Jump to content

Кхмерская архитектура

Храм Ангкор-Ват XII века является шедевром ангкорской архитектуры. Ангкор-Ват, построенный под руководством кхмерского короля Сурьявармана II , представляет собой индуистско - буддийский храм.

Кхмерская архитектура ( кхмерский : ស្ថា ប ត្តិ កម្ម ខ្មែរ ), также известная как ангкорская архитектура ( кхмерский : ស្ថា ប ត្តិ កម្ ម សម័យ អង្គរ ) — это архитектура, созданная кхмерами в период Ангкора Кхмерской империи примерно во второй половине VIII век н.э. — первая половина XV века н.э.

Архитектура индийских храмов, высеченных в скалах , особенно в скульптуре, оказала влияние на Юго-Восточную Азию и была широко принята в индийской архитектуре камбоджийских (кхмерских), аннамских и яванских храмов (Великой Индии ). [1] [2] Развиваясь под влиянием Индии, кхмерская архитектура стала явно отличаться от архитектуры Индийского субконтинента , поскольку она приобрела свои особые характеристики, некоторые из которых были созданы независимо, а другие были заимствованы из соседних культурных традиций, что привело к появлению нового художественного стиля в Индии. Азиатская архитектура, уникальная для ангкорской традиции. [3] Развитие кхмерской архитектуры как отдельного стиля особенно очевидно в художественных изображениях божественных и королевских фигур с чертами лица, характерными для местного кхмерского населения, включая более круглые лица, более широкие брови и другие физические характеристики. [4] В любом исследовании ангкорской архитектуры упор обязательно делается на религиозную архитектуру, поскольку все остальные ангкорские постройки носят религиозный характер. В период Ангкора из камня строились только храмы и другие религиозные постройки.

Нерелигиозные здания, такие как жилые дома, были построены из скоропортящихся материалов, таких как дерево, и поэтому не сохранились. Религиозная архитектура Ангкора имеет характерные структуры, элементы и мотивы, которые указаны в глоссарии ниже. Поскольку в ангкорский период сменяли друг друга ряд различных архитектурных стилей, не все эти особенности были одинаково заметны на протяжении всего периода. Действительно, ученые называют наличие или отсутствие таких особенностей одним из источников доказательств датировки останков.

Периодизация

[ редактировать ]
Самбор Прей Кук
Пре Руп
Бантей Срей
Томманон
Заявление

Многие храмы были построены до того, как Камбоджа стала могущественной Кхмерской империей , которая доминировала на большей части материковой Юго-Восточной Азии . В то время Камбоджа была известна как королевство Ченла , государство-предшественник Кхмерской империи.

Последние исследования показывают, что кхмеры уже в протоисторический период возводили каменные здания, которые они использовали для поклонения могущественным духам-покровителям . Эта самая ранняя из сохранившихся архитектурных сооружений состоит из относительно небольших ячеек, сделанных из сборных частей мегалитических конструкций, которые, вероятно, датируются по крайней мере вторым веком до нашей эры . [5]

Существует три доангкорейских архитектурных стиля: [6]

  • Стиль Самбор Прей Кук (610–650): Самбор Прей Кук, также известный как Исанапура, был столицей королевства Ченла . Храмы Самбор-Прей-Кук были построены в виде округлых простых колонетов с капителями с луковицей.
  • Стиль Прей Хмэн (635–700): постройки представляют собой шедевры скульптуры, но примеров мало. Колонеты больше, чем у предыдущих стилей. Здания были более богато украшены, но их стандарты в целом снизились.
  • Стиль Компонг Преа (700–800 гг.): храмы с большим количеством декоративных колец на колоннах, которые остаются цилиндрическими. Продолжалось кирпичное строительство.

Ученые работали над разработкой периодизации ангкорейских архитектурных стилей. Можно выделить следующие периоды и стили. Каждый назван в честь конкретного храма, который считается образцом этого стиля. [7]

  • Стиль Кулен (825–875 гг.): продолжение доангкорийского стиля, но это был период инноваций и заимствований, например, из храмов Чам. Башня в основном квадратная и относительно высокая, кирпичная, со стенами из латерита и каменными дверными обрамлениями, но начинают появляться квадратные и восьмиугольные колонеты.
  • Преа Ко Стиль (877–886): Харихаралайя была первой столицей Кхмерской империи , расположенной в районе Ангкора; его руины находятся в районе, который сейчас называется Ролуос, примерно в пятнадцати километрах к юго-востоку от современного города Сиемреап . Самый ранний сохранившийся храм Харихаралайи - Преа Ко; остальные - Баконг и Лолей . Храмы в стиле Преа Ко известны своими небольшими кирпичными башенками, а также невероятной красотой и изысканностью перемычек.
  • Стиль Бакхенг (889–923 гг.): Бакхенг был первой храмовой горой, построенной в районе Ангкора к северу от Сиемреапа. Это был государственный храм короля Ясовармана , который построил вокруг него свою столицу Яшодхарапура. Расположенный на холме (пном), он в настоящее время является одним из памятников, находящихся под наибольшей угрозой исчезновения, став излюбленным местом отдыха туристов, желающих стать свидетелями великолепного заката в Ангкоре.
  • Стиль Ко Кер (921–944): во время правления короля Джаявармана IV столица кхмерской империи была перенесена из региона Ангкор через север, который называется Ко Кер . Архитектурный стиль храмов на острове Кер , масштаб зданий уменьшается к центру. Кирпич по-прежнему является основным материалом, но также используется песчаник.
  • Пре Руп Стиль (944–968): при короле Раджендравармане ангкорские кхмеры построили храмы Пре Руп , Восточный Мебон и Пхимеанакас . Их общий стиль назван в честь государственной храмовой горы Пре Руп.
  • Стиль Бантей Срей (967–1000): Бантей Срей — единственный крупный ангкорский храм, построенный не монархом, а придворным. Он известен своими небольшими размерами и чрезвычайной изысканностью декоративной резьбы, включая несколько знаменитых повествовательных барельефов, посвященных сценам из индийской мифологии.
  • Кхлеанг Стиль (968–1010 гг.): храмы Клеанг , первое использование галерей. Крестообразные гопуры. Восьмиугольные колонеты. Сдержанная декоративная резьба. Несколько храмов, построенных в этом стиле, — Та Кео , Пхимеанакас .
  • Стиль Бапхуон (1050–1080 гг.): Бапхуон, массивная храмовая гора короля Удаядитьявармана II , по-видимому, был храмом, который больше всего впечатлил китайского путешественника Чжоу Дагуаня , посетившего Ангкор в конце 13 века. Его уникальная рельефная резьба отличается наивной динамичностью, контрастирующей с жесткостью фигур, характерной для некоторых других периодов. По состоянию на 2008 год Бафуон находится на реставрации и в настоящее время не может быть оценен во всем его великолепии.
  • Классический стиль или стиль Ангкор-Ват (1080–1175 гг.): Ангкор-Ват, храм и, возможно, мавзолей короля Сурьявармана II , является величайшим из ангкорских храмов и определяет то, что стало известно как классический стиль ангкорской архитектуры. Другими храмами в этом стиле являются Бантеай Самре и Томманон в районе Ангкора и Пхимай в современном Таиланде .
  • Стиль Байон (1181–1243): в последней четверти XII века король Джаяварман VII освободил страну Ангкор от оккупации вторгшимися силами из Чампы . После этого он начал масштабную программу монументального строительства, образцом для которой стал государственный храм под названием Байон. Другие фонды короля участвовали в стиле Байон и включали Та Пром , Преа Хан , Ангкор Том и Бантей Чмар . Несмотря на грандиозность плана и тщательное оформление, храмы демонстрируют поспешность строительства, контрастирующую с совершенством Ангкор-Вата.
  • Стиль Пост- Байон (1243–1431): после периода безумного строительства при Джаявармане VII ангкорская архитектура вступила в период своего упадка. XIII века Терраса Прокаженного короля известна своими динамичными рельефными скульптурами королей демонов, танцоров и нагов .

