Пакистанская архитектура
Часть серии о |
Культура Пакистана |
---|
![]() |
Традиции |
фольклор |
Спорт |
Пакистанская архитектура переплетается с архитектурой всего Индийского субконтинента . Основными архитектурными стилями, популярными в прошлом, были храмовая , индо-исламская , могольская и индо-сарацинская архитектура , каждый из которых имеет множество региональных разновидностей. С зарождением цивилизации Инда примерно в середине III тысячелетия до н.э. [1] впервые на территории, которая охватывает сегодняшний Пакистан, развитая городская культура развивалась с крупными структурными объектами, некоторые из которых сохранились до наших дней. За этим последовал Гандхара стиль буддийской архитектуры , заимствовавший элементы из Древней Греции . Эти остатки можно увидеть в столице Гандхары Таксиле . [2]
Индо-исламская архитектура возникла в средневековый период и объединила индийские и персидские элементы. Империя Великих Моголов правила между 16 и 18 веками и стала свидетелем расцвета архитектуры Великих Моголов , наиболее распространенной в Лахоре .
В британский колониальный период стали преобладать европейские стили, такие как барокко , готика и неоклассицизм . Британцы, как и Моголы, строили сложные здания, чтобы продемонстрировать свою мощь. Также развился индо -сарацинский стиль, представляющий собой смесь британских и индо-исламских элементов. После обретения независимости стали популярными современные архитектурные стили, такие как международный стиль .
Хараппская архитектура
[ редактировать ]Археологи раскопали многочисленные города бронзового века , среди них Мохенджо-Даро , Харраппа и Кот-Диджи 3-го тысячелетия до нашей эры. Они имеют единую, правильную структуру с широкими дорогами, а также продуманными санитарно -канализационными сооружениями. Большинство обнаруженных кирпичных построек представляют собой общественные здания, такие как бани и мастерские. древесина и суглинок Строительным материалом служили . Крупномасштабные храмы, подобные тем, что были найдены в других древних городах, отсутствуют. С распадом цивилизации долины Инда архитектуре также был нанесен значительный ущерб. [3]
Об этой цивилизации, часто называемой Хараппской, известно немного, отчасти потому, что она исчезла около 1700 г. до н.э. по неизвестным причинам, ее язык остается нерасшифрованным, ее существование было обнаружено только в 1920-х годах, а раскопки были ограничены. Сохранившиеся свидетельства указывают на развитую цивилизацию. В таких городах, как Хараппа и Мохенджо-Даро («Город мёртвых») проживало около 35 000 человек, они были расположены по сетке. Жители жили в домах из жженого кирпича без окон, построенных вокруг центрального двора. В этих городах также были цитадели, где располагались общественные и религиозные постройки, большие бассейны для ритуальных омовений, зернохранилища для хранения продуктов питания, сложная система крытых стоков и канализации. Последний мог соперничать с инженерными навыками римлян примерно 2000 лет спустя.
Гандхарская архитектура
[ редактировать ]развилась особая гандхарская архитектура в древнем регионе Гандхара В период классической античности с появлением буддизма . [1] Кроме того, персидское и греческое влияние привело к развитию греко -буддийского стиля, начиная с I века нашей эры. Кульминация этой эпохи была достигнута с расцветом стиля Гандхара .
Важными остатками буддийского строительства являются ступы и другие здания с четко узнаваемыми греческими статуями и элементами стиля, такими как опорные колонны, которые, помимо руин других эпох, найдены в столице Гандхары Таксиле. [6] на крайнем севере Пенджаба . Особенно красивым образцом буддийской архитектуры являются руины буддийского монастыря Тахт-и-Бахи в северо-западной провинции . [7]
Индуистская храмовая архитектура
[ редактировать ]В доисламскую эпоху в Пакистане проживало заметное население индуистов, особенно в провинциях Пенджаб и Синд. Важные храмы, построенные в ту эпоху, включают:
Храмы Шри Катас Радж ( панджаби , урду : Радж Мандир ), также известные как Кила Катас Шри Катас , [8] представляет собой комплекс из нескольких индуистских храмов, соединенных между собой пешеходными переходами. [8] Храмовый комплекс окружает пруд Катас , который индусы считают священным. [9] Комплекс расположен в плато Потохар районе пакистанской провинции Пенджаб .
