Ранняя история Камбоджи

История Камбоджи |
---|
![]() |
Ранняя история |
Пост-Ангкорский период |
Колониальный период |
Независимость и конфликт |
Мирный процесс |
Современная Камбоджа |
По теме |
![]() |
Ранняя история Камбоджи следует за доисторическим и протоисторическим развитием Камбоджи как страны в материковой части Юго-Восточной Азии . Благодаря археологическим работам, проводимым с 2009 года, это теперь можно проследить до периода неолита . Поскольку места раскопок стали более многочисленными и применяются современные методы датирования, следы поселений всех этапов человеческого гражданского развития от неолитических групп охотников-собирателей до организованных дописьменных обществ. в регионе документируются [1] [2] [3] [4]
Исторические записи о политической структуре на территории, которая сейчас является современной Камбоджей, впервые появляются в китайских анналах в связи с Фунаном , государством, которое охватывало самую южную часть Индокитая в период с I по VI века. С центром в нижнем течении Меконга. [5] Фунан известен как старейшая региональная индуистская культура, которая предполагает длительное социально-экономическое взаимодействие с морскими торговыми партнерами Индосферы на западе. [6] К VI веку цивилизация, названная в китайских анналах Ченла или Чженла, прочно заменила Фунан, поскольку она контролировала более крупные и холмистые территории Индокитая и сохраняла не просто единый центр власти. [7] [8]
Кхмерская империя была основана в начале 9 века в ходе мифической церемонии посвящения и освящения, призванной заявить о своей политической легитимности, основателем Джаяварманом II на горе Кулен (гора Махендра) в 802 году нашей эры. [9] Чередование могущественных правителей, продолжающих индуистскую традицию Девараджи культовую , правила классической эпохой кхмерской цивилизации до 11 века. Новая династия провинциального происхождения представила буддизм как изменения религиозного, династического, административного и военного характера, экологические проблемы и экологический дисбаланс. [10] совпадают со сменой власти в Индокитае. [11] [12] [13] [14]
Королевская хронология заканчивается в 14 веке. Выдающиеся достижения в управлении , а также достижения в сельском хозяйстве , архитектуре , гидрологии , логистике , городском планировании и искусстве являются свидетельством творческой и прогрессивной цивилизации, которая по своей сложности является краеугольным камнем культурного наследия Юго-Восточной Азии. [15]
Доисторическая Камбоджа
[ редактировать ]В 1963 году Э. Саурин и Дж. П. Карбоннель определили то, что, по их мнению, было каменными орудиями, датируемыми примерно 600 000 лет назад, в Сре Сбове в провинции Кратье; В 2009 году повторное исследование этого места показало, что артефакты являются результатом доисторического речного движения и не указывают на раннюю каменную технологию . [16]
Самые ранние следы присутствия человека в Камбодже были обнаружены в Лаанг Спеан пещере в провинции Баттамбанг . Начавшиеся в 2009 году археологические исследования Франко-Камбоджийской доисторической миссии зафиксировали неполную культурную последовательность от около 70 000 лет назад до неолита с явными свидетельствами культурного присутствия Хоабинья . [17] Не менее важным является место Самронг Сен в провинции Кампонгчнанг , которое было оккупировано примерно с 1500 г. до н.э., и относительно недавнее место Пхум Снай . [1] [2] [18]
Недавние археологические находки (с 2012 года) указывают на то, что части региона, который сейчас называется Камбоджей, были заселены во втором и первом тысячелетиях до нашей эры неолитической культурой охотников и собирателей , которая, возможно, мигрировала из юго-восточного Китая на Индокитайский полуостров , ответственная за строительство круговых сооружений. земляные работы . [19] Период железного века жители создали сложные, организованные общества и разнообразную религиозную космологию, , начавшийся примерно с 500 г. до н. э., к I веку н. э. а также занимались морской торговлей, что привело к социально-политическому взаимодействию с Индосферой . [5] Эти коренные жители говорили на передовых австроазиатских языках и участвовали в обмене современными технологиями. [20] [21]
Мифология
[ редактировать ]Легенда об основании кхмерского народа сосредоточена вокруг индийского брахмана или принца по имени Преа Таонг на кхмерском языке, Каундинья на санскрите и Хун-тьен в китайских записях, который женится на дочери местного правителя, принцессе нагов по имени Наги Сома (Льеу-Йе на китайском языке). записи), тем самым основав первую камбоджийскую королевскую династию . [22] Однажды принцесса увидела брахмана на лодке и пошла поговорить с ним, но была ранена одной из его волшебных стрел, из-за чего она влюбилась в него. Ее отец выпил всю воду, которая затопила эту землю, и отдал им новую землю в качестве приданого . [23]
Наги . — паназиатская мифическая раса рептильных существ, которые, как полагали в Камбодже, владели большой империей или королевством в регионе Тихого океана Камбоджийцы и сегодня еще говорят, что они «Рожденные от нагов». См.: Мудрец Камбу Сваямбхува .
