Музыка Камбоджи
![]() |
Часть серии о |
Культура Камбоджи |
---|
Общество |
Темы |
Символы |

Музыка Камбоджи возникла из смеси культурных традиций, восходящих к древней Кхмерской империи , Индии , Китаю и коренным коренным племенам, жившим в этом районе до прибытия индийских и китайских путешественников. В условиях быстрой вестернизации популярной музыки камбоджийская музыка вобрала в себя элементы музыки всего мира благодаря глобализации.
Народная и классическая музыка
[ редактировать ]
Камбоджийская художественная музыка находится под сильным влиянием древних форм, а также индуистских форм. Религиозные танцы , многие из которых изображают истории и древние мифы, распространены в камбоджийской культуре . Классическая кхмерская музыка обычно делится на три части: пин-торф, фленг-кар и махори, каждая из которых связана с их религиозными танцами. Некоторые танцы сопровождаются пинторфовым оркестром, в который входят цзин ( тарелки ), ронеат ( бамбуковый ксилофон ), пай ау ( флейта ), сралай ( гобой ), чапей (басовая лунная лютня или банджо ), гонг ( бронзовый гонг ), тро ( скрипка ) и различные виды барабанов. Каждое движение танцора связано с определенной идеей, включая абстрактные концепции, такие как сегодня (указывая пальцем вверх). В 1950-е годы произошло возрождение классического танца под руководством королевы Сисоват Коссамак Неарират .
В начале 1970-х годов красные кхмеры Камбоджи совершили геноцид среди граждан страны. По оценкам, во время их правления «90% камбоджийских музыкантов, танцоров, учителей и производителей инструментов» были убиты, что прервало передачу культурных знаний следующим поколениям. [1] С тех пор страна переживает период возрождения, а те, кто остался, пытаются выполнять, преподавать, исследовать и документировать все, что могут. [2]
Традиционной музыке пришлось конкурировать с зарубежной музыкой, имеющей другие тональные системы гамм и частоты тона. [3] Отсутствие формальной письменной системы музыкальной теории камбоджийской музыки привело к тому, что современные камбоджийцы стали воспринимать музыку как «неправильную», «расстроенную» или «грубую» по сравнению с западной музыкой или китайской музыкой. [3] Традиционная музыка существует и сегодня, но ее выживание является результатом официальных усилий правительства (как ЮНЕСКО, так и Камбоджи), а также ученых. [3] Они работали над систематизацией знаний о камбоджийской музыкальной системе и ее особых традициях.
Сэм-Анг Сэм , камбоджийский этномузыколог, написал на своем веб-сайте краткое введение в камбоджийскую музыку, что является частью его работы по сохранению знаний о камбоджийской музыке и просвещению. Он говорил о музыке в трех разных районах Камбоджи: деревнях, дворе и храмах. В каждой обстановке музыка выполняла формальную функцию или была развлечением. Деревенская музыка включала в себя кар боран свадебную музыку , музыку араак для общения с духами, а также « айай пение чриенг чапей -репарт, повествование йике и басакк ». , а также театры [4] Придворная музыка имела оркестры, состоящие из определенного набора инструментов. Оркестр пинпита (состоящий из гонгов, ксилофонов, металлофона, гобоя и барабанов) сопровождал формальный танец, игру в масках, игру теней и религиозные церемонии. Менее официальное развлечение проводил оркестр мохори. В храмах был ансамбль «корнг скор» (гонги и барабаны), а также пинторфовый оркестр. [1]