Храмы Амб ( урду : امب مندر ) являются частью индуистского храмового комплекса, расположенного на западной окраине Соляного хребта в пакистанской провинции Пенджаб . Храмовый комплекс был построен в VII-IX веках нашей эры во время правления империи индуистских шахов . [10] Главный храм имеет высоту примерно от 15 до 20 метров, трехэтажный, с лестничными клетками, ведущими во внутренние помещения.
Шри Варун Дев Мандир и Шарада Пит — другие примеры индуистской храмовой архитектуры в Пакистане.
- Храмы в Катас Радже демонстрируют характеристики индуистских храмов Кашмира.
- Храмы Катас Радж (4 век) в Пакистане
- Один из храмов Амб, построенный между VII и IX веками.
Джайнская архитектура
[ редактировать ]( Джайнские храмы Нагарпаркар урду : نگرپارکر جین مندر ) расположены в районе Нагарпаркара , в пакистанской южной Синд провинции . Сайт состоит из коллекции джайнских храмов . Они были построены в стиле Мару-Гурджара в 12 веке нашей эры — в период, когда джайнское архитектурное выражение было в зените. [11] В 2016 году храмы были внесены в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как культурный ландшафт Нагарпаркара. [11]
- Храм Вирава, один из джайнских храмов в Нагарпаркаре.
- Фрески в храме Гори джайнских храмов Нагарпаркар
- Один из древних джайнских храмов в Нагарпаркаре.
Индо-исламская архитектура
[ редактировать ]Ранняя эпоха (8-16 века)
[ редактировать ]
Приход ислама в сегодняшний Пакистан – сначала в Синд – в VIII веке нашей эры означал внезапный конец буддийской архитектуры. плавный переход к преимущественно безрисковой исламской архитектуре . Однако произошел [12]

Самым ранним примером мечети времен зарождения ислама в Южной Азии является мечеть Михраблосе в Банбхоре, построенная в 727 году, первое мусульманское место поклонения в Южной Азии. При Делийском султане персидско-центральноазиатский стиль взял верх над арабским влиянием. Наиболее важной особенностью этого стиля является Иван , окруженный стенами с трех сторон и полностью открытый один конец. Дополнительными особенностями являются широкие молитвенные залы, круглые купола с мозаикой и геометрическими образцами, а также использование расписной плитки. Важнейшим из немногих полностью обнаруженных сооружений исламской архитектуры является гробница шаха Рукн-и-Алама (построена в 1320—1324 годах) в Мултане . [13]

Некрополь Макли в Татте , включающий гробницы различных правителей, дворян и суфийских святых Синда, был построен между 14 и 18 веками. Он демонстрирует широкое разнообразие архитектуры, включая индо-исламское , персидское , индуистское , раджпутское и гуджаратское влияние. [14] Гробницы Чауханди возле Карачи похожи по стилю. [15]
Другие примеры включают форт Рохтас, построенный Шер Шахом Сури в 16 веке. [12] и гробницы Талпурских миров .
Архитектура Великих Моголов (16–18 вв. Н. Э.)
[ редактировать ]Архитектура Великих Моголов возникла в средневековый период во время правления Империи Великих Моголов в 15-17 веках. Здания Великих Моголов имеют единую структуру и характер, включая большие выпуклые купола, стройные минареты по углам, массивные залы, большие сводчатые ворота и изящный орнамент, обычно окруженные садами со всех четырех сторон .
Здания обычно построены из красного песчаника и белого мрамора и украшены декоративными элементами, такими как пачин кари и джали решетчатые перегородки .
Самым ранним примером в Пакистане является форт Лахора , который существовал по крайней мере с 11 века, но был полностью перестроен различными императорами Великих Моголов, такими как Акбар и Джахангир (1556–1627). [16] гробница Анаркали , Хиран-Минар и мечеть Бегум-Шахи К этому периоду также относятся .
