Jump to content

Пакистанская архитектура

(Перенаправлено из «Архитектура Пакистана »)

Пакистанская архитектура переплетается с архитектурой всего Индийского субконтинента . Основными архитектурными стилями, популярными в прошлом, были храмовая , индо-исламская , могольская и индо-сарацинская архитектура , каждый из которых имеет множество региональных разновидностей. С зарождением цивилизации Инда примерно в середине III тысячелетия до н.э. [1] впервые на территории, которая охватывает сегодняшний Пакистан, развитая городская культура развивалась с крупными структурными объектами, некоторые из которых сохранились до наших дней. За этим последовал Гандхара стиль буддийской архитектуры , заимствовавший элементы из Древней Греции . Эти остатки можно увидеть в столице Гандхары Таксиле . [2]

Индо-исламская архитектура возникла в средневековый период и объединила индийские и персидские элементы. Империя Великих Моголов правила между 16 и 18 веками и стала свидетелем расцвета архитектуры Великих Моголов , наиболее распространенной в Лахоре .

В британский колониальный период стали преобладать европейские стили, такие как барокко , готика и неоклассицизм . Британцы, как и Моголы, строили сложные здания, чтобы продемонстрировать свою мощь. Также развился индо -сарацинский стиль, представляющий собой смесь британских и индо-исламских элементов. После обретения независимости стали популярными современные архитектурные стили, такие как международный стиль .

Хараппская архитектура

[ редактировать ]

Археологи раскопали многочисленные города бронзового века , среди них Мохенджо-Даро , Харраппа и Кот-Диджи 3-го тысячелетия до нашей эры. Они имеют единую, правильную структуру с широкими дорогами, а также продуманными санитарно -канализационными сооружениями. Большинство обнаруженных кирпичных построек представляют собой общественные здания, такие как бани и мастерские. древесина и суглинок Строительным материалом служили . Крупномасштабные храмы, подобные тем, что были найдены в других древних городах, отсутствуют. С распадом цивилизации долины Инда архитектуре также был нанесен значительный ущерб. [3]

Вид на Мохенджо-Даро в сторону Большой бани . [4] [5]

Об этой цивилизации, часто называемой Хараппской, известно немного, отчасти потому, что она исчезла около 1700 г. до н.э. по неизвестным причинам, ее язык остается нерасшифрованным, ее существование было обнаружено только в 1920-х годах, а раскопки были ограничены. Сохранившиеся свидетельства указывают на развитую цивилизацию. В таких городах, как Хараппа и Мохенджо-Даро («Город мёртвых») проживало около 35 000 человек, они были расположены по сетке. Жители жили в домах из жженого кирпича без окон, построенных вокруг центрального двора. В этих городах также были цитадели, где располагались общественные и религиозные постройки, большие бассейны для ритуальных омовений, зернохранилища для хранения продуктов питания, сложная система крытых стоков и канализации. Последний мог соперничать с инженерными навыками римлян примерно 2000 лет спустя.

Гандхарская архитектура

[ редактировать ]

развилась особая гандхарская архитектура в древнем регионе Гандхара В период классической античности с появлением буддизма . [1] Кроме того, персидское и греческое влияние привело к развитию греко -буддийского стиля, начиная с I века нашей эры. Кульминация этой эпохи была достигнута с расцветом стиля Гандхара .

Важными остатками буддийского строительства являются ступы и другие здания с четко узнаваемыми греческими статуями и элементами стиля, такими как опорные колонны, которые, помимо руин других эпох, найдены в столице Гандхары Таксиле. [6] на крайнем севере Пенджаба . Особенно красивым образцом буддийской архитектуры являются руины буддийского монастыря Тахт-и-Бахи в северо-западной провинции . [7]

Гандхарский архитектурный стиль
Джаулиан , образец гандхарской архитектуры.
Тахт-и-Бахи Комплекс

Индуистская храмовая архитектура

[ редактировать ]

В доисламскую эпоху в Пакистане проживало заметное население индуистов, особенно в провинциях Пенджаб и Синд. Важные храмы, построенные в ту эпоху, включают:

Храмы Шри Катас Радж ( панджаби , урду : Радж Мандир ), также известные как Кила Катас Шри Катас , [8] представляет собой комплекс из нескольких индуистских храмов, соединенных между собой пешеходными переходами. [8] Храмовый комплекс окружает пруд Катас , который индусы считают священным. [9] Комплекс расположен в плато Потохар районе пакистанской провинции Пенджаб .