Материалы

[ редактировать ]

ангкорские строители использовали кирпич , песчаник , латерит В качестве материалов и дерево. Сохранившиеся руины сделаны из кирпича, песчаника и латерита, а деревянные элементы были утрачены в результате гниения и других разрушительных процессов.

Деревянное сооружение, изображенное на барельефе в Байоне.

Самые ранние ангкорские храмы были построены в основном из кирпича. Хорошими примерами являются храмовые башни Преа Ко , Лолей и Баконг в Харихаралайе и Чоп Мот в Тай Нинь . Украшения обычно вырезались на лепнине, нанесенной на кирпич, а не на самом кирпиче. [8] Это произошло потому, что кирпич был более мягким материалом и не поддавался лепке, в отличие от камней разных видов, таких как песчаники или граниты. Однако принципы сакральной архитектуры, изложенные в Ведах и Шастрах, не требуют использования клея при сборке строительных блоков один над другим для создания храмов, поскольку такие кирпичи использовались только в относительно небольших храмах, таких как Лолей и Преа Ко. Кроме того, прочность кирпича значительно меньше, чем у камня (упомянутого здесь), и с возрастом он деградирует.

Соседний с Ангкором штат Чампа также был домом для многочисленных кирпичных храмов, похожих по стилю на храмы Ангкора. Самые обширные руины находятся в Му Сон во Вьетнаме . История чамов рассказывает о том времени, когда две страны урегулировали вооруженный конфликт посредством конкурса по строительству башен, предложенного королем чамов По Клаунг Гараем . В то время как кхмеры строили стандартную кирпичную башню, По Клаунг Гарай приказал своим людям построить впечатляющую копию из бумаги и дерева.

Песчаник

[ редактировать ]

Единственным камнем, который использовали ангкорские строители, был песчаник, добытый в горах Кулен . Поскольку его добыча обходилась значительно дороже, чем получение кирпича, песчаник вошел в употребление лишь постепенно и поначалу использовался для изготовления отдельных элементов, например дверных коробок. Храм Та Кео X века — первый ангкорский храм, построенный более или менее полностью из песчаника. [9]

Ангкорские строители использовали латерит, глину, которая мягка, когда ее достают из земли, но затвердевает под воздействием солнца, для фундаментов и других скрытых частей зданий. Поскольку поверхность латерита неровная, он непригоден для декоративной резьбы, если только предварительно не покрыть его лепниной. Латерит чаще использовался в кхмерских провинциях, чем в самом Ангкоре. [10] Поскольку уровень грунтовых вод во всем регионе очень высок, латерит использовался в нижних слоях Ангкор-Вата и других храмов (особенно более крупных), поскольку он может поглощать воду и способствовать большей устойчивости Храма.

Структуры

[ редактировать ]

Центральное святилище

[ редактировать ]
Центральный пранг храма Ангкор-Ват символизирует гору Меру .

Центральное святилище ангкорского храма было домом для главного божества храма, того, кому это место было посвящено: обычно Шивы или Вишну в случае индуистского храма, Будды или бодхисаттвы в случае буддийского храма. Божество было представлено статуей (или, в случае Шивы , чаще всего лингамом ) . Поскольку храм не считался местом поклонения для населения в целом, а скорее домом для божества, святилище должно было быть достаточно большим, чтобы вместить статую или лингам; его ширина никогда не превышала нескольких метров. [11] Вместо этого его важность передавалась высотой башни ( прасата ), возвышающейся над ним, ее расположением в центре храма и большим украшением его стен. Символически святилище представляло собой гору Меру , легендарный дом индуистских богов . [12]

Пранг — это высокий пальцеобразный шпиль, обычно богато украшенный резьбой, характерный для многих кхмерских религиозных архитектур.

Кхмерские храмы обычно были окружены концентрическими стенами с центральным святилищем посередине; это расположение представляло собой горные хребты, окружающие гору Меру , мифический дом богов. Ограждения — это пространства между этими стенами, а также между самой внутренней стеной и самим храмом. По современным правилам корпуса нумеруются от центра наружу. Стены, образующие ограды кхмерских храмов, часто окружены галереями, а проход через стены осуществляется посредством гопур, расположенных по сторонам света. [13]

Крестообразная галерея разделяет дворы Ангкор-Вата .

