Jump to content

Подарок

Королевство Ваджок
ᨕᨀᨑᨘᨂᨛ ᨑᨗ ᨓᨍᨚ
Аккарунгенг ри Ваджок
в. 1400 –1957 гг.
Статус Часть Голландской Ост-Индии (1906–1949)
Часть Индонезии (1949–1957)
Капитал Тосора (до 1906 г.)
Сенгкан (1906–1957)
Общие языки Бугийский
Правительство Выборная конституционная монархия [ 1 ]
Историческая эпоха от раннего Нового до позднего Нового времени Периоды
• Учредил
начало 15 века
1906
• Упразднено и преобразовано в регентство Южного Сулавеси.
1957
Предшественник
Преемник
Чиннотабик
Ваджо Ридженси
Сегодня часть Индонезия

Ваджок , также пишется Ваджо , Ваджо или Ваджок . [ а ] было выборным княжеством Бугис в восточной части полуострова Южный Сулавеси . Он был основан в 15 веке и достиг своего пика в 18 веке, когда на короткое время стал гегемоном Южного Сулавеси, заменив Боне . Ваджок сохранял свою независимость до тех пор, пока в начале 20 века он не был подчинен голландскому колониальному правительству . В той или иной форме оно продолжало существовать до середины 20 века, когда самоуправляющееся образование было преобразовано в Регентство Ваджо в новой независимой Республике Индонезия .

Ранняя история (ок. 1400–1582 гг.)

[ редактировать ]

Возникновение Ваджока и других внутренних образований Южного Сулавеси связано с масштабной сельскохозяйственной экспансией и политической централизацией в 14 веке, чему способствовал рост внешнего спроса на рис Южного Сулавеси. [ 2 ] [ 3 ] Население росло по мере того, как ранее распространенное осевое земледелие все чаще заменялось интенсивным выращиванием влажного риса . Во всей внутренней части полуострова были вырублены леса и основаны новые поселения. [ 4 ] Сами жители Ваджока связывают возникновение своего государства с миграциями и основанием новых поселений. Ваджорский текст «Лонтарак Суккукна Ваджок» ( «Полная хроника Ваджока »), например, повествует историю аристократа Бугиса, который во время охотничьей экспедиции нашел «территорию с широкими полями, густыми лесами с дикими кабанами, оленями и буйволами, а также многочисленными озера изобилуют рыбой». [ 5 ] Затем он решил поселиться там и основал государство Синнотабик. [ 6 ] который в начале 15 века превратился в Ваджок. [ 7 ]

Традиция утверждает, что название «Ваджок» произошло от слова «баджок ». [ б ] дерево, под которым тогдашний правитель Синнотабика Ла Тенрибали [ с ] предположительно заключил общественный договор с тремя вождями Болика, чьи общины составляли ядро ​​Ваджока. [ 8 ] [ 9 ] Ла Тенрибали был назначен править землями Болика и, таким образом, стал первым батара (правителем, букв. «Небо») Ваджока. [ 8 ] Третий батара Ваджока, Ла Патеддунги То Самаллангик, был вынужден отречься от престола своим народом, как сообщается, из-за его аморальных действий. Позже он был убит дворянином из Вахора. [ 10 ] Затем в Ваджоке были внесены изменения в конституцию, после чего был создан управляющий совет. В этот совет входил и возглавлялся выборный главный правитель, который с тех пор будет известен как арунг матаа (букв. «Старший лорд»). [ 11 ] ). Ла Палево То Палиппу из Беттемполы был выбран советом в качестве первого арунг матоа Ваджока. [ 12 ]

