Жак Аркадель
Жак Аркадель | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 14 октября 1568 г. Париж, Франция | (61 год)
Занятия |
|
Организации |
|
Известный | мадригалы |
Жак Аркадельт (также Якоб Аркадельт ; 10 августа 1507 г. - 14 октября 1568 г.) [ 1 ] ) — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения , работавший как в Италии, так и во Франции, известный прежде всего как композитор светской вокальной музыки. Хотя он также писал духовную вокальную музыку, он был одним из самых известных из ранних композиторов мадригалов ; его первая книга мадригалов, опубликованная через десять лет после появления самых ранних образцов этой формы, была наиболее широко печатаемым собранием мадригалов всей эпохи. [ 2 ] Помимо его работы в качестве мадригалиста, что отличало его от других выдающихся ранних композиторов мадригалов - Филиппа Вердело и Констанцо Феста - он был столь же плодовитым и искусным в сочинении шансона , особенно в конце своей карьеры, когда он жил в Париже. [ 3 ]
Аркадельт был самым влиятельным участником ранней фазы составления мадригала, «классической» фазы; именно благодаря публикациям Аркадельта, больше, чем публикаций любого другого композитора, мадригал стал известен за пределами Италии. Более поздние композиторы считали стиль Аркадельта идеалом; более поздние репринты его первой книги мадригала часто использовались для обучения, причем репринты появились более чем через столетие после ее первоначальной публикации. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Аркадельт родился в Намюре 10 августа 1507 года. [ 4 ] В молодости он переехал в Италию и к концу 1520-х годов присутствовал во Флоренции, тем самым получив возможность встретиться или поработать с Филиппом Вердело , который написал самые ранние мадригалы. [ 1 ] В 1538 году, или непосредственно перед этим, он переехал в Рим, где получил назначение в папский хор базилики Святого Петра; многие композиторы из Нидерландов служили там певцами на протяжении всего этого периода, и возможно даже, что он уехал в Рим, прежде чем приехать во Флоренцию. [ 5 ] Еще в Риме, в январе 1539 года, он, вероятно, был назначен членом Юлианской капеллы (в записях его имя указано как «Якобус Фландрус», что предполагает фламандское происхождение, но невозможно с уверенностью сказать, относится ли эта запись к Аркадельту). [ 1 ] Через несколько месяцев он стал членом Сикстинской капеллы , где был назначен magister puerorum . В том же году вышло в свет не менее четырех книг его мадригалов. [ 6 ] Первый из этих сборников, Il primo libro di madrigali, выдержал 45 изданий, став наиболее широко переиздаваемым сборником мадригалов того времени. [ 7 ]

отпуска для посещения Франции в 1547 году Аркадельт оставался в Риме в качестве певца и композитора в Сикстинской капелле до 1551 года, за исключением одного . сонеты художника были приняты равнодушно; действительно, судя по письмам Микеланджело на эту тему, он, вероятно, считал себя немузыкальным и неспособным оценить творчество Аркадельта. Микеланджело заплатил Аркадельту куском атласа, из которого можно было сделать камзол . [ 8 ]
Аркадельт написал более 200 мадригалов, прежде чем покинуть Италию в 1551 году и вернуться во Францию, где он провел остаток своей жизни; к этому и последующим годам относятся его многочисленные шансоны. [ 7 ] В 1557 году он опубликовал книгу месс, посвященную своему новому работодателю, Шарлю де Гизу, кардиналу Лотарингии (Аркадель был maître de chapelle у него , то есть хормейстером). В этой публикации он упоминается как член королевской капеллы и, следовательно, должно быть, служил как Генриху II (умер в 1559 г.), так и Карлу IX на этом позднем этапе своей карьеры. В Париже он нанял издательство Ле Руа и Балларда, которое печатало его многочисленные шансоны, мессы и мотеты точно так же, как венецианские типографы ранее печатали его мадригалы. [ 1 ]
Аркадельт умер в Париже 14 октября 1568 года. [ 4 ]
