Фунан
Фунан | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
68 г. н. э. – 550 г. | |||||||
Капитал | Вьядхапура | ||||||
Общие языки |
| ||||||
Религия | Индуизм , Буддизм | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Историческая эпоха | Классическая эпоха | ||||||
• Учредил | 68 г. н.э. | ||||||
• Упразднено | 550 | ||||||
Валюта | Родные монеты | ||||||
| |||||||
Сегодня часть |
История Камбоджи |
---|
Ранняя история |
Пост-Ангкорский период |
Колониальный период |
Независимость и конфликт |
Мирный процесс |
Современная Камбоджа |
По теме |
Портал Камбоджи |
Фунан ( китайский : 扶南 ; пиньинь : Fúnán ; кхмерский : ហ្វុ ន ន , латинизированный : Hvunân , Кхмерское произношение: [fuːnɑːn] ; Вьетнамский : Phù Nam , Chữ Hán : 夫南 ) — название, данное китайскими картографами , географами и писателями древнему индианизированному государству — или, скорее, рыхлой сети государств ( Мандала ). [1] [2] — расположен на материковой части Юго-Восточной Азии, охватывая части современной Камбоджи, Таиланда и Вьетнама, существовавшие с первого по шестой век нашей эры. Это имя встречается в китайских исторических текстах, описывающих королевство, а наиболее подробные описания в основном основаны на отчете двух китайских дипломатов, Кан Тай и Чжу Ин, представлявших восточную династию У , которые жили в Фунани в середине III века н.э. . [3] : 24
Фунан известен на древних языках региона как Суварнабхуми ( санскрит ), что означает «земля золота», и китайский : 扶南 ; Пиньинь : Фунан . Однако имя Фунан не встречается ни в каких текстах местного происхождения того периода, и неизвестно, какое название дали своему государству жители Фунана. Некоторые ученые утверждали, что древние китайские ученые нашли записи Юань Шу , исторические записи династии Юань. «Сием Кок и Ло Ху Кок, бывшие королевства Фунан, располагались к западу от Линьи Кока (Королевство Чампа в центральном Вьетнаме). Морское расстояние было от столицы Линьи Кока до столицы Фунан Кок. Они разделены примерно на 3000 ли».
Как и само название королевства, этнолингвистическая природа народа является предметом многочисленных дискуссий среди специалистов. Ведущие гипотезы заключаются в том, что фунанцы были в основном мон-кхмерами , или что они были в основном австронезийцами , или что они составляли многоэтническое общество. Имеющиеся доказательства по этому вопросу неубедительны. Майкл Викери сказал, что, хотя идентификация языка Фунана невозможна, данные свидетельствуют о том, что население было кхмерским. [4] Однако несколько исследований показывают, что жители Фунана, вероятно, говорили на малайско-полинезийских языках , как и в соседнем Чампе . [5] [6] Результаты археологии в Ок-Эо продемонстрировали «отсутствие истинного разрыва между Ок-Эо и доангкорским уровнем», что указывает на древнее доминирование мон-кхмеров на территории, находящейся под контролем Фунана. [7]
Основываясь на свидетельствах китайских историков, считается, что государство Фунан было основано в I веке нашей эры в дельте Меконга , но археологические исследования показали, что обширные человеческие поселения в этом регионе, возможно, возникли еще в IV веке. до нашей эры. Хотя китайские авторы считают Фунань единым государством, некоторые современные ученые подозревают, что Фунань мог представлять собой совокупность городов-государств, которые иногда находились в состоянии войны друг с другом, а иногда составляли политическое единство. [8] Из археологических свидетельств, включающих римские , китайские и индийские товары, раскопанные в древнем торговом центре Ок Эо на юге Вьетнама, известно, что Фунан, должно быть, был могущественным торговым государством. [9] Раскопки в Ангкор-Борее на юге Камбоджи также предоставили доказательства существования важного поселения. Поскольку Ок Эо был связан с портом на побережье и с Ангкор-Бореем системой каналов, вполне возможно, что все эти места вместе составляли центральную часть Фунана.
Этимология
[ редактировать ]Некоторые ученые выдвинули спекулятивные предположения относительно происхождения и значения слова Фунан . Часто говорят, что имя Фунан ( среднекитайское произношение 扶南 : /bju nậm/, позднеханьское произношение: /buɑ nəm/ [10] ) представляет собой транскрипцию с какого-либо местного языка на китайский. Например, французский ученый Жорж Коэдес выдвинул теорию о том, что, используя слово Фунан , древние китайские ученые транскрибировали слово, родственное кхмерскому слову bnaṃ или vnaṃ (современное: phnoṃ , что означает «гора»). [11]
Однако эпиграфист Клод Жак отметил, что это объяснение основано на неправильном переводе санскритского слова parvatabùpála в древних надписях как эквивалентного кхмерскому слову bnaṃ и неправильной идентификации упомянутого в них короля Бхававармана как завоевателя Фунана. . [12] Также было замечено, что в китайском иероглиф 南 ( пиньинь : нан , вьетнамский : нам ) часто используется в географических терминах для обозначения «Юг»; Китайские ученые использовали его в этом смысле, называя другие места или регионы Юго-Восточной Азии, такие как Аннам . [13]
Таким образом, Фунан может быть исконно китайским словом, а может вообще не быть транскрипцией. Жак предложил отказаться от использования названия Фунан в пользу таких названий, как Бхавапура , Аниндитапура , Шрестхапура и Вьядхапура , которые, как известно из надписей, использовались в то время для городов региона, в отличие от Фунан или Женла , неизвестные в старокхмерском языке. [13]
Источники
[ редактировать ]Первым современным ученым, реконструировавшим историю древнего государства Фунан, был Поль Пеллио , который в своей новаторской статье «Ле Фу-нан» 1903 года опирался исключительно на китайские исторические записи, чтобы изложить последовательность задокументированных событий, связывающих основание. Фунан примерно в I веке н.э., а его упадок произошел в результате завоевания в VI-VII веках. Ученые, критикующие китайские источники Пеллио, выразили скептицизм относительно его выводов. [14]
Китайские записи, датируемые III веком нашей эры, начиная с « Сангуо чжи» ( 三國志 , «Записи трех королевств »), завершенного в 289 году нашей эры Чэнь Шоу ( 陳壽 ; 233–297), фиксируют прибытие двух фунанских посольств ко двору Лю Дай ( 呂待 ), губернатор южно-китайского королевства У ( 吳 ): первое посольство прибыло между 225 и 230 годами нашей эры, второе - в 243 году. [15] Более поздние источники, такие как Лян Шу ( 梁書 , Книга Ляна ) Яо Ча ( 姚察 ; 533–606) и Яо Силиана ( 姚思廉 , ум. 637), завершенные в 636 году, обсуждают миссию китайцев III века. посланники Кан Тай ( 康泰 ) и Чжу Ин ( 朱應 ) из Королевства У в Фунань. Сочинения этих посланников, хотя и не сохранившиеся в своем первоначальном состоянии, были взяты из отрывков и как таковые сохранились в более поздних династических историях и составляют основу для большей части того, что мы знаем о Фунане.
Со времени публикации статьи Пеллио археологические раскопки во Вьетнаме и Камбодже, особенно раскопки мест, связанных с культурой Ок Эо , подтвердили и дополнили его вывод.