Кроме того, Сэм-Анг Сэм проводит различие между музыкой, созданной основными камбоджийцами ( камбоджийская музыка ), и особой музыкой этнических меньшинств (часть музыки Камбоджи ). Последний включает музыку, созданную людьми, живущими в Раттанакири и Мундулькири , а также в провинциях, хребтах Кулен и Кардамон , а также в окрестностях «вокруг великого озера ( Тонлесап )». Различия в языке и религии помогают создать разделение между различными культурами. Этнические группы включают загрузку мон-кхмерских языковых групп (Пнорнг, Куой (Куй), Пор, Самре), чья музыка состоит из «ансамблей гонгов, ансамблей барабанов и губных гармошек со свободным тростником и тыквенными дужками». Другие этнические группы включают чамов, китайцев, вьетнамцев, которые потенциально могут иметь музыку своей родной культуры, но которая «неизвестна». [1]
Пинпит
[ редактировать ]
Одной из традиционных форм музыки является Пинпит ( кхмер : ពិណពាទ្យ ), в котором оркестр или музыкальный ансамбль исполняет церемониальную музыку королевских дворов и храмов Камбоджи . Королевский оркестр аккомпанировал классическим балетам, мужским (Лохон Хол) и женским (Апсара), а также Большому театру теней «Сбек Том». [5] Оркестр ( состоит примерно из девяти или десяти инструментов, в основном духовых и ударных включая несколько разновидностей ксилофона и барабанов ). Он сопровождает придворные танцы , представления в масках , игры теней и религиозные церемонии. Пинпит является аналогом ансамбля пипхат в Таиланде. [6]
инструмент, давший название пинторфу – булавка В последние годы был возрожден . Инструмент был утерян или заброшен примерно в 13 веке нашей эры.
Махори
[ редактировать ]Другой формой традиционной музыки была музыка махори , развлекательная музыка при дворах Камбоджи, Сиама и Лаоса. [7] В то время как музыка пинпит была религиозной и «для божеств», музыка мохори создавалась для дворян, фокусируясь на темах и настроениях, чтобы «услаждать их души». [7] В этой музыке «предпочитаются мягкие инструменты», в том числе «хлой флейта», «крапеу» , «тро чхе», «тросор» и «тро-у» струнные инструменты , а также «ронеат эк- ксилофон», «ронеат-тонг -металлофон» , барабаны «скор-ромонеа» и «чхинг ». тарелки [7] Важно отметить, что термин махори связан с тайской музыкой, а инструменты тесно связаны с ним, а песни — нет.
Алкоголь
[ редактировать ]Музыка арака (араак, ареак, аареак) была музыкой для религиозных и лечебных целей, восходящей к «анимистическим духовным верованиям» древней Камбоджи. [8] Традиционно его использовали, чтобы «изгнать болезнь», и использовали флейту, барабан, тро , чапей и ксе диев . [4] [8]
Камбоджийский рок и поп
[ редактировать ]
Начиная с конца 1950-х годов глава государства Нородом Сианук , сам музыкант, поощрял развитие популярной музыки в Камбодже. Первоначально поп-пластинки из Франции и Латинской Америки были импортированы в страну и стали популярными, вдохновив процветающую музыкальную сцену, базирующуюся в Пномпене и возглавляемую такими певцами, как Роз Серей Сотеа , Пен Ран или Шинн Сисамут , с такими хитами, как « Violon Sneha ». . [9] [10]
К концу 1960-х и началу 1970-х годов на сцену еще больше повлиял западный рок-н-ролл и соул-музыка через радио вооруженных сил США, которое транслировалось на соседний Южный Вьетнам . [11] В результате получилось уникальное звучание, в котором западная поп-музыка и рок сочетались с кхмерской вокальной техникой. [12]
Многие из наиболее выдающихся певцов той эпохи погибли во время геноцида красных кхмеров . Интерес Запада к популярной камбоджийской музыке 1960-70-х годов был вызван контрафактным альбомом Cambodian Rocks в 1996 году. [13] [14] что, в свою очередь, вдохновило на создание документального фильма 2015 года « Не думай, что я забыл» . [9]
В начале 2020 года драматурга Лорен Йи премьера « Камбоджийской рок-группы» состоялась в Signature Theater в Нью-Йорке. [15] В нем рассказывалась история камбоджийской группы, попавшей под режим Пол Пота, и использовалась настоящая музыка камбоджийских рок-групп 1970-х годов.
