Подарок
Королевство Ваджок ᨕᨀᨑᨘᨂᨛ ᨑᨗ ᨓᨍᨚ Аккарунгенг ри Ваджок | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1400 –1957 гг. | |||||||||
Статус | Часть Голландской Ост-Индии (1906–1949) Часть Индонезии (1949–1957) | ||||||||
Капитал | Тосора (до 1906 г.) Сенгкан (1906–1957) | ||||||||
Общие языки | Бугийский | ||||||||
Правительство | Выборная конституционная монархия [ 1 ] | ||||||||
Историческая эпоха | от раннего Нового до позднего Нового времени Периоды | ||||||||
• Учредил | начало 15 века | ||||||||
• Подчинено голландскому колониальному правительству. | 1906 | ||||||||
• Упразднено и преобразовано в регентство Южного Сулавеси. | 1957 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Индонезия |
Ваджок , также пишется Ваджо , Ваджо или Ваджок . [ а ] было выборным княжеством Бугис в восточной части полуострова Южный Сулавеси . Он был основан в 15 веке и достиг своего пика в 18 веке, когда на короткое время стал гегемоном Южного Сулавеси, заменив Боне . Ваджок сохранял свою независимость до тех пор, пока в начале 20 века он не был подчинен голландскому колониальному правительству . В той или иной форме оно продолжало существовать до середины 20 века, когда самоуправляющееся образование было преобразовано в Регентство Ваджо в новой независимой Республике Индонезия .
История
[ редактировать ]Ранняя история (ок. 1400–1582 гг.)
[ редактировать ]Возникновение Ваджока и других внутренних образований Южного Сулавеси связано с масштабной сельскохозяйственной экспансией и политической централизацией в 14 веке, чему способствовал рост внешнего спроса на рис Южного Сулавеси. [ 2 ] [ 3 ] Население росло по мере того, как ранее распространенное осевое земледелие все чаще заменялось интенсивным выращиванием влажного риса . Во всей внутренней части полуострова были вырублены леса и основаны новые поселения. [ 4 ] Сами жители Ваджока связывают возникновение своего государства с миграциями и основанием новых поселений. Ваджорский текст «Лонтарак Суккукна Ваджок» ( «Полная хроника Ваджока »), например, повествует историю аристократа Бугиса, который во время охотничьей экспедиции нашел «территорию с широкими полями, густыми лесами с дикими кабанами, оленями и буйволами, а также многочисленными озера изобилуют рыбой». [ 5 ] Затем он решил поселиться там и основал государство Синнотабик. [ 6 ] который в начале 15 века превратился в Ваджок. [ 7 ]
Традиция утверждает, что название «Ваджок» произошло от слова «баджок ». [ б ] дерево, под которым тогдашний правитель Синнотабика Ла Тенрибали [ с ] предположительно заключил общественный договор с тремя вождями Болика, чьи общины составляли ядро Ваджока. [ 8 ] [ 9 ] Ла Тенрибали был назначен править землями Болика и, таким образом, стал первым батара (правителем, букв. «Небо») Ваджока. [ 8 ] Третий батара Ваджока, Ла Патеддунги То Самаллангик, был вынужден отречься от престола своим народом, как сообщается, из-за его аморальных действий. Позже он был убит дворянином из Вахора. [ 10 ] Затем в Ваджоке были внесены изменения в конституцию, после чего был создан управляющий совет. В этот совет входил и возглавлялся выборный главный правитель, который с тех пор будет известен как арунг матаа (букв. «Старший лорд»). [ 11 ] ). Ла Палево То Палиппу из Беттемполы был выбран советом в качестве первого арунг матоа Ваджока. [ 12 ]
Во время правления четвертого старого короля , Ла Тадампарека, короля Маггалатунга ( ) гг. 1491–1521 . [ 13 ] ), Ваджок стал одним из крупнейших государств Буги. [ 14 ] [ 15 ] На рубеже 16-го века Ваджок смог обеспечить относительно более высокий статус в своих отношениях с соседним Лувуком , который был могущественным государством в Южном Сулавеси в 15-м веке и, предположительно, считался повелителем Ваджока. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Вместе с Лувуком Ваджок выиграл войну против соседнего государства Сиденренг в Аджатаппаренге , вынудив последнее уступить свои территории к северу от центральных озер Ваджоку. [ 16 ] [ 18 ] Ваджок под руководством Ла Тадампарека также поглотил остатки того, что могло быть основными территориями Китая, еще одного влиятельного раннего государства Буги. [ 19 ] Баланс сил в регионе еще больше изменился в начале 16 века, когда Боне , государство Буги к югу от Ваджока, одержало победу над Лувуком и, таким образом, заняло главенствующее положение в восточной части полуострова. [ 14 ] [ 20 ] [ 21 ] В то же время Макассара королевства-близнецы Гова и Таллок на западе также начали расширять свою власть . [ 22 ] В начале века Гова сотрудничал с Бонэ в войнах против Лувука и Ваджока. [ 23 ] но к середине века их борьба за гегемонию привела к тому, что Гова и Бонэ столкнулись друг с другом. К этому времени Ваджок также попал в сферу влияния Говы и поддержал Гову в войне против Бонэ в 1560-х годах. [ 24 ] [ 25 ]
Альянс Теллумокко и возвышение Гова-Таллоков (1582–1660)
[ редактировать ]Продолжающийся подъем Говы и его жесткое обращение со своими подчиненными Буги Ваджоком и Соппенгом побудили последних двоих подписать Тимурунгский договор, пакт о взаимной обороне, инициированный Бонэ в 1582 году. [ 26 ] Отношения между этими тремя союзными государствами Буги, также известными как Теллумпокко («Три державы», букв. «Три вершины»), определяются как отношения братьев: Бонэ выступает в роли старшего, Ваджок — среднего, а Соппенг — младшего. один. Он стремился вернуть себе автономию этих земель Буги и остановить экспансионизм Говы. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Последующие кампании Говы против Ваджока в 1582 году, а также против Боне в 1585 и 1588 годах были успешно отражены союзом. Другая кампания 1590 года была прекращена после убийства правителя Говы Тунижаллока . [ 30 ]
Тем не менее, к началу 17 века Гова и Таллок преуспели в том, чтобы стать наиболее доминирующими державами на полуострове Южный Сулавеси, поскольку они поддерживали международную торговлю и продвигали новую веру ислама . [ 31 ] Между 1608 и 1611 годами Гова провел успешные кампании по всему Южному Сулавеси, вынудив Соппенга принять ислам в 1609 году, Ваджока в 1610 году и Боне в 1611 году. [ 32 ] [ 33 ] После этого Теллумпокко передал контроль над своими иностранными делами Гове, хотя им было разрешено сохранить альянс и при этом сохранить значительную автономию в своих владениях. [ 27 ] [ 34 ] Эта договоренность оказалась весьма успешной и заручилась поддержкой буги. Ваджок, в частности, становился все более лояльным к Гове. Арунгская война с Маппассанге (годы правления 1627–1628). [ 35 ] ) даже предлагал охранять столицу Гова, когда ее правитель уезжал в экспедицию, хотя он не был обязан это делать. [ 34 ]
Ваджок вступил в новый конфликт, когда правитель Боне Ла Маддаремменг (годы правления 1626–1643) по политическим или религиозным причинам напал и разграбил Пенеки, одну из составляющих Ваджок общин. [ 27 ] [ 36 ] [ д ] Поскольку Ла Маддаремменг отказался выплатить компенсацию за товары, конфискованные в Пенеки, Ваджок и Боне начали войну друг против друга. [ 27 ] Гова и Соппенг встали на сторону Ваджока в этом конфликте, и объединенным силам удалось победить Бонэ в конце 1643 года. [ 37 ] [ 38 ] Бонэ был сурово наказан, став вассалом Говы. [ 27 ] с дворянином Бугисом, назначенным регентом , ответственным перед лордом Макассара. Последующее восстание, возглавляемое братом Ла Маддаремменга, также было подавлено , а статус Боне был понижен до статуса «раба» (то есть колонии), а его дворяне были насильственно переселены в Гова. [ 39 ] [ 40 ] Несколько оспариваемых территорий, принадлежавших Боне, были переданы Ваджоку, и большое количество жителей Боне было вынуждено работать бесплатно в Ваджоке. [ 41 ] [ 42 ] Это унижение укрепило чувство негодования среди жителей Бонэ как по отношению к Гове, так и к Ваджоку. [ 43 ] [ 44 ]
Макассарская война и миграции ваджорцев (1660–1730)