История
[ редактировать ]Истоки Фунана
[ редактировать ]Китайские источники связывают местную легенду, подтверждающую происхождение Фунана, о том, что иностранец по имени «Хунтян (混填)» [пиньинь: Hùntián] основал Королевство Фунан примерно в I веке нашей эры в дельте Меконга на юге Вьетнама. Археологические данные показывают, что обширные поселения людей в этом регионе могут возникать еще в IV веке до нашей эры. Хотя китайские историки рассматривают Фунань как единую империю, по мнению некоторых современных ученых, Фунань мог представлять собой совокупность городов-государств, которые иногда воевали друг с другом, а иногда составляли политическое единство. [8]
Этническое и языковое происхождение народа Фунан, следовательно, стало предметом научных дискуссий, и на основе имеющихся доказательств невозможно сделать однозначные выводы. Фунанцы могли быть чамами или представителями другой австронезийской группы, или они могли быть кхмерами или представителями другой австроазиатской группы. Вполне возможно, что они являются предками тех коренных жителей, населяющих сегодня южную часть Вьетнама, которые называют себя «кхмерами» или «кхмерами-кромами». Кхмерский термин «кром» означает «ниже» или «нижняя часть» и используется для обозначения территории, которая позже была колонизирована вьетнамскими иммигрантами и включена в состав современного государства Вьетнам. [16] Хотя убедительного исследования, позволяющего определить, были ли этнолингвистические компоненты Фунана австронезийскими или австроазиатскими, не существует, среди ученых существуют споры. По мнению большинства вьетнамских ученых, например, Мак Дуонга, он утверждает, что «основное население Фунана определенно составляли австронезийцы, а не кхмеры»; падение Фунана и возвышение Женлы с севера в VI веке указывают на «приход кхмеров в дельту Меконга». Этот тезис получил поддержку со стороны DGE Hall . [17] Недавние археологические исследования подтверждают вывод о том, что Фунан был мон-кхмерским государством. [18] В своем обзоре Фунан Майкл Викери выражает себя решительным сторонником теории преобладания кхмеров Фунана.
Также возможно, что Фунан был многокультурным обществом, включавшим различные этнические и языковые группы. В конце 4-го и 5-го веков индианизация продвигалась более быстрыми темпами, отчасти благодаря возобновлению импульсов со стороны южноиндийской династии Паллавов и северной индийской империи Гуптов . [16] Единственными сохранившимися местными письменами периода Фунана являются палеографические надписи Паллава Грантха на санскрите , династии Паллавов научном языке, используемом образованными и правящими элитами по всей Южной и Юго-Восточной Азии. Эти надписи не дают никакой информации об этнической принадлежности или разговорном языке фунанцев.
Фунан, возможно, был Суварнабхуми, упомянутым в древнеиндийских текстах. [19] Среди кхмеров нижнего Меконга считается, что они являются потомками древнего Фунана, ядра Суварнабхуми/Суварнадвипы, который охватывал обширную территорию Юго-Восточной Азии, включая современную Камбоджу, южный Вьетнам, Таиланд, Лаос, Бирму. , Малайя, Суматра и другие части Индонезии. [20] В декабре 2017 года доктор Вонг Сотеара из Королевского университета Пномпеня обнаружил доангкорскую каменную надпись в провинции Кампонгспы- Басет, район, которую он ориентировочно датировал 633 годом нашей эры. По его словам, надпись «докажет, что Суварнабхуми был Кхмерской империей». Надпись в переводе гласила: «Великий король Исанаварман полон славы и храбрости. Он — Царь царей, который правит Суварнабхуми до моря, которое является границей, в то время как цари соседних государств чтят его приказ своим главам». [21]
Теории происхождения и индианизации
[ редактировать ]Несколько источников происхождения
[ редактировать ]Хантиан/ Каундинья I
В «Книге Лян» записана местная легенда, документирующая происхождение Фунана, а именно: основание Фунаня иностранцем Хунтианом ( 混塡 , среднекитайское произношение / ɦwən). х tɦian/): «Он прибыл из южной страны Цзяо ( 徼 , неопознанное место, возможно, на Малайзийском полуострове или на индонезийском архипелаге) после того, как ему приснилось, что его личный джин доставил ему божественный поклон и приказал ему отправиться в путешествие. Утром он отправился в храм, где нашел лук у подножия дерева джинна. Затем он сел на корабль, который джин заставил приземлиться в Фунане. ( 柳葉 , «Ивовый лист»; королева Сома , среднекитайский : Iiu-iap ) хотела разграбить корабль и захватить его, поэтому Хунтиан выпустил стрелу из своего божественного лука, которая пронзила корабль Люйе. [22] : 37 Испугавшись, она сдалась, и Хунтиан взял ее в жены. Но недовольный тем, что она увидела ее обнаженной, он свернул кусок ткани, чтобы сделать одежду, через которую заставил ее просунуть голову. Затем он управлял страной и передал власть своему сыну. [22] : 37 который был основателем семи городов». Почти такая же история появилась в «Цзинь шу 晉書» ( «Книга Цзинь» ), составленной Фан Сюаньлином в 648 году н. э.; однако в «Книге Цзинь» имена, данные иностранному завоевателю и его родному жена - «Хунхуи» 混湏 и «Йелиу» 葉柳 .
Некоторые ученые отождествляют победителя Хунтиана из Книги Ляна с брахманом Каундиньей, который женился на принцессе нагов (змей) по имени Сома, как указано в санскритской надписи, найденной в Му Сон. [22] : 37 и датирован 658 г. н. э. (см. ниже). Другие ученые [23] отвергли эту идентификацию, указав, что слово «Хунтиан» имеет только два слога, а слово «Каундинья» — три, и утверждая, что китайские ученые не использовали бы двухсложное китайское слово для транскрипции трехсложного слова из другой язык. [24]
История Каундиньи также кратко изложена в санскритской надписи C.96 чамов царя Пракасадхармы, найденной в Му Соне . Он датирован воскресеньем, 18 февраля 658 г. н.э. (и, таким образом, относится к постфунанскому периоду) и в соответствующей части (строфы XVI-XVIII) говорится: [25] «Именно там [в городе Бхавапура] Каундинья, лучший из брахманов, вонзил копье, которое он получил от сына Дроны Ашваттхамана, лучшего из брахманов. Была дочь царя змей по имени «Сома». , которая основала семью в этом мире. Достигнув посредством любви радикально иного элемента, она жила в обители человека. Ее взял в жены превосходный брамин Каундинья ради (выполнения) определенной задачи . ..». [26]
Санскритская надпись (K.5) Тхап Моуи (известная как «Прасат Прам Ловен» на кхмерском языке), которая сейчас выставлена в Музее истории Вьетнама в Хошимине , относится к принцу Гунаварману, младшему сыну ( nṛpasunu -bālo pi ) царя Джа[ьявармана], который был «луной линии Каундинья ( ... kauṇḍi[n]ya[vaṅ]śaśaśinā … ) и главой «царства, вырванного из грязи». [27]
Легенда о Каундинье имеет параллели в современном кхмерском фольклоре, где иностранный принц известен как «Преа Таонг», а королева - как «Неанг Неак». В этой версии истории Преа Таонг прибывает морем на остров, отмеченный гигантским деревом тлок, произрастающим в Камбодже. На острове он находит дом нагов и встречает Неанг Неак, дочь короля нагов. Он женится на ней с благословения отца и возвращается в человеческий мир. Король нагов пьет море вокруг острова и дает имя «Кампучия Типдей», которое происходит от санскрита ( Камбуджадхипати ) и может быть переведено на английский как «господин Камбоджи». В другой версии говорится, что Преа Таонг сражается с Нианг Неаком. [28] [29] [30]
Каундинья II
Даже если китайское «Хинтиан» не является правильной транскрипцией санскритского «Каундинья», имя «Каундинья» [Каундинья, Конданья, Кондинья и т. д.], тем не менее, имеет важное значение в истории Фунана. В китайских источниках упоминается еще один человек по имени «Цяоченру» ( 僑陳如 ). [31] Человек с таким именем упоминается в Книге Ляна в истории, которая появляется несколько позже истории Хунтиана.