Галерея — это проход, проходящий вдоль стены ограждения или вдоль оси храма, часто открытый с одной или обеих сторон. Исторически форма галереи развилась в 10 веке из все более длинных коридоров, которые ранее использовались для окружения центрального святилища храма. В период Ангкор-Вата в первой половине XII века были введены дополнительные полугалереи с одной стороны, чтобы поддержать структуру храма.

Гопура ведет к храмовому комплексу Та Пром, построенному в XII веке .
Многие из гопур, построенных при Джаявармане VII в конце XII века, например, эта в Ангкор Томе , украшены гигантскими каменными лицами Авалокитешвары .

Гопура входное здание. В Ангкоре проход через стены ограждения, окружающие храмовый комплекс, часто осуществляется посредством впечатляющей гопуры, а не просто проема в стене или дверного проема. Ограждения, окружающие храм, часто строятся с использованием гопуры в каждой из четырех сторон света . В плане гопуры обычно имеют крестообразную форму и вытянуты вдоль оси стены вольера.

Если стена построена с сопутствующей галереей, галерея иногда соединяется с рукавами гопуры. Многие ангкорские гопуры имеют башню в центре креста. Перемычки фронтоны и дварапалы часто украшаются, а фигуры стражей ( ) часто размещаются или вырезаются по обе стороны от дверных проемов.

Зал танцоров

[ редактировать ]

Зал танцоров — это структура, подобная конструкции, найденной в некоторых храмах конца XII века, построенных при короле Джаявармане VII : Та Пром , Преа Хан , Бантей Кдей и Бантей Чхмар . Это прямоугольное здание, вытянутое вдоль восточной оси храма и разделенное галереями на четыре двора. Раньше у него была крыша из скоропортящихся материалов; теперь остались только каменные стены. Столбы галерей украшены резными изображениями танцующих апсар ; поэтому ученые предположили, что сам зал мог использоваться для танцев.

Дом Огня

[ редактировать ]

Дом Огня, или Дхармасала , — это название, данное типу зданий, который можно найти только в храмах, построенных во время правления монарха конца XII века Джаявармана VII : Преа Хан , Та Пром и Бантеай Чхмар . Дом Огня имеет толстые стены, башню в западном конце и окна, выходящие на юг. [14]

Ученые предполагают, что Дом Огня функционировал как «дом отдыха с огнем» для путешественников. Надпись в Преа Хане сообщает о 121 таком доме отдыха, расположенном вдоль дорог, ведущих в Ангкор . Китайский путешественник Чжоу Дагуань выразил свое восхищение этими домами отдыха, когда посетил Ангкор в 1296 году нашей эры. [15] Другая теория состоит в том, что Дом Огня выполнял религиозную функцию как хранилище священного огня, используемого в священных церемониях.

Необычно то, что библиотеки Ангкор-Вата открыты как для Востока, так и для Запада.

Библиотека

[ редактировать ]

Структуры, традиционно известные как «библиотеки», являются общей чертой кхмерской храмовой архитектуры, но их истинное предназначение остается неизвестным. Скорее всего, они функционировали скорее как религиозные святыни, а не как хранилища рукописей. Отдельно стоящие здания обычно располагались парами по обе стороны от входа в ограждение, выходящее на запад. [16]

сра и барай

[ редактировать ]

Срахи и бараи представляли собой резервуары , обычно созданные путем раскопок и насыпей соответственно. Неясно, было ли значение этих водоемов религиозным, сельскохозяйственным или сочетанием того и другого.

Двумя крупнейшими водоемами Ангкора были Западный Барай и Восточный Барай, расположенные по обе стороны от Ангкор Тома . Восточный Барай сейчас засушил. Западный Мебон — это храм 11-го века, стоящий в центре Западного Барая, а Восточный Мебон — храм 10-го века, стоящий в центре Восточного Барая. [17]

Барай, связанный с Преа Ханом, — это Джаятака, в центре которого стоит храм Неак Пеан XII века . Ученые предположили, что Джаятака представляет собой гималайское озеро Анаватапта , известное своими чудесными целебными свойствами. [18]

Храмовая гора

[ редактировать ]
Баконг . — самая ранняя из сохранившихся Храмовых гор в Ангкоре

Доминирующей схемой строительства государственных храмов в ангкорский период была Храмовая гора, архитектурное изображение горы Меру , дома богов в индуизме . [19] Ограждения представляли собой горные цепи, окружающие гору Меру, а ров — океан. Сам храм представлял собой многоуровневую пирамиду, а жилище богов представляло собой возвышенное святилище в центре храма.

Первой великой храмовой горой был Баконг , пятиуровневая пирамида, посвященная в 881 году королем Индраварманом I. [20] Структура Баконга имела форму ступенчатой ​​пирамиды , широко известной как храмовая гора ранней кхмерской храмовой архитектуры. Поразительное сходство Баконга и Боробудура на Яве , если углубляться в архитектурные детали, такие как ворота и лестницы на верхние террасы, убедительно свидетельствует о том, что Боробудур мог служить прототипом Баконга. должно быть, происходил обмен путешественниками, если не миссиями Между Кхмерским королевством и Сайлендрасами на Яве , . Передача в Камбоджу не только идей, но и технических и архитектурных деталей Боробудура, в том числе арочных ворот методом выступа . [21]

Другие кхмерские храмовые горы включают Бафуон , Пре Руп , Та Кео , Кох Кер , Пхимеанакас и, прежде всего, Пном Бакхенг в Ангкоре . [22] : 103, 119 

По словам Чарльза Хайэма , «храм был построен для поклонения правителю, чья сущность, если он был шиваитом , была воплощена в лингаме... размещенном в центральном святилище, которое служило храмом-мавзолеем для правителя после его смерти. ...в этих центральных храмах также находились святыни, посвященные царственным предкам, и, таким образом, они стали центрами поклонения предкам». [23] : 351 

Элементы

[ редактировать ]

Барельеф

[ редактировать ]

Барельефы — это отдельные фигуры, группы фигур или целые сцены, вырезанные в каменных стенах не как рисунки, а как скульптурные изображения, выступающие из фона. Скульптура в барельефе отличается от скульптуры в горельефе тем, что последняя выступает дальше от фона, в некоторых случаях почти отрываясь от него. Ангкорские кхмеры предпочитали работать с барельефами, в то время как их соседи чамы были неравнодушны к горельефам.

