Ранняя история Говы и Таллока
Макассарское возникло около 1300 г. н.э. как одно из королевство Гова многих аграрных вождеств на индонезийском полуострове Южный Сулавеси . Начиная с шестнадцатого века, Гова и его прибрежный союзник Таллок [а] стали первыми державами, которые доминировали на большей части полуострова, после широкомасштабных административных и военных реформ, включая создание первой бюрократии в Южном Сулавеси. Ранняя история королевства анализируется как пример формирования государства .
Генеалогия и археологические данные позволяют предположить, что династия Гова была основана около 1300 года в результате брака между местной женщиной и вождём Баджау , кочевого морского народа. Ранняя Гова была в основном аграрным государством, не имевшим прямого доступа к береговой линии, рост которого поддерживался быстрым увеличением выращивания влажного риса в Азии . Таллок был основан два столетия спустя, когда принц из Говы бежал на побережье после своего поражения в споре о престолонаследии. Прибрежное расположение нового государства позволило ему использовать морскую торговлю в большей степени, чем Гова.
Начало шестнадцатого века стало поворотным моментом в истории обоих государств. Тумапакрисик Каллонна из Говы завоевал береговую линию и вынудил Таллока стать младшим союзником Говы. Его преемник Тунипалангга провел серию реформ, направленных на укрепление королевской власти и доминирование в торговле в Южном Сулавеси. Завоевательным войнам Тунипалангги способствовало внедрение огнестрельного оружия и инноваций в местном вооружении, что позволило сфере влияния Говы достичь беспрецедентных в истории Сулавеси территориальных размеров, от Минахасы до Селаяра . Хотя в конце шестнадцатого века кампания Говы за гегемонию в Сулавеси потерпела неудачу, королевство продолжало расти в богатстве и административной сложности. Ранний исторический период двух королевств — периодизация, введенная Фрэнсисом Дэвидом Булбеком и Яном Колдуэллом — закончился около 1600 года, и за ним последовал период «раннего Нового времени», когда Гова и Таллок обратились в ислам, победили своих соперников в Южном Сулавеси и расширили свои владения. за пределами Южного Сулавеси, чтобы стать наиболее важными державами в восточной Индонезии.
Ранняя история Говы и Таллока стала свидетелем значительных демографических и культурных изменений. Зеленые леса были вырублены, чтобы освободить место для рисовых полей. Население, возможно, выросло в десять раз между четырнадцатым и шестнадцатым веками, а в повседневную жизнь были введены новые виды сельскохозяйственных культур, одежды и мебели. Масштабы этих территориальных, административных и демографических преобразований привели многих ученых к выводу, что Гова претерпел трансформацию из сложного вождества в государственное общество в шестнадцатом веке, хотя эта позиция не является единогласной.
Фон
[ редактировать ]Четыре основные этнические группы населяют индонезийский полуостров Южный Сулавеси : мандары на северо-западном побережье, тораджи в северных горах, буги в низменностях и холмах к югу от родины мандарцев и тораджей, а также макассары на всем побережье и в горах. на юге. [3] Каждая группа говорит на своем собственном языке, который далее подразделяется на диалекты, и все четыре языка являются членами подгруппы Южного Сулавеси австронезийской языковой семьи, широко распространенной по всей Юго-Восточной Азии . [3] К началу тринадцатого века общины Южного Сулавеси образовали вождества или небольшие королевства, основанные на разбросанном сельском хозяйстве, границы которого определялись языковыми и диалектными областями. [4] [5]
Несмотря на ограниченное влияние яванской империи Маджапахит на некоторые прибрежные королевства. [6] [7] и введение индийской письменности в 15 веке, [8] По словам историка Яна Колдуэлла, развитие ранней цивилизации в Южном Сулавеси, по-видимому, «в значительной степени не было связано с иностранными технологиями и идеями». [9] Как филиппинские королевства [10] и полинезийские общества, [11] Доисламская Гова и ее соседи основывались «на коренных, « австронезийских » категориях социальной и политической мысли» и их можно противопоставить другим индонезийским обществам с обширным индийским культурным влиянием . [12] [13]
Исторические источники
[ редактировать ]Наиболее важными историческими источниками доколониального Макассара являются хроники или паттуриоланги Говы и Таллока. [14] датируется шестнадцатым веком и далее. [15] « Хроники Гова» и « Хроники Таллока» написаны прежде всего для описания правителей обеих общин, но в то же время они содержат общее описание развития Гова и Таллока, от зарождения династий до их объединения и трансформации в наиболее важные державы в восточной Индонезии в начале XVII века. [14] Историки Индонезии описали эти хроники как «трезвые» и «фактические» по сравнению с «Бабадом» , их аналогом с Явы в западной Индонезии. [16] [17] Хроники Южного Сулавеси сосредоточены вокруг правящих монархов, и раздел каждого монарха организован тематически и не обязательно является хронологическим. [18]
Существует еще один жанр исторических сочинений Макассара, называемый лонтарак биланг , который по-разному переводится как «королевские дневники» или «анналы». [19] [20] Эти анналы датированы как по исламскому , так и по христианскому календарю, а названия месяцев заимствованы из португальского языка , что делает вероятным, что традиция написания анналов сама по себе была заимствована у европейцев. [19] [21] Рукописи этого жанра расположены в хронологическом порядке, перечисляя важные события, такие как рождения и смерти аристократов, войны, строительные проекты, прибытие иностранных делегаций, стихийные бедствия, а также особые события, такие как затмения и прохождение комет . [22] Традиция ведения летописей, по-видимому, прочно утвердилась к 1630-м годам; записи более раннего периода были ограничены по частоте и темам. [19] [21]
О Южном Сулавеси практически нет никаких внешних записей до начала 16 века, за исключением спорадической информации, такой как топонимы Южного Сулавеси, перечисленные в яванской поэме 14 века «Нагаракретагама» . [23] В отчете Томе Пиреса начала 1500 года содержится довольно запутанное описание «большой страны со множеством островов», которую он называет «Макасар». [24] Другие отчеты XVI и XVII веков были ограничены по своему географическому охвату. Только после возвышения Говы и Таллока в начале 17 века документация из внешних источников о регионе стала более последовательной и подробной. [23]
Происхождение Гова и Таллока
[ редактировать ]
Основные династии Южного Сулавеси связывают свое происхождение с туманурунгами , расой божественных существ с белой кровью, которые таинственным образом появились, чтобы жениться на смертных лордах и править человечеством. [26] Гова не является исключением. В «Хрониках Говы» указывается, что родители первого караенга (правителя) Говы были королем-чужеземцем. [27] Караенг Байо и женщина- туманурунг , спустившаяся в район Кале Гова по просьбе местных вождей. [28] Государство Гова зародилось, когда вожди, известные как Бате Салапанг ( букв. Девять знамен), присягнули на верность Караенг Байо и туманурунгам в обмен на признание традиционных прав Бате Салапанг. [27]
Легенда о туманурунге обычно рассматривается археологами (такими как Фрэнсис Дэвид Бульбек) как мифологизированная интерпретация исторического события - брака правителя Баджау с местной аристократкой, чьи потомки затем стали королевской династией Гова. [29] [30] В то время баджау, кочующий морской народ, возможно, был ключевым торговым сообществом, которое перевозило товары из моря Сулу в Южный Сулавеси. [31] Оценки, основанные на династических генеалогиях, предполагают, что основание государства Гова произошло около 1300 года. [32] Это подтверждается археологическими данными, свидетельствующими о появлении могущественной элиты в районе Кале-Гова примерно в это время, включая большое количество импортной керамики из-за границы. [33] [34]
Основание Говы около 1300 года было частью драматического изменения в обществе Южного Сулавеси, которое положило начало тому, что Булбек и Колдуэлл (2000) называют «ранним историческим периодом». [35] Торговля с остальной частью архипелага увеличилась по всему полуострову, что повысило спрос на рис Южного Сулавеси и способствовало политической централизации и интенсификации выращивания риса. [36] Плотность населения быстро росла, поскольку подсечно-огневое земледелие было заменено интенсивным выращиванием влажного риса, зависящим от недавно появившегося складского плуга (запряженного буйволами). [37] ), с большим количеством новых поселений, основанных во все более обезлесенных внутренних районах полуострова. [38] Увеличение выращивания риса позволило некогда редкому деликатесу вытеснить старые культуры, такие как саго или слезы Иова. [38] и стать основным продуктом питания Южного Сулавеси. [39] Эти изменения сопровождались появлением новых государств, основанных на влажном рисоводстве во внутренних районах, таких как государства Буги в Боне и Ваджоке . [38] Ранняя Гова также была внутренним сельскохозяйственным вождеством, занимавшимся выращиванием риса. [34]

