Феминизм в Пакистане
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2018 г. ) |
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Феминизм в Пакистане относится к набору движений, целью которых является определение, установление и защита прав женщин в Пакистане. Это может включать стремление к равным политическим, экономическим и социальным правам наряду с равными возможностями. [1] [2] [3] Эти движения исторически формировались в ответ на национальную и глобальную реконфигурацию власти, включая колониализм , национализм , исламизацию , диктатуру , демократию и войну с террором . [4] [5] [6] Отношения между женским движением и пакистанским государством претерпели значительные изменения: от взаимного согласия к конфронтации и конфликту.
Фон
[ редактировать ]Пакистан занимает третье место – 151 из 153 – в Индексе гендерного паритета Всемирного экономического форума (ВЭФ). [7] Грамотность женщин в Пакистане настолько низка, что более пяти миллионов девочек начального школьного возраста не ходят в школу. По данным ЮНИСЕФ , 18 процентов пакистанских девушек выходят замуж до достижения 18 лет. [8] Распространенность и количество насильственных обращений в другую веру и браков трудно точно оценить из-за недостатков отчетности и сложного характера преступления. Таким образом, оценки варьируются от 100 до 700 жертв христианских девочек в год. По самым скромным оценкам, число жертв среди индуистской общины составляет 300 человек в год. [9] Преодоление гендерного разрыва может повысить ВВП Пакистана на 30 процентов, говорится МВФ . в программе помощи Пакистану [10]
По словам Зои Рехман, образ пакистанской женщины был конструкцией пакистанского государства с момента его создания. Она утверждает, что пакистанские женщины должны охранять свою сексуальность, находятся под контролем и даже могут быть убиты в рамках убийств чести , если они не соответствуют культурным ожиданиям. [11] По словам Афии С. Зии, эта культурная ортодоксальность создается и спонсируется государством, правительством и его агентством ISPR как пропаганда, созданная для того, чтобы влиять на общественность заранее выбранным способом и подвергать цензуре то, что она считает неподходящим. Государство, утверждает она, не ограничивается контролем национальной идеологии, а вмешивается в общественную и частную жизнь, чтобы решить, что является законным и допустимым в качестве «пакистанской культуры», а что нет. [12]
После обретения независимости женщины Пакистана продолжали выступать за расширение политических прав и возможностей женщин посредством правовых реформ. Они мобилизовали поддержку, что привело к принятию Мусульманского личного закона шариата в 1948 году, который признал право женщины наследовать все формы собственности. Была попытка добиться от правительства включения Хартии прав женщин в конституцию 1956 года, но она не увенчалась успехом. Постановление о мусульманских семейных законах 1961 года, касающееся брака и развода, самая важная социально-правовая реформа, имевшая феминистскую направленность в Пакистане, до сих пор широко рассматривается как расширение прав и возможностей женщин. [13] [14]
Формы феминистского самовыражения в Пакистане
[ редактировать ]По словам Малихи Зии, в Пакистане существуют энергичные женские движения, требующие равенства и недискриминации, однако феминизм в Пакистане является частью всех движений за права женщин, а не наоборот. [15] Зия говорит, что феминизм в Пакистане можно найти в двух формах: светский либеральный феминизм и исламский феминизм . [15] По словам Зии, феминистское движение в Пакистане можно разделить на три этапа: первый примерно в 1947 году, второй в период после Зия и третий после 11 сентября.
Фазы феминизма в Пакистане
[ редактировать ]По словам Аиши Хан, на первом этапе в первые десятилетия после обретения независимости женское руководство было в основном элитным, инвестировало в мусульманский национализм и стремилось ограничить права женщин. [6] Женское гражданское общество впервые вступило в конфронтацию с правительством, когда диктаторская исламизация начала негативно влиять на их права. [6]
Первый этап: 1947–1952 гг.
[ редактировать ]Мусульманские женщины были одними из наиболее пострадавших жертв раздела ; Сообщается, что за этот период было похищено и изнасиловано 75 000 женщин. Вскоре после этого Фатима Джинна сформировала Комитет помощи женщинам, который позже превратился во Всепакистанскую ассоциацию женщин . Позже Джинна основала секретную радиостанцию, а в 1965 году вышла из добровольной политической отставки, чтобы принять участие в президентских выборах против военного диктатора Аюб Хана .
