Надпись Соджомерто
Надпись Соджомерто — надпись, обнаруженная в деревне Соджомерто, Ребан, Регентство Батанг , Центральная Ява , Индонезия . Написанный на старомалайском языке с использованием сценария Кави , он первоначально был датирован ок. 7 век, [1] но позже датирован по палеографическим соображениям до начала 9 века. [2] Надпись в настоящее время находится на месте или на локации. [3]
Надпись носит шиваистский характер, [1] речь идет о главе знатного рода по имени Дапунта Селендра , сыне Сантану и Бхадравати, мужа Сампулы. Бочари предполагает, что Дапунта Селендра был прародителем Сайлендрас , влиятельной семьи, которая позже будет править Матарамом и Шривиджаей . Недавнее расследование пришло к выводу, что имя Селендра, упомянутое в этой надписи, вероятно, не имеет никакого отношения к Сайлендре. [4]
Надпись высечена на андезитовом камне шириной 43 см, толщиной 7 см и высотой 78 см. [5] Текст состоит из 11 строк, большинство из которых неясны и размыты.
Содержание
[ редактировать ]Транслитерация [1]
[ редактировать ]Линия | Транслитерация |
---|---|
1 | ... – звезды дня... |
2 | ... _ проказа |
3 | ... намах шшивая |
4 | бхатара парамечва |
5 | Я понял вселенского Бога. |
6 | – мих инан –есть-где после |
7 | ты спишь и отдыхаешь |
8 | Наманда Бапанда Бхадравати |
9 | образец наманда айанда |
10 | Наманда Вининда Селендра Намах |
11 | амагаппасар лемпевангих [6] |
Общий малайский перевод
[ редактировать ]... тысячи... ... намах Шивайя , Бетара Парамешвара и все Боги, которым я поклоняюсь. Хиям... мих - это... Чапунта Селендра. Его отца зовут Сантану. Бхадравати — имя его матери. Сампула — это имя жены Селендры. ...
английский перевод
[ редактировать ]Хвала Господу Шиве Бхатаре Парамешваре и всем богам... от достопочтенного Дапунты Селендры Сантану — имя его отца, Бхадравати — имя его матери, Сампула — имя жены благородного Селендры.
Интерпретация
[ редактировать ]В этой надписи сделан вывод о том, что семья Дапунта Селендры поселилась на северном побережье Центральной Явы, говорит на старомалайском языке и является индуистами -шиваистами .
Обнаружение надписи привело к развитию теорий, предполагающих суматранское происхождение Саилендры, а также возможность их первоначального поселения на северном побережье Центральной Явы перед перемещением вглубь страны, на равнину Кеду. Как и надпись Соджомерто, некоторые из надписей Сайлендры более позднего периода, хотя и обнаруженные на Центральной Яве, также написаны на старомалайском языке, а не на старомаванском , что предполагает связь с Суматрой. Имя «Селендра», упомянутое в надписи как «Дапунта Селендра», предполагает ссылку на предка династии Сайлендра. Титул «Дапунта» похож на титулы шривиджайских королей, таких как Дапунта Хьянг Шри Джаянаса, что предполагает связь Шривиджая с семьей Сайлендра. Семья впервые поселилась на северном побережье Центральной Явы в районе регентств Батанг и Пекалонган. Первоначально они были индуистскими шиваистами. В определенный момент времени они двинулись на юг и обосновались на равнине Кеду. и позже, вероятно, обратился в буддизм Махаяны .
Другая интерпретация предполагает, что семья, вероятно, была этнически яванцами, но имела связи со Шривиджаем. Правящая семья, вероятно, была местным правителем, но каким-то образом была порабощена Шривиджаей в результате вторжения и служила его вассалом. Шривиджаи Ранние Сайлендры, возможно, принадлежали к мандале или сфере влияния . Ранее известный благодаря надписи Кота Капур (686 г. н. э.), Шривиджая начал серию военных кампаний против Бхуми Явы, что также соответствует падению королевства Таруманагара на Западной Яве.
Расследование Захарова (2012) пришло к выводу, что упомянутая в надписи «Селендра», вероятно, не имеет ничего общего с династией Сайлендра: в надписи упоминаются слова хакаиру и дайва , которые имеют дифтонг ai , так что в имени также следует использовать дифтонг. Дапунта Селендра . Однако эта теория устарела, поскольку нет данных о существовании династии Шайлендра на Суматре ранее 9 века и Шривиджая не смог завоевать Яву. По мнению Дамаиса, надпись Соджомерто датируется 8 веком, то есть она стоит после надписи Кедукан Букит (683 г. н. э.). Произошло обратное: династия Шайлендра подчинила Шривиджая и ее территорию контроля на Малайском полуострове. [4] : 22–27
См. также
[ редактировать ]- Канггалская надпись (732)
- Каласанская надпись (778)
- Надпись Келурака (782 г.)
- Надпись Манджушригрихи (792 г.)
- Надпись Карангтенга (824 г.)
- Надпись Три Тепусан (842 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бочари, М. (1966). «Предварительный отчет об открытии древнемалайской надписи в Соджомерто». МИСИ . III : 241–251.
- ^ Дегроот, Вероник МЮ (2009). Канди, Космос и пейзаж. Осталось исследование распределения, ориентации и пространственной организации центральнояванского храма . Лейден, Нидерланды: Sidestone Press. п. 84. ИСБН 978-90-8890-039-6 . Проверено 7 ноября 2014 г.
- ^ «Надпись Соджомерто» . Карта Гугл . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Захаров, Антон О. (август 2012 г.). «Переосмысление Шайлендрас» (PDF) . nsc.iseas.edu.sg . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии Центра Наланда-Сривиджая. Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
- ↑ Веб-сайт Batang Regency, по состоянию на 7 июня 2007 г. Архивировано 27 марта 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Расстояние между словами и значение неясны.