Jump to content

Династия Шайлендра

Барельеф Боробудура 8-го века изображает короля, сидящего в позе Махараджалиласана ( поза короля или королевская непринужденность ), со своей королевой и их подданными. Сцена основана на королевском дворе Шайлендрана.

Шайлендра Династия ( IAST : Śailēndra , Индонезийское произношение: [ʃaɪlenˈdraː] происходит от санскритских слов Śaila и Indra , что означает «Царь горы». [1] также пишется Сайлендра , Сьяйлендра или Селендра ) — название известной индианизированной династии, возникшей на Яве в 8-м веке , правление которой ознаменовало культурный ренессанс в регионе. [2] Шайлендры были активными пропагандистами Махаяны буддизма и покрыли равнину Кеду на Центральной Яве буддийскими памятниками , одним из которых является колоссальная ступа Боробудур внесенная в , ныне ЮНЕСКО список Всемирного наследия . [3] [4] [5]

Считается, что Шайлендры были талассократией и правили обширными территориями морской Юго-Восточной Азии; однако они также занимались сельским хозяйством, интенсивно выращивая рис на равнине Кеду в Центральной Яве. Династия представляла собой правящую семью Королевства Матарам на Центральной Яве и в течение некоторого периода времени Королевства Шривиджая на Суматре.

Надписи, созданные Шайлендрасом, написаны на трех языках; Древнеяванский , старомалайский и санскрит — написанные либо алфавитом кави , либо письмом, предшествующим нагари . Использование старомалайского языка вызвало предположения о суматранском происхождении или шривиджайской связи этой семьи. С другой стороны, использование древнеяванского языка предполагает их прочное политическое положение на Яве. Использование санскрита обычно указывает на официальный характер и/или религиозное значение события, описанного в той или иной надписи.

Первоисточники

[ редактировать ]

В надписи Соджомерто (9 век н.э.), обнаруженной в Регентстве Батанг , Центральная Ява, упоминаются имена Дапунта Селендра и Селендранама . Имя «Селендра» было предложено как другое написание Шайлендры, что означает, что Дапунта Селендра был прародителем семьи Шайлендра на Центральной Яве. [6] Однако недавний анализ показал, что это неправда: в надписи есть дифтонг ai , поэтому маловероятно, что Селендра было другим именем Шайлендры, и, таким образом, суматранское происхождение династии Сайлендра не было доказано. [2] : 24–25 

Самая ранняя датированная надпись в Индонезии, в которой ясно упоминается династическое имя Шайлендра как Шайлендравамшатилака появляется , - это надпись Каласан (778 г.) на центральной Яве, в которой упоминается ее правитель Махараджа Дьях Панчапана Карияна Панамкарана и отмечается создание буддийской святыни Чанди Каласан . посвященный богине Таре . [2] [7]

Это имя также встречается в нескольких других надписях, таких как надпись Келурака (782 г.) и надпись Карангтенга (824 г.). За пределами Индонезии имя Шайлендра можно найти в надписи Лигор (775 г.) на Малайском полуострове и надписи Наланда (860 г.) в Индии. [7] Вполне возможно, что именно Панамкарана создал надпись Чайя, или Лигор (775 г.), и взял под свой контроль царство Шривиджаян на Малайском полуострове Южного Таиланда. [2]

Возможное происхождение

[ редактировать ]

Хотя возникновение шайлендров произошло на равнине Кеду в центре Яваны, их происхождение было предметом дискуссий. [8] Помимо самой Явы, более ранняя родина находилась на Суматре , в Индии , Фунане или Камбодже предполагалось, что . Последние исследования, очевидно, свидетельствуют в пользу местного происхождения династии. Несмотря на свои связи со Шривиджая на Суматре и Тайско-Малайском полуострове, Шайлендры, скорее всего, имели яванское происхождение. [2] : 27 

Рельеф Боробудура, изображающий королевского слона в сопровождении солдат, в эпоху Матарама (Меданга) на острове Ява.

Одна из теорий предполагает, что Шайлендра был коренной яванской династией, а династия Санджая на самом деле была ветвью Шайлендры, поскольку Шри Санджая и его потомки принадлежат к семье Шайлендра, которая изначально была шиваистскими правителями Королевства Матарам . [9] Ассоциация Шайлендры с буддизмом Махаяны началась после обращения Панарабана или Панангкарана в буддизм. Эта теория основана на Карита Парахьянган , в которой рассказывается о больном короле Санджая, приказавшем своему сыну Ракаю Панарабану или Панангкарану обратиться в буддизм, потому что их веры в Шиву люди опасались в пользу пацифистской буддийской веры. Обращение Панангкарана в буддизм также соответствует надписи Раджи Шанкхары , в которой рассказывается о короле по имени Шанкхара (идентифицированном как Панангкаран), перешедшем в буддизм, потому что люди боялись его шиваитской веры. К сожалению, надпись Раджа Санкхара сейчас отсутствует.

Другие ученые считают, что расширение буддийского королевства Шривиджая было связано с возвышением династии на Яве. [10] Сторонники этой связи подчеркивают общее покровительство Махаяны; смешанные браки и надпись Лигор. А также тот факт, что некоторые надписи Шайлендры были написаны на старо-малайском языке , что предполагает связь со Шривиджайей или Суматрой. Имя «Селендра» впервые упоминается в надписи Соджомерто как «Дапунта Селендра». Дапунта Селендра считается предком Шайлендры. Титул Дапунта похож на титул короля Шривиджая Дапунты Хьянга Шри Джаянасы , а надпись, хотя и обнаруженная на северном побережье Центральной Явы, была написана на старомалайском языке, что предполагает суматранское происхождение или связь Шривиджая с этой семьей. Надпись Соджомерто часто используется как свидетельство того, что династия Шайлендра произошла с Суматры, поскольку она предполагает слово Селендра как малайское обозначение Шайлендры и предполагает, что Дапунта Селендра был предшественником династии. Недавние исследования не выявили таких доказательств: по мнению Даме, надпись Соджомерто датируется началом 9 века. [11] поместив его после надписи Кедукан Букит (683 г. н.э.). Кроме того, имя Селендра из надписи Соджомерто, похоже, не имеет ничего общего с Шайлендрой: в надписи упоминаются слова хакаиру и дайва , которые имеют дифтонг ай, так что дифтонг также следует использовать в имени Дапунта Селендра . Кроме того, эта теория устарела, поскольку нет данных о существовании династии Шайлендра на Суматре ранее девятого века и о том, что Шривиджая не смог завоевать Яву. Произошло обратное — династия Шайлендра подчинила Шривиджая и ее территорию на Малайском полуострове. [2] : 22–27 

Одиша (Калинга)

[ редактировать ]

Согласно старой теории Рамеша Чандры Маджумдара (1933), индийского учёного, династия Шайлендра, утвердившаяся на Индонезийском архипелаге, произошла из Калинга (современная Одиша ) в Восточной Индии. [12] Этого мнения придерживаются также Нилаканта Шастри и Дж. Л. Моенс. Моэнс (1937) далее описывает, что Шайлендры возникли в Индии и обосновались в Палембанге до прибытия Дапунта Хьянга Шри Джаянасы Шривиджаи . В 683 году Шайлендры двинулись на Яву из-за давления, оказанного Дапунта Хьянгом и его войсками. [13]

Предложение со скидкой

[ редактировать ]

В 1934 году французский учёный Коедес предложил установить отношения с королевством Фунан в Камбодже . Коедес считал, что правители Фунанеса использовали схожие по звучанию титулы «горных владык», но некоторые специалисты по Камбодже не приняли это во внимание. Они считают, что исторических свидетельств существования таких титулов в период Фунана нет. [14]

Шайлендрас на Яве

[ редактировать ]
Боробудур , крупнейшее буддийское сооружение в мире.

Правители Шайлендры поддерживали теплые отношения, включая брачные союзы со Шривиджайей на Суматре . Например, Самагравира женился на Деви Таре, дочери Шривиджаяна Махараджи Дхармасету . Взаимный союз между двумя королевствами гарантировал, что Шривиджая не нужно было опасаться появления яванского соперника и что Шайлендра имели доступ к международному рынку.

В надписи Карангтенга, датированной 824 годом, упоминается царь Самаратунгга. Его дочь по имени Прамодхавардхани открыла Джиналаю , священное буддийское святилище. В надписи также упоминается священное буддийское здание под названием Венувана, где поместили кремированный прах царя Индры. В надписи Три Тепусан, датированной 842 годом, упоминается о землях сима (необлагаемых налогом), предоставленных Шри Кахулунаном (Прамодхавардхани, дочерью Самаратунгги) для обеспечения финансирования и содержания камулана по имени Бхумисамбхара . [15] Сам Камулан происходит от слова мула, что означает «место происхождения», священное здание в честь предков . Эти находки позволили предположить, что либо предки Шайлендры произошли из Центральной Явы, либо это признак того, что Шайлендра обосновались на Яве. Каспарис предположил, что Бхуми Самбхара Бхудхара , что на санскрите означает «Гора объединенных добродетелей десяти стадий состояния Бодхисаттвы », было первоначальным названием Боробудура. [16]

Полученная более старая версия гласит, что династия Шайлендра существовала рядом с династией Санджая на Яве. Большая часть этого периода характеризовалась мирным сосуществованием и сотрудничеством, но к середине 9 века отношения ухудшились. Около 852 года правитель Санджая Пикатан победил Балапутру, потомка монарха Шайлендры Самаратунги и принцессы Тары. Это положило конец присутствию Шайлендры на Яве, и Балапутра отступил в королевство Шривиджая на Суматре, где он стал верховным правителем. [17] [18] : 108 

Более ранние историки, такие как Н. Дж. Кром и Коедес, склонны приравнивать Самагравиру и Самаратунггу к одному и тому же человеку. [18] : 108  Однако более поздние историки, такие как Сламет Мулджана, приравнивают Самаратунггу к Ракай Гарунгу, упомянутому в надписи Мантьясиха как пятому монарху Королевства Матарам . Это означает, что Самаратунгга был преемником Самарагравиры, а Балапутрадева , который также является сыном Самаратунги, является младшим братом Самаратунгги и правил в Суварнадвипе (Суматра), и он не является сыном Самаратунгги. Эта версия утверждает, что правление Балапутры на Суматре оспорило легитимацию Пикатана-Прамодхавардхани на Яве, утверждая, что его племянница и ее муж имеют меньше прав на управление Явой по сравнению с его.

В 851 году арабский купец по имени Сулейман записал случай, когда яванские Сайлендры устроили внезапное нападение на кхмеров, подойдя к столице со стороны реки после морского перехода с Явы. Молодой король Кхмера позже был наказан Махараджей, и впоследствии королевство стало вассалом династии Сайлендра. [19] : 35  В 916 году нашей эры Абу Заид Хасан упомянул, что государство под названием Забаг вторглось в Кхмерское королевство, используя 1000 судов «среднего размера», что привело к победе Забага. Затем голову кхмерского короля доставили в Забаг. [20] : 137–138  Независимо от того, была ли эта история правдой или нет, или это просто легенда, она может быть связана с независимостью Камбоджи от яванского сюзеренитета в 802 году нашей эры. Забаг может соответствовать Джаваке/Яваке, что может относиться к Яве или Южной Суматре. [21] : 269, 302 

Шайлендрас на Суматре

[ редактировать ]

После 824 г. в яванских эпиграфических записях больше нет упоминаний о доме Шайлендры. Около 860 года это имя снова появляется в надписи Наланда в Индии. Согласно тексту, царь Бенгалии Девапаладева ( империя Пала ) передал «Балапутре, царю Суварна-двипы» (Суматра) доходы от 5 деревень буддийскому монастырю недалеко от Бодхгаи. Балапутру считали потомком династии Шайлендра и внуком короля Явы. [18] : 108–109  [22]

Из Суматры Шайлендры также поддерживали зарубежные отношения с королевством Чола в Южной Индии, о чем свидетельствуют несколько южноиндийских надписей. В надписи XI века упоминается о предоставлении доходов местному буддийскому святилищу, построенному в 1005 году королем Шривиджая. Несмотря на то, что отношения изначально были довольно сердечными, в 1025 году вспыхнули военные действия. [23] Раджендра Чола I, император династии Чола, завоевал некоторые территории династии Шайлендра в 11 веке. [24] Разрушения, вызванные вторжением Чола в Шривиджая в 1025 году, ознаменовали конец семьи Шайлендра как правящей династии на Суматре. Последний царь династии Шайлендра — махараджа Санграма Виджаятунггаварман — был заключен в тюрьму и взят в заложники. Тем не менее, к концу 11 века дружба между двумя государствами была восстановлена. В 1090 году старому буддийскому святилищу была дарована новая грамота, это последняя известная надпись со ссылкой на Шайлендры. Из-за отсутствия законного преемника династия Шайлендра, похоже, прекратила править. Другая семья в Шривиджайской мандале заняла трон: новый Махарадж по имени Шри Дева , согласно китайскому источнику, основал новую династию, чтобы править Шривиджаей. Он отправил посольство ко двору Китая в 1028 году нашей эры.

Шайлендрас на Бали

[ редактировать ]

Говорят, что Шри Кесари Вармадева был буддийским королем из династии Шайлендра, который возглавил военную экспедицию. [25] создать буддийское правительство Махаяны на Бали . [26] В 914 году он оставил запись о своих усилиях на столбе Беланджонг в Сануре на Бали. Согласно этой надписи, династия Вармадева, вероятно, была ветвью Шайлендрасов, правивших Бали.

Список правителей Шайлендрана

[ редактировать ]

Традиционно считалось, что период Шайлендры охватывает период с 8 по 9 века, ограниченный только Центральной Явой, от эпохи Панангкарана до Самаратунгги. Однако недавняя интерпретация предполагает, что мог существовать более длительный период семьи Шайлендра, с начала 9 века (указ надписи Соджомерто) до начала 11 века (падение династии Шайлендран Шривиджая под вторжением Чола). В течение определенного периода Шайлендрас правил как Центральной Явой, так и Суматрой. Их союз и смешанные браки с правящей семьей Шривиджаян привели к слиянию двух королевских домов, и Шайлендран, наконец, стал правящей семьей Шривиджайи и Матарама (Центральная Ява).

Некоторые историки пытались восстановить порядок и список правителей Шайлендры, хотя по поводу списка есть некоторые разногласия. Бочари пытался реконструировать раннюю стадию правления Шайлендры на основе надписи Соджомерто, в то время как другие историки, такие как Сламет Мулджана и Поербатджарака, пытались реконструировать список королей Шайлендрана среднего и позднего периода с их связями с Санджаей и Шривиджаей, основываясь на надписях и Карита Парахьянган. рукопись. Однако произошла некоторая путаница, поскольку Шайлендра, похоже, правит многими королевствами; Калингга, Матарам, а затем Шривиджая. В результате имена одних и тех же королей часто пересекались и, кажется, правили этими королевствами одновременно. Вопросительный знак (?) означает сомнение или предположение из-за нехватки доступных достоверных источников.