Фунан
[ редактировать ]Примерно в то время, когда Западная Европа впитывала классическую культуру и институты Средиземноморья, народы материковой и островной Юго-Восточной Азии реагировали на стимулы цивилизации, возникшей в Индии в предыдущем тысячелетии. Индианизация Юго-Восточной Азии произошла в результате растущей торговли в Индийском океане . Ведическая и индуистская религия, политическая мысль, литература, мифология и художественные мотивы постепенно стали неотъемлемыми элементами местных культур Юго-Восточной Азии. [6] Кастовая система так и не была принята, но индианизация стимулировала возникновение высокоорганизованных, централизованных государств.
Фунан , самый ранний из индейских штатов, обычно считается первым королевством в этом районе. Основанный в I веке нашей эры, Фунан располагался в нижнем течении дельты реки Меконг, на территории нынешней юго-восточной Камбоджи и крайнего юга Вьетнама. Ее столица Вьядхапура, вероятно, располагалась недалеко от современного города Ба Пном в провинции Прейвэнг . Самым ранним историческим упоминанием о Фунане является китайское описание миссии, посетившей страну в III веке. Считается, что название Фунан произошло от древнекхмерского слова «Пном», означающего гору. Фунанцы, вероятно, имели австроазиатское происхождение. Однако неизвестно, как называли себя фунанцы.
В этот ранний период истории Фунана население, вероятно, было сконцентрировано в деревнях вдоль рек Меконг и вдоль реки Тонлесап ниже Тонлесапа . Движение транспорта и связь осуществлялись в основном водным транспортом по рекам и их притокам в дельтах. Этот район был естественным регионом для развития экономики, основанной на рыболовстве и выращивании риса. Существуют убедительные доказательства того, что экономика Фунана зависела от излишков риса, производимых обширной внутренней ирригационной системой. Морская торговля сыграла чрезвычайно важную роль в развитии Фунана, и руины того, что, как полагают, было главным портом королевства, Ок Эо (О'кео) (ныне часть Вьетнама), содержат римские, а также персидские , индийские и греческие артефакты.
К V веку государство осуществляло контроль над районом нижнего течения реки Меконг и землями вокруг Тонлесапа. Он также взимал дань с более мелких государств на территории, которая сейчас включает северную Камбоджу, южный Лаос , южный Таиланд и северную часть Малайского полуострова . Индианизации способствовало расширение контактов с субконтинентом посредством путешествий торговцев, дипломатов и ученых брахманов . К концу V века элитная культура была полностью индианизирована. Судебная церемония и структура политических институтов были основаны на индийских моделях. санскрит ; Широко использовался были приняты законы Ману — индийский свод законов; и был введен алфавит, основанный на индийских системах письма.
Начиная с начала VI века, гражданские войны и династические распри подорвали стабильность Фунана. Бывший северный вассал, обратившийся в независимое королевство, Ченла , начал наращивать свою мощь, и статус-кво достигался только посредством династических браков. В конце концов Фунан был поглощен кхмерами Ченлой и сам стал вассалом. Фунан исчезает из истории в VII веке.
Ченла
[ редактировать ]
Жители Ченлы, вероятно, были кхмерами . Надписи доказывают, что кхмерское письмо , заимствованное из южноиндийского письма Паллава , полностью развилось и использовалось наряду с санскритом . Ченла впервые упоминается в истории китайской династии Суй как вассал Фунань. Основателем королевства, которому удалось вырваться из-под контроля Фунана, был Струтаварман. Более поздний король Бхаварман вторгся в Фунан, присоединив его к владениям Ченлы. Как только они установили контроль над Фунаном, они начали курс завоеваний, который продолжался три столетия. Они подчинили себе центральный и верхний Лаос, аннексировали часть дельты Меконга и взяли под свой прямой контроль территории, которые сейчас являются западной Камбоджей и южным Таиландом.
