Марбриан из Орто
Марбриан де Орто (Дюжарден; также Марбриано, Марбрианус; ок. 1460 — январь или февраль 1529) — голландский композитор эпохи Возрождения ( франко-фламандская школа ). Он был современником, близким соратником и, возможно, другом Жоскена де Пре , а также одним из первых композиторов, написавших полностью каноническую постановку Ординария мессы . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Внебрачный ребенок священника, Орто, вероятно, родился в Турне и провел там первые годы своей жизни. Хотя его первоначальная фамилия была Дюжарден, на протяжении всей своей жизни он использовал «де Орто» (итальянский перевод Дюжардена). В июне 1482 года в доме Ферри де Клюньи , кардинала - епископа Турне (умершего 7 октября 1483 года), он отправился в Рим , где стал певцом в папской капелле; Примерно в это же время он, возможно, стал опытным композитором, поскольку его Missa ad fugam , похоже, была написана в ответ на аналогичное сочинение Жоскена де Пре, предположительно датированное началом 1480-х годов, а месса Орто была скопирована для Сикстинской капеллы между 1487 годом. и 1490. [ 2 ]

В то время как он служил в хоре Сикстинской капеллы, по крайней мере, до 1499 года, во времена папства Иннокентия VIII и Александра VI , он начал получать другие должности и бенефиции. Он пользовался особой популярностью у Иннокентия, который наградил его бенефициями и позволил подняться по иерархической лестнице, несмотря на его незаконность. Все это время он и Жокен тесно сотрудничали, даже искали аналогичные должности в Камбре на их общей родине. Одной из вещей, которые он, возможно, сделал в сотрудничестве с Жоскеном, была переработка цикла гимнов Гийома Дюфе , составленного около 1430 года и вышедшего из употребления. [ 3 ] Где-то в начале 1490-х годов Орто получил должность декана в Соборной церкви Св. Гертруды Нивельской , современная Бельгия ; он должен был оставаться тесно связанным с этим учреждением до конца своей жизни. Точно неизвестно, когда он переехал туда, но он покинул Нивель в конце 1504 года, чтобы присоединиться к хору Филиппа Красивого , la Grande Chapelle , выдающемуся музыкальному коллективу, в который входил Пьер де ла Рю , и который отправился в Испанию в 1506 году. . [ 4 ]
Орто присоединился к хору на очень высоком уровне, став в короткие сроки - к 30 ноября 1505 года - главным капелланом , что свидетельствует о высоком уровне уважения, которого он достиг как композитор и певец. [ 5 ] После смерти Филиппа в сентябре 1506 года хор продолжила Хуана Кастильская , «Хуана Безумная», и Орто был одним из певцов, которые ушли вскоре после этого, в период с октября по декабрь 1506 года, оставив обязанности главного капеллана Пьеру де Ла. Рю . В течение этого времени и в течение следующих трех лет Хуана путешествовала со своими певцами, каждую ночь распевая реквием трупу своего мужа, который сопровождал их в гробу, в причудливом путешествии по Кастилии , пока отец Хуаны Фердинанд, наконец, не заточил ее в крепости Тордесильяс. . [ 6 ]
Вернувшись в Нидерланды , Орто оставался на службе у Габсбургов , по крайней мере, с 1509 по 1517 год, в течение этого времени он разделял обязанности главного капеллана с Антуаном де Бержем . Когда-то в этот период он, вероятно, был учителем Арнольда фон Брука , мальчика из хора. Никаких определенных документов о деятельности Орто в 1507 и 1508 годах неизвестно. [ 5 ]
В последние годы своей жизни он получил дополнительные должности в качестве каноника как в Антверпенской церкви Богоматери, так и в Сент-Гудуле в Брюсселе , а в записи 1518 года он указан как «первый капеллан» во фламандской часовне (capilla Flamenca). Карла V. Возможно, он умер от чумы, охватившей Нивель в 1529 году, и был похоронен в церкви Святой Гертруды, где работал дольше всего. На его могиле в хоре была надпись, которая оставалась разборчивой до тех пор, пока церковь не была разрушена немцами 14 мая 1940 года во время Второй мировой войны . [ 4 ]
