Jump to content

Жан Мутон

Жан Мутон (ок. 1459 — 30 октября 1522) — французский композитор эпохи Возрождения . Он прославился как своими мотетами , входившими в число самых изысканных того времени, так и тем, что был учителем Адриана Виллаерта , одного из основателей венецианской школы . [1]

Он родился Жаном де Холлингом либо в 1459 году, либо раньше, но записи о его молодости, как это часто бывает с композиторами эпохи Возрождения, скудны. Скорее всего, он был из деревни Вер-Винь (ныне Вирвин ), недалеко от Булони-сюр-Мер , в Самере . Вероятно, он начал свою первую работу певцом и учителем в коллегиальной церкви в Сен-Омере, затем в 1477 году переехал в Несль (к юго-востоку от Амьена ), где служил певчим в течение следующих шести лет. [1] В 1483 году он был назначен метрдотелем капеллы там . Примерно в это же время он стал священником и, как полагают, учился у Жоскена де Пре . [1]

В 1500 году он руководил певчими собора в Амьене. [1] В 1501 году он был в Гренобле , [1] снова обучал певчих, но в следующем году уехал, скорее всего, поступив на службу к королеве Анне Бретонской , а в 1509 году ему снова была предоставлена ​​должность в Гренобле, которую он мог занимать заочно . Мутон теперь был главным композитором французского двора. Всю оставшуюся жизнь он работал при французском дворе в той или иной должности, часто сочиняя музыку для государственных мероприятий — свадеб, коронаций, папских выборов, рождений и смертей.

Мутон сочинил мотет Christus vincit для избрания Льва X папой в 1513 году. Льву, очевидно, нравилась музыка Мутона, поскольку он наградил его почетным титулом апостольского нотариуса по случаю мотета, который он сочинил для папы в 1515 году; эту награду папа вручил во время встречи в Болонье французского короля и папы после битвы при Мариньяно . Эта поездка в Италию была первой и, вероятно, единственной поездкой Мутона за пределы Франции.

Где-то между 1517 и 1522 годами швейцарский теоретик музыки Генрих Глареан встретил Мутона и восторженно похвалил его; он писал, что «у каждого были копии его музыки». Гларин использовал несколько примеров музыки Мутона в своем влиятельном трактате « Додекакордон» .

Мутон, возможно, был редактором иллюминированной рукописи, известной как Кодекс Медичи , одного из основных рукописных источников того времени, который был свадебным подарком Лоренцо Медичи .

Считается возможным, что Мутон руководил тщательно продуманными музыкальными празднествами, устроенными французами во время встречи Франсуа I и Генриха VIII на Поле золотой парчи , исходя из сходства с празднествами пятью годами ранее после битвы. из Мариньяно.

Ближе к концу жизни Мутон переехал в Сен-Кантен . Согласно гравюре на его надгробии, он стал каноником коллегиальной церкви Сен-Кантен , заменив Лойсе Компера , который умер в 1518 году. Мутон умер в Сен-Кантене и похоронен там. На надгробии, ныне утраченном, было выгравировано следующее:

CI GIST MAISTRE JEAN DE HOLLINGUE, DIT MOUTON,
EN SON VIVANT CHANTRE DU ROY
CHANOINE DE THEROUANNE ET DE CETTE EGLISE
QUI TRESPASSA LE PENULTIEME JOUR D'OCTOBRE MDXXII
PRIEZ DIEU POUR SON AME

Музыка и влияние

[ редактировать ]

Мутон оказал огромное влияние как композитор, так и педагог. Из его музыки 9 настроек Magnificat , 15 месс , 20 шансонов и более 100 мотетов сохранились ; поскольку он был придворным композитором короля, уровень выживаемости его музыки для того периода относительно высок: она широко распространяется, копируется и архивируется. Кроме того, знаменитый издатель Оттавиано Петруччи напечатал целый том месс Мутона (на заре нотной печати большинство изданий содержали произведения нескольких композиторов). Его работа была также опубликована Пьером Аттаньяном . [1]

Стиль музыки Мутона имеет внешнее сходство со стилем Жоскена де Пре , используя парное подражание , канонические приемы и равноголосное полифоническое письмо: однако Мутон склонен писать ритмически и фактурно однородную музыку по сравнению с Жоскеном, при этом все голоса поют, и с относительно небольшим текстурным контрастом. Гларин охарактеризовал мелодичный стиль Мутона фразой «его мелодия течет гибкой нитью».

Около 1500 года Мутон, кажется, стал лучше понимать аккорды и чувство гармонии , вероятно, благодаря своему знакомству с итальянской музыкой. В любом случае это был период перехода от чисто линейного мышления в музыке, в котором аккорды были случайным явлением в результате правильного использования интервалов, и музыкой, в которой гармонический элемент был на первом месте (например, в более легких итальянских формах, таких как frottola , гомофонные по фактуре, а иногда и откровенно диатонической гармонии).