Гробница Джахангира , четвертого императора Великих Моголов, была завершена в 1637 году во время правления его сына и преемника Шаха Джахана . Император запретил строительство купола над его могилой, поэтому крыша проста и лишена каких-либо украшений. Он стоит посреди сада, в котором также находятся гробница Нур Джахана , гробница Асифа Хана и Акбари Сарай , один из наиболее хорошо сохранившихся караван-сараев в Пакистане. [17]
Архитектура Великих Моголов достигла своего апогея в 17 веке во время правления Шаха Джахана . [18] [16] За это время к форту Лахора было сделано несколько пристроек. Другие шедевры этого времени включают мечеть Вазир Хана , мечеть Дай Анга , гробницу Дай Анги , сады Шалимар и Шахи Хаммам в Лахоре . [19] [20] Мечеть Шах Джахан в Татте отражает сильное персидское влияние. [21]
Мечеть Бадшахи в Лахоре была построена во время правления Аурангзеба в 1673 году. Она построена из красного песчаника с тремя мраморными куполами и очень похожа на Джама Масджид в Дели . Она остается одной из крупнейших мечетей в мире . [22]
- Мечеть Вазир Хана [20]
Региональная архитектура
[ редактировать ]Архитектура Синда
[ редактировать ]
Архитектура провинции Синд находится под сильным влиянием соседних регионов Гуджарата и Пенджаба , а также более широкой индо-исламской архитектуры . Некрополь в Макли представляет собой хороший пример синдхской архитектуры. Его архитектура крупнейших памятников синтезирует влияние мусульман, индуистов, персов, Великих Моголов и Гуджарати. [23] в стиле Нижнего Синда, который стал известен как стиль Чауханди , названный в честь гробниц Чауханди недалеко от Карачи . Стиль Чауканди стал включать в себя плиты песчаника, на которых каменщики тщательно вырезали замысловатые и изысканные узоры. [24]

К 15 веку гробницы стали украшать украшенными розетками и круглыми узорами. Затем появились более сложные узоры и арабская каллиграфия с биографическими данными погребенного тела. Более крупные памятники более поздних периодов включали коридоры и некоторые конструкции, вдохновленные космологией. [24] Пирамидальные сооружения 16 века характеризуются использованием минаретов, увенчанных цветочными мотивами, в стиле, уникальном для гробниц тюркской династии Траханов . Постройки 17 века на Лейло Шейх части кладбища напоминающие джайнские храмы. представляют собой большие гробницы, издалека [24] с заметным влиянием соседнего региона Гуджарат .
В некоторых из более крупных гробниц вырезаны изображения животных, воинов и оружия – практика, необычная для мусульманских погребальных памятников. Более поздние гробницы на этом месте иногда полностью построены из кирпича, а есть только плита из песчаника. [25] Крупнейшие сооружения в наиболее типичном стиле Чауханди имеют куполообразные навесы из желтого песчаника, оштукатуренные белым цветом, с деревянными дверными проемами в стиле, отражающем влияние Центральной Азии и Персии. Размер купола обозначал известность похороненного человека, а нижняя сторона была украшена резными цветочными узорами. [24] На нижней стороне некоторых навесов изображены цветы лотоса — символ, обычно ассоциируемый с индуизмом. [26]
Они также украшены обширной синей плиткой, типичной для Синда. [24] Использование погребальных павильонов в конечном итоге распространилось за пределы нижнего Синда и повлияло на погребальную архитектуру в соседнем Гуджарате. [27] Гробницы Чауханди украшены геометрическими узорами и мотивами, включая фигуральные изображения, такие как конные всадники, сцены охоты, оружие и украшения.
Помимо гробниц, форты Раникот и Кот-Диджи также являются хорошим примером архитектуры синдхи.
- Форт Кот-Диджи в Синде
- Интерьер одной из гробниц Талпура
- Навес гробницы Дая Хана Раху
- Вид на могилу Джама Мубарака Хана
- Главный купол мечети Шах-Джахан выложен звездчатым узором, изображающим ночное небо.
- В некрополе Макли есть несколько монументальных гробниц, датируемых 14-18 веками.
Архитектура Мултана
[ редактировать ]
Особый стиль архитектуры Мултани начал укореняться в 14 веке с созданием погребальных памятников. [28] и характеризуется большими кирпичными стенами, укрепленными деревянными анкерами, с наклонной внутрь крышей. [28] Погребальная архитектура отражена и в жилых кварталах города, заимствовавших архитектурные и декоративные элементы из мавзолея Мултана. [28]
Несмотря на то, что находится в Пенджабе , на его архитектуру город Мултан больше влияет архитектура соседней провинции Синд . Обычно это выражается в виде мавзолеев суфийских святых.
Раджпутская архитектура
[ редактировать ]
В архитектуре раджпутов широко используются Джалис , Чатрис и Джарокхас . Все эти особенности также повлияли на архитектуру Великих Моголов . Форты Деравар и Умеркот были построены кланами раджпутов в средневековую эпоху и являются примерами ранней раджпутской архитектуры.
