Ченла
Ченла | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
550–802 | |||||||||
![]() Материковая часть Юго-Восточной Азии в 700 г. н.э. | |||||||||
Капитал |
| ||||||||
Общие языки |
| ||||||||
Религия | |||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Историческая эпоха | Постклассическая эпоха | ||||||||
• Вассал Фунана | 550 | ||||||||
• Посольство в Китае | 616/617 | ||||||||
• Независимость | 627 | ||||||||
в. 707 | |||||||||
• Джаяварман II провозглашен Чакраватином | 802 | ||||||||
Валюта | Родные монеты | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть |
История Камбоджи |
---|
![]() |
Ранняя история |
Пост-Ангкорский период |
Колониальный период |
Независимость и конфликт |
Мирный процесс |
Современная Камбоджа |
По теме |
![]() |
Ченла или Женла ( упрощенный китайский : 真腊 ; традиционный китайский : 真臘 ; пиньинь : Женла ; Уэйд-Джайлс : Чен-ла ; кхмерский : ចេនឡា , Ченла [ceːnlaː] ; вьетнамский : Chân Lạp ) - китайское обозначение государства-преемника. королевства Фунан, предшествовавшего Кхмерской империи , существовавшей примерно с конца 6-го по начало 9-го века в Индокитае . Это имя все еще использовалось в 13 веке китайским посланником Чжоу Дагуанем , автором книги «Обычаи Камбоджи» . [3] Он появляется на карте Мао Куня . Однако современная историография применяет это название исключительно к периоду с конца VI по начало IX века. [3] Этот период камбоджийской истории известен историкам как Доангкорский период . [4] Сомнительно, существовала ли когда-либо Ченла как унитарное королевство, или это заблуждение китайских летописцев. Большинство современных историков утверждают, что «Ченла» на самом деле представляла собой всего лишь серию рыхлых и временных конфедераций княжеств в период до Ангкора. [5] [6]
Этимология
[ редактировать ]«Ченла» или «Женла» - это имя, данное в китайских отчетах лицу, которое отправляло дань китайским императорам. [7] Слово «Ченла» или «Женла», а также Фунан неизвестны в старокхмерском языке. [8] Народная этимология пытается связать Ченлу (真臘) с переводом его китайского названия как «Чистый пчелиный воск», который был одним из региональных товаров, упомянутых в китайских анналах. [9] [10] Было высказано предположение, что это название означает «Побежденный Сиам», поскольку Женла была реконструирована до Циенлиап в произношении династии Тан , которое по звучанию похоже на камбоджийский город Сием Рип , название которого часто означает «Сплющенный Сиам». [11] [12] Однако было отмечено, что это происхождение проблематично, поскольку конфликты между Сиамом и Камбоджей произошли спустя столетия после того, как это название было впервые использовано. Поэтому, хотя имена Ченла и Сием Рип, возможно, могут быть связаны, Майкл Викери утверждал, что первоначальное значение обоих имен неизвестно. [11] [12]
Однако подобное объяснение может быть применимо и к более позднему варианту формы Жанла (占臘); по словам автора Питера Харриса: «Вероятно, это означает «Побежденные Чамы », поскольку Чжан на китайском языке означает Чам». Он также отметил объяснение, данное в «Минши» : «В Цинъюань период правления (1195–1200) династии Сун Камбоджа уничтожила Чампу и захватила ее земли. Из-за этого страна изменила свое название на Чжанла. Но во время правления При династии Юань его продолжали называть Чжэньла. [12]
Чэнь Ла, возможно, был известен под несколькими другими именами, такими как Вэнь Дань (文單, реконструированный как Мунтал , возможно, мандала ) или, согласно Тацуо Хосино По-Лу, Вэнь Дань был его столицей. [13]
Следуя традиции индуистского царя-бога ( девараджи ) [14] царь выбрал санскритское имя божества-покровителя или аватара , за которым следовал суффикс -варман, что означает «защищенный», подчиняясь кодексу поведения Манусмрити , Законам Ману для касты воинов -кшатриев . [15]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Большинство китайских записей о Ченле, в том числе запись о завоевании Ченлой Фунаня, оспариваются с 1970-х годов, поскольку они обычно основаны на отдельных замечаниях в китайских анналах. [16] В «Истории китайской династии Суй» есть записи о государстве под названием Ченла, вассале королевства Фунань, которое отправило посольство в Китай в 616 или 617 году. [17] тем не менее, под его правителем Читрасена Махендраварман завоевал Фунан после того, как Ченла обрел независимость. [18]
Как и его предшественник Фунан, Ченла занимала стратегическое положение, где сходились морские торговые пути Индосферы и культурной сферы Восточной Азии , что привело к продолжительному социально-экономическому и культурному влиянию и принятию эпиграфической системы южноиндийской династии Паллавов и Чалукья. династия . [19] [20]
Происхождение аристократии Ченлы , которую автор Майкл Викери назвал «вождями Дангрек», неясно. [21] Это были местные княжества к северу и югу от гор Дангрек , которые оставили после себя древнейшие известные каменные эпиграфы в регионе, содержащие генеалогические записи, которые предполагают возрастающее политическое господство. Первые известные князья упоминаются в некоторых ранних надписях. Санскритская . надпись Вал Кантела, Стунг Тренг провинция [22] называет правителя Виравармана , который, как следует из его имени (его отца звали Сарвабхаума), принял идею божественного царствования и развернул концепцию Харихара , индуистского «бога, который воплощал в себе множество концепций власти». Его преемники продолжили эту традицию, передав тем самым идею соотношения политической и религиозной власти. [23]
