Права ЛГБТ в Камбодже
Права ЛГБТ в Камбодже | |
---|---|
Статус | Юридический |
Гендерная идентичность | Нет |
Военный | Неизвестный |
Защита от дискриминации | Нет |
Семейные права | |
Признание отношений | Да; «Декларация о семейных отношениях» |
Ограничения | Однополые браки запрещены конституцией с 1993 года. |
Принятие | Нет |
Лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры ( ЛГБТ ) в Камбодже сталкиваются с юридическими проблемами, с которыми не сталкиваются жители, не принадлежащие к ЛГБТ. Хотя однополые сексуальные отношения в Камбодже законны , они не обеспечивают защиты от дискриминации для ЛГБТ и не запрещают преступления на почве ненависти, основанные на сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Король Нородом Сиамони поддерживает легализацию однополых браков. [1] После того, как Конституционный суд Тайваня постановил, что запрет однополых браков является неконституционным , многие призвали Камбоджу легализовать однополые браки. [2]
В Пномпене и Сиемреапе есть заметная ЛГБТ-сцена со множеством баров, клубов и других заведений, обслуживающих ЛГБТ-сообщество. Парады гордости проводятся в Камбодже с 2003 года и с каждым годом набирают обороты. Однако, хотя посетители ЛГБТ, как правило, чувствуют себя принятыми, многие ЛГБТ-камбоджийцы сообщают о социальной дискриминации, включая принудительные браки между представителями противоположного пола, дискриминацию на работе и издевательства в школах. Несколько правозащитных групп, в частности Камбоджийский центр по правам человека, CamASEAN и Rainbow Community Kampuchea, работают над уменьшением дискриминации, связанной с ЛГБТ, и повышением осведомленности о ЛГБТ. [3] Своей работой они убедили правительство ввести новые классы, инклюзивные для ЛГБТ, во всех камбоджийских школах и предложить однополым парам ограниченное юридическое признание.
Законность однополых сексуальных отношений
[ редактировать ]Частная, взрослая, некоммерческая и по обоюдному согласию сексуальная активность между людьми одного пола является законной в Камбодже и никогда не криминализировалась за всю историю страны. [4] Возраст согласия — 15 лет, независимо от гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Некоторые аспекты Уголовного кодекса могут повлиять на права ЛГБТ, живущих в Камбодже: в Камбодже незаконно заниматься проституцией или жить в одном доме с проститутками. Это становится проблемой, когда ЛГБТ живут на улицах и не имеют доступа к образованию. Статья 298 Уголовного кодекса запрещает домогательства к сексу в общественных местах, даже если сексуальные действия будут происходить наедине, и предусматривает штрафы.
Признание однополых отношений
[ редактировать ]Гражданский кодекс и Закон о браке и семье прямо запрещают однополые браки и не признают гражданские партнерства в Камбодже. Однако с 1990-х годов общественность стала более осведомлена об однополых парах.
С сентября 1993 года Конституция Камбоджи определяет брак как союз между одним мужчиной и одной женщиной. Положение Конституции, касающееся брака, было изменено в 2011 году, но по-прежнему определяет брак как отношения «одного мужа и одной жены». [5] Хотя случаи однополых браков по-прежнему могли совершаться в религиозных церемониях. В одном случае признания партнерства Хав Соха и Пум Эт поженились 12 марта 1995 года в деревне Кро Бао Ач Кок в провинции Кандал , откуда они родом. Соха сказал в интервью Phnom Penh Post : «Властям показалось это странным, но они согласились терпеть это, потому что у меня уже трое детей (от предыдущего брака). Они сказали, что если бы мы оба были одиноки (и бездетны), нам не разрешили бы пожениться, потому что мы не могли бы иметь детей». Таким образом, это был полностью признанный брак, с официальным одобрением, и никакой реакции на него особо не последовало. Это было популярное мероприятие: на церемонию и вечеринку пришло 250 человек, в том числе буддийские монахи и высокопоставленные чиновники из провинции. [6]
В феврале 2004 года вопрос прав ЛГБТ в Камбодже обсуждал тогдашний король Нородом Сианук . Король Сианук написал на своем сайте, что его впечатлили браки однополых партнеров в Сан-Франциско . [7] и что если его народ желает легализации однополых браков в Камбодже, он сделает это. Король Сианук также заявил, что, по его мнению, Бог рассматривает гомосексуалистов, а также трансвеститов как равных, потому что «[Бог любит] широкий спектр вкусов». Нынешний король Нородом Сиамони также поддерживает легализацию однополых браков.
