Отличительный феминизм
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Дифференциальный феминизм - это термин, разработанный в ходе дебатов о равенстве и различиях. [1] в американском феминизме для описания взгляда на то, что мужчины и женщины различны, но что к ним нельзя предъявлять никаких оценочных суждений и что оба пола имеют равный моральный статус как личности . [2]
Большинство направлений разностного феминизма не утверждали, что существует биологическая, врожденная, внеисторическая или иная «существенная» связь между женственностью и традиционно женскими ценностями, привычками ума (часто называемыми «способами познания»). [3] ), или черты личности. [4] Эти феминистки просто стремились признать, что в настоящее время женщины и мужчины существенно отличаются, и исследовать обесцененные «женские» характеристики. [5] Эту разновидность феминизма различий еще называют гендерным феминизмом . [6] [7]
Однако некоторые формы феминизма различий, такие как Мэри Дейли , культурный феминизм утверждают, что женщины и их ценности превосходят ценности мужчин. [5] [8] Продолжаются споры о том, является ли феминизм Дейли эссенциалистским. [8] [9]
История
[ редактировать ]Феминистская точка зрения на «разность» была разработана в 1980-х годах, отчасти как реакция на популярный либеральный феминизм (также известный как « феминизм равенства »), который подчеркивал сходство между женщинами и мужчинами, чтобы отстаивать равное обращение с женщинами. Феминизм различий, хотя он по-прежнему был направлен на равенство между мужчинами и женщинами, подчеркивал различия между мужчинами и женщинами и утверждал, что идентичность или сходство не являются необходимыми для того, чтобы к мужчинам и женщинам, а также к мужским и женским ценностям относились одинаково. [10] Либеральный феминизм стремился сделать общество и закон гендерно-нейтральными, поскольку он рассматривал признание гендерных различий как барьер для прав и участия в рамках либеральной демократии, в то время как дифференциальный феминизм считал, что гендерная нейтральность вредит женщинам, «побуждая их подражать мужчинам, лишая общество их особого вклада или позволяя им участвовать в жизни общества только на условиях, благоприятствующих мужчинам». [11]
Дифференциальный феминизм опирался на более ранние направления мысли девятнадцатого века, например, на работы немецкой писательницы Элизы Ольснер , которая считала, что не только женщины должны быть допущены в сферы и институты, которые раньше были только мужскими (например, общественная жизнь, наука), но и что эти институты Также следует ожидать изменений таким образом, чтобы признать ценность традиционно обесцениваемой женской этики, такой как забота. Что касается последнего пункта, многие феминистки перечитали фразу «разностный феминизм» таким образом, чтобы задаться вопросом: «Какую разницу имеет феминизм?» (например, к научной практике), а не «какие различия существуют между мужчинами и женщинами»? [3]
В 1990-е годы феминистки обратились к бинарной логике «различия» и «равенства» и отошли от нее, особенно с помощью постмодернистских и/или деконструктивистских подходов, которые либо демонтировали эту дихотомию, либо не зависели от нее. [1] [12] [13]
Критика
[ редактировать ]Некоторые утверждают, что мысли некоторых выдающихся феминисток второй волны, таких как психолог Кэрол Гиллиган и радикальный феминистский теолог Мэри Дейли , являются эссенциалистскими. В философии эссенциализм — это убеждение, что «(по крайней мере, некоторые) объекты обладают (по крайней мере, некоторыми) существенными свойствами». [14] В случае сексуальной политики эссенциализм понимается как то, что «женщины» и «мужчины» имеют фиксированную сущность или существенные свойства (например, поведенческие или личностные черты), которые невозможно изменить. Однако эссенциалистские интерпретации Дейли и Гиллиган подвергаются сомнению со стороны некоторых ученых-феминисток, которые утверждают, что обвинения в «эссенциализме» часто используются скорее как оскорбления, чем как теоретическая критика, основанная на доказательствах. [15] [16] и не отражают точно точку зрения Гиллигана или Дейли. [15] [17]
Во Франции
[ редактировать ]Обычно его называют «французским феминизмом». [18] Работы Элен Сиксу , Люси Иригарей и Юлии Кристевой считались формой феминизма различий. [18] [19] Их психоаналитический подход к половым различиям воспринимал поиск равенства как фаллоцентрическое стирание особенностей женского тела. [18] Как и американских авторов-дифференциалистов, «французских феминисток регулярно обвиняют в эссенциализме». [18] : 101
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Скотт, Джоан (1988). «Деконструкция равенства против различия: или использование постструктуралистской теории для феминизма». Феминистские исследования . 14 (1): 33–50. дои : 10.2307/3177997 . hdl : 2027/spo.0499697.0014.104 . JSTOR 3177997 .
