Феминистская антропология
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
![]() |
Социальная антропология Культурная антропология |
Часть серии о |
Антропология |
---|
![]() |
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Феминистская антропология — это подход к антропологии, состоящий из четырех областей ( археологический , биологический , культурный , лингвистический ), который стремится преобразовать результаты исследований, практику найма антропологов и научное производство знаний, используя идеи феминистской теории. [1] В то же время феминистская антропология бросает вызов эссенциалистским феминистским теориям, разработанным в Европе и Америке. Хотя феминистки практиковали культурную антропологию с момента ее зарождения (см. Маргарет Мид и Гортензия Паудермейкер ), только в 1970-х годах феминистская антропология была официально признана. [ нужна ссылка ] признан разделом антропологии. С тех пор он создал собственное подразделение Американской антропологической ассоциации – Ассоциацию феминистской антропологии – и собственное издание «Феминистская антропология» . Их бывший журнал «Голоса» сейчас прекратил свое существование.
История
[ редактировать ]Феминистская антропология развивалась через три исторических этапа, начиная с 1970-х годов: антропология женщин, антропология пола и, наконец, феминистская антропология. [2]
До этих исторических этапов антропологи-феминистки вели свою генеалогию к концу XIX века. [3] Эрминни Платт Смит , Элис Каннингем Флетчер , Матильда Кокс Стивенсон , Фрэнсис Денсмор — многие из этих женщин были антропологами-самоучками, и их достижения померкли, а наследие было стерто в результате профессионализации этой дисциплины на рубеже 20-го века. [4] Среди первых женщин-антропологов выдающимися женщинами были жены «профессиональных» мужчин-антропологов, некоторые из которых помогали своим мужьям в исследованиях в качестве переводчиков и транскрипционистов. Марджери Вульф, например, написала свою классическую этнографию «Дом Лима» на основе опыта, с которым она столкнулась, следуя за своим мужем на север Тайваня во время его собственных полевых исследований. [5]
В то время как антропологи, такие как Маргарет Мид и Рут Бенедикт, являются представителями истории феминистской антропологии, женщины-антропологи цвета кожи и различных этнических групп также играют роль в теоретических концепциях этой области. Гортензия Паудермейкер , например, современница Мида, которая училась у британского пионера антропологии Бронислава Малиновского, проводила политические исследовательские проекты в ряде нетипичных для того времени условий: воспроизводство и женщины в Меланезии (Пороховщик, 1933), раса на Юге Америки (Пороховщик, 1939). ), гендер и производство в Голливуде (1950) и интерсекциональность класса, гендера и расы в африканском медном поясе (Powdermaker 1962). Точно так же Зора Нил Херстон , ученица Франца Боаса , отца американской антропологии, экспериментировала с формами повествования, выходящим за рамки объективной этнографии, которая характеризовала прото/псевдонаучные сочинения того времени. Подобные шаги на стыке этнографии и творчества предпринимали и другие афроамериканки, а именно: Кэтрин Данэм и Перл Примус , обе изучали танец в 1940-х годах. Также важную роль в дальнейшем распространении феминистской антропологии в других областях, помимо культурной антропологии, сыграли физический антрополог Кэролайн Бонд Дэй и археолог Мэри Лики .
