Якобус Клеменс нон Папа
Якобус Клеменс нон Папа (также Жак Клеман или Якоб Клеменс нон Папа ) ( ок. 1510–1515 — 1555 или 1556) — нидерландский композитор эпохи Возрождения , большую часть своей жизни живший во Фландрии . [ 1 ] Он был плодовитым композитором во многих современных стилях и был особенно известен своими полифоническими настройками псалмов на голландском языке, известных как Souterliedekens . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]О ранней жизни Клеменса ничего не известно, и даже подробности лет его творческой зрелости отрывочны. Возможно, он родился в Мидделбурге , Зеландия , хотя свидетельства противоречивы; наверняка он был откуда-то из современной Бельгии или Нидерландов . Первое однозначное упоминание о нем относится к концу 1530-х годов, когда Пьер Аттеньян сборник своего шансона издал в Париже . С марта 1544 по июнь 1545 года он работал наставником в соборе Брюгге , а вскоре после этого начал деловые отношения с Тильманом Сусато , издателем в Антверпене , которые продлились до конца его жизни. С 1545 по 1549 год он, вероятно, был хормейстером Филиппа де Кроя , герцога Эршота, одного из Карла V величайших генералов , где он предшествовал Николя Гомберту . В 1550 году он был принят на работу в качестве sanger ende componist («певец и композитор») в Прославленное Братство Пресвятой Богородицы в Хертогенбосе . Есть также свидетельства того, что он жил и работал в Ипре. и Лейден . На основании слабых доказательств предполагается, что он также работал в Дордрехте . [ 2 ]
Существует несколько теорий происхождения эпитета «не папа». Считается, что это слово было добавлено в шутку его издателем Сусато , чтобы отличить его от Папы Климента VII — «Якоба Клеменса, но не Папы». Другой утверждает, что это должно отличать его от Якоба Папы, поэта из Ипра. Однако, учитывая, что папа Климент VII умер в 1534 году, до того, как какая-либо музыка Клеменса была опубликована, и что путаница с поэтом маловероятна, поскольку фамилии были совершенно разными, вполне вероятно, что это прозвище было создано просто в шутку, а не для практические причины. Тем не менее, этот суффикс сохранился на протяжении веков. [ 2 ]
Подробности о его смерти неизвестны, но, вероятно, он умер в 1555 или 1556 году. Текст 1558 года в Якоба Ваэта , Continuo lacrimas его сожаление по поводу смерти Клеменса, предполагает, что он встретил насильственный конец, хотя, если это правда, обстоятельства не таковы. данный. Согласно источнику 1644 года, Клеменс был похоронен в Диксмюиде недалеко от Ипра на территории современной Бельгии. [ 2 ]
Работы и влияние
[ редактировать ]В отличие от многих своих современников, Клеменс, похоже, никогда не бывал в Италии, в результате чего итальянское влияние в его музыке отсутствует. Он представляет североевропейский диалект франко-фламандского стиля. [ 3 ]
Клеменс был одним из главных представителей поколения Жоскена , Палестрины и Орландуса Лассуса . [ 4 ] Он был прежде всего композитором духовной музыки. Фактически, его музыкальная продукция примерно на 80 процентов составляла духовную музыку, либо литургическую, либо для частного использования. Из примерно 233 его мотетов только три содержат светские тексты в виде хвалебных гимнов музыке. Однако он сочинил чуть более 100 светских произведений, охватывающих всю гамму поэтических жанров, использовавшихся композиторами его поколения. Учитывая, что его карьера композитора длилась всего два десятилетия, Клеменс был чрезвычайно плодовитым композитором:
- 15 месс, в том числе 14 пародийных и заупокойная месса. [ 2 ] (большая часть которых была опубликована с 1555 по 1570 год Петром Фалезием Старшим в Левене ); две массовые секции (Kyrie и Credo) [ 5 ]
- 15 Магнификатов [ 6 ]
- в. 233 слова [ 2 ]
- Чуть более 100 светских произведений, в том числе: 89 шансонов (из них только 77 считаются подлинными и вошли в полное издание его произведений), [ 7 ] 8 голландских песен, 8 пьес без текста, 2 встроенных шансона и 1 инструментальный канон (под вопросом). [ 2 ]
- 159 Souterliedekens , т. е. голландские настройки псалмов , использующие популярные песенные мелодии в качестве cantus Firmus . [ 2 ]