Храмы Амб ( урду : امب مندر ) являются частью индуистского храмового комплекса, расположенного на западной окраине Соляного хребта в пакистанской провинции Пенджаб . Храмовый комплекс был построен в VII-IX веках нашей эры во время правления империи индуистских шахов . [10] Главный храм имеет высоту примерно от 15 до 20 метров, трехэтажный, с лестничными клетками, ведущими во внутренние помещения.

Шри Варун Дев Мандир и Шарада Пит — другие примеры индуистской храмовой архитектуры в Пакистане.

Джайнская архитектура

[ редактировать ]

( Джайнские храмы Нагарпаркар урду : نگرپارکر جین مندر ) расположены в районе Нагарпаркара , в пакистанской южной Синд провинции . Сайт состоит из коллекции джайнских храмов . Они были построены в стиле Мару-Гурджара в 12 веке нашей эры — в период, когда джайнское архитектурное выражение было в зените. [11] В 2016 году храмы были внесены в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как культурный ландшафт Нагарпаркара. [11]

Индо-исламская архитектура

[ редактировать ]

Ранняя эпоха (8-16 века)

[ редактировать ]
Могила шаха Юсуфа Гардези, Мултан

Приход ислама в сегодняшний Пакистан – сначала в Синд – в VIII веке нашей эры означал внезапный конец буддийской архитектуры. плавный переход к преимущественно безрисковой исламской архитектуре . Однако произошел [12]

Гробницы Чауханди украшены замысловатой резьбой.

Самым ранним примером мечети времен зарождения ислама в Южной Азии является мечеть Михраблосе в Банбхоре, построенная в 727 году, первое мусульманское место поклонения в Южной Азии. При Делийском султане персидско-центральноазиатский стиль взял верх над арабским влиянием. Наиболее важной особенностью этого стиля является Иван , окруженный стенами с трех сторон и полностью открытый один конец. Дополнительными особенностями являются широкие молитвенные залы, круглые купола с мозаикой и геометрическими образцами, а также использование расписной плитки. Важнейшим из немногих полностью обнаруженных сооружений исламской архитектуры является гробница шаха Рукн-и-Алама (построена в 1320—1324 годах) в Мултане . [13]

Джама Низамуддина II На могиле есть джарока , в которой прослеживается влияние Гуджарати.

Некрополь Макли в Татте , включающий гробницы различных правителей, дворян и суфийских святых Синда, был построен между 14 и 18 веками. Он демонстрирует широкое разнообразие архитектуры, включая индо-исламское , персидское , индуистское , раджпутское и гуджаратское влияние. [14] Гробницы Чауханди возле Карачи похожи по стилю. [15]

Другие примеры включают форт Рохтас, построенный Шер Шахом Сури в 16 веке. [12] и гробницы Талпурских миров .

Архитектура Великих Моголов (16–18 вв. Н. Э.)

[ редактировать ]

Архитектура Великих Моголов возникла в средневековый период во время правления Империи Великих Моголов в 15-17 веках. Здания Великих Моголов имеют единую структуру и характер, включая большие выпуклые купола, стройные минареты по углам, массивные залы, большие сводчатые ворота и изящный орнамент, обычно окруженные садами со всех четырех сторон .

Здания обычно построены из красного песчаника и белого мрамора и украшены декоративными элементами, такими как пачин кари и джали решетчатые перегородки .

Самым ранним примером в Пакистане является форт Лахора , который существовал по крайней мере с 11 века, но был полностью перестроен различными императорами Великих Моголов, такими как Акбар и Джахангир (1556–1627). [16] гробница Анаркали , Хиран-Минар и мечеть Бегум-Шахи К этому периоду также относятся .