[ редактировать ]Ко второй четверти 17 века Гова и Таллок стали самыми политически и экономически могущественными государствами на востоке Индонезии. Попытка королевств-близнецов сохранить свою гегемонию привела их к конфликту с Голландской Ост-Индской компанией (VOC), которая хотела монополизировать торговлю пряностями на Молуккских островах . [ 43 ] [ 45 ] В 1660 году голландцы напали на Гова и сумели захватить форт Пакнаккукан. [ 46 ] Затем Гова заставил своих вассалов предоставить рабочую силу для строительства военных сооружений в ожидании дальнейшего конфликта, который в конечном итоге привел к восстанию, возглавленному благородным Бонэ Арунгом Палаккой . [ 47 ] Однако его попытка возродить альянс Теллумокко провалилась, поскольку Ваджок отказался разорвать договор с Говой и объединить силы с повстанцами. [ 43 ] [ 48 ] Не имея достаточной поддержки, восстание было успешно подавлено силами Говы и Ваджока, что вынудило Арунга Палакку бежать в Бутон , а затем в Батавию в поисках помощи у ЛОС. [ 49 ]
Во время Макассарской войны (1666–1669) Ваджок яростно поддерживал Гова против союза ЛОС и местных сил из Боне и других мест во главе с Арунгом Палаккой. Даже после падения двора Говы Сомбаопу и формальной капитуляции Говы и Таллока арунг матоа Ла Тенрилай То Сенгнгэн (годы правления 1658–1670) по-прежнему отказывался соблюдать Бунгайский договор и продолжал сопротивляться голландским силам и силам Бонэ. [ 50 ] [ 51 ] К середине 1670 года Арунг Палакка начал крупномасштабное вторжение в Ваджок. Несмотря на упорное сопротивление защитников Вахора, обнесенная стеной столица Тосора пала перед войсками под предводительством Боне в декабре 1670 года. Ла Тенрилай был убит в бою , а его преемник Ла Палилик То Малу (годы правления 1670–1679) был вынужден подписать договор, ограничивающий политические, торговые и военные полномочия Вахора, в дополнение к Бунгайскому договору. [ 52 ] [ 53 ] Несмотря на капитуляцию Ваджока, ему по-прежнему грозило суровое возмездие со стороны Арунга Палакки и народа Боне. Многие жители Вахора были похищены и подвергнуты преследованиям, а их имущество было конфисковано. [ 54 ] Бонэ также аннексировал прибрежные территории возле устья реки Сенрана , которая была единственным выходом Ваджока к морю. [ 55 ] Жалобам Ваджока голландцам в Макассаре по поводу произвольных действий Боне не было уделено особого внимания. К этому времени Арунг Палакка посылал солдат на помощь ЛОС в кампании на Яве , и ЛОС не хотела рисковать разрывом своих отношений с важным союзником. [ 56 ] [ 57 ]
Именно эти трудности, с которыми столкнулись вахорцы на своей родине, побудили их эмигрировать в другие места. [ 55 ] Хотя миграция всегда была важной частью вахорской культуры, она стала особенно заметной после Макассарской войны, когда большое количество вахорских мигрантов обосновались за границей в Макассаре, восточном Борнео , Малых Зондских островах и Малаккском проливе. область, среди других мест. [ 55 ] [ 58 ] [ 59 ] Эти общины диаспоры были связаны со своей родиной, а также друг с другом семейными, торговыми, политическими и юридическими узами. [ 60 ] К началу 18 века ряд ваджорских правителей начали использовать эти связи для оживления своей страны. Несколько правителей приказали своему народу за рубежом закупить оружие для перевооружения Ваджока. [ 60 ] [ 61 ] Внимание также уделялось торговле; один конкретный арунг матаа , Ла Тенриверрунг Пуанна Сангнгаджи (годы правления 1711–1713), даже провозгласил это моральным долгом, отметив, что жители Ваджока «не могли« стоять прямо », если они не искали богатства». [ 60 ] Его преемник, Ла Салевангенг То Тенрируа (годы правления 1713–1736), активно поддерживал международную торговлю более практичными способами. [ 62 ] Он углубил реку, ведущую в столицу Тосору, чтобы облегчить доступ для больших лодок, укрепил местную промышленность, потребовав от них назначать политических представителей, известных как аккаженангнгэн , создал официальную правительственную должность с особой ролью в содействии торговле и учредил фонд, который могут быть использованы для инвестиций в торговлю и сельское хозяйство, а также в целях социального обеспечения. [ 61 ] [ 62 ]