В то же время король Махендраварман посредством брачных соглашений установил мир с соседним королевством Чампа , а сменивший его в 616 г. Иснаварман переселился в новую столицу, в которой, по словам китайского писателя, проживало 20 тысяч семей. В культурном отношении королевские семьи Ченлы в целом сохранили более ранние политические, социальные и религиозные институты Фунана, тем самым сохранив элементы, привнесенные из Индии. Ченла, похоже, отдавал предпочтение индуизму другим религиям, пришедшим оттуда, например буддизму.
Однако в VIII веке фракционные споры при дворе Ченлы привели к разделению королевства на соперничающие северную и южную половины. Согласно китайским хроникам, эти две части были известны как Земля Ченла (или Верхняя Ченла) и Водная Ченла (или Нижняя Ченла). Земля Ченла сохраняла относительно стабильное существование, но Вода Ченла переживала период постоянной турбулентности, отчасти из-за нападений с моря яванцев и других людей. Династия Сайлендра на Яве активно пыталась установить контроль над территориями Уотер Ченла и в конечном итоге принудила королевство к статусу вассала.
Последний из королей Водной Ченлы предположительно был убит около 790 года яванским монархом, которого он оскорбил. Окончательным победителем в последовавшей за этим борьбе стал правитель небольшого кхмерского государства, расположенного к северу от дельты Меконга. Его вступление на престол в качестве Джаявармана II (ок. 802–850) ознаменовало освобождение кхмерского народа от яванского сюзеренитета и начало образования кхмерской империи.
Кхмерская империя
[ редактировать ]
Классический период, или Кхмерская империя, длился с начала 9 века до начала 15 века. Технический и художественный прогресс, величайшие культурные достижения, политическая целостность и административная стабильность ознаменовали золотой век кхмерской цивилизации. Руины великих храмовых комплексов, окруженных сложной гидравлической сетью, — столица Ангкор , расположенная к северу от озера Тонлесап недалеко от современного города Сием Рип , являются непреходящим памятником свершениям Джаявармана II и его преемников. [24]
Джаяварман II поселился к северу от Тонлесапа и основал Харихаралайю , в современном Ролуосе. [25] Индраварман I (877–889) распространил контроль кхмеров на запад до плато Корат в Таиланде и приказал построить огромное водохранилище к северу от столицы для обеспечения орошения выращивания влажного риса. Его сын Ясоварман I (889 – 900) построил Восточный Барай (водохранилище или резервуар), свидетельства о котором сохранились до настоящего времени. Его дамбы, которые можно увидеть сегодня, имеют длину более 6 километров и ширину 1,6 километра. [26]
Сложная система каналов и водоемов, построенная при Индравармане I и его преемниках, была ключом к процветанию Камбуджи на полтысячелетия. Освободив земледельцев от зависимости от ненадежных сезонных муссонов, они сделали возможной раннюю «зеленую революцию», которая обеспечила страну большими излишками риса. Упадок империи в XIII и XIV веках, вероятно, был ускорен ухудшением ирригационной системы. Нападения тайцев и других иностранных народов, а также внутренние разногласия, вызванные династическим соперничеством, отвлекли человеческие ресурсы от поддержания системы, и она постепенно пришла в упадок. [27]
Сурьяварман II (1113–1150), один из величайших ангкорских монархов, расширил территорию своего королевства в серии успешных войн против королевства Чампа в центральном Вьетнаме и небольших государств Мон на западе до реки Иравади в Бирме. Он превратил в вассальную зависимость тайские народы, мигрировавшие в Юго-Восточную Азию из региона Юньнань на юге Китая, и установил свой сюзеренитет над северной частью Малайского полуострова. Его величайшим достижением стало строительство храмового городского комплекса Ангкор-Ват. Крупнейшее религиозное сооружение в мире, Ангкор-Ват считается величайшим архитектурным произведением Юго-Восточной Азии.
Территориальная экспансия остановилась, когда Сурьяварман II был убит в бою при попытке вторгнуться в Чи Вьет . При поддержке Чи Вьет чамы быстро вытеснили кхмерское присутствие с территории Чампа . За правлением Сурьявармана II последовали тридцать лет династических потрясений и вторжение в отместку соседнего чама, разрушившего город Ангкор в 1177 году.
Чамы в конечном итоге были изгнаны Джаяварманом VII , правление которого (1181 - ок. 1218) ознаменовало апогей могущества Камбуджи. В отличие от своих предшественников, принявших поклонение индуистскому богу-королю, Джаяварман VII был пылким покровителем буддизма Махаяны. Назвав себя бодхисаттвой , он приступил к безумной строительной деятельности, которая включала комплекс Ангкор Том и Байон , замечательный храм, каменные башни которого изображают 216 ликов будд, богов и королей.