Гробница Джахангира , четвертого императора Великих Моголов, была завершена в 1637 году во время правления его сына и преемника Шаха Джахана . Император запретил строительство купола над его могилой, поэтому крыша проста и лишена каких-либо украшений. Он стоит посреди сада, в котором также находятся гробница Нур Джахана , гробница Асифа Хана и Акбари Сарай , один из наиболее хорошо сохранившихся караван-сараев в Пакистане. [17]

Архитектура Великих Моголов достигла своего апогея в 17 веке во время правления Шаха Джахана . [18] [16] За это время к форту Лахора было сделано несколько пристроек. Другие шедевры этого времени включают мечеть Вазир Хана , мечеть Дай Анга , гробницу Дай Анги , сады Шалимар и Шахи Хаммам в Лахоре . [19] [20] Мечеть Шах Джахан в Татте отражает сильное персидское влияние. [21]

Мечеть Бадшахи в Лахоре была построена во время правления Аурангзеба в 1673 году. Она построена из красного песчаника с тремя мраморными куполами и очень похожа на Джама Масджид в Дели . Она остается одной из крупнейших мечетей в мире . [22]

Региональная архитектура

[ редактировать ]

Архитектура Синда

[ редактировать ]
Памятник синдхи в Чауханди

Архитектура провинции Синд находится под сильным влиянием соседних регионов Гуджарата и Пенджаба , а также более широкой индо-исламской архитектуры . Некрополь в Макли представляет собой хороший пример синдхской архитектуры. Его архитектура крупнейших памятников синтезирует влияние мусульман, индуистов, персов, Великих Моголов и Гуджарати. [23] в стиле Нижнего Синда, который стал известен как стиль Чауханди , названный в честь гробниц Чауханди недалеко от Карачи . Стиль Чауканди стал включать в себя плиты песчаника, на которых каменщики тщательно вырезали замысловатые и изысканные узоры. [24]

Форт Раникот в Синде

К 15 веку гробницы стали украшать украшенными розетками и круглыми узорами. Затем появились более сложные узоры и арабская каллиграфия с биографическими данными погребенного тела. Более крупные памятники более поздних периодов включали коридоры и некоторые конструкции, вдохновленные космологией. [24] Пирамидальные сооружения 16 века характеризуются использованием минаретов, увенчанных цветочными мотивами, в стиле, уникальном для гробниц тюркской династии Траханов . Постройки 17 века на Лейло Шейх части кладбища напоминающие джайнские храмы. представляют собой большие гробницы, издалека [24] с заметным влиянием соседнего региона Гуджарат .

В некоторых из более крупных гробниц вырезаны изображения животных, воинов и оружия – практика, необычная для мусульманских погребальных памятников. Более поздние гробницы на этом месте иногда полностью построены из кирпича, а есть только плита из песчаника. [25] Крупнейшие сооружения в наиболее типичном стиле Чауханди имеют куполообразные навесы из желтого песчаника, оштукатуренные белым цветом, с деревянными дверными проемами в стиле, отражающем влияние Центральной Азии и Персии. Размер купола обозначал известность похороненного человека, а нижняя сторона была украшена резными цветочными узорами. [24] На нижней стороне некоторых навесов изображены цветы лотоса — символ, обычно ассоциируемый с индуизмом. [26]

Они также украшены обширной синей плиткой, типичной для Синда. [24] Использование погребальных павильонов в конечном итоге распространилось за пределы нижнего Синда и повлияло на погребальную архитектуру в соседнем Гуджарате. [27] Гробницы Чауханди украшены геометрическими узорами и мотивами, включая фигуральные изображения, такие как конные всадники, сцены охоты, оружие и украшения.

Помимо гробниц, форты Раникот и Кот-Диджи также являются хорошим примером архитектуры синдхи.

Архитектура Мултана

[ редактировать ]
Могила шаха Рукн-э-Алама Мултана

Особый стиль архитектуры Мултани начал укореняться в 14 веке с созданием погребальных памятников. [28] и характеризуется большими кирпичными стенами, укрепленными деревянными анкерами, с наклонной внутрь крышей. [28] Погребальная архитектура отражена и в жилых кварталах города, заимствовавших архитектурные и декоративные элементы из мавзолея Мултана. [28]

Несмотря на то, что находится в Пенджабе , на его архитектуру город Мултан больше влияет архитектура соседней провинции Синд . Обычно это выражается в виде мавзолеев суфийских святых.

Раджпутская архитектура

[ редактировать ]
Форт Деравер в Чолистане, образец раджпутской архитектуры.

В архитектуре раджпутов широко используются Джалис , Чатрис и Джарокхас . Все эти особенности также повлияли на архитектуру Великих Моголов . Форты Деравар и Умеркот были построены кланами раджпутов в средневековую эпоху и являются примерами ранней раджпутской архитектуры.

