Канон проляции
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2020 г. ) |
В музыке канон проляции (также называемый каноном измерения или пропорциональным каноном ) — это тип канона , музыкальная композиция, в которой основная мелодия сопровождается одной или несколькими имитациями этой мелодии другими голосами . Голоса не только поют или играют одну и ту же мелодию, они делают это с разной скоростью (или пролацией , термином измерения, который восходит к эпохам Средневековья и Возрождения ). Сопровождающие голоса могут вступать как одновременно, так и последовательно.
Если голоса расширяют ритмические значения ведущего (например, путем удвоения всех значений нот), процедура, известная как увеличение , полученный канон можно назвать каноном увеличения или каноном увеличения ( canon per augmentationem ) или ленивым каноном (напоминая о медленное движение ленивца ) . И наоборот, если они уменьшают значения нот в уменьшении , это можно назвать каноном уменьшения или каноном уменьшения ( canon per diminutionem ).
Примеры
[ редактировать ]Каноны проляции являются одними из самых сложных для написания канонов и относительно редки в репертуаре, хотя наиболее распространены в эпоху раннего Возрождения и с 20 века по настоящее время. Примеры канонов проляции эпохи Возрождения включают Le Ray Au Soleyl Йоханнеса Чиконии (конец 14 века); вся Missa prolationum Иоганна Окегема (середина 15 века), в которой каждая отдельная часть мессы исследует различную проляцию (или различный разрыв между записями и относительной скоростью каждого голоса); Agnus Dei из «Missa L'homme Armé super voces musices » Жоскена де Пре (конец 15 века); и Agnus Dei из Missa L'homme Armé Пьера де ла Рю (начало 16 века).
В этом примере первые 12 тактов Agnus Dei II более ранней из двух месс, написанных Жоскеном на основе мелодии L'homme Armé , каждый голос поет одну и ту же музыку, но с разной скоростью. Для ясности верхний голос ограничен 3/4 метра. Самый медленный голос — тот, что посередине. Самый низкий голос поет ту же музыку со скоростью, в два раза превышающей скорость самого медленного, а самый высокий голос поет ту же музыку со скоростью, в три раза превышающей скорость самого медленного. В исходной партитуре дается только одна часть: нотация над одной музыкальной строкой указывает на три продолжения, которые будут использоваться, а вторая нотация над строкой указывает, где должен заканчиваться каждый голос, если он спет правильно.
Иоганн Себастьян Бах известен своим «Каноном 4 на увеличение и уменьшение» , последним в наборе из 14 канонов, написанных как приложение к « Гольдберговским вариациям» .
Одним из таких канонов ХХ века является « Песнь памяти Бенджамина Бриттена» ( Арво Пярта 1976). [ 1 ] Кроме того, Ларри Полански написал множество четырехголосных канонов проляции, мелодии которых представляют собой перестановки ограниченного числа элементов, а Марк Олбургер в «Бессмертии» из San Rafael News напрямую отображает новую мелодию в рамках вышеупомянутого Жоскена. [ нужна ссылка ] Особенно яркий пример канона проляции встречается дважды во вступительной части Шостаковича Симфонии № 15 (1971), сначала в струнных ( Репетиция, Рисунок 27 ), а затем в деревянных духовых инструментах ( Репетиция, Рисунок 47) . Более свежий пример канона проляции в современной музыке — «Rindenmotette» (2011) австрийского композитора Клауса Ланга .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Арво Пярт — Кантус памяти Бенджамина Бриттена» . Софийская филармония . Проверено 6 ноября 2022 г.
- Сэди, Стэнли, изд. (1980). «Канон» . Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 5. Лондон: Макмиллан. стр. 1–6. ISBN 1-56159-239-0 .
- Дэвисон, Арчибальд Т.; Вилли, Апель (1949). Гарвардская антология музыки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-39300-7 .
- Рэндел, Дон, изд. (1986). «Канон» . Новый Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 128–131. ISBN 0-674-61525-5 .
- Апель, Вилли (1953). Нотация полифонической музыки 900-1600 гг . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки. LCCN 61-12067 . OCLC 616117 .