Современная музыка
[ редактировать ]Классическая камбоджийская поп-музыка , или современная музыка , включает в себя медленную эстрадную музыку, примером которой являются такие песни, как Синна Сисамута «Ae Na Tov Thansuo?» . ( ឯណាទៅឋានសួគ៌? ), а также танцевальную музыку . Танцевальная музыка классифицируется по типу танца, обозначенному ритмом. Двумя наиболее распространенными типами камбоджийской танцевальной музыки являются ромвонг и ром кбах . Ромвонг — это медленная танцевальная музыка, а рамкбах тесно связан с тайской народной музыкой . форма музыки под названием кантрум В последнее время стала популярной , зародившийся среди кхмеров Сурин в Таиланде, . Кантрум исполняется как тайскими, так и камбоджийскими звездами.
Современная камбоджийская музыка обычно представлена на VCD-дисках с камбоджийским караоке , на которых актеры и актрисы обычно имитируют тексты песен. [ нужна ссылка ] Ной Ваннет и Лур Сарит - два примера современных певцов, которые поют песни на VCD-дисках с караоке, а на VCD-дисках представлены песни, написанные другими музыкантами, в дополнение к песням, исполненным и сочиненным известным музыкантом Синном Сисамутом .
Продакшн Хаус Музыка
[ редактировать ]Во время и после «красных кхмеров» и Народной Республики Кампучия большая часть музыки исходила из лагерей беженцев, таких как Као-и-Данг на границе с Таиландом, с такими артистами, как Кео Сарат или Барнабас Мам. Большая часть камбоджийской музыки пост-красных кхмеров производится несколькими продюсерскими компаниями, в том числе; Расми Ханг Меас, Sunday Productions и Town Production. Эти компании действуют как звукозаписывающие компании в музыкальном бизнесе Камбоджи. Среди известных художников, подписавших контракты с этими компаниями, - Преап Соват , Аок Сокуканха , Сокун Ниса , Кемарак Сереймун и Меас Соксофеа. [ нужна ссылка ]
Оригинальное музыкальное движение
[ редактировать ]Камбоджийское движение оригинальной музыки — это группа молодых кхмерских музыкантов в Камбодже, которые пишут, записывают и исполняют оригинальные композиции. Это началось во многом в результате создания в Пномпене площадки под названием Show Box , межкультурного общественного центра, созданного исключительно для продвижения оригинального кхмерского альтернативного искусства и музыки. [16] и объединение различных уникальных современных художников и музыкантов, которых вдохновили музыкальные и арт-платформы, такие как первый альтернативный лейбл Камбоджи Yab Moung Records . Yab Moung Records и Show Box активно поощряли производство оригинальной музыки и были творческим домом для многих оригинальных альтернативных музыкантов. Show Box принимал только оригинальные выступления как кхмерских, так и международных музыкантов и выступал в качестве общественного центра для новаторских идей. [16] [17]
Некоторые описывают это движение как ответ на подражательную музыкальную культуру, где многие современные песни на кхмерском языке копируют мелодии и лирические темы из почти идентичных китайских, тайских, корейских, американских и вьетнамских произведений. [18] В число известных артистов этого движения входят Адда Энджел , Сай, Бонни Б. , Кхменг Кхмер, Лаура Мам , Пи-Санд, Никки Никки, Ван Чесда, Sliten6ix, Сэм Рокер, Канхчна Чет , София Као и Smallworld Smallband . [19] [20] Жанры этих музыкантов включают блюз , поп-музыку , рэп , рок-музыку и электронную музыку .