Во время правления четвертого старого короля , Ла Тадампарека, короля Маггалатунга ( ) гг. 1491–1521 . [ 13 ] ), Ваджок стал одним из крупнейших государств Буги. [ 14 ] [ 15 ] На рубеже 16-го века Ваджок смог обеспечить относительно более высокий статус в своих отношениях с соседним Лувуком , который был могущественным государством в Южном Сулавеси в 15-м веке и, предположительно, считался повелителем Ваджока. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Вместе с Лувуком Ваджок выиграл войну против соседнего государства Сиденренг в Аджатаппаренге , вынудив последнее уступить свои территории к северу от центральных озер Ваджоку. [ 16 ] [ 18 ] Ваджок под руководством Ла Тадампарека также поглотил остатки того, что могло быть основными территориями Китая, еще одного влиятельного раннего государства Буги. [ 19 ] Баланс сил в регионе еще больше изменился в начале 16 века, когда Боне , государство Буги к югу от Ваджока, одержало победу над Лувуком и, таким образом, заняло главенствующее положение в восточной части полуострова. [ 14 ] [ 20 ] [ 21 ] В то же время Макассара королевства-близнецы Гова и Таллок на западе также начали расширять свою власть . [ 22 ] В начале века Гова сотрудничал с Бонэ в войнах против Лувука и Ваджока. [ 23 ] но к середине века их борьба за гегемонию привела к тому, что Гова и Бонэ столкнулись друг с другом. К этому времени Ваджок также попал в сферу влияния Говы и поддержал Гову в войне против Бонэ в 1560-х годах. [ 24 ] [ 25 ]

Альянс Теллумокко и возвышение Гова-Таллоков (1582–1660)

[ редактировать ]
Политическое разделение южного Сулавеси примерно в 1590 году.

Продолжающийся подъем Говы и его жесткое обращение со своими подчиненными Буги Ваджоком и Соппенгом побудили последних двоих подписать Тимурунгский договор, пакт о взаимной обороне, инициированный Бонэ в 1582 году. [ 26 ] Отношения между этими тремя союзными государствами Буги, также известными как Теллумпокко («Три державы», букв. «Три вершины»), определяются как отношения братьев: Бонэ выступает в роли старшего, Ваджок — среднего, а Соппенг — младшего. один. Он стремился вернуть себе автономию этих земель Буги и остановить экспансионизм Говы. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Последующие кампании Говы против Ваджока в 1582 году, а также против Боне в 1585 и 1588 годах были успешно отражены союзом. Другая кампания 1590 года была прекращена после убийства правителя Говы Тунижаллока . [ 30 ]

Тем не менее, к началу 17 века Гова и Таллок преуспели в том, чтобы стать наиболее доминирующими державами на полуострове Южный Сулавеси, поскольку они поддерживали международную торговлю и продвигали новую веру ислама . [ 31 ] Между 1608 и 1611 годами Гова провел успешные кампании по всему Южному Сулавеси, вынудив Соппенга принять ислам в 1609 году, Ваджока в 1610 году и Боне в 1611 году. [ 32 ] [ 33 ] После этого Теллумпокко передал контроль над своими иностранными делами Гове, хотя им было разрешено сохранить альянс и при этом сохранить значительную автономию в своих владениях. [ 27 ] [ 34 ] Эта договоренность оказалась весьма успешной и заручилась поддержкой буги. Ваджок, в частности, становился все более лояльным к Гове. Арунгская война с Маппассанге (годы правления 1627–1628). [ 35 ] ) даже предлагал охранять столицу Гова, когда ее правитель уезжал в экспедицию, хотя он не был обязан это делать. [ 34 ]

Ваджок вступил в новый конфликт, когда правитель Боне Ла Маддаремменг (годы правления 1626–1643) по политическим или религиозным причинам напал и разграбил Пенеки, одну из составляющих Ваджок общин. [ 27 ] [ 36 ] [ д ] Поскольку Ла Маддаремменг отказался выплатить компенсацию за товары, конфискованные в Пенеки, Ваджок и Боне начали войну друг против друга. [ 27 ] Гова и Соппенг встали на сторону Ваджока в этом конфликте, и объединенным силам удалось победить Бонэ в конце 1643 года. [ 37 ] [ 38 ] Бонэ был сурово наказан, став вассалом Говы. [ 27 ] с дворянином Бугисом, назначенным регентом , ответственным перед лордом Макассара. Последующее восстание, возглавляемое братом Ла Маддаремменга, также было подавлено , а статус Боне был понижен до статуса «раба» (то есть колонии), а его дворяне были насильственно переселены в Гова. [ 39 ] [ 40 ] Несколько оспариваемых территорий, принадлежавших Боне, были переданы Ваджоку, и большое количество жителей Боне было вынуждено работать бесплатно в Ваджоке. [ 41 ] [ 42 ] Это унижение укрепило чувство негодования среди жителей Бонэ как по отношению к Гове, так и к Ваджоку. [ 43 ] [ 44 ]