Сюжетные барельефы — это барельефы, изображающие сюжеты из мифологии или истории. Примерно до XI века ангкорские кхмеры ограничивали свои повествовательные барельефы пространством тимпана над дверными проемами. Самыми известными ранними повествовательными барельефами являются барельефы на тимпане храма Бантей Срей X века , изображающие сцены из индуистской мифологии , а также сцены из великих произведений индийской литературы, Рамаяны и Махабхараты . [24]

Однако к XII веку ангкорские художники покрывали целые стены барельефами повествовательных сцен. В Ангкор-Вате внешняя стена галереи покрыта примерно 12 000 или 13 000 квадратных метров таких сцен, некоторые из которых исторические, некоторые мифологические. Точно так же внешняя галерея в Байоне содержит обширные барельефы, документирующие повседневную жизнь средневековых кхмеров, а также исторические события времен правления короля Джаявармана VII . [24]

Барельеф в тимпане Бантей - Срей изображает Индру, выпускающего дождь в попытке потушить огонь, созданный Агни .
Битва при Курукшетре является предметом этого барельефа в Ангкор-Вате .
На этой сцене из внешней галереи Байона показаны китайские эмигранты, ведущие переговоры с кхмерскими торговцами на ангкорейском рынке.

Ниже приводится список мотивов, проиллюстрированных на некоторых из наиболее известных ангкорских повествовательных барельефов:

Эта глухая дверь в Бантей-Срей окружена колонетами. Над дверью находится притолока , над которой расположен тимпан со сценой из Махабхараты .

Глухая дверь и окно

[ редактировать ]

Ангкорейские святыни часто открывались только в одном направлении, обычно на восток. На трех других сторонах были фальшивые или глухие двери для сохранения симметрии. Глухие окна часто использовались вдоль глухих стен. [25]

Колоннеты представляли собой узкие декоративные колонны, служившие опорами для балок и перемычек над дверными проемами или окнами. В зависимости от периода они имели круглую, прямоугольную или восьмиугольную форму. Колонеты часто обводились лепными кольцами и украшались резными листьями. [26]

Коробчатая арка у южных ворот Ангкор Тома
Скошенный коридор в Та Пром

Корбеллинг

[ редактировать ]

Ангкорские инженеры, как правило, использовали консольные арки для строительства комнат, проходов и проемов в зданиях. Кокошная арка строится путем добавления слоев камней к стенам по обе стороны от проема, причем каждый последующий слой выступает дальше к центру, чем тот, который поддерживает его снизу, пока две стороны не встретятся посередине. Кокошная арка конструктивно слабее настоящей арки . Использование выступов не позволяло ангкорским инженерам строить большие проемы или пространства в зданиях с каменной крышей и делало такие здания особенно склонными к обрушению, когда их больше не обслуживали. Этих трудностей, конечно, не существовало для зданий, построенных с каменными стенами и легкой деревянной крышей. Проблема предотвращения обрушения выступающих построек в Ангкоре остается серьезной для современной консервации. [27]

Перемычка, фронтон и тимпан

[ редактировать ]

Перемычка – это горизонтальная балка , соединяющая две вертикальные колонны, между которыми проходит дверь или проход. Поскольку ангкорским кхмерам не хватало способности построить настоящую арку , они строили свои проходы, используя перемычки или выступы . Фронтон представляет собой примерно треугольную конструкцию над перемычкой. Тимпан – это декорированная поверхность фронтона.

Перемычка и фронтон в Бантей Срей ; мотив на фронтоне — Шива Натараджа .

Стили, используемые ангкорийскими художниками для украшения перемычек, со временем развивались, в результате изучение перемычек оказалось полезным руководством для датировки храмов. Некоторые ученые пытались разработать периодизацию стилей перемычек. [28] Считается, что самыми красивыми ангкорейскими перемычками являются перемычки в стиле Преа Ко конца 9 века. [29]

Общие мотивы в украшении перемычек включают кала , нага и макара , а также различные формы растительности. [30] Также часто изображаются индуистские боги, связанные с четырьмя сторонами света, причем личность бога, изображенного на данной перемычке или фронтоне, зависит от направления, в котором обращен этот элемент. Индра , бог неба, связан с Востоком; Яма , бог суда и Ада, с Юга; Варуна , бог океана, с Запада; и Кубера , бог богатства, с Севером. [31]

  • Стиль Самбор Прей Кук , обращенные внутрь, : макары с сужающимся корпусом. Четыре арки соединены тремя медальонами, на центральной когда-то вырезано изображение Индры . Маленькая фигурка на каждой макаре. Вариант с фигурами, заменяющими макары, и сценой с фигурами под аркой.
  • Стиль Прей Хмэн : продолжение Самбора Прей Кука, но макары исчезают, заменяясь загнутыми концами и фигурами. Арки более прямолинейные. Большие фигуры иногда на каждом конце. Вариантом является центральная сцена под аркой, обычно « Лежащий Вишну» .
  • Стиль Компонг Преа : высококачественная резьба. Арки заменены гирляндой растительности (подобной венку), более или менее сегментированной. Медальоны исчезают, центральный иногда заменяется узлом листьев. Подвески из листьев распускаются над и под гирляндой.
  • Стиль Кулен : большое разнообразие, с влиянием Чампы и Явы , включая кала и макары, обращенные наружу.
  • Стиль Преа Ко : одни из самых красивых из всех кхмерских перемычек, богатые, резные и творческие. Кала в центре, с гирляндами по обеим сторонам. От гирлянды спускаются отчетливые петли растительности. На концах иногда появляются обращенные наружу макары. Вишну на Гаруде .
    Богатое резное украшение перемычки Преа Ко
  • Стиль Бакхенг : продолжение Преа Ко, но менее причудливые и крошечные фигурки исчезают. Петли растительности под нагами образуют плотные круглые кольца. Гирлянда начинает опускаться в центр.
  • Стиль Ко Кер : центр занимает выдающаяся сцена, занимающая почти всю высоту перемычки. Обычно нет нижней границы. Платье фигурок представляет собой изогнутую линию сампота, заправленного ниже талии.
  • Стиль Пре Руп : тенденция копировать более ранние стили, особенно Преа Ко и Бакхенг. Центральные фигуры. Повторное появление нижней границы.
  • Стиль Бантей Срей : увеличение сложности и детализации. Гирлянда иногда образует выраженную петлю с обеих сторон с калой наверху каждой петли. Центральная фигура.
  • Стиль Кхлеанг : менее богато украшен, чем в Бантей Срей. Центральная кала с треугольным языком, руки держат гирлянду, согнутую в центре. Кала иногда увенчивается божеством. Петли гирлянды с обеих сторон разделены стеблем флоры и подвеской. Энергичный уход за растительностью.
  • Стиль Бапуон : центральная кала, увенчанная божеством, обычно верхом на коне, или сцена Вишну, обычно из жизни Кришны . Петли гирлянды больше не разрезаются. Другой тип — сцена с множеством фигур и небольшим количеством растительности.
  • Стиль Ангкор-Вата : центрирован, обрамлен и связан гирляндами. Второй тип — повествовательная сцена, наполненная фигурами. Когда появляются наги, их кудри тугие и рельефные. Одежда отражает одежду дэват и апсар в барельефах. Никаких пустых мест.
  • Стиль Байон : большинство фигур исчезают, обычно только кала в нижней части перемычки, увенчанная небольшой фигуркой. Преимущественно буддийские мотивы. В середине периода гирлянда разрезается на четыре части, а позже четыре части заменяются серией мутовок листвы. [32]