Источники Макассара сообщают, что Таллок был основан как ответвление династии Гова в конце 15 века. Во время спора о наследовании между двумя сыновьями шестого караенга Говы, Батара Гова и Караенг Ло ри Серо, [б] первый захватил земли своего брата [41] и, согласно « Хроникам Таллока» , Караенг Ло уехал в « Джаву », [42] возможно, имеется в виду северное побережье Явы [43] или малайским коммерческим общинам в прибрежных Сулавеси или Борнео. [с] [42] Этот инцидент мог быть частью более широкого процесса, в ходе которого прямая власть караенгов Говы расширилась в ущерб его независимым или автономным соседям. [44] По возвращении Караенг Ло обнаружил, что некоторые из его дворян остались ему верны. С этими последователями он провел некоторое время во временном поселении на востоке, затем отплыл к устью реки Таллок, где необитаемый лес был вырублен и было основано новое государство Таллок. [41] Общие контуры этой истории археологически подтверждаются заметным увеличением количества керамики возле устья Таллока около 1500 года. [44]
Таллок с самого начала был морским государством, извлекающим выгоду из растущего объема торговли в регионе. [45] и соответствующий рост прибрежного населения. [34] Португальские источники предполагают существование малайской общины на западе Южного Сулавеси примерно с 1490 года. [46] в то время как один малайский источник утверждает, что сайид (потомок Мухаммеда ) прибыл в Южный Сулавеси еще в 1452 году. [д] Сын и преемник Караенг Ло, Тунилабу ри Сурива, согласно « Хроникам Таллока» , «перешел в Малакку , затем прямо на восток, в Банду . Три года он путешествовал, а затем вернулся». [и] [42] Жены Тунилабу, в том числе яванка из Сурабаи , также были связаны с торговыми сообществами. Третий караенг таллок, Тунипасурук, снова отправился в Малакку и одолжил деньги в Джохоре . [42] [49] Коммерческое наследие Таллока будет способствовать будущему превращению города Макассар в крупный центр торговли. [50]
Гова и Таллок с 1511 по 1565 год.
[ редактировать ]Правление Тумапакрисика Каллонны (ок. 1511–1546)
[ редактировать ]Более старая историография, такая как работа Кристиана Пелраса в 1977 году, обычно придерживалась мнения, что королевство Сианг доминировало в западной части Южного Сулавеси до того, как Гова стал крупной державой. [51] [52] [53] Эта интерпретация указывает на отчет португальского купца Антониу де Пайва 1544 года, который, по-видимому, подразумевает, что Гова был вассалом Сианга: «Я прибыл в вышеупомянутый порт, большой город под названием Гова, который раньше принадлежал вассалу короля Сианг, но был отнят у него». [54] Однако сердцем Говы являются внутренние сельскохозяйственные угодья, а не порт. Булбек интерпретирует «Гова» Пайвы как ссылку на прибрежный порт Гарассик , который затем оспаривался между Сиангом и Говой. [55] Недавние археологические работы также дают мало свидетельств существования могущественного Сианга. [46] Более современная теория предполагает, что на западе Южного Сулавеси не было единого повелителя до возвышения Говы. [55]

Этот статус-кво был нарушен Тумапакрисиком Каллонной (ок. 1511–1546 гг .). [ф] ), сын Батара Гова, который является первым караенгом , подробно описанным в « Хрониках Гова» . [42] Со времен Батара Говы у Гова были амбиции аннексировать богатое портовое государство Гарассик, на месте современного города Макассар. [43] но это произошло только в эпоху Тумапакрисика Каллонны. Завоевание Гарассика Говой произошло, возможно, еще в 1511 году. [г] и предоставил государству, до сих пор не имевшему выхода к морю, гораздо больший доступ к морской торговле. [61] Помимо Гарассика, « Хроники Гова» приписывают Тумапакрисику Каллонне завоевание, превращение в вассалов или взимание контрибуций с тринадцати других государств Макассара . [62] Большая часть его завоеваний, по-видимому, ограничивалась юго-западными, этнически макассарскими районами полуострова. [час] [63] Гова, возможно, столкнулся с неудачами примерно в период с 1520 по 1540 год, такими как потеря верхнего течения реки Таллок. [64] и Гарассик, но они были временными. К 1530-м годам Гарассик был отвоеван и в конечном итоге стал резиденцией двора Гова. [61] с королевской цитаделью Сомба Опу, возможно, впервые построенной во время правления Тумапакрисика Каллонны. [65] Торговля в Гове существенно расширилась, отчасти из-за упадка Маджапахита на Яве в пятнадцатом веке и падения Малакки португальцами в 1511 году. [66] Первое событие переместило основной источник торговли в Южном Сулавеси с Явы на западную Индонезию и Малайский полуостров, а второе заставило преимущественно мусульманских торговцев из этих регионов избегать Малакки и искать другие порты, такие как Гова. [66]
Самым знаменитым из достижений Тумапакрисика Каллонны, возможно, является его война против Таллока и его союзников, решающий поворотный момент в истории обоих королевств. [67] произошедшее в конце 1530-х или начале 1540-х годов. [57] [68] Причина войны между Гова и Таллоком не была четко указана, но более поздний текст в Хрониках Гова намекнул, что война разразилась после того, как принц Гова похитил принцессу Таллок. [69] Тунипасурук из Таллока объединился с правителями двух соседних государств, Поломбангкенга и Мароса . [я] напасть на своего кузена Тумапакрисика Каллонну. [67] Под руководством Тумапакрисика Каллонны и двух его сыновей [Дж] Гова разгромил Таллока и его союзников в войне. Как победитель, Тумапакрисик Каллонна был затем приглашен в Таллок, где были принесены клятвы, сделав Таллока любимым младшим союзником Говы. «Таким образом, правитель Говы был публично признан доминирующей фигурой в центре Макасары». [67] Этот союз был скреплен большим количеством женщин королевской семьи Таллока, вышедших замуж за королей Гова. [67] [72] Подобные договоренности с Маросом и, в меньшей степени, с Поломбангкенгом гарантировали, что новое королевство Гова будет обладать как коммерческим влиянием Таллока, так и его коммерческим влиянием. [73] а также рабочую силу и сельскохозяйственные ресурсы не только самой Говы, но также Мароса и Поломбангкенга. [74]
Правление Тумапакрисика Каллонны также было связано с внутренними реформами, включая расширение исторической литературы и изобретение первой бюрократической должности сабаннарака или начальника порта. [75] Первый сабаннарак , Даенг Паматтек, имел широкий круг обязанностей, включая поддержание торговли в порту Гарассик/Макассар и командование Бате Салапангом. [75] Расширение бюрократического аппарата за счет включения в него множества специализированных должностей было нововведением следующего караенга , Тунипалангги. [62] Помимо того, что Даенг Паматтек был первым важным бюрократом в истории Говы, он познакомил королевство с исторической письменностью. [76] Хроника Гова также приписывает Тумапаксирику Каллонне создание «писаных законов и письменных объявлений войны». [62] Точно так же в «Хрониках Таллока» говорится, что Тунипасурук, современник Тумапакрисика Каллонны, был первым караенгом Таллока, преуспевшим в писательстве. [77] Вокруг Кале-Гова также были построены земляные стены. [78] и, возможно, также Сомба Опу в Гарассике. [79]
Царствование Тунипалангги (ок. 1546–1565)
[ редактировать ]
Правление следующего Караенг Говы, Тунипалангги (1546–1565 гг.). [к] ), было отмечено военным экспансионизмом. Сам караенг . считался «очень умелым на войне [...] очень храбрым человеком» [82] В «Хрониках Гова» повествуется, что караенги были ответственны за «уменьшение длинных щитов [и] укорачивание древков копий». [82] что сделало бы это традиционное оружие более маневренным. [83] Тунипалангга также впервые представил многие передовые иностранные военные технологии, такие как порох, «большие пушки», кирпичные укрепления (в том числе крепость Сомба Опу в городе Макассар, которая стала резиденцией правительства при Тунипалангге). [84] ), и «пуля Палембанга», используемая в длинноствольном огнестрельном оружии. [82] Таким образом, Гова смог победить большое количество государств на всем острове Сулавеси, от северного полуострова Минахаса до острова Селаяр у южного побережья. [81] В частности, завоевание королевств Бугис Аджатаппаренга устранило последних соперников Говы на западном побережье Сулавеси и позволило власти Тунипалангги распространиться на их бывшую сферу влияния в Центральном Сулавеси вплоть до Толи-Толи . [85]