Антропология женщин, представленная в книге Пегги Голд «Женщины в поле» и Мишель Розальдо и Луизы Ламфер в отредактированном сборнике « Женщина, культура и общество» , представляет собой попытку восстановить женщин как отдельных культурных деятелей, которые в противном случае были бы стерты вниманием антропологов-мужчин к жизни мужчин. как универсальный характер общества. Антропологи-мужчины, в частности, утверждал Голд, редко имеют доступ к женщинам в племенах и обществах из-за сексуальной угрозы, которую они представляют для этих женщин. [6] Таким образом, они получают рассказы мужчин о женщинах в тех случаях, когда женщин вообще нет. Невежество мужчин-антропологов и доминирование коренных мужчин создают случаи, когда, по мнению Розальдо и Лэмфера, асимметрия между женщинами и мужчинами становится универсальной. [ сомнительно – обсудить ] Вторая антропология женщин возникла в результате американских исследований работы Фридриха Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства» , в которой утверждалось, что эта универсальная асимметрия не была вневременной, а была продуктом капиталистических отношений, которые стали доминировать в глобальном образе жизни. производство посредством колониализма. [7] Поскольку оба подхода стали более громко критиковать описания этнографов-мужчин как односторонние, стал популярным подход к этнографии «добавить женщин и смешать», при котором женщины не обязательно описывались подробно, но упоминались как часть более широкой культуры. [8] [9]
После Гейл Рубин и ее критики «системы пола/гендера» антропология женщин трансформировалась в антропологию гендера. Гендер представлял собой набор значений и отношений, связанных с биологическим полом, но не изоморфных ему. Женщины не являются универсальным сообществом или категорией, что было самоочевидно. [10] После подъема цветного женского феминизма антропология гендера подвергла критике ранние цели феминисток и антропологов первой волны как чрезмерную озабоченность буржуазными социальными амбициями. Это произошло за счет перехода от документирования опыта женщин как универсального населения к интерпретации места гендера в более широких моделях значения, взаимодействия и власти. Сюда входит работа женщин-антропологов Генриетты Мур и Этель Альберт. Мур утверждал, что антропология, даже когда ею занимаются женщины, имеет тенденцию «[приводить] мир к мужской идиоме [...], потому что исследователями являются либо мужчины, либо женщины, прошедшие обучение в дисциплине, ориентированной на мужчин». [11] Теоретическая архитектура и практические методы антропологии, утверждал Мур, находились под столь сильным влиянием сексистской идеологии (антропологию обычно называли «изучением человека» на протяжении большей части двадцатого века), что без серьезного самоанализа и сознательных усилий по противодействию этой предвзятости, антропология не могла осмысленно представлять женский опыт.
Сегодня феминистская антропология выросла из антропологии гендера и охватывает изучение женского тела в том смысле, как оно пересекается или подвергается воздействию культурных, медицинских, экономических и других сил. [12] Это включает в себя расширение феминистской политики за пределы культурной антропологии до физической антропологии, лингвистической антропологии и археологии, а также превращение феминистской антропологии в площадку для объединения культурных исследований, истории, литературы и этнических исследований.
Феминистская археология
[ редактировать ]Феминистская археология первоначально возникла в конце 1970-х и начале 1980-х годов вместе с другими возражениями против эпистемологии, поддерживаемыми процессуальной школой археологической мысли, такими как символическая и герменевтическая археология . В статье Маргарет Конки и Джанет Спектор 1984 года «Археология и исследование гендера» подытожена феминистская критика этой дисциплины того времени: археологи беспроблемно накладывали современные западные гендерные нормы на общества прошлого; например, в половом разделении труда; что контексты и артефакты, приписываемые деятельности мужчин, такие как производство наконечников снарядов и разделка на местах убийств, были приоритетными в исследовательском времени и финансировании; и что сам характер дисциплины построен на мужских ценностях и нормах. Например, женщинам обычно предлагалось заниматься лабораторными исследованиями вместо полевых работ (хотя на протяжении всей истории этой дисциплины были исключения). [13] и образ археолога был сосредоточен вокруг грубого мужественного «ковбоя науки». [14]
Недавно феминистки в археологии начали сталкиваться с проблемой сексуального насилия во время «полевых работ» посредством научных исследований социальной жизни археологов. [15] Интернет-опрос полевого опыта биологической антропологии, открытый для биоархеологов, приматологов и представителей других областей, показал, что 19% женщин подвергаются сексуальному насилию во время полевых работ, а 59% антропологов (мужчин и женщин) подвергаются сексуальным домогательствам. [16]
Феминистская культурная антропология
[ редактировать ]Феминистская культурная антропология рассматривает концепцию феминизма через призму культурной антропологии . Объединив эти две области исследования, к культурной антропологии можно подойти небинарным образом. Новая информация, касающаяся исследований и знаний с научной точки зрения, также не имеет ограничений. Эта область исследований может повлиять на феминизм, а также на исследования женщин и гендера, поскольку она обеспечивает феминистский анализ культуры с антропологической точки зрения. [17]
В 1970-х годах женщины начали посещать университеты и аспиранты, где социальные науки, в которых когда-то в основном доминировали мужчины, теперь изучаются как мужчинами, так и женщинами. Поскольку больше женщин занималось социальными науками, они начали оказывать влияние на то, как решаются некоторые проблемы в области социальных наук, такие как акцент на гендерных исследованиях и интеграция вопросов прав женщин в эти исследования. [18] Женщины, пришедшие в области социальных наук, оказали такое большое влияние на феминистское антропологическое движение, потому что до 1980-х годов женщины-антропологи в основном фокусировались на таких аспектах, как семья, брак и родство. [17] Многие женщины-антропологи отреагировали на навязанный им стереотип, поскольку хотели сосредоточиться на более широких аспектах культуры в научном сообществе.