Лестница

[ редактировать ]
Лестница, ведущая к внутреннему ограждению Анкор-Вата, устрашает.

Ангкорейские лестницы , как известно, очень крутые. Часто длина подступенка превышает длину проступи , в результате чего угол подъема составляет где-то от 45 до 70 градусов. Причины этой особенности кажутся одновременно религиозными и монументальными. С религиозной точки зрения крутую лестницу можно интерпретировать как «лестницу в небо», царство богов. «С монументальной точки зрения», по словам исследователя Ангкора Мориса Глейза , «преимущество очевидно – квадрату основания не приходится расширяться по площади, все здание поднимается к своему зениту с особой тягой». [27]

Апсара и Девата

[ редактировать ]
Апсары (слева) и дэваты (справа) украшают стены Бантей Кдей .
две апсары XII века изображены На этой колонне в буддийском храме Байон .

Апсары , божественные нимфы или небесные танцовщицы, — персонажи индийской мифологии. Их происхождение объясняется в истории о пахтании Молочного океана , или самудра мантан , найденной в Вишну-пуране . Другие истории Махабхараты подробно описывают подвиги отдельных апсар, которых боги часто использовали в качестве агентов для убеждения или соблазнения мифологических демонов, героев и аскетов. Однако широкое использование апсар в качестве мотива для украшения стен и колонн храмов и других религиозных построек было кхмерским нововведением. В современных описаниях ангкорских храмов термин «апсара» иногда используется для обозначения не только танцоров, но и других второстепенных женских божеств, хотя второстепенных женских божеств, которые изображаются стоящими, а не танцующими, чаще называют « деватами ». [33]

Апсары и деваты повсеместно распространены в Ангкоре , но наиболее распространены в фундаментах 12 века. Изображения настоящих (танцующих) апсар встречаются, например, в Зале Танцоров в Преа Хане , в колоннах, выстилающих проходы через внешнюю галерею Байона , и в знаменитом барельефе Ангкор-Вата , изображающем Молочного океана. Самая большая популяция дэватов (около 2000 человек) находится в Ангкор-Вате , где они появляются индивидуально и группами. [34]

Этот дварапала стоит на страже Бантей Кдей .

Дварапала

[ редактировать ]

Дварапала — это люди или демонические стражи храма, обычно вооруженные копьями и дубинками. Они представлены либо в виде каменных статуй, либо в виде рельефной резьбы на стенах храмов и других зданий, обычно вблизи входов или проходов. Их функция – защита храмов. Дварапала можно увидеть, например, в Преа Ко , Лолей , Бантей Срей , Преа Хан и Бантей Кдей . [35]

Гаджасимха и Ричиси

[ редактировать ]

Гаджасимха мифическое животное с телом льва и головой слона. В Ангкоре его изображают хранителем храмов и ездовым животным для некоторых воинов. Гаджасимху можно найти в Бантей Срей и в храмах, принадлежащих группе Ролуос .

Ричисей — еще одно мифическое животное, похожее на гаджасимху, с головой льва, коротким слоновьим хоботом и чешуйчатым телом дракона. Это происходит в Ангкор-Вате на эпических барельефах внешней галереи. [36]

На этой перемычке 9-го века, которая сейчас выставлена ​​в Музее Гиме , Гаруда несет Вишну на своих плечах.

Гаруда — божественное существо, наполовину человек, наполовину птица. Он повелитель птиц, мифологический враг нагов и боевой конь Вишну . Изображения Гаруды в Ангкоре исчисляются тысячами, и хотя вдохновение принадлежит индийцам, их стиль является уникально кхмерским. [37] Их можно классифицировать следующим образом:

  • В рамках повествовательного барельефа Гаруда изображен как боевой конь Вишну или Кришны , несущий бога на своих плечах и одновременно сражающийся с врагами бога. Многочисленные подобные изображения Гаруды можно увидеть во внешней галерее Ангкор-Вата .
  • Гаруда служит атласом , поддерживающим надстройку, как в барельефе Ангкор-Вата, изображающем рай и ад. Гаруда и стилизованные мифологические львы — наиболее распространенные фигуры атласа Ангкора.
  • Гаруда изображается в позе победителя, часто господствующего над нагами, как в гигантских рельефных скульптурах на внешней стене Преа Хана . В этом контексте Гаруда символизирует военную мощь кхмерских королей и их победы над врагами. Не случайно город Преа Хан был построен на месте короля Джаявармана VII победы над захватчиками из Чампы .
  • В отдельно стоящих скульптурах нагов, таких как мосты и балюстрады нагов, Гаруда часто изображается рельефно на фоне веера из голов нагов. Отношения между Гарудой и головами наг в этих скульптурах неоднозначны: это может быть отношения сотрудничества или снова могут быть отношениями доминирования Гаруды над нагами. [37]

В древней религии Вед правил безраздельно Индра бог неба . Однако в средневековом индуизме Ангкора он не имел религиозного статуса и служил лишь декоративным мотивом в архитектуре. Индра связан с Востоком; поскольку ангкорские храмы обычно открыты на восток, его изображение иногда встречается на перемычках и фронтонах, обращенных в этом направлении. Обычно он восседает на трехголовом слоне Айравате и держит свое верное оружие — молнию или ваджру . Многочисленные приключения Индры, задокументированные в индуистском эпосе «Махабхарата», не изображены в Ангкоре. [37]

Кала Бантей служит основой для божества в индуистском храме Срей X века .