Побежденные правители были обязаны совершать ежегодные паломничества ко двору Тунипалангги в Гове, чтобы доставить дань и возобновить свою ритуальную демонстрацию подчинения и верности. [86] в то время как брак с местными покоренными династиями узаконил власть Говы. [87] К 1565 году только самое могущественное королевство Бугис, Боне, оставалось независимым от сферы влияния Говы в Южном Сулавеси. [81] Тунипалангга не только заставил подчиниться большинство своих соседей, но также поработил и переселил целые народы для строительства ирригационных сетей и укреплений. [88] [89]
Завоевания, возможно, включали переселение малайских торговцев, действующих в Южном Сулавеси, в порт Гарассик/Макассар, контролируемый Говой. [90] хотя это оспаривается Стивеном К. Дрюсом. [91] В любом случае малайская торговля в Макассаре получила большое развитие в середине 16 века. Чтобы сохранить свою торговлю в Макассаре, в 1561 году Тунипалангга подписал договор с Датуком Махараджем Бонангом. [л] лидер малайских, чамских и минангкабауских купцов. [93] Бонангу и его людям было предоставлено право поселиться в Макассаре и свобода от обычного права Макассара . [94] [95] Это гарантировало, что малайское присутствие в Макассаре больше не будет сезонным и временным, а станет постоянной общиной. [96] Завоевание Тунипаланггой конкурирующих портов и центров судостроения на полуострове, таких как Бантаенг , [97] и его экономические реформы, такие как стандартизация мер и весов, которые, возможно, были предложены малайским сообществом, также способствовали стратегии Гова-Таллока, направленной на то, чтобы стать выдающимся перевалочным пунктом для восточно-индонезийских специй и древесины. [98]

Зарождающаяся бюрократия Гова была значительно расширена Тунипаланггой. Он освободил Сабаннарака от его некоммерческих обязанностей. [99] создав новый пост tumailalang , [м] министр внутренних дел [100] который был посредником между караенгами и знатью Бате Салапанг . [101] Бывший сабаннарак Даенг Паметтек стал первым тумаилалангом . [94] Еще одним бюрократическим нововведением стало создание должности или должностей. [н] мастера гильдии или тумаккаджананнганг ремесленников , который контролировал работу гильдий в Макассаре и следил за тем, чтобы каждая гильдия предоставляла услуги, которые требовало от них государство. [102] [106] Параллельно с этими бюрократическими реформами централизация продолжалась быстрыми темпами, и Тунипалангга запомнился как первый, кто наложил на своих подданных тяжелые барщинные повинности. [94] Однако барщинных рабочих по-прежнему набирала земельная знать, а не формирующаяся бюрократия. [107]
Гова и Таллок с 1565 по 1593 год.
[ редактировать ]Война против Боне и правление Туньяллока и Тумаменанга ри Маккоаянга (1565–1582)
[ редактировать ]В начале 16 века королевство Буги Бонэ было союзником Говы, причем последний отправил войска на восток, чтобы помочь Бонэ в войне против его соседа Ваджока. [108] Но одновременно с зарубежными кампаниями Тунипалангги Ла Тенрираве , арунг (правитель) Боне, пытался расширить свое королевство на востоке Южного Сулавеси. Эти два государства вскоре начали конкурировать за прибыльные торговые пути у южного побережья полуострова, а в 1562 году разразилась война, когда Ла Тенрираве подстрекал троих из недавно приобретенных вассалов Говы вступить в союз с Бонэ. [109] Тунипалангга быстро заставил Бонэ вернуть три рассматриваемых государства. Он продолжил войну в 1563 году, возглавив союз между Говой и основными соседями Бонэ для нападения на Бонэ с севера. [109] Однако результатом стало поражение Говы, когда Тунипалангга был ранен. Караенги . снова вторглись в Бонэ в 1565 году, но вернулись через неделю и вскоре умерли от болезни [110] Войну против Бонэ продолжил его брат и преемник Тунибатта , но войска Тунибатты были разбиты в течение нескольких дней. [111] был Сам караенг схвачен и обезглавлен. [110]
За смертью Тунибатты последовал спор о престолонаследии, который разрешил Тумаменанг ри Маккоаянг , Караенг Таллок. Он сделал себя первым тумабикара-бутта или канцлером, [112] последний и самый важный бюрократический пост в Гова, который будет создан. Тумабикара -бутта был главным советником трона Гова и курировал оборону, дипломатию и королевское образование. [113] Обладая вновь обретенным авторитетом, Тумаменанг ри Маккоаян назначил сына Тунибатты Туниджаллока Караенгом Гова. Впервые караенг Говы поделился своей властью с караенгом Таллока. [112] В хрониках Макассара отмечается, что два караенгов «правили совместно», в то время как Тумаменанг ри Маккоаянг, как записано, сказал, что у Гова и Таллока был «только один народ, но два караенгов », и он желал «[смерти] тем, кто мечтает или говорит. заставить Гова и Таллок поссориться». [the] [115] [116] Этот прецедент позволил Каренгу Матоая , сыну Тумаменанга ри Маккоаянга, позже стать самым влиятельным человеком в Гове и Южном Сулавеси. [117]
Выбор Тумаменангом ри Маккоаянгом Туньяллока в качестве Караенг Говы, возможно, был связан с тесными связями принца со двором Бонэ; [112] Туньяллок прожил там два года и даже воевал на стороне Боне. [110] [118] Тумаменанг ри Маккоаянг, Туньяллок и Ла Тенрираве вскоре заключили Калеппский договор, положивший конец войне между Говой и Боне. Договор обязывал Бонэ предоставить права жителям Говы в пределах его владений, и наоборот. Границы Бонэ также были уточнены, при этом Гова и Лувук (один из союзников Говы) пошли на территориальные уступки. [109] [110] Эта договоренность, хотя и была неблагоприятна для Говы, принесла Южный Сулавеси мир на шестнадцать лет. [119]

Туньяллок и Тумаменанг ри Маккоаянг продолжали поощрять внешнюю торговлю в Макассаре. Два караенга заключили союзы и отправили послов в штаты и города по всему архипелагу, включая Джохор , Малакку , Паханг , Патани , Банджармасин , Матарам , Баламбанган и Малуку . [121] [122] Торговля процветала, поскольку Макассар был более полно интегрирован в мусульманские торговые маршруты, которые Кристиан Пелрас (1994) называет « сетью Чампа – Патани – Ачех – Минангкабау – Банджармасин – Демак – Гири – Тернате ». [123] а Туньяллок построил мечеть Катангка для растущей малайской общины Макассара. [120] Влияние ислама на Гова и Таллок росло, хотя мусульманские миссионеры, такие как Дато ри Банданг, все еще не имели большого успеха; [124] почитание божественного происхождения дворянства и влиятельная роль жречества бису оставались мощными препятствиями на пути исламизации. [125] В 1580 году султан Бабулла из Малуканского султаната Тернате предложил союз при условии, что Туньяллок примет ислам, но это предложение было отклонено, возможно, для того, чтобы предотвратить религиозное влияние Тернатена на Южный Сулавеси. [126] Четверо францисканцев также были отправлены в Гова в 1580-х годах, но их миссия тоже была недолгой. [127] Тем не менее, в эти годы иностранные религии стали оказывать растущее влияние на дворянство Гова, кульминацией которого стало обращение королевства в ислам в первом десятилетии 1600-х годов. [128] Другие внутренние реформы при Туньяллоке включали расширение судебной письменности, введение изготовления крисов и военное усиление, такое как размещение дополнительных пушек в фортах. [129] [130]
Война против Теллумокко и правление Тунипасулука (1582–1593)
[ редактировать ]
Бонэ чувствовал угрозу со стороны продолжающегося подъема Говы, в то время как два соседних вассала Говы, Соппенг и Ваджок, также были отчуждены от своего повелителя из-за его сурового правления. [131] В 1582 году Бонэ, Ваджок и Соппенг подписали Тимурунгский договор, который определял отношения между тремя государствами как союз братьев, при этом Бонэ считался старшим братом. [126] Этот альянс под руководством Бонэ, названный Теллумокко (букв. «Три державы» или «Три вершины»), стремился восстановить автономию этих королевств Бугис и остановить экспансионизм Говы на восток. [126] [131] [132] Гова был спровоцирован этим союзом и начал серию наступлений на восток (часто с помощью Лувука, другого государства Бугис). [131] ), начавшееся с нападения на Ваджок в 1583 году, которое было отбито Теллумокко . [126] Две последующие кампании против Боне в 1585 и 1588 годах оказались столь же неудачными. [126] Тем временем Теллумпокко попытались создать пан-бугисский фронт против Говы, заключив брачные союзы с государством буги в Аджатаппаренге. [132] Туньяллок решил еще раз атаковать Ваджок в 1590 году, но был убит одним из своих подданных в результате неистовой атаки, когда возглавлял флот у западного побережья Южного Сулавеси. [131] В 1591 году Калеппский договор был продлен, и мир возобновился. [126] Теллумпокко . успешно помешал амбициям Говы
