Культура Пакистана

Часть серии о |
Культура Пакистана |
---|
![]() |
Традиции |
фольклор |
Спорт |
Культура Пакистана ( урду : پاکستانی ثقافت Pākistāni S̱aqāfat ) основана на индо-персидской культурной матрице, которая составляет основу мусульманской идентичности Южной Азии. [1] Регион сформировал самостоятельную культурную единицу в рамках главного культурного комплекса Южной Азии , Ближнего Востока и Центральной Азии . [2] [3] существуют различия в культуре Между различными этническими группами в таких вопросах, как одежда, еда и религия, особенно там, где доисламские обычаи отличаются от исламских обычаев.
Существование Пакистана как исламского государства с 1956 года привело к широкомасштабному внедрению ислама в большинство аспектов пакистанской культуры и повседневной жизни, что соответствующим образом повлияло на исторические ценности и традиции населения, большинство населения которого составляют мусульмане . На браки и другие важные события в значительной степени влияют региональные различия в культуре, но в целом они следуют исламской юриспруденции , где это необходимо. [ нужна ссылка ]
Гражданское общество в Пакистане в значительной степени иерархично, в нем особое внимание уделяется местному культурному этикету и традиционным исламским ценностям, которые определяют личную и политическую жизнь. Основной ячейкой семьи является расширенная семья , [4] хотя по социально-экономическим причинам наблюдается растущая тенденция к созданию нуклеарных семей . [5] Традиционной одеждой как мужчин, так и женщин является шальвар камиз ; Брюки, джинсы и рубашки также популярны среди мужчин. [6] За последние десятилетия средний класс увеличился примерно до 35 миллионов, а верхний и верхний средний классы - примерно до 17 миллионов, а власть переходит от сельских землевладельцев к урбанизированным элитам. [7] Пакистанские фестивали, в том числе Ид-уль-Фитр , Ид-уль-Ажа , Рамазан , Рождество , Пасха , Холи и Дивали , в основном имеют религиозное происхождение. [4] Рост глобализации привел к тому, что Пакистан занял 56-е место в AT Kearney /FP индексе глобализации . [8]
Литература
[ редактировать ]
В Пакистане есть литература на урду , синдхи , пенджаби , пушту , белуджи , персидском , английском и многих других языках. [9] Пакистанская академия литературы — это крупное литературное сообщество, которое продвигает литературу и поэзию в Пакистане и за рубежом. [10] Национальная библиотека издает и продвигает литературу в стране. До 19 века пакистанская литература состояла в основном из лирической и религиозной поэзии, а также мистических и фольклорных произведений. В колониальный период местные литературные деятели находились под влиянием западного литературного реализма и использовали все более разнообразные темы и формы повествования. Художественная проза сейчас очень популярна. [11] [12]
Национальный поэт Пакистана Мухаммад Икбал писал стихи на урду и персидском языке . Он был решительным сторонником политического и духовного возрождения исламской цивилизации и призывал мусульман всего мира совершить успешную революцию (в отношении свободы от индуистов). [13] Среди известных деятелей современной пакистанской литературы на урду — Джош Малихабади Фаиз Ахмед Фаиз и Саадат Хасан Манто . Садекейн и Галджи известны своей каллиграфией и живописью. [12] суфийские поэты Шах Абдул Латиф , Булле Шах , Миан Мухаммад Бахш , Хаваджа Фарид . Значительной популярностью в Пакистане пользуются [14] Мирзу Калич Бега называют отцом современной синдхской прозы. [15] Исторически в философском развитии страны доминировали Мухаммад Икбал , сэр Сайед Ахмад Хан , Мухаммад Асад , Маудуди и Мохаммад Али Джохар . [16]
Идеи британской и американской философии во многом повлияли на развитие философии в Пакистане. Такие аналитики, как М.М. Шариф и Зафар Хасан, основали первое крупное пакистанское философское движение в 1947 году. [ нужны разъяснения ] [17] После войны 1971 года такие философы, как Джалалудин Абдур Рахим , Джанчандани и Малик Халид, включили марксизм в философское мышление Пакистана. Влиятельные работы Мансура Ахмада , Джауна Элиа , Хасана Аскари Ризви и Абдула Халика выдвинули мейнстримную социальную , политическую и аналитическую философию на передний план в академических кругах. [18] Работы Ноама Хомского оказали влияние на философские идеи в различных областях социальной и политической философии. [19]
Исполнительское искусство
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]
Пакистанская музыка варьируется от разнообразных форм провинциальной народной музыки и традиционных стилей, таких как Каввали и Газаль Гаяки, до современных музыкальных форм, сочетающих в себе традиционную и западную музыку. [20] В Пакистане много известных исполнителей народной музыки. Прибытие афганских беженцев в западные провинции стимулировало интерес к музыке пушту, хотя в некоторых местах к ней наблюдалась нетерпимость. [21]
Танцы
[ редактировать ]В Пакистане есть различные региональные танцы, в том числе:
панджаби
[ редактировать ]- Лудди - народный танец Потохари, в основном исполняемый на свадьбах.