Кала — свирепый монстр, символизирующий время в его всепожирающем аспекте и связанный с разрушительной стороной бога Шивы . [38] В кхмерской храмовой архитектуре кала служит распространенным декоративным элементом на перемычках, тимпанах и стенах, где она изображается в виде чудовищной головы с большой верхней челюстью, окруженной крупными плотоядными зубами, но без нижней челюсти. Некоторые кала изображены извергающими растения, похожие на виноградные лозы, а некоторые служат основой для других фигур.

Ученые предполагают, что происхождение калы как декоративного элемента в кхмерской храмовой архитектуре можно найти в более ранний период, когда черепа человеческих жертв включались в здания в качестве своего рода защитной магии или апотропаизма . Такие черепа имели тенденцию терять нижнюю челюсть, когда связки, удерживающие их вместе, высыхали. Таким образом, калаы Ангкора могут представлять собой принятие кхмерской цивилизацией в своей декоративной иконографии элементов, заимствованных из давно забытых примитивных предшественников. [39]

Сцены из жизни Кришны , героя и аватара бога Вишну , распространены в рельефной резьбе, украшающей ангкорские храмы, и неизвестны в ангкорской скульптуре в круглой. Литературными источниками этих сцен являются Махабхарата , Харивамса и Бхагавата Пурана . [40] Ниже приведены некоторые из наиболее важных ангкорских изображений жизни Кришны:

  • Серия барельефов храмовой пирамиды XI века под названием Бафуон изображает сцены рождения и детства Кришны. [41]
  • Многочисленные барельефы в различных храмах изображают Кришну, покоряющего нага Калию . В ангкорских изображениях Кришна изображен легко наступающим и сбивающим с ног многочисленные головы своего противника. [42]
  • Также распространенным является изображение Кришны, поднимающего одной рукой гору Говардхан, чтобы предоставить пастухам убежище от потопа, вызванного Индрой . [43]
  • Кришну часто изображают убивающим или покоряющим различных демонов, в том числе своего злого дядю Камсу . [44] Обширный барельеф во внешней галерее Ангкор-Вата изображает битву Кришны с асурой Бана. В бою Кришна изображен верхом на плечах Гаруды , традиционного скакуна Вишну .
  • В некоторых сценах Кришна изображен в роли возничего, советника и защитника Арджуны , героя Махабхараты . На известном барельефе из храма Бантей Срей X века изображены Кришна и Арджуна, помогающие Агни сжечь лес Кхандава.
Этот сегментированный лингам из Ангкора 10-го века имеет квадратное основание, восьмиугольную середину и круглый кончик.

Линга это фаллический столб или цилиндр, символизирующий бога Шиву и творческую силу. [45] Функция линга как религиозного символа заключается в первую очередь в поклонении и ритуалах и лишь во вторую очередь в украшении. В Кхмерской империи определенные линги возводились как символы самого короля и размещались в королевских храмах, чтобы выразить единосущность короля с Шивой. [46] Лингамы, сохранившиеся с ангкорского периода, обычно сделаны из полированного камня.

Лингамы ангкорского периода бывают нескольких разных типов.

  • Некоторые лингамы имплантированы в плоское квадратное основание, называемое йони , символизирующее утробу.
  • На поверхности некоторых лингамов выгравирован лик Шивы. Такие линги называются мукхалингами .
  • Некоторые лингамы разделены на три части: квадратное основание, символизирующее Брахму , восьмиугольную среднюю часть, символизирующую Вишну , и круглый кончик, символизирующий Шиву .
На углу перемычки одной из кирпичных башен в Баконге изображен человек, едущий на спине макары , которая, в свою очередь, извергает еще одного монстра.

Макара мифическое морское чудовище с телом змеи, хоботом слона и головой, черты которой могут напоминать льва, крокодила или дракона. В кхмерской храмовой архитектуре мотив макары обычно является частью декоративной резьбы на перемычке, тимпане или стене. Часто макара изображается с каким-нибудь другим существом, например львом или змеей, выходящим из его разинутой пасти. Макара является центральным мотивом в дизайне знаменитых по красоте перемычек группы Ролуос храмов : Преа Ко , Баконг и Лолей . В Бантей Срей на многих углах зданий можно увидеть резные изображения макар, извергающих других монстров.

Ну давай же

[ редактировать ]
Мукалинда , король нагов , который защищал Будду , когда он сидел в медитации, был любимым мотивом камбоджийских буддийских скульпторов XI века. Эта статуя датируется 1150–1175 годами нашей эры.

Мифические змеи, или наги , представляют собой важный мотив в кхмерской архитектуре, а также в отдельно стоящей скульптуре. Их часто изображают имеющими несколько голов, всегда нечетное количество, расположенных веером. У каждой головы есть расширяющийся капюшон на манер кобры.

Эта многоголовая нага является частью декоративной перемычки конца IX века.

Наги часто изображаются в ангкорских перемычках . Характерной особенностью композиции таких перемычек является доминирующее изображение в центре прямоугольника, от которого исходят закрученные элементы, доходящие до дальних концов прямоугольника. Эти кружащиеся элементы могут принимать форму либо виноградной лозы, либо тел нагов. Некоторые из таких нагов изображены в коронах, а другие служат ездовыми животными для всадников-людей.