В 2015 году официальный представитель Совета министров Фай Сифхан выразил поддержку однополым бракам в Камбодже, заявив, что действующий закон уже защищает ЛГБТ от дискриминации. Камбоджийский центр по правам человека оспорил это заявление и призвал правительство принять закон, обеспечивающий равенство ЛГБТ. [8]
Сообщество Rainbow в Кампучии ( кхмерский : សហគមន៍ឥន្ទធនូកម្ពុជា ; RoCK) с помощью местных властей создало официальную программу регистрации отношений, названную «Декларация семейных отношений». По мнению RoCK, «Декларация о семейных отношениях представляет собой гражданско-правовой договор между двумя людьми, которые готовы быть вместе и разделить ответственность, заботясь о семье, детях и распределяя совместное имущество, как это делают законные супруги». К маю 2018 года гражданско-правовой договор был введен в 50 коммунах в 15 провинциях , и 21 пара подписала его формы. [9] [10]
по легализации однополых браков В июле 2019 года правительство Камбоджи приняло рекомендации Исландии , Нидерландов и Канады страны в ходе третьего универсального периодического обзора , который проводится Комитетом ООН по правам человека (КПЧ ООН). [11]
Усыновление и воспитание детей
[ редактировать ]По закону в Камбодже усыновлять детей могут только супружеские пары. Однако местные власти, как правило, довольно мягки, и многие однополые пары смогли усыновить детей. [12]
ЛГБТ-лицам разрешено усыновление. [12]
Гендерная идентичность и самовыражение
[ редактировать ]Законодательство Камбоджи не допускает законной смены пола или хирургического вмешательства по смене пола . [13]
Защита от дискриминации
[ редактировать ]Конституция прямо не защищает ЛГБТ от дискриминации, но гарантирует равные права всем гражданам, независимо от пола или «иного статуса». Аналогичным образом, хотя дискриминация по признаку пола запрещена законами о гражданских правах, дискриминация по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности прямо не запрещена в таких сферах, как трудоустройство, образование, здравоохранение, жилье, банковское дело или общественные места. [4]
В 2007 году премьер-министр Камбоджи Хун Сен публично заявил, что отрекается от приемной дочери и лишает ее наследства, поскольку она лесбиянка и вышла замуж за другую женщину. [14] Однако в том же заявлении Хун Сен заявил, что не хочет, чтобы другие родители плохо обращались со своими детьми-геями.
В 2010 году Камбоджийский центр по правам человека (CCHR) учредил Проект по сексуальной ориентации и гендерной идентичности, чтобы дать ЛГБТ-людям по всей Камбодже возможность отстаивать свои права и повысить уважение к ЛГБТ-людям на всей территории Камбоджи. [15] [16] [17] В декабре 2010 года ГКПЧ опубликовала революционный доклад о положении ЛГБТ в Камбодже. [18]
В январе 2019 года Камбоджа получила рекомендации от Исландии , Мексики , Швеции и Уругвая объявить вне закона дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, а также создать образовательные программы и кампании для повышения осведомленности о ЛГБТ и дискриминации. Хотя Камбоджа прямо не подтвердила, примет ли она такое законодательство, она заявила, что «правительство ценит и уважает права ЛГБТ». [19]
СМИ
[ редактировать ]В 2015 году Министерство информации разослало письмо с просьбой к популярным средствам массовой информации Камбоджи прекратить издеваться над ЛГБТ-сообществом. В письме ссылается на Конституцию, согласно которой высмеивание ЛГБТ-сообщества лишает их «чести и прав ЛГБТ, которые также защищены законом штата, как и другие граждане». [20]
Школьная программа и половое воспитание
[ редактировать ]В июне 2017 года правительство Кхмера объявило о новых курсах жизненных навыков в области полового воспитания. Курсы охватывают такие темы, как сексуальное здоровье, гендерное насилие, гендерная идентичность и борьба с дискриминацией ЛГБТ. В 2018 году они стали частью учебной программы всех школ Камбоджи. [21] Ранее ЛГБТ-активисты вместе с Министерством образования активно обучали более 3000 учителей в 20 школах в девяти провинциях Камбоджи способам включения вопросов ЛГБТ в их классы.