Новая Книга Тан утверждает, что вскоре после 706 года страна была разделена на Земельную Ченлу и Водную Ченлу . Названия обозначают северную и южную половины, которые удобно называть Верхней (северной) и Нижней (южной) Ченлой. [24] К концу 8 века Уотер Ченла попал в зависимость от талассократической династии Шайлендра на Яве и города-государства Шривиджая на Суматре . Последний из королей Уотер Ченлы, похоже, был убит, а государство вошло в состав яванской монархии примерно в 790 году. Земля Ченла сохранила свою целостность при Джаявармане II , который провозгласил Кхмерскую империю в 802 году. [25]
Первоначально один из региональных центров Фунана с неизвестной степенью суверенитета, Ченла был признан иностранной державой как отдельное политическое образование в конце шестого века, а Бхававарман I - его независимым правителем. Значительные научные разногласия преобладают относительно точного географического происхождения, масштабов, динамики и хронологии территориальной экспансии и, в частности, религиозного и политического центра Ченла, а также того, состоял ли он из единого народа под единым лидером. [26] [27]
Ученые конца 20-го века «начали осторожно отходить от устоявшейся историографической структуры», которая была заложена главным образом Джорджем Кодесом , который для ее реконструкции полагается на внешние источники, в частности китайские анналы. [28] Майкл Викери предполагает, что древние авторы давали название «Ченла» многочисленным небольшим княжествам и объединяли их в одно целое, чтобы классифицировать большее количество людей по одним и тем же характеристикам, опуская различия между отдельными государствами. Этот подход объясняет, почему в седьмом веке произошло заметное увеличение количества надписей на камнях. Множество независимых территорий будут производить свои собственные записи и письменные правила, тогда как в одном государстве только крошечная элита будет иметь доступ к таким задачам.
До того, как историки начали анализировать и использовать эпиграфические источники в большом количестве, все доступные доказательства поддерживали идею о том, что центр княжества Ченла должен располагаться на горе Фу Као — Лингапарвата (гора линга) в провинции Тямпасак , Лаосу когда-то принадлежавшей . к кхмерской цивилизации. На местной Ват Фу стеле упоминается имя короля Деваники (Фань Чен-чэн), короля царей, — однако исследователи не относят монарха к «вождям Дангрека» . [29] [30] Вопреки академическим выводам, камбоджийская легенда повествует, что «происхождение царей Камбоджи восходит к союзу отшельника Камбу Сваямбхувы , одноименного предка камбуджей, с небесной нимфой Мерой, подаренной ему Шивой. " От этой пары родился король Шрутаварман, за которым последовал его сын, король Срештаварман. свое имя Этот царь дал Срештапуру - предположительно Ват Пхоу. [31] В конце шестого века Бхававарман и Читрасена (царский титул: Махендраварман ) вместе напали на Фунан и подчинили его около 627–649 годов. [30]
Очевидный факт, что Фунан и Ченла являются «расплывчатыми понятиями», не применимыми к племени, нации или народу, противоречит камбоджийским легендам о происхождении. Фольклор следует за непоколебимым повествованием, подобным повествованию о единственном правителе, таком как царь Деваника - повторно посвященный махараджадхираджа (царь царей) горы Фу Као, где «люди, жившие в этом регионе вместе с людьми, пришедшими с Деваникой, стали предшественниками процветающий кхмерский народ». [32] [33]
Вода и земля Ченла
[ редактировать ]В танских историях упоминается, что после окончания правления Шэньлуна ( 神龍 ) (т. е. после 6 февраля 707 г.) Чжэнла оказалась разделена на два царства, Луженла ( 陸真臘 ) (« Земля Ченла », также называемая Вендан (文單) или Полу (婆鏤)) и Шуиженла ( 水真臘 ) (« Вода Ченла ») вернулись в анархическое состояние, существовавшее до того, как оно было объединено под властью королей Фунана и первых королей Ченла. С другой стороны, Уотер Ченла была связана с дельтой Меконга и имела доступ к реке и ее преимуществам, но это преимущество имело свои недостатки, поскольку делало Уотер Ченла более уязвимым для нападений. [28]
В конце 8-го века нашей эры он столкнулся с войной со стороны яванских пиратов, которые в конечном итоге захватили дельту Меконга, а затем захватили всю империю Ченла. Однако автор Майкл Викери утверждает, что эти категории Воды и Земли Ченла, созданные китайцами, вводят в заблуждение и бессмысленны, поскольку самые убедительные доказательства показывают, что до 802 года нашей эры на земле древней Камбоджи не было ни одного великого государства, а было множество более мелких государств. те. [28]
По мнению историка Суджита Вонгтеса , Ланд Ченла расположена в Исане (северо-восток Таиланда), а Уотер Ченла расположена в районе Тонлесап в Камбодже. [34]
Отклонить
[ редактировать ]Количество надписей резко сократилось в восьмом веке. Однако некоторые теоретики, исследовавшие китайские стенограммы, утверждают, что Ченла начала падать в 700-х годах в результате как внутренних расколов, так и внешних нападений со стороны династии Шайлендра на Яве , которая в конечном итоге захватила власть и присоединилась к королевству Ангкор Джаявармана II. . Согласно надписи Сдок Как Том (1053 г.), Джаяварман II и его сын Индраюдха разгромили армию чамов в 790 году, затем двинулись к северу от Тонлесапа и основали город Харихаралайя в 15 километрах к югу от Ангкора. [35]
По отдельности историки отвергают классический сценарий упадка, утверждая, что с самого начала не было Ченлы, а, скорее, географический регион подвергался длительным периодам оспариваемого правления с бурной сменой власти и очевидной неспособностью установить прочный центр тяжести. Историография завершает эту эпоху безымянных потрясений только в 802 году, когда Джаяварман II основал Кхмерскую империю с соответствующим названием .