Бегум Рана Лиакат Али Хан помогла беженцам, бежавшим из Индии во время раздела, а также организовала Всепакистанскую женскую ассоциацию в 1949 году. [16] через два года после создания ее страны. Заметив, что в Карачи не так много медсестер, Хан попросил армию обучить женщин делать инъекции и оказывать первую помощь, в результате чего были созданы военизированные формирования для женщин. Сестринское дело также стало карьерой для многих девушек. Она продолжала свою миссию даже после того, как ее муж был убит в 1951 году, и стала первой женщиной-мусульманкой-делегатом в Организации Объединенных Наций в 1952 году.
Второй этап: 1980-е годы.
[ редактировать ]Конец 1970-х годов ознаменовал новую волну политической исламизации во многих странах с мусульманским большинством. В Пакистане пришел к власти военно-диктаторский режим Мухаммада Зия-уль-Хака и положил начало исламизации Пакистана . британской эпохи Эти реформы заменили некоторые части Уголовного кодекса Пакистана , сделав прелюбодеяние и блуд уголовными преступлениями, а также введя наказания в виде порки , ампутации и забивания камнями до смерти . Феминистское движение в Пакистане резко выступало против такого внедрения ислама, который, по их мнению, был основан на архаичном понимании исламской литературы, требуя вместо этого либеральной модернистской интерпретации. После долгих споров и критики некоторые части закона были существенно пересмотрены Законом о защите женщин 2006 года .
В этом контексте в 1981 году был создан активный Женский форум действий (WAF). [16] [17] По словам Мадихи Ахтера, генерал Зия в конечном итоге стремился морально контролировать роль женщин в общественной сфере, что оказало неожиданное давление на пакистанских женщин. В ответ на форму исламизации Зии многие пакистанские женщины, в том числе писатели, ученые и артисты, стали активно выступать против этой политики. Ахтер утверждает, что молодое поколение активистов 1980-х годов было более феминистским в своих взглядах и подходах; По ее словам, Женский форум действий использовал «прогрессивные интерпретации ислама», чтобы противодействовать внедрению государством религиозно интерпретируемой морали, и при этом ему удалось заручиться неожиданной поддержкой также правых исламских женских организаций. Они проводили кампанию с помощью различных средств, таких как газетные статьи, искусство, поэзия и песни. [18]
После Зии: 1988–2008 гг.
[ редактировать ]После окончания правления генерала Зии Пакистан избрал свою первую женщину-премьер-министра – Беназир Бхутто . Были предприняты некоторые феминистские законодательные попытки, такие как создание женских полицейских участков и первое назначение женщин-судей. Многие антифеминистские законы эпохи генерала Зии сохранились.
После Зии активисты смогли провести исследование, направленное на усиление политического голоса женщин и инклюзивное демократическое управление. [19] Они также подготовили одни из первых в Пакистане исследовательских и информационных материалов о сексуальных и репродуктивных правах женщин. [20] экологические проблемы, [21] и гражданские инициативы по достижению мира между Индией и Пакистаном. [22] [23]
2008–2017
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2022 г. ) |
Шармин Обаид-Чиной
Малала Юсуфзай
2018 – настоящее время
[ редактировать ]Феминистское движение в Пакистане вступило в решающий период после 2008 года с появлением частных медиа-каналов и социальных сетей. Движение набрало силу, поскольку женщины получили все больше возможностей делиться своими идеями и убеждениями. Марш «Аурат» («Женские марши») сейчас проводится во многих городах страны. Темы и проблемы, поднятые маршами, включают расширение политического участия и представительства женщин, гендерных и сексуальных меньшинств, религиозных меньшинств и других маргинализированных групп в Пакистане. Движение также потребовало сделать общественные места более безопасными для женщин и трансгендеров, а также призвало положить конец любому насилию в отношении женщин и трансгендеров.
Либеральный феминизм в Пакистане
[ редактировать ]Либеральный феминизм наиболее заметен в левых либеральных кругах и часто поддерживается левыми политическими партиями, такими как ПНП . Он часто характеризуется либеральными ценностями свободы, свободы, прав человека и секуляризма.