- Дахамал - пенджабский народный танец (танец основан на суфийских трансовых танцах под трансовый барабанный бой).
- Бхангра – пенджабский народный танец.
- Джумар – Сарайки. народный танец
Белуджи
[ редактировать ]- Чаап - народный танец белуджей, исполняемый на свадьбах.
пуштун
[ редактировать ]- Аттан – народный танец пуштунских племен Пакистана, включающий уникальные стили Кветты и Вазиристана.
- Танец Хаттак - Танец с мечами племени Хаттак в Хайбер-Пахтунхве.
Синдхи
[ редактировать ]
- Джамало – танец синдхи .
- Джумир : свадебный танец.
- Дхамал : исполняется суфийскими преданными-синдами в суфийских святынях. Основное представление проводят суфийские дервиши, которые носят длинные джамы, специальные кольца, ожерелья и топи или тюрбан синдхи-факири.
Драма и театр
[ редактировать ]Они очень похожи на театральные постановки. Их исполняют известные актеры и актрисы индустрии Лолливуда . Драмы и пьесы часто затрагивают темы повседневной жизни , часто с юмористическим оттенком.
Архитектура
[ редактировать ]

В пакистанской архитектуре выделяются четыре периода: доисламский , исламский , колониальный и постколониальный . С зарождением цивилизации Инда примерно в середине III тысячелетия до н.э. [23] впервые в регионе возникла развитая городская культура с большими зданиями, некоторые из которых сохранились до наших дней. [24] Мохенджо-Даро , Хараппа и Кот-Диджи входят в число доисламских поселений, которые сейчас являются туристическими достопримечательностями. [ нужна ссылка ] Возникновение буддизма и влияние греческой цивилизации привели к развитию греко-буддийского стиля. [25] начиная с I века н.э. Высшим достижением этой эпохи стал стиль Гандхара . Образцом буддийской архитектуры являются руины буддийского монастыря Тахт-и-Бахи в провинции Хайбер-Пахтунхва. [26]
Приход ислама на территорию нынешнего Пакистана означал внезапный конец буддийской архитектуры в этом районе и плавный переход к преимущественно безобразной исламской архитектуре . Самым важным в индо-исламском сохранившимся зданием стиле является гробница Шаха Рукн-и-Алама в Мултане. В эпоху Великих Моголов элементы дизайна персидско-исламской архитектуры сливались с игривыми формами хиндустанского искусства и часто создавали игривые формы. Лахор, являвшийся случайной резиденцией правителей Великих Моголов, содержит множество важных зданий империи. Наиболее выдающимися среди них являются мечеть Бадшахи , крепость Лахора со знаменитыми воротами Аламгири , красочная Великих Моголов в стиле мечеть Вазир Хана , [27] в Сады Шалимар Лахоре и мечеть Шахджахан в Татте .