Музыка и влияние
[ редактировать ]Марбриан де Орто был умеренно плодовитым композитором месс, мотетов , плачей и шансонов , многие из которых сохранились. Он был настолько известен, что Оттавиано Петруччи опубликовал в 1505 году книгу своих месс — одну из первых его публикаций и один из первых сборников нотной печати. Книга месс Де Орто последовала за книгами Жоскена, Якоба Обрехта , Антуана Брумеля , Иоганна Гизелина , Пьера де ла Рю и Александра Агриколы . [ 7 ]
Петруччи опубликовал в этом сборнике пять месс де Орто. Все они представляют собой cantus Firmus Mass и включают Missa L'homme Armé , основанную на знаменитой мелодии , написанной, вероятно, в начале-середине 1480-х годов. [ 7 ]
Среди его месс — необычная Missa [Ad fugam] , одна из немногих свободно составленных канонических месс того периода, в том числе Иоганна Окегема , Missa prolationum полностью основанная на канонах измерения . «Мисса» Де Орто («Ад фугам») может быть связана с другой канонической мессой из ватиканской рукописи, позже названной « Мисса ад фугам » и приписываемой Жоскену Петруччи. Обе мессы используют строгий канон квинты между superius и тенором, а также мотив головы в большинстве частей. [ 8 ] [ 9 ] То же название использовалось для описания канонического «Missa Sine nomine» в более поздней печати Antico.
В мотетах Де Орто также обычно используется техника cantus Firmus. Salve regis mater Santissima , хотя и анонимный в своем единственном сохранившемся источнике, вероятно, написан де Орто и был составлен для воцарения Александра VI в 1492 году.
Некоторые шансоны родственны типичному французскому стилю начала XVI века — быстрые, легкие, подражательные; другие больше соответствуют бургундскому стилю исправлений форм . Де Орто также написал раннюю постановку плача Дидоны , Dulces exuviae , из Энеиды (iv.651–4), содержащую обширное хроматическое письмо. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ М. Дженнифер Блоксхэм, в Шерр, стр. 202
- ^ Блоксхэм, в Шерр, стр. 202; Пикер, Гроув онлайн
- ^ Пикер, Гроув онлайн, со ссылкой на Гербера и Остхоффа.
- ^ Jump up to: а б с Пикер, Гроув онлайн
- ^ Jump up to: а б Мекони, с. 74
- ^ Мекони, с. 40, с. 74
- ^ Jump up to: а б Фоллоуз, Гроув онлайн
- ^ Блоксхэм, с. 202
- ^ Уркарт, Питер (2012). «Ад фугам, де Орто и защита «раннего Жоскена» ». Журнал Общества истории голландской музыки 62, стр. 3–27 .
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пикер, Мартин. Л. Мэйси (ред.). Марбрианус де Орто . Гроув Музыка онлайн. Архивировано из оригинала 13 января 2011 года . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Фэллоуз, Дэвид. Л. Мэйси (ред.). Человек вооруженный . Гроув Музыка онлайн. Архивировано из оригинала 13 января 2011 года . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Шерр, Ричард , изд. Компаньон Жоскен . Оксфорд: Оксфордский университет. Пресс, 2000. ISBN 0-19-816335-5 .
- Мекони, дорогая. Пьер де ла Рю и музыкальная жизнь при дворе Габсбургов-Бургундов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2003. ISBN 0-19-816554-4
- Роден, Джесси. «Жокен и полифоническая месса в Сикстинской капелле». Докторская диссертация, Гарвардский университет, 2007 г.
- Дэвисон, Найджел Ст. Дж. «Мабриано де Орто, Латинские композиции I Missa Ad Fugam Antico Edition RCM43»
- Дэвисон, Найджел Ст. J. «Мабриано де Орто, Латинские композиции II Missa DominicalisAntico Edition RCM44»