Согласно этому источнику, Цяоченру был одним из преемников короля Тяньчжу Жантана ( 天竺旃檀 , «Чандана из Индии»), правителя Фунана, который в 357 году нашей эры послал прирученных слонов в качестве дани императору Му Цзинь (ок. 344–361); личное имя: Симу Дан ( 司馬聃 ): «Он [Цяоченру] изначально был брахманом из Индии. Там голос сказал ему: «Ты должен идти править Фунаном», и он возрадовался в своем сердце. На юге он прибыл в Панпане ( 盤盤 ) ему явился народ Фунана; все королевство восстало перед ним и избрало его королем, чтобы он соответствовал системе Индии».
Интерпретация мифов
[ редактировать ]Кенет Холл отмечает, что основные детали китайской легенды повторяются в других местах фольклора Индии и Юго-Восточной Азии. [32]
Историк Габриэль Ферран считал, что некоторые индийские купцы могли иммигрировать в этот регион и установить отношения с местными жителями, и именно так возник миф. [33] Некоторые индийские историки довели этот миф до крайности и предполагают, что большое население Южной Азии колонизировало Фунан. [34] Голландский историк Дж. К. ван Леур подчеркивал, что именно местные правители осознали преимущества общения со своими относительно передовыми социальными технологиями и использовали индийские традиции, поощряя миграцию клерков-брахманов для помощи в управлении. [35]
По мнению О.У. Уолтерса, в эволюции индийского государственного управления происходил процесс взаимного обмена и не было массового притока брахманов. Он сказал, что именно индианизированные местные торговцы из Юго-Восточной Азии обеспечили первоначальный контакт с индийскими культурными традициями, а местные правители последовали за ними. Он также заявил, что индуистские традиции избирательно мобилизовались местными правителями для укрепления политических союзов между хрупкими государствами того периода. [36]
Образец ДНК, взятый у доисторического человека с кладбища Ват Комноу на стоянке Ангкор-Борей в Камбодже, содержит значительный уровень примеси Южной Азии (около 40–50%).
Результаты радиоуглеродного датирования человеческой кости (95% доверительный интервал составляет 78–234 CalCE) указывают на то, что этот человек жил в ранний период Фунана . [37]
Вершина и упадок Фунана
[ редактировать ]Последовательными правителями после Хунь-тяня были Хун-пань-хуан, Пань-пань, а затем Фань Ши-ман, «Великий король Фунани», который «построил большие корабли и плавал по всему миру». огромное море, он напал на более чем десять королевств ... он расширил свою территорию на пять или шесть тысяч ли ». Фань Ши-ман погиб во время военной экспедиции в Чин-линь, «Золотой рубеж». За ним последовали Цинь-чэн, Фань Чан, Чан, а затем Фань Сюнь в последовательных убийствах. Перед смертью Фань Чан в 243 году отправил посольства в Индию и Китай. [22] : 38, 40, 42, 46, 56, 59–60 [38] : 283–284–285
Около 245 года Фунан был описан как город с «деревнями, дворцами и жилищами, окруженными стенами. Они занимаются сельским хозяйством … им нравится гравировать украшения и долота. Многие из их столовых приборов серебряные. Налоги платятся золотом, серебром и жемчугом». , духи. Есть книги и хранилища архивов и прочего». Индианизированный правитель Чан-Тань правил в 357 году, за ним в пятом веке следовал другой индианизированный правитель Цзяо Чэнь-цзюй (Каундинья), который «изменил все законы, чтобы они соответствовали системе Индии». В 480 году Ше-йе-па-мо, Джаяварман или «протеже Победы», правил до своей смерти в 514 году. Один из его сыновей, Рудраварман, убил другого, Гунавармана, ради трона и стал последним королем Фунана. [22] : 38, 40, 42, 46, 56, 59–60 [38] : 283–284–285
Фунан достиг апогея своего могущества при короле Фань Шимане ( пиньинь : Фань Шиман ) в III веке. Фан Шиман расширил флот своей империи и улучшил фунанскую бюрократию, создав квазифеодальную модель, которая оставила местные обычаи и самобытность в значительной степени нетронутыми, особенно в дальних уголках империи. Фань Шиман и его преемники также направили послов в Китай и Индию для регулирования морской торговли. Королевство, вероятно, ускорило процесс индианизации Юго -Восточной Азии. Более поздние королевства Юго-Восточной Азии, такие как Ченла , возможно, подражали фунанскому двору. Фунанцы создали сильную систему меркантилизма и коммерческих монополий, которая стала образцом для империй в регионе. [39]
Зависимость Фунана от морской торговли рассматривается как причина начала падения Фунана. Их прибрежные порты позволяли торговать с зарубежными регионами, которые направляли товары на север и к прибрежному населению. Однако перемещение морской торговли на Суматру, рост торговой империи Шривиджая и захват Китаем торговых путей по всей Юго-Восточной Азии приводят к экономической нестабильности на юге и толкают политику и экономику на север. [39]
Фунан был вытеснен и поглощен в VI веке кхмерским государством Королевства Ченла (Дженла). [40] «Столица короля находилась в городе Тэ-му. Внезапно его город был покорен Ченлой, и ему пришлось мигрировать на юг, в город Нафуна» ( среднекитайский : *nâ-piiidt-nâ ). [22] : 65
В «Книге Суй» (составленной в 636 г.) говорится: «Королевство Чжэнла находится к юго-западу от Линьи и первоначально подчинялось Фунаню… Фамилия его [бывшего] короля принадлежала клану Ча-ли; его имя было Чжидуо-си-на質多斯那 постепенно становились все более могущественными и процветающими, пока не пришел сам Чжи-дуо-сина, который присоединил Фунань и овладел им». В « Новой книге Тан» (ок. 1060 г.) рассказывается, что «Йишэнсясяндай (伊奢那先代), сын Читрасены- Махендравармана , подчинил Фунан и присоединил к нему территорию Фунаня в начале эпохи Чжэнгуань (627–649 гг.) [когда император Тайцзун Тан правил]».