Ваджок при Ла Маддукелленге (1730–1754)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2020 г. ) |
После смерти Арунга Палакки в 1696 году ни один из его преемников не был столь же способен, как он, поддерживать гегемонию Боне над Южным Сулавеси. Это позволило торговле Вахора процветать без особых ограничений. [ 63 ] Взаимодействие между общинами вахорской диаспоры и их родиной усилилось, и оно достигло кульминации в 1730-х годах, когда изгнанный вахорец Ла Маддукелленг вернулся в Южный Сулавеси. [ 64 ] Сначала он и его последователи совершили набег на несколько общин в западной части полуострова и на островах недалеко от Макассара. [ 65 ] В 1736 году он принял на себя руководство Пенеки (государство, составляющее Ваджок) и вступил в конфронтацию с Боне. он занял должность арунг Матаа (годы правления 1736–1754). После ответного вторжения из Боне многие жители Вахора пришли поддержать Ла Маддукелленга, и вскоре после этого [ 66 ] [ и ] При поддержке народа он привел Ваджока к победе над Бонэ. [ 67 ] К середине 1737 года было подписано мирное соглашение, и Бонэ был обязан компенсировать все потери, которые Ваджок понес при правителях Боне после Макассарской войны. [ 68 ] Освободившись от господства Бонэ, Ваджок занял гегемонистское положение в Южном Сулавеси. [ 67 ] [ 69 ] в записи ваджора даже говорится, что Ваджок был признан лидером Теллумокко в то время. [ 68 ]
Правительство и политика
[ редактировать ]Список правителей [ ж ] | |
---|---|
Батара из Ваджока | |
Тенрибали | |
Матаэссо | |
Сотворение Небес | |
Арунг Матоа из Ваджока | |
Палево-Палиппу | (1474–1481) |
Ла Обби Сеттириварек | (1481–1486) |
От Тенритумпука до Лангика | (1486–1481) |
Божий Отец в журнале | (1491–1521) |
Тенрипакадо То Нампе | (1524–1535) |
Темасонже | (1535–1538) |
Варани в Теммагианг | (1538–1547) |
Маллагени | (1547) |
Ла-Маппапули-то-Аппадемменг | (1547–1564) |
Пакет «Ваш Пабелек» | (1564–1567) |
Ла-Мунгкачек — Уддаманг | (1567–1607) |
Ла Сангкуру Патаук Муладжаджи | (1607–1610) |
Ла-Маппепулу-Аппамоле | (1612–1616) |
La Samaléwa To Appakiung | (1616–1621) |
Поможет ему защитить | (1621–1626) |
В Маппассаунгнге | (1627–1628) |
Поможет ему защитить | (1628–1636) |
Страх перед Уддамангом | (1636–1639) |
Ла-Сигаджан-то-Бунн | (1639–1643) |
Ла колбаса в Патеммуи | (1643–1648) |
Теммассонгек Пуанна Даэли | (1648–1651) |
Параммак к реке | (1651–1658) |
Тенрилай То Сенгнгэн | (1658–1670) |
Район Малу | (1670–1679) |
Ла Париузи Даенг Маньямпак | (1679–1699) |
Ла Тенрисессу То Тимоэ | (1699–1702) |
Ла Маттонек — Саккек | (1702–1703) |
Ла Галиго в Сунию | (1703–1712) |
La Tenriwerrung Puanna Sangngaji | (1712–1715) |
Ла-Салевангенг-Тенрируа | (1715–1736) |
Ла Маддукелленг | (1736–1754) |
Ла Мадданака | (1754–1755) |
Ла Пассаунг Пуанна Ла Омок | (1758–1761) |
La Development г-жа Салово | (1761–1767) |
La Malliungeng To Alléong Скачать бесплатно Mp3 | (1767–1770) |
Ла Маллаленгенг | (1795–1817) |
Ла Мананг — Аппамаденг | (1821–1825) |
Ла Падденгенг Пуанна Паллагуна | (1839–1845) |
Защитник победителей | (1854–1859) |
Кольцо Акил Али | (1859–1885) |
Сердце | (1885–1891) |
Пассамулак | (1892–1897) |
Исхак Манггабарани | (1900–1916) |
Ла Тенриодданг | (1926–1933) |
Андик Мангконак | (1933–1949) |
Как и многие другие штаты Бугис, Ваджок представлял собой конфедерацию небольших политических и территориальных сообществ. Эти общины были связаны друг с другом, а также с центральным правительством Тосоры по-разному: от вассального подчинения до союза «как между братьями». [ 70 ] Государство Ваджок было разделено на три лимпо или главных района, а именно Беттемпола, Туа и Талотенренг, которые представляли три первоначальные общины-основатели. [ 71 ] [ 72 ] Каждый лимпо имел власть над несколькими меньшими сообществами, которые либо решили присоединиться к указанному лимпо, либо были завоеваны. [ 73 ] Каждая из этих общин имела значительную свободу со своим лидером и обычаями. Оно также может переключаться между разными государствами, и при этом и его народ, и его территория будут подчиняться новому государству. [ 74 ]