Макассарская война и миграции ваджорцев (1660–1730)

[ редактировать ]

Ко второй четверти 17 века Гова и Таллок стали самыми политически и экономически могущественными государствами на востоке Индонезии. Попытка королевств-близнецов сохранить свою гегемонию привела их к конфликту с Голландской Ост-Индской компанией (VOC), которая хотела монополизировать торговлю пряностями на Молуккских островах . [ 43 ] [ 45 ] В 1660 году голландцы напали на Гова и сумели захватить форт Пакнаккукан. [ 46 ] Затем Гова заставил своих вассалов предоставить рабочую силу для строительства военных сооружений в ожидании дальнейшего конфликта, который в конечном итоге привел к восстанию, возглавленному благородным Бонэ Арунгом Палаккой . [ 47 ] Однако его попытка возродить альянс Теллумокко провалилась, поскольку Ваджок отказался разорвать договор с Говой и объединить силы с повстанцами. [ 43 ] [ 48 ] Не имея достаточной поддержки, восстание было успешно подавлено силами Говы и Ваджока, что вынудило Арунга Палакку бежать в Бутон , а затем в Батавию в поисках помощи у ЛОС. [ 49 ]

Во время Макассарской войны (1666–1669) Ваджок яростно поддерживал Гова против союза ЛОС и местных сил из Боне и других мест во главе с Арунгом Палаккой. Даже после падения двора Говы Сомбаопу и формальной капитуляции Говы и Таллока арунг матоа Ла Тенрилай То Сенгнгэн (годы правления 1658–1670) по-прежнему отказывался соблюдать Бунгайский договор и продолжал сопротивляться голландским силам и силам Бонэ. [ 50 ] [ 51 ] К середине 1670 года Арунг Палакка начал крупномасштабное вторжение в Ваджок. Несмотря на упорное сопротивление защитников Вахора, обнесенная стеной столица Тосора пала перед войсками под предводительством Боне в декабре 1670 года. Ла Тенрилай был убит в бою , а его преемник Ла Палилик То Малу (годы правления 1670–1679) был вынужден подписать договор, ограничивающий политические, торговые и военные полномочия Вахора, в дополнение к Бунгайскому договору. [ 52 ] [ 53 ] Несмотря на капитуляцию Ваджока, ему по-прежнему грозило суровое возмездие со стороны Арунга Палакки и народа Боне. Многие жители Вахора были похищены и подвергнуты преследованиям, а их имущество было конфисковано. [ 54 ] Бонэ также аннексировал прибрежные территории возле устья реки Сенрана , которая была единственным выходом Ваджока к морю. [ 55 ] Жалобам Ваджока голландцам в Макассаре по поводу произвольных действий Боне не было уделено особого внимания. К этому времени Арунг Палакка посылал солдат на помощь ЛОС в кампании на Яве , и ЛОС не хотела рисковать разрывом своих отношений с важным союзником. [ 56 ] [ 57 ]