Когда феминистская антропология только развивалась, она задумывалась как субдисциплина антропологии женщин. Однако феминистская культурная антропология сама по себе возникла как отдельная область, когда антропологи начали понимать, что женские и гендерные исследования публикуются не так часто, как другие темы антропологии. [17] По мере того, как феминистская антропология стала практиковаться все большим количеством людей и начали учитываться культурные аспекты, такие как раса, ценности и обычаи, акцент на личной идентичности и различиях между людьми в разных культурах стал основной идеей, окружающей феминистскую культурную антропологию. [19] Благодаря этому прогрессу женщины-антропологи начали концентрироваться на всех аспектах гендера и пола, а также на том, как они различаются в культурном отношении. [18] С акцентом на феминизм через антропологическую призму роль женщин в обществе и их вклад в социальные науки сформировали новое подразделение, известное как феминистская культурная антропология. [19]
Согласно The Gender/Sexuality Reader , современные антропологи исключили отца из семьи, не изменив базовую социальную концепцию семьи. Функция семьи — воспитание детей, которая привязана к ограниченному кругу людей, живущих в одном месте и любящих друг друга. [20] Антропологам-феминисткам трудно применять нормальную концепцию семьи, выдвинутую современными антропологами, поскольку не все семьи обладают одинаковыми соответствующими чертами. [21] Одна из главных проблем, которая может возникнуть, заключается в том, что антропологи часто не могут предоставить то, что многие ученые-феминистки ищут в своей работе; доказательства связей и сходств, посредством которых можно развивать политику солидарности и связей. С феминистской точки зрения политические последствия морального релятивизма потенциально реакционны, поскольку они исключают определение угнетения или освобождения. Еще одним аспектом в этой области является политика воспроизводства. Это область современного сближения феминизма и антропологии, тела и концепции воплощения. Причиной смещения акцентов являются взаимоотношения между гендером и полом. В организме часто содержатся как женские, так и мужские субстанции. Мужчины и женщины различаются по генитальным классам, пол этих мужчин и женщин зависит от их телесного состояния по отношению к гендерной субстанции и больше связан с возрастом и репродуктивным анамнезом. [21] Некоторые антропологи утверждают, что основная ячейка семьи — это мать и ее дети; привязывается партнер или нет — вопрос переменный. [20]
Сложная субъективность
[ редактировать ]Субъективность становится все более центром внимания как ученых-феминисток, так и антропологов, поскольку понятие субъекта становится центром все большего и большего количества социальных теорий. [21] Этот новый общий интерес между этими двумя группами был назван Стиви Джексон причиной нового партнерства между феминистками и антропологами, поскольку «сложная субъективность является реляционной, и эти отношения открывают возможности для возникновения как сходства, так и различий». [21] Другие утверждают, что для продвижения общества вперед необходимо уделять больше внимания отношениям сходства и различия, которые возникают в западной теоретической практике и повседневной жизни людей. [21] Гибридность рассматривается Джексоном как важный момент в рамках сложной субъективности, поскольку это «смешение, которое порождает новые формы из ранее определенных категорий». [22]
Антропологи и ученые-феминистки начали включать понятие субъекта в центр социальных теорий, которые, по словам Джексона, сложны, поскольку обсуждают понятие субъективности, означающее, что общество отходит от того, что можно правильно назвать объективной истиной. Эта новая идея сложной субъективности носит реляционный характер, и эти отношения могут предоставить возможности для появления сходств и различий. [21]
Отношения с феминизмом
[ редактировать ]Отношения феминистской антропологии с другими направлениями академического феминизма непросты. Занимаясь различными способами, которыми разные культуры определяют гендер, феминистская антропология может утверждать, что угнетение женщин не является универсальным. Генриетта Мур утверждала, что концепция «женщины» недостаточно универсальна, чтобы выступать в качестве аналитической категории в антропологических исследованиях: идея «женщины» была специфичной для определенных культур, а не человеческой универсальностью. Для некоторых феминисток, пишет антрополог Мишель Розальдо , этот аргумент противоречит основному принципу их понимания отношений между мужчинами и женщинами. [23] Современный антрополог-феминистка Мэрилин Стрэтерн утверждает, что антропология, которая должна иметь дело с различиями, а не пытаться их стереть, не обязательно страдает от этого разногласия, но, тем не менее, отмечает, что феминистская антропология сталкивается с сопротивлением. [9]