Дата Имя короля или правителя Капитал Каменная надпись и источник исторических сведений Событие
674—703 Также (?) Калинга , где-то между Пекалонганом и Джепарой. Карита Парахьянган , китайский отчет о визитах Хви-нинга в королевство Хо-лин (664 г.) и правлении королевы Си-мо (674 г.) Управление королевством Калингга
703—710 масляная ванна (?) ? История Парахьянгана Зять Шимы, правящий королевством Галух.
710—717 Истинный ? Надпись Канггал (732 г.), Карита Парахьянган Санна правил Явой, но после его смерти королевство погрузилось в хаос из-за узурпатора или иностранного вторжения.
717—760 Санджая Матарам , Центральная Ява Надпись Канггал (732 г.), Карита Парахьянган Санджая, племянник (или сын?) Санны, восстановил порядок и взошел на трон; некоторые ранние историки восприняли это событие как основание новой династии Санджая , в то время как другие считают, что это всего лишь продолжение Шайлендры.
760—775 Ракай Панангкаран Матарам , Центральная Ява Надпись Раджа Санкхара , надпись Каласан (778 г.), Карита Парахьянган Ракай Панангкаран обратился из шиваизма в буддизм Махаяны, строительство Каласан храма [18] : 89 
775—800 Дхараниндра Матарам , Центральная Ява Надпись Келурака (782 г.), надпись Лигора (ок. 782 или 787 г.) [18] : 91  Также правил Шривиджайей на Суматре, строил храм Манджушригриха , начал строительство Боробудура (ок. 770 г.), Ява управлял Лигором и Южной Камбоджей (Ченла) (ок. 790 г.).
800—812 Самарагравира [18] : 92–93  Матарам , Центральная Ява Лигорская надпись (ок. 787 г.) Также правил Шривиджайей , потерявшей Камбоджу (802 г.)
812—833 Самаратунга Матарам , Центральная Ява Надпись Карангтенга (824 г.) [18] : 92  Также правил Шривиджая , завершение Боробудура (825 г.)
833—856 Прамодхавардхани правит вместе со своим мужем Ракаем Пикатаном. [18] : 108  Матарам , Центральная Ява Надпись Шиваграхи (856 г.) Разгромлен и изгнан Балапутру в Шривиджая (Суматра). Строительство храмов Прамбанан и Плаосан . Преемников Пикатана, серии царей Матарама от Локапалы (850–890) до Вавы (924–929), можно рассматривать как продолжение линии Шайлендры, хотя король Балитунг (898–910) в надписи Мантьясих (907) искал предка только до Санджая, таким образом, была подтверждена теория династии Санджая .
833—850 Балапутрадева Шривиджая , Южная Суматра Надпись Шивагрхи (856 г.), надпись Наланды (860 г.) Побежден Пикатаном-Прамодхавардхани, изгнан с Центральной Явы, нашел убежище на Суматре и правил Шривиджайей , заявив, что является законным преемником династии Шайлендра с Явы. [18] : 108 
в. 960 Шри Удаядитьяварман Шривиджая , Южная Суматра Посольства в Китае (960 и 962 гг.) Отправка посольств, дани и торговой миссии в Китай
в. 980 Хаджи (Хиа-Че) Шривиджая , Южная Суматра Посольства в Китае (980–983 гг.) Отправка посольств, дани и торговой миссии в Китай
в. 988 Шри Кудамани Вармадева Шривиджая , Южная Суматра Посольства в Китае (988-992-1003), Танджорская надпись или Лейденская надпись (1044 г.) Отправка посольств, дани и торговых миссий в Китай, вторжение яванского короля Дхармаванги в Шривиджая, строительство храма для китайского императора, дар деревни Раджа-раджей I.
в. 1008 Шри Маравиджайоттунгга Шривиджая , Южная Суматра Посольства в Китае (1008) Отправка посольств, дани и торговой миссии в Китай (1008 г.)
в. 1017 Суматра, земля Шривиджая , Южная Суматра Посольства в Китай (1017) Отправка посольств, дани и торговой миссии в Китай (1017)
в. 1025 Санграма Виджаятунгаварман Шривиджая , Южная Суматра Надпись Чола на храме Раджараджи, Танджор Набег Чолы на Шривиджаю , столицу, захваченную Раджендрой Чолой.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кодес, Г (1983). Становление Юго-Восточной Азии . перевод Х. М. Райта. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 96. ИСБН  9780520050617 . Проверено 11 сентября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Захаров, Антон О. (август 2012 г.). «Переосмысление Шайлендрас» (PDF) . nsc.iseas.edu.sg . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии Центра Наланда-Сривиджая. Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
  3. ^ «Храмовый комплекс Боробудур» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 5 декабря 2006 г.