Именно эти трудности, с которыми столкнулись вахорцы на своей родине, побудили их эмигрировать в другие места. [ 55 ] Хотя миграция всегда была важной частью вахорской культуры, она стала особенно заметной после Макассарской войны, когда большое количество вахорских мигрантов обосновались за границей в Макассаре, восточном Борнео , Малых Зондских островах и Малаккском проливе. область, среди других мест. [ 55 ] [ 58 ] [ 59 ] Эти общины диаспоры были связаны со своей родиной, а также друг с другом семейными, торговыми, политическими и юридическими узами. [ 60 ] К началу 18 века ряд ваджорских правителей начали использовать эти связи для оживления своей страны. Несколько правителей приказали своему народу за рубежом закупить оружие для перевооружения Ваджока. [ 60 ] [ 61 ] Внимание также уделялось торговле; один конкретный арунг матаа , Ла Тенриверрунг Пуанна Сангнгаджи (годы правления 1711–1713), даже провозгласил это моральным долгом, отметив, что жители Ваджока «не могли« стоять прямо », если они не искали богатства». [ 60 ] Его преемник, Ла Салевангенг То Тенрируа (годы правления 1713–1736), активно поддерживал международную торговлю более практичными способами. [ 62 ] Он углубил реку, ведущую в столицу Тосору, чтобы облегчить доступ для больших лодок, укрепил местную промышленность, потребовав от них назначать политических представителей, известных как аккаженангнгэн , создал официальную правительственную должность с особой ролью в содействии торговле и учредил фонд, который могут быть использованы для инвестиций в торговлю и сельское хозяйство, а также в целях социального обеспечения. [ 61 ] [ 62 ]

Ваджок при Ла Маддукелленге (1730–1754)

[ редактировать ]

После смерти Арунга Палакки в 1696 году ни один из его преемников не был столь же способен, как он, поддерживать гегемонию Боне над Южным Сулавеси. Это позволило торговле Вахора процветать без особых ограничений. [ 63 ] Взаимодействие между общинами вахорской диаспоры и их родиной усилилось, и оно достигло кульминации в 1730-х годах, когда изгнанный вахорец Ла Маддукелленг вернулся в Южный Сулавеси. [ 64 ] Сначала он и его последователи совершили набег на несколько общин в западной части полуострова и на островах недалеко от Макассара. [ 65 ] В 1736 году он принял на себя руководство Пенеки (государство, составляющее Ваджок) и вступил в конфронтацию с Боне. он занял должность арунг Матаа (годы правления 1736–1754). После ответного вторжения из Боне многие жители Вахора пришли поддержать Ла Маддукелленга, и вскоре после этого [ 66 ] [ и ] При поддержке народа он привел Ваджока к победе над Бонэ. [ 67 ] К середине 1737 года было подписано мирное соглашение, и Бонэ был обязан компенсировать все потери, которые Ваджок понес при правителях Боне после Макассарской войны. [ 68 ] Освободившись от господства Бонэ, Ваджок занял гегемонистское положение в Южном Сулавеси. [ 67 ] [ 69 ] в записи ваджора даже говорится, что Ваджок был признан лидером Теллумокко в то время. [ 68 ]


Правительство и политика

[ редактировать ]
Список правителей [ ж ]
Батара из Ваджока
Тенрибали
Матаэссо
Сотворение Небес
Арунг Матоа из Ваджока
Палево-Палиппу (1474–1481)
Ла Обби Сеттириварек (1481–1486)
От Тенритумпука до Лангика (1486–1481)
Божий Отец в журнале (1491–1521)
Тенрипакадо То Нампе (1524–1535)
Темасонже (1535–1538)
Варани в Теммагианг (1538–1547)
Маллагени (1547)
Ла-Маппапули-то-Аппадемменг (1547–1564)
Пакет «Ваш Пабелек» (1564–1567)
Ла-Мунгкачек — Уддаманг (1567–1607)
Ла Сангкуру Патаук Муладжаджи (1607–1610)
Ла-Маппепулу-Аппамоле (1612–1616)
La Samaléwa To Appakiung (1616–1621)
Поможет ему защитить (1621–1626)
В Маппассаунгнге (1627–1628)
Поможет ему защитить (1628–1636)
Страх перед Уддамангом (1636–1639)
Ла-Сигаджан-то-Бунн (1639–1643)
Ла колбаса в Патеммуи (1643–1648)
Теммассонгек Пуанна Даэли (1648–1651)
Параммак к реке (1651–1658)
Тенрилай То Сенгнгэн (1658–1670)
Район Малу (1670–1679)
Ла Париузи Даенг Маньямпак (1679–1699)
Ла Тенрисессу То Тимоэ (1699–1702)
Ла Маттонек — Саккек (1702–1703)
Ла Галиго в Сунию (1703–1712)
La Tenriwerrung Puanna Sangngaji (1712–1715)
Ла-Салевангенг-Тенрируа (1715–1736)
Ла Маддукелленг (1736–1754)
Ла Мадданака (1754–1755)
Ла Пассаунг Пуанна Ла Омок (1758–1761)
La Development г-жа Салово (1761–1767)
La Malliungeng To Alléong Скачать бесплатно Mp3 (1767–1770)
Ла Маллаленгенг (1795–1817)
Ла Мананг — Аппамаденг (1821–1825)
Ла Падденгенг Пуанна Паллагуна (1839–1845)
Защитник победителей (1854–1859)
Кольцо Акил Али (1859–1885)
Сердце (1885–1891)
Пассамулак (1892–1897)
Исхак Манггабарани (1900–1916)
Ла Тенриодданг (1926–1933)
Андик Мангконак (1933–1949)