Общество
[ редактировать ]Капитал
[ редактировать ]
По словам Джорджа Кодеса , Чампасак был источником правящей династии Ченла и Ват Фу, ее духовным центром. Коэдес и современные ученые ссылаются на исторические анналы династии Суй , в которых упоминается Ченла и идентифицируется, что ее королевская резиденция находилась недалеко от горы под названием Линг-цзя-бо-по или Лингапарвата, на ее вершине был построен храм. Ват Фу — чрезвычайно впечатляющий кхмерский индуистский храм, расположенный у подножия горы Фу Као в Лаосе, что заставляет теоретиков предполагать, что Фу Као — это гора, о которой упоминается в отрывке, и что Ват Фу может быть упомянутым храмом; однако эта точка зрения не принимается современной наукой. [27]
Авторы Клод Жак и Майкл Викери подвергают сомнению идентификацию Фу Као как Лингджиабопо / Лингапарвата, поскольку в Камбодже есть ряд холмов, подпадающих под расплывчатые описания. Таким образом, дебаты продолжаются, и существование Ченлы как унитарного государства или столицы Ват Пхоу сомнительно. Поскольку свидетельств или письменных источников того периода не так много, об этом регионе мало что можно сказать. Китайские анналы — один из немногих источников, из которых ученые могут анализировать и получать информацию. [27]
Жители Ченлы, чьей базой был Чампасак примерно в 550 году, основали свою столицу в Исанапуре (Самбхупура). примерно к 600 году [1]
По словам Поля Пеллиота , Самбхупура была столицей Земли Ченла ( Верхняя Ченла ), а Вьядхапура была столицей Водной Ченлы ( Нижняя Ченла ). [2]
Правители
[ редактировать ]Традиционно лидеры выбирались на основе их боевых заслуг и способности привлечь большое количество последователей; однако по мере того, как правители получали больше власти, уходя от горизонта простолюдинов, произошел сдвиг от измерения способностей к отцовскому происхождению. Принятие идеи индуистского государства с его посвященным военачальником «Варманом» — королем-защитником было идеологической основой контроля и превосходства. [15]
Все существенные элементы жизни Бхававармана и большинства его потомков известны только через эпиграфику. Его интерпретируют как преемника Виравармана и после обретения независимости («он завоевал свой трон на кончике своего меча»), правителя восточных частей царства своего отца, он «построил храм в 598 году во время своего правления в [...] ] центр королевства Бхавапура». [36] Махендраварман , согласно эпиграфике, также является сыном Виравармана и считается завоевателем Фунана. [37]
Преемственность неясна, потому что «это в то же время лишает его сына Бхававармана I королевских функций», - решает историк Майкл Викери: «Бхававарман и... Читрасена [имя Махендравармана] напали на Фунан» [вместе]. [37] Исанаварман — основатель новой столицы — Исанапуры к северу от Тонлесапа (археологический памятник Самбор Прей Кук ). Его сын Бхававарман II — упоминается в надписи лишь один раз в 644 году. [38] Джаяварман I — последний правитель объединенной Ченлы. Он сын и преемник малоизвестного Чандравармана. [39]
Религия
[ редактировать ]Наследие Фунан
[ редактировать ]во времена правления империи Фунан жители все еще хоронили своих умерших с погребальным инвентарем , но также практиковали кремацию . Согласно археологическим находкам, [40] И индуизм, и буддизм пришли в Юго-Восточную Азию через торговые сети Фунан. [40] Несколько сохранившихся надписей со стихами на санскрите , а также небольшие скульптуры и другие реликвии являются физическими признаками как буддийской, так и индуистской систем верований, присутствующих в культуре Фунан. [40] Переход от Фунана к Ченле не совсем понятен, но к 6 веку нашей эры было основано Королевство Ченла, причем китайские источники предполагают, что люди, говорящие на кхмерском языке, завоевали Фунан и основали Ченлу. [40]
Королевские индуистские и буддийские культы
[ редактировать ]Археологические данные указывают на то, что Самбор Прей Кук ( Исанапура ) был крупным поселением Ченла и, возможно, королевской столицей. [40] Город был разделен на три части, в каждой из которых было большое кирпичное святилище или храм, по-видимому, сосредоточенный вокруг языка, похожего на индуистские фаллические изображения Шивы . [40] Короли Ченлы, упомянутые в надписях, обычно носят имя местного индуистского божества с аффиксом -варман (санскритское слово «защищенный»), например «Бхававарман» и «Исанаварман». [40] Короли [ нужны разъяснения ] похоже, подверглись процессу индианизации, направленному на консолидацию и усиление своего правления. [41]
Скульптура под названием Харихара, комбинированная форма Вишну и Шивы, также часто изображается в религиозных учреждениях. [42] Это может отражать веру Ченлы в то, что во Вселенной существует равный баланс между созиданием и разрушением и что, когда одно вещество прекращается, на замену ему создается другое. Поклонялись также другим индуистским богам Брахме и Индре, а также таким божествам, как Кришна Говардхан, Лакшми и т. д. Эпиграф из провинции Сиемреап свидетельствовал о том, что в конце VIII века буддисты в Камбодже, очевидно, поклонялись бодхисаттвам. [43]