Первая надпись на кхмерском языке датирована вскоре после падения Фунана. Концентрация более поздних кхмерских надписей на юге Камбоджи может указывать на еще более раннее присутствие кхмерского населения. [41] Несмотря на отсутствие убедительных доказательств этнической принадлежности фунанцев, современный ученый Майкл Викери заявил, что «на основании имеющихся доказательств невозможно утверждать, что Фунан как территория и его доминирующие группы были чем-то иным, кроме кхмеров». [42]
Рамп заявляет в другом месте
[ редактировать ]По словам британского историка Роберта Никола, [43] : 36 Когда в 680 году королевство Фунан рухнуло под вторжением кхмеров, династия Сайлендра основала остатки государств Фунан в небольших королевствах Саравак на Борнео по ту сторону Южно-Китайского моря, от Фунана. [43] : 36 Он также утверждал, что кровные связи с висайцами на Филиппинах связаны с Виджая Саравака. [43] : 36 что, в свою очередь, приводит к их родству с народом Фунан, а также с Империей Шривиджая .
Наследие
[ редактировать ]«Царем горы» был монарх Фунана. [44] [45] [46] [47] Там была гора, считавшаяся святой. [48] [45] Гора по-кхмерски звучит похоже на Фунан. [49] [50] [51]
базирующиеся на Яве, Сайлендры, утверждали, что их предками были монархи Фунан. Камбоджа была взята под контроль после пребывания на Яве Джаявармана II . [52] [53] [54]
«Горные короли» Фунана считались предшественниками Малаккского султаната и Брунейского султаната . [55] [56]
Общество
[ редактировать ]Принимая во внимание, что Фунанские записи не сохранились в современный период, большая часть того, что известно, получена в результате археологических раскопок. В результате раскопок были обнаружены кирпичные стеновые конструкции, драгоценные металлы и горшки из южной Камбоджи и Вьетнама. Также была обнаружена большая система каналов, связывавшая поселения Ангкор-Борей и прибрежные выходы; это предполагает высокоорганизованное правительство. [57] Фунан был сложным и развитым обществом с высокой плотностью населения, передовыми технологиями и сложной социальной системой.
Капитал
[ редактировать ]Предполагая, что Фунан представлял собой единое государство, ученые выдвинули различные лингвистические аргументы о местонахождении его «столицы».
- Одна теория, основанная на предполагаемой связи между словом «Фунан» и кхмерским словом «пном», определяет столицу в окрестностях Ба Пнома, недалеко от современного камбоджийского города Банам в провинции Прейвэнг .
- Другая теория, выдвинутая Джорджем Коэдесом , заключается в том, что столицей был город, обозначенный в ангкорских надписях как «Вьядхапура» ( Город Охотника ). [58] Коэдес основал свою теорию на отрывке из китайской истории, в котором столица называлась «Тэму» ( 特牧 , пиньинь : Тему ); Коэдес утверждал, что это имя представляет собой транскрипцию кхмерского слова «далмак», которое он перевел как «охотник». Эта теория была отвергнута другими учеными на том основании, что «далмак» означает «ловец», а не «охотник». [59]
К сожалению, за последние несколько десятилетий на Фунане на юге Камбоджи и в Кочинчине были проведены лишь ограниченные археологические исследования, и именно в этом регионе, по общему мнению, располагалась столица или столицы Фунана. [60] Однако археологические исследования и раскопки проводились совместными камбоджийскими (Министерство культуры и изящных искусств; Королевский университет изящных искусств) и международными группами в Ангкор-Борее с 1994 года и вплоть до 2000-х годов. Исследование включало раскопки и датировку человеческих захоронений в Ват Камноу. Также были обнаружены многочисленные кирпичные элементы, архитектурные остатки и особенности ландшафта, такие как курганы, каналы и водоемы.
Некоторые из них были датированы широким спектром результатов: от последних веков до нашей эры до ангкорского периода. Значительная система каналов, соединяющая участок Ок Эо, также была исследована и датирована. Фон Касека возглавлял команду Королевской академии Камбоджи и Министерства культуры и изящных искусств (также вместе с сотрудниками Королевского университета изящных искусств) провел раскопки захоронений периода от железного века до Фунана в соседнем Пном Борее. Крупные ландшафтные объекты, примечательные курганы поселений и другие места, демонстрирующие материальную культуру Фунан и модели поселений, простираются, по крайней мере, от Пном Чисора до Ок Эо и многочисленных мест во Вьетнаме. Вьетнамские археологи также провели немало исследований на стоянках Фунан в нижнем течении Меконга.
Многие из курганов демонстрируют свидетельства материальной культуры и модификации ландшафта (включая биологические режимы видов и родов), начиная с эпохи металла до постангкорского периода и позже, о чем свидетельствуют китайцы, тайцы, вьетнамцы и чамы 13-16 веков нашей эры. керамика. Имеющиеся данные свидетельствуют о 2000-летнем или более длительном периоде урбанизации, непрерывной деятельности и относительно сильных, хотя и косвенных и многоузловых связях с дальними производственно-сбытовыми цепочками. Тем не менее совершенно очевидно, что периоды интенсивного производства, потребления, активности, коммерческого и политического положения менялись.
Период Фунана, похоже, был периодом расцвета, и Ангкор-Борей, возможно, был главной столицей Фунана на протяжении большей части этого периода. Однако многие поселения не обязательно возникли из ниоткуда или быстро исчезли. Они, безусловно, были хорошо интегрированы в дофунанские, фунанские, женла [Ченла], ангкорские и постангкорские социально-экономические и политические сети. Процессы урбанизации и создания сетей демонстрируют значительную преемственность, эволюцию и долговечность до и после типичной исторической схемы классификации первого-шестого веков нашей эры.
Культура
[ редактировать ]Фунанская культура представляла собой смесь местных верований и индийских идей. Говорят, что королевство находилось под сильным влиянием индийской культуры и использовало индийцев в целях государственного управления. санскрит , а фунанцы пропагандировали индуизм, а после пятого века - буддийские религиозные доктрины. Языком при дворе был [ нужна ссылка ] Записи показывают, что налоги платились серебром, золотом, жемчугом и ароматным деревом. Кан Тай ( 康泰 ) и Чжу Ин ( 朱應 ) сообщили, что фунанцы практиковали рабство и что справедливость восстанавливалась посредством испытания , включая такие методы, как ношение раскаленной железной цепи и извлечение золотых колец и яиц из кипящей воды. [ нужна ссылка ]
Археологические данные во многом соответствуют китайским записям. Китайцы описывали фунанцев как людей, которые жили в домах на сваях , выращивали рис и присылали дань в виде золота, серебра, слоновой кости и экзотических животных. [61]
Отчет Кан Тая был нелестным для фунанской цивилизации, хотя протоколы китайского суда показывают, что группа фунанских музыкантов посетила Китай в 263 году нашей эры. институт фунанской музыки Китайский император был настолько впечатлен, что приказал основать недалеко от Нанкина . [62] Сообщается, что у фунанцев обширные книжные коллекции и архивы по всей стране, что демонстрирует высокий уровень научных достижений.
Два буддийских монаха из Фунана, по имени Мандрасена и Сангхапала , [22] : 58, 92 поселился в Китае в V-VI веках и перевел несколько буддийских сутр с санскрита (или пракрита ) на китайский язык. [63] Среди этих текстов есть Махаянская Сапташатика Праджняпарамита Сутра , также называемая Махапраджняпарамита Манджушрипариварта Сутра . [64] Этот текст был отдельно переведен обоими монахами. [63] Бодхисаттва — Манджушри выдающаяся фигура в этом тексте.