Серьезные изменения в политическом ландшафте происходили также в этнически центрах Макассара. Тумаменанг ри Маккоаянг умер в 1577 году. [133] и ему наследовала Караенг Бейн, его дочь и жена Тунижаллока. [134] В «Хрониках Таллока» говорится, что Туньяллок и Караенг Бейн вместе правили Говой и Таллоком. [134] хотя Каренг Бейн, похоже, подчинилась желанию мужа [135] и мало что примечательного добился, за исключением инноваций в ремеслах. [136] После убийства Туниджаллока в 1590 году Караенг Матоая, восемнадцатилетний сын Тумаменанга ри Маккоаянга и сводный брат Караенг Бейна, [137] был возложен на должность тумабичара-бутта . Затем Караенг Матоая назначил Тунипасулука , пятнадцатилетнего сына Туниджаллока, новым караенгом Говы. [136] Однако, помимо того, что Тунипасулук правил как караенг Говы, он также претендовал на положение караенга Таллока . [п] [138] и занял трон соседнего Мароса после смерти его правителя. [139] Это было самое большое царство, которое когда-либо напрямую контролировалось Говой. [140] Уверенный в своей позиции, Тунипасулук стремился сосредоточить всю власть в своих руках. [138] [141] [142] Он перенес резиденцию правительства в Сомба Опу. [142] и конфисковал имущество, сослал или казнил аристократов, чтобы ослабить их сопротивление его прерогативе. [143] [138] Многие представители знати и малайской общины бежали из Макассара, опасаясь произвола Тунипасулука. [138]
Тунипасулук был свергнут в 1593 году в результате дворцовой революции, которую, скорее всего, возглавил Караенг Матоая, тот самый человек, который способствовал коронации Тунипасулука. [144] Бывший Караенг Гова был сослан и умер на далеком острове Бутон в 1617 году, хотя, возможно, он продолжал поддерживать тесные связи со своими сторонниками в Макассаре. [145] Караенг Матоая был возведен на трон как Караенг Таллок и назначил семилетнего принца И Маннгаранги (впоследствии султана Алауддина) Караенг Гова. [146] Марос восстановил свой независимый караенг . После нескольких лет междуцарствия [147] Изгнание Тунипасулука, таким образом, обеспечило автономию знати, очертило границы караенгов власти Говы и восстановило баланс между Гова, Таллоком и другими государствами Макассара. [138] С тех пор властью Гова управляла конфедерация могущественных династий, в которой королевская власть Гова была номинально primus inter pares , хотя Таллок, родина тумабикара -бутта , часто был де-факто доминирующим государством. [148] В течение следующих четырех десятилетий Караенг Матоая возглавил как обращение Южного Сулавеси в ислам, так и быстрый экспансионизм Гова-Таллока на восток до Малуку и на юг до Малых Зондских островов . [149] Таким образом, изгнание Тунипасулука и начало эффективного правления Караенг Матоая можно считать окончанием первоначальной экспансии Говы и началом новой эры в истории Макассара. [150] [151]
Последствия
[ редактировать ]По мнению Булбека и Колдуэлла, начало семнадцатого века ознаменовало конец «раннего исторического периода» для Говы и Таллока и начало периода «раннего Нового времени». [152] В период раннего Нового времени Гова и Таллок приняли ислам по инициативе Каренг Матоая, принявшего Ислам в 1605 году, а в последующие два года - И Маннгаранги (ныне султан Алауддин) и их макасарских подданных. [153] Впоследствии Гова одержала серию побед над своими соседями, включая Соппенга, Ваджока и Боне, и стала первой державой, доминировавшей на полуострове Южный Сулавеси. [154] [155] К 1630 году экспансия Говы распространилась не только на большую часть Сулавеси, но и за границу, на части восточного Борнео , Ломбока на Малых Зондских островах, а также на острова Ару и Кей в Малуку. [155] В тот же период королевства-близнецы стали более неотъемлемой частью международной торговой сети преимущественно мусульманских государств, простирающейся от Ближнего Востока и Индии до Индонезии. [156] [152] В этот же период в процветающий порт Гова прибыли китайские торговцы и другие граждане Европы. [152] [157] Однако в конце 1660-х годов Гова и Таллок потерпели поражение от союза буги и голландской Ост-Индской компании . [158] Это положило конец их господству в Южном Сулавеси и заменило его господством Боне и голландцев. [159]
Демографические и культурные сдвиги
[ редактировать ]
Низкая внутренняя часть королевства вокруг Кале-Гова была устьем еще в 2300 году до нашей эры . Уменьшение уровня моря по мере снижения температуры означало, что бывшая береговая линия превратилась в зеленую заболоченную местность, хорошо орошаемую рекой Дженеберанг и муссонными дождями. [160] Такая местность идеальна для выращивания риса. [161] Большие участки ранее незанятой земли в Гове и ее окрестностях были заселены и обработаны. [162] Сюда входит долина реки Таллок; [64] Сам топоним означающего «широкий и необитаемый», имея в Таллок происходит от макассарского слова taqloang, виду пустые леса, вырубленные во время заселения. [163] Рис из Южного Сулавеси обычно обменивался на импортные товары, а его излишки поддерживали внешнюю торговлю в беспрецедентных масштабах. [164] Археологические исследования Макассара и его окрестностей, проведенные в 1980-х годах, обнаружили более 10 000 керамических черепков, датируемых периодом до 1600 года, из Китая , Вьетнама и Таиланда , включая одно садовое поле, на котором было найдено более 850 черепков . [165] По словам Бульбека и Колдуэлла, масштабы импорта керамики «поражают воображение». [164] Похоже, что эта керамика составляла лишь часть импортированных «экзотических предметов роскоши в доисламский Южный Сулавеси». [166] при этом наиболее распространенным импортом являются скоропортящиеся ткани, от которых сохранилось лишь несколько экземпляров. [166] Эти факторы способствовали устойчивому росту населения в Гове и ее соседях примерно после 1300 года. [39]
Общая тенденция быстрого роста населения сдерживалась региональными различиями. Например, население сельской местности вокруг Кале-Гова, по-видимому, сократилось примерно после 1500 года, поскольку централизация Говы под властью суда Караенг-Гова привлекла сельских жителей в политические центры Кале-Гова и Макассар. [167] Случайные сдвиги в ходе Дженеберанга также повлияли на распределение населения. [168] в то время как война под руководством Тумапакрисика Каллонны привела к сокращению населения определенных районов, таких как верховья реки Таллок. [64] Тем не менее, по разным оценкам Бульбека, население Макассара в пределах 3,6 км (2,2 мили) от береговой линии выросло в три раза. [169] до десяти раз между 14 и 17 веками. [170] Общая численность населения основных территорий Говы и Таллока оценивается более чем в полмиллиона человек. [171] хотя Бульбек дает более осторожную оценку: в середине 17 века в пределах двадцати километров от Макассара проживало 300 000 человек: 100 000 человек в городском центре самого Макассара, 90 000 человек в пригородных районах Таллок и Кале-Гова и 110 000 человек в отдаленных сельских районах. области. [170]
Рост внешней торговли позволил осуществить и другие преобразования в обществе. В жилищном секторе были введены новые типы мебели, и для их обозначения были заимствованы португальские слова, такие как kadéra — стул от португальского cadeira , mejang — стол от португальского mesa и jandéla — окно от португальского janela . Расколотые бамбуковые полы знатных домов все чаще заменялись деревянными полами. [172] [173] Западные игры, такие как омбре и кости, также начали распространяться. Культуры Нового Света, такие как кукуруза, сладкий картофель и табак, были успешно размножены, в то время как женщины из высшего сословия отказались от топлес . [173]

Еще одним заметным нововведением в ранней истории Говы и Таллока было введение письменности в форме макассарского алфавита , знание которого, по-видимому, было широко распространено к 1605 году. [174] Однако ранняя история сценария остается загадочной. Хотя некоторые историки интерпретируют « Хроники Гова» как утверждающие, что письменность была неизвестна до правления Тумапакрисика Каллонны, [175] [176] Обычно считается, что письменность существовала в этом регионе незадолго до шестнадцатого века. [177] [178] Существует также общее мнение, что алфавит в конечном итоге происходит от индийского источника , хотя остается открытым вопрос, какое индийское письмо оказало наибольшее влияние на алфавит Макассар; яванское кави письмо , алфавиты Батак и Реджанг Суматры, [179] [180] и даже гуджаратское письмо западной Индии [181] все были предложены.
