Jump to content

Жак Аркадель

Жак Аркадель
Рожденный ( 1507-08-10 ) 10 августа 1507 г.
Умер 14 октября 1568 г. ( 1568-10-14 ) (61 год)
Париж, Франция
Занятия
  • Певица
  • композитор
Организации
Известный мадригалы

Жак Аркадельт (также Якоб Аркадельт ; 10 августа 1507 г. - 14 октября 1568 г.) [ 1 ] ) — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения , работавший как в Италии, так и во Франции, известный прежде всего как композитор светской вокальной музыки. Хотя он также писал духовную вокальную музыку, он был одним из самых известных из ранних композиторов мадригалов ; его первая книга мадригалов, опубликованная через десять лет после появления самых ранних образцов этой формы, была наиболее широко печатаемым собранием мадригалов всей эпохи. [ 2 ] Помимо его работы в качестве мадригалиста, что отличало его от других выдающихся ранних композиторов мадригалов - Филиппа Вердело и Констанцо Феста - он был столь же плодовитым и искусным в сочинении шансона , особенно в конце своей карьеры, когда он жил в Париже. [ 3 ]

Аркадельт был самым влиятельным участником ранней фазы составления мадригала, «классической» фазы; именно благодаря публикациям Аркадельта, больше, чем публикаций любого другого композитора, мадригал стал известен за пределами Италии. Более поздние композиторы считали стиль Аркадельта идеалом; более поздние репринты его первой книги мадригала часто использовались для обучения, причем репринты появились более чем через столетие после ее первоначальной публикации. [ 1 ]

Аркадельт родился в Намюре 10 августа 1507 года. [ 4 ] В молодости он переехал в Италию и к концу 1520-х годов присутствовал во Флоренции, тем самым получив возможность встретиться или поработать с Филиппом Вердело , который написал самые ранние мадригалы. [ 1 ] В 1538 году, или непосредственно перед этим, он переехал в Рим, где получил назначение в папский хор базилики Святого Петра; многие композиторы из Нидерландов служили там певцами на протяжении всего этого периода, и возможно даже, что он уехал в Рим, прежде чем приехать во Флоренцию. [ 5 ] Еще в Риме, в январе 1539 года, он, вероятно, был назначен членом Юлианской капеллы (в записях его имя указано как «Якобус Фландрус», что предполагает фламандское происхождение, но невозможно с уверенностью сказать, относится ли эта запись к Аркадельту). [ 1 ] Через несколько месяцев он стал членом Сикстинской капеллы , где был назначен magister puerorum . В том же году вышло в свет не менее четырех книг его мадригалов. [ 6 ] Первый из этих сборников, Il primo libro di madrigali, выдержал 45 изданий, став наиболее широко переиздаваемым сборником мадригалов того времени. [ 7 ]

«Лютнист » Караваджо ; исполнитель читает музыку Аркадельта.

отпуска для посещения Франции в 1547 году Аркадельт оставался в Риме в качестве певца и композитора в Сикстинской капелле до 1551 года, за исключением одного . сонеты художника были приняты равнодушно; действительно, судя по письмам Микеланджело на эту тему, он, вероятно, считал себя немузыкальным и неспособным оценить творчество Аркадельта. Микеланджело заплатил Аркадельту куском атласа, из которого можно было сделать камзол . [ 8 ]

Аркадельт написал более 200 мадригалов, прежде чем покинуть Италию в 1551 году и вернуться во Францию, где он провел остаток своей жизни; к этому и последующим годам относятся его многочисленные шансоны. [ 7 ] В 1557 году он опубликовал книгу месс, посвященную своему новому работодателю, Шарлю де Гизу, кардиналу Лотарингии (Аркадель был maître de chapelle у него , то есть хормейстером). В этой публикации он упоминается как член королевской капеллы и, следовательно, должно быть, служил как Генриху II (умер в 1559 г.), так и Карлу IX на этом позднем этапе своей карьеры. В Париже он нанял издательство Ле Руа и Балларда, которое печатало его многочисленные шансоны, мессы и мотеты точно так же, как венецианские типографы ранее печатали его мадригалы. [ 1 ]

Аркадельт умер в Париже 14 октября 1568 года. [ 4 ]

Франсуа Рабле увековечил Аркадельта во введении к IV книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» , куда он включает музыканта между Клеманом Жанекеном и Клоденом де Сермизи в составе хора, поющего непристойную песню, в которой Приап хвалится перед богами на горе Олимп своим методом. использования молотка, чтобы лишить девственности новую невесту. [ 9 ] [ 10 ]

