Jump to content

Музыка Камбоджи

Кхмерский традиционный оркестр

Музыка Камбоджи возникла из смеси культурных традиций, восходящих к древней Кхмерской империи , Индии , Китаю и коренным коренным племенам, жившим в этом районе до прибытия индийских и китайских путешественников. В условиях быстрой вестернизации популярной музыки камбоджийская музыка вобрала в себя элементы музыки всего мира благодаря глобализации.

Народная и классическая музыка

[ редактировать ]
Камбоджийский оркестр королевских танцев в начале 20 века.

Камбоджийская художественная музыка находится под сильным влиянием древних форм, а также индуистских форм. Религиозные танцы , многие из которых изображают истории и древние мифы, распространены в камбоджийской культуре . Классическая кхмерская музыка обычно делится на три части: пин-торф, фленг-кар и махори, каждая из которых связана с их религиозными танцами. Некоторые танцы сопровождаются пинторфовым оркестром, в который входят цзин ( тарелки ), ронеат ( бамбуковый ксилофон ), пай ау ( флейта ), сралай ( гобой ), чапей (басовая лунная лютня или банджо ), гонг ( бронзовый гонг ), тро ( скрипка ) и различные виды барабанов. Каждое движение танцора связано с определенной идеей, включая абстрактные концепции, такие как сегодня (указывая пальцем вверх). В 1950-е годы произошло возрождение классического танца под руководством королевы Сисоват Коссамак Неарират .

В начале 1970-х годов красные кхмеры Камбоджи совершили геноцид среди граждан страны. По оценкам, во время их правления «90% камбоджийских музыкантов, танцоров, учителей и производителей инструментов» были убиты, что прервало передачу культурных знаний следующим поколениям. [1] С тех пор страна переживает период возрождения, а те, кто остался, пытаются выполнять, преподавать, исследовать и документировать все, что могут. [2]

Традиционной музыке пришлось конкурировать с зарубежной музыкой, имеющей другие тональные системы гамм и частоты тона. [3] Отсутствие формальной письменной системы музыкальной теории камбоджийской музыки привело к тому, что современные камбоджийцы стали воспринимать музыку как «неправильную», «расстроенную» или «грубую» по сравнению с западной музыкой или китайской музыкой. [3] Традиционная музыка существует и сегодня, но ее выживание является результатом официальных усилий правительства (как ЮНЕСКО, так и Камбоджи), а также ученых. [3] Они работали над систематизацией знаний о камбоджийской музыкальной системе и ее особых традициях.

Сэм-Анг Сэм , камбоджийский этномузыколог, написал на своем веб-сайте краткое введение в камбоджийскую музыку, что является частью его работы по сохранению знаний о камбоджийской музыке и просвещению. Он говорил о музыке в трех разных районах Камбоджи: деревнях, дворе и храмах. В каждой обстановке музыка выполняла формальную функцию или была развлечением. Деревенская музыка включала в себя кар боран свадебную музыку , музыку араак для общения с духами, а также « айай пение чриенг чапей -репарт, повествование йике и басакк ». , а также театры [4] Придворная музыка имела оркестры, состоящие из определенного набора инструментов. Оркестр пинпита (состоящий из гонгов, ксилофонов, металлофона, гобоя и барабанов) сопровождал формальный танец, игру в масках, игру теней и религиозные церемонии. Менее официальное развлечение проводил оркестр мохори. В храмах был ансамбль «корнг скор» (гонги и барабаны), а также пинторфовый оркестр. [1]

Кроме того, Сэм-Анг Сэм проводит различие между музыкой, созданной основными камбоджийцами ( камбоджийская музыка ), и особой музыкой этнических меньшинств (часть музыки Камбоджи ). Последний включает музыку, созданную людьми, живущими в Раттанакири и Мундулькири , а также в провинциях, хребтах Кулен и Кардамон , а также в окрестностях «вокруг великого озера ( Тонлесап )». Различия в языке и религии помогают создать разделение между различными культурами. Этнические группы включают загрузку мон-кхмерских языковых групп (Пнорнг, Куой (Куй), Пор, Самре), чья музыка состоит из «ансамблей гонгов, ансамблей барабанов и губных гармошек со свободным тростником и тыквенными дужками». Другие этнические группы включают чамов, китайцев, вьетнамцев, которые потенциально могут иметь музыку своей родной культуры, но которая «неизвестна». [1]

