Вилланелла
В музыке вилланелла ( Итальянское произношение: [villaˈnɛlla] ; множественное число вилланель) — форма легкой итальянской светской вокальной музыки, зародившаяся в Италии незадолго до середины XVI века. Впервые он появился в Неаполе и оказал влияние на более позднюю канцонетту , а оттуда также на мадригал .
Тема, как правило, деревенская, комическая и часто сатирическая; часто манеры художественной музыки, такие как мадригал, являются предметом пародии. Схема рифмы стиха в более ранних неаполитанских формах виллынели обычно такая: abR abR abR ccR, где «R» - это точно повторяемый припев. Вилланель стала одной из самых популярных форм песни в Италии примерно в середине века.
Музыка ранней виллынеллы (известной как канцона вилланеска) всегда исполняется тремя голосами без сопровождения. Первыми композиторами виллынели были неаполитанцы Джованни Доменико да Нола и Джован Томазо ди Майо ; среди более поздних композиторов, уже не из Неаполя, были Адриан Виллаерт , Лука Маренцио , Адриано Банкьери , Орланд де Лассус и другие.
Ссылки
[ редактировать ]- Денис Арнольд , «Виланелла», Словарь музыки и музыкантов New Grove , первое издание, под редакцией Стэнли Сэди (Лондон: Macmillan Publishers, 1980): 19:770–773.
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения (Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954). ISBN 0-393-09530-4
- [ нужна полная цитата ] Новый Гарвардский музыкальный словарь под редакцией Дона Рэндела (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1986). ISBN 0-674-61525-5
- Донна Дж. Кардамон, «Вильянская канцона алла Неаполитанская и родственные формы», 1537–1570 (Анн-Арбор: UMI Research Press, 1981). ISBN 0-8357-1184-6 .
- Донна Дж. Кардамон, «Дебют канцоны Вилланеска алла Неаполитана». Музыкальные исследования 4 (1975): 65–75.
- Донна Дж. Кардамон, «Madrigali a Tre et Arie Napolitane» - типографское и репертуарное исследование». Журнал Американского музыковедческого общества 35, вып. 3 (1982): 436–481.
- Кончетта Ассенца, La canzonetta dal 1570–1615 (Лукка: LIM, 1997). ISBN 88-7096-177-X .