Условия проживания
[ редактировать ]Хотя Камбоджа считается толерантной по отношению к ЛГБТ-сообществу, широко распространены сообщения о том, что дискриминация все еще присутствует. Опрос, проведенный в июле 2019 года организацией Rainbow Community Kampuchea под названием «Насилие в семье в отношении лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров (ЛБТ) в Камбодже», в котором была опрошена 61 женщина ЛБТ (23 лесбиянки, 4 бисексуальные женщины и 34 трансженщины), показал, что более более 80% респондентов подвергались эмоциональному и физическому насилию со стороны членов своей семьи, 35% задумывались о самоубийстве из-за неприятия семьи, а 10% подвергались сексуальному насилию или были принуждены к гетеросексуальному браку. [22] [23] [24]
Традиционные культурные нравы
[ редактировать ]Кхмерский язык признает мужской ( ប្រុស brŏs ) и женский ( ស្រី srei ) доминирующими родами, но также включает термин khteuy ( ខ្ទើយ ; эквивалент тайского kathoey , который происходит от кхмерского слова) для третьего пола, промежуточного между другими второе: оно описывает человека, который имеет внешние физические характеристики либо brŏs , либо srei , но ведет себя соответственно другому. Как и в Таиланде , термин «катой» теперь относится почти исключительно к физиологически мужской паре этого термина, то есть к физическим мужчинам, имеющим женскую идентичность, чаще всего выражающуюся в переодевании в другую одежду. [25]
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что люди различной сексуальной ориентации и гендерной идентичности были признанной частью общества более 700 лет назад. Согласно записям китайского дипломата по имени Чжоу Да-куан (также пишется Чжоу Дагуань ), посетившего в то время Королевство, в окрестностях Ангкор-Вата были мужчины, одетые как женщины, что указывает на преобладание гендерного несоответствия. в этот период. [26] [27]
Широкая категория хтеуи включает две отдельные подгруппы: «короткошерстные» и «длинноволосые». Коротковолосые ( សក់ខ្លី sák khlei ) — мужчины, которые одеваются и идентифицируют себя как мужчины, но занимаются сексом с «настоящими» мужчинами; они обычно женаты, и очень немногие из них занимаются сексом исключительно с мужчинами. Длинноволосые ( សក់វែង sák vêng , также называемые ស្រីស្រស់ srei srás , что означает «очаровательные девушки») идентифицируют себя и ведут себя как женщины и могут использовать гормоны и хирургическое вмешательство, чтобы изменить свой физический пол. Они называют себя ктеуй , но могут почувствовать себя оскорбленными, если посторонние будут использовать этот термин. [28]
«Настоящие мужчины» ( ប្រុសពិតប្រាកដ brŏs pĭt brakâd ), мужчины, которые идентифицируют себя, выглядят и ведут себя как brŏs , являются объектом желания как «длинных», так и «коротких волос». Все «настоящие мужчины» женаты или будут женаты; некоторые занимаются сексом только с женщинами, но у других есть целый ряд сексуальных партнеров.