Ронеат . описывают как ксилофон бамбуковый

Одной из традиционных форм музыки является Пинпит ( кхмер : ពិណពាទ្យ ), в котором оркестр или музыкальный ансамбль исполняет церемониальную музыку королевских дворов и храмов Камбоджи . Королевский оркестр аккомпанировал классическим балетам, мужским (Лохон Хол) и женским (Апсара), а также Большому театру теней «Сбек Том». [5] Оркестр ( состоит примерно из девяти или десяти инструментов, в основном духовых и ударных включая несколько разновидностей ксилофона и барабанов ). Он сопровождает придворные танцы , представления в масках , игры теней и религиозные церемонии. Пинпит является аналогом ансамбля пипхат в Таиланде. [6]

инструмент, давший название пинторфу – булавка В последние годы был возрожден . Инструмент был утерян или заброшен примерно в 13 веке нашей эры.

Другой формой традиционной музыки была музыка махори , развлекательная музыка при дворах Камбоджи, Сиама и Лаоса. [7] В то время как музыка пинпит была религиозной и «для божеств», музыка мохори создавалась для дворян, фокусируясь на темах и настроениях, чтобы «услаждать их души». [7] В этой музыке «предпочитаются мягкие инструменты», в том числе «хлой флейта», «крапеу» , «тро чхе», «тросор» и «тро-у» струнные инструменты , а также «ронеат эк- ксилофон», «ронеат-тонг -металлофон» , барабаны «скор-ромонеа» и «чхинг ». тарелки [7] Важно отметить, что термин махори связан с тайской музыкой, а инструменты тесно связаны с ним, а песни — нет.

Алкоголь

[ редактировать ]

Музыка арака (араак, ареак, аареак) была музыкой для религиозных и лечебных целей, восходящей к «анимистическим духовным верованиям» древней Камбоджи. [8] Традиционно его использовали, чтобы «изгнать болезнь», и использовали флейту, барабан, тро , чапей и ксе диев . [4] [8]

Камбоджийский рок и поп

[ редактировать ]
Певица и автор песен Синн Сисамут

Начиная с конца 1950-х годов глава государства Нородом Сианук , сам музыкант, поощрял развитие популярной музыки в Камбодже. Первоначально поп-пластинки из Франции и Латинской Америки были импортированы в страну и стали популярными, вдохновив процветающую музыкальную сцену, базирующуюся в Пномпене и возглавляемую такими певцами, как Роз Серей Сотеа , Пен Ран или Шинн Сисамут , с такими хитами, как « Violon Sneha ». . [9] [10]

К концу 1960-х и началу 1970-х годов на сцену еще больше повлиял западный рок-н-ролл и соул-музыка через радио вооруженных сил США, которое транслировалось на соседний Южный Вьетнам . [11] В результате получилось уникальное звучание, в котором западная поп-музыка и рок сочетались с кхмерской вокальной техникой. [12]

Многие из наиболее выдающихся певцов той эпохи погибли во время геноцида красных кхмеров . Интерес Запада к популярной камбоджийской музыке 1960-70-х годов был вызван контрафактным альбомом Cambodian Rocks в 1996 году. [13] [14] что, в свою очередь, вдохновило на создание документального фильма 2015 года « Не думай, что я забыл» . [9]

В начале 2020 года драматурга Лорен Йи премьера « Камбоджийской рок-группы» состоялась в Signature Theater в Нью-Йорке. [15] В нем рассказывалась история камбоджийской группы, попавшей под режим Пол Пота, и использовалась настоящая музыка камбоджийских рок-групп 1970-х годов.