Как и многие другие штаты Бугис, Ваджок представлял собой конфедерацию небольших политических и территориальных сообществ. Эти общины были связаны друг с другом, а также с центральным правительством Тосоры по-разному: от вассального подчинения до союза «как между братьями». [ 70 ] Государство Ваджок было разделено на три лимпо или главных района, а именно Беттемпола, Туа и Талотенренг, которые представляли три первоначальные общины-основатели. [ 71 ] [ 72 ] Каждый лимпо имел власть над несколькими меньшими сообществами, которые либо решили присоединиться к указанному лимпо, либо были завоеваны. [ 73 ] Каждая из этих общин имела значительную свободу со своим лидером и обычаями. Оно также может переключаться между разными государствами, и при этом и его народ, и его территория будут подчиняться новому государству. [ 74 ]

Верховного правителя Ваджока называли арунг матоа . [ 75 ] Арунг Матаа выбирался из числа представителей «белой крови» или знати. Должность арунг матаа не может занимать одновременно с другой должностью. Он также не может передаваться по наследству и может удерживаться пожизненно только до тех пор, пока правитель считается подходящим для этой должности. [ 76 ] Ожидалось, что правитель в доколониальном Южном Сулавеси будет подчиняться государству и адату или обычному праву, определяющему автономию местных сообществ; невыполнение этого требования может привести к отстранению от должности. действий . Например, арунг матоа Ла Самалева То Аппакиунг (годы правления 1612–1616) был свергнут своим народом, как сообщается, из-за его произвольных [ 74 ] [ 77 ]

В повседневном управлении Ваджоком арунг матау помогали три пары гражданских и военных лидеров, каждая пара представляла один из трех лимпо . [ 78 ] [ 79 ] Гражданского лидера лимпо называли ранренгом или регентом, а военного лидера называли батэ ломпо (буквально «великое знамя») или знаменосцем. [ 80 ] Названия батэ ломпо были взяты из знамени, которое они несли: Пилла или «Алый» для Беттемполы, Патола или «Разноцветный» для Талотенренга и Чаккуриди или «Желтый» для Туа. [ 75 ] [ 81 ] Ранренг арунг и батэ ломпо были по крайней мере столь же могущественны, как и мата ; вместе эти семь чиновников сформировали высший руководящий орган штата, известный как Петта Ваджок . [ 75 ] [ 80 ]

Центральный управляющий совет Ваджока состоял из 40 чиновников, которых все вместе называли Арунг Патампулу (букв. «Сорок лордов»). [ 82 ] которого был арунг матаа . ), членом и главой [ 78 ] Все члены собирались только в определенных случаях, включая выборы нового арунг матаа . [ 83 ] [ 84 ] Власть Арунга Патампулу , в свою очередь, уравновешивалась тремя неблагородными чиновниками, известными как пунггава , которые избирались среди старейшин каждого округа. [ 78 ] [ 79 ] Эти пунггава обладали значительной властью. По словам Брук: [ 79 ]

Полномочия этих пангав [так в оригинале], или народных трибунов, значительны. Только им предстоит созвать собрание совета сорока. Они обладают правом вето на назначение ару матаа [так в оригинале]. Само по себе их командование является законным призывом к войне, и ни один вождь или орган не имеет права или даже полномочий призывать свободных людей на поле боя.