За свою долгую и продуктивную карьеру Аркадельт писал как духовную, так и светскую музыку, причем исключительно вокальную. Он оставил в общей сложности 24 мотета , 125 французских шансонов, примерно 250 мадригалов (около пятидесяти из которых неясной атрибуции), три мессы , а также настройки « Плача Иеремии» и « Магнификата» . Возможно, существует еще около 250 мадригалов Аркадельта, анонимно сохранившихся в рукописных источниках. [ 11 ] [ 1 ] Влияние на его музыку варьировалось от шансона и полифонического стиля его северной родины до родной светской музыки Италии, такой как фроттола , до музыки, которую он слышал, когда служил в хоре Сикстинской капеллы. Из всех ранних мадригалистов он был самым универсальным в своей привлекательности; его влияние на других было огромным. Аркадельт довел форму мадригала до ранней зрелости. [ 12 ]

Светская музыка

[ редактировать ]

мадригалы

[ редактировать ]

Я говорю это между вами (Мадригал для четырех голосов; постановка на стихотворение Микеланджело начала 1540-х годов) Несколько сотен мадригалов Аркадельта, сочиненных в течение как минимум двух десятилетий, обычно были рассчитаны на четыре голоса, хотя некоторые из них он написал для трех, а несколько — для пяти и шести голосов. Стилистически его мадригалы мелодичны и просты по структуре, певчи и построены на четкой гармонической основе, обычно вполне диатонической. Музыка часто слоговая, и хотя иногда в ней используются повторяющиеся фразы, она почти всегда сквозная (в отличие от современного шансона, который часто был строфичен). [ 13 ] Аркадельт чередует гомофонические и полифонические текстуры, «находясь в состоянии тонкого, лабильного равновесия». [ 14 ] Его мадригалы лучше всего представляют «классическую» фазу развития формы с их четким очерком, четырехчастным письмом, утонченностью и сбалансированностью; слова «живопись» , хроматизм, орнамент, виртуозность, экспрессионистское и маньеристическое письмо мадригалистов конца века нигде не встречаются в Аркадельте. [ 15 ]

Его музыка стала чрезвычайно популярной в Италии и Франции на протяжении более ста лет: его первая книга мадригалов была переиздана пятьдесят восемь раз к 1654 году, а его музыка появлялась в бесчисленных интабуляциях для таких инструментов, как лютня , гитара и скрипка . [ 1 ] Дополнительными намеками на его популярность являются частота, с которой ему приписывали анонимные композиции, а также появление его музыки на нескольких картинах музыкантов того времени. [ 1 ] Вероятно, его популярность объяснялась его даром уловить итальянский дух и соединить его с техническим совершенством франко-фламандского гармонического и полифонического стиля; кроме того, он писал запоминающиеся мелодии, которые было легко петь. В отличие от более поздних поколений композиторов мадригалов, Аркадельт не ожидал, что профессиональные певцы будут единственными потребителями его произведений; любой, кто умел читать ноты, мог петь его мадригалы. [ 16 ]

Для своих текстов Аркадельт выбирал поэтов, начиная от Петрарки (и его постановка полной канцоны как набора пяти взаимосвязанных мадригалов была предшественником моды на циклы мадригалов), Пьетро Бембо , Санназаро , до флорентийца Лоренцино де'Медичи, Бенедетто Варки, Филиппо Строцци и сам Микеланджело, а также другие, такие как Луиджи Кассола из Пьяченцы, ныне малоизвестный писатель, который был одним из наиболее часто упоминаемых поэтов ранних мадригалистов. [ 17 ] [ 1 ] Большая часть поэзии мадригалов Аркадельта осталась анонимной, так же как считается, что часть музыки Аркадельта сохранилась анонимно. Еще одним поэтом, которого он назначил, был Джованни Гвидиччони, написавший слова к своему самому знаменитому сочинению и одному из самых устойчивых за весь XVI век: четырехголосному мадригалу Il bianco e dolce cigno (Белый и нежный лебедь). [ 15 ]