Буддизм, также зародившийся в Индии, хотя и не столь распространенный, как индуизм, мирно сосуществовал с индуизмом в Ченле; две школы буддизма были идентифицированы по найденной скульптуре, изображающей двенадцать изображений Будды. [44] Это показывает, что короли, похоже, не навязывали своим людям свои религиозные взгляды и что всевозможные влияния создавали разнообразное сообщество в Ченле. По словам индийского историка Химанчу Прабха Рэя, буддизм был эффективным мотивирующим фактором в расширении морских торговых сетей из Индии в восточные земли, в то время как брахманический индуизм больше вращался вокруг аграрной экономики. [45]
Местные культы коренных божеств
[ редактировать ]Несмотря на то, что индуизм и буддизм, очевидно, играли важную роль в королевских культах, текстовые данные свидетельствуют о том, что они широко практиковались только элитой Ченла. [40] Фермеры за пределами городских центров обычно носили кхмерские имена, а не санскритские имена, и отдавали дань уважения региональным землевладельцам, носившим кхмерский титул понь , которые строили храмы, посвященные как индуистским, так и местным божествам. [40] Богатство и власть в этих отдаленных сельскохозяйственных регионах передавались по женской линии наследования, что указывает на то, что наследование по материнской линии, вероятно, было первоначальной нормой в Юго-Восточной Азии. [46] Местным божествам, которым поклонялись, обычно были женщины, также имеются свидетельства поклонения предкам . [47] Хотя большинство этих местных храмов были построены из дерева и поэтому были потеряны, письменные документы ясно показывают, что они были нормой в Королевстве Ченла. [47] Несомненно, некоторые местные жители обратились в новые индийские религии, но подавляющее большинство населения, вероятно, почитало местных богинь и богов, а также их предков в своих деревнях, одновременно признавая общественные индуистские и буддийские культы, например, совершая периодические жертвоприношения и посещая общественные мероприятия. церемонии в индуистских храмах в городах. [47] Также возможно, что некоторые местные божества были поглощены индуистским пантеоном . [47] Короли Ченлы придерживались либеральной религиозной политики, позволяя своим подданным исповедовать традиционные местные религии, пока Кхмерская империя . в начале 9 века не была основана [47]
Религиозные структуры
[ редактировать ]К концу века, [ который? ] регион Ченла был усеян храмами и святилищами индуистских богов. Многие простолюдины участвовали в поддержании этих религиозных комплексов, и граждане Ченлы должны были жертвовать им землю, товары и рабов. Фонды великих храмов состояли из собственных владений землей и людьми, действовавших как могущественные корпорации; даже второстепенные храмы имели учреждения и собирали налоги. [42] Хотя короли основали эти храмы как средство увеличения своей власти, на самом деле эти сооружения могли отнимать у империи ценные земли и граждан; налоги, собираемые храмами, могли принести больше богатства вождю. [ нужна ссылка ]
Однако эти структуры также могут быть фактором, который стабилизировал королевство и позволил королю расширяться и привлекать больше гражданских лиц, которые следовали индуистским верованиям, поскольку индуизм служил причиной для людей следовать правлению короля. Кроме того, создание этих предприятий могло бы привлечь иностранцев, которые могли бы перенести свою торговлю, бизнес и товары в этот район, что сделает его более экономически эффективным. [ нужна ссылка ]
Архитектура
[ редактировать ]
На дизайн храмов и святынь большое влияние оказал процветающий штат Гупта в северной и центральной Индии. Храмовые комплексы были построены из кирпича и камня, с выступающей статуей, изображающей индуистского Бога или Будду, в центре здания. Песчаник был основным материалом, используемым для строительства более важных храмов, и его добывали в горах Кулен. Из-за своего большого веса требовалось много рабочей силы, обычно это были рабы. [48]
Обнаружены также кремационные захоронения, обложенные кирпичом. Предполагается, что эти сооружения посвящены почитанию представителей касты брахманов, поскольку захоронения проводились в соответствии с индуистской практикой. [49]
Социальная иерархия
[ редактировать ]Социальный статус определялся на основе знания языка, в первую очередь кхмерского или санскрита. Санскрит был языком богов, поэтому считался более ценным; разделение на тех, кто работал на полях, и тех, кто выполнял более достойные задания, основывалось на том, насколько хорошо они знали санскрит. Люди, преуспевшие в самообразовании, получали более высокие звания, например, чиновников или даже королевских слуг. [50] Однако большинство жителей, у которых не было возможности получить санскритские имена, потратили свою жизнь на производство излишков на благо храмов и богов-предков. [51]
Это отражает влияние индуизма на ранние камбоджийские общества. Санскрит, язык, связанный с индуизмом, считался более ценным, чем родной кхмерский язык. Это может указывать на то, что общество до того, как индианизация произошла в ранней Юго-Восточной Азии, было нестабильным и что люди цеплялись за учения иностранцев, потому что сами не имели постоянных религиозных или социальных структур.