Франсуа Рабле увековечил Аркадельта во введении к IV книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» , куда он включает музыканта между Клеманом Жанекеном и Клоденом де Сермизи в составе хора, поющего непристойную песню, в которой Приап хвалится перед богами на горе Олимп своим методом. использования молотка, чтобы лишить девственности новую невесту. [ 9 ] [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]За свою долгую и продуктивную карьеру Аркадельт писал как духовную, так и светскую музыку, причем исключительно вокальную. Он оставил в общей сложности 24 мотета , 125 французских шансонов, примерно 250 мадригалов (около пятидесяти из которых неясной атрибуции), три мессы , а также настройки « Плача Иеремии» и « Магнификата» . Возможно, существует еще около 250 мадригалов Аркадельта, анонимно сохранившихся в рукописных источниках. [ 11 ] [ 1 ] Влияние на его музыку варьировалось от шансона и полифонического стиля его северной родины до родной светской музыки Италии, такой как фроттола , до музыки, которую он слышал, когда служил в хоре Сикстинской капеллы. Из всех ранних мадригалистов он был самым универсальным в своей привлекательности; его влияние на других было огромным. Аркадельт довел форму мадригала до ранней зрелости. [ 12 ]
Светская музыка
[ редактировать ]мадригалы
[ редактировать ][ 13 ] Аркадельт чередует гомофонические и полифонические текстуры, «находясь в состоянии тонкого, лабильного равновесия». [ 14 ] Его мадригалы лучше всего представляют «классическую» фазу развития формы с их четким очерком, четырехчастным письмом, утонченностью и сбалансированностью; слова «живопись» , хроматизм, орнамент, виртуозность, экспрессионистское и маньеристическое письмо мадригалистов конца века нигде не встречаются в Аркадельте. [ 15 ]
(Мадригал для четырех голосов; постановка на стихотворение Микеланджело начала 1540-х годов) Несколько сотен мадригалов Аркадельта, сочиненных в течение как минимум двух десятилетий, обычно были рассчитаны на четыре голоса, хотя некоторые из них он написал для трех, а несколько — для пяти и шести голосов. Стилистически его мадригалы мелодичны и просты по структуре, певчи и построены на четкой гармонической основе, обычно вполне диатонической. Музыка часто слоговая, и хотя иногда в ней используются повторяющиеся фразы, она почти всегда сквозная (в отличие от современного шансона, который часто был строфичен).Его музыка стала чрезвычайно популярной в Италии и Франции на протяжении более ста лет: его первая книга мадригалов была переиздана пятьдесят восемь раз к 1654 году, а его музыка появлялась в бесчисленных интабуляциях для таких инструментов, как лютня , гитара и скрипка . [ 1 ] Дополнительными намеками на его популярность являются частота, с которой ему приписывали анонимные композиции, а также появление его музыки на нескольких картинах музыкантов того времени. [ 1 ] Вероятно, его популярность объяснялась его даром уловить итальянский дух и соединить его с техническим совершенством франко-фламандского гармонического и полифонического стиля; кроме того, он писал запоминающиеся мелодии, которые было легко петь. В отличие от более поздних поколений композиторов мадригалов, Аркадельт не ожидал, что профессиональные певцы будут единственными потребителями его произведений; любой, кто умел читать ноты, мог петь его мадригалы. [ 16 ]
Для своих текстов Аркадельт выбирал поэтов, начиная от Петрарки (и его постановка полной канцоны как набора пяти взаимосвязанных мадригалов была предшественником моды на циклы мадригалов), Пьетро Бембо , Санназаро , до флорентийца Лоренцино де'Медичи, Бенедетто Варки, Филиппо Строцци и сам Микеланджело, а также другие, такие как Луиджи Кассола из Пьяченцы, ныне малоизвестный писатель, который был одним из наиболее часто упоминаемых поэтов ранних мадригалистов. [ 17 ] [ 1 ] Большая часть поэзии мадригалов Аркадельта осталась анонимной, так же как считается, что часть музыки Аркадельта сохранилась анонимно. Еще одним поэтом, которого он назначил, был Джованни Гвидиччони, написавший слова к своему самому знаменитому сочинению и одному из самых устойчивых за весь XVI век: четырехголосному мадригалу Il bianco e dolce cigno (Белый и нежный лебедь). [ 15 ]