Антропология часто взаимодействует с феминистками незападных традиций, чьи взгляды и опыт могут отличаться от взглядов и опыта белых европейских и американских феминисток. Исторически такие «периферийные» точки зрения иногда отодвигались на второй план и считались менее ценными или важными, чем знания из западного мира . Антропологи-феминистки утверждают, что их исследования помогают исправить эту систематическую предвзятость в господствующей феминистской теории . [ нужна ссылка ] С другой стороны, заявления антропологов о включении и использовании таких других точек зрения, в свою очередь, подверглись критике - местные жители рассматриваются как производители местных знаний , которые только западный антрополог может преобразовать в теорию социальных наук. [ нужна ссылка ] Поскольку теоретики-феминистки приходят преимущественно с Запада и не происходят из культур, которые они изучают (некоторые из которых имеют свои собственные особые традиции феминизма, например, низовой феминизм Латинской Америки ), их идеи о феминизме могут содержать специфичные для Запада предположения, которые не применимы просто к культурам, которые они исследуют. Розальдо критикует тенденцию феминисток рассматривать другие современные культуры как анахронизм, рассматривать другие части мира как представители других периодов западной истории – например, утверждать, что гендерные отношения в одной стране каким-то образом застряли на прошлой исторической стадии. те в другом. Западные феминистки, по словам Розальдо, рассматривали женщин в других местах как «нас раздетых, и историческая специфика их жизни и нашей собственной становится затемненной». [23] Антропология, утверждал Мур, говоря о женщинах , а не для них , могла бы преодолеть эту предвзятость.
Мэрилин Стрэтерн охарактеризовала иногда антагонистические отношения между феминизмом и антропологией как самоподдерживающиеся, поскольку «каждый почти достигает того, к чему стремится другой, как идеальных отношений с миром». [9] Феминизм постоянно бросает вызов андроцентрической ортодоксальности, из которой возникла антропология; антропология подрывает этноцентризм феминизма.
«Двойная разница»
[ редактировать ]Феминистская антропология, утверждает Рейна Рапп , имеет «двойное отличие» от основной академической науки. Это феминистская традиция – часть отрасли науки, иногда маргинализируемой как ответвление постмодернизма и деконструктивизма и связанная с опытом женщин – которые маргинализируются андроцентрической ортодоксальностью. В то же время он обращается к незападному опыту и концепциям, областям знаний, которые считаются периферийными по отношению к знаниям, созданным на Западе. Таким образом, оно подвергается двойной маргинализации.
Мур утверждает, что отчасти эта маргинализация носит самовоспроизводящийся характер. Настаивая на приверженности исключительно «женской точке зрения», феминистская антропология постоянно определяет себя как «не мужскую» и, следовательно, неизбежно отличающуюся от основной антропологии и маргинальную по отношению к ней. Феминистская антропология, говорит Мур, фактически создает себе гетто. Стрэтерн утверждает, что феминистская антропология как традиция, бросающая вызов мейнстриму, никогда не сможет полностью интегрироваться с этим мейнстримом: она существует для того, чтобы критиковать, деконструировать и бросать вызов.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бродкин, Карен; Морген, Сандра; Хатчинсон, Дженис (2011). «Антропология как белое публичное пространство» . Американский антрополог . 113 (4): 545–556. дои : 10.1111/j.1548-1433.2011.01368.x .
- ^ Левин, Эллен (2006). Феминистская антропология: читатель . Молден: Блэквелл. ISBN 978-1405101967 .
- ^ Паресо, Нэнси (1993). Скрытые ученые: женщины-антропологи и коренные жители Юго-Запада Америки . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0826314284 .
- ^ Гакс, Юте Д.; Кан, Аиша; Макинтайр, Джерри; Вайнберг, Рут (1989). Женщины-антропологи: избранные биографии . Шампанское: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0252060847 .
- ^ Рофель, Лиза (сентябрь 2003 г.). «Аутсайдер внутри: Марджери Вольф и феминистская антропология». Американский антрополог . 105 (3): 596–604. дои : 10.1525/aa.2003.105.3.596 .
- ^ Голд, Пегги (1970). Женщины в поле: антропологический опыт . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520054226 .
- ^ Ликок, Элеонора (февраль 1983 г.). «Интерпретация истоков гендерного неравенства: концептуальные и исторические проблемы». Диалектическая антропология . 7 (4): 263–284. дои : 10.1007/BF00249543 . S2CID 143313761 .
- ^ Шуллер, Марк (сентябрь 2008 г.). «