Нисаизм
[ редактировать ]Нисаизм носит более традиционалистский характер и поддерживает приобретение прав женщин под призмой ислама. [24] [25] Движение в основном поддерживают центристы и правые партии Пакистана. Слово «нисаизм» происходит от суры «Ниса», главы Корана, демонстрирующей исламские корни движения. Движение подверглось некоторой критике за проповедь исламских прав и принятие того, что другие светские феминистские группы называют «исламской патриархальной структурой Пакистана». [ нужна ссылка ]
Феминистское искусство и литература в Пакистане
[ редактировать ]Большая часть пакистанского феминистского искусства и литературы борется против ортодоксальной литературы с советами , известной тем, что навязывает религиозные догмы посредством пуританских реформ; [26] Авторы-феминистки часто описывают путь феминизма в Пакистане как колеблющуюся битву, в которой женские движения борются с продолжающейся негативной реакцией патриархальной гегемонии. [26] По словам Шахбаза Ахмада Чимы, пакистанский патриархат создает литературу и искусство с конечной целью заставить женщин принять, усвоить и продвигать патриархальный дискурс как идеал. [26] Афия С. Зия называет некоторые произведения, которые она считает наиболее проблематичными, например, произведения сэра Сайеда Ахмеда Хана ; » Ашрафа Али Танави «Бахишти Зевар ; и, во времена после раздела, Абу Ала Маудуди труды , которые, по ее мнению, направлены на создание и поддержание привилегированного мусульманского класса, дальнейшее содействие и поддержку патриархального мужского доминирования. Телевидение и кино также продолжают показывать покорных и покорных пакистанских женщин в пакистанском обществе, где доминируют мужчины. [26]
С. С. Сираджуддин в « Энциклопедии постколониальной литературы на английском языке» выражает сомнения по поводу наличия свободного пространства для феминизма в Пакистане и считает, что нация все еще сильно подвержена влиянию религиозного рвения. Однако она признает, что осознание феминистских проблем, меняющейся роли женщин и женской идентичности действительно существует в Пакистане, и эти проблемы отражены в пакистанской англоязычной литературе. [27]
Восприятие и вмешательство главных женских персонажей можно наблюдать в таких романах, как «Бапси Сидхва» и « Дни без мяса» Сары Сулери . Пакистанские поэты, такие как Маки Курейши , Хина Фейсал Имам , Аламгир Хашми и Тауфик Рафат , считались чувствительными, но сдержанными в своих изображениях. [27]
Один из первых феминистских фильмов в Пакистане назывался «Аурат Радж» ( «Правило женщин» ). [28] Он был выпущен в 1979 году, но не имел кассовых сборов, несмотря на то, что вышел в успешный для пакистанского кино период.
Womansplaining: Навигация по активизму, политике и современности в Пакистане - это сборник феминистских эссе 2021 года под редакцией Шерри Рехман, состоящий из эссе Хины Джилани , Хавара Мумтаза , Афии Шербано Зии и других, повествующих историю мусульманского Закона о семье, Форума действий женщин и различных законодательные изменения в истории Пакистана. Сара Перача публикует публикации, призванные побудить женщин Пакистана заниматься бизнесом, что противоречит нормам в Пакистане, и вдохновлять женщин на работу. [29] Бина Шах и Фифи Харун пишут о феминизме и искусстве, Нигат Дад рассказывает о феминизме в эпоху цифровых технологий. [30] [31]
Исмат Чухтай
[ редактировать ]Начиная с 1930-х годов, Исмат Чухтай много писал на такие темы, как женская сексуальность и женственность , аристократизм среднего класса и классовые конфликты , часто с марксистской точки зрения.