Проект #IAmOriginal был создан с целью продвижения начинающих оригинальных художников. IAmOriginal позиционирует себя как «некоммерческий музыкальный фонд, целью которого является продвижение творческой и инновационной музыки в Камбодже путем предоставления обучения, юридических консультаций, финансовой и маркетинговой поддержки артистам, увлеченным музыкой». [21] Они выпустили два альбома и провели концерты к каждому из них. Многие молодые знаменитости Камбоджи участвуют в этом движении, демонстрируя поддержку на мероприятиях и в социальных сетях. [22]
Новый проект Лоры Бейкер The Sound Initiative также направлен на обучение и наставничество новых артистов. [19] [23]
В 2016 году Лаура Мам основала Baramey Production , новаторский музыкальный лейбл, развивающий таланты звезд оригинальной музыки в Камбодже. Сегодня Барами находится в мейнстриме благодаря успеху Time нескольких хитов Ваннды, в первую очередь To Rise . [24] Недавно Барами заключил историческую сделку, которую мы никогда раньше не видели на камбоджийской музыкальной сцене; лейбл подписал соглашение с азиатским филиалом Warner Music ADA , штаб-квартира которого находится в Сингапуре. Впервые камбоджийский музыкальный лейбл подписал контракт с международной музыкальной группой. [25]
Кхмерская альтернативная музыка
[ редактировать ]В последние годы наблюдается возрождение творчества в современных формах кхмерского искусства, и музыка не является исключением. [26] Первый в Камбодже лейбл альтернативной музыки Yab Moung Records был основан в 2012 году и с тех пор записал и выпустил первые треки кхмерского хардкора и дэт-метала, а также продюсировал широкий спектр альтернативных исполнителей, создающих уникальный кхмерский блюз , рок , хип-хоп и альтернативную музыку. [27]
Yab Moung Records предоставляет постоянную платформу для кхмерской альтернативной музыки и искусства и активно поощряет творческое самовыражение в уникальном камбоджийском контексте. [28] [29]
Кхмерская музыка для бокса
[ редактировать ]Музыка кхмерского бокса называется вунг фленг прадалл или вунг фленг кланг кхек. В музыке используются гобой, барабаны ( самфо ) и тарелки ( цхинг ). Музыка состоит из двух частей. В первой части используется дух (учитель), который помогает боксерам сконцентрироваться и обрести уверенность. Первая часть музыки исполняется медленно в стиле рубато . Мелодию исполняет гобой, а самфо играет удары в важных местах мелодии. Вторая часть, представляющая собой боевую музыку, воспроизводится гораздо быстрее и в метре. Музыка ускоряется по ходу раунда. Он останавливается в конце раунда или когда кто-то нокаутирован. Когда бой захватывающий, зрители хлопают в такт самфо .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с История камбоджийской музыки Сам-Анг Сэма.
- ^ Шапиро, Тони; Сэм, Сэм-Анг; Епископ Наоми Хоуз; Епископ, Джон; Сэм, Чан Моли; Хэй, Сомали; Сэм, Мален; Шапиро, Софилина; Сохон, Нарейне; Тес, Сэм-Оуэн (1993–1994). «Кхмерский придворный танец (видеокассета)». Азиатская музыка . 25 (1/2): 322–326. дои : 10.2307/834227 . JSTOR 834227 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хан, Юн; Дориван, Кео; Лина, Ю; Ленна, Мао. Традиционные музыкальные инструменты Камбоджи (PDF) . Королевство Камбоджа: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. п. 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Керсале, Патрик. «Монохордовая палочка цитры – ксае диев» . сайт soundofangkor.org . Проверено 19 июня 2019 г.