Экономика
[ редактировать ]Фунан был первой великой экономикой Юго-Восточной Азии. Он стал процветающим благодаря морской торговле и сельскому хозяйству. Королевство, по-видимому, чеканило собственные серебряные монеты с изображением хохлатой птицы аргус или хамса . [65]
Фунан приобрел известность в то время, когда торговый путь из Индии в Китай состоял из морского участка от Индии до перешейка Кра , узкой части Малайского полуострова, волока через перешеек, а затем путешествия вдоль побережья по корабль вдоль Сиамского залива , мимо дельты Меконга и вдоль побережья Вьетнама в Китай. Фунанские короли II века завоевали государства на самом перешейке и, таким образом, могли контролировать весь торговый путь из Малайзии в центральный Вьетнам.
Фунанское поселение Ок Эо , расположенное недалеко от Малаккского пролива, служило портом захода и перевалочным пунктом на этом международном торговом пути. Археологические свидетельства, обнаруженные в месте, которое, возможно, было торговым центром Фунана в Ок Эо, включают римские, а также персидские , индийские и греческие артефакты. Немецкий ученый-классик Альбрехт Диле считал, что главным портом Фунана была Каттигара, которую называл александрийский географ II века Птолемей торговым центром, где купцы из Китайской и Римской империй встречались для торговли. Диле также считал, что местоположение Ок Эо лучше всего соответствует подробностям, данным Птолемеем о путешествии греко-римского купца по имени Александр в Каттигару, расположенную на самом восточном конце морского торгового пути из восточной Римской империи. [66]
Жорж Коэдес сказал: «Фу-нан занимал ключевое положение на морских торговых путях и неизбежно был портом захода как для мореплавателей, проходивших через Малаккский пролив, так и для тех — возможно, более многочисленных — которые совершали транзитный путь. над одним из перешейков Малайского полуострова Фу-нан мог даже быть конечной точкой плаваний из Восточного Средиземноморья, если это правда, что Каттигара, упомянутая Птолемеем, располагалась на западном побережье Индокитая в Сиамском заливе. ". [67]
В Ок Эо римские монеты были среди предметов дальней торговли, обнаруженных французским археологом Луи Маллере в 1940-х годах. [68] середины II века К ним относятся римские золотые медальоны времен правления Антонина Пия , а также его приемного сына и наследника Марка Аврелия . [69] В Ок Эо археологи также нашли прекрасный золотой кулон, имитирующий ауреус Антонина , отчеканенный в ок. 152 г. н.э. с подписью ANTONINVS AVG PIVS (Antoninus Aug(ustus) Pius) и портретом императора, поворачивающего налево. Подобные диски из листового золота, которые имитировали римские монеты, отчеканенные местными фунанцами, также были обнаружены заново, включая имитации ауреуса Антонина (отчеканенного ок. 155–158), Коммода ( ок. 192), Септимия Севера ( ок. 198–202), возможно, методы чеканки были привезены торговцами, в том числе из Римской империи. [70] Возможно, это немалое совпадение, что первое римское посольство из Дациня , зафиксированное в китайской истории, датировано 166 годом нашей эры и предположительно отправлено римским правителем по имени Андун ( китайский : 安敦 ; соответствует именам Антонин Пий или Марк Аврелий Антонин). и прибыл через на севере Вьетнама Империи Восточная Хань самую южную приграничную провинцию Цзяочжи . [69] [71] [72] [73]
Помимо торговли, Фунан также извлек выгоду из сложной сельскохозяйственной системы, которая включала использование сложной системы хранения воды и орошения. Фунанское население было сосредоточено главным образом по рекам дельты Меконга ; Этот район был естественным регионом для развития экономики, основанной на рыболовстве и выращивании риса .
Международные отношения
[ редактировать ]Мало что известно о политической истории Фунаня, за исключением его отношений с Китаем. Фунанцы имели дипломатические отношения и торговали с династиями Восточного У и Лян на юге Китая. [57] Контакты с Юго-Восточной Азией начались после расширения династии Хань на юг и аннексии Наньюэ и других королевств, расположенных на юге Китая. Товары, импортированные или созданные по образцу китайских товаров, например, бронзовые топоры, были раскопаны в Камбодже. Посольство Восточной У было отправлено из Китая в Фунань в 228 году. [74] Короткий конфликт, как зафиксировано, произошел в 270-х годах, когда Фунан и его сосед Линьи объединили свои силы, чтобы атаковать район Тункин (вьетнамский: Донг Кинь, «восточная столица»), расположенный на территории современного Северного Вьетнама (который в то время была китайской колонией).
Фунан поддерживал дипломатические отношения с династией Мурунда на севере Калинга в 3 веке н. э., когда король Дхамадамадхара (Дхарматамадхарасья) Мурунды принял посланника Су-Ву, который представлял короля Фунана Фан Чана (225–250 гг. Н. Э.). [75] [76] [77]
Согласно китайским источникам, Фунан в конечном итоге был завоеван и поглощен своим вассальным государством Ченла (пиньинь: Чжэнла). Ченла была кхмерским государством, и его надписи есть как на санскрите, так и на кхмерском языке. Последним известным правителем Фунана был Рудраварман ( 留陁跋摩 , пиньинь: Liútuóbámó ), который правил с 514 по ок. 545 год н.э.
Французский историк Жорж Коэдес однажды выдвинул гипотезу о связи между правителями Фунана и Шайлендра династией индонезийской . Коэдес считал, что титул «горный владыка», используемый королями Сайлендры, возможно, также использовался королями Фунана, поскольку он также считал, что имя «Фунан» было китайской транскрипцией, связанной с кхмерским «пном», что означает "гора." [78] Другие ученые отвергли эту гипотезу, указав на отсутствие в ранней камбоджийской эпиграфике свидетельств использования таких названий. [79]
Известно также, что люди, пришедшие с побережья Фунана, основали Чи Ту (Царство Красной Земли) на Малайском полуострове. Считается, что Королевство Красной Земли является производным государством Фунан со своей собственной кхмерской культурой.
Список правителей Фунана
[ редактировать ]Заказ | Санскритское имя | Имена в китайских текстах | Царствование |
---|---|---|---|
01 | Неанг Неак ( Королева Сома ) | Лийе ( листья ивы ) | 1/2 век? |
02 | Преа Тонг ( Каундинья I ) | Хунтиан ( смешанная школа ) / Хунхуи ( смешанная школа) | 1/2 век |
03 | Хун Пань-хуан | Хунпанкуанг ( смешанная ситуация ) | 2 век |
04 | Пан-Пан | Pánpán (Панпан ) | конец 2 века |
05 | Срей Меара | Фан Шиман ( Фан Шиман ) | начало 3 века |
06 | Неизвестный | Фан Цзиньшэн ( Fan Jinsheng ) | в. 230? |
07 | Неизвестный | Фан Чжан ( Fan Zhān ) | в. 230–ок. 243 или новее |
08 | Неизвестный | Фан Чанг ( Фан Чанг ) | после 243 |
09 | Неизвестный | Фань Сюнь ( 范尋 ) | 245/250–287 |
10 | Неизвестный | Неизвестный | 4 век |
11 | сандаловое дерево | Жантан ( 惃 сандал ) | в. 357 |
12 | Неизвестный | Неизвестный | Неизвестный |
13 | Каундинья | Цяочэнру ( 僑陳如 ) | в. 420 |
14 | Шри Индраварман I | Chílítuóbámó (Чилитуобамо ) | в. 430–ок. 440 |
15 | Неизвестный | Неизвестный | Неизвестный |
16 | Неизвестный | Неизвестный | Неизвестный |
17 | Джаяварман Каундинья | Кьяоченру Шейебамо (Qiáochénrú Sheyébámó ) | 484–514 |
18 | Гунаварман | в. 514 | |
19 | Рудраварман | Liútuóbámó (Лютуобамо ) | 514–ок. 550 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартин Стюарт-Фокс (2003). Краткая история Китая и Юго-Восточной Азии: дань, торговля и влияние . Аллен и Анвин. п. 29 . ISBN 9781864489545 .