Фатима Бхутто
[ редактировать ]Фатима Бхутто — дочь бывшего министра Муртазы Бхутто . Она автор трёх романов. «Песни крови и меча» — это мемуары ее отца, который был убит. [32]
Феминистские организации Пакистана
[ редактировать ]- Альянс против сексуальных домогательств на рабочем месте (AASHA) [33]
- Всепакистанская женская ассоциация (APWA) [34]
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
- Демократическая женская ассоциация (DWA)
- Гендер и развитие
- Национальная комиссия по положению женщин (NCSW)
- Объединенный фронт за права женщин (UFWA)
- Проект женского политического участия
- Техрик-е-Нисван (Женское движение)
- Синдхиани Тахрик (женское движение синдхи)
- Женский демократический фронт
- Фонд Аурат
- Общество оценки и расширения прав и возможностей женщин в сельской местности (SAWERA) [35]
- Международный фонд выживших после кислоты
- Пакистанская федерация деловых и профессиональных женщин
- Ассоциация молодых христианских женщин ( YWCA )
- Ассоциация женщин-юристов Пакистана [36]
- Женский форум действий (WAF) [37]
- Женщина мира
- Ширкат Гах
- Аурат Марш
- Фонд Малалы
- Девушки в Дабасе
- Синие вены
- Ассоциация транссексуалов за фундаментальные права (САФАР) [38]
- Ваджуд (НПО по правам трансгендеров, которым руководит Буббли Малик) [39]
- Программа Ахуват Хаваджасира (Организация по правам трансгендеров, координатор проекта: Арадхия Хан ) [40]
- Всепакистанская избирательная сеть трансгендеров (APTEN) (председатель Найяб Али ) [41]
- Пакистан Джамхуриат-Пасанд Хватин (Демократический фронт пакистанских женщин) [42]
- Ручка [43]
- Бесстрашный коллектив [44] [45]
Пакистанские феминистки
[ редактировать ]- Атия Физи Рахамин Известен своей страстью к искусству, музыке, писательству, образованию и путешествиям; В 1926 году на образовательной конференции в Алигархе Файзи бросил вызов ожиданиям уединения Пурды и обратился к собравшимся без хиджаба с требованием равных с мужчинами прав свободно и открыто передвигаться по Божьей земле. [46]
- Фатима Джинна - на сегодняшний день одна из популярных женских фигур в Пакистане. Она была источником пробуждения прав женщин в Пакистане.
- Бегум Раана Лиакат Али Хан - основала Женскую национальную гвардию Пакистана (PWNG) и помогла создать женский военно-морской резерв Пакистана.
- Асма Барлас - пакистано-американский профессор колледжа Итака и автор книги «Верующие женщины» в исламе: нечитая патриархальные интерпретации Корана
- Мухтаран Биби - пакистанский защитник предотвращения изнасилований и прав женщин
- Заиб-ун-Нисса Хамидулла - первая женщина-обозреватель и редактор Пакистана, первая женщина, выступившая в Университете Аль-Азхар , и автор книги «Бык и дьяволица».
- Риффат Хасан - пакистано-американский теолог и исследователь Корана
- Зилла Хума Усман - пакистанский политик и активист, убита в феврале 2007 г.
- Беназир Бхутто — премьер-министр Пакистана, убита 27 декабря 2007 г.
- Нида Махмоед - первая английская поэтесса-феминистка из Пакистана. [47] [48]
- Малала Юсуфзай - пакистанская активистка женского образования и самая молодая лауреатка Нобелевской премии .
Библиография
[ редактировать ]- Якин, Амина. Гендер, сексуальность и феминизм в пакистанском языке урду. Великобритания, Anthem Press. (обзор [49] )
- Мансур, Асма. «Женщина справедлива, и ее поведение вызывает беспокойство». Пакистанский журнал гендерных исследований , том. 21, нет. 2 сентября. 2021, с. 153–4, [50]
- Феминизм, постфеминизм и теория права: за пределами гендерного субъекта? Великобритания, Тейлор и Фрэнсис, 2018 г.
См. также
[ редактировать ]- бросание кислоты
- Аурат Марш
- Убийство чести в Пакистане
- Движение Me Too (Пакистан)
- Патруль скромности
- Мое тело, мой брак
- Изнасилование в Пакистане
- Свара
- Снаружи
- Женщины в арабских обществах
- Женские организации, базирующиеся в Пакистане
- Права женщин
- Женщины в Пакистане
- Исламский феминизм
- Женщины в Исламе
- Законы Пакистана, касающиеся женщин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Марш Аурат бросает вызов женоненавистничеству в наших домах, на работе и в обществе, - заявляют организаторы в преддверии Женского дня» . Изображения . 07.03.2019 . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Феминизм и женское движение в Пакистане» . www.fes-asia.org . Архивировано из оригинала 20 апреля 2018 г. Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Пакистанские женщины проводят «марш аурат» за равенство и гендерную справедливость» . www.aljazeera.com . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Феминизм в Пакистане: краткая история — The Express Tribune» . «Экспресс Трибьюн» . 23 сентября 2014 г. Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Талбот, Ян (1998). Пакистан, современная история . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 275, 276, 281. ISBN. 9780312216061 .