Этот мадригал был привлекателен на многих уровнях. По словам Альфреда Эйнштейна , писавшего в «Итальянском мадригале» , «… он довольствуется простой, нежной декламацией текста, зависящей от элементарной и магической силы музыки, гармонии, которая окутывает это стихотворение покровом возвышенного и далекого». Здесь достигнут идеал того, чего время ожидало от dolcezza [сладости] и suavità [учтивости] музыки, Аркадельт придал этому сочинению качество, очень редкое в светской музыке шестнадцатого века, а именно долговечность…». [ 18 ] Текстура в основном гомофонная, с оттенком искусственного бурдона в гармонии; тема эротическая, с оргазмическими «тысячами смертей», изображаемыми восходящей четвертой фигурой в точном подражании ; Встречаются короткие фрагменты словесной живописи, такие как использование сплющенной седьмой части в «piangendo»; и музыкальные фразы перекрывают строки стиха, стирая формальное разделение строки, прием, известный в музыке, как и в поэзии, как enjambment . [ 19 ] [ 18 ]

Поскольку Аркадельт жил и во Франции, и в Италии, сочиняя светскую музыку в обеих странах, его шансоны и мадригалы не неожиданно имеют общие черты. Шансон по своей природе был более устойчивой формой, часто строфической и с узорчатым повторением; мадригал же обычно сочинялся сквозным образом. [ 20 ] Аркадельт заимствовал некоторые черты шансона, когда писал свои мадригалы, точно так же он писал некоторые свои шансоны с чертами мадригалов. Большинство его шансонов слоговые и простые, с короткими всплесками полифонического письма, иногда канонического, и с разделами, имитирующими стиль мадригала « нота нере » - быстрые «черные ноты», производящие эффект скороговорки . Некоторые из его шансонов на самом деле были контрафактами его мадригалов (той же музыки, напечатанной с новыми французскими словами вместо итальянских). Редко в истории музыки мадригал и шансон были так похожи друг на друга. [ 1 ]

Духовная музыка

[ редактировать ]

В дополнение к своему обильному выпуску мадригалов и шансонов, Аркадельт создал три мессы , 24 мотета , настройки Магнификата , Плача Иеремии и несколько священных шансонов – французского эквивалента духовного мадригала . Массы находятся под влиянием предыдущего поколения франко-фламандских композиторов, особенно Жана Мутона и Жоскена де Пре ; мотеты, избегающие плотной полифонии, предпочитаемой нидерландцами, более декламационные и ясные по текстуре, что похоже на его светскую музыку. Большую часть своей религиозной музыки, за исключением священного шансона, он, вероятно, написал во время пребывания в папской часовне в Риме. Документы из архива Сикстинской капеллы свидетельствуют о том, что хор пел его музыку во время его пребывания там. [ 1 ] » Аркадельта «Аве Мария не является оригинальным духовным произведением композитора. В 1842 году Пьер-Луи Дитч адаптировал шансон Аркадельта «Nous voyons que les hommes» к латинскому тексту и добавил басовую партию. [ 21 ]

Издатели

[ редактировать ]

Антуан Гардано стал основным итальянским издателем Аркадельта, хотя конкурирующее венецианское издательство Скотто также выпустило одну из его книг мадригала. [ 22 ] [ 1 ] Книга Аркадельта «Il bianco e dolce cigno» открыла одну из книг Гардано; поскольку произведение уже приобрело огромную известность, оно было главным аргументом в пользу продажи. [ 23 ] В Париже некоторые шансоны Аркадельта появились еще в 1540 году в публикациях Пьера Аттеньяна и Жака Модерна , так что, должно быть, они были написаны в Италии. [ 3 ] После возвращения Аркадельта во Францию ​​его шансоны, мессы и мотеты появлялись в изданиях типографии Леруа и Балларда на протяжении 1550-х и 1560-х годов, в то время как его музыка еще печаталась в далекой Венеции. [ 1 ]

Работает

[ редактировать ]

Полное современное издание работ Аркадельта опубликовано в журнале CMM , xxxi, 1–10 (десять томов) под редакцией Альберта Си . В первом томе содержатся массы Аркадельта; его светские сочинения находятся в томах со второго по девятый, а его мотеты и другая духовная музыка - в десятом томе. Ниже приведен неполный список его работ. Обратите внимание, что нумерация ведется по количеству голосов: например, существует Il primo libro di madrigali (Первая книга мадригалов) для четырех голосов и еще одна Primo libro di madrigali для трех.

