Jump to content

Марбриан из Орто

Марбриан де Орто (Дюжарден; также Марбриано, Марбрианус; ок. 1460 — январь или февраль 1529) — голландский композитор эпохи Возрождения ( франко-фламандская школа ). Он был современником, близким соратником и, возможно, другом Жоскена де Пре , а также одним из первых композиторов, написавших полностью каноническую постановку Ординария мессы . [ 1 ]

Внебрачный ребенок священника, Орто, вероятно, родился в Турне и провел там первые годы своей жизни. Хотя его первоначальная фамилия была Дюжарден, на протяжении всей своей жизни он использовал «де Орто» (итальянский перевод Дюжардена). В июне 1482 года в доме Ферри де Клюньи , кардинала - епископа Турне (умершего 7 октября 1483 года), он отправился в Рим , где стал певцом в папской капелле; Примерно в это же время он, возможно, стал опытным композитором, поскольку его Missa ad fugam , похоже, была написана в ответ на аналогичное сочинение Жоскена де Пре, предположительно датированное началом 1480-х годов, а месса Орто была скопирована для Сикстинской капеллы между 1487 годом. и 1490. [ 2 ]

Церковь Святой Гертруды в Нивеле , где Орто работал с середины 1490-х годов до своей смерти в 1529 году и где он похоронен.

В то время как он служил в хоре Сикстинской капеллы, по крайней мере, до 1499 года, во времена папства Иннокентия VIII и Александра VI , он начал получать другие должности и бенефиции. Он пользовался особой популярностью у Иннокентия, который наградил его бенефициями и позволил подняться по иерархической лестнице, несмотря на его незаконность. Все это время он и Жокен тесно сотрудничали, даже искали аналогичные должности в Камбре на их общей родине. Одной из вещей, которые он, возможно, сделал в сотрудничестве с Жоскеном, была переработка цикла гимнов Гийома Дюфе , составленного около 1430 года и вышедшего из употребления. [ 3 ] Где-то в начале 1490-х годов Орто получил должность декана в Соборной церкви Св. Гертруды Нивельской , современная Бельгия ; он должен был оставаться тесно связанным с этим учреждением до конца своей жизни. Точно неизвестно, когда он переехал туда, но он покинул Нивель в конце 1504 года, чтобы присоединиться к хору Филиппа Красивого , la Grande Chapelle , выдающемуся музыкальному коллективу, в который входил Пьер де ла Рю , и который отправился в Испанию в 1506 году. . [ 4 ]

Орто присоединился к хору на очень высоком уровне, став в короткие сроки - к 30 ноября 1505 года - главным капелланом , что свидетельствует о высоком уровне уважения, которого он достиг как композитор и певец. [ 5 ] После смерти Филиппа в сентябре 1506 года хор продолжила Хуана Кастильская , «Хуана Безумная», и Орто был одним из певцов, которые ушли вскоре после этого, в период с октября по декабрь 1506 года, оставив обязанности главного капеллана Пьеру де Ла. Рю . В течение этого времени и в течение следующих трех лет Хуана путешествовала со своими певцами, каждую ночь распевая реквием трупу своего мужа, который сопровождал их в гробу, в причудливом путешествии по Кастилии , пока отец Хуаны Фердинанд, наконец, не заточил ее в крепости Тордесильяс. . [ 6 ]

Вернувшись в Нидерланды , Орто оставался на службе у Габсбургов , по крайней мере, с 1509 по 1517 год, в течение этого времени он разделял обязанности главного капеллана с Антуаном де Бержем . Когда-то в этот период он, вероятно, был учителем Арнольда фон Брука , мальчика из хора. Никаких определенных документов о деятельности Орто в 1507 и 1508 годах неизвестно. [ 5 ]

В последние годы своей жизни он получил дополнительные должности в качестве каноника как в Антверпенской церкви Богоматери, так и в Сент-Гудуле в Брюсселе , а в записи 1518 года он указан как «первый капеллан» во фламандской часовне (capilla Flamenca). Карла V. ​Возможно, он умер от чумы, охватившей Нивель в 1529 году, и был похоронен в церкви Святой Гертруды, где работал дольше всего. На его могиле в хоре была надпись, которая оставалась разборчивой до тех пор, пока церковь не была разрушена немцами 14 мая 1940 года во время Второй мировой войны . [ 4 ]