Хтеуи сталкиваются с серьезными проблемами социального принятия (включая вопросы, связанные с браком и детьми) и насилием. Общая социальная среда по отношению к хтеуям толерантна, но к тем, кто нарушает гендерное поведение, тем не менее, относятся с презрением и подвергают дискриминации («настоящие мужчины» с важной работой, вступающие в однополые отношения, скрывают свой образ жизни). Некоторые «настоящие мужчины» имеют сильное предубеждение по отношению к «ненастоящим мужчинам» и могут напасть на них или изнасиловать их (бывший король Сианук однажды заметил, что «настоящие мужчины», а не меньшинства, являются источником насилия в обществе). [29]
Культурная толерантность к ЛГБТ еще не привела к развитию законодательства о правах ЛГБТ. Хотя культурные нравы и буддизм, как правило, создают определенную толерантность к ЛГБТ, притеснения и дискриминация все еще имеют место, а также существует сильное социальное давление с целью жениться на подходящем человеке противоположного пола и создать семью. [30]
ВИЧ/СПИД
[ редактировать ]В 2019 году Кео Реми, директор Комитета по правам человека Камбоджи, заявил, что наблюдается рост случаев ВИЧ- инфекции среди ЛГБТ-сообщества, особенно среди людей до 30 лет. [31]
ЛГБТ-туризм
[ редактировать ]Хотя это официально не спонсируется правительством, существует также активный бизнес для ЛГБТ-туристов, посещающих Камбоджу. [32]
В феврале 2011 года, после того как некоторые камбоджийские туристические компании запустили глобальную кампанию под названием « Обожайте Камбоджу!» Чтобы дать ЛГБТ-туристам знать, что их ждут в стране, Министерство туризма приветствовало эту инициативу. «У нас нет политики дискриминации по половому, национальному и религиозному признаку. Мы их действительно поддерживаем», — заявил Со Соквути из министерства. [33]
Ежегодные торжества гордости
[ редактировать ]Первое в Камбодже празднование ЛГБТ-прайда состоялось в 2003 году в столице Пномпене . Теперь это ежегодное мероприятие, которое «открыто прославляет разнообразие Камбоджи». Когда-то эта тема была табу, камбоджийцы все чаще принимают гомосексуальность. В 2006 году около 400 камбоджийцев приехали поддержать и отпраздновать прайд. [34] Первый прайд в Сиемреапе состоялся в 2018 году. [35]
Гей-Сити
[ редактировать ]В 2010 году сообщалось, что значительное количество представителей ЛГБТ из бедных слоев населения и рабочего класса переехали в Беунг Как 2. Международное общественное радио назвало этот город «первым гей-городом Камбоджи». [36]
Популярная культура
[ редактировать ]Толерантность к ЛГБТ проявляется как в традиционных культурных нравах, так и в современных популярных культурных нравах. Первый камбоджийский фильм, изображающий гомосексуальные отношения, дебютировал в начале 2009 года и стал блокбастером в стране; это называлось «Кто я?» . Его написал и поставил Фоан Фуонг Бофа, и он был показан по камбоджийской телевизионной сети (CTN), самой популярной телестанции страны, десятки раз. [37] В 2015 году в Камбодже появился первый ЛГБТ-журнал Q Cambodia. [38]
Общественное мнение
[ редактировать ]В 2015 году компания TNS Cambodia провела опрос, посвященный мнениям и отношению к ЛГБТ в Камбодже. Согласно опросу, 55% камбоджийцев высказались за однополые браки, 30% были против, а 15% были нейтральны. Кроме того, большинство камбоджийцев сообщили, что лично знали открыто ЛГБТ-человека. [39] Однако большинство камбоджийцев ЛГБТ заявили, что стали жертвами дискриминации, когда откровенничали со своими семьями и друзьями.
В интервью, проведенном в 2018 году, Ит Сованнарич, основатель La Chhouk Recycled & Creative Fashion, сказал: «Всего пять или 10 лет назад камбоджийцы считали ЛГБТ-сообщество социальным мусором… Люди считали их неестественными чужаками… Но теперь дискриминации меньше, поскольку мы видим больше освещения их возможностей на телевидении и в газетах». [40]
Отчеты о правах человека
[ редактировать ]Отчет Государственного департамента США за 2017 г.