Джеймс Брук

Помимо того, что Пунггава была формальным постоянным представителем в правительстве, «респектабельные» простолюдины и деревенские старосты также имели право участвовать в периодических внеочередных совещательных собраниях, которые могли проводиться в случае, если Арунг Патампулу не сможет договориться о наилучшем способе решения проблемы. определенные вопросы. Эти простолюдины могут обсуждать и предлагать правительству лучший способ решения этих проблем, хотя окончательное решение в такого рода ситуациях остается в руках арунг матаа . [ 85 ]

Культура и общество

[ редактировать ]

Ваджорские тексты часто повторяют, что «народ Ваджока свободен» и что его единственным хозяином является обычное право, основанное на консенсусе. Концепция «свобод Ваджока» включала, среди прочего: свободу выражения мнений , свободу действовать по своему намерению, свободу передвижения , свободу заключения договоров и свободу от несправедливого наказания. [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] Однако эти «свободы» имели ограничения и не обязательно распространялись на все население.

Женщины буги в доколониальных штатах Южный Сулавеси регулярно принимали участие во многих аспектах жизни общества. Женщины также активно участвовали в работе правительства. Один наблюдатель XIX века утверждает, что с женщинами Южного Сулавеси обычно «мужчины консультировались по всем общественным делам» и их часто «возводили на трон, [даже] когда монархия является выборной». [ 89 ] Британский авантюрист Джеймс Брук (будущий раджа Саравака ) отмечает, что во время его визита в Ваджок в 1840 году четверо из шести членов Петты Энненнге были женщинами, которые часто «появляются на публике, как мужчины; катаются, управляют, и посещают даже иностранцев без ведома и согласия их мужей». [ 89 ]

Экономика

[ редактировать ]

Ваджок был источником большинства зарубежных купцов Южного Сулавеси в период с конца 17 по конец 19 веков. [ 90 ] Торговля Вахора простиралась до Суматры , Камбоджи и Новой Гвинеи . [ 59 ] [ 90 ] По всей Приморской Юго-Восточной Азии ваджорцы и другие купцы-буги выступали в качестве посредников между крупными и малыми торговыми странами. [ 59 ] Торговля ваджорцев процветала отчасти благодаря целенаправленной поддержке со стороны правительства Ваджока, а также со стороны ваджорских общин за границей. [ 91 ] Лидеры зарубежных общин Вахора регулярно собирались, чтобы продвигать свои интересы. На одной из таких конференций в начале 18 века была кодифицирована законы, регулирующие вахорскую торговлю и судоходство, широко называемые сводом законов Аммана Гаппы, в честь тогдашнего лидера ваджорской общины в Макассаре. Эти законы создают основу для управления кредитами и долгами, а также регулирования других видов деловых отношений, обеспечивая способы разрешения конфликтов и предоставляя вахорским купцам преимущества перед торговцами из других групп в морской Юго-Восточной Азии. [ 92 ] [ 93 ] По словам историка Кэтрин Веллен, такой свод законов «весьма необычен, если не уникален, для островной Юго-Восточной Азии раннего Нового времени». [ 94 ]