Ксае Диева играли в свадебном оркестре (плен кар боран), в оркестре волшебного исцеления (плен ареак)
- ^ Иньеста, Люк; Руэр, Жером (8 февраля 1996 г.). "L'orchestre "Pin Peat" [Оркестр "Pin Peat" " . ФОТО КАМБОДЖА . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Сэм-Анг Сэм «Камбоджа» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , 2-е изд., 2001. стр. 861-863
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Иньеста, Люк (8 января 1996 г.). "Музыка Махори " ФОТОГРАФИИ ИЗ КЕМБОДЖА . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сотери, Печ (15 января 2016 г.). «[Предложение ЮНЕСКО спасти умирающий музыкальный стиль]» . Почта Пномпеня . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сисарио, Бен (9 апреля 2015 г.). « Документальный фильм «Не думай, что я забыл» возрождает затихшие звуки Камбоджи» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Даунинг, Энди (28 мая 2015 г.). «Превью фильма: Режиссер Джон Пироцци прослеживает историю раннего камбоджийского рок-н-ролла в фильме «Не думай, что я забыл» » . Колумб жив .
- ^ Новак, Дэвид (осень 2011 г.). «Возвышенные частоты новых старых медиа» (PDF) . Общественная культура . 23 (3): 603–634. дои : 10.1215/08992363-1336435 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 г.
- ^ Доу, Стив (13 сентября 2013 г.). «Золотая эра камбоджийской музыки выходит в эфир во второй раз» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ «Лихорадка Денге и камбоджийские скалы» . Американский путь . 8 апреля 2009 г. – через Джека Булвэра.
- ^ Ганновер, Мэтт (19 июня 2015 г.). «Сегодня мы пьем вино: оглядываясь назад на трагическую историю камбоджийской поп-музыки» . Город неудачников . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ «Камбоджийская рок-группа Лорен Йи в Signature Theater» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон, Натан А. (10 января 2014 г.). «Рокирующая традиция» – через Slate.
- ^ «Появление рок-, панк- и металлической сцены в Камбодже — Quatre Sans Quatre» .
- ^ Каррутерс, Марисса (2 июня 2018 г.). «НЕЗАВИСИМАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СЦЕНА В КАМБОДЖЕ» . Журнал «Азия Лайф» . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альпуэрто, Агнес (22 июня 2018 г.). «Ночь оригинальной музыки» . Кхмерское время . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Каррутерс, Марисса (1 июня 2018 г.). "#ЯМОРИГИНАЛ" . Журнал «АзияЖизнь» . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ «Главная страница» . ЯОригинал . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ «Выпуск альбома #IAmOriginal, Stronger, Together @ Hard Rock Café Phnom Penh» . Кхмерские времена. 1 января 2018 года . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ «Наша история» . Звуковая инициатива . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ «Музыка в Азии: «Time to Rise» VannDa – Камбоджа» . 9 апреля 2021 г.
- ^ «ADA Asia подписывает историческое соглашение с Барамеем, чтобы вывести кхмерскую музыку на мировой уровень» .
- ^ «Городской художественный ренессанс Пномпеня — Khmer440.com» . www.khmer440.com .
- ^ «Первая дэт-метал-песня на кхмерском языке — новое видео камбоджийской метал-группы Doch Ckae — Unite Asia» . uniteasia.org . 9 сентября 2016 г.
- ^ «Панк-рок в Пномпене» . www.roadsandkingdoms.com . 10 января 2014 г.
- ^ «Альтернативное музыкальное движение» . asialifemagazine.com .
- ^ Уильямс, С., и Миллер, Т.Э. (ред.). (2011). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Тейлор и Фрэнсис.
- Клюли, Джон. «Небесные танцоры». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 20–23. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ангкорские и традиционные инструменты (Патрик Керсале)
- (на французском языке) Аудиоклипы: Традиционная музыка Камбоджи. Женевский этнографический музей . По состоянию на 00 ноября 2010 г.
- Камбоджийская придворная музыка и придворный танец (Сам-Анг Сэм)
- Традиционная музыка и инструменты Камбоджи
- Культурный профиль Камбоджи (Министерство культуры и изящных искусств/посещающих искусств)
- Дирижировать камбоджийским ансамблем
- Кхмерская традиционная музыка
- Кхмерская музыка и биографии