[ редактировать ]В 2017 году Государственный департамент США сообщил о статусе прав ЛГБТ в Камбодже следующее:
- «Наиболее значимые проблемы с правами человека включали: внесудебные казни; по крайней мере одно исчезновение местными силами безопасности; продолжающееся жестокое обращение с заключенными в правительственных учреждениях; произвольные аресты со стороны правительства, включая несанкционированный арест лидера CNRP Кем Соха; ужесточение ограничений на свободы слова, собрания и ассоциации, в том числе в отношении свободы прессы и выражения мнений в Интернете, применения насилия и тюремного заключения – как фактического, так и угроз – для запугивания политической оппозиции и гражданского общества, а также для подавления инакомыслящих, насилия в отношении женщин и лесбиянок; геи, бисексуалы, трансгендеры и интерсексуалы; жестокое обращение с детьми и принудительный труд». [41]
- Акты насилия, дискриминации и других злоупотреблений на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности
«Ни один закон не криминализирует однополые сексуальные отношения по обоюдному согласию, а также не существовало официальной дискриминации в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ЛГБТИ), хотя некоторая социальная дискриминация и стереотипы сохранялись, особенно в сельской местности.
В целом ЛГБТИ имели ограниченные возможности трудоустройства из-за дискриминации и изоляции. ЛГБТИ часто подвергались преследованиям и издевательствам из-за своей внешности и работы в сфере развлечений и коммерческого секса. Сообщений о государственной дискриминации по признаку сексуальной ориентации при приеме на работу, гражданстве, доступе к образованию или здравоохранению не поступало. Однако население в целом обычно относилось к лицам, вступающим в однополые отношения по обоюдному согласию, со страхом и подозрением.
Местная организация по защите прав ЛГБТИ сообщила о более чем 100 случаях насилия или жестокого обращения в отношении ЛГБТИ, включая домашнее насилие со стороны членов семьи. Стигма или запугивание могли помешать дальнейшему сообщению об инцидентах». [41]
Сводная таблица
[ редактировать ]Однополые сексуальные отношения законны | (Всегда законно) |
Равный возраст согласия (15) | (Всегда равны) |
Антидискриминационные законы только в сфере трудоустройства | |
Антидискриминационные законы при предоставлении товаров и услуг | |
Антидискриминационные законы во всех других областях (включая косвенную дискриминацию, разжигание ненависти) | |
Однополые браки | / (Конституционный запрет с 1993 года; юридически признан один однополый брак) |
Распознавание однополых пар | / (Декларация о семейных отношениях) |
Усыновление приемного ребенка однополыми парами | / ( Запрещено де-юре , хотя известны случаи однополого усыновления) |
Совместное усыновление однополыми парами | / ( Запрещено де-юре , хотя известны случаи однополого усыновления) |
ЛГБТ разрешили открыто служить в армии | |
Право на изменение юридического пола | |
Доступ к ЭКО для лесбиянок | |
Коммерческое суррогатное материнство для пар геев | |
МСМ разрешили сдавать кровь |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Геи Камбоджи: вышли из тени?
- ^ Призыв к легализации однополых браков
- ^ Каково быть ЛГБТ в Камбодже?
- ^ Перейти обратно: а б «Уголовный кодекс Королевства Камбоджа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2019 года . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ «МСМ, ВИЧ и семейное право» . Архивировано из оригинала 17 августа 2011 года.
- ^ «Гей411» . Архивировано из оригинала 24 июля 2010 года . Проверено 1 марта 2008 г.
- ^ Глобал Гайз. Новости и отчеты о геях Камбоджи за 2005 г. Архивировано 8 марта 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 15 января 2006 г.
- ^ Камбоджа приветствует однополые браки, заявил представитель правительства [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Однополые пары женятся в Камбодже на потрясающей публичной церемонии. Архивировано 31 июля 2019 г. в Wayback Machine , Gay Star News , 24 мая 2018 г.
- ^ «Радужное сообщество Кампучии: что мы делаем?» . Архивировано из оригинала 30 мая 2018 года . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ «41-я сессия Совета по правам человека; пункт 6. Итоги универсального периодического обзора («УПО») Камбоджа – права на сексуальную ориентацию, гендерную идентичность и ее самовыражение, а также права на сексуальные характеристики, а также сексуальное и репродуктивное здоровье и права. Заявление: Международной ассоциации лесбиянок и геев» ( PDF) . ИЛЬГА . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Несмотря на юридические препятствия, ЛГБТ-пары Камбоджи усыновляют детей и меняют свое мнение
- ^ «Королевство еще не готово к законам о ЛГБТ: Хун Сен» . Кхмер Таймс . 21 февраля 2019 г.