Для ангкорских кхмеров наги были символами воды и фигурировали в мифах о происхождении кхмерского народа, который, как говорили, произошел от союза индийского брахмана и змеиной принцессы из Камбоджи. [47] Наги также были персонажами других известных легенд и историй, изображенных в кхмерском искусстве, таких как пахтание Молочного океана , легенда о прокаженном короле, изображенная на барельефах Байона , и история Мукалинды . змеиный царь, защитивший Будду от непогоды. [48]

Идите к мосту

[ редактировать ]
Каменные асуры держат нага Васуки на мосту, ведущем в город Ангкор-Том XII века .

Мосты нагов — это дамбы или настоящие мосты, окруженные каменными балюстрадами в форме нагов.

В некоторых ангкорских мостах-нагах, например, расположенных у въезда в город Ангкор-Том XII века , балюстрады в форме наг поддерживаются не простыми столбами, а каменными статуями гигантских воинов. Эти гиганты — дэвы и асуры , которые использовали царя нагов Васуки , чтобы пахтать Молочный океан в поисках амриты или эликсира бессмертия. История о пахтании Молочного океана или самудра мантан берет свое начало в индийской мифологии.

Квинконкс

[ редактировать ]
Линга Кбал в форме квинкунса , установленного внутри йони , высечена в русле реки в Спине .

Квинконс это пространственная композиция из пяти элементов, четыре из которых расположены по углам квадрата, а пятый — в центре. Пять вершин горы Меру были использованы для демонстрации этого устройства, а кхмерские храмы были расположены соответствующим образом, чтобы передать символическое отождествление со священной горой. Например, пять кирпичных башен храма 10-го века, известного как Восточный Мебон , расположены в форме квинконса. Квинконс также появляется в других рисунках ангкорского периода, например, в резных изображениях русла реки Кбал Спеан .

Большинство храмов Ангкора посвящены Шиве . В целом, ангкорские кхмеры представляли Шиву и поклонялись ей в форме лингама , хотя они также создавали антропоморфные статуи бога. Антропоморфные изображения встречаются и в ангкорских барельефах. Знаменитый тимпан из Бантей Срей изображает Шиву, сидящего на горе Кайласа со своей супругой, в то время как король демонов Равана трясет гору снизу. В Ангкор-Вате и Байоне Шива изображается в виде бородатого аскета. Его атрибуты включают мистический глаз посередине лба, трезубец и четки. Его вахана или ездовое животное — бык Нанди .

Ангкорские изображения Вишну включают антропоморфные изображения самого бога, а также изображения его воплощений или Аватаров , особенно Рамы и Кришны . Изображения Вишну заметны в Ангкор-Вате , храме XII века, который первоначально был посвящен Вишну. Барельефы изображают Вишну, сражающегося с противниками -асурами , или верхом на плечах своей ваханы или скакуна, гигантского человека-орла Гаруды . Атрибуты Вишну включают диск, раковину, жезл и державу.

Деревянная архитектура

[ редактировать ]
Треугольная остроконечная крыша, изображенная на барельефе Байона, до сих пор используется в кхмерской архитектуре для дворцов и пагод.
Пагода Ват Ботум Уэйти Ричеверарам в Пномпене
Кхмерская деревянная архитектура, изображенная в храме Байон.
Деревянный шпиль, изображенный в храме Байон.
Серебряной пагоды Вход в комплекс, окруженный стеной

В эпоху Ангкора архитектурный ландшафт состоял преимущественно из храмов, построенных из прочных материалов, таких как кирпич, песчаник и латерит. Напротив, королевские резиденции кхмерских дворов были построены преимущественно из дерева и других скоропортящихся материалов, что делало их подверженными разрушительному воздействию времени и не оставляло следов своего существования в наши дни. Непреходящими остатками этой эпохи являются кирпичные или каменные храмы, подобные тем, что были найдены в комплексе Ангкор, которые представляют собой единственные остатки того, что когда-то было обширными деревянными поселениями и дворцами. [49] Однако в тщательном отчете китайского эмиссара в Ангкоре XIII века содержится подробное описание дворца, изображающего его как совокупность внушительных построек, увенчанных крышами из свинцовой черепицы. Барельефы с замысловатой резьбой в Байоне и Бантей-Чмаре изображают различные деревянные здания с треугольными фронтонами и крышами, которые идентифицируются как представители королевских залов в ангкорских дворцах. По мере того как кхмеры постепенно принимали буддизм, произошел заметный переход от каменных храмов к деревянной архитектуре. Этот сдвиг ознаменовал принятие деревянных построек в качестве новой нормы в кхмерской архитектуре, вытеснившей прежнее значение каменных храмов в более ранние периоды. [50]

Тип традиционной кхмерской концепции кровли, известной как сомнонг мук дач.
Пагода Ват Кандал в Баттамбанге

Обычное жилье

[ редактировать ]
Двухъярусная крыша кхмерской деревянной архитектуры, изображенная в храме Байон.
Типичная двухъярусная крыша, используемая в современной кхмерской архитектуре.

Нуклеарная семья в сельской местности Камбоджи обычно живет в прямоугольном доме, размер которого может варьироваться от четырех на шесть метров до шести на десять метров. Он построен из деревянного каркаса с остроконечной соломенной крышей и стенами из плетеного бамбука. Кхмерские дома обычно возводятся на сваях высотой до трех метров для защиты от ежегодных наводнений. Две лестницы или деревянные лестницы обеспечивают доступ в дом. Крутая соломенная крыша, нависающая над стенами дома, защищает интерьер от дождя. Обычно дом состоит из трех комнат, разделенных перегородками из плетеного бамбука. [51]

Передняя комната служит гостиной для приема посетителей, следующая комната — спальней родителей, третья — для незамужних дочерей. Сыновья спят везде, где могут найти место. Члены семьи и соседи работают вместе, чтобы построить дом, и после его завершения проводится церемония возведения дома. В домах более бедных людей может быть только одна большая комната. Еду готовят на отдельной кухне, расположенной рядом с домом, но обычно за ним. Туалеты представляют собой простые ямы в земле, расположенные вдали от дома, которые при заполнении закрывают. Любой домашний скот содержится под домом. [51]

Китайские и вьетнамские дома в камбоджийских городах и деревнях обычно строятся прямо на земле и имеют земляные, цементные или плиточные полы, в зависимости от экономического статуса владельца. Городские жилые и коммерческие здания могут быть кирпичными, каменными или деревянными. [51]