В британский колониальный период преимущественно функциональные здания индоевропейского репрезентативного стиля развивались из смеси европейских и индийско-исламских компонентов. Постколониальная национальная идентичность выражается в современных структурах, таких как мечеть Фейсал , Минар-э-Пакистан и Мазари-Куэйд . Несколько примеров архитектурной инфраструктуры, демонстрирующей влияние британского дизайна, можно найти в Лахоре , Пешаваре и Карачи . [28]
Отдых и спорт
[ редактировать ]Большинство видов спорта, которыми занимаются в Пакистане, зародились и получили существенное развитие благодаря спортсменам и любителям спорта из Соединенного Королевства, которые представили их во времена британского владычества . Хоккей на траве - национальный вид спорта Пакистана; он выиграл три золотые медали на Олимпийских играх, состоявшихся в 1960 , 1968 и 1984 годах . [29] выигрывал чемпионат мира по хоккею Пакистан также четыре раза : в 1971 , 1978 , 1982 и 1994 годах . [30]

Крикет , однако, является самой популярной игрой по всей стране. [31] На протяжении многих лет страна добилась множества успехов в этом виде спорта и добилась выдающихся достижений, выиграв все крупные международные турниры ICC по крикету: Кубок мира ICC по крикету , ICC World Twenty20 и ICC Champions Trophy ; а также чемпионат ICC Test Championship . [32] Команда по крикету (известная как Шахин ) выиграла чемпионат мира по крикету, состоявшийся в 1992 году ; , он занял второе место однажды, в 1999 году . Пакистан занял второе место на первом турнире World Twenty20 (2007) в Южной Африке и выиграл World Twenty20 в Англии в 2009 году. В марте 2009 года боевики напали на гастролирующую команду Шри-Ланки по крикету . [33] после чего в Пакистане не играли в международный крикет до мая 2015 года, когда сборная Зимбабве согласилась на турне . Пакистан также выиграл Трофей чемпионов ICC 2017 года главного соперника Индию , победив в финале .
Суперлига Пакистана — одна из крупнейших лиг мира по крикету, стоимость бренда которой составляет около рупий. 32,26 миллиарда (110 миллионов долларов США). [34]
Ассоциативный футбол является вторым по популярности видом спорта в Пакистане, его организует и регулирует Федерация футбола Пакистана . [35] Футбол в Пакистане так же стар, как и сама страна. Вскоре после создания Пакистана в 1947 году была создана Федерация футбола Пакистана (ПФФ), и Мухаммед Али Джинна стал ее первым главным покровителем. [36] Высшим футбольным дивизионом Пакистана является Премьер-лига Пакистана . [37] Пакистан известен как один из лучших производителей официального мяча чемпионата мира по футболу . [38] Лучшими футболистами, выступающими за Пакистан, являются Калимулла , Зеш Рехман , Мухаммад Эсса , Харун Юсаф и Мухаммад Адиль .
Пакистан принимал или участвовал в проведении нескольких международных спортивных мероприятий: 1989 и Южноазиатских игр 2004 годов ; чемпионаты 1984 , 1993 , 1996 и мира по сквошу 2003 годов ; чемпионат 1987 и мира по крикету 1996 годов ; и чемпионат мира по хоккею 1990 года . Пакистан намерен принять Южноазиатские игры 2024 года . [39]
Есть также некоторые традиционные игры Пакистана , такие как кабадди , которые пользуются популярностью. [40]
Кухня
[ редактировать ]Пакистанская кухня похожа на кухню других регионов Южной Азии, причем некоторые ее части заимствованы из королевских кухонь императоров Великих Моголов 16-го века. [42] Большинство этих блюд имеют корни в британской , индийской , среднеазиатской , бенгальской / бангладешской , ближневосточной и других южноазиатских кухнях . [43] В отличие от ближневосточной кухни, в пакистанской кухне используется большое количество специй, трав и приправ. Чеснок, имбирь , куркума , красный перец чили и гарам масала используются в большинстве блюд, а домашняя кухня регулярно включает карри, роти , тонкие лепешки из пшеницы, которые являются основным продуктом питания и обычно подаются с карри, мясом, овощами и чечевицей. . Рис также распространен; его подают в чистом виде, жареным со специями и в сладких блюдах. [44] [45]