Правительство финансово поддержало вахорских купцов, предоставив денежные ссуды, взятые из фонда, созданного Ла Салевангенгом. Заемщики были обязаны вернуть основную сумму вместе с частью своей прибыли. Прибыль затем будет использована для продвижения интересов Ваджока, таких как производство вооружений или ремонт государственной мечети. Эта система позволила большой части населения Вахора участвовать в торговле, а также использовать свою экономическую мощь на благо общества в целом. [ 95 ] [ 96 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гортанная остановка в бугисском и других языках Южного Сулавеси по-разному обозначается с помощью ⟨q⟩, ⟨k⟩, ⟨'⟩ или остается незаписанной. Для последовательности эта статья следует схеме, используемой в Druce (2009) , где ⟨q⟩ используется для голосовой остановки, ⟨e⟩ представляет собой шва , а ⟨é⟩ представляет [e].
  2. ^ Обычно идентифицируется как вид Macaranga ( Абидин 1985 , стр. 403).
  3. ^ Также известен в нескольких рукописях как Ла Тенриба или Ла Тенрибаббаренг ( Абидин 1985 , стр. 399).
  4. ^ Ла Маддаремменг ранее стал предметом споров, поскольку он навязывал своему народу более строгое толкование ислама. Он также пошел к отмене ненаследственного рабства в соответствии со своими убеждениями и пытался убедить других членов Теллумпокко последовать его примеру. Это не было положительно воспринято Гова, который рассматривал попытку Боне распространить свое религиозное влияние как прямой вызов ее гегемонии над Южным Сулавеси ( Wellen 2014 , стр. 29; Andaya 1981 , стр. 39–40; Pelras 1996 , стр. 142). ).
  5. Ноордуйн (1972 , стр. 61) датирует свое правление 1737–1754 годами, но, по словам Абидина (1985 , стр. 577) и Веллена (2014 , стр. 145), он был назначен арунг матаа Ваджока 6 ноября. , 1736. Вахорские источники сообщают, что Ла Маддукелленг был выбран вместо Ла Салевангенга (который, как сообщается, добровольно ушел в отставку), хотя в нескольких современных записях указывается, что он занял эту должность путем узурпации ( Wellen 2018 , стр. 56).
  6. ^ Адаптировано из Абидина (1985 , стр. 574–578). Даты правления первых трех правителей не указаны.
  1. ^ Абидин (1985) , с. 498.
  2. ^ Дрюс (2009) , стр. 34–36.
  3. ^ Пелрас (1996) , стр. 100–103.
  4. ^ Пелрас (1996) , стр. 98–100.
  5. ^ Волны (2014) , с. 27.
  6. ^ Абидин (1985) , стр. 348, 359.
  7. ^ Волны (2014) , с. 24.
  8. ^ Jump up to: а б Абидин (1983) , стр. 477–478.
  9. ^ Волны (2014) , стр. 25, 114.
  10. ^ Абидин (1983) , с. 478.
  11. ^ Волны (2014) , с. 174.
  12. ^ Абидин (1983) , стр. 479–482.
  13. ^ Абидин (1985) , с. 575.
  14. ^ Jump up to: а б Волны (2014) , с. 28.
  15. ^ Пелрас (1996) , стр. 112–113.
  16. ^ Jump up to: а б Дрюс (2009) , с. 228.
  17. ^ Андайя (1981) , с. 21.
  18. ^ Jump up to: а б Пелрас (1996) , стр. 113–114.
  19. ^ Колдуэлл и Веллен (2017) , стр. 306, 319.
  20. ^ Андайя (1981) , с. 22.
  21. ^ Пелрас (1996) , с. 114.
  22. ^ Андайя (1981) , с. 24.
  23. ^ Андайя (1981) , с. 23.
  24. ^ Пелрас (1996) , стр. 116, 131–132.
  25. ^ Андайя (1981) , с. 30.