См. также

[ редактировать ]

Индийское влияние:

  1. ^ «Оценка консультативного органа» (PDF) . ЮНЕСКО.орг. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 23 октября 2012 г.
  2. ^ Брюн, Пиппа де; Бейн, Кейт; Аллардис, Дэвид; Шонар Джоши (18 февраля 2010 г.). Индия Фроммера . Джон Уайли и сыновья. стр. 333–. ISBN  978-0-470-64580-2 . Проверено 7 февраля 2013 г.
  3. ^ «Ангкор» . ЮНЕСКО.орг . Проверено 16 февраля 2022 г.
  4. ^ Нетупский, Павел (2019). «Средневековое кхмерское общество: жизнь и времена Джаявармана VII (ок. 1120–1218)» . АЗИЯСетевой обмен . 26 (1): 33–74 . Проверено 29 марта 2022 г.
  5. ^ Габель, Иоахим (2022). «Самая ранняя кхмерская каменная архитектура и ее происхождение: исследование мегалитических руин и верований в духов на месте Ват Фу» . Журнал глобальной археологии . дои : 10.34780/8a3v-k1ib .
  6. ^ по древнему Ангкору Путеводитель Майкла Фримена и Клода Жака, стр. 30, 2003.
  7. ^ Представленная здесь периодизация ангкорской архитектуры основана на периодизации Фримена и Жака, Древний Ангкор , стр. 30–31.
  8. ^ Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 27.
  9. ^ Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 26.
  10. ^ Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 29.
  11. ^ Коэдес, Чтобы лучше понять Ангкор , с. 91.
  12. ^ См. Глейз, Памятники группы Ангкор , стр. 26 и далее.
  13. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 27.
  14. ^ Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 172.
  15. ^ Коэдес, Чтобы лучше понять Ангкор , стр. 197 и далее.
  16. ^ Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 30.
  17. ^ Фриман и Жак, Древний Ангкор , стр. 161, 188.
  18. ^ Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 178.
  19. ^ Глейз, Памятники Ангкора , с. 24.
  20. ^ Джессап, Искусство и архитектура Камбоджи , стр. 73 и далее.
  21. ^ Дэвид Дж. Марр, Энтони Кротерс Милнер (1986). Юго-Восточная Азия в 9-14 веках . Институт исследований Юго-Восточной Азии, Сингапур. п. 244. ИСБН  9971-988-39-9 . Проверено 23 сентября 2016 г.
  22. ^ Кодес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  23. ^ Хайэм, К. (2014). Ранняя материковая Юго-Восточная Азия . Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN   978-6167339443
  24. ^ Jump up to: а б Глейз, «Памятники Ангкорской группы» , с. 36.
  25. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 40.
  26. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 38.
  27. ^ Jump up to: а б Глейз, «Памятники Ангкорской группы» , с. 32.
  28. ^ См., например, Фримен и Жак, Древний Ангкор , стр. 32–35.
  29. ^ Фриман и Жак, Древний Ангкор , стр. 32–33.
  30. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 40.
  31. ^ Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 20.
  32. Древнему Ангкору Майкла Фримена и Клода Жака, стр. 32–34, 2003 г. Путеводитель по
  33. ^ См. Роведа. Образы богов , стр. 200 и далее.
  34. ^ См. Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 37.
  35. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 37.
  36. ^ Роведа, Образы богов , стр. 211–212.
  37. ^ Jump up to: а б с Роведа, Образы богов , с. 177.
  38. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 39.
  39. ^ Роведа, Образы богов , с. 209.
  40. ^ См. Роведа, Образы богов , стр. 76 и далее.
  41. ^ Роведа, Образы богов , с. 76.
  42. ^ Роведо, Образы богов , с. 79
  43. ^ Роведа, Образы богов , с. 80.
  44. ^ Роведа, Образы богов , с. 91.
  45. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 16.
  46. ^ Коэдес, Чтобы лучше понять Ангкор , с. 60.
  47. ^ Глейз, Памятники Ангкора , с. 1.
  48. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 43.
  49. ^ Ронсон, Жаклин. «Сканирование LIDAR выявило скрытый мегаполис вокруг храма Ангкор-Ват в Камбодже» . Инверсия . Проверено 10 июня 2020 г.
  50. ^ Старк, Мириам; Картер, Элисон; Пифал, Хенг; Рахна, Чхай; Эванс, Дамиан (01 января 2018 г.), Ангкорский город: от Харихаралайи до Яшодхарапура , стр. 158–177 , получено 10 июня 2020 г.
  51. ^ Jump up to: а б с Федеральный исследовательский отдел . Рассел Р. Росс, изд. «Жилище». Камбоджа: страновое исследование. Исследование завершено в декабре 1987 года. В эту статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе.

Библиография

[ редактировать ]
  • Коэдес, Джордж. Чтобы лучше понять Ангкор . Ханой: Дальневосточная типография, 1943.
  • Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2011). Ангкор, восьмое чудо света . Чиангмай: Книги знатоков. ASIN   B0085RYW0O .
  • Фриман, Майкл и Жак, Клод. Древний Ангкор . Бангкок: River Books, 1999. ISBN   0-8348-0426-3 .
  • Глейз, Морис. Памятники группы Ангкор . 1944. Перевод с французского на английский доступен на сайте theangkorguide.com .
  • Джессап, Хелен Иббитсон. Искусство и архитектура Камбоджи . Лондон: Темза и Гудзон, 2004.
  • Нго Ван Доан, Чампа: Древние башни . Ханой: Издательство Gioi, 2006.
  • Роведа, Витторио. Образы богов: кхмерская мифология в Камбодже, Лаосе и Таиланде . Бангкок: River Books, 2005.
  • Стхапатьякам. Архитектура Камбоджи . Пномпень: Департамент средств массовой информации и коммуникаций Королевского университета Пномпеня, 2012 г.
  • Габель, Иоахим. Самая ранняя кхмерская каменная архитектура и ее происхождение: исследование мегалитических руин и верований в духов на месте Ват Фу. . В: JoGA 2022: 2–137, Журнал глобальной археологии.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c978a02153892b5c9d63f9b6dad769b7__1714724880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/b7/c978a02153892b5c9d63f9b6dad769b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khmer architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)