Из всех этих работ «Сутерлидекены» были, пожалуй, наиболее широко известными и влиятельными. Souterliedekens . были опубликованы в 1556–1557 годах Сусато в его Musyck Boexken («Музыкальные книги»), IV-VII [ 8 ] и представлял собой единственную протестантскую музыку на голландском языке в эпоху Возрождения. [ 9 ] Основанный на предыдущем томе Souterliedekens, напечатанном Саймоном Коком, который содержал монофонические настройки псалмов на голландском языке, Souterliedekens Клеменса стал первым полным полифоническим изданием всех 150 псалмов на голландском языке. [ 8 ] Предположительно, первоначальный стихотворный перевод Псалтири на голландский язык выполнил Виллем ван Нивельт из Виттенберга . [ 10 ] Партии Клеменса, как правило, просты и предназначены для пения дома. они используют известные светские мелодии, напечатанные в «Петухом издании», в том числе застольные песни, песни о любви, баллады и другие популярные песни того времени В качестве cantus Firmus . Большинство из них рассчитано на 3 части, и имеется 26 различных комбинаций этих голосов. [ 11 ] Некоторые из Souterliedekens основаны на танцевальных песнях и откровенно гомофонны и гоморитмичны, тогда как другие используют имитацию. Примечательно, что эти музыкальные произведения пережили запрет в 1569 году, когда правительство герцога Альбы осудило все книги, считавшиеся еретическими. [ 2 ]
После смерти Клеменса его произведения были распространены в Германии, Франции, Испании и даже среди различных кругов Англии. Влияние Клеменса было особенно заметно в Германии. Франко-фламандский композитор Лассус , в частности, хорошо знал свою музыку и включил в нее элементы своего стиля. [ 2 ]
Памятный год
[ редактировать ]В 2012 году предполагаемое 500-летие Клеменса отмечается в нескольких городах, где, как полагают, он работал певцом и композитором. [ нужна ссылка ]
Запись
[ редактировать ]- Клеменс нон Папа, Священник и Бонвиван, Капилла Фламенка вместе с Ла Качча, Жорисом Вердином и Яном Ван Отривом, 2005 (KTC 1287)
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Найтон, Тесс и Дэвид Фэллоуз, ред. , с. 385
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Grove Music Online, "Якобус Клеменс не папа"
- ^ Атлас, Аллан В. , с. 398
- ^ Тарускин, Ричард , с. 593
- ^ Риз, Гюстав , с. 351
- ^ Браун, Ховард М. и Луиза К. Штайн , с. 182
- ^ Перкинс, Лиман Л. , с. 635
- ^ Перейти обратно: а б Риз, Гюстав , с. 355
- ^ Реберн, Майкл и Алан Кендалл, ред. , стр. 66
- ^ Перкинс, Лиман Л. , с. 743
- ^ Риз, Гюстав , с. 357
Библиография
[ редактировать ]- Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600 гг . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1998. ISBN 978-0-393-97169-9
- Старейшины, Виллем; Форни, Кристина; Планшар, Алехандро . Л. Мэйси (ред.). Якобус Клеменс нон Папа . Гроув Музыка онлайн . Проверено 28 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Браун, Ховард М. и Луиза К. Штайн. Музыка в эпоху Возрождения, 2-е изд. Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1999. ISBN 978-0-13-400045-9
- Найтон, Тесс и Дэвид Фэллоуз, ред. Компаньон средневековой и ренессансной музыки . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1992. ISBN 978-0-520-21081-3
- Перкинс, Лиман Л. Музыка в эпоху Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1999. ISBN 978-0-393-04608-3
- Реберн, Майкл и Алан Кендалл, ред. Музыкальное наследие, Том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 978-0-19-520493-3
- Риз, Гюстав . Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
- Тарускин, Ричард. Оксфордская история западной музыки, Том. 1: Самые ранние записи шестнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2005. ISBN 978-0-19-516979-9
- Джас, Эрик, изд. За пределами современной славы. Переоценка искусства Клеменса-нон-Папы и Томаса Крекийона . Тюрнхаут: Брепольс, 2005. ISBN 2-503-51884-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Якобуса Клеменса нон Папа в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Якобуса Клеменса нон Папа в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Clemens500 Сайт памятного 2012 года
- Проект Лейденских хоровых книг о Лейденских хоровых книгах квартета Эгидиуса и Эрика Яса