Комуз
![]() Кыргызский комуз | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена |
|
Классификация | Нить |
Связанные инструменты | |
Другие тюркские струнные инструменты , лютня , канбус , современные хуобуси. |
Комуз или комуз ( киргизский : комуз Кыргызское произношение: [qoˈmuz] , азербайджанское : копуз , турецкое : копуз ) — древний безладовый струнный инструмент, используемый в среднеазиатской музыке , родственный некоторым другим тюркским струнным инструментам , монгольскому товшууру и лютне . [1] Инструмент можно встретить у тюркских этносов от Китая до Турции. Формы этого инструмента используются в Китае народом Наси и называются Хуобуси , Хэбиси и Хунбуси .
Это самый известный национальный инструмент и один из самых известных национальных символов Кыргызстана . Комуз обычно изготавливается из цельного куска дерева (обычно абрикоса или можжевельника ) и имеет три струны, традиционно сделанные из кишок, а в наше время часто из лески. В наиболее распространенных строях средняя струна имеет самую высокую высоту звука. Виртуозы часто играют на комузе в самых разных позициях; через плечо, между коленями и вверх ногами. изображен комуз На реверсе односомовой банкноты .
Стиль игры
[ редактировать ]Комуз может использоваться как аккомпанемент, так и в качестве ведущего инструмента и используется в самых разных музыкальных стилях, включая айтыш (певческое соревнование между акынами ) и декламацию эпосов. Обычно на ней играют сидя, держа горизонтально, на ней можно играть или щипать. Одно произведение («маш-ботой») состоит из простой мелодии, повторяемой много раз, каждый с новым ударом, как проверка мастерства и творческих способностей исполнителя. Комуз имеет множество различных строев, названия которых соответствуют различным стилям музыки. [2]
Описывать | папа |
Зарабатывать | еаэ |
Шинграма | даэ |
Ой | есть |
Терс | черт возьми |
(неизвестный) | дд'-а |
История
[ редактировать ]

Слово комуз родственно названиям других инструментов в Музыке Средней Азии , включая казахский кобыз ( узбекский ко'биз ) (смычковые инструменты), а также тувинский и саха или якутский хомус ( варган ).
Самый старый известный инструмент, похожий на комуза, датируется IV веком, хотя считается, что родственный ему азербайджанский гопуз датируется 6000 годом до нашей эры после археологического открытия глиняных пластин с изображением игроков на гопузе. В 1960-х годах американские археологи, работавшие в горах Шушдаг недалеко от древнего города Джыгамыш в Иранском Азербайджане, обнаружили ряд редких глиняных пластин, датируемых примерно 6000 годом до нашей эры , на которых были изображены музыканты на совете, прижимающие к груди инструмент, похожий на комуз. . [3] Гольча гопуз упоминается в эпосе « Книга Деде Коркут» . [4]
Названия частей комуза часто являются отсылкой к частям тела, особенно лошадей. Например, гриф называется [моджун] «шея», колки называются [кулɑк] , или «уши». Кыргызское слово кыл/кыл означает «струна инструмента» или «конский волос».
Древний комуз обычно имел две или три струны. Трехструнный гольча гопуз был более популярен в древнем Азербайджане и Анатолии : двухструнный гиль гопуз или «иклыг» использовался на равнинах Алтая , в некоторых частях Туркменистана и на территории Китая, населенной уйгурским народом .
Гольча гопуз изготавливается из кожаного покрытия, покрывающего около двух третей поверхности, а другая треть вместе с декой покрыта тонким деревом. Общая длина инструмента составляет 810 мм, корпус 410 мм, ширина 240 мм и высота или ширина всего 20 мм.Кыргызский кыргызский : ооз комуз ( [oːz qoˈmuz] «рот комуз») или, альтернативно, , буквально : темир комуз ( [temir qoˈmuz] , буквально «металлический комуз» или «железный комуз»), представляет собой варган и как инструмент не имеет отношения к комузу.
В советское время этот инструмент потерял популярность. Ее высмеивали как элементарную, и предпринимались попытки сделать ее более похожей на русскую балалайку , в частности, путем добавления ладов . После обретения независимости комуз снова стали преподавать в музыкальных колледжах, хотя некоторые советские изменения остались.
