Музыка Лаоса
Музыка Лаоса включает музыку лаосского народа , этнической группы тай и других этнических групп, живущих в Лаосе . Традиционная музыка Лаоса имеет сходство с традиционной музыкой Таиланда и Камбоджи, включая названия инструментов, а также влияния и события. Чтобы классифицировать лаосскую музыку, кажется полезным различать неклассические народные традиции (которые представлены через ансамбли и используемые в них инструменты), традиции классической музыки и ее основные ансамбли, а также вокальные традиции.
Самая популярная форма музыки в Лаосе — местный мор лам .
Классическая музыка
[ редактировать ]Лаосский термин ເພງລາວເດີມ «peng Lao deum» (традиционные лаосские песни) описывает музыку Королевского двора Лаоса. Исторические записи указывают на то, что существовала местная классическая традиция, на которую в основном повлияли древние кхмерские традиции и горные этнические группы. Король Фа Нгум вырос и получил образование в Ангкор-Вате, поэтому кхмерские традиции были первым центром придворной музыки, которая развивалась и менялась по мере роста и процветания лаосского королевства в золотой век.
Сегодня придворная музыка практически исчезла. Он считался «элитарным, буржуазным» и был запрещен коммунистическим правительством, а последние исполнители в Теннесси, США, пытались восстановить придворную музыку в диаспоре, но потерпели неудачу из-за нехватки участников. Классический ансамбль и его инструменты до сих пор используются во многих лаосских традициях, используются только в традициях «лам» и единственной «театральной» традиции «ли-ке» (или «поэма лам», с 1940 года), которая иммигрировала из Северный Сиам исполняется с актерской игрой, рассказыванием историй в стиле пения «лам» и губной гармоникой Кхене, что остается единственной театральной традицией в Лаосе сегодня.
Мор Лам
[ редактировать ]Лаосский мор лам (также пишется мау лам), хотя в Лаосе его обычно называют просто лам ( лаосский : ລຳ ), считается более чистым и традиционным, чем формы, встречающиеся в Таиланде. Здесь часто участвуют кхаэн ( лаосский : ແຄນ ) (губная гармоника из бамбука и тростника) и соревнующиеся пары певцов при поддержке ярких трупп, которые импровизируют истории и устраивают дуэли. Материалы зачастую актуальны, разговорны, сексуальны и непристойны, и правительство терпимо относится к ним, даже если иногда они становятся объектом некоторых шуток.

Ансамбли обычно включают двух певцов ( мор лам , тот же термин, относящийся к музыкальному жанру) — мужчину и женщину, исполнителя кхене ( мор каен ) и других инструментов, включая скрипки , флейты и колокольчики . Музыка в Лаосе сильно различается, наиболее популярен стиль лам сараване, а город Луангпрабанг известен медленной формой, называемой кхаплам вай. Чрезвычайно популярная форма лаосского лама, разработанная в Таиланде, называется мор лам синг , она более быстрая и электризующая.
Региональная музыка Лаоса
[ редактировать ]На каждую из этих традиций влияют региональные стили игры, которые можно разделить на три разных региона: Луангпрабанг на севере, Вьентьян в центре и Чампассак на юге.
Луанг Прабанг
[ редактировать ]В Луангпрабанге классическая лаосская придворная музыка приобрела высокий статус и исчезла. К сожалению, большинство инструментов пылятся в королевском музее, но такие экспонаты, как бронзовые барабаны эпохи Донг Сон, демонстрируют влияние этнических меньшинств, которые часто были выходцами из горных районов.
Вьентьян
[ редактировать ]Во Вьентьяне государственная школа «Натасин», закрытая в 1975 году, была вновь открыта в 1990 году и обучает и предоставляет несколько ансамблей для фестивалей, свадеб и других целей.
Чампасак
[ редактировать ]Южный регион Чампасак не только находится под влиянием кхмерских традиций, но и, как правило, представляет собой смесь кхмерских, тайских и местных лаосских традиций.
Популярная музыка
[ редактировать ]В 1960-х годах лам ну и лам плоен способствовали развитию лам луанга , формы песни (и танца), часто содержащей повествовательные тексты.
Инструменты
[ редактировать ]- Самым характерным лаосским музыкальным инструментом является бамбуковая губная гармоника, называемая кхене . Инструмент предположительно был изобретен женщиной, пытавшейся имитировать крики гаравек птицы . Женщина отнесла новый инструмент своему королю, и он сказал ей, что это справедливо, но он хочет большего. Она модифицировала инструмент, и он ответил: «Тиа ни кхаен ди» ( на этот раз было лучше ).
Ссылки
[ редактировать ]- Клюли, Джон. «За пределами нашего Хаена». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 170–174. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Страница лаосской музыки» . Проверено 24 декабря 2021 г.
- (на французском языке) Аудиоклипы: Традиционная музыка Лаоса. Женевский этнографический музей . По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- Традиционная музыка Лаоса
- Александра Бунсуэй музыка и видео
- www.laomusic.la
- www.laomall.com/artists
- Архивы традиционной музыки в Лаосе
- Сайт Plain of Jars