  4. ^ «Покровители буддизма, Шайлендры в разгар своего могущества на центральной Яве построили впечатляющие памятники и храмовые комплексы, самым известным из которых является Боробудур на равнине Кеду» (цитата по Hall 1985: 109).
  5. ^ «Династия Шайлендра» . Британская энциклопедия . Проверено 11 сентября 2015 г.
  6. ^ Бочари (1966). «Предварительный отчет об открытии древнемалайской надписи в Соджомерто». МИСИ . III : 241–251.
  7. ^ Jump up to: а б Холл (1985: 110)
  8. ^ Рой Э. Джордан (2006). «Почему Шайлендры не были яванской династией». Индонезия и малайский мир . 34 (98): 3–22. дои : 10.1080/13639810600650711 . S2CID   162972179 .
  9. ^ (Поербатжарака, 1958: 254–264)
  10. ^ например, Муньос (2006: 139)
  11. ^ Дегроот, Вероник МЮ (2009). Канди, Космос и пейзаж. Осталось исследование распределения, ориентации и пространственной организации центральнояванского храма . Лейден, Нидерланды: Sidestone Press. п. 84. ИСБН  978-90-8890-039-6 . Проверено 7 ноября 2014 г.
  12. ^ Маджумдар, 1933: 121–141.
  13. ^ Моэнс, 1937: 317–487.
  14. ^ (Жак 1979; Викери 2003–2004)
  15. ^ Доктора. Р. Сукмоно (1988) [1973]. Введение в историю культуры Индонезии 2 , 2-е изд . (5-е переиздание). Джокьякарта: Издательство Канисиус. п. 46.
  16. ^ Валлаби. «Боробудур: Холмистый храм добродетели» . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 г. Проверено 10.12.2009 .
  17. ^ «Де Каспарис предположил, что в 856 году Балапутра потерпел поражение от Пикатана, после чего Балапутра отступил в Шривиджая, страну его матери, чтобы стать первым шайлендрским правителем Шривиджаи. Таким образом, в конце 9 века Шривиджаей правил буддийский правитель Шайлендра, в то время как Явой правил Пикатан и его преемники, покровительствовавшие Шиве» (ср. De Casparis, 1956; Hall, 1985: 111).
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . Перевод Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  19. ^ Руни, Дон (16 апреля 2011 г.). Ангкор, удивительные кхмерские храмы Камбоджи . Гонконг: Публикации Одиссеи. ISBN  978-9622178021 . Проверено 21 января 2019 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  20. ^ Муньос, Поль Мишель (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова . Сингапур: Издания Дидье Милле.
  21. ^ Микшич, Джон Н.; Го, Геок Ян (2017). Древняя Юго-Восточная Азия . Лондон: Рутледж.
  22. ^ Холл (1985: 109)
  23. ^ Холл (1985: 200)
  24. ^ Индийская цивилизация и культура Сухаса Чаттерджи, стр. 499
  25. ^ Справочник по Бали с Ломбоком и Восточными островами, автор: Лиз Капальди, Джошуа Элиот, стр. 98 [1]
  26. ^ Бали и Ломбок Лесли Ридер, Люси Ридаут стр.156
  • Де Каспарис, Дж. Г. де (1956). Прашасти Индонезия II: Избранные надписи VII-IX веков нашей эры . Бандунг: Масу Бару, 1956 г.
  • Кеннет Перри Лэндон (1969). Юго-Восточная Азия. Перекресток религий . Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-46840-2 .
  • Бриггс, Лоуренс Палмер (1951). «[Обзор] Юго-Восточной Азии. Перекресток религий К. П. Лэндона». Дальневосточный ежеквартальный вестник . 9 (3): 271–277.
  • Г. Коедес (1934). «О происхождении Саилендры Индонезии». Журнал Общества Большой Индии . Я : 61–70.
  • КР Холл (1985). Морская торговля и государственное развитие в ранней Юго-Восточной Азии . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN  0-8248-0959-9 .
  • Клод Жак (1979). « Фунань, Чжэнла. Реальность, скрытая этими китайскими взглядами на Индокитай». В Р.Б. Смите и В. Уотсоне (ред.). Ранняя Юго-Восточная Азия. Очерки археологии, истории и исторической географии . Нью-Йорк/Куала-Лумпур: Издательство Оксфордского университета. стр. 371–389.
  • М. Викери (2003–2004 гг.). «Обзор Фунана: деконструкция древних». Бюллетень Французской школы Крайнего Востока . 90 : 101–143. дои : 10.3406/befeo.2003.3609 . S2CID   192026203 .
  • Поль Мишель Муньос (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова . Издания Дидье Милле. ISBN  981-4155-67-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b38d72a88c74ff861fd19a416017c433__1714189740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/33/b38d72a88c74ff861fd19a416017c433.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shailendra dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)