянскими музыкальными стилями (особенно по сравнению с римской школой ). Прогрессивное направление в венецианской школе было представлено такими композиторами, как Донато, Джованни Кроче , Андреа и Джованни Габриэли ; консервативная тенденция включала таких композиторов и теоретиков, как Зарлино, Чиприано де Роре и Клаудио Меруло , которые были склонны следовать франко-фламандскому стилю, который преобладал почти повсюду в Европе до середины века.
Духовная музыка Донато - самая консервативная часть его произведений, обычно с использованием полифонии в стиле Палестрины , но также с использованием некоторых грандиозных полихоральных эффектов Габриэлис. Несмотря на его явное презрение к консерватизму Зарлино, он явно впитал в себя часть его стиля и учения, что можно увидеть в его гладком мастерстве контрапункта и использовании диссонанса в духе Зарлино , по крайней мере, когда он сознательно сочинял во франко-фламандском стиле.
Вероятно, его величайшее значение для истории музыки заключается в развитии легкой светской формы, известной как вилланелла более легкой формы мадригала неаполитанского , происхождения. Некоторые из этих произведений, возможно, предназначались для танцев и, очевидно, пользовались популярностью. Они похожи на французский шансон , часто имеют запоминающуюся мелодию в самой верхней части, содержат энергичные перекрестные ритмы и избегают полифонической и хроматической сложности мадригала середины века.
Донато также писал мадригалы в более серьезном стиле, а также псалмов настройки , мотеты и церемониальную музыку.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статья «Бальдассаре Донато» в Словаре музыки и музыкантов New Grove под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Элеонора Селфридж-Филд , Венецианская инструментальная музыка, от Габриэли до Вивальди. Нью-Йорк, Dover Publications, 1994. ISBN 0-486-28151-5 (Примечание: хотя в этой книге нет ничего о Донато, в ней содержится подробная и доступная для чтения информация о венецианской школе и связанной с ней деятельности в соборе Святого Марка.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет о ранней истории Святого Марка. Архивировано 7 декабря 2004 г. в Wayback Machine.
- Бесплатные партитуры Бальдассаре Донато в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)