Современная музыка

[ редактировать ]

Классическая камбоджийская поп-музыка , или современная музыка , включает в себя медленную эстрадную музыку, примером которой являются такие песни, как Синна Сисамута «Ae Na Tov Thansuo?» . ( ឯណាទៅឋានសួគ៌? ), а также танцевальную музыку . Танцевальная музыка классифицируется по типу танца, обозначенному ритмом. Двумя наиболее распространенными типами камбоджийской танцевальной музыки являются ромвонг и ром кбах . Ромвонг — это медленная танцевальная музыка, а рамкбах тесно связан с тайской народной музыкой . форма музыки под названием кантрум В последнее время стала популярной , зародившийся среди кхмеров Сурин в Таиланде, . Кантрум исполняется как тайскими, так и камбоджийскими звездами.

Современная камбоджийская музыка обычно представлена ​​на VCD-дисках с камбоджийским караоке , на которых актеры и актрисы обычно имитируют тексты песен. [ нужна ссылка ] Ной Ваннет и Лур Сарит - два примера современных певцов, которые поют песни на VCD-дисках с караоке, а на VCD-дисках представлены песни, написанные другими музыкантами, в дополнение к песням, исполненным и сочиненным известным музыкантом Синном Сисамутом .

Продакшн Хаус Музыка

[ редактировать ]

Во время и после «красных кхмеров» и Народной Республики Кампучия большая часть музыки исходила из лагерей беженцев, таких как Као-и-Данг на границе с Таиландом, с такими артистами, как Кео Сарат или Барнабас Мам. Большая часть камбоджийской музыки пост-красных кхмеров производится несколькими продюсерскими компаниями, в том числе; Расми Ханг Меас, Sunday Productions и Town Production. Эти компании действуют как звукозаписывающие компании в музыкальном бизнесе Камбоджи. Среди известных художников, подписавших контракты с этими компаниями, - Преап Соват , Аок Сокуканха , Сокун Ниса , Кемарак Сереймун и Меас Соксофеа. [ нужна ссылка ]

Оригинальное музыкальное движение

[ редактировать ]

Камбоджийское движение оригинальной музыки — это группа молодых кхмерских музыкантов в Камбодже, которые пишут, записывают и исполняют оригинальные композиции. Это началось во многом в результате создания в Пномпене площадки под названием Show Box , межкультурного общественного центра, созданного исключительно для продвижения оригинального кхмерского альтернативного искусства и музыки. [16] и объединение различных уникальных современных художников и музыкантов, которых вдохновили музыкальные и арт-платформы, такие как первый альтернативный лейбл Камбоджи Yab Moung Records . Yab Moung Records и Show Box активно поощряли производство оригинальной музыки и были творческим домом для многих оригинальных альтернативных музыкантов. Show Box принимал только оригинальные выступления как кхмерских, так и международных музыкантов и выступал в качестве общественного центра для новаторских идей. [16] [17]

Некоторые описывают это движение как ответ на подражательную музыкальную культуру, где многие современные песни на кхмерском языке копируют мелодии и лирические темы из почти идентичных китайских, тайских, корейских, американских и вьетнамских произведений. [18] В число известных артистов этого движения входят Адда Энджел , Сай, Бонни Б. , Кхменг Кхмер, Лаура Мам , Пи-Санд, Никки Никки, Ван Чесда, Sliten6ix, Сэм Рокер, Канхчна Чет , София Као и Smallworld Smallband . [19] [20] Жанры этих музыкантов включают блюз , поп-музыку , рэп , рок-музыку и электронную музыку .