Сикхская архитектура

[ редактировать ]
Гурдвара Джанам Астан в Нанкана Сахиб , Пакистан , посвящен месту, где, как полагают, родился Гуру Нанак. Он был восстановлен правительством Пакистана.

Сикхская архитектура — это стиль архитектуры, который был разработан во времена Сикхской империи в 18 и 19 веках в регионе Пенджаб. Названная в честь сикхизма , религии, родной для Пенджаба, сикхская архитектура находится под сильным влиянием архитектуры Великих Моголов и исламских стилей. Луковичный купол, фрески, инкрустация и арки из нескольких фольг созданы под влиянием Великих Моголов, особенно периода Шах-Джахана , тогда как чаттри , эркерные окна, карнизы, поддерживаемые кронштейнами на струнном ряду, и орнаментированные фризы являются производными. из элементов раджпутской архитектуры.

Одним из наиболее известных примеров сикхской архитектуры является самадхи Ранджита Сингха , построенное в 1839 году. Здание имеет позолоченные рифленые купола и купола , а также богато украшенную балюстраду вокруг верхней части здания. Купол украшен узорами на капюшоне наги (змеи) — изделия индуистских мастеров, работавших над проектом. [29] Деревянные панели на потолке украшены витражами, а стены богато украшены цветочным орнаментом. Потолки украшены стеклянной мозаикой.

Гурдвара Дера Сахиб и Гурдвара Панджа Сахиб — другие яркие примеры.

Индо-сарацинская архитектура

[ редактировать ]

Во время британского правления европейские архитектурные стили, такие как барокко , готика и неоклассицизм, стали более преобладающими. Фрер -холл , собор Святого Патрика и часовая башня Меревезер в Карачи , а также неоклассический Монтгомери-холл в Лахоре Примерами могут служить .

Новый стиль архитектуры, известный как стиль индо-сарацинского возрождения , развился из смеси европейских и индо-исламских компонентов. Среди наиболее выдающихся работ можно увидеть в городах Карачи ( Дворец Мохатта , Здание столичной корпорации Карачи ), в Пешаваре ( Университет исламского колледжа ) и Лахоре ( Музей Лахора , Университет Пенджаба и Медицинский университет короля Эдуарда ).

Пост-независимость

[ редактировать ]

После обретения независимости архитектура Пакистана представляет собой смесь исторического исламского и различных современных стилей.

Это отражается, особенно в современных структурах. Кроме того, здания монументального значения, такие как Минар-и-Пакистан в Лахоре или мавзолей, построенный из белого мрамора, известный как Мазари-Куэйд в честь основателя государства, выражали уверенность в себе зарождающегося государства.

Город Исламабад был спроектирован греческим архитектором Константиносом Апостолу Доксиадисом и завершен в 1966 году. Мечеть Фейсал в Исламабаде, одна из крупнейших мечетей в мире , является одним из лучших образцов современной исламской архитектуры. Он был спроектирован Ведатом Далокаем и построен между 1976 и 1986 годами.

Национальный памятник в Исламабаде, построенный в 2007 году, имеет форму цветущего цветка. Четыре основных лепестка памятника представляют четыре провинции Белуджистан , Хайбер-Пахтунхва , Пенджаб и Синд , а три меньших лепестка представляют три территории Гилгит-Балтистан , Азад Кашмир и территории племен . [а]

Небоскребы, построенные в международном стиле, становятся все более распространенными в городах.

Объекты всемирного наследия

[ редактировать ]

В настоящее время в Пакистане шесть объектов, внесенных в список ЮНЕСКО Всемирного наследия :

Индо-сарацинский

[ редактировать ]