- ^ Дугалд Дж. В. О'Рейли (2007). Ранние цивилизации Юго-Восточной Азии . Альтамира Пресс. п. 194.
- ^ Хайэм, К., 2001, Цивилизация Ангкора, Лондон: Вайденфельд и Николсон, ISBN 9781842125847
- ^ Майкл Викери, «Обзор Фунана: деконструкция древних», Bulletin de l'École Française d'Extrême Orient XC-XCI (2003–2004), стр. 101–143
- ^ Трюде Якобсен (2016). «Фунан, Королевство» . Энциклопедия Империи . стр. 1–2. дои : 10.1002/9781118455074.wbeoe059 . ISBN 978-1-118-44064-3 .
- ^ Минь Цзян Ву (2022). «ФУНАН (Фу Нам) с новой точки зрения» . Журнал социальных и гуманитарных наук . 64 (3): 71–85. дои : 10.31276/VMOSTJOSSH.64(3).71-85 .
- ^ Пьер-Ив Манген, «От Фунана до Шривиджайи: культурная преемственность и разрывы в ранних исторических морских государствах Юго-Восточной Азии», за 25 лет сотрудничества между Центром археологических исследований и Французской школой Крайнего Востока , Джакарта, Археологический Научный центр/ЭФЭО, 2002, с. 59-82.
- ^ Перейти обратно: а б Ха Ван Тан , «Oc Eo: эндогенные и экзогенные элементы», Вьетнамские социальные науки , 1–2 (7–8), 1986, стр. 91–101.
- ^ Лонг Нинь, «Королевство Фунан: исторический поворотный момент», Вьетнамская археология , 147 3/2007: 74–89.
- ^ Шюсслер, Аксель (2007). ABC Этимологический словарь древнекитайского языка . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2975-9 .
- ^ Жорж Кодес, «La Stele de Ta-Prohm», Bulletin de l'Ecole française d'Extreme-Orient (BEFEO) , Ханой, VI, 1906, стр. 44–81; Джордж Кодес, Древняя история индуистских государств Дальнего Востока , Ханой, 1944, стр. 44–45; Жорж Кодес, Индуистские государства Индокитая и Индонезии , Париж, Э. де Боккар, 1948, стр. 128.
- ^ Клод Жак, «Фунан, Женла. Реальность, скрытая этими китайскими взглядами на Индокитай», в Р.Б. Смите и В. Уотсоне (ред.), Ранняя Юго-Восточная Азия: Очерки археологии, истории и исторической географии. , Нью-Йорк, Oxford University Press, 1979, стр. 371–9, стр. 373, 375; Ха Ван Тан, «Óc Eo: Эндогенные и экзогенные элементы», Вьетнамские социальные науки , 1–2 (7–8), 1986, стр. 91–101, стр. 91–92.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Жак, «Фунан, Женла: реальность, скрытая этими китайскими взглядами на Индокитай», в Р.Б. Смите и В. Уотсоне (ред.), Ранняя Юго-Восточная Азия: Очерки археологии, истории и исторической географии , New Йорк, Издательство Оксфордского университета, 1979, стр. 371–9, стр. 378.
- ^ См. Викери, «Разобранный Фунан».
- ^ Пеллио, Поль (1903). «Фу-нан» . Вестник Французской школы Дальнего Востока (на французском языке). 3 :303.дои : 10.3406 /befeo.1903.1216 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Азия: Краткая история Милтона В. Мейера стр.62
- ^ Вессель, Ингрид (1994). Национализм и этническая принадлежность в Юго-Восточной Азии: материалы конференции «Национализм и этническая принадлежность в Юго-Восточной Азии» в Университете Гумбольдта, Берлин, октябрь 1993 г. · Группа 2 . ЛИТ. ISBN 978-3-82582-191-3 .
- ^ Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Рутледж.
- ^ Панг Кхат , «Буддизм в Камбодже», Рене де Берваль, Présence du Bouddhisme , Париж, Галлимар, 1987, стр. 535–551, стр. 537, 538; Амараджива Лочан, «Индия и Таиланд: ранние торговые пути и морские порты», С. К. Майти, Упендра Тхакур, А. К. Нараин (редакторы), Исследования по востоковедению: очерки памяти профессора А. Л. Башама , Агра, YK Publishers, 1988, стр. .222–235, стр. 222, 229–230; Прапод Ассававирулхакарн, Возвышение буддизма Тхеравады в Юго-Восточной Азии , Чиенг Май, Silkworm Books, 2010, стр.55
- ^ Филип Тейлор, Кхмерские земли Вьетнама: окружающая среда, космология и суверенитет , Гонолулу, Ассоциация азиатских исследований Австралии совместно с University of Hawaiʻi Press, 2014, стр. 36–37, 65, 67, 271.
- ^ «Ринит Таинг, «Была ли в Камбодже древняя азиатская «Земля золота»?», The Phnom Penh Post, 5 января 2018 г.» . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Викери, «Обзор Фунан», с. 197
- ^ Эдвин Джордж Пуллибланк, Лексикон реконструированного произношения в раннем среднекитайском и раннем мандаринском языках , Ванкувер: UBC Press 1991, стр. 135 и 306.
- ^ Луи Фино, Эпиграфические примечания XI: Надписи Ми-сона , стр.923
- ^ Гольцио, «Каундинья в Юго-Восточной Азии», стр. 157–165.
- ^ Жорж Кодес, «Камбоджийские исследования XXV: Две санскритские надписи из Фу-нана», стр. 2–8
- ^ Рюдигер Гаудес, Каундинья, Преа Тонг и читатель: некоторые аспекты камбоджийской легенды , стр. 337
- ^ Эвелин Пори-Масперо, Новое исследование Наги Сомы , стр. 239 и 246
- ^ RC Маджумдар , Камбуджа-Деса или древняя камбоджийская колония в Камбодже , стр. 18–19.
- ^ Хакманн, Объяснение словаря китайского буддизма , стр. 80, св Цзяо-чень-цзюй
- ^ Кенет Холл, «Индианизация» Фунана: экономическая история первого государства Юго-Восточной Азии (1982), «Легенда фокусируется на браке между иностранцем, носящим индийское имя «Каундинья» - великим брахманом, и местным наги. принцесса, дочь правителя водного царства. Эта легенда широко используется для обозначения союза индийской и местной культур: Каундинья представляет более сложную индийскую культуру и религию, а принцесса Нави символизирует местные обычаи и местные культы плодородия. Однако попытки мифа объяснить не только проникновение индийской культуры в Юго-Восточную Азию, но и происхождение королевской власти в Юго-Восточной Азии не пришли к единому мнению».