Сикхская архитектура
[ редактировать ]
Сикхская архитектура — это стиль архитектуры, который был разработан во времена Сикхской империи в 18 и 19 веках в регионе Пенджаб. Названная в честь сикхизма , религии, родной для Пенджаба, сикхская архитектура находится под сильным влиянием архитектуры Великих Моголов и исламских стилей. Луковичный купол, фрески, инкрустация и арки из нескольких фольг созданы под влиянием Великих Моголов, особенно периода Шах-Джахана , тогда как чаттри , эркерные окна, карнизы, поддерживаемые кронштейнами на струнном ряду, и орнаментированные фризы являются производными. из элементов раджпутской архитектуры.
Одним из наиболее известных примеров сикхской архитектуры является самадхи Ранджита Сингха , построенное в 1839 году. Здание имеет позолоченные рифленые купола и купола , а также богато украшенную балюстраду вокруг верхней части здания. Купол украшен узорами на капюшоне наги (змеи) — изделия индуистских мастеров, работавших над проектом. [29] Деревянные панели на потолке украшены витражами, а стены богато украшены цветочным орнаментом. Потолки украшены стеклянной мозаикой.
Гурдвара Дера Сахиб и Гурдвара Панджа Сахиб — другие яркие примеры.
- Дарбар Сахиб, гурдвара в честь Гуру Нанака , в Картарпуре, Пакистан.
- Золотой купол Гурдвара Дера Сахиб в Лахоре
- Самадхи Ранджита Сингха в Лахоре , образец сикхской архитектуры в Пакистане.
Индо-сарацинская архитектура
[ редактировать ]Во время британского правления европейские архитектурные стили, такие как барокко , готика и неоклассицизм, стали более преобладающими. Фрер -холл , собор Святого Патрика и часовая башня Меревезер в Карачи , а также неоклассический Монтгомери-холл в Лахоре Примерами могут служить .
Новый стиль архитектуры, известный как стиль индо-сарацинского возрождения , развился из смеси европейских и индо-исламских компонентов. Среди наиболее выдающихся работ можно увидеть в городах Карачи ( Дворец Мохатта , Здание столичной корпорации Карачи ), в Пешаваре ( Университет исламского колледжа ) и Лахоре ( Музей Лахора , Университет Пенджаба и Медицинский университет короля Эдуарда ).
- Университет Пенджаба , Лахор
- Нынешнее здание Лахорского музея было спроектировано сэром Ганга Рамом и завершено в 1894 году.
Пост-независимость
[ редактировать ]После обретения независимости архитектура Пакистана представляет собой смесь исторического исламского и различных современных стилей.
Это отражается, особенно в современных структурах. Кроме того, здания монументального значения, такие как Минар-и-Пакистан в Лахоре или мавзолей, построенный из белого мрамора, известный как Мазари-Куэйд в честь основателя государства, выражали уверенность в себе зарождающегося государства.
Город Исламабад был спроектирован греческим архитектором Константиносом Апостолу Доксиадисом и завершен в 1966 году. Мечеть Фейсал в Исламабаде, одна из крупнейших мечетей в мире , является одним из лучших образцов современной исламской архитектуры. Он был спроектирован Ведатом Далокаем и построен между 1976 и 1986 годами.
Национальный памятник в Исламабаде, построенный в 2007 году, имеет форму цветущего цветка. Четыре основных лепестка памятника представляют четыре провинции Белуджистан , Хайбер-Пахтунхва , Пенджаб и Синд , а три меньших лепестка представляют три территории Гилгит-Балтистан , Азад Кашмир и территории племен . [а]
Небоскребы, построенные в международном стиле, становятся все более распространенными в городах.
Объекты всемирного наследия
[ редактировать ]В настоящее время в Пакистане шесть объектов, внесенных в список ЮНЕСКО Всемирного наследия :
- Археологические руины в Мохенджодаро
- Буддийские руины в Тахт-и-Бахи и руины соседнего города в Сахр-и-Бахлоле
- Форт Лахора и сады Шалимар (Лахор)
- Исторические памятники Татты
- Форт Рохтас
- Таксила
Галерея
[ редактировать ]Могол
[ редактировать ]- Моти Масджид расположен на территории форта Лахора.
- Мечеть Махабат-хана , Пешавар
- Мечеть Шах Джахан в Татте
- Мечеть Унчи в Лахоре
- Памятник эпохи Великих Моголов - Чаубурджи в Лахоре.
Индо-сарацинский
[ редактировать ]- Дворец Мохатта в Карачи
- Блок Патиала Медицинского университета короля Эдуарда , Лахор
- Нур Махал , Бахавалпур
- Здание Торговой палаты Карачи
- Дарбар Махал , Бахавалпур
- Фрер Холл , Карачи
Пост-независимость
[ редактировать ]- Тин Талвар , Карачи
- Памятник Пакистану , Исламабад
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Территории племен были объединены в Хайбер-Пахтунхву в 2018 году.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гуисепи, Р.А. Долина Инда и генезис южноазиатской цивилизации [узурпировал] . Проверено 6 февраля 2008 г.