Верховного правителя Ваджока называли арунг матоа . [ 75 ] Арунг Матаа выбирался из числа представителей «белой крови» или знати. Должность арунг матаа не может занимать одновременно с другой должностью. Он также не может передаваться по наследству и может удерживаться пожизненно только до тех пор, пока правитель считается подходящим для этой должности. [ 76 ] Ожидалось, что правитель в доколониальном Южном Сулавеси будет подчиняться государству и адату или обычному праву, определяющему автономию местных сообществ; невыполнение этого требования может привести к отстранению от должности. действий . Например, арунг матоа Ла Самалева То Аппакиунг (годы правления 1612–1616) был свергнут своим народом, как сообщается, из-за его произвольных [ 74 ] [ 77 ]
В повседневном управлении Ваджоком арунг матау помогали три пары гражданских и военных лидеров, каждая пара представляла один из трех лимпо . [ 78 ] [ 79 ] Гражданского лидера лимпо называли ранренгом или регентом, а военного лидера называли батэ ломпо (буквально «великое знамя») или знаменосцем. [ 80 ] Названия батэ ломпо были взяты из знамени, которое они несли: Пилла или «Алый» для Беттемполы, Патола или «Разноцветный» для Талотенренга и Чаккуриди или «Желтый» для Туа. [ 75 ] [ 81 ] Ранренг арунг и батэ ломпо были по крайней мере столь же могущественны, как и мата ; вместе эти семь чиновников сформировали высший руководящий орган штата, известный как Петта Ваджок . [ 75 ] [ 80 ]
Центральный управляющий совет Ваджока состоял из 40 чиновников, которых все вместе называли Арунг Патампулу (букв. «Сорок лордов»). [ 82 ] которого был арунг матаа . ), членом и главой [ 78 ] Все члены собирались только в определенных случаях, включая выборы нового арунг матаа . [ 83 ] [ 84 ] Власть Арунга Патампулу , в свою очередь, уравновешивалась тремя неблагородными чиновниками, известными как пунггава , которые избирались среди старейшин каждого округа. [ 78 ] [ 79 ] Эти пунггава обладали значительной властью. По словам Брук: [ 79 ]
Полномочия этих пангав [так в оригинале], или народных трибунов, значительны. Только им предстоит созвать собрание совета сорока. Они обладают правом вето на назначение ару матаа [так в оригинале]. Само по себе их командование является законным призывом к войне, и ни один вождь или орган не имеет права или даже полномочий призывать свободных людей на поле боя.
— Джеймс Брук
Помимо того, что Пунггава была формальным постоянным представителем в правительстве, «респектабельные» простолюдины и деревенские старосты также имели право участвовать в периодических внеочередных совещательных собраниях, которые могли проводиться в случае, если Арунг Патампулу не сможет договориться о наилучшем способе решения проблемы. определенные вопросы. Эти простолюдины могут обсуждать и предлагать правительству лучший способ решения этих проблем, хотя окончательное решение в такого рода ситуациях остается в руках арунг матаа . [ 85 ]
Культура и общество
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2020 г. ) |
Ваджорские тексты часто повторяют, что «народ Ваджока свободен» и что его единственным хозяином является обычное право, основанное на консенсусе. Концепция «свобод Ваджока» включала, среди прочего: свободу выражения мнений , свободу действовать по своему намерению, свободу передвижения , свободу заключения договоров и свободу от несправедливого наказания. [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] Однако эти «свободы» имели ограничения и не обязательно распространялись на все население.