- ^ «Кэрол Гиллиган» . Феминистские голоса психологии . Архивировано из оригинала 22 февраля 2020 г. Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Шибингер, Лонда (2000). «Изменил ли феминизм науку?». Знаки . 25 (4): 1171–1175. дои : 10.1086/495540 . ПМИД 17089478 . S2CID 225088475 .
- ^ Гранде Йенсен, Памела. В поисках нового феминизма: переосмысление женского вопроса для либеральной демократии . п. 2 сноска 4.
- ^ Jump up to: а б Тандон, Ниру. Феминизм: смена парадигмы . п. 68.
- ^ Фаулер, Роберт Бут (1999). Устойчивый либерализм: американская политическая мысль с 1960-х годов . Университетское издательство Канзаса. п. 133. ИСБН 978-0-70-060974-1 .
- ^ Форд, Линн Э. (2008). Энциклопедия женщин и американской политики . Нью-Йорк: факты в архиве. п. 187. ИСБН 978-0-81-605491-6 .
- ^ Jump up to: а б Сандилендс, Катриона (1999). Добродушный феминистский экофеминизм и поиск демократии . стр. Глава 5: «Киборги и гомосексуалисты».
- ^ Хоугланд, Сара Люсия; Фрай, Мэрилин, ред. (2000). Феминистские интерпретации Мэри Дейли . Перечитываю канон. Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Университет штата Пенсильвания. ISBN 978-0-271-02018-1 .
- ^ Воэт, Риан (1998). Феминизм и гражданственность . SAGE Публикации Лтд.
- ^ Гранде Йенсен, Памела. В поисках нового феминизма: переосмысление женского вопроса для либеральной демократии . п. 3.
- ^ Бок, Гизела; Джеймс, Сьюзен (1992). За пределами равенства и различия . Рутледж. ISBN 9780415079891 .
- ^ Воэт, Риан (1998). Феминизм и гражданственность . SAGE Publications Ltd. Лондон: ISBN 9781446228043 .
- ^ «Случайные и существенные свойства» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Привет, Крессида Дж. (1997). «Антиэссенциализм на практике: Кэрол Гиллиган и феминистская философия». Гипатия . 13 (3): 142–163. дои : 10.1111/j.1527-2001.1997.tb00009.x . S2CID 143747304 .
- ^ Брайдотти, Рози (1992). «Эссенциализм» в феминизме и психоанализе: критический словарь .
- ^ Сухонен, Марья (2000). «На пути к биофильному бытию: феминистская метаэтика Мэри Дейли и вопрос эссенциализма» в феминистских интерпретациях Мэри Дейли . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 112.
- ^ Jump up to: а б с д Гамбаудо, Сильви А. (май 2007 г.). «Французский феминизм против англо-американского феминизма: реконструкция» . Европейский журнал женских исследований . 14 (2): 93–108. дои : 10.1177/1350506807075816 . ISSN 1350-5068 .
- ^ Вальпионе, Джулия (декабрь 2022 г.). «Философия и ее институты: политика в основе канона» . Гегелевский бюллетень . 43 (3): 353–370. дои : 10.1017/hgl.2022.32 . ISSN 2051-5367 .