Пост-независимость

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Территории племен были объединены в Хайбер-Пахтунхву в 2018 году.
  1. ^ Jump up to: а б Гуисепи, Р.А. Долина Инда и генезис южноазиатской цивилизации [узурпировал] . Проверено 6 февраля 2008 г.
  2. ^ Мейстер, MW (1997). Храмы Гандхара-Нагара Соляного хребта и Инда. Кала , Журнал Конгресса истории индийского искусства. Том 4 (1997–98), стр. 45–52.
  3. ^ Мейстер, MW (1996). Храмы вдоль реки Инд. Архивировано 27 мая 2006 г. в Wayback Machine . Экспедиция , журнал Пенсильванского университета Музея археологии и антропологии . Том 38, Выпуск 3. С. 41-54.
  4. ^ «Археологические руины Мохенджодаро» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
  5. ^ «Археологический памятник Хараппы» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
  6. ^ «Таксила» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
  7. ^ «Буддийские руины Тахт-и-Бахи и руины соседнего города в Сахр-и-Бахлоле» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
  8. ^ Jump up to: а б Халид, Лайба (январь 2015 г.). «Храмы Катас Радж» (PDF) . Исследуйте сельскую Индию . Том. 3, нет. 1. Индийский фонд сельского наследия и развития. стр. 55–57. Архивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2016 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
  9. ^ Сах, Кришна Кумар (2016). Дева Бхуми: Обитель богов в Индии . КнигаBaby. п. 79. ИСБН  9780990631491 . Проверено 15 сентября 2017 г.
  10. ^ Справочник округа Атток, 1930 год, Часть 1 . Публикации Санг-э-Мил. 1932. ISBN  9789693514131 . Проверено 21 сентября 2017 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Предварительные списки» . ЮНЕСКО . Проверено 16 сентября 2017 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Форт Рохтас» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
  13. ^ «Гробница Шаха Рукн-э-Алама» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  14. ^ «Исторические памятники Макли, Татта» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  15. ^ «Гробницы Чауханди, Карачи» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 декабря 2018 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и «Форт и сады Шаламар в Лахоре» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Гробницы Джахангира, Асиф-хана и Акбари Сарая, Лахор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  18. ^ Саймон Росс Валентайн. «Ислам и Ахмадийский Джамаат: история, вера, практика», издательство Hurst, 2008 г. ISBN   1850659168 стр. 63
  19. ^ «Мечеть Вазир Хана – Google Arts & Culture» . Google Культурный институт . Проверено 14 декабря 2018 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Мечеть Вазир-хана, Лахор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 2 августа 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  21. ^ «Мечеть Шах-Джахана, Татта» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Мечеть Бадшахи, Лахор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 декабря 2018 г.
  23. ^ «Исторические памятники Макли, Татта» . ЮНЕСКО . Проверено 17 июля 2017 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д и Малик, Ифтихар (2006). Культура и обычаи Пакистана . Издательская группа Гринвуд. ISBN  978-0313331268 . Проверено 17 июля 2017 г.
  25. ^ «Хилл Макли» . АрхНет . Траст Ага Хана по культуре и Массачусетский технологический институт (MIT) . Проверено 17 июля 2017 г.
  26. ^ Куреши, Урудж (8 августа 2014 г.). «В Пакистане впечатляющие гробницы, которые мало кто видел» . Би-би-си Трэвел . Проверено 17 июля 2017 г.
  27. ^ Хасан, Шейх Хуршид (2001). Исламское архитектурное наследие Пакистана: погребальная мемориальная архитектура . Королевская книжная компания. ISBN  978-9694072623 . Проверено 17 июля 2017 г.
  28. ^ Jump up to: а б с Бигнами, Даниэле Фабрицио; Дель Бо, Адальберто (2014). Устойчивое социальное, экономическое и экологическое возрождение в городе Мултан: многопрофильный итальянско-пакистанский проект . Springer Science & Business Media. ISBN  9783319021171 .
  29. ^ Самадхи Ранджита Сингха - зрелище религиозной гармонии, Пакистан сегодня. 16 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА, НАДИМ ДАР

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мумтаз, Камил Хан. Архитектура в Пакистане, Сингапуре: Concept Media Pte Ltd, 1985.
  • Маурицио, Таддеи и Де Марко, Джузеппе. «Хронология храмов в Соляном хребте, Пакистан». Южноазиатская археология . Рим: Итальянский институт Африки и Востока, 2000.
  • «Пересечение линий, архитектура в ранней исламской Южной Азии». Антропология и эстетика 43 (2003)
  • «Малот и самобытность Пенджаба». Пенджабский журнал археологии и истории 1 (1997)
  • «Паттан Мунара: Минар или Мандир?». Хари Смирити: Исследования в области искусства, археологии и индологии, статьи, представленные памяти доктора Х. Саркара , Нью-Дели: Kaveri Books, 2006.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20541a1c4b007a0855e3d5b9a449c95d__1719775080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/5d/20541a1c4b007a0855e3d5b9a449c95d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pakistani architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)