Ласси — традиционный напиток в регионе Пенджаб . Сохан халва — популярная сладость из южной провинции Пенджаб, которую едят по всему Пакистану. [46]
Пакистанская чайная культура
[ редактировать ]Черный чай с молоком и сахаром популярен по всему Пакистану и ежедневно потребляется большей частью населения. [6] [47] Потребление чая в Пакистане, называемого «чай» ( چائے ) на урду , имеет центральное значение для пакистанской культуры. Это один из самых употребляемых напитков пакистанской кухни . Пакистан производит свой собственный чай в ограниченном количестве на Шинкиари фермах ; однако он считается третьим по величине импортером чая в мире. [48] В 2003 году в Пакистане было потреблено 109 000 тонн чая, что поставило его на седьмое место в списке стран-потребителей чая в мире. [48]

- Пакистанский чай похвалил Абхинандан Вартхаман , пилот индийских ВВС , который был сбит пакистанскими ВВС и захвачен пакистанской армией за нарушение воздушного пространства Пакистана во время операции «Быстрая реторта» . На видео, опубликованном ISPR , видно, как командир звена Абхинандан беседует с пакистанскими военными в приятной обстановке и признает, что с ним хорошо обращались, пока он наслаждался пакистанским чаем. Когда его спросили о чае, Абхинандан ответил: « Чай фантастический ». [49] Эта фраза стала крылатой в Пакистане, поскольку клиенты начали использовать ее для заказа чая.
- Название «Три чашки чая бестселлера американского альпиниста и педагога Грега Мортенсона » взято из пословицы «Бельцы» , живущей на севере Пакистана: «В первый раз, когда вы делитесь чаем с жителем Балти , вы чужой. чай, ты - почетный гость. В третий раз, когда ты разделишь чашку чая, ты становишься семьей..." [50]
- Британский документальный фильм «По следам чая» кратко рассказывает о чайной культуре Пакистана.
- Pak Tea House - чайное кафе в Лахоре, известное тем, что его посещают выдающиеся академические интеллектуалы и литераторы всех слоев общества. [51]
Популярные СМИ
[ редактировать ]Частные печатные СМИ , государственная Пакистанская телевизионная корпорация (PTV) и Пакистанская радиовещательная корпорация (PBC) для радио были доминирующими средствами массовой информации до начала 21 века. В настоящее время в Пакистане имеется обширная сеть отечественных частных круглосуточных средств массовой информации и телевизионных каналов . [52] В отчете организации « Репортеры без границ » за 2016 год Пакистан занял 147-е место в Индексе свободы прессы , в то же время названные пакистанские СМИ «одними из самых свободных в Азии, когда дело доходит до освещения ссор между политиками». [53] BBC называет пакистанские СМИ «одними из самых откровенных в Южной Азии». [54] Пакистанские СМИ также сыграли жизненно важную роль в разоблачении коррупции. [55]
Киноиндустрия Лолливуда . , Пенджаби и Пушту базируется в Карачи, Лахоре и Пешаваре Хотя фильмы Болливуда были запрещены в общественных кинотеатрах с 1965 по 2008 год, они остались важной частью популярной культуры. [56] В отличие от слабеющей пакистанской киноиндустрии, драмы и театральные представления, транслируемые на урду, продолжают пользоваться популярностью, поскольку многие развлекательные СМИ регулярно транслируют их. [57] Драмы на урду доминируют в индустрии телевизионных развлечений , где были запущены получившие признание критиков мини-сериалы с участием популярных актеров и актрис. с 1990-х годов [58] В 1960–1970-е годы поп-музыка и дискотека в музыкальной индустрии страны доминировали (1970-е годы). В 1980–1990-х годах появилась британская рок-музыка, которая потрясла индустрию развлечений страны. [59] В 2000-х годах хэви-метал получил признание публики и критиков. [60]