мадригалы

[ редактировать ]
  • Первая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1539 г.)
  • Вторая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1539 г., издано Скотто)
  • Настоящая вторая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1539 г.)
  • Terzo libro de i madrigali novissimi (четыре голоса; Венеция, 1539 г.)
  • Четвертая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1539 г.)
  • Первая книга мадригалов (три голоса; Венеция, 1542 г.)
  • Пятая книга мадригалов (четыре голоса; Венеция, 1544 г.)
  • Многочисленные другие мадригалы в других коллекциях и в рукописях с 1537 по 1559 год.
  • Сборник песен Quatorsiesme (четыре-шесть голосов; Париж, 1561 г.)
  • Третьи книги песен (четыре голоса; Париж, 1567 г.)
  • Четвертый сборник песен (четыре голоса; Париж, 1567 г.)
  • Пятый сборник песен (четыре голоса; Париж, 1567 г.)
  • Шестой сборник песен (четыре-пять голосов; Париж, 1569 г.)
  • Девятый сборник песен (четыре-шесть голосов; Париж, 1569 г.)
  • Missa tres (четыре, пять и шесть голосов; Париж, 1557 г.)

Магнификаты и стенания

[ редактировать ]
  • Magnificat primi toni (четыре-шесть голосов; Париж, 1557 г.)
  • Плач Иеремии I (четыре голоса; Париж, 1557 г.)
  • Плач Иеремии II (четыре голоса; Париж, 1557 г.)
  • Плач Иеремии III (четыре голоса; Париж, 1557 г.)

Мотеты и священные песни

[ редактировать ]
  • Многочисленные отдельные сочинения, опубликованные между 1532 и 1555 годами; мотеты на латыни и священный шансон на французском языке.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джеймс Хэйр / Летиция Глозер, Нью-Гроув онлайн
  2. ^ Гарвардский музыкальный словарь, стр. 463
  3. ^ Jump up to: а б Эйнштейн, Том. я п. 264
  4. ^ Jump up to: а б Шмидт-Бесте, Томас. «Аркадельт, Жак» . Музыка в прошлом и настоящем (на немецком языке). Том П1. Медвежий наездник . ISBN  3-7618-1111-Х .
  5. ^ Перкинс, Лиман Л. Музыка в эпоху Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1999. с. 671.
  6. ^ Риз, Гюстав. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: Norton & Company Inc., 1959. с. 321.
  7. ^ Jump up to: а б Перкинс 1999, с. 671.
  8. ^ Эйнштейн, Том. Я стр. 161–162.
  9. ^ Эйнштейн, Том. я п. 162
  10. ^ Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль , стр. 445–446
  11. ^ Риз 1959, с. 322.
  12. ^ Эйнштейн, с. 264
  13. ^ Браун 1999, с. 201.
  14. ^ Блюм, Фридрих. Музыка эпохи Возрождения и Барокко. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1967. с. 67.
  15. ^ Jump up to: а б Эйнштейн, Том. я п. 269
  16. ^ Авраам 1968, стр. 69–70.
  17. ^ Эйнштейн, Том. я п. 172
  18. ^ Jump up to: а б Эйнштейн, Том. я п. 270
  19. ^ Атлас 1998, с. 431.
  20. ^ Эйнштейн, Том. Я стр. 264–265.
  21. ^ Смит, Роллин (1992). Сен-Санс и орган . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. стр. 46–7.
  22. ^ Атлас 1998, с. 458.
  23. ^ Атлас 1998, с. 430.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Авраам, Джеральд. Эпоха гуманизма. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1968.
  • Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1998.
  • Блюм, Фридрих. Музыка эпохи Возрождения и Барокко. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1967.
  • Браун, Говард Майер. Музыка эпохи Возрождения . Прентис Холл. Серия «История музыки». Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси; Прентис-Холл, Инк., 1976. ISBN   0-13-608497-4
  • Браун, Ховард Майер и Стейн, Луиза К. Музыка эпохи Возрождения , второе издание. Река Аппер-Седл: Прентис-Холл, 1999.
  • Эйнштейн, Альфред. Итальянский Мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN   0-691-09112-9
  • Хаар, Джеймс; Глозер, Летиция. « Аркадельт [Аркадельт, Аркадет], Жак », Grove Music Online (требуется подписка)
  • Перкинс, Лиман Л. Музыка в эпоху Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1999.
  • Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль (тр. Ж. М. Коэна). Балтимор, Penguin Books, 1963.
  • Рэндел, Дон, изд. Новый Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN   0-674-61525-5
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954/1959. ISBN   0-393-09530-4
  • Слонимский, Николай. Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. Нью-Йорк, Книги Ширмера, 1993. ISBN   0-02-872416-X
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7e97ca8f4c1717415d8fb89c6a470e8__1722166020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/e8/a7e97ca8f4c1717415d8fb89c6a470e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Arcadelt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)