- ^ Jump up to: а б с Хан, Аиша (30 ноября 2018 г.). Женское движение в Пакистане: активизм, ислам и демократия . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 3. ISBN 978-1-78673-523-2 . OCLC 1109390555 .
- ^ Абдель-Рауф, Фатма; Бюлер, Патрисия М. (21 августа 2020 г.), «Глобальный гендерный разрыв в оплате труда» , «Гендерный разрыв в оплате труда » , Routledge, стр. 136–148, doi : 10.4324/9781003003731-11 , ISBN 978-1-003-00373-1 , S2CID 225192849 , получено 5 декабря 2020 г.
- ^ «Пакистан – детские браки во всем мире. Девушки, а не невесты» . Девушки, а не невесты . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ «Принудительные браки и принудительное обращение в христианскую общину Пакистана» (PDF) . облачный фронт . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ «Расширение прав и возможностей женщин и МВФ» (PDF) . МВФ . 21 августа 2020 г. Проверено 05 декабря 2020 г.
- ^ Рехман, Зоя (26 июля 2019 г.). «Марш Аурат и недисциплинированные тела» . Середина . Проверено 04 марта 2020 г.
- ^ Зия, Афия С. (03 февраля 2020 г.). «Раскаявшаяся гендерная формула Мерай Паас Тум Хо и изображение женщин в культурных сценариях» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 04 марта 2020 г.
- ^ Зия, Афия С. (30 ноября 2017 г.). Вера и феминизм в Пакистане: религиозное агентство или светская автономия? . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1845199166 .
- ^ Шах, Бина (20 августа 2014 г.). «Мнение | Судьба феминизма в Пакистане» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Зия, Малиха (2018). Феминизм и его отсутствие в пакистанском юридическом дискурсе . Дорота Анна Гоздецка, Энн Макдуф. Абингдон, Оксон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 10-я страница главы 4. ISBN 978-1-351-04040-2 . ОСЛК 1080201827 .
Таким образом, в контексте Пакистана, хотя и существует активное женское движение, основанное на равенстве и недискриминации женщин, нельзя сказать, что существует всеобъемлющее феминистское движение. ... Поэтому, возможно, правильнее было бы заявить, что феминизм в Пакистане в первую очередь процветал внутри женского движения (Шахид 2010, 5). ... в Пакистане существуют в основном два разных идеологических движения. Эти два движения — это светский либеральный феминизм (СЛФ) и современный исламский феминизм (Серез 2017, 62). ...
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Мун Чарания (2014). «Феминизм, сексуальность и риторика вестернизации в Пакистане: нестабильное гражданство» . В Лиле Фернандес (ред.). Справочник Routledge по гендерным вопросам в Южной Азии . дои : 10.4324/9781315848501 . ISBN 9781315848501 . S2CID 152429755 . Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ Зия, Афия Шербано (февраль 2009 г.). «переосмысление феминизма в Пакистане». Феминистский обзор . 91 (1): 29–46. дои : 10.1057/фр.2008.48 . ISSN 0141-7789 . S2CID 145073625 .
- ^ «Феминистки… в Пакистане?» . Феминистский провод . 15 октября 2012 г. Проверено 14 апреля 2019 г.
- ^ Шахид и др., 2009; Зия, 2005 г.; Бари, 2015 г.
- ^ Саид, 1994 г.
- ^ Садек, 2012; Ханиф, 2011 г.
- ^ Сарвар, 2007 г.
- ^ Хан Айша, Кирмани Нида (2018). «Выход за пределы бинарности: гендерный активизм в Пакистане» (PDF) . Феминистское инакомыслие . 3 : 151 191. doi : 10.31273/fd.n3.2018.286 . S2CID 126399103 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2021 г. Проверено 15 апреля 2019 г. - с сайта Researchcollective.org.
- ^ Чаудри, Зафар Азиз (21 августа 2020 г.). «Феминизм в Пакистане» . Ежедневные Таймс . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Баканова, Марина В. (2021). «Феминистское движение в Пакистане. Вчера, сегодня, завтра» . Вестник РГГУ/РГГУ. Серия Философия. Социальные исследования. Искусствоведение, Медицинский центр международного ухода «Госпиталь Дуа» (1): 306–314. doi : 10.28995/2073-6401-2021-1-306-314 (неактивен 22 июня 2024 г.). S2CID 239200192 .