Национальная одежда
[ редактировать ]
Национальная одежда Пакистана — шальвар камиз персидского происхождения , одежда унисекс , широко носимая в Южной Азии . [61] [62] и национальная одежда , [63] Пакистана. Когда женщины носят шалвар-камиз в некоторых регионах, они обычно носят длинный шарф или шаль, называемую дупатта, вокруг головы или шеи. [64] Дупатта также используется как форма скромности: хотя она сделана из нежного материала, она скрывает контуры верхней части тела, перекрывая плечи. Для мусульманских женщин дупатта является менее строгой альтернативой чадре или парандже ( см. хиджаб и пурда ). Помимо национальной одежды, костюмы и галстуки, сшитые на заказ, и это принято в офисах, школах и общественных мероприятиях. мужчины часто носят [65]
Индустрия моды процветает в меняющихся условиях мира моды. С момента возникновения Пакистана его мода менялась на разных этапах и приобрела уникальную индивидуальность. Сегодня пакистанская мода представляет собой сочетание традиционной и современной одежды и стала визитной карточкой пакистанской культуры. Несмотря на современные тенденции, региональные и традиционные формы одежды приобрели свое значение как символ местных традиций. Эта региональная мода продолжает развиваться в более современных и чистых формах. Пакистанский совет дизайна моды, базирующийся в Лахоре, организует Неделю моды PFDC , а Совет моды Пакистана, базирующийся в Карачи, организует Неделю моды Пакистана . Первая неделя моды в Пакистане прошла в ноябре 2009 года. [66]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Премьер-министр Камат (2005). «Индийско-пакистанские отношения» . Промилла и компания, Издательства. п. 196.
- ^ Нилис, Джейсон (2007), «Путешествие в Индию: миграции шаков и кушанов в историческом контексте» , в Шринивасане, Дорис (ред.), На пороге эпохи: искусство в мире до кушаны , Routledge, стр. 55 –94, ISBN 978-90-04-15451-3 Цитата: «Многочисленные проходы через северо-западные границы Индийского субконтинента в современном Пакистане и Афганистане служили путями миграции в Южную Азию с Иранского нагорья и среднеазиатских степей. Доисторические и протоисторические обмены через хребты Гиндукуша , Каракорума и Гималаев демонстрируют более ранние прецеденты маршрутов через высокие горные перевалы и речные долины в более поздние исторические периоды. Типологическое сходство между памятниками северного неолита в Кашмире и Свате и памятниками на Тибетском нагорье и северном Китае показывает, что «горные цепи часто объединяли, а не изолировали народы». Связи между торговым постом Шортугай в Бадахшане (северо-восточный Афганистан) и нижней долиной Инда свидетельствуют о наличии торговых сетей на большие расстояния и «полиморфных отношений» на территории Гиндукуша примерно до 1800 г. до н. э. Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (BMAC) возможно, служил «фильтром» для внедрения индоиранских языков. на северо-запад Индийского субконтинента, хотя маршруты и хронология остаются гипотетическими. (стр. 55)»
- ^ Маршалл, Джон (2013) [1960], Путеводитель по Таксиле , Cambridge University Press, стр. 1–, ISBN 978-1-107-61544-1 Цитата: «Здесь также в древние времена было место встречи трех великих торговых путей: один из Индостана и Восточной Индии, который должен был стать «царской дорогой», описанной Мегасфеном как идущей от Паталипутры на север. к западу от империи Маурьев ; второй — из Западной Азии через Бактрию , Каписи и Пушкалавати и так через Инд от Охинда до Таксилы, а третий — из Кашмира и Средней Азии через долину Сринагар и Барамулу до Мансехры и так вниз по Харипуру; Эти три торговых пути, по которым проходила основная часть сухопутных перевозок между Индией и Центральной и Западной Азией, сыграли важнейшую роль в истории Таксилы (стр. 1).