Хотя существовала социальная иерархия, не было дискриминации между полами. Женщины не считались гражданами второго сорта, скорее многие женщины играли центральную роль в ритуалах, специализировались на ремеслах и получали ранги высоких чиновников. [52] Возможно, это связано с тем, что до недавнего времени семьи следовали матрилинейному наследию, а не патриархальному обществу, поэтому некоторые аспекты более раннего общества были сохранены. [49]
Рабство
[ редактировать ]Многих простолюдинов назначали в качестве рабочих, которые убирали, готовили и строили храмы и святыни без какой-либо компенсации. Анализируя древние надписи, Джудит Джейкоб обнаружила, что в Ченле существовало четырнадцать категорий рабов, отличавшихся разным происхождением и видами обязанностей. [53] Эти группы людей можно было купить, продать и отдать, не имея возможности сбежать, потому что их родители нуждались в деньгах или им приходилось выплачивать долги, которые они получили или передали в своей семье. [54]
Экономика
[ редактировать ]Богатство Ченлы и прилегающих к ней территорий было получено за счет выращивания риса и мобилизации рабочей силы, а не за счет натурального хозяйства, как в прошлом. [55] Плодородные земли передавались в дар храмам, где рабы обрабатывали поля и помогали храмам приносить доход. [42] В королевстве существовала обширная ирригационная система, благодаря которой производились излишки риса, составлявшие основную часть их торговли. Считается, что международная торговля имела важное значение для королевства. Но к началу VII века камбоджийское общество переживало экономический сдвиг от торговой ориентации к аграрной. Торговые центры у побережья периода Фунана разрушались, в то время как возникли внутренние аграрные центры. [56]
В развалинах главного порта Ок Эо (ныне во Вьетнаме) были найдены материалы из Рима, Греции и Персии, а также артефакты из Индии и соседних государств. Индийское влияние могло быть настолько заманчивым, потому что индийские купцы, которые торговали с ранними камбоджийцами, обладали богатством и процветанием, а это качества, к которым нужно стремиться, поэтому не было практически никаких колебаний при принятии религии другой культуры. [ нужна ссылка ]
Историография и китайские источники
[ редактировать ]Именно Ишанаварману I удалось поглотить древние территории Фунаня, что привело к тому, что Новая Книга Тан , составленная Оуян Сю и Сун Ци в 1060 году, приписала ему эффективное завоевание страны. Самая ранняя известная дата правления Ишанавармана, дата, которая, должно быть, произошла вскоре после его воцарения, - это дата его первого посольства ко двору Суйского Китая в 616–617 годах. Этот царь также известен по его собственным надписям, одна из которых высечена в Ишанапуре и датирована 13 сентября 627 года нашей эры (К. 604), [57] другой в Кау Ное (Таиланд), датированный 7 мая 637 г. (К. 506). [58]
После Ишанавармана, который прекратил царствовать около 637 года, надписи сообщают нам о царе по имени Бхававарман (II). Единственные датированные надписи, которые мы имеем от него, - это надпись Та Кева (К. 79), датированная 5 января 644 г. [59] и Понья-Хор к югу от Та-Кева (К. 21). [60] [61] датировано средой, 25 марта 655 г. Затем, по-видимому, следует некий царь Чандраварман, известный по недатированной надписи К. 1142 г. [62] неизвестного происхождения, выходец из семьи Ишанавармана. Сыном Чандравармана был знаменитый король Джаяварман I, чьи самые ранние надписи взяты из Туол Кок Прах, провинция Прей Вэн (К. 493). [63] и из Басета, провинция Баттамбан (К. 447 г.), [64] оба датированы 14 июня 657 г.
Около 19 или 20 надписей, датируемых периодом его правления, были найдены на территории, простирающейся от Ват Фуу на севере до Сиамского залива на юге. Согласно Синь Тан Шу, королевство Чжэнла завоевало различные княжества на северо-западе Камбоджи после окончания китайской эпохи под названием Юнхуи (永徽) (т.е. после 31 января 656 г.), которое ранее (в 638/39 г.) платило дань Китаю. . [65] Правление Джаявармана I продолжалось около тридцати лет и закончилось, возможно, после 690 г. Судя по всему, после смерти Джаявармана I (его последняя известная надпись К. 561 г.) [66] датируется 681/82 годом), в королевстве произошли беспорядки, и в начале 8 века королевство распалось на множество княжеств.
Регионом Ангкор управляла его дочь, королева Джаядеви, которая жаловалась в своей надписи на Западном Барае К. 904: [67] от среды, 5 апреля 713 г., о «плохих временах». Истории Тан сообщают нам, что после окончания эпохи Шэньлонг (神龍) (после 6 февраля 707 г.) Чжэнла оказалась разделенной на два царства, Лужэнла (陸真臘) («Земля Чжэнла», также называемая Вендан (文單). или Полу (婆鏤)) и Шуиженла (水真臘) («Водная Женла») [68] и вернулся к анархическому государству, существовавшему до того, как оно было объединено под властью королей Фунана и первых королей Женлы.
Такие цари, как Шрутаварман, Шрештаварман или Пушкаракша, упоминаются гораздо позже в ангкорских надписях; их историчность сомнительна. Ланд Женла отправил посольство в Китай в 717 году и помог Май Тук Лоану в восстании против китайцев (722–723). [69] [70] Другое посольство, посетившее Китай в 750 году, вероятно, прибыло из Водной Женлы. Согласно «Китайским анналам», сын короля Вендана посетил Китай в 753 году и присоединился к китайской армии во время кампании против Наньчжао ( китайский : 南詔 ; пиньинь : Наньчжао ) в следующем году. [71]
После посольства в Вендане в 771 году предполагаемый наследник Поми ( китайский : 婆彌 ) прибыл к императорскому двору и 13 декабря 771 года получил там титул «Кайфу Итун Санси» ( китайский : 開府儀同三司 ; пиньинь : Кайфу Итонг Санси ), один из самых высоких почетных титулов. В 799 году посланник из Вендана по имени Литудзи ( китайский : 李頭及 ) также получил китайский титул. О правителях Шамбхупуры свидетельствует надпись К. 124, датированная 803/04 г. [72] царь Индралока и три последовательные царицы: Нрипатендрадеви , Джайендрабха и Джьештхарья .Две надписи относятся к правителю по имени Джаяварман: первая, К. 103, происходит из Прах Тхат Прах Сри к югу от Компон Чама, датированная 20 апреля 770 г. [73] второй из Лобок Срота в окрестностях Крачеха близ Шамбхупуры (К. 134), датированный 781 годом. [74]
Кодес называл его Джаяварман Ибис, но, вероятно, он идентичен Джаяварману II, отцу-основателю Ангкорского королевства, как отмечал Викери: « Джаяварман II был не только родом с Юга; он был особенно близок к Связь с Вьядхапурой Это место зафиксировано только в одной доангкорской надписи, К. 109/655 [точно: 10 февраля 656 г.], но в 16 текстах ангкорского периода, последний из которых датирован 1069 годом [К. 449 из Палхала, датированный воскресеньем. , 3 мая 1069 г.] ... Два из них, К. 425/968 и К. 449/1069, являются явными записями о том, как Джаяварман II увозил людей из Вьядхапуры, чтобы поселиться в Баттамбанге ». [75]
Противоречивые записи
[ редактировать ]Согласно надписи из Чан Након в Басаке/Лаосе (К. 363) [76] Вираварман был отцом Читрасены (царский титул Махендравармана ), который был младшим братом Бхававармана . Очевидно, у обоих принцев была одна и та же мать, но разные отцы, что подтверждается надписью Си Теп (на территории современного Таиланда ). [77] давая информацию о том, что Бхававарман был сыном Пратхивиндравармана и внуком Чакравартина, тогда как надпись Пак Муна в Убоне / Таиланде [78] сообщает нам, что имя отца Виравармана звали Сарвабхаума.