- ^ Мейстер, MW (1997). Храмы Гандхара-Нагара Соляного хребта и Инда. Кала , Журнал Конгресса истории индийского искусства. Том 4 (1997–98), стр. 45–52.
- ^ Мейстер, MW (1996). Храмы вдоль реки Инд. Архивировано 27 мая 2006 г. в Wayback Machine . Экспедиция , журнал Пенсильванского университета Музея археологии и антропологии . Том 38, Выпуск 3. С. 41-54.
- ^ «Археологические руины Мохенджодаро» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Археологический памятник Хараппы» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Таксила» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Буддийские руины Тахт-и-Бахи и руины соседнего города в Сахр-и-Бахлоле» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Халид, Лайба (январь 2015 г.). «Храмы Катас Радж» (PDF) . Исследуйте сельскую Индию . Том. 3, нет. 1. Индийский фонд сельского наследия и развития. стр. 55–57. Архивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2016 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Сах, Кришна Кумар (2016). Дева Бхуми: Обитель богов в Индии . КнигаBaby. п. 79. ИСБН 9780990631491 . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Справочник округа Атток, 1930 год, Часть 1 . Публикации Санг-э-Мил. 1932. ISBN 9789693514131 . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Предварительные списки» . ЮНЕСКО . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Форт Рохтас» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Гробница Шаха Рукн-э-Алама» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Исторические памятники Макли, Татта» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Гробницы Чауханди, Карачи» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Форт и сады Шаламар в Лахоре» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Гробницы Джахангира, Асиф-хана и Акбари Сарая, Лахор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Саймон Росс Валентайн. «Ислам и Ахмадийский Джамаат: история, вера, практика», издательство Hurst, 2008 г. ISBN 1850659168 стр. 63
- ^ «Мечеть Вазир Хана – Google Arts & Culture» . Google Культурный институт . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Мечеть Вазир-хана, Лахор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 2 августа 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Мечеть Шах-Джахана, Татта» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Мечеть Бадшахи, Лахор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Исторические памятники Макли, Татта» . ЮНЕСКО . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Малик, Ифтихар (2006). Культура и обычаи Пакистана . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0313331268 . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ «Хилл Макли» . АрхНет . Траст Ага Хана по культуре и Массачусетский технологический институт (MIT) . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Куреши, Урудж (8 августа 2014 г.). «В Пакистане впечатляющие гробницы, которые мало кто видел» . Би-би-си Трэвел . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Хасан, Шейх Хуршид (2001). Исламское архитектурное наследие Пакистана: погребальная мемориальная архитектура . Королевская книжная компания. ISBN 978-9694072623 . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Бигнами, Даниэле Фабрицио; Дель Бо, Адальберто (2014). Устойчивое социальное, экономическое и экологическое возрождение в городе Мултан: многопрофильный итальянско-пакистанский проект . Springer Science & Business Media. ISBN 9783319021171 .
- ^ Самадхи Ранджита Сингха - зрелище религиозной гармонии, Пакистан сегодня. 16 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА, НАДИМ ДАР
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мумтаз, Камил Хан. Архитектура в Пакистане, Сингапуре: Concept Media Pte Ltd, 1985.
- Маурицио, Таддеи и Де Марко, Джузеппе. «Хронология храмов в Соляном хребте, Пакистан». Южноазиатская археология . Рим: Итальянский институт Африки и Востока, 2000.
- «Пересечение линий, архитектура в ранней исламской Южной Азии». Антропология и эстетика 43 (2003)
- «Малот и самобытность Пенджаба». Пенджабский журнал археологии и истории 1 (1997)
- «Паттан Мунара: Минар или Мандир?». Хари Смирити: Исследования в области искусства, археологии и индологии, статьи, представленные памяти доктора Х. Саркара , Нью-Дели: Kaveri Books, 2006.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ARTSEDGE Пакистан: Дар Инда
- Храмы соляного хребта Пакистана — фотографический обзор профессора Майкла В. Мейстера из Пенсильванского университета.
- Архитектура в Пакистане: исторический обзор
- Исламская Архитектура Пакистана
- Современность и традиции: современная архитектура в Пакистане
- Архитектурное наследие Бахавалпура