- ^ Jump up to: а б «Пакистан – язык, религия, культура, обычаи и этикет» . Квинт Эссенциал. Архивировано из оригинала 23 марта 2009 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Анвар Алам (2008). «Факторы и последствия нуклеаризации семьи в Хаятабаде, фаза-II, Пешавар» (PDF) . Сархад Дж. Агрик . 24 (3) . Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Сарина Сингх; Линдси Броу; Пол Кламмер; Родни Кокс; Джон Мок (2008). Пакистан и Каракорумское шоссе . Одинокая планета. стр. 60, 128, 376. ISBN. 978-1-74104-542-0 .
- ^ Хусейн, Ирфан (17 апреля 2010 г.). «Возвышение Мехрана» . Рассвет . Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 года . Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ «Индекс глобализации журнала AT Kearney/Foreign Policy Magazine за 2006 год» (PDF) . АТ Кирни. Ноябрь – декабрь 2006 г. с. 4 . Проверено 1 января 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Радхика Моханрам, изд. (1996). Английская постколониальность: литературы со всего мира . Гита Раджан. Издательская группа Гринвуд. стр. 107–112. ISBN 978-0-313-28854-8 .
- ^ «Пакистанская академия литературы» . pal.gov.pk. Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Камран, Гилани. «Пакистанская литература-3-роман» . www.the-south-asian.com . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Имтиаз, Хума (26 сентября 2010 г.). «Гранта: глобальный охват пакистанской литературы» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Аннемари Шиммель (15 декабря 2004 г.). «Икбал, Мухаммад» . Энциклопедия Ираника . Проверено 1 января 2012 г. - Шафик, Надим. «Всемирное признание Алламы Икбала» (PDF) . Журнал исследований факультета языков и исламских исследований . Университет Бахауддина Закария. стр. 47–49. Архивировано из оригинала (PDF) 18 января 2012 года . Проверено 1 января 2012 г. - Академия Икбала (26 мая 2006 г.). «Аллама Икбал - Биография» (PHP) . Проверено 7 января 2011 г.
- ^ Мухаммад Захид Рифат (3 октября 2011 г.). «Отдание дани уважения популярным суфийским поэтам» . Нация . Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ Четан Карнани (2003). Л. Х. Аджвани . Академия Сахитья. п. 50. ISBN 978-81-260-1664-8 .
- ^ Джавед, Кази. Философская область Пакистана (Pakistan Main Phalsapiana Rojhanat) (на урду). Карачи: Издательство Университета Карачи, 1999.
- ^ Ричард В. ДеСемет; и др. «Философская деятельность в Пакистане: 1947–1961» . Работа опубликована Пакистанским философским конгрессом . Работа опубликована Пакистанским философским конгрессом. Архивировано из оригинала 9 мая 2013 года . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ Ахмад, Наим, изд. (1998). Философия в Пакистане . Вашингтон, округ Колумбия: Совет по исследованию ценностей и философии. ISBN 978-1-56518-108-3 .
- ^ Маллик, Айяз (7 мая 2013 г.). «Эксклюзивное интервью с Ноамом Хомским о выборах в Пакистане» . Избирательные ячейки Dawn News. Избирательные ячейки Dawn News . Проверено 21 февраля 2015 г. - Худбхой, Первез. «Ноам Хомский берет интервью у Первеза Худбхоя» . Архив ПТВ. Архивировано из оригинала 16 сентября 2014 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Амит Баруа; Р. Падманабхан (6 сентября 1997 г.). «Притихший голос» . Линия фронта . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 30 июня 2011 г.
- ^ Тохид, Овайс (7 июня 2005 г.). «Музыка успокаивает экстремизм вдоль неспокойной афганской границы» . Христианский научный монитор . Проверено 20 января 2012 г.
- ^ «Суфии Индии и Пакистана» . История ислама . 22 декабря 2009 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ Дехеджия, Видья. «Южноазиатское искусство и культура» . Метрополитен-музей . Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ «Долина Инда и генезис южноазиатской цивилизации» . Всемирная история . Архивировано из оригинала 10 июня 2012 года . Проверено 6 февраля 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Майти, Сачиндра Кумар (1983). Культурное наследие Древней Индии . Публикации Абхинава. ISBN 978-0-391-02809-8 .