Этот мадригал был привлекателен на многих уровнях. По словам Альфреда Эйнштейна , писавшего в «Итальянском мадригале» , «… он довольствуется простой, нежной декламацией текста, зависящей от элементарной и магической силы музыки, гармонии, которая окутывает это стихотворение покровом возвышенного и далекого». Здесь достигнут идеал того, чего время ожидало от dolcezza [сладости] и suavità [учтивости] музыки, Аркадельт придал этому сочинению качество, очень редкое в светской музыке шестнадцатого века, а именно долговечность…». [ 18 ] Текстура в основном гомофонная, с оттенком искусственного бурдона в гармонии; тема эротическая, с оргазмическими «тысячами смертей», изображаемыми восходящей четвертой фигурой в точном подражании ; Встречаются короткие фрагменты словесной живописи, такие как использование сплющенной седьмой части в «piangendo»; и музыкальные фразы перекрывают строки стиха, стирая формальное разделение строки, прием, известный в музыке, как и в поэзии, как enjambment . [ 19 ] [ 18 ]
Песни
[ редактировать ]Поскольку Аркадельт жил и во Франции, и в Италии, сочиняя светскую музыку в обеих странах, его шансоны и мадригалы не неожиданно имеют общие черты. Шансон по своей природе был более устойчивой формой, часто строфической и с узорчатым повторением; мадригал же обычно сочинялся сквозным образом. [ 20 ] Аркадельт заимствовал некоторые черты шансона, когда писал свои мадригалы, точно так же он писал некоторые свои шансоны с чертами мадригалов. Большинство его шансонов слоговые и простые, с короткими всплесками полифонического письма, иногда канонического, и с разделами, имитирующими стиль мадригала « нота нере » - быстрые «черные ноты», производящие эффект скороговорки . Некоторые из его шансонов на самом деле были контрафактами его мадригалов (той же музыки, напечатанной с новыми французскими словами вместо итальянских). Редко в истории музыки мадригал и шансон были так похожи друг на друга. [ 1 ]
Духовная музыка
[ редактировать ]В дополнение к своему обильному выпуску мадригалов и шансонов, Аркадельт создал три мессы , 24 мотета , настройки Магнификата , Плача Иеремии и несколько священных шансонов – французского эквивалента духовного мадригала . Массы находятся под влиянием предыдущего поколения франко-фламандских композиторов, особенно Жана Мутона и Жоскена де Пре ; мотеты, избегающие плотной полифонии, предпочитаемой нидерландцами, более декламационные и ясные по текстуре, что похоже на его светскую музыку. Большую часть своей религиозной музыки, за исключением священного шансона, он, вероятно, написал во время пребывания в папской часовне в Риме. Документы из архива Сикстинской капеллы свидетельствуют о том, что хор пел его музыку во время его пребывания там. [ 1 ] » Аркадельта «Аве Мария не является оригинальным духовным произведением композитора. В 1842 году Пьер-Луи Дитч адаптировал шансон Аркадельта «Nous voyons que les hommes» к латинскому тексту и добавил басовую партию. [ 21 ]
Издатели
[ редактировать ]Антуан Гардано стал основным итальянским издателем Аркадельта, хотя конкурирующее венецианское издательство Скотто также выпустило одну из его книг мадригала. [ 22 ] [ 1 ] Книга Аркадельта «Il bianco e dolce cigno» открыла одну из книг Гардано; поскольку произведение уже приобрело огромную известность, оно было главным аргументом в пользу продажи. [ 23 ] В Париже некоторые шансоны Аркадельта появились еще в 1540 году в публикациях Пьера Аттеньяна и Жака Модерна , так что, должно быть, они были написаны в Италии. [ 3 ] После возвращения Аркадельта во Францию его шансоны, мессы и мотеты появлялись в изданиях типографии Леруа и Балларда на протяжении 1550-х и 1560-х годов, в то время как его музыка еще печаталась в далекой Венеции. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Полное современное издание работ Аркадельта опубликовано в журнале CMM , xxxi, 1–10 (десять томов) под редакцией Альберта Си . В первом томе содержатся массы Аркадельта; его светские сочинения находятся в томах со второго по девятый, а его мотеты и другая духовная музыка - в десятом томе. Ниже приведен неполный список его работ. Обратите внимание, что нумерация ведется по количеству голосов: например, существует Il primo libro di madrigali (Первая книга мадригалов) для четырех голосов и еще одна Primo libro di madrigali для трех.
мадригалы
[ редактировать ]- Первая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1539 г.)
- Вторая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1539 г., издано Скотто)
- Настоящая вторая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1539 г.)