Он также построил более 200 домов отдыха и больниц по всему своему королевству. Как и римские императоры, он поддерживал систему дорог между своей столицей и провинциальными городами. По словам историка Жоржа Кудеса , «ни один другой камбоджийский король не может утверждать, что передвинул столько камней». Часто качество страдало ради размера и скорости строительства, как это видно на примере интригующего, но плохо построенного Байона.
Резные изображения показывают, что повседневные ангкорские постройки представляли собой деревянные конструкции, мало чем отличающиеся от тех, которые можно найти сегодня в Камбодже. Впечатляющие каменные здания не использовались членами королевской семьи в качестве резиденций. Скорее, они были центром индуистских или буддийских верований, прославлявших божественность или состояние будды монарха и его семьи. Коэдес предполагает, что они выполняли двойную функцию храма и гробницы. Обычно их размеры отражали структуру индуистской мифологической вселенной.
Например, пять башен в центре комплекса Ангкор-Ват представляют собой вершины горы Меру , центра Вселенной; внешняя стена представляет собой горы, окружающие край света; а ров изображает космический океан. Как и многие другие древние сооружения, памятники Ангкорского региона вобрали в себя огромные запасы ресурсов и человеческого труда, и их назначение остается окутанным тайной.
Ангкорское общество было строго иерархическим. Король, которого считали божеством, владел как землей, так и своими подданными. Непосредственно под монархом и королевской семьей находилось жречество брахманов и небольшой класс чиновников, насчитывавший в 10 веке около 4000 человек. Следующими были простолюдины, на которых возлагались тяжелые барщинные (принудительные) повинности. Существовал также большой класс рабов, строивших долговечные памятники.
После смерти Джаявармана VII Камбуджа вступила в длительный период упадка, который привел к ее окончательному распаду. Тайцы представляли собой растущую угрозу на западных границах империи. Распространение буддизма Тхеравады , пришедшего в Камбуджу из Шри-Ланки через королевства Мон, бросило вызов королевскому индуизму и буддизму Махаяны . Проповедуя аскетизм и спасение человека собственными усилиями, буддизм Тхеравады не оказал доктринальной поддержки обществу, управляемому богатым королевским истеблишментом, поддерживаемым за счет фактического рабства масс.
В 1353 году тайская армия захватила Ангкор. Он был отбит кхмерами, но войны продолжались, а столица несколько раз была разграблена. В тот же период кхмерская территория к северу от нынешней границы с Лаосом была отдана лаосскому королевству Лан Ксанг . В 1431 году тайцы захватили Ангкор Том. После этого регион Ангкор больше не включал в себя королевскую столицу, за исключением короткого периода в третьей четверти 16 века. [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чендлер, Дэвид (июль 2009 г.). «История Камбоджи: в поисках истины» . Наблюдатель Трибунала Камбоджи . Юридический факультет Северо-Западного университета, Центр международных прав человека и Центр документации Камбоджи . Проверено 25 ноября 2015 г.
У нас есть свидетельства того, что пещерные жители на северо-западе Камбоджи жили еще в 5000 году до нашей эры.
- ^ Перейти обратно: а б Мурер, Сесиль; Мурер, Роланд (июль 1970 г.). «Доисторическая промышленность Лаанг Спина, провинция Баттамбанг, Камбоджа». Археология и физическая антропология в Океании . 5 (2): 128–146. JSTOR 40386114 .
- ^ Шлизингер, Иоахим (11 января 2015 г.). Этнические группы Камбоджи. Том 1: Введение и обзор. Иоахим Шлизингер . КнигиМанго. ISBN 9781633232327 . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Дэвид Чендлер, История Камбоджи (Издательство Westview: Boulder Colorado, 2008), с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Старк, Мириам Т. (2006). «Тенденции доангкорских поселений в дельте Меконга в Камбодже и археологический проект Нижнего Меконга» (PDF) . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 26 : 98–109. doi : 10.7152/bippa.v26i0.11998 (неактивен 20 февраля 2024 г.). hdl : 10524/1535 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 5 июля 2015 г.
Дельта Меконга играла центральную роль в развитии первых сложных государств Камбоджи примерно с 500 г. до н.э. по 600 г. н.э.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Старк, Мириам Т.; Гриффин, П. Бион; Фёрн, Чуч; Леджервуд, Джуди; и др. (1999). «Результаты полевых археологических исследований 1995–1996 годов в Ангкор-Борее, Камбоджа» (PDF) . Азиатские перспективы . 38 (1): 7–36. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 5 июля 2015 г.