- ^ «Оценка Тахт Бхаи Консультативным органом ЮНЕСКО» (PDF) . Международный совет по памятникам и достопримечательностям. 29 декабря 1979 г. стр. 1–2 . Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ Валентин, Саймон Росс (2008). Ислам и Ахмадийский Джамаат: история, вера, практика . Херст и компания. ISBN 978-1-85065-916-7 .
- ^ Камил Хан Мумтаз (1985). Архитектура Пакистана . Concept Media Pte Ltd., стр. 32, 51, 160. ISBN. 978-9971-84-141-6 .
- ^ Билл Мэллон; Йерун Хейманс (2011). Исторический словарь олимпийского движения (4-е исправленное изд.). Пугало. п. 291. ИСБН 978-0-8108-7249-3 .
- ^ В.В.Суббурадж (30 августа 2004 г.). Основные факты общего знания . Колледж соревнований Суры. п. 771. ИСБН 978-81-7254-234-4 .
- ^ Хан, Саад (15 марта 2010 г.). «Смерть спорта в Пакистане» . Хаффингтон Пост . Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ «Дэвид Ричардсон дарит Мисбах-уль-Хаку булаву тестового чемпионата ICC» . Проверено 8 сентября 2018 г. - «Окончательная статистика CT17: Пакистан стал четвертой командой, выигравшей все три короны ICC» . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ «Будущее пакистанского крикета под вопросом» . Новости Би-би-си . 4 марта 2009 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ «Стоимость бренда PSL составляет 230 миллионов долларов или 32,258 миллиарда рупий» . Новости Интернешнл . 13 февраля 2019 года . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Ахсан, Али (23 декабря 2010 г.). «История футбола в Пакистане. Часть I» . Рассвет . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Варайх, Омар (11 февраля 2014 г.). «Там, где делают футбол» . Дальний пост . Спортивный иллюстрированный. Архивировано из оригинала 12 февраля 2014 года . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ «ПФФ утвердил еще две команды в Премьер-лиге» . Нация . 12 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 года . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ «Футбольные мячи, произведенные в Пакистане, будут использоваться на чемпионате мира по футболу 2018 года» . «Экспресс Трибьюн» . 28 января 2018г. - Ахсан, Али (23 декабря 2010 г.). «История футбола в Пакистане. Часть III» .
- ^ Сафи, Алам Зеб (13 февраля 2022 г.). «Несовершенная подготовка | Спорт | thenews.com.pk» . Новости в воскресенье . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ «Спорт в Пакистане» . www.topendsports.com . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ «Порт-Гранд – туры и билеты на 2021 год | Все, что вам нужно знать перед поездкой (с фотографиями) – Карачи, Пакистан» . Tripadvisor .
- ^ Гудвин, Уильям (2002). Пакистан . Книги Люцента. п. 79. ИСБН 978-1-59018-218-5 .
Пакистанская еда похожа на еду северной Индии, но с некоторым влиянием Ближнего Востока, полученным на протяжении веков из других мусульманских культур.
- ^ Ли, Джонатан ХХ; Надо, Кэтлин М. (2011). Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора . АВС-КЛИО. п. 973 . ISBN 978-0-313-35066-5 .
Пакистанская кухня — сочетание среднеазиатских, ближневосточных, персидских и индийских традиций — известна своей пряностью, богатством ароматов и вкусов.
- ^ Ясмин Ниаз Мохиуддин (2006). Пакистан: справочник по глобальным исследованиям . АВС-КЛИО. стр. 3, 317, 323–324. ISBN 978-1-85109-801-9 .
- ^ Кэтлин В. Деди (2001). Страны мира: Пакистан . Капстоун Пресс. стр. 13–15. ISBN 978-0-7368-0815-6 . - Американское гериатрическое общество. Этногериатрический комитет (2006). Дверные мысли: межкультурная медицинская помощь пожилым людям . Джонс и Бартлетт Обучение. стр. 119–120. ISBN 978-0-7637-4355-0 .