Все эти надписи относятся к большой территории, управляемой этими королями. ) записано В надписи Робана Ромаса в Ишанапуре (археологические раскопки Самбор Прей Кук , что некий Нарасимхагупта, который был вассалом ( самантанрипа ) последующих царей Бхававармана, Махендравармана (правящее имя Читрасены) и Ишанавармана, воздвиг 13 Апрель 598 года, во время правления Бхававармана, фигура Калпавасудевы (Вишну). [79]
Это совпадает с самым старым китайским текстом, в котором упоминается Ченла, Суй шу (Анналы династии Суй), составленным Вэй Чжэном (580–643) в 636 году нашей эры, который дает информацию о том, что в начале VII века Ченла управлялся Читрасена и Ишанаварман. Столицей последнего был Ишанапур. [80] в то время как его предшественник Бхававарман I все еще проживал в Бхавапуре, месте, которое, вероятно, расположено недалеко от современного города Тала Бариват (13 ° 33 'северной широты, 105 ° 57' восточной долготы). [81] Надпись, датируемая периодом правления Исанавармана I, утверждает, что он был «Царем царей, который правит Суварнабхуми вплоть до моря» [ Самудра-парьянта Суварнабхуми ], таким образом отождествляя Ченлу с Суварнабхуми . [82]
Список правителей
[ редактировать ]Заказ | Король | Царствование |
1 | Бхававарман I | в. 550 – ок. 598 |
2 | Махендраварман | в. 600 – 616 |
3 | Исанаварман I | 616 – 635 |
4 | Бхававарман II | до 639 – до 657 |
5 | Чандраварман? | ? |
6 | Джаяварман I | в. 657 – 681 |
7 | Королева Джаядеви | в. 681 – 713 |
8 | Самбхуварман | 713 – 716 |
9 | Пушкаракша | 716 – ок. 730 |
10 | Самбхуварман | в. 730 – ок. 760 |
11 | Раджендраварман I | в. 760 – ок. 780 |
12 | Махипативарман | в. 780 – ок. 788 |
Источник: [83]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уэст, Барбара А. (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. п. 160. ИСБН 978-1-4381-1913-7 .
- ^ Jump up to: а б с Шаран, Махеш Кумар (2003). Исследования санскритских надписей древней Камбоджи . Публикации Абхинава. стр. 31–32. ISBN 978-81-7017-006-8 .
- ^ Jump up to: а б Гловер (2004) , с. 100.
- ^ Гловер (2004) , с. 89.
- ^ Жак (1979) , с. 376.
- ^ Чендлер (2018) , с. 33.
- ^ Корфилд (2009) , с. 4.
- ^ Жак (1979) , стр. 371–378, 379.
- ^ «Краткая история Камбоджи - Нокор Ченла Ки... Ченла просто означает чистый воск. Китайцы называли Камбоджу страной чистого пчелиного воска» . Наркив ком. 3 марта 2004 г. Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ «Почему китайцы назвали Камбоджу Ченла» (PDF) . Сын Империи . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Викери (1998) .
- ^ Jump up to: а б с Чжоу (2007) .
- ^ Ферлус (2012) , с. 16.
- ^ Сенгупта, Арпута Рани (ред.) (2005). Бог и царь: культ Девараджи в искусстве и архитектуре Южной Азии . Национальный музейный институт. ISBN 8189233262 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Шарма (1978) , с. 45.
- ^ Викери (1994) , с. 3.
- ^ Кирнан (2019) , с. 112.
- ^ «Энциклопедия древних азиатских цивилизаций Чарльза Ф.В. Хайэма - Ченла - В китайской истории зафиксировано, что государство называлось Ченла...» (PDF) . Библиотека Конгресса. Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2020 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Некоторые аспекты азиатской истории и культуры Упендры Тхакура стр.2
- ^ «Соображения о хронологии и истории Камбоджи 9-го века доктора Карла-Хайнца Гольцио, эпиграфиста - ...царства, называемого китайцами Чжэнла. Их содержание неоднородно, но не противоречит друг другу» (PDF) . Кхмерские исследования. Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2015 года . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ Викери (1998) , с. 71.
- ^ ИК (1937–1966) , с. 28, Том. IV.
- ^ Lavy (2003) , p. 27.
- ^ Штернштейн (1964) , с. 8.
- ^ «Ченла – 550-800» . Глобальная безопасность . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ «Королевство Ченла» . Мир Азии. Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Викери (1994) , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Викери (1994) , с. 6.
- ^ Уолтерс (1999) .