Степень и влияние письма оспариваются. Историк Энтони Рид утверждает, что грамотность была широко распространена даже на популярном уровне, особенно среди женщин. [182] С другой стороны, Стивен К. Дрюс утверждает, что писательство было доступно только высшей элите. [183] Уильям Каммингс утверждал, что письмо, воспринимаемое как более авторитетное и сверхъестественное, чем устное общение, вызвало глубокие социальные изменения среди макассаров. Они включали в себя новый акцент на подробных генеалогиях и других связях между прошлым и настоящим, более строгое соблюдение социальной иерархии, основанной на божественном происхождении, приписываемом знати, возникновение и кодификацию концепции культуры Макассар и «централизацию Гова». «благодаря чему связи с Гова стали величайшим источником легитимности региональных политиков Макассара. [70] Аргументы Каммингса оспариваются такими историками, как Колдуэлл, который утверждает, что власть в большей степени основывается на устном слове, чем на письменном, и что истории из других областей Макассара отвергают взгляд на легитимность, ориентированный на Гова. [184]
Ранняя история Говы как государственного образования
[ редактировать ]Хотя государства Южного Сулавеси обычно называют королевствами, археологи классифицируют большинство из них как сложные вождества или протогосударства , а не как настоящие государственные общества. [185] [186] [187] [188] Однако многие археологи полагают, что Гова представляет собой первый [189] и, возможно, единственное настоящее государство в доколониальном Южном Сулавеси. [185] [190] Наиболее убедительно это аргументировал Бульбек. [185]
Булбек утверждает, что Гова является примером «вторичного государства», государственного общества, возникающего путем принятия иностранных технологий и административных институтов. Например, военному экспансионизму Говы при Тунипалангге во многом способствовало внедрение огнестрельного оружия и новых фортификационных технологий. [189] Способность правителей Говы интегрировать иностранный опыт с местным обществом позволила Гове шестнадцатого века удовлетворить восемнадцати из двадцати двух атрибутов, предложенных Бульбеком в качестве «более полезных и конкретных критериев» ранней государственности. [189] Точно так же Ян Колдуэлл классифицирует Гова как «современное государство», отмеченное «развитием королевской власти, кодификацией закона, ростом бюрократии, введением военного призыва и налогообложения, а также появлением штатных мастеров». [188]
Однако характеристика ранней истории Говы как процесса формирования государства не является общепринятой. [191] Утверждая, что королевский абсолютизм никогда не развивался в Гова и что рабочая сила для инфраструктурных проектов нанималась землевладельцами, а не элементарной бюрократией, историк Уильям Каммингс утверждает, что Гова не была государством в соответствии с шестью критериями Яна Колдуэлла. [191] Каммингс признает, что были шаги в сторону бюрократизации и рационализации правительства, но заключает, что они имели ограниченный масштаб и эффект - даже зарождающаяся бюрократия Говы была организована в соответствии с связями покровитель-клиент - и не изменили фундаментально работу общества Макассар. [191] Сами современные макассары не верили, что Гова стал чем-то принципиально отличным от того, что было раньше. [191] В конечном счете, Каммингс предполагает, что, поскольку социальная сложность не развивается линейно, нет смысла спорить о том, был ли Гова государством или вождеством. [191]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также называется Талло, Талло или Таллок в соответствии с различными схемами транслитерации. Конечная гортанная остановка в языках Южного Сулавеси по-разному пишется буквой «q», буквой «k» или апострофом. [1] [2]
- ↑ Официальные хроники Гова и Таллока утверждают, что Батара Гова был старшим братом, что, возможно, отражает старшее положение Гова на протяжении большей части шестнадцатого и семнадцатого веков, тогда как в отчете XIX века, записывающем устную традицию в Таллоке, утверждается, что Караенг Ло ри Серо был законный Караенг Гова до основания Таллока и что Батара Гова был узурпатором. [40]
- ^ «Ява» этимологически идентично европейским словам, обозначающим остров Ява , и часто переводится как таковое, но на самом деле это слово является общим термином, относящимся к Центральному и Западному архипелагу, и чаще всего используется для малайцев. [42]
- ^ Однако историк Кристиан Пелрас считает, что это сообщение «может быть не совсем надежным», поскольку этот сайид , как утверждается, отправился в Ваджок, на востоке Южного Сулавеси, хотя Ваджок не имел большого значения в пятнадцатом веке. [47]
- ^ Оригинал (транслитерация): « Такле в Малакке продолжает оставаться в Банде в течение трех лет и проповедует. ... [48]
- ^ Уильям Каммингс последовательно датирует правление Тумапакрисика Калонны периодом с 1510 или 1511 по 1546 год (Каммингс 2002, 2007, 2014), как и Томас Гибсон. [56] Дэвид Бульбек датирует правление 1511–1547 годами. [57] Энтони Рид предполагает период правления между 1512 и 1548 годами. [58]
- ↑ Эта интерпретация основана на утверждении Хроники Гова о том, что «[Тумапакрисик Калонна] также был [первым королем], который вывел португальцев на берег. В том же году, когда он завоевал Гарассик, Малака тоже была завоевана португальцами» (оригинал) [транслитерировано]: « ... iatonji uru nasorei Paranggi julu taungi nibetana Garassiq nibetanatodong Malaka ri Paranggia ... » [59] ). Малака была захвачена португальцами в 1511 году. Но эту фразу можно также интерпретировать как предполагающую, что Гова завоевал Гарассик в том же году, когда прибыли португальцы, и нет никаких свидетельств присутствия португальцев в Южном Сулавеси до 1530-х годов. [60] [61]
- ↑ упоминается В Хрониках Гова , что Тумапакрисик Каллонна «завоевал» Сиденренг , королевство Бугис. Однако это, вероятно, относится к Сиденре, небольшому государству макассарской национальности. [63]
- ↑ Поломбанкенгом правил не один монарх, как Гова или Таллок, а скорее конфедерация семи небольших государств, каждое из которых, как полагают, произошло от одного из семи братьев. [70]
- ^ Это были Тунипалангга и Тунибатта, следующие два короля Говы. [71] Бульбек предполагает, что именно два принца, а не сам Тумапакрисик Каллонна, были ответственны за победу над Таллоком. [57]
- ↑ См. примечание [f] об окончании правления Тумапакрисика Каллонны. Смерть Тунипалангги обычно датируется 1565 годом. [56] [80] [81] но Энтони Рид датирует это 1566 годом. [58]
- ^ «Капитан» или «шкипер» на малайском языке — находа , поэтому в хрониках Макассара и во многих современных вторичных источниках он упоминается как «Анакода Бонанг» («Капитан Бонанг»). [92]
- ↑ Во время правления Тунипалангги, по-видимому, существовал только один тумайлаланг . Позже в этом столетии их фактически было трое: «старший» тумайлаланг и два «младших» помощника. [99]
- ^ Бульбек (1992) и Гибсон (2005), среди прочих, полагают, что глава гильдии занимал одну должность при Тунипалангге; Рид (2000) считает, что в каждой гильдии был такой. [102] [103] [104] Каммингс в своем переводе « Хроники Гова » рассматривает тумаккаджананнганг не как отдельную конкретную должность, а как общее слово, обозначающее «термин или титул, описывающий тех, кому поручено контролировать других, выполняющих конкретные задачи». [105]
- ↑ Оригинал (транслитерация): « … один из рабов короля был убит, потому что он отличался от Гова Таллока . [114]
- ↑ Заявление Тунипасулука было основано на его статусе сына Туниджаллока (из Говы) и Караенг Бейна (из Таллока). Однако, хотя его злополучное правление над Говой было признано, его попытка управлять Таллоком считалась нелегитимной и лишь кратко упоминается в Хрониках Таллока . [137]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Каммингс 2002 , с. xiii
- ^ Каммингс 2007 , с. 17
- ^ Jump up to: а б Пелрас 1997 , с. 12.