- ^ «Сохан Халва – подарок города святых» . Рассвет . 16 декабря 2013 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Тарла Далал (2007). Пенджаби Хана . Санджай и Ко. п. 8. ISBN 978-81-89491-54-3 .
- ^ Jump up to: а б «Комитет по сырьевым проблемам: исследования чайного рынка Египта, Исламской Республики Иран, Пакистана и Турции» . Фао.орг. 22 июля 2005 г. Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Командир звена Абхинандан говорит, что пакистанская армия относилась к нему с уважением» . Рассвет . 16 марта 2020 г. Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Три чашки чая: миссия одного человека по содействию миру, одна школа за раз, Грег Мортенсон и Дэвид Оливер Релин, Penguin Books, Нью-Йорк, 2006, стр. 150.
- ^ «Наваз вновь открывает чайный дом Пак в Лахоре» . Рассвет . 8 марта 2013 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ «СМИ в Пакистане» (PDF) . Международная медиа-поддержка. Июль 2009. стр. 14–16, 21 . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Пакистанские СМИ подвергаются нападкам со всех сторон, - говорится в сообщении» . «Экспресс Трибьюн» . 20 апреля 2016 г. Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ «Профиль Пакистана – СМИ» . Новости Би-би-си . 2 марта 2017 года . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ «Между радикализацией и демократизацией в разворачивающемся конфликте: СМИ в Пакистане» (PDF) . Международная медиа-поддержка. Июль 2009 года . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Рандхава, Насим (11 октября 2011 г.). «Болливудские фильмы могут быть запрещены в Пакистане» . Yahoo! Новости . Проверено 31 октября 2011 г. - «Пакистан покажет болливудский фильм» . Новости Би-би-си . 23 января 2006 года . Проверено 13 февраля 2008 г.
- ^ Шейх, Наиля (21 января 2015 г.). «Развивающийся мир пакистанских драм укрепляет отношения с Индией» . Коричневая девочка. Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Пакистанские драмы способствуют развитию индийского телевидения» . Ежедневные Таймс . 25 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Парача, Надим Ф. (28 марта 2013 г.). «Времена жизненно важных знаков» . Рассвет . Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ Реза Сая (12 апреля 2012 г.). «Андеграундные музыканты стремятся изменить имидж Пакистана» . CNN Пакистан . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Марсден, Магнус (2005). Живой ислам: мусульманский религиозный опыт на северо-западной границе Пакистана . Издательство Кембриджского университета. п. 37. ИСБН 978-1-139-44837-6 .
Деревенские мужчины и мальчики в основном одеваются в мрачные цвета, в свободные брюки и длинные рубашки (шалвар камиз), которые носят по всему Пакистану. Мужчины старшего возраста часто носят шерстяные кепки Читрали (пакол), жилеты и длинные пальто (чуга), сшитые портными Читрали (дарзи), чье мастерство известно во всем Пакистане.
- ^ Хейнс, Чад (2013), Нация, территория и глобализация в Пакистане: пересекая границы , Routledge, стр. 162, ИСБН 978-1-136-44997-0 .
Шальвар-камиз носят практически все в Пакистане, в том числе во всем Гилгит-Балтистане
- ^ Озьегин, Гюль (2016). Гендер и сексуальность в мусульманских культурах . Рутледж. п. 222. ИСБН 978-1-317-13051-2 .
Общим во всех случаях является ношение шальвара, камеза и дупатты, национальной одежды Пакистана.
- ^ Райт, Сатвант Каур (14 апреля 2005 г.). Сикхские женщины в Англии: религиозные, социальные и культурные убеждения . Трент и Стерлинг: Книга Трентэма. п. 68. ИСБН 978-1-85856-353-4 .
- ^ Кернер, Стефани; Рассел, Ян (2010). Беспокойное прошлое: общество риска, живое культурное наследие, перепроектирование рефлексивности . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 382. ИСБН 978-0-7546-7548-8 .
- ^ Лейби, Мишель Ланжевин (25 апреля 2012 г.). «В Пакистане недели моды процветают за пределами мировых столиц моды» . Вашингтон Пост . Проверено 20 апреля 2013 г.