Проект #IAmOriginal был создан с целью продвижения начинающих оригинальных художников. IAmOriginal позиционирует себя как «некоммерческий музыкальный фонд, целью которого является продвижение творческой и инновационной музыки в Камбодже путем предоставления обучения, юридических консультаций, финансовой и маркетинговой поддержки артистам, увлеченным музыкой». [21] Они выпустили два альбома и провели концерты к каждому из них. Многие молодые знаменитости Камбоджи участвуют в этом движении, демонстрируя поддержку на мероприятиях и в социальных сетях. [22]

Новый проект Лоры Бейкер The Sound Initiative также направлен на обучение и наставничество новых артистов. [19] [23]

В 2016 году Лаура Мам основала Baramey Production , новаторский музыкальный лейбл, развивающий таланты звезд оригинальной музыки в Камбодже. Сегодня Барами находится в мейнстриме благодаря успеху Time нескольких хитов Ваннды, в первую очередь To Rise . [24] Недавно Барами заключил историческую сделку, которую мы никогда раньше не видели на камбоджийской музыкальной сцене; лейбл подписал соглашение с азиатским филиалом Warner Music ADA , штаб-квартира которого находится в Сингапуре. Впервые камбоджийский музыкальный лейбл подписал контракт с международной музыкальной группой. [25]

Кхмерская альтернативная музыка

[ редактировать ]

В последние годы наблюдается возрождение творчества в современных формах кхмерского искусства, и музыка не является исключением. [26] Первый в Камбодже лейбл альтернативной музыки Yab Moung Records был основан в 2012 году и с тех пор записал и выпустил первые треки кхмерского хардкора и дэт-метала, а также продюсировал широкий спектр альтернативных исполнителей, создающих уникальный кхмерский блюз , рок , хип-хоп и альтернативную музыку. [27]

Yab Moung Records предоставляет постоянную платформу для кхмерской альтернативной музыки и искусства и активно поощряет творческое самовыражение в уникальном камбоджийском контексте. [28] [29]

Кхмерская музыка для бокса

[ редактировать ]
Продолжительность: 33 секунды.
Образец традиционной кхмерской музыки, исполняемой перед поединком по кхмерскому боксу.

Музыка кхмерского бокса называется вунг фленг прадалл или вунг фленг кланг кхек. В музыке используются гобой, барабаны ( самфо ) и тарелки ( цхинг ). Музыка состоит из двух частей. В первой части используется дух (учитель), который помогает боксерам сконцентрироваться и обрести уверенность. Первая часть музыки исполняется медленно в стиле рубато . Мелодию исполняет гобой, а самфо играет удары в важных местах мелодии. Вторая часть, представляющая собой боевую музыку, воспроизводится гораздо быстрее и в метре. Музыка ускоряется по ходу раунда. Он останавливается в конце раунда или когда кто-то нокаутирован. Когда бой захватывающий, зрители хлопают в такт самфо .