- ^ Jump up to: а б Коедес (1975) , с. 69.
- ^ «Полный текст «Камбуджа Деса» » . архив орг . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Ват Фу на Лингапарвате Лаоса » Санатана Дхарма Получено 29 декабря.
- ^ Гай (2014) , с. 17.
- ^ Матичон ТВ » «Таиланд-Камбоджа» — родственники. Это не враждующая пара! : Ханчай-Суджит Путешествие» [«Тайско-камбоджиец» — это семья, а не соперник!: Ханчай-Суджит Трэвел]. YouTube (на тайском языке) . Проверено 4 июня 2023 г. .
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 269.
- ^ «БХАВАВАРМАН Иер, рой кхмер» . Энциклопедия Universalis France . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Викери (1994) , стр. 3–4.
- ^ Браун (1996) , с. 23.
- ^ О'Рейли (2007) , стр. 112–113, 116.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стедман 2016 , с. 234.
- ^ Коу (2018) , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Коу (2018) , с. 70.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 267.
- ^ Даулинг (2000) , с. 125.
- ^ Рэй (1994) , с. 199.
- ^ Стедман 2016 , с. 234–235.
- ^ Jump up to: а б с д и Стедман 2016 , с. 235.
- ^ Жак и Фриман (1999) .
- ^ Jump up to: а б Коу (2018) , с. 68.
- ^ Чендлер (2018) , с. 22.
- ^ Хайэм (2004) , с. 45.
- ^ Хайэм (2004) , с. 44.
- ^ Джейкоб (2013) , стр. 406–426.
- ^ Чендлер (2018) , с. 23.
- ^ Чендлер (2018) , с. 27.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 262.
- ^ Финот (1928) , с. 44.
- ^ ИК (1937–1966) , с. 23, Том. В.
- ^ IC (1937–1966) , стр. 69, Том. II.
- ^ ISCC (1893) , стр. 21–26.
- ^ IC (1937–1966) , стр. 5–6, Том. В.
- ^ MEC (2007) , стр. 47–53.
- ^ IC (1937–1966) , стр. 149–152, Том. II.
- ^ IC (1937–1966) , стр. 193–195, Том. II.
- ^ Уолтерс (1974) , стр. 356, 374–375.
- ^ ИК (1937–1966) , с. 44, Том. Я.
- ^ IC (1937–1966) , стр. 54–63, Том. IV.
- ^ Пеллио (1904) , с. 211.
- ^ Коедес (1975) , с. 86.
- ^ Кирнан (2019) , с. 114.
- ^ Пеллио (1904) , с. 212.
- ^ IC (1937–1966) , стр. 170–174, Том. III.
- ^ ИК (1937–1966) , с. 33, Том. В.
- ^ ИК (1937–1966) , с. 92, Том. II.
- ^ Викери (1998) , с. 396.
- ^ Барт (1903) , стр. 37–40.
- ^ IC (1937–1966) , стр. 156–157, Том. VII.
- ^ Зайденфаден (1922) , стр. 57.
- ^ Коедес (1943) , стр. 5–8.
- ^ Пеллио (1903) , с. 272.
- ^ Леви (1970) , стр. 113–129.
- ^ «Ринит Таинг, «Была ли в Камбодже древняя азиатская «Земля золота»?», The Phnom Penh Post, 5 января 2018 г.» . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Коедес (1975) , стр. 72–76, 85–86.
Ссылки
[ редактировать ]Статьи
[ редактировать ]- Барт, Огюст (1903). «Санскритская надпись дю Фу Лохон (Лаос)». альбом Керна; Очерки, написанные в честь Генри Керна : 37–40.
- Коедес, Джордж (1943). «Камбоджийские исследования XXXVI: Некоторые подробности конца Фу-наня». Вестник Французской школы Дальнего Востока . 43 :1–8. doi : 10.3406/befeo.1943.5733 — через Персея .
- Даулинг, Нэнси (1994), Что и где была Ченла? , Французская школа Дальнего Востока, Париж
- Даулинг, Нэнси (2000). «Новый свет на ранний камбоджийский буддизм». Журнал Сиамского общества . 88 (1 и 2): 122–155.
- Фино, Луи (1928). «Новые объявления из Камбоджи». Вестник Французской школы Дальнего Востока . 28 (1): 43–80. doi : 10.3406/befeo.1928.3116 – через Persée .
- Хайэм, Чарльз (2015). «На заре истории: от возвеличивателей железного века до королей Женлы». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 437 (3): 418–437. дои : 10.1017/S0022463416000266 . S2CID 163462810 – через издательство Cambridge University Press .
- Лави, Пол А. (2003). «Как на небесах, так и на Земле: политика образов Вишну Шивы и Харихары в преангкорской кхмерской цивилизации» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 34 (1). Национальный университет Сингапура: 21–39. дои : 10.1017/S002246340300002X . S2CID 154819912 . Проверено 23 декабря 2015 г. - через Academia.edu.
- Леви, Поль (1970). «Тхала Бориват или Сту'Трен: места столицы кхмерского правителя Бхававармана I». Азиатский журнал . 258 : 113–129.
- Пеллио, Поль (1903). «Фу-нан». Вестник Французской школы Дальнего Востока . 3 : 248–303. doi : 10.3406/befeo.1903.1216 — через Персея .
- Пеллио, Поль (1904). «Два пути из Китая в Индию в конце VIII века». Вестник Французской школы Дальнего Востока . 4 : 131–413. doi : 10.3406/befeo.1904.1299 — через Персея .
- Зайденфаден, Эрик (1922). «Дополнение к описательному перечню памятников Камбоджи для четырех провинций Восточного Сиама». Вестник Французской школы Дальнего Востока . 22 :55–99. doi : 10.3406/befeo.1922.2912 — через Персея .