  26. ^ Пелрас (1996) , стр. 132–133.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Волны (2014) , с. 29.
  28. ^ Андайя (1981) , стр. 30–31.
  29. ^ Дрюс (2009) , с. 249.
  30. ^ Андайя (1981) , с. 31.
  31. ^ Волны (2014) , стр. 29, 177.
  32. ^ Андайя (1981) , с. 33.
  33. ^ Пелрас (1996) , стр. 136–137.
  34. ^ Jump up to: а б Андайя (1981) , стр. 37–38.
  35. ^ Абидин (1985) , с. 576.
  36. ^ Андайя (1981) , с. 40.
  37. ^ Андайя (1981) , стр. 39–40.
  38. ^ Пелрас (1996) , с. 142.
  39. ^ Андайя (1981) , стр. 41–42.
  40. ^ Пелрас (1996) , стр. 142–143.
  41. ^ Волны (2014) , стр. 29–30.
  42. ^ Андайя (1981) , стр. 42–43.
  43. ^ Jump up to: а б с Волны (2014) , с. 30.
  44. ^ Андайя (1981) , с. 43.
  45. ^ Андайя (1981) , стр. 45–47.
  46. ^ Андайя (1981) , с. 49.
  47. ^ Андайя (1981) , стр. 50–52.
  48. ^ Андайя (1981) , с. 54.
  49. ^ Андайя (1981) , стр. 56–59, 66.
  50. ^ Волны (2014) , стр. 31–32.
  51. ^ Андайя (1981) , стр. 37, 124–126, 138.
  52. ^ Волны (2014) , стр. 33–35.
  53. ^ Андайя (1981) , стр. 140–141.
  54. ^ Волны (2014) , стр. 36.
  55. ^ Jump up to: а б с Андайя (1981) , с. 143.
  56. ^ Волны (2014) , стр. 37–38.
  57. ^ Андайя (1981) , стр. 142–143, 190–192, 205.
  58. ^ Волны (2009) , стр. 38, 82.
  59. ^ Jump up to: а б с Линтон (1975b) , с. 178.
  60. ^ Jump up to: а б с Волны (2009) , с. 82.
  61. ^ Jump up to: а б Дули (2010) , стр. 144–145.
  62. ^ Jump up to: а б Волны (2009) , стр. 82–83.
  63. ^ Волны (2014) , стр. 30, 69.
  64. ^ Волны (2014) , с. 137.
  65. ^ Волны (2018) , с. 55.
  66. ^ Волны (2018) , с. 56.
  67. ^ Jump up to: а б Норд (1972) , с. 61.
  68. ^ Jump up to: а б Волны (2018) , с. 57.
  69. ^ Волны (2014) , стр. 137, 158–159.
  70. ^ Пелрас (1996) , стр. 176–177.
  71. ^ Волны (2018) , стр. 49–50.
  72. ^ Пелрас (1996) , стр. 177–178.
  73. ^ Волны (2018) , с. 50.
  74. ^ Jump up to: а б Волны (2014) , с. 22.
  75. ^ Jump up to: а б с Волны (2014) , с. 23.
  76. ^ Абидин (1985) , стр. 465, 535.
  77. ^ Абидин (1985) , с. 385.
  78. ^ Jump up to: а б с Абидин (1983) , с. 482.
  79. ^ Jump up to: а б с Хенли и Колдуэлл (2019) , с. 245.
  80. ^ Jump up to: а б Пелрас (1996) , с. 178.
  81. ^ Абидин (1985) , с. 485.
  82. ^ Волны (2014) , с. 165.
  83. ^ Волны (2014) , стр. 23, 175.
  84. ^ Волны (2018) , с. 51.
  85. ^ Хенли и Колдуэлл (2019) , с. 246.
  86. ^ Рид (1998) , с. 148.
  87. ^ Абидин (1983) , с. 481.
  88. ^ Абидин (1985) , стр. 433, 447–448.
  89. ^ Jump up to: а б Хенли и Колдуэлл (2019) , с. 250.
  90. ^ Jump up to: а б Рид (1998) , с. 147.
  91. ^ Волны (2014) , с. 67-68.
  92. ^ Волны (2009) , стр. 84, 91, 97.
  93. ^ Волны (2014) , стр. 64–65, 71.
  94. ^ Волны (2009) , с. 84.
  95. ^ Волны (2009) , с. 82-83, 97.
  96. ^ Волны (2014) , с. 76.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6a7195421383861314c1adcd7742df3__1711833360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/f3/c6a7195421383861314c1adcd7742df3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wajoq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)