- Terzo libro de i madrigali novissimi (четыре голоса; Венеция, 1539 г.)
- Четвертая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1539 г.)
- Первая книга мадригалов (три голоса; Венеция, 1542 г.)
- Пятая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1544 г.)
- Многочисленные другие мадригалы в других коллекциях и в рукописях с 1537 по 1559 год.
Песни
[ редактировать ]- Сборник песен Quatorsiesme (четыре-шесть голосов; Париж, 1561 г.)
- Третьи книги песен (четыре голоса; Париж, 1567 г.)
- Четвертый сборник песен (четыре голоса; Париж, 1567 г.)
- Пятый сборник песен (четыре голоса; Париж, 1567 г.)
- Шестой сборник песен (четыре-пять голосов; Париж, 1569 г.)
- Девятый сборник песен (четыре-шесть голосов; Париж, 1569 г.)
Массы
[ редактировать ]- Missa tres (четыре, пять и шесть голосов; Париж, 1557 г.)
Магнификаты и стенания
[ редактировать ]- Magnificat primi toni (четыре-шесть голосов; Париж, 1557 г.)
- Плач Иеремии I (четыре голоса; Париж, 1557 г.)
- Плач Иеремии II (четыре голоса; Париж, 1557 г.)
- Плач Иеремии III (четыре голоса; Париж, 1557 г.)
Мотеты и священные песни
[ редактировать ]- Многочисленные отдельные сочинения, опубликованные между 1532 и 1555 годами; мотеты на латыни и священный шансон на французском языке.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джеймс Хэйр / Летиция Глозер, Нью-Гроув онлайн
- ^ Гарвардский музыкальный словарь, стр. 463
- ^ Jump up to: а б Эйнштейн, Том. я п. 264
- ^ Jump up to: а б Шмидт-Бесте, Томас. «Аркадельт, Жак» . Музыка в прошлом и настоящем (на немецком языке). Том П1. Медвежий наездник . ISBN 3-7618-1111-Х .
- ^ Перкинс, Лиман Л. Музыка в эпоху Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1999. с. 671.
- ^ Риз, Гюстав. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: Norton & Company Inc., 1959. с. 321.
- ^ Jump up to: а б Перкинс 1999, с. 671.
- ^ Эйнштейн, Том. Я стр. 161–162.
- ^ Эйнштейн, Том. я п. 162
- ^ Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль , стр. 445–446
- ^ Риз 1959, с. 322.
- ^ Эйнштейн, с. 264
- ^ Браун 1999, с. 201.
- ^ Блюм, Фридрих. Музыка эпохи Возрождения и Барокко. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1967. с. 67.
- ^ Jump up to: а б Эйнштейн, Том. я п. 269
- ^ Авраам 1968, стр. 69–70.
- ^ Эйнштейн, Том. я п. 172
- ^ Jump up to: а б Эйнштейн, Том. я п. 270
- ^ Атлас 1998, с. 431.
- ^ Эйнштейн, Том. Я стр. 264–265.
- ^ Смит, Роллин (1992). Сен-Санс и орган . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. стр. 46–7.
- ^ Атлас 1998, с. 458.
- ^ Атлас 1998, с. 430.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авраам, Джеральд. Эпоха гуманизма. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1968.
- Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1998.
- Блюм, Фридрих. Музыка эпохи Возрождения и Барокко. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1967.
- Браун, Говард Майер. Музыка эпохи Возрождения . Прентис Холл. Серия «История музыки». Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси; Прентис-Холл, Инк., 1976. ISBN 0-13-608497-4
- Браун, Ховард Майер и Стейн, Луиза К. Музыка эпохи Возрождения , второе издание. Река Аппер-Седл: Прентис-Холл, 1999.
- Эйнштейн, Альфред. Итальянский Мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Хаар, Джеймс; Глозер, Летиция. « Аркадельт [Аркадельт, Аркадет], Жак », Grove Music Online (требуется подписка)
- Перкинс, Лиман Л. Музыка в эпоху Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1999.
- Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль (тр. Ж. М. Коэна). Балтимор, Penguin Books, 1963.
- Рэндел, Дон, изд. Новый Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN 0-674-61525-5
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954/1959. ISBN 0-393-09530-4
- Слонимский, Николай. Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. Нью-Йорк, Книги Ширмера, 1993. ISBN 0-02-872416-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]