- ^ Абидин 1983 , стр. 476–477.
- ^ Бульбек и Колдуэлл 2000 , с. 106.
- ^ Бульбек и Колдуэлл 2000 , с. 77
- ^ Бугас 1998 , с. 119
- ^ Каммингс 2002 , с. 44
- ^ Колдуэлл 1995 , стр. 402–403.
- ^ Дрюс 2009 , с. 32
- ^ Каммингс 2002 , с. 100
- ^ Колдуэлл 1991 , стр. 113–115.
- ^ Пелрас 1997 , стр. 94–95.
- ^ Jump up to: а б Каммингс 2007 , с. VII.
- ^ Каммингс 2007 , с. 18.
- ^ Каммингс 2007 , с. 8.
- ^ Холл 1965 , с. 358.
- ^ Каммингс 2007 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Бульбек 1992 , стр. 24–25.
- ^ Каммингс 2005a , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Каммингс 2005а , с. 41.
- ^ Каммингс 2005a , стр. 43, 53.
- ^ Jump up to: а б Бульбек 1992 , стр. 26–27.
- ^ Бульбек 1992 , с. 398.
- ^ Ритчер 2000 , с. 214.
- ^ Каммингс 2002 , стр. 149–153.
- ^ Jump up to: а б Каммингс 2002 , с. 25
- ^ Абидин 1983 , стр. 474–475
- ^ Бульбек 1992 , стр. 32–34.
- ^ Бульбек 2006 , с. 287
- ^ Бульбек и Клюн 2003 , стр. 99
- ^ Bulbeck 1992 , стр. 34, 473, 475 и др.
- ^ Бульбек 1992 , с. 231
- ^ Jump up to: а б с Бульбек 1993 , с. 13.
- ^ Бульбек и Колдуэлл 2000 , с. 107
- ^ Дрюс 2009 , стр. 34–36.
- ^ Пелрас 1997 , с. 232
- ^ Jump up to: а б с Пелрас 1997 , стр. 98–103.
- ^ Jump up to: а б Бульбек и Колдуэлл 2008 , с. 15
- ^ Каммингс 2002 , стр. 81, 86.
- ^ Jump up to: а б Каммингс 2002 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Каммингс 2007 , стр. 2–5, 83–85.
- ^ Jump up to: а б Гибсон 2005 , с. 147
- ^ Jump up to: а б Бульбек 1992 , стр. 430–432.
- ^ Рид 1983 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б Дрюс 2009 , стр. 237–241.
- ^ Пелрас 1997 , стр. 135–136.
- ^ Каммингс 2007 , с. 97
- ^ Рид 1983 , с. 135.
- ^ Каммингс 2007 , стр. 2–5, 83–85.
- ^ Рид 1983 , с. 134.
- ^ Андайя 1981 , стр. 19–20
- ^ Вильерс 1990 , стр. 146–147.
- ^ Бейкер 2005 , с. 72
- ^ Jump up to: а б Бульбек 1992 , стр. 123–125.
- ^ Jump up to: а б Гибсон 2007 , с. 44
- ^ Jump up to: а б с Бульбек 1992 , стр. 117–118.
- ^ Jump up to: а б Рид 1983 , с. 132.
- ^ Каммингс 2007 , стр. 67–68.
- ^ Каммингс 2007 , с. 33
- ^ Jump up to: а б с Бульбек 1992 , стр. 121–127.
- ^ Jump up to: а б с Каммингс 2007 , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: а б Дрюс 2009 , стр. 241–242.
- ^ Jump up to: а б с Бульбек 1992 , стр. 348–349.
- ^ Каммингс 2007 , с. 57
- ^ Jump up to: а б Бугас 1998 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с д Каммингс, 2014 г. , стр. 215–218.
- ^ Каммингс 2000 , с. 29
- ^ Каммингс 1999 , стр. 106–107.
- ^ Jump up to: а б Каммингс 2002 , стр. 152–153.
- ^ Каммингс 2007 , стр. 32–33, 36.
- ^ Бульбек 1992 , стр. 127–131.
- ^ Вильерс 1990 , с. 149
- ^ Каммингс 2002 , с. 28
- ^ Jump up to: а б Бульбек 1992 , стр. 105–107.
- ^ Каммингс 2002 , с. 216
- ^ Каммингс 2002 , с. 85
- ^ Бульбек 1992 , с. 208
- ^ Бульбек 1992 , с. 317
- ^ Каммингс 2007 , с. 4
- ^ Jump up to: а б с Bulbeck 1992 , стр. 120–121, также рисунок 4-4.
- ^ Jump up to: а б с Каммингс 2007 , стр. 33–36, 56–59.
- ^ Андайя 1981 , стр. 25–26
- ^ Бульбек 1992 , с. 126
- ^ Дрюс 2009 , стр. 232–235, 244.
- ^ Каммингс 2014 , стр. 219–220.
- ^ Бульбек 2006 , с. 314.
- ^ Дрюс 2009 , стр. 242–243.
- ^ Гибсон 2005 , стр. 152–156.
- ^ Андайя 1981 , с. 26
- ^ Дрюс 2009 , с. 242
- ^ Сулистё 2014 , с. 54
- ^ Сазерленд 2004 , с. 79
- ^ Jump up to: а б с Каммингс 2007 , с. 34
- ^ Андайя 1981 , с. 27
- ^ Каммингс 2014 , стр. 219–221.
- ^ Бугас 1998 , с. 92
- ^ Андайя 2011 , стр. 114–115
- ^ Jump up to: а б Каммингс 2002 , с. 112
- ^ Гибсон 2007 , с. 45
- ^ Бульбек 1992 , с. 107
- ^ Jump up to: а б Гибсон 2005 , с. 45
- ^ Бульбек 1992 , стр. 108–109.
- ^ Рид 2000 , с. 449
- ^ Каммингс 2007 , стр. 34, 207.
- ^ Бульбек 2006 , с. 292
- ^ Рид 2000 , стр. 446–448.
- ^ Андайя 1981 , с. 23
- ^ Jump up to: а б с Пелрас 1997 , стр. 131–132.
- ^ Jump up to: а б с д Андайя 1981 , с. 29
- ^ Каммингс 2007 , с. 36
- ^ Jump up to: а б с Рид 1981 , с. 4.
- ^ Бульбек 1992 , с. 102
- ^ Каммингс 2007 , с. 98
- ^ Каммингс 1999 , стр. 109–110.
- ^ Каммингс 2007 , с. 86
- ^ Рид 1981 , стр. 5–6.