Мутон на протяжении всей своей жизни был прекрасным музыкальным мастером, пользовался большим уважением современников и пользовался большим спросом у своих королевских покровителей. Его музыка была переиздана и продолжала привлекать других композиторов даже позже, в 16 веке, особенно два написанных им радостных рождественских мотета: Noe, noe psallite noe и Quaeramus cum пасторибус , которые несколько более поздних композиторов использовали в качестве основы для месс.

Он также оказал влияние посмертно на выдающегося теоретика музыки Джозеффо Зарлино , который сам был учеником Виллаерта , который с некоторым энтузиазмом называл его своим «наставником». [2]

Список работ

[ редактировать ]

Массы и фрагменты масс

[ редактировать ]
  1. Месса «Аллилуия Конфимини Лорд»
  2. Месса «Алма-Мать-Искупительница»
  3. Масса «Серебро и золото (утрачено)»
  4. Месса «Блаженный Господь Бог»
  5. Мисса «Расскажи мне все свои мысли»
  6. Масса «Смотри, как хорошо»
  7. Мисса "Lo serai je dire"
  8. Мисса "Серебряный дефект"
  9. Мисса "Вооруженный человек"
  10. Мисс "Что говорят люди"
  11. Мисс «Моя королева»
  12. Миса "без канденции"
  13. Missa sine nomine 1 (без имени)
  14. Missa sine nomine 2 (без имени)
  15. Масса «Ты — Питер»
  16. Масса «Ваша сила»
  17. Масса «Доброе слово»
  18. Кредо (фрагмент)

Мотеты (выбрано)

[ редактировать ]
  1. Я вздыхаю перед едой
  2. Аве Мария - Дева-серена для пяти голосов, в двух частях.
  3. Я благословляю Господа
  4. Exalta Retina Galliae (написано в честь победы французов в битве при Мариньяно, 13–14 сентября 1515 г.)
  5. Миссус - Габриэль
  6. Nesciens mater для восьми голосов, силы канонического проявление письма, представляющее собой четверной канон с интервалом в квинту, продолжающийся в течение двух тактов.
  7. Non nobis Domine (написано к рождению принцессы Рене 25 октября 1510 г.)
  8. О благочестивая Мария! Кто выдаст это нашим глазам (по случаю смерти королевы Анны, 9 января 1514 г.)
  9. Попросим у пастырей четыре голоса, в двух частях.
  10. Радуйся, Мать Спасителя ].

Песни (выбрано)

[ редактировать ]
  1. Ла-ла-ла лесная цыпочка
  2. Кто бы не пожалел доброго Февена (Скорбь по поводу смерти Февена, 1511–1512)
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Жан Мутон» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2023 г.
  2. ^ Гармонические демонстрации
  • Heavenly Spheres , CBC Records, MVCD 1121, в исполнении Montreal Early Music Studio . Содержит один мотет Мутона, Nesciens mater (на восемь голосов).
  • Flemish Masters , Virginia Arts Recordings, VA-04413, в исполнении Zephyrus . Включает мотет Мутона Nesciens mater , президиум Obrecht Missa Sub tuum , а также мотеты Уилларта, Клеменса нон Папы, Окегема, Де Пре и Гомберта.
  • Жоскен Деспре: Месса Пресвятой Богородицы ; Джин Шип: Моте Мир Гармонии, HMU 907136, 1995. Исполнители: Театр голосов, режиссер Пол Хиллер. Включает 5 мотетов Мутона, переплетающихся с движениями мессы Жоскена. Овцами: (1) Невежественная Материя; (2) Безмятежная Дева Радуйся, Мария; (3) Радуйся, Мария; (4) О Мария Святая; (5) Святая Мария Гемма Виргинум.
  • Хоровые произведения Жана Мутона в записи The Gentlemen of St John's. Включает Nesciens Mater , Спаси нас, Господи , Всех Святых Божиих , Missa Dictes moy toutes vos pensées . Nesciens Mater (трек 1) был признан журналом Gramophone вторым лучшим рождественским треком (2007).
  • Виват Рекс!: Духовная хоровая музыка Жана Мутона . Подозрительные сырные лорды , 2008, продюсер Тина Чанси из Hesperus . Включает полное исполнение ранее не записывавшейся Missa «Alma Redemptoris mater» и восемь ранее не записывавшихся мотетов Мутона.
  • Missa Скажи, что ты мои toutes vos pensées; 5 мотетов : Кто глазами заплатит? (Плач по Анне), Ave Maria benedicta tu, Salva nos Domine, Ave Maria virgo serena, Nesciens mater для 8 голосов, The Tallis Scholars под управлением Питера Филиппса CD Gimell 2012. Золотой диапазон - Choc de Classica.
  • Твоя масса - сила, Твоя сила шевелится, Твоя сила шевелится, Господи, спаси нас, Твой мир шевелится, Господи. Cappella Pratensis под управлением Stratton Bull CD Challenge 2021
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3aa8f679fafc0f22e5633181371964e9__1715336400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/e9/3aa8f679fafc0f22e5633181371964e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Mouton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)