Династия Шайлендра
История Индонезии |
---|
Хронология |
Индонезийский портал |
Шайлендра Династия ( IAST : Śailēndra , Индонезийское произношение: [ʃaɪlenˈdraː] происходит от санскритских слов Śaila и Indra , что означает «Царь горы». [1] также пишется Сайлендра , Сьяйлендра или Селендра ) — название известной индианизированной династии, возникшей на Яве в 8-м веке , правление которой ознаменовало культурный ренессанс в регионе. [2] Шайлендры были активными пропагандистами Махаяны буддизма и покрыли равнину Кеду на Центральной Яве буддийскими памятниками , одним из которых является колоссальная ступа Боробудур внесенная в , ныне ЮНЕСКО список Всемирного наследия . [3] [4] [5]
Считается, что Шайлендры были талассократией и правили обширными территориями морской Юго-Восточной Азии; однако они также занимались сельским хозяйством, интенсивно выращивая рис на равнине Кеду в Центральной Яве. Династия представляла собой правящую семью Королевства Матарам на Центральной Яве и в течение некоторого периода времени Королевства Шривиджая на Суматре.
Надписи, созданные Шайлендрасом, написаны на трех языках; Древнеяванский , старомалайский и санскрит — написанные либо алфавитом кави , либо письмом, предшествующим нагари . Использование старомалайского языка вызвало предположения о суматранском происхождении или шривиджайской связи этой семьи. С другой стороны, использование древнеяванского языка предполагает их прочное политическое положение на Яве. Использование санскрита обычно указывает на официальный характер и/или религиозное значение события, описанного в той или иной надписи.
Первоисточники
[ редактировать ]В надписи Соджомерто (9 век н.э.), обнаруженной в Регентстве Батанг , Центральная Ява, упоминаются имена Дапунта Селендра и Селендранама . Имя «Селендра» было предложено как другое написание Шайлендры, что означает, что Дапунта Селендра был прародителем семьи Шайлендра на Центральной Яве. [6] Однако недавний анализ показал, что это неправда: в надписи есть дифтонг ai , поэтому маловероятно, что Селендра было другим именем Шайлендры, и, таким образом, суматранское происхождение династии Сайлендра не было доказано. [2] : 24–25
Самая ранняя датированная надпись в Индонезии, в которой ясно упоминается династическое имя Шайлендра как Шайлендравамшатилака появляется , - это надпись Каласан (778 г.) на центральной Яве, в которой упоминается ее правитель Махараджа Дьях Панчапана Карияна Панамкарана и отмечается создание буддийской святыни Чанди Каласан . посвященный богине Таре . [2] [7]
Это имя также встречается в нескольких других надписях, таких как надпись Келурака (782 г.) и надпись Карангтенга (824 г.). За пределами Индонезии имя Шайлендра можно найти в надписи Лигор (775 г.) на Малайском полуострове и надписи Наланда (860 г.) в Индии. [7] Вполне возможно, что именно Панамкарана создал надпись Чайя, или Лигор (775 г.), и взял под свой контроль царство Шривиджаян на Малайском полуострове Южного Таиланда. [2]
Возможное происхождение
[ редактировать ]Хотя возникновение шайлендров произошло на равнине Кеду в центре Яваны, их происхождение было предметом дискуссий. [8] Помимо самой Явы, более ранняя родина находилась на Суматре , в Индии , Фунане или Камбодже предполагалось, что . Последние исследования, очевидно, свидетельствуют в пользу местного происхождения династии. Несмотря на свои связи со Шривиджая на Суматре и Тайско-Малайском полуострове, Шайлендры, скорее всего, имели яванское происхождение. [2] : 27
Ява
[ редактировать ]Одна из теорий предполагает, что Шайлендра был коренной яванской династией, а династия Санджая на самом деле была ветвью Шайлендры, поскольку Шри Санджая и его потомки принадлежат к семье Шайлендра, которая изначально была шиваистскими правителями Королевства Матарам . [9] Ассоциация Шайлендры с буддизмом Махаяны началась после обращения Панарабана или Панангкарана в буддизм. Эта теория основана на Карита Парахьянган , в которой рассказывается о больном короле Санджая, приказавшем своему сыну Ракаю Панарабану или Панангкарану обратиться в буддизм, потому что их веры в Шиву люди опасались в пользу пацифистской буддийской веры. Обращение Панангкарана в буддизм также соответствует надписи Раджи Шанкхары , в которой рассказывается о короле по имени Шанкхара (идентифицированном как Панангкаран), перешедшем в буддизм, потому что люди боялись его шиваитской веры. К сожалению, надпись Раджа Санкхара сейчас отсутствует.
Суматра
[ редактировать ]Другие ученые считают, что расширение буддийского королевства Шривиджая было связано с возвышением династии на Яве. [10] Сторонники этой связи подчеркивают общее покровительство Махаяны; смешанные браки и надпись Лигор. А также тот факт, что некоторые надписи Шайлендры были написаны на старо-малайском языке , что предполагает связь со Шривиджайей или Суматрой. Имя «Селендра» впервые упоминается в надписи Соджомерто как «Дапунта Селендра». Дапунта Селендра считается предком Шайлендры. Титул Дапунта похож на титул короля Шривиджая Дапунты Хьянга Шри Джаянасы , а надпись, хотя и обнаруженная на северном побережье Центральной Явы, была написана на старомалайском языке, что предполагает суматранское происхождение или связь Шривиджая с этой семьей. Надпись Соджомерто часто используется как свидетельство того, что династия Шайлендра произошла с Суматры, поскольку она предполагает слово Селендра как малайское обозначение Шайлендры и предполагает, что Дапунта Селендра был предшественником династии. Недавние исследования не выявили таких доказательств: по мнению Даме, надпись Соджомерто датируется началом 9 века. [11] поместив его после надписи Кедукан Букит (683 г. н.э.). Кроме того, имя Селендра из надписи Соджомерто, похоже, не имеет ничего общего с Шайлендрой: в надписи упоминаются слова хакаиру и дайва , которые имеют дифтонг ай, так что дифтонг также следует использовать в имени Дапунта Селендра . Кроме того, эта теория устарела, поскольку нет данных о существовании династии Шайлендра на Суматре ранее девятого века и о том, что Шривиджая не смог завоевать Яву. Произошло обратное — династия Шайлендра подчинила Шривиджая и ее территорию на Малайском полуострове. [2] : 22–27
Одиша (Калинга)
[ редактировать ]Согласно старой теории Рамеша Чандры Маджумдара (1933), индийского учёного, династия Шайлендра, утвердившаяся на Индонезийском архипелаге, произошла из Калинга (современная Одиша ) в Восточной Индии. [12] Этого мнения придерживаются также Нилаканта Шастри и Дж. Л. Моенс. Моэнс (1937) далее описывает, что Шайлендры возникли в Индии и обосновались в Палембанге до прибытия Дапунта Хьянга Шри Джаянасы Шривиджаи . В 683 году Шайлендры двинулись на Яву из-за давления, оказанного Дапунта Хьянгом и его войсками. [13]
Предложение со скидкой
[ редактировать ]В 1934 году французский учёный Коедес предложил установить отношения с королевством Фунан в Камбодже . Коедес считал, что правители Фунанеса использовали схожие по звучанию титулы «горных владык», но некоторые специалисты по Камбодже не приняли это во внимание. Они считают, что исторических свидетельств существования таких титулов в период Фунана нет. [14]
Шайлендрас на Яве
[ редактировать ]Правители Шайлендры поддерживали теплые отношения, включая брачные союзы со Шривиджайей на Суматре . Например, Самагравира женился на Деви Таре, дочери Шривиджаяна Махараджи Дхармасету . Взаимный союз между двумя королевствами гарантировал, что Шривиджая не нужно было опасаться появления яванского соперника и что Шайлендра имели доступ к международному рынку.
В надписи Карангтенга, датированной 824 годом, упоминается царь Самаратунгга. Его дочь по имени Прамодхавардхани открыла Джиналаю , священное буддийское святилище. В надписи также упоминается священное буддийское здание под названием Венувана, где поместили кремированный прах царя Индры. В надписи Три Тепусан, датированной 842 годом, упоминается о землях сима (необлагаемых налогом), предоставленных Шри Кахулунаном (Прамодхавардхани, дочерью Самаратунгги) для обеспечения финансирования и содержания камулана по имени Бхумисамбхара . [15] Сам Камулан происходит от слова мула, что означает «место происхождения», священное здание в честь предков . Эти находки позволили предположить, что либо предки Шайлендры произошли из Центральной Явы, либо это признак того, что Шайлендра обосновались на Яве. Каспарис предположил, что Бхуми Самбхара Бхудхара , что на санскрите означает «Гора объединенных добродетелей десяти стадий состояния Бодхисаттвы », было первоначальным названием Боробудура. [16]
Полученная более старая версия гласит, что династия Шайлендра существовала рядом с династией Санджая на Яве. Большая часть этого периода характеризовалась мирным сосуществованием и сотрудничеством, но к середине 9 века отношения ухудшились. Около 852 года правитель Санджая Пикатан победил Балапутру, потомка монарха Шайлендры Самаратунги и принцессы Тары. Это положило конец присутствию Шайлендры на Яве, и Балапутра отступил в королевство Шривиджая на Суматре, где он стал верховным правителем. [17] [18] : 108
Более ранние историки, такие как Н. Дж. Кром и Коедес, склонны приравнивать Самагравиру и Самаратунггу к одному и тому же человеку. [18] : 108 Однако более поздние историки, такие как Сламет Мулджана, приравнивают Самаратунггу к Ракай Гарунгу, упомянутому в надписи Мантьясиха как пятому монарху Королевства Матарам . Это означает, что Самаратунгга был преемником Самарагравиры, а Балапутрадева , который также является сыном Самаратунги, является младшим братом Самаратунгги и правил в Суварнадвипе (Суматра), и он не является сыном Самаратунгги. Эта версия утверждает, что правление Балапутры на Суматре оспорило легитимацию Пикатана-Прамодхавардхани на Яве, утверждая, что его племянница и ее муж имеют меньше прав на управление Явой по сравнению с его.
В 851 году арабский купец по имени Сулейман записал случай, когда яванские Сайлендры устроили внезапное нападение на кхмеров, подойдя к столице со стороны реки после морского перехода с Явы. Молодой король Кхмера позже был наказан Махараджей, и впоследствии королевство стало вассалом династии Сайлендра. [19] : 35 В 916 году нашей эры Абу Заид Хасан упомянул, что государство под названием Забаг вторглось в Кхмерское королевство, используя 1000 судов «среднего размера», что привело к победе Забага. Затем голову кхмерского короля доставили в Забаг. [20] : 137–138 Независимо от того, была ли эта история правдой или нет, или это просто легенда, она может быть связана с независимостью Камбоджи от яванского сюзеренитета в 802 году нашей эры. Забаг может соответствовать Джаваке/Яваке, что может относиться к Яве или Южной Суматре. [21] : 269, 302
Шайлендрас на Суматре
[ редактировать ]После 824 г. в яванских эпиграфических записях больше нет упоминаний о доме Шайлендры. Около 860 года это имя снова появляется в надписи Наланда в Индии. Согласно тексту, царь Бенгалии Девапаладева ( империя Пала ) передал «Балапутре, царю Суварна-двипы» (Суматра) доходы от 5 деревень буддийскому монастырю недалеко от Бодхгаи. Балапутру считали потомком династии Шайлендра и внуком короля Явы. [18] : 108–109 [22]
Из Суматры Шайлендры также поддерживали зарубежные отношения с королевством Чола в Южной Индии, о чем свидетельствуют несколько южноиндийских надписей. В надписи XI века упоминается о предоставлении доходов местному буддийскому святилищу, построенному в 1005 году королем Шривиджая. Несмотря на то, что отношения изначально были довольно сердечными, в 1025 году вспыхнули военные действия. [23] Раджендра Чола I, император династии Чола, завоевал некоторые территории династии Шайлендра в 11 веке. [24] Разрушения, вызванные вторжением Чола в Шривиджая в 1025 году, ознаменовали конец семьи Шайлендра как правящей династии на Суматре. Последний царь династии Шайлендра — махараджа Санграма Виджаятунггаварман — был заключен в тюрьму и взят в заложники. Тем не менее, к концу 11 века дружба между двумя государствами была восстановлена. В 1090 году старому буддийскому святилищу была дарована новая грамота, это последняя известная надпись со ссылкой на Шайлендры. Из-за отсутствия законного преемника династия Шайлендра, похоже, прекратила править. Другая семья в Шривиджайской мандале заняла трон: новый Махарадж по имени Шри Дева , согласно китайскому источнику, основал новую династию, чтобы править Шривиджаей. Он отправил посольство ко двору Китая в 1028 году нашей эры.
Шайлендрас на Бали
[ редактировать ]Говорят, что Шри Кесари Вармадева был буддийским королем из династии Шайлендра, который возглавил военную экспедицию. [25] создать буддийское правительство Махаяны на Бали . [26] В 914 году он оставил запись о своих усилиях на столбе Беланджонг в Сануре на Бали. Согласно этой надписи, династия Вармадева, вероятно, была ветвью Шайлендрасов, правивших Бали.
Список правителей Шайлендрана
[ редактировать ]Традиционно считалось, что период Шайлендры охватывает период с 8 по 9 века, ограниченный только Центральной Явой, от эпохи Панангкарана до Самаратунгги. Однако недавняя интерпретация предполагает, что мог существовать более длительный период семьи Шайлендра, с начала 9 века (указ надписи Соджомерто) до начала 11 века (падение династии Шайлендран Шривиджая под вторжением Чола). В течение определенного периода Шайлендрас правил как Центральной Явой, так и Суматрой. Их союз и смешанные браки с правящей семьей Шривиджаян привели к слиянию двух королевских домов, и Шайлендран, наконец, стал правящей семьей Шривиджайи и Матарама (Центральная Ява).
Некоторые историки пытались восстановить порядок и список правителей Шайлендры, хотя по поводу списка есть некоторые разногласия. Бочари пытался реконструировать раннюю стадию правления Шайлендры на основе надписи Соджомерто, в то время как другие историки, такие как Сламет Мулджана и Поербатджарака, пытались реконструировать список королей Шайлендрана среднего и позднего периода с их связями с Санджаей и Шривиджаей, основываясь на надписях и Карита Парахьянган. рукопись. Однако произошла некоторая путаница, поскольку Шайлендра, похоже, правит многими королевствами; Калингга, Матарам, а затем Шривиджая. В результате имена одних и тех же королей часто пересекались и, кажется, правили этими королевствами одновременно. Вопросительный знак (?) означает сомнение или предположение из-за нехватки доступных достоверных источников.
Дата | Имя короля или правителя | Капитал | Каменная надпись и источник исторических сведений | Событие |
---|---|---|---|---|
674—703 | Также (?) | Калинга , где-то между Пекалонганом и Джепарой. | Карита Парахьянган , китайский отчет о визитах Хви-нинга в королевство Хо-лин (664 г.) и правлении королевы Си-мо (674 г.) | Управление королевством Калингга |
703—710 | масляная ванна (?) | ? | История Парахьянгана | Зять Шимы, правящий королевством Галух. |
710—717 | Истинный | ? | Надпись Канггал (732 г.), Карита Парахьянган | Санна правил Явой, но после его смерти королевство погрузилось в хаос из-за узурпатора или иностранного вторжения. |
717—760 | Санджая | Матарам , Центральная Ява | Надпись Канггал (732 г.), Карита Парахьянган | Санджая, племянник (или сын?) Санны, восстановил порядок и взошел на трон; некоторые ранние историки восприняли это событие как основание новой династии Санджая , в то время как другие считают, что это всего лишь продолжение Шайлендры. |
760—775 | Ракай Панангкаран | Матарам , Центральная Ява | Надпись Раджа Санкхара , надпись Каласан (778 г.), Карита Парахьянган | Ракай Панангкаран обратился из шиваизма в буддизм Махаяны, строительство Каласан храма [18] : 89 |
775—800 | Дхараниндра | Матарам , Центральная Ява | Надпись Келурака (782 г.), надпись Лигора (ок. 782 или 787 г.) [18] : 91 | Также правил Шривиджайей на Суматре, строил храм Манджушригриха , начал строительство Боробудура (ок. 770 г.), Ява управлял Лигором и Южной Камбоджей (Ченла) (ок. 790 г.). |
800—812 | Самарагравира [18] : 92–93 | Матарам , Центральная Ява | Лигорская надпись (ок. 787 г.) | Также правил Шривиджайей , потерявшей Камбоджу (802 г.) |
812—833 | Самаратунга | Матарам , Центральная Ява | Надпись Карангтенга (824 г.) [18] : 92 | Также правил Шривиджая , завершение Боробудура (825 г.) |
833—856 | Прамодхавардхани правит вместе со своим мужем Ракаем Пикатаном. [18] : 108 | Матарам , Центральная Ява | Надпись Шиваграхи (856 г.) | Разгромлен и изгнан Балапутру в Шривиджая (Суматра). Строительство храмов Прамбанан и Плаосан . Преемников Пикатана, серии царей Матарама от Локапалы (850–890) до Вавы (924–929), можно рассматривать как продолжение линии Шайлендры, хотя король Балитунг (898–910) в надписи Мантьясих (907) искал предка только до Санджая, таким образом, была подтверждена теория династии Санджая . |
833—850 | Балапутрадева | Шривиджая , Южная Суматра | Надпись Шивагрхи (856 г.), надпись Наланды (860 г.) | Побежден Пикатаном-Прамодхавардхани, изгнан с Центральной Явы, нашел убежище на Суматре и правил Шривиджайей , заявив, что является законным преемником династии Шайлендра с Явы. [18] : 108 |
в. 960 | Шри Удаядитьяварман | Шривиджая , Южная Суматра | Посольства в Китае (960 и 962 гг.) | Отправка посольств, дани и торговой миссии в Китай |
в. 980 | Хаджи (Хиа-Че) | Шривиджая , Южная Суматра | Посольства в Китае (980–983 гг.) | Отправка посольств, дани и торговой миссии в Китай |
в. 988 | Шри Кудамани Вармадева | Шривиджая , Южная Суматра | Посольства в Китае (988-992-1003), Танджорская надпись или Лейденская надпись (1044 г.) | Отправка посольств, дани и торговых миссий в Китай, вторжение яванского короля Дхармаванги в Шривиджая, строительство храма для китайского императора, дар деревни Раджа-раджей I. |
в. 1008 | Шри Маравиджайоттунгга | Шривиджая , Южная Суматра | Посольства в Китае (1008) | Отправка посольств, дани и торговой миссии в Китай (1008 г.) |
в. 1017 | Суматра, земля | Шривиджая , Южная Суматра | Посольства в Китай (1017) | Отправка посольств, дани и торговой миссии в Китай (1017) |
в. 1025 | Санграма Виджаятунгаварман | Шривиджая , Южная Суматра | Надпись Чола на храме Раджараджи, Танджор | Набег Чолы на Шривиджаю , столицу, захваченную Раджендрой Чолой. |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кодес, Г (1983). Становление Юго-Восточной Азии . перевод Х. М. Райта. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 96. ИСБН 9780520050617 . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Захаров, Антон О. (август 2012 г.). «Переосмысление Шайлендрас» (PDF) . nsc.iseas.edu.sg . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии Центра Наланда-Сривиджая. Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
- ^ «Храмовый комплекс Боробудур» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 5 декабря 2006 г.
- ^ «Покровители буддизма, Шайлендры в разгар своего могущества на центральной Яве построили впечатляющие памятники и храмовые комплексы, самым известным из которых является Боробудур на равнине Кеду» (цитата по Hall 1985: 109).
- ^ «Династия Шайлендра» . Британская энциклопедия . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ Бочари (1966). «Предварительный отчет об открытии древнемалайской надписи в Соджомерто». МИСИ . III : 241–251.
- ^ Jump up to: а б Холл (1985: 110)
- ^ Рой Э. Джордан (2006). «Почему Шайлендры не были яванской династией». Индонезия и малайский мир . 34 (98): 3–22. дои : 10.1080/13639810600650711 . S2CID 162972179 .
- ^ (Поербатжарака, 1958: 254–264)
- ^ например, Муньос (2006: 139)
- ^ Дегроот, Вероник МЮ (2009). Канди, Космос и пейзаж. Осталось исследование распределения, ориентации и пространственной организации центральнояванского храма . Лейден, Нидерланды: Sidestone Press. п. 84. ИСБН 978-90-8890-039-6 . Проверено 7 ноября 2014 г.
- ^ Маджумдар, 1933: 121–141.
- ^ Моэнс, 1937: 317–487.
- ^ (Жак 1979; Викери 2003–2004)
- ^ Доктора. Р. Сукмоно (1988) [1973]. Введение в историю культуры Индонезии 2 , 2-е изд . (5-е переиздание). Джокьякарта: Издательство Канисиус. п. 46.
- ^ Валлаби. «Боробудур: Холмистый храм добродетели» . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 г. Проверено 10.12.2009 .
- ^ «Де Каспарис предположил, что в 856 году Балапутра потерпел поражение от Пикатана, после чего Балапутра отступил в Шривиджая, страну его матери, чтобы стать первым шайлендрским правителем Шривиджаи. Таким образом, в конце 9 века Шривиджаей правил буддийский правитель Шайлендра, в то время как Явой правил Пикатан и его преемники, покровительствовавшие Шиве» (ср. De Casparis, 1956; Hall, 1985: 111).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . Перевод Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Руни, Дон (16 апреля 2011 г.). Ангкор, удивительные кхмерские храмы Камбоджи . Гонконг: Публикации Одиссеи. ISBN 978-9622178021 . Проверено 21 января 2019 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Муньос, Поль Мишель (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова . Сингапур: Издания Дидье Милле.
- ^ Микшич, Джон Н.; Го, Геок Ян (2017). Древняя Юго-Восточная Азия . Лондон: Рутледж.
- ^ Холл (1985: 109)
- ^ Холл (1985: 200)
- ^ Индийская цивилизация и культура Сухаса Чаттерджи, стр. 499
- ^ Справочник по Бали с Ломбоком и Восточными островами, автор: Лиз Капальди, Джошуа Элиот, стр. 98 [1]
- ^ Бали и Ломбок Лесли Ридер, Люси Ридаут стр.156
Ссылки
[ редактировать ]- Де Каспарис, Дж. Г. де (1956). Прашасти Индонезия II: Избранные надписи VII-IX веков нашей эры . Бандунг: Масу Бару, 1956 г.
- Кеннет Перри Лэндон (1969). Юго-Восточная Азия. Перекресток религий . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-46840-2 .
- Бриггс, Лоуренс Палмер (1951). «[Обзор] Юго-Восточной Азии. Перекресток религий К. П. Лэндона». Дальневосточный ежеквартальный вестник . 9 (3): 271–277.
- Г. Коедес (1934). «О происхождении Саилендры Индонезии». Журнал Общества Большой Индии . Я : 61–70.
- КР Холл (1985). Морская торговля и государственное развитие в ранней Юго-Восточной Азии . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-0959-9 .
- Клод Жак (1979). « Фунань, Чжэнла. Реальность, скрытая этими китайскими взглядами на Индокитай». В Р.Б. Смите и В. Уотсоне (ред.). Ранняя Юго-Восточная Азия. Очерки археологии, истории и исторической географии . Нью-Йорк/Куала-Лумпур: Издательство Оксфордского университета. стр. 371–389.
- М. Викери (2003–2004 гг.). «Обзор Фунана: деконструкция древних». Бюллетень Французской школы Крайнего Востока . 90 : 101–143. дои : 10.3406/befeo.2003.3609 . S2CID 192026203 .
- Поль Мишель Муньос (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова . Издания Дидье Милле. ISBN 981-4155-67-5 .