- ^ «Премьер-министр Камбоджи разрывает связи с дочерью-геем» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2011 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Проект СОГИ , веб-сайт ГКПЧ.
- ^ «Нелегко находиться в Королевстве» [ постоянная мертвая ссылка ] , Phnom Penh Post , 10 мая 2010 г. «Информации вообще не так много... Я не думаю, что кто-то действительно знает, какова общая повседневная ситуация в гей-сообществе в Камбодже, и я думаю, это потому, что они Я боялся высказаться», – Руперт Эбботт.
- ^ «Права человека для каждого» , заявление для прессы, ГКПЧ и др., 16 мая 2010 г.
- ↑ «Выход в Королевство» , ГКПЧ, 9 декабря 2010 г.
- ^ (на кхмерском языке) УПО: Камбоджа подтверждает свою позицию в отношении уважения прав ЛГБТ, хотя закон это не признает.
- ^ Министерство: Хватит издеваться над ЛГБТ-сообществом
- ^ Уроки ЛГБТ: Камбоджа вводит права геев в класс
- ^ Пауэр, Шеннон (18 июля 2019 г.). «Более 80% лесбиянок, би и трансгендеров сталкиваются с насилием в Камбодже» . Новости гей-звезд . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ «Более 80 процентов ЛБТ сталкиваются с насилием в семье» . Кхмер Таймс . 19 июля 2019 г.
- ^ Уэйкфилд, Лили (20 июля 2019 г.). «8 из 10 камбоджийских квир-женщин и транс-мужчин подвергаются эмоциональному насилию со стороны семьи» . Розовые новости .
- ^ Бабара Земля, Разнообразие гендеров и сексуальных ориентаций в Камбодже , стр.61
- ^ ЛГБТ В АЗИИ: ОТЧЕТ ПО СТРАНЕ КАМБОДЖИ (PDF) , стр. 16
- ^ Кем Вичет (14 октября 2022 г.). «Распространенные заблуждения и совпадение настроений против гендерных прав и прав геев в Камбодже» .
- ^ Бабара Земля, Разнообразие полов и сексуальных ориентаций в Камбодже , стр. 63–65.
- ^ Бабара Земля, Разнообразие полов и сексуальных ориентаций в Камбодже , стр.65
- ^ В Камбодже некоторые семьи все еще пытаются «вылечить» сыновей и дочерей ЛГБТ.
- ^ «Президент Камбоджи дает новаторское обещание ЛГБТ-сообществу, а также лечению и профилактике ВИЧ» . Новости геев Towleroad . 3 января 2019 года . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ Советы для путешественников-геев и лесбиянок.
- ^ Открытие для геев-туристов
- ^ «Парад камбоджийских гомосексуалистов в знак гей-прайда» . Архивировано из оригинала 5 мая 2008 года.
- ^ «Выходные LGBTQ+ Pride в Сиемреапе 2019» . Переехать в Камбоджу . 1 мая 2019 года.
- ^ Первый гей-город Камбоджи
- ^ Кто я? выносит проблемы однополых отношений в открытые СМИ CAAi News
- ^ В Камбодже выходит первый журнал ЛГБТ | Адвокат.com
- ^ Отчет исследования TNS об отношении и поведении по отношению к ЛГБТ-населению в Камбодже.
- ^ Фонд Thomson Reuters. «Пластик? Фантастика!: Камбоджийские модельеры ЛГБТ находят красоту в мусоре» . news.trust.org . Проверено 14 мая 2019 г.
{{cite web}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б КАМБОДЖА 2017 ОТЧЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Официальный сайт Камбоджийского портала по правам человека (Сити)» .
- «Официальный сайт Камбоджийского центра по правам человека (CCHR)» .
- «Путеводитель по Камбодже для геев» . Камбоджа-gay.com .
- Велборн, Алиса; Хоар, Джоанна (2008). ВИЧ и СПИД . Оксфам. п. 62. ИСБН 9780855986032 .