- Стернштайн, Ларри (1964). «Исторический атлас Таиланда». Журнал Сиамского общества . 3 (1–2).
- Викери, Майкл (1994), Что и где была Ченла? , Французская школа Дальнего Востока, Париж
- Уолтерс, Огайо (1974). «Северо-западная Камбоджа в седьмом веке». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 37 (2): 355–384. дои : 10.1017/S0041977X00136298 . JSTOR 612583 . S2CID 162613112 .
Книги
[ редактировать ]- Браун, Роберт Л. (1996). Колеса Закона Дваравати и индианизация Юго-Восточной Азии . Э. Дж. Брилл. ISBN 9-0041-0435-6 . Проверено 26 декабря 2015 г.
- Чендлер, Дэвид П. (2018). История Камбоджи . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-42997-514-1 .
- Коу, Майкл Д. (2018). Ангкор и кхмерская цивилизация . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-50005-2-105 .
- Коедес, Жорж (1937–1966). [IC] Надписи из Камбоджи. Отредактировал и перевел Ж[орж] Кодес. Полет. I-VIII. Ханой . Распечатать Дальний Восток.
- [ISCC] Санскритские надписи из Кампы и Камбоджи [Ред. и пер.] Абеля Бергеня и А[огюста] Барта . Клинксик. 1893.
- Исидзава, Ёсиаки; Жак, Клод; Сок, Хин (2007). [MEC] Справочник по камбоджийской эпиграфике . Французская школа Дальнего Востока.
- Кодес, Жорж (1964). Ангкор, Введение . Издательство Оксфордского университета.
- Коедес, Жорж (1975), Велла, Уолтер Ф. (редактор), Индианизированные штаты Юго-Восточной Азии , Гавайский университет Press., ISBN 978-0-8248-0368-1
- Корфилд, Джастин Дж. (2009). История Камбоджи . АВС-КЛИО.
- Гловер, Ян (2004). Юго-Восточная Азия: от предыстории к истории . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-29777-6 .
- Гай, Джон (2014). Затерянные королевства: индуистско-буддийская скульптура ранней Юго-Восточной Азии . Метрополитен-музей. ISBN 9781588395245 . Проверено 29 декабря 2015 г.
- Жак, Клод (1979). « Фунань, Чжэнла: реальность, скрытая этими китайскими взглядами на Индокитай». Ранняя Юго-Восточная Азия . Издательство Оксфордского университета.
- Жак, Клод; Фриман, Майкл (1999). Древний Ангкор . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-50005-2-105 .
- Хайэм, Чарльз (2004). Цивилизация Ангкора . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-52024-218-0 .
- Ховард, Майкл С. (2014). Транснационализм в древних и средневековых обществах: роль трансграничной торговли и путешествий . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. ISBN 978-0-786-49033-2 .
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-190-05379-6 .
- Джейкоб, Джудит М. (2013). Смит, Дэвид (ред.). Камбоджийская лингвистика, литература и история: Сборник статей . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-33873-2 .
- Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Рутледж.
- О'Рейли, Дугалд Дж.В. (2007). Ранние цивилизации Юго-Восточной Азии . Роуман Альтамира. ISBN 978-0-759-10279-8 . Проверено 26 декабря 2015 г.
- Рэй, Химаншу Прабха (1994). Ветры перемен: буддизм и морские связи ранней Южной Азии . Оксфорд УП. ISBN 978-0-195-63551-5 .
- Шарма, Тедж Рам (1978). Личные и географические имена в надписях Гуптов . Проверено 24 декабря 2015 г.
- Стедман, Шэрон Р. (2016). «Возникновение империй». Археология религии: культуры и их верования в мировом контексте . Абингдон: Рутледж. стр. 233–235. ISBN 9781315433882 . Проверено 24 марта 2023 г.
- Викери, Майкл (1998). Общество, экономика и политика в Камбодже до Ангкора: VII-VIII вв . Центр восточноазиатских культурных исследований ЮНЕСКО, Тойо Бунко. ISBN 978-4-89656-110-4 .
- Уолтерс, Огайо (1999). Доблестный «индуист» - история, культура и регион в перспективе Юго-Восточной Азии . Публикации ПДУЭР. ISBN 978-0-877-27725-5 . Проверено 29 декабря 2015 г.
- Чжоу, Дагуань (2007). Отчет о Камбодже: земля и ее люди . Книги шелкопряда. ISBN 978-1-62840-172-1 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- Ферлюс, Мишель (2012). «Лингвистические свидетельства транс-полуостровного торгового пути из Северного Вьетнама в Сиамский залив (3-8 века). Мон-кхмерские исследования, Мишель ФЕРЛЮС» (PDF) . Проверено 20 марта 2021 г.
- «Камбоджа - История». Окна в Азию. Штат Мичиган, 2014. Интернет. 1 декабря 2015 г. https://web.archive.org/web/20151117160755/http://asia.isp.msu.edu/wbwoa/southeast_asia/cambodia/history.htm .
11 ° 33' с.ш., 104 ° 55' в.д. / 11,550 ° с.ш., 104,917 ° в.д.
- Ченла
- Бывшие монархии Азии
- Бывшие страны в истории Камбоджи
- Бывшие страны в истории Таиланда
- Бывшие страны в истории Вьетнама
- Индианизированные королевства
- Государства и территории, основанные в 550-х гг.
- Государства и территории, упраздненные в 9 веке.
- 550 заведений
- 802 закрытия
- 1-е тысячелетие в Камбодже
- Исторические китайские экзонимы
- Притоки Императорского Китая