развитие морской торговли и влияние индуизма стимулировали раннее формирование государств в государствах вдоль побережий материковой Юго-Восточной Азии, где пассивное коренное население приняло идеи государственного управления и идеологии, привнесенные извне...
- ^ « Что и где была Ченла?», Recherches nouvelles sur le Cambodge» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ «Соображения о хронологии и истории Камбоджи 9-го века доктора Карла-Хайнца Гольцио, эпиграфиста - ...царства, называемого китайцами Чжэнла. Их содержание неоднородно, но не противоречит друг другу» (PDF) . Кхмерские исследования. Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2015 года . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ Уолтерс, Огайо (1973). «Военная мощь Джаявармана II: Территориальный фонд Империи Ангкор». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 105 (1): 21–30. дои : 10.1017/S0035869X00130400 . JSTOR 25203407 . S2CID 161969465 .
- ^ «Ученые копают и летают над Ангкором в поисках ответа на вопрос Миранды Лейцингер о падении золотого города» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . 13 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ «Возникновение и окончательный упадок Кхмерской империи. Многие учёные связывают остановку развития Ангкора с возвышением Тхеравады…» (PDF) . Исследования Азии . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Что стало причиной конца Кхмерской империи К. Криса Херста» . О ком. Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «ЗАКАЗ АНГКОРА» . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Возникновение и окончательный упадок Кхмерской империи происходили параллельно с развитием и последующими изменениями религиозной идеологии, а также инфраструктуры, поддерживающей сельское хозяйство» (PDF) . Исследования Азии . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Кхмерская империя» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «Реинтерпретация археологической галечной культуры из долины реки Средний Меконг, Камбоджа» . Геоархеология. 17 декабря 2009 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Форестье, Юбер; Софади, Хэн; Пуо, Саймон; Селиберти, Винченцо; Фрер, Стефан; Зейтун, Валери; Мурер-Шовире, Сесиль; Мурер, Роланд; Чем, Хэн; Бийо, Лоуренс (2015). «Хоабиньян из пещеры Лаанг Спин в его стратиграфическом, хронологическом, типотехнологическом и экологическом контексте (Камбоджа, провинция Баттамбанг)». Журнал археологической науки: отчеты . 3 : 194–206. Бибкод : 2015JArSR...3..194F . дои : 10.1016/j.jasrep.2015.06.008 .
- ^ «Доисторическая культура Камбоджи и ее связь с Южным Китаем» . Хранитель . 16 мая 2007 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Объекты происхождения человека и Конвенция всемирного наследия в Азии. Случай с пещерой Пном Тик Треанг и Лаанг Спин, Камбоджа: потенциал для номинации объекта всемирного наследия; значение этого объекта для эволюции человека в Азии и необходимость международного сотрудничества». " (PDF) . Всемирное наследие . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ Картер, Элисон Кира (2011). «Сети торговли и обмена в Камбодже железного века: предварительные результаты анализа состава стеклянных бус. Бусы из стекла и камня, найденные на стоянках периода железного века (500 г. до н.э. – 500 г. н. э.) в Юго-Восточной Азии, являются одними из первых признаков устойчивой торговли. и социально-политические контакты с Южной Азией...» Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 30 . doi : 10.7152/bippa.v30i0.9966 (неактивен 20 февраля 2024 г.) . Проверено 7 июля 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ «Искусство и археология Фу-Нана» (PDF) . Кафедра антропологии Колледжа социальных наук Гавайского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «9 текстуализированных мест, доангкорские кхмеры и историзированная археология Мириам Т. Старк - Происхождение Камбоджи и история Кхок Тлок» (PDF) . Гавайский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ «Камбоджа» .
- ^ Дюмарсе, Жак; Ройер, Паскаль (2001). Камбоджийская архитектура: с восьмого по тринадцатый века Жак Дюмарсе, Паскаль Ройер . БРИЛЛ. ISBN 978-9004113466 . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Сенгупта, Арпута Рани (ред.) (2005). Бог и царь: культ Девараджи в искусстве и архитектуре Южной Азии . Национальный музейный институт. ISBN 978-8189233266 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Данстон, Лара (28 июня 2013 г.). «Огромный затерянный город Камбоджи: обнаружен величайший в мире доиндустриальный объект» . Хранитель . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Данстон, Лара (28 июня 2013 г.). «Огромный затерянный город Камбоджи: обнаружен величайший в мире доиндустриальный объект» . Хранитель . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Раннеиндийское королевство Фунан» . Библиотека Конгресса США . Проверено 31 декабря 2015 г.