- ^ Каммингс 2007 , с. 38
- ^ Дрюс 2014 , с. 152
- ^ Jump up to: а б Сила 2015 , с. 28
- ^ Каммингс 2007 , с. 41
- ^ Каммингс 2002 , с. 22
- ^ Пелрас 1994 , с. 139
- ^ Пелрас 1994 , с. 131
- ^ Пелрас 1994 , стр. 142–144.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Андайя 1981 , с. 30
- ^ Пелрас 1994 , с. 141
- ^ Пелрас 1994 , с. 138
- ^ Рид 2000 , с. 438
- ^ Каммингс 2002 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б с д Пелрас 1997 , с. 133
- ^ Jump up to: а б Дрюс 2009 , с. 246
- ^ Бульбек 1992 , с. 30
- ^ Jump up to: а б Каммингс 2007 , с. 87
- ^ Каммингс 2014 , с. 217
- ^ Jump up to: а б Бульбек 1992 , с. 103
- ^ Jump up to: а б Каммингс 2007 , с. 94
- ^ Jump up to: а б с д и Каммингс 2005b
- ^ Каммингс 2000 , стр. 8, 19.
- ^ Бульбек 2006 , с. 306
- ^ Каммингс 1999 , стр. 110–111.
- ^ Jump up to: а б Гибсон 2005 , с. 154
- ^ Рид 1981 , стр. 4–5.
- ^ Каммингс 2005b , с. 46
- ^ Каммингс 2005b , с. 42
- ^ Каммингс 2007 , стр. 6, 43.
- ^ Каммингс 2000 , с. 29.
- ^ Бульбек 2006 , с. 288
- ^ Рид 1981 , стр. 16–17.
- ^ Бульбек 2006 , с. 307.
- ^ Бульбек 1992 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Бульбек и Колдуэлл 2000 , с. 107.
- ^ Андайя 1981 , с. 32.
- ^ Поелинггоманг 1993 , с. 62
- ^ Jump up to: а б Андайя 1981 , с. 33.
- ^ Андайя 1981 , с. 34.
- ^ Андайя 1981 , с. 36.
- ^ Андайя 1981 , с. 137.
- ^ Андайя 1981 , с. 142.
- ^ Бульбек 1992 , с. 203
- ^ Хайэм 1989 , с. 70
- ^ Пелрас 1997 , с. 99
- ^ Каммингс 1999 , с. 103
- ^ Jump up to: а б Бульбек и Колдуэлл 2008 , с. 16
- ^ Бульбек 1992 , стр. 368, 608, 662–663.
- ^ Jump up to: а б Бульбек и Колдуэлл 2008 , с. 17
- ^ Бульбек 1992 , с. 256
- ^ Бульбек 1992 , с. 259
- ^ Бульбек 1992 , стр. 461–463.
- ^ Jump up to: а б Бульбек 1994 , с. 4.
- ^ Либерман 2009 , с. 851
- ^ Пелрас 2003 , с. 266
- ^ Jump up to: а б Пелрас 1997 , стр. 122–124.
- ^ Ноябрь 1961 г. , с. 31
- ^ Бульбек 1992 , стр. 20–21.
- ^ Рид 1983 , с. 117.
- ^ Каммингс 2002 , с. 42
- ^ Джукс 2014 , с. 3
- ^ Джукс 2014 , с. 2
- ^ Ноябрь 1993 г. , с. 567
- ^ Миллер 2010 , стр. 280–283.
- ^ Рид 1988 , с. 218
- ^ Дрюс 2009 , стр. 73–74.
- ^ Колдуэлл 2004 , стр. 343–344.
- ^ Jump up to: а б с Дрюс 2009 , с. 27
- ^ Бульбек и Колдуэлл 2000 , с. 1
- ^ Хенли и Колдуэлл 2008 , с. 271
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1995 , с. 417
- ^ Jump up to: а б с Бульбек 1992 , стр. 469–472.
- ^ Колдуэлл 1995 , с. 418
- ^ Jump up to: а б с д и Каммингс, 2014 г. , стр. 222–224.
Источники
[ редактировать ]- Абидин, Анди Зайнал (март 1983 г.). «Возникновение ранних королевств в Южном Сулавеси: предварительное замечание о государственных контрактах с тринадцатого по пятнадцатый век». Исследования Юго-Восточной Азии . 20 (4). Центр исследований Юго-Восточной Азии Киотского университета: 1–39. doi : 10.14724/jh.v2i1.14 (неактивен 31 января 2024 г.). hdl : 2433/56113 . ISSN 0563-8682 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Андайя, Леонард Ю. (1981). Наследие Арунга Палакки: история Южного Сулавеси (Целебес) в семнадцатом веке . Анн-Арбор: Мичиганский университет. ISBN 978-9024724635 .
- Андайя, Леонард Ю. (2011). «Глава 6: Восточная Индонезия: исследование пересечения глобальных, региональных и локальных сетей в «расширенном» Индийском океане». В Халиковски Смит, Стефан Калифорния (ред.). Переосмысление миров Индийского океана: очерки в честь Кирти Н. Чаудхури . Издательство Кембриджских ученых. стр. 107–141. ISBN 978-1443830447 .
- Бейкер, Бретт (2005). «Южный Сулавеси в 1544 году: португальское письмо» (PDF) . Обзор дел Индонезии и Малайзии . 39 (1). Канберра, АКТ: Ассоциация публикаций индонезийских и малазийских исследований: 72. ISSN 0815-7251 .
- Бугас, Уэйн А. (1998). «Бантаян: Раннее Макасарское королевство, 1200–1600 гг. Н.э.». Архипел . 55 (1). Париж: 83–123. дои : 10.3406/arch.1998.3444 . ISSN 2104-3655 .
- Бульбек, Фрэнсис Дэвид (март 1992 г.). Повесть о двух королевствах: историческая археология Говы и Таллока, Южный Сулавеси, Индонезия (докторская диссертация). Австралийский национальный университет.
- Бульбек, Фрэнсис Дэвид (1993). «Новые взгляды на раннюю историю Южного Сулавеси». Баруга: Исследовательский бюллетень Сулавеси . 9 . Лейден: KITLV Press: 10–18. OCLC 72765814 .
- Бульбек, Фрэнсис Дэвид (1994). Экологические параметры моделей расселения и иерархии в доколониальном королевстве Макассар (PDF) . Двухгодичная конференция Ассоциации азиатских исследований Австралии. Перт, Вашингтон.
- Бульбек, Фрэнсис Дэвид; Колдуэлл, Ян (2000). Земля железа: историческая археология Луву и долины Сенрана: результаты проекта «Происхождение сложного общества в Южном Сулавеси» (OXIS) . Центр исследований Юго-Восточной Азии Университета Халла. ISBN 978-0903122115 .
- Бульбек, Фрэнсис Дэвид; Клюн, Женевьева (2003). «Макассарская глиняная посуда с историческим декором: предварительная хронология и связи с Баджау» . Глиняная посуда в Юго-Восточной Азии: материалы Сингапурского симпозиума по досовременной глиняной посуде Юго-Восточной Азии . Сингапурский симпозиум по досовременной глиняной посуде Юго-Восточной Азии. Сингапур: NUS Press. стр. 80–103. ISBN 9789971692711 .
- Бульбек, Фрэнсис Дэвид (2006). «Глава 13: Политика брака и брак политиков в Гове, Южный Сулавеси, в 16 и 17 веках». В Fox, Джеймс Дж. (ред.). Происхождение, происхождение и союз: исследования австронезийской этнографии . Актон Австралийского национального университета: ANU Press. стр. 283–319. ISBN 978-1920942878 .
- Бульбек, Фрэнсис Дэвид; Колдуэлл, Ян (1 марта 2008 г.). « Oryza sativa и происхождение королевств в Южном Сулавеси, Индонезия: данные по фитолитам рисовой шелухи» . Индонезия и малайский мир . 36 (104): 1–20. дои : 10.1080/13639810802016117 . ISSN 1363-9811 . S2CID 161928473 .
- Колдуэлл, Ян (март 1991 г.). «Обзор: Миф об образцовом центре: книга Шелли Эррингтон «Значение и сила в регионе Юго-Восточной Азии» ». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 22 (1): 109–118. дои : 10.1017/S002246340000549X . ISSN 1474-0680 . JSTOR 20071266 . S2CID 162429642 .