В двадцатом веке покойный иранский дутарист Хадж Горбан Сулеймани изобрел новую форму комуза, которая получила некоторую популярность. [5]
Легендарное происхождение
[ редактировать ]В легендах изобретателем копуза считается Деде Коркут. В «Книге Деде Коркута» его особая связь с копузом не ограничивается его выступлениями в качестве барда. Особое значение имеет в рассказе отрывок о братьях Эгреке и Сегреке. Когда Сегрек хочет напасть на Эгрека, так как думает, что имеет дело с неверным, он говорит:
Эй, неверный, из уважения к лютне Деде Коркута я не ударил. Если бы у тебя не было лютни в руке, я бы разрубил тебя пополам во имя моего брата.
— Сегрек Эгреку
Таким образом, случайная лютня здесь напрямую связана с Деде Коркутом, что, по-видимому, является отсылкой к тому факту, что он был там изобретателем. [6]
Связанные инструменты
[ редактировать ]Различные варианты комуза распространились в ряде восточноевропейских стран, таких как , Польша и Венгрия , в 4-5 веках нашей эры, во время массовой миграции гуннов Украина в регион. Там они стали известны с похожими вариациями названия. (См.: Кобза )
В Дагестане (российская республика между Чечней и Каспийским морем , к востоку от Грузии на Кавказе ) специальный инструмент, упомянутый как в Атласе СССР Верткова, так и в книге Бюхнера, народ называет агач комус , или темур аварский . Это что-то вроде тонкой гитары с тремя струнами, с корпусом (вырезанным из цельного куска дерева) в форме лопаты и снабженным на нижнем конце шипом в форме трезубца.
на Аравийском и Малайском полуостровах получил свое название от комуза. канбус Сакс считает, что [7] Считается также, что пятиструнный копуз превратился в шестиструнный инструмент, известный как сестар или сешанэ мистиком 13-го века Руми . Слово «сестар» упоминается в стихотворениях поэта XIV века Юнуса Эмре . Эвлия Челеби описывает копуз как уменьшенную версию сешана.
Современные хуобоси
[ редактировать ]Хотя термин хуобоси по-прежнему применяется к традиционному инструменту, в Китае на основе старого инструмента развился новый инструмент, напоминающий гитару и названный хуобоси .
СМИ
[ редактировать ]- Видео мастера комуза
- Видео комуз-плеера
- Домашнее исполнение традиционной кыргызской песни, исполненной на комузе.
- Саламат Садыкова исполняет Алымкан на комузе
Источники
[ редактировать ]- ^ «База данных струнных инструментов: указатель» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ Соло, Г. «Киргизские инструменты и инструментальная музыка», Этномузыкология 5 (1): 43
- ^ «Гопуз» . Атлас традиционной музыки Азербайджана . Мусиги Дуньяси, Международный научный онлайн-музыкальный журнал Азербайджана.
Археологические раскопки, проведенные в 1960-е годы видными американскими археологами, работавшими в Южном Азербайджане, на склоне горы Шушдаг, в древнем городе Джыгамыш, обнаружили редкие предметы, датируемые VI тысячелетием до н. э.10 Самой интересной из этих находок стала глиняная пластина с изображением музыканты в меджлисе в комплекте с озаном, прижимающим гопуз к груди.
- ^ « Атлас традиционной музыки Азербайджана » . Архивировано из оригинала 23 марта 2008 года . Проверено 6 августа 2019 г.
- ↑ Tehran Times , вторник, 22 января 2008 г., дата обращения 23 января 2008 г.
- ^ Книга Деде Коркоэта (на голландском языке). Перевод Р. Боешотена. Булаак. 2005. с. 240. ИСБН 9789054600428 .
- ↑ Гамбус (лютня) малайского мира: его происхождение и значение в музыке запин , Ларри Хилариан, Наньянский технологический университет, Сингапур, 6 июля 2004 г.
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Спектатор - «Комуз и творение» - статья в пятнадцатом выпуске журнала «Спектатор», заархивировано 23 июня 2020 г. в Wayback Machine.
См. также
[ редактировать ]- Струнные инструменты
- Шейные лютни
- Киргизские музыкальные инструменты
- Казахстанские музыкальные инструменты
- Узбекские музыкальные инструменты
- Дагестанские музыкальные инструменты.
- Азербайджанские музыкальные инструменты
- Венгерские музыкальные инструменты
- Туркменские музыкальные инструменты
- Тюркские слова и фразы