В настоящее время страну представляют классический европейский феминизм (который в определенной степени подвержен разложению), движение нисаизм (они добиваются прав женщин в соответствии с исламом) и отдельные активистки.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Зия, Афия С. (03 февраля 2020 г.). «Покаянная гендерная формула Мерай Паас Тум Хо и изображение женщин в культурных сценариях» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бенсон, Юджин; Конолли, LW (30 ноября 2004 г.). Энциклопедия постколониальной литературы на английском языке . Рутледж. ISBN 9781134468485 .
- ^ Аурат Радж (1979) , 13 июля 1979 г. , получено 20 августа 2017 г.
- ^ «Журнал мусульманских деловых женщин» . [Иссуу] . 07.12.2017.
- ^ Акбар, Хасан (28 августа 2021 г.). «Почему мужчинам следует читать Womansplaining» . www.thenews.com.pk . Проверено 19 сентября 2021 г.
- ^ Шахид, Фарида (12 сентября 2021 г.). «Анатомия сопротивления» . Рассвет . Проверено 19 сентября 2021 г.
- ^ «9 современных пакистанских писательниц, которых мы нашли для вас в 2018 году!» . Женская сеть: для женщин, которые это делают . 26 декабря 2017 г. Проверено 05 декабря 2020 г.
- ^ «История об извращенном преследовании» . «Экспресс Трибьюн» . 10 августа 2017 г. Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Изображения персонала (09.08.2017). «Как Бегум Раана Лиакат Али Хан помогла расширить возможности пакистанских женщин» . Изображения . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Лейби, Мишель Ланжевин (15 июля 2012 г.). «Права женщин в Пакистане становятся смертельной борьбой» . Возраст . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ «Единый годовой отчет ООН и Пакистана за 2016 год» . РельефВеб . 28 июля 2017 г. Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Инам, Мониза (14 февраля 2016 г.). «Расширение прав и возможностей женщин: весна надежды» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Трансгендерное сообщество Пакистана создает политическую партию, добивающуюся равных прав» . www.gulfnews.com . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Как NCA сломала социальные барьеры, изменив определение ролей трансгендеров в Пакистане» . «Экспресс Трибьюн» . 12.11.2015 . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Фатима, Махнор (08 января 2020 г.). «Программа поддержки Ходжасиры Ахувата» . Журнал Юлин . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Трансгендерное сообщество Пакистана заявляет, что столкнулось с сопротивлением на всеобщих выборах» . Рейтер . 26 июля 2018 г. Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ « Мои годы в WAF» – Зохра Юсуф о пакистанском женском движении» . Путешествие к демократии . 13 февраля 2013 г. Проверено 01 февраля 2020 г.
- ^ «Серебряный юбилей: Дастаку исполнилось 25 лет» . «Экспресс Трибьюн» . 07.03.2015 . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Масуд, Туба (2 декабря 2015 г.). «Бесстрашный коллектив» в Ляри» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Репортер, А. (10 января 2016 г.). «Художники, активисты присоединяются к выселенным жителям И-11 с призывом к переселению» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 5 мая 2022 г.
- ↑ Письмо, полученное Сайидом Хусейном Билграми в книге «Выход: решение покинуть Пурду», jstor.org (начало 1926 г.)
- ^ Первая английская поэтесса-феминистка из Пакистана https://issuu.com/muslimbusinesswomen/docs/mbwmagdec17 : Деловые женщины-мусульманки (начало 2017 г.)
- ^ Почему феминизм табу в Пакистане? | Нида Махмоед — первая пакистанская английская поэтесса-феминистка http://blogs.dunyanews.tv/24783/ : Dunya News TV (начало 2019 г.)
- ^ «Радикально новые писательницы на урду используют поэзию, чтобы призывать к изменению гендерных ролей в Пакистане, показывают новые крупные исследования» . Новости Мираж . 25 марта 2022 г. Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ Мансур, Асма (7 сентября 2021 г.). «Женщина справедлива, честна и обеспокоена » . Пакистанский журнал гендерных исследований . 21 (2): 153–154. дои : 10.46568/pjgs.v21i2.584 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Скончалась д-р Салима, основатель Пакистанской федерации деловых и профессиональных женских организаций