Женщины буги в доколониальных штатах Южный Сулавеси регулярно принимали участие во многих аспектах жизни общества. Женщины также активно участвовали в работе правительства. Один наблюдатель XIX века утверждает, что с женщинами Южного Сулавеси обычно «мужчины консультировались по всем общественным делам» и их часто «возводили на трон, [даже] когда монархия является выборной». [ 89 ] Британский авантюрист Джеймс Брук (будущий раджа Саравака ) отмечает, что во время его визита в Ваджок в 1840 году четверо из шести членов Петты Энненнге были женщинами, которые часто «появляются на публике, как мужчины; катаются, управляют, и посещают даже иностранцев без ведома и согласия их мужей». [ 89 ]
Экономика
[ редактировать ]Ваджок был источником большинства зарубежных купцов Южного Сулавеси в период с конца 17 по конец 19 веков. [ 90 ] Торговля Вахора простиралась до Суматры , Камбоджи и Новой Гвинеи . [ 59 ] [ 90 ] По всей Приморской Юго-Восточной Азии ваджорцы и другие купцы-буги выступали в качестве посредников между крупными и малыми торговыми странами. [ 59 ] Торговля ваджорцев процветала отчасти благодаря целенаправленной поддержке со стороны правительства Ваджока, а также со стороны ваджорских общин за границей. [ 91 ] Лидеры зарубежных общин Вахора регулярно собирались, чтобы продвигать свои интересы. На одной из таких конференций в начале 18 века была кодифицирована законы, регулирующие вахорскую торговлю и судоходство, широко называемые сводом законов Аммана Гаппы, в честь тогдашнего лидера ваджорской общины в Макассаре. Эти законы создают основу для управления кредитами и долгами, а также регулирования других видов деловых отношений, обеспечивая способы разрешения конфликтов и предоставляя вахорским купцам преимущества перед торговцами из других групп в морской Юго-Восточной Азии. [ 92 ] [ 93 ] По словам историка Кэтрин Веллен, такой свод законов «весьма необычен, если не уникален, для островной Юго-Восточной Азии раннего Нового времени». [ 94 ]
Правительство финансово поддержало вахорских купцов, предоставив денежные ссуды, взятые из фонда, созданного Ла Салевангенгом. Заемщики были обязаны вернуть основную сумму вместе с частью своей прибыли. Прибыль затем будет использована для продвижения интересов Ваджока, таких как производство вооружений или ремонт государственной мечети. Эта система позволила большой части населения Вахора участвовать в торговле, а также использовать свою экономическую мощь на благо общества в целом. [ 95 ] [ 96 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гортанная остановка в бугисском и других языках Южного Сулавеси по-разному обозначается с помощью ⟨q⟩, ⟨k⟩, ⟨'⟩ или остается незаписанной. Для последовательности эта статья следует схеме, используемой в Druce (2009) , где ⟨q⟩ используется для голосовой остановки, ⟨e⟩ представляет собой шва , а ⟨é⟩ представляет [e].
- ^ Обычно идентифицируется как вид Macaranga ( Абидин 1985 , стр. 403).
- ^ Также известен в нескольких рукописях как Ла Тенриба или Ла Тенрибаббаренг ( Абидин 1985 , стр. 399).
- ^ Ла Маддаремменг ранее стал предметом споров, поскольку он навязывал своему народу более строгое толкование ислама. Он также пошел к отмене ненаследственного рабства в соответствии со своими убеждениями и пытался убедить других членов Теллумпокко последовать его примеру. Это не было положительно воспринято Гова, который рассматривал попытку Боне распространить свое религиозное влияние как прямой вызов ее гегемонии над Южным Сулавеси ( Wellen 2014 , стр. 29; Andaya 1981 , стр. 39–40; Pelras 1996 , стр. 142). ).
- ↑ Ноордуйн (1972 , стр. 61) датирует свое правление 1737–1754 годами, но, по словам Абидина (1985 , стр. 577) и Веллена (2014 , стр. 145), он был назначен арунг матаа Ваджока 6 ноября. , 1736. Вахорские источники сообщают, что Ла Маддукелленг был выбран вместо Ла Салевангенга (который, как сообщается, добровольно ушел в отставку), хотя в нескольких современных записях указывается, что он занял эту должность путем узурпации ( Wellen 2018 , стр. 56).
- ^ Адаптировано из Абидина (1985 , стр. 574–578). Даты правления первых трех правителей не указаны.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Абидин (1985) , с. 498.
- ^ Дрюс (2009) , стр. 34–36.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 100–103.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 98–100.
- ^ Волны (2014) , с. 27.
- ^ Абидин (1985) , стр. 348, 359.
- ^ Волны (2014) , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Абидин (1983) , стр. 477–478.
- ^ Волны (2014) , стр. 25, 114.
- ^ Абидин (1983) , с. 478.
- ^ Волны (2014) , с. 174.
- ^ Абидин (1983) , стр. 479–482.
- ^ Абидин (1985) , с. 575.
- ^ Jump up to: а б Волны (2014) , с. 28.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 112–113.
- ^ Jump up to: а б Дрюс (2009) , с. 228.
- ^ Андайя (1981) , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Пелрас (1996) , стр. 113–114.
- ^ Колдуэлл и Веллен (2017) , стр. 306, 319.
- ^ Андайя (1981) , с. 22.
- ^ Пелрас (1996) , с. 114.
- ^ Андайя (1981) , с. 24.