- ^ Кенет Холл, «Индианизация» Фунана: экономическая история первого государства Юго-Восточной Азии (1982), «Классическое описание процесса, символизируемого мифом о Каундинье, представлено в исторической реконструкции французского историка Габриэля Феррана: « истинная картина должна была быть примерно такой: туда прибыли два или три индийских судна, идущие вместе. Пришельцы налаживали отношения с руководителями страны, завоевывая их расположение подарками, лечением болезней, амулетами... Никто не мог пользоваться такими процедурами лучше, чем индеец. Он, несомненно, выдал бы себя за представителя королевской или княжеской семьи, и его хозяин не мог не произвести благоприятное впечатление».
- ^ Кенет Холл, «Индианизация» Фунана: экономическая история первого государства Юго-Восточной Азии (1982), «Тема Феррана об индейцах, путешествующих в Юго-Восточную Азию и обеспечивающих руководство культурной трансформацией, доведена до крайности несколькими индийскими историками, которые утверждал, что большое количество выходцев из Южной Азии не только мигрировали, но и колонизировали Фунан и другие ранние центры цивилизации в Юго-Восточной Азии».
- ^ Кенет Холл, «Индианизация» Фунана: экономическая история первого государства Юго-Восточной Азии (1982), с. 84
- ^ Кенет Холл, «Индианизация» Фунана: экономическая история первого государства Юго-Восточной Азии (1982), «О. У. Уолтерс подчеркнул процесс взаимного обмена в эволюции индийского государственного управления в Юго-Восточной Азии. Торговцы из Юго-Восточной Азии обеспечили первоначальный контакт с и знание индийских культурных традиций, таким образом, правители Юго-Восточной Азии последовали этому примеру, индианизация их царства была вызвана не коммерческим давлением, не массовым притоком индийских брахманов, а признанием того, что индийская культура предоставила определенные возможности для административного и технологического развития; Начальная эпоха торговых контактов была эпохой адаптации и обучения... Это была инициатива Юго-Восточной Азии, а не Индии, и это был медленный процесс культурного синтеза, а не быстрого навязывания индуизма, ставшего возможным благодаря массовому притоку брахманов; это было причиной индианизации Юго-Восточной Азии... Индуистские традиции выборочно мобилизовались для укрепления политических союзов внутри хрупкого государственного устройства этих ранних государств».
- ^ Чангмай, Пия; Пинхаси, Рон; Петрусевский, Майкл; Старк, Мириам Т.; Икехара-Кебрал, Рона Мичи; Райх, Дэвид; Флегонтов, Павел (29 декабря 2022 г.). «Древняя ДНК протоисторического периода Камбоджи указывает на то, что жители Южной Азии смешались с местным населением еще в I–III веках нашей эры» . Научные отчеты . 12 (1): 22507. Бибкод : 2022NatSR..1222507C . дои : 10.1038/s41598-022-26799-3 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 9800559 . ПМИД 36581666 .
- ^ Перейти обратно: а б Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN 9786167339443
- ^ Перейти обратно: а б Старк, МТ (2006). От Фунана до Ангкора: распад и возрождение древней Камбоджи. После краха: возрождение сложных обществ, 144–167.
- ^ Ник Рэй (2009). Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Большой Меконг . Одинокая планета. стр. 30–. ISBN 978-1-74179-174-7 .
- ^ Майкл Викери, «Что делать с кхмерами», Журнал исследований Юго-Восточной Азии 27, 2, 1996. стр. 390,
- ^ Майкл Викери, «Обзор Фунан: деконструкция древних», стр.125
- ^ Перейти обратно: а б с Бруней открыт заново: обзор ранних времен Роберт Николл с. 35 со ссылкой на Феррана. Отношения, стр. 564-65. Тиббетс, Арабские тексты, стр. 47.
- ^ Карлос Рамирес-Фариа (1 января 2007 г.). Краткая энциклопедия всемирной истории . Atlantic Publishers & Dist. стр. 106–. ISBN 978-81-269-0775-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Кеннет Р. Хэл (1985). Морская торговля и государственное развитие в ранней Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета. п. 63. ИСБН 978-0-8248-0843-3 .
- ^ Тикё Ямамото (1990). Знакомство с буддийским искусством . Международная академия индийской культуры и Адитья Пракашан. п. 121. ИСБН 978-81-85179-44-5 .
- ^ Кристофер Таджелл (23 октября 2015 г.). Восток: буддисты, индуисты и сыны неба . Рутледж. стр. 345–. ISBN 978-1-136-75384-8 .
- ^ Стюарт Уэйвелл (1988). Дочь короля нагов . Книжная компания Антара. п. 12. ISBN 978-967-80-0023-9 .
- ^ Ник Рэй; Грег Блум; Дэниел Робинсон (2010). Камбоджа . Одинокая планета. стр. 26–. ISBN 978-1-74220-319-5 .
- ^ Владимир Брагинский (18 марта 2014 г.). Классические цивилизации Юго-Восточной Азии . Рутледж. стр. 143–. ISBN 978-1-136-84879-7 .
- ^ Ник Рэй; Дэниел Робинсон (2008). Камбоджа. Эдиз. английский . Одинокая планета. стр. 26–. GGKEY:ALKFLS6LY8Y.
- ^ Общество Великой Индии (1934). Журнал . п. 69.
- ^ Энциклопедия Чембера . Международные системы обучения. 1968. с. 764.
- ^ Американская энциклопедия . Американская корпорация. 1976. с. 204. ИСБН 978-0-7172-0107-5 .
- ^ Мари-Сибилль де Вьен (9 марта 2015 г.). Бруней: от эпохи торговли к 21 веку . НУС Пресс. стр. 43–. ISBN 978-9971-69-818-8 .
- ^ Грэм Сондерс (5 ноября 2013 г.). История Брунея . Рутледж. стр. 8–. ISBN 978-1-136-87394-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Холкомб, Торговый буддизм: морская торговля, иммиграция и выход буддистов на берег в ранней Японии , с. 280
- ^ Коэдес, Индианизированные государства Юго-Восточной Азии , стр.36 и далее.
- ^ Майкл Викери, Общество, экономика и политика в Камбодже до Ангкора: 7–8 века , стр. 36 и далее.
- ^ Мириам Т. Старк и др. , «Результаты полевых археологических исследований 1995–1996 годов в Ангкор-Борее, Камбоджа». Архивировано 23 сентября 2015 года в Wayback Machine , Asian Perspectives , том 38, № 1, 1999 год, Гавайский университет, стр. 7 и далее.
- ^ Пеллио, Поль (1903). «Фу-нан» . Вестник Французской школы Дальнего Востока (на французском языке). 3 : 248–303. дои : 10.3406/befeo.1903.1216 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ DRSardesai, Юго-Восточная Азия: прошлое и настоящее , 3-е изд. 1994, Вествью Пресс, ISBN 978-0-8133-1706-9 , стр.23
- ^ Перейти обратно: а б Тунг Пао: Международный журнал китаеведения. 1958. с. 185
- ^ Корейский буддийский канон: описательный каталог (T 232)
- ^ Луонг Нинь, «Ок Эо - Международный торговый порт королевства Фуннан (Ок Эо - Международный торговый порт королевства Фуннан)», Археология / Вьетнамская археология , 3, 2011, стр. 39–44.