- Колдуэлл, Ян (1995). «Власть, государство и общество среди доисламских буги» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 151 (3). Лейден: Брилл: 394–421. дои : 10.1163/22134379-90003038 . ISSN 0006-2294 . JSTOR 27864678 . S2CID 59575666 .
- Колдуэлл, Ян (2004). «Обзор: Уильям Каммингс, Делая кровь белой; Исторические преобразования в Макассаре раннего Нового времени » . Архипел . 68 (1). Париж: 343–347. ISSN 2104-3655 .
- Каммингс, Уильям П. (1999). « Только один народ, но два правителя»: сокрытие прошлого в макасарских хрониках семнадцатого века» . Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde . 155 (1). Лейден: Брилл: 97–120. дои : 10.1163/22134379-90003881 . ISSN 0006-2294 . JSTOR 27865493 . S2CID 194055885 .
- Каммингс, Уильям П. (2000). «Чтение истории хроник Мароса» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 156 (1). Лейден: Брилл: 1–31. дои : 10.1163/22134379-90003851 . ISSN 0006-2294 . JSTOR 27865583 .
- Каммингс, Уильям П. (2002). Делаем кровь белой: исторические трансформации в Макассаре раннего Нового времени . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0824825133 .
- Каммингс, Уильям П. (январь 2005 г.). «Исторические тексты как социальные карты: Лонтарак биланг в Макассаре раннего Нового времени» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 161 (1). Лейден: Брилл: 40–62. дои : 10.1163/22134379-90003714 . ISSN 0006-2294 . JSTOR 27868200 .
- Каммингс, Уильям П. (2005). « « Тот, кто был изгнан »: Тунипасулук и изменение представлений о власти в хрониках Гова» . Обзор дел Индонезии и Малайзии . 39 (1): 35–59. ISSN 0815-7251 .
- Каммингс, Уильям П. (2007). Цепь королей: Макасарские хроники Говы и Таллока . КИТЛВ Пресс. ISBN 978-9067182874 .
- Каммингс, Уильям П. (17 октября 2014 г.). «Глава 10: Переоценка государства, общества и динамики экспансии в доколониальной Гова». В Уэйде, Джефф (ред.). Азиатская экспансия: исторический опыт экспансии государства в Азии . Рутледж. стр. 214–232. ISBN 978-1135043537 .
- Дрюс, Стивен К. (2009). Земли к западу от озер: история королевств Аяттаппаренг Южного Сулавеси, 1200–1600 гг . н.э. Брилл. ISBN 978-9004253827 .
- Дрюс, Стивен К. (октябрь 2006 г.). «Датирование списков данников и доменов королевств Южного Сулавеси». В Ампуан Хаджи Брахим бин Ампуан Хаджи Тенга (ред.). Искра ученого ума: Литература и культура . Бандар Сери Бегаван, Бруней: Бруней: Деван Бахаса дан Пустака. стр. 145–156. ISBN 978-9991709604 .
- Гибсон, Томас (2005). И солнце преследовало луну: символические знания и традиционная власть среди макассаров . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0824828653 .
- Гибсон, Томас (11 июня 2007 г.). Исламское повествование и власть в Юго-Восточной Азии: с 16 по 21 век . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer Publishing. ISBN 978-0230605084 .
- Холл, DGE (1965). «Проблемы индонезийской историографии». Тихоокеанские дела . 38 (3/4). Ванкувер: Тихоокеанские дела, Университет Британской Колумбии: 353–359. дои : 10.2307/2754037 . ISSN 0030-851X . JSTOR 2754037 .
- Хенли, Дэвид; Колдуэлл, Ян (2008). «Короли и заветы: незнакомые короли и общественный договор в Сулавеси». Индонезия и малайский мир . 36 (105): 269–291. дои : 10.1080/13639810802268031 . ISSN 1363-9811 . S2CID 153525075 .
- Хайэм, Чарльз (1989). Археология материковой части Юго-Восточной Азии: от 10 000 г. до н.э. до падения Ангкора . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521275255 .
- Джукс, Энтони (2014). Письмо и чтение макасарского языка (PDF) . Международный семинар по исчезающим письменностям островов Юго-Восточной Азии. Токийский университет иностранных языков. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2017 г. Проверено 21 января 2017 г.
- Либерман, Виктор (2009). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, Том 2, Зеркала материка: Европа, Япония, Китай, Южная Азия и острова . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139485173 .
- Миллер, Кристофер (2010). Гуджаратское происхождение письменностей Суматры, Сулавеси и Филиппин . Ежегодное собрание Лингвистического общества Беркли. Калифорнийский университет, Беркли.
- Ноордюн, Якобус (1961). «Некоторые аспекты макассарско-бугинской историографии». Ин Холл, DGE (ред.). Историки Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета. стр. 29–36.
- Ноордюн, Якобус (1993). «Вариация бугисского/макасарского письма» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 149 (3). Лейден: Брилл: 533–570. дои : 10.1163/22134379-90003120 . ISSN 0006-2294 . JSTOR 27864487 . S2CID 162247962 .
- Пелрас, Кристиан (1994). «Религия, традиции и динамика исламизации в Южном Сулавеси» . Индонезия . 57 (1): 133–154. дои : 10.2307/3351245 . hdl : 1813/54026 . ISSN 0019-7289 . JSTOR 3351245 .
- Пелрас, Кристиан (1997). Буги . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. ISBN 978-0631172314 .
- Пелрас, Кристиан (2003). «Дома Бугис и Макассар: вариации и эволюция» . В Шефолде, Реймар; Нас, Питер Дж. М.; Домениг, Гауденц (ред.). Индонезийские дома: традиции и трансформация народной архитектуры . КИТЛВ Пресс. стр. 251–284 . ISBN 978-9067182058 .
- Полинггоманг, Эдвард Л. (1993). «Торговая политика Голландии и ее влияние на торговлю Макассара». Обзор дел Индонезии и Малайзии . 27 : 61–76. ISSN 0815-7251 .
- Рид, Энтони (1981). «Великая индонезийская семья семнадцатого века: Матоая и Паттингаллоанг из Макассара». Масьяракат Индонезия . 8 (1): 1–28. ISSN 0125-9989 .
- Рид, Энтони (1983). «Возвышение Макассара». Обзор индонезийских и малайских дел . 17 (1): 117–160. ISSN 0815-7251 .
- Рид, Энтони (1988). Юго-Восточная Азия в эпоху торговли: 1450–1680 гг. Земли под ветрами . Том. 1. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300039214 .
- Рид, Энтони (2000). «Плюрализм и прогресс в Макассаре семнадцатого века» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 156 (3). Лейден: Брилл: 433–449. дои : 10.1163/22134379-90003834 . ISSN 0006-2294 . JSTOR 27865647 . S2CID 170742679 .
- Ритчер, Энн (2000). Ювелирные изделия Юго-Восточной Азии . Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0-8109-3528-0 .
- Сила, Мухаммад Адлин (2015). Мауду: Путь единения с Богом . Актон Австралийского национального университета: ANU Press. ISBN 978-1925022711 .
- Сулистё, Бамбанг (2014). «Малайские эмигранты и их исламская миссия в Южном Сулавеси в 16-17 веках» . ТАВАРИХ: Международный журнал исторических исследований . 6 (1). Бандунг: 53–66. ISSN 2085-0980 .
- Сазерленд, Хизер (2004). «Макассарские малайцы: адаптация и идентичность, ок. 1660–1790». В Барнарде, Тимоти (ред.). Оспаривание малайства: малайская идентичность через границы . НУС Пресс. стр. 76–106. ISBN 978-9971692797 .
- Вильерс, Джон (1990). «Макассар: взлет и падение восточно-индонезийского морского торгового государства, 1512–1669». В Катиритамби-Уэллсе, Джиямалар; Вильерс, Джон (ред.). Порт и политика Юго-Восточной Азии: взлет и упадок . НУС Пресс. стр. 143–159. ISBN 978-9971691417 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт группы OXIS , «неформальной конфедерации историков, антропологов, археологов, географов и лингвистов, занимающихся происхождением и развитием коренных народов на индонезийском острове Сулавеси». На этом сайте доступно большое количество статей и книг по ранней истории Говы и Таллока.