- ^ Андайя (1981) , с. 23.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 116, 131–132.
- ^ Андайя (1981) , с. 30.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б с д и Волны (2014) , с. 29.
- ^ Андайя (1981) , стр. 30–31.
- ^ Дрюс (2009) , с. 249.
- ^ Андайя (1981) , с. 31.
- ^ Волны (2014) , стр. 29, 177.
- ^ Андайя (1981) , с. 33.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б Андайя (1981) , стр. 37–38.
- ^ Абидин (1985) , с. 576.
- ^ Андайя (1981) , с. 40.
- ^ Андайя (1981) , стр. 39–40.
- ^ Пелрас (1996) , с. 142.
- ^ Андайя (1981) , стр. 41–42.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 142–143.
- ^ Волны (2014) , стр. 29–30.
- ^ Андайя (1981) , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б с Волны (2014) , с. 30.
- ^ Андайя (1981) , с. 43.
- ^ Андайя (1981) , стр. 45–47.
- ^ Андайя (1981) , с. 49.
- ^ Андайя (1981) , стр. 50–52.
- ^ Андайя (1981) , с. 54.
- ^ Андайя (1981) , стр. 56–59, 66.
- ^ Волны (2014) , стр. 31–32.
- ^ Андайя (1981) , стр. 37, 124–126, 138.
- ^ Волны (2014) , стр. 33–35.
- ^ Андайя (1981) , стр. 140–141.
- ^ Волны (2014) , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б с Андайя (1981) , с. 143.
- ^ Волны (2014) , стр. 37–38.
- ^ Андайя (1981) , стр. 142–143, 190–192, 205.
- ^ Волны (2009) , стр. 38, 82.
- ^ Jump up to: а б с Линтон (1975b) , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с Волны (2009) , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Дули (2010) , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б Волны (2009) , стр. 82–83.
- ^ Волны (2014) , стр. 30, 69.
- ^ Волны (2014) , с. 137.
- ^ Волны (2018) , с. 55.
- ^ Волны (2018) , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Норд (1972) , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Волны (2018) , с. 57.
- ^ Волны (2014) , стр. 137, 158–159.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 176–177.
- ^ Волны (2018) , стр. 49–50.
- ^ Пелрас (1996) , стр. 177–178.
- ^ Волны (2018) , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Волны (2014) , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Волны (2014) , с. 23.
- ^ Абидин (1985) , стр. 465, 535.
- ^ Абидин (1985) , с. 385.
- ^ Jump up to: а б с Абидин (1983) , с. 482.
- ^ Jump up to: а б с Хенли и Колдуэлл (2019) , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Пелрас (1996) , с. 178.
- ^ Абидин (1985) , с. 485.
- ^ Волны (2014) , с. 165.
- ^ Волны (2014) , стр. 23, 175.
- ^ Волны (2018) , с. 51.
- ^ Хенли и Колдуэлл (2019) , с. 246.
- ^ Рид (1998) , с. 148.
- ^ Абидин (1983) , с. 481.
- ^ Абидин (1985) , стр. 433, 447–448.
- ^ Jump up to: а б Хенли и Колдуэлл (2019) , с. 250.
- ^ Jump up to: а б Рид (1998) , с. 147.
- ^ Волны (2014) , с. 67-68.
- ^ Волны (2009) , стр. 84, 91, 97.
- ^ Волны (2014) , стр. 64–65, 71.
- ^ Волны (2009) , с. 84.
- ^ Волны (2009) , с. 82-83, 97.
- ^ Волны (2014) , с. 76.
Библиография
[ редактировать ]- Абидин, Анди Зайнал (1983). «Появление ранних королевств в Южном Сулавеси: предварительное замечание о правительственных контрактах с тринадцатого по пятнадцатый век» . Исследования Юго-Восточной Азии . 20 (4): 455–491.
- ——— (1985). Ваджо' в XV–XVI веках: исследование ] забытой истории Южного Сулавеси на основе текстов Лонтара (на индонезийском языке). Бандунг: Издательство выпускников. ОСЛК 12901929 .
- Аммарелл, Джин (2002). «Миграция буги и способы адаптации к местным ситуациям». Этнология . 41 (1): 51–67. дои : 10.2307/4153020 . JSTOR 4153020 .
- Андайя, Леонард Ю. (1981). Наследие Арунга Палакки: история Южного Сулавеси (Целебес) в семнадцатом веке Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 9789024724635 .