- ^ Альбрехт Диле, «Серианцы и китайцы», в «Античность и Восток: Сборник эссе» , Гейдельберг, Карл Винтер, 1984, стр.209.
- ^ Жорж Коэдес, Les Peuples de la Péninsule Indochinoise: Histoire – Civilizations , Париж, Dunod, 1962, стр.62, перевод Х. М. Райта, Создание Юго-Восточной Азии , Беркли, University of California Press, 1966, стр. 62. 58-59
- ^ Милтон Осборн (2006), Меконг: бурное прошлое, неопределенное будущее , Воронье гнездо: Аллен и Анвин, исправленное издание, впервые опубликованное в 2000 году, ISBN 1-74114-893-6 , стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б Гэри К. Янг (2001), Восточная торговля Рима: международная торговля и имперская политика, 31 г. до н.э. – 305 г. н.э. , Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, ISBN 0-415-24219-3 , с. 29.
- ^ Борелл, Бриджит (2014), «Сила изображений - монетные портреты римских императоров на ювелирных подвесках в ранней Юго-Восточной Азии», Журнал археологии неевропейских культур (6) , Вклад в общую и сравнительную археологию, стр. 7– 44
- ^ Ю, Ин-ши. (1986). «Международные отношения Хань», в книге Дениса Твитчетта и Майкла Лоу (редакторы), Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , 377–462, Кембридж: Cambridge University Press, стр. . 460–461, ISBN 978-0-521-24327-8 .
- ^ де Креспиньи, Рэйф. (2007). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) . Лейден: Koninklijke Brill, с. 600, ISBN 978-90-04-15605-0 .
- ^ Пол Холсолл (2000) [1998]. Джером С. Аркенберг (ред.). «Справочник по истории Восточной Азии: китайские отчеты о Риме, Византии и Ближнем Востоке, ок. 91 г. до н.э. – 1643 г. н.э.» Fordham.edu . Фордэмский университет . Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ Герне, Жак (1996). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. стр. 126–127, 196–197 . ISBN 978-0-521-49781-7 .
- ^ Пеллио, Поль (1903). «Фу-нан» . Вестник Французской школы Дальнего Востока (на французском языке). 3 :292.дои : 10.3406 /befeo.1903.1216 . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные Штаты Юго-Восточной Азии (PDF) . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. стр. 46–47. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Бенудхар Патра (ноябрь 2011 г.), Калинга и Фунан: исследование древних отношений (PDF) , Orissa Review , получено 4 апреля 2021 г.
- ^ Кодес, Индианизированные государства Юго-Восточной Азии , стр.36.
- ^ Викери, Обзор Фунан , стр. 103, 132–133.
Литература
[ редактировать ]- Джордж Кодес, Индианизированные государства Юго-Восточной Азии (перевод с французского Сьюзен Браун Коуинг). Гонолулу: East West Center Press, 1968.
- Джордж Кодес, «Камбоджийские исследования XXV: Две санскритские надписи из Фу-нана», Bulletin de l'Ecole Française d'Extrême Orient XXXI (1931), стр. 1–12
- Луи Фино, «Эпиграфические заметки XI: Надписи Мисона», Bulletin de l'École Française d'Extrême Orient IV (1904), стр. 918–925
- Карл-Хайнц Гольцио, «Каундинья в Юго-Восточной Азии», в книге Мартина Штраубе, Роланда Штайнера, Джаяндры Сони, Майкла Хана и Мицуё Демото (ред.) Pāsādikadānaṁ. Festschrift for Bhikkhu Pāsādika , Марбург: Indica et Tibetica Verlag 2009, стр. 157–165.
- Генрих Хакманн, Толковый словарь китайского буддизма. Китайско-санскрит-немецкий. Генрих Хакманн. Переработано на основе его рукописного наследия Йоханнеса Нобеля , Лейден: EJ Brill, 1952.
- Клод Жак, «Фунан, Женла. Реальность, скрытая этими китайскими взглядами на Индокитай», в Р.Б. Смите и В. Уотсоне (ред.), Ранняя Юго-Восточная Азия: Очерки археологии, истории и исторической географии . Нью-Йорк, Oxford University Press, 1979, стр. 371–9.
- Клод Жак, «Фунан: крупное раннее государство Юго-Восточной Азии», в книге «Кхмерская империя: города и святилища, пятый-тринадцатый век », перевод Тома Уайта, Бангкок, River Books, 2007, стр. 43–66.
- Джеймс К.М. Ху (редактор), Искусство и археология Фу Нана: докхмерское королевство в нижней части долины Меконга , Бангкок, Общество керамики Юго-Восточной Азии, Orchid Press, 2003 г.
- Луонг Нинь, Королевство Фунан: история и культура [Фу Нань: история и культура], Ханой, Институт культуры и Издательство культуры и информации, 2005 г.
- Луонг Нинь, страна «Чи Тон», древнее государство на западном берегу реки Хау, Археология , выпуск 1, 1981, стр.38
- Пьер-Ив Манген, «Археология Фу Нана в дельте реки Меконг: культура Ок Эо Вьетнама», в Нэнси Тингли и Андреасе Райнеке, Искусство древнего Вьетнама: от речной равнины до открытого моря , Хьюстон, Музей Fine Arts, 2009, стр. 100–118.
- Пьер-Ив Манген, «От Фунана до Шривиджайи: культурная преемственность и разрывы в ранних исторических морских государствах Юго-Восточной Азии», за 25 лет сотрудничества между Центром археологических исследований и Французской школой Крайнего Востока , Джакарта, археологические исследования. Центр/ЭФЭО, 2002, с. 59–82.
- Пеллио, Поль (1903). «Фу-нан» . Вестник Французской школы Дальнего Востока (на французском языке). 3 : 248–303. дои : 10.3406/befeo.1903.1216 . Проверено 22 октября 2017 г.
- Мириам Т. Старк, «От Фунана до Ангкора: коллапс и возрождение в древней Камбодже», Г. Шварц, Дж. Николс (ред.), После коллапса: возрождение обществ , University of Arizona Press, 2006, стр. 144– 167. [1]
- Майкл Викери, Общество, экономика и политика в Камбодже до Ангкора: VII – VIII века . Токио: Центр восточноазиатских культурных исследований ЮНЕСКО, Тойо Бунко, 1998 г.
- Майкл Викери (2003–2004). «Обзор Фунана: деконструкция древних» (PDF) . Бюллетень Французской школы Крайнего Востока. п. 101–143. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2023 года.
- Бюро культуры, спорта и туризма провинции Анзянг, Управление культурного наследия; Комиссия по управлению культурными реликвиями Ок Эо провинции Анзянг, Культурное наследие Фу Нам-Ок Эо, Анзянг-Вьетнам: 1–7 века (Наследие Фу Нам-Ок, Анзянг-Вьетнам: 1–7 века), [Лонг Сюен ], Ан Джианг, 2013.