[30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с История камбоджийской музыки Сам-Анг Сэма.
  2. ^ Шапиро, Тони; Сэм, Сэм-Анг; Епископ Наоми Хоуз; Епископ, Джон; Сэм, Чан Моли; Хэй, Сомали; Сэм, Мален; Шапиро, Софилина; Сохон, Нарейне; Тес, Сэм-Оуэн (1993–1994). «Кхмерский придворный танец (видеокассета)». Азиатская музыка . 25 (1/2): 322–326. дои : 10.2307/834227 . JSTOR   834227 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хан, Юн; Дориван, Кео; Лина, Ю; Ленна, Мао. Традиционные музыкальные инструменты Камбоджи (PDF) . Королевство Камбоджа: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. п. 20.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Керсале, Патрик. «Монохордовая палочка цитры – ксае диев» . сайт soundofangkor.org . Проверено 19 июня 2019 г. Ксае Диева играли в свадебном оркестре (плен кар боран), в оркестре волшебного исцеления (плен ареак)
  5. ^ Иньеста, Люк; Руэр, Жером (8 февраля 1996 г.). "L'orchestre "Pin Peat" [Оркестр "Pin Peat" " . ФОТО КАМБОДЖА . Проверено 4 октября 2018 г.
  6. ^ Сэм-Анг Сэм «Камбоджа» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , 2-е изд., 2001. стр. 861-863
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Иньеста, Люк (8 января 1996 г.). "Музыка Махори " ФОТОГРАФИИ ИЗ КЕМБОДЖА . Проверено 4 октября 2018 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сотери, Печ (15 января 2016 г.). «[Предложение ЮНЕСКО спасти умирающий музыкальный стиль]» . Почта Пномпеня . Проверено 10 октября 2018 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сисарио, Бен (9 апреля 2015 г.). « Документальный фильм «Не думай, что я забыл» возрождает затихшие звуки Камбоджи» . Нью-Йорк Таймс .
  10. ^ Даунинг, Энди (28 мая 2015 г.). «Превью фильма: Режиссер Джон Пироцци прослеживает историю раннего камбоджийского рок-н-ролла в фильме «Не думай, что я забыл» » . Колумб жив .
  11. ^ Новак, Дэвид (осень 2011 г.). «Возвышенные частоты новых старых медиа» (PDF) . Общественная культура . 23 (3): 603–634. дои : 10.1215/08992363-1336435 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 г.
  12. ^ Доу, Стив (13 сентября 2013 г.). «Золотая эра камбоджийской музыки выходит в эфир во второй раз» . Сидней Морнинг Геральд .
  13. ^ «Лихорадка Денге и камбоджийские скалы» . Американский путь . 8 апреля 2009 г. – через Джека Булвэра.
  14. ^ Ганновер, Мэтт (19 июня 2015 г.). «Сегодня мы пьем вино: оглядываясь назад на трагическую историю камбоджийской поп-музыки» . Город неудачников . Проверено 9 января 2016 г.
  15. ^ «Камбоджийская рок-группа Лорен Йи в Signature Theater» .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон, Натан А. (10 января 2014 г.). «Рокирующая традиция» – через Slate.
  17. ^ «Появление рок-, панк- и металлической сцены в Камбодже — Quatre Sans Quatre» .
  18. ^ Каррутерс, Марисса (2 июня 2018 г.). «НЕЗАВИСИМАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СЦЕНА В КАМБОДЖЕ» . Журнал «Азия Лайф» . Проверено 11 июля 2018 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альпуэрто, Агнес (22 июня 2018 г.). «Ночь оригинальной музыки» . Кхмерское время . Проверено 11 июля 2018 г.
  20. ^ Каррутерс, Марисса (1 июня 2018 г.). "#ЯМОРИГИНАЛ" . Журнал «АзияЖизнь» . Проверено 11 июля 2018 г.
  21. ^ «Главная страница» . ЯОригинал . Проверено 11 июля 2018 г.
  22. ^ «Выпуск альбома #IAmOriginal, Stronger, Together @ Hard Rock Café Phnom Penh» . Кхмерские времена. 1 января 2018 года . Проверено 11 июля 2018 г.
  23. ^ «Наша история» . Звуковая инициатива . Проверено 11 июля 2018 г.
  24. ^ «Музыка в Азии: «Time to Rise» VannDa – Камбоджа» . 9 апреля 2021 г.
  25. ^ «ADA Asia подписывает историческое соглашение с Барамеем, чтобы вывести кхмерскую музыку на мировой уровень» .
  26. ^ «Городской художественный ренессанс Пномпеня — Khmer440.com» . www.khmer440.com .
  27. ^ «Первая дэт-метал-песня на кхмерском языке — новое видео камбоджийской метал-группы Doch Ckae — Unite Asia» . uniteasia.org . 9 сентября 2016 г.
  28. ^ «Панк-рок в Пномпене» . www.roadsandkingdoms.com . 10 января 2014 г.
  29. ^ «Альтернативное музыкальное движение» . asialifemagazine.com .
  30. ^ Уильямс, С., и Миллер, Т.Э. (ред.). (2011). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Тейлор и Фрэнсис.
  • Клюли, Джон. «Небесные танцоры». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 20–23. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN   1-85828-636-0
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5170ff320a6281cfdd2f4a486effbe2d__1718843340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/2d/5170ff320a6281cfdd2f4a486effbe2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Cambodia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)