- Колдуэлл, Ян; Веллен, Кэтрин Андерсон (2017). «В поисках Китая: новая парадигма ранней истории Буги» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 173 (2–3): 296–324. дои : 10.1163/22134379-17302004 .
- Дули, Акин (2010). «Роль Тосоры как политического центра Королевства Ваджо в XVI–XIX веках». Валенне (на индонезийском языке). 12 (2): 143–158.
- Дрюс, Стивен К. (2009). Земли к западу от озер: история королевств Аяттаппаренг в Южном Сулавеси, 1200–1600 гг . н.э. Лейден: Брилл. ISBN 9789004253827 .
- ——— (2020). «О проблемах коренных народов: Брук, Буги и Борнео». В Оой Кит Джин (ред.). Борнео и Сулавеси: коренные народы, империи и регионоведение . Лондон: Рутледж. стр. 78–93. ISBN 9780429430602 .
- Хегердал, Ганс (2015). «Открытая дверь: государственное управление и диаспора ваджора раннего Нового времени (обзор)». ХумаНеттен . 35 : 50–52.
- Хенли, Дэвид; Колдуэлл, Ян (2019). «Доколониальное гражданство Южного Сулавеси» (PDF) . Исследования гражданства . 23 (3): 240–255. дои : 10.1080/13621025.2019.1603271 .
- Линетон, Жаклин (1975a). Индонезийское общество и его вселенная: исследование буги Южного Сулавеси (Целебес) и их роли в более широкой социальной и экономической системе (докторская диссертация). Лондон: Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета.
- ——— (1975б). «Пасомпе Уги: Буги-мигранты и странники» . Архипел . 10 : 173–201. дои : 10.3406/arch.1975.1248 .
- Ноордюн, Якобус (1972). «Арунг Сингкан (1700-1765): Как началась победа Ваджо» (PDF) . Индонезия . 13 (13): 61–68. дои : 10.2307/3350682 . hdl : 1813/53538 . JSTOR 3350682 .
- ——— (2000). «Купеческая община вахорцев в Макассаре» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 156 (3): 473–498. дои : 10.1163/22134379-90003836 .
- Патунру, Абдурразак Даенг (1983). История Ваджо [ История Ваджо ] (на индонезийском языке). Уджунг Панданг: Культурный фонд Южного Сулавеси. OCLC 215821862 .
- Пельрас, Кристиан (1971a). « Hiérarchie et pouvoirtraditionnels en pays Wadjo' » [Традиционная иерархия и власть в стране Ваджо']. Архипелаг (на французском языке). 1 : 169–191. дои : 10.3406/arch.1971.930 .
- ——— (1971б). «Традиционная иерархия и власть в стране Ваджо» (конец)] . Архипелаг (на французском языке). 2 : 197–223. дои : 10.3406/arch.1971.965 .
- ——— (1993). «Религия, традиции и динамика исламизации в Южном Сулавеси» (PDF) . Индонезия . 57 (1): 133–154. дои : 10.2307/3351245 . hdl : 1813/54026 . JSTOR 3351245 .
- ——— (1996). Буги . Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 9780631172314 .
- Рид, Энтони (1993). Юго-Восточная Азия в эпоху торговли, 1450-1680: экспансия и кризис . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300054125 . п. 48 по морскому праву и безопасности
- ——— (1998). «Мердека: концепция свободы в Индонезии». У Дэвида Келли; Энтони Рид (ред.). Азиатские свободы: идея свободы в Восточной и Юго-Восточной Азии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 141–160. ISBN 9780521637572 .
- ——— (2016). «Открытая дверь: государственное управление и диаспора ваджора раннего Нового времени (обзор)». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 47 (2): 312–315. дои : 10.1017/S002246341600014X . S2CID 163982901 .
- Веллен, Кэтрин Андерсон (2009). «Заслуга Ваджока раннего Нового времени». У Дэвида Хенли; Питер Бумгаард (ред.). Кредит и дебет в Индонезии: от Peonage до ломбарда, от Kongsi до кооператива . Лейден: KITLV Press. стр. 102–123. ISBN 9789067183505 .
- ——— (2014). Открытая дверь: государственное управление и диаспора ваджора раннего Нового времени . ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса. ISBN 9780875807126 .
- ——— (2018). «Ла Маддукелленг и гражданская война в Южном Сулавеси». У Майкла Чарни; Кэтрин Веллен (ред.). Воюющие общества доколониальной Юго-Восточной Азии: местные культуры конфликтов в региональном контексте . Исследования на азиатскую тематику. Том. 62. Копенгаген: НИАС Пресс. стр. 47–71. ISBN 9788776942281 .