Музыка и влияние

[ редактировать ]

Марбриан де Орто был умеренно плодовитым композитором месс, мотетов , плачей и шансонов , многие из которых сохранились. Он был настолько известен, что Оттавиано Петруччи опубликовал в 1505 году книгу своих месс — одну из первых его публикаций и один из первых сборников нотной печати. Книга месс Де Орто последовала за книгами Жоскена, Якоба Обрехта , Антуана Брумеля , Иоганна Гизелина , Пьера де ла Рю и Александра Агриколы . [ 7 ]

Петруччи опубликовал в этом сборнике пять месс де Орто. Все они представляют собой cantus Firmus Mass и включают Missa L'homme Armé , основанную на знаменитой мелодии , написанной, вероятно, в начале-середине 1480-х годов. [ 7 ]

Среди его месс — необычная Missa [Ad fugam] , одна из немногих свободно составленных канонических месс того периода, в том числе Иоганна Окегема , Missa prolationum полностью основанная на канонах измерения . «Мисса» Де Орто («Ад фугам») может быть связана с другой канонической мессой из ватиканской рукописи, позже названной « Мисса ад фугам » и приписываемой Жоскену Петруччи. Обе мессы используют строгий канон квинты между superius и тенором, а также мотив головы в большинстве частей. [ 8 ] [ 9 ] То же название использовалось для описания канонического «Missa Sine nomine» в более поздней печати Antico.

В мотетах Де Орто также обычно используется техника cantus Firmus. Salve regis mater Santissima , хотя и анонимный в своем единственном сохранившемся источнике, вероятно, написан де Орто и был составлен для воцарения Александра VI в 1492 году.

Некоторые шансоны родственны типичному французскому стилю начала XVI века — быстрые, легкие, подражательные; другие больше соответствуют бургундскому стилю исправлений форм . Де Орто также написал раннюю постановку плача Дидоны , Dulces exuviae , из Энеиды (iv.651–4), содержащую обширное хроматическое письмо. [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ М. Дженнифер Блоксхэм, в Шерр, стр. 202
  2. ^ Блоксхэм, в Шерр, стр. 202; Пикер, Гроув онлайн
  3. ^ Пикер, Гроув онлайн, со ссылкой на Гербера и Остхоффа.
  4. ^ Jump up to: а б с Пикер, Гроув онлайн
  5. ^ Jump up to: а б Мекони, с. 74
  6. ^ Мекони, с. 40, с. 74
  7. ^ Jump up to: а б Фоллоуз, Гроув онлайн
  8. ^ Блоксхэм, с. 202
  9. ^ Уркарт, Питер (2012). «Ад фугам, де Орто и защита «раннего Жоскена» ». Журнал Общества истории голландской музыки 62, стр. 3–27 .

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пикер, Мартин. Л. Мэйси (ред.). Марбрианус де Орто . Гроув Музыка онлайн. Архивировано из оригинала 13 января 2011 года . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
  • Фэллоуз, Дэвид. Л. Мэйси (ред.). Человек вооруженный . Гроув Музыка онлайн. Архивировано из оригинала 13 января 2011 года . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
  • Шерр, Ричард , изд. Компаньон Жоскен . Оксфорд: Оксфордский университет. Пресс, 2000. ISBN   0-19-816335-5 .
  • Мекони, дорогая. Пьер де ла Рю и музыкальная жизнь при дворе Габсбургов-Бургундов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2003. ISBN   0-19-816554-4
  • Роден, Джесси. «Жокен и полифоническая месса в Сикстинской капелле». Докторская диссертация, Гарвардский университет, 2007 г.
  • Дэвисон, Найджел Ст. Дж. «Мабриано де Орто, Латинские композиции I Missa Ad Fugam Antico Edition RCM43»
  • Дэвисон, Найджел Ст. J. «Мабриано де Орто, Латинские композиции II Missa DominicalisAntico Edition RCM44»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7acc482c7eb993d15dab8626b0213a4d__1705450140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/4d/7acc482c7eb993d15dab8626b0213a4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marbrianus de Orto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)