Музыка Центральной Азии
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( март 2023 г. ) |
Музыка Центральной Азии |
---|
Музыкальные традиции Центральной Азии отражают огромное разнообразие культур и народов, проживающих в регионе. Основные типы инструментов — двух- или трехструнные лютни с ладовым или безладовым грифом; скрипки из конского волоса; флейты , в основном с осадкой на обоих концах, с выдувом на конце или сбоку; и варганы , в основном металлические. Ударные инструменты включают рамочные барабаны. Тамское происхождение смычковой струны. Считается, что использование смычковой струны возникло у кочевников, которые в основном использовали лютню из змеиной кожи, покрытую смычковым хвостом. В Монголии и сегодня сохранились такие инструменты, как морин хуур или скрипка в форме лошадиной головы.
Скрипка широко распространена в районах Гоби в центральной Монголии и среди восточных монголов: Хуучир и Дорвон Чихтей Хуур представляют собой двухструнную и четырехструнную скрипку с шипами соответственно. Резонатор может быть цилиндрическим или многоугольным, изготовленным из дерева или металла. Лицо покрывают овечьей или змеиной кожей, а живот или спину оставляют открытыми, чтобы служить звуковым отверстием. Струны бывают жилыми или металлическими и натягиваются к стержню (шипу) с помощью петли из струны и металлического стержня на полпути между настроечными болванками и корпусом. Лук из конского волоса продевается между струнами, настроенными на одну квинту друг от друга. Дархаты провинции Ховсгул на северо-западе Монголии называют его хялгасан хуур , причем преимущественно женскими исполнителями ансамблей. В «Юань-ши» XII века описывается двухструнная скрипка сицинь, смычковая с куском бамбука между струнами, используемая монголами. Во времена маньчжурской династии аналогичный двухструнный инструмент с продетым между струнами смычком из конского волоса использовался в монгольской музыке.
Хуучир настраивается в интервале одной квинты, имеет небольшие или средние размеры, имеет небольшой цилиндрический, квадратный или чашеобразный резонатор из бамбука, дерева или меди, обтянутый змеиной кожей, через который продевается деревянный шип. Шейка вставляется в корпус инструмента. Бридж, стоящий на кожаном столе, поддерживает две жильные или стальные струны, которые проходят вверх по округлому безладовому грифу к двум задним колышкам и вниз к низу, где они прикрепляются к выступающему из корпуса шипу. Небольшое металлическое кольцо, прикрепленное к петле из струны, привязанной к грифу, притягивает к себе струны и может регулироваться для изменения высоты открытых струн, обычно настроенных на квинту. Толстая басовая струна расположена спереди от тонкой высокой струны. Хвост лука неразрывно переплетается со струнами.
Другие подобные инструменты имеют два ряда из двух шелковых струн: первую и третью тоники, вторую и четвертую в верхней пятой. На четырехструнных типах волосы смычка разделяются на две пряди, одна закрепляется между первой и второй струнами, другая – между третьей и четвертой. Чихтей в переводе с монгольского означает «ухо», поэтому название инструмента там также переводится как «четырёхухий инструмент».
Бурятский хучир в основном изготавливается из дерева, а не из металла. Буряты используют шелковые или металлические струны, настроенные по квинтам; в случае четырехструнного инструмента. Хучир родственен монгольскому хуучиру.
Музыкант кладет корпус инструмента на левое бедро, близко к животу, при этом стол направлен по диагонали через тело, а шея отклоняется. Большой палец левой руки лежит вертикально вдоль грифа инструмента. Конские волоски арочного бамбукового лука разделены на две части так, что одна часть проходит над басовой струной, а другая — над верхней струной. Лук держат под рукой со свободным запястьем. Указательный палец опирается на дерево, а волоски банта проходят между средним и безымянным пальцами, регулируя натяжение волос и направляя их. Чтобы прозвучать толстую струну, нужно потянуть безымянным пальцем одну прядь волос смычка, а чтобы прозвучать тонкую струну, подтолкнуть другую прядь. Кончики пальцев слегка касаются струн сверху. В современных ансамблевых оркестрах существуют малые, средние и крупные хучиры. [ нужна ссылка ]
Инструменты
[ редактировать ]- Чоор (кыргызский национальный инструмент), разновидность флейты различной длины с 4–5 отверстиями, сделанными из тростника или дерева. Распространенный среди Внутренней Азии скотоводов , этот инструмент также известен как цуур (монгольский), чуур (тувинский) и сыбызгы (казахский).
- Чопо чур — окарина из глины с 3-6 отверстиями, популярная среди детей Кыргызстана .
- Дайра , барабан с джинглами, на котором играют мужчины и женщины среди оседлого населения Центральной Азии .
- Домбра — класс двухструнных лютнь с длинной шеей, самая известная из которых — ладовая лютня, считающаяся . национальным инструментом Казахстана Чаще всего он используется для исполнения сольных инструментальных произведений, известных как куй . Домбра ( лирической также аккомпанирует казахским жырау (бардам) и исполнителям бельканто песни).
- Дутар — разновидность двухструнной длинношеей резной лютни у узбеков , уйгуров , таджиков , туркмен , каракалпаков и афганцев . [1]
- Гармон , небольшой аккордеон среди халфы (свадебных ведущих) в Хорезмской области на северо-западе Узбекистана .
- Гиджак — округлая скрипка с шипами, тремя или четырьмя металлическими струнами и коротким безладовым грифом, используемая уйгурами , узбеками , таджиками , туркменами и каракалпаками .
- Челюсти , называемые разными именами, в том числе темир комуз , варганы традиционно используются скотоводами по всей Внутренней Азии . Обычно их изготавливают из дерева или металла.
- Комуз — трехструнная безладовая лютня с длинным грифом, обычно изготавливаемая из абрикосового , орехового или можжевелового дерева . Это основной народный инструмент кыргызов . Техника игры включает в себя перещипывание, игру на струнах и удары ногтями по струнам, а также использование стилизованных жестов кистей и рук для придания повествовательности исполнению.
- Кыл кыяк , кыргызское название вертикальной смычковой скрипки с двумя струнами из конского волоса . В Казахстане он известен как кылкобыз . Дека обычно изготавливается из верблюжьей или коровьей шкуры , а корпус вырезается из цельного куска дерева, обычно абрикосового дерева. Инструмент имел сильную связь как с шаманизмом , так и с чтением устных стихов.
- Рубаб , безладовая лютня с симпатическими струнами, на которой играли оседлые народы Центральной Азии.
- Равап , уйгурская с длинной шеей, лютня похожая на рубаб , но без симпатических струн .
- Сато , смычковая танбура с длинной шеей , или лютня , ныне редкая, на которой играют исполнители таджикско - узбекской классической музыки.
- Сыбызгы , киргизская с боковым ударом, флейта на которой традиционно играют пастухи и коневоды , сделанная из абрикосового дерева или древесины горных кустарников. Сыбызгы . имеет свой репертуар сольных произведений, известных как куу , которые отличаются лирическим содержанием
- Танбур — щипковая лютня с длинной шеей и приподнятыми ладами , используемая в узбекских , таджикских и уйгурских традициях классической музыки. Афганский . вариант симпатию вызывает
- Тар — двугрудая щипковая лютня с кожаным верхом и множеством симпатических струн, используемая в городской музыке Кавказа и Ирана ( иранская версия действительно имеет симпатические струны). Деготь также популярен в Таджикистане и Узбекистане .
Сохранение азиатского музыкального наследия
[ редактировать ]В 2000 году Траст Ага Хана по культуре учредил музыкальную инициативу с целью оказания помощи в сохранении музыкального наследия Центральной Азии. Программа, известная как « Музыкальная инициатива Ага Хана в Центральной Азии » (AKMICA), работает с носителями традиций по всей Центральной Азии, чтобы гарантировать, что их традиции передаются новому поколению артистов и публики внутри и за пределами региона. AKMICA также организует и спонсирует музыкальные туры и фестивали, занимается документацией и распространением информации, а также сотрудничает с проектом «Шелковый путь» . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Туркменские песни на дутаре на сайте Tmhits» . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ «Музыкальная инициатива Ага Хана в Центральной Азии на сайте АКДН» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 г. Проверено 8 декабря 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блюм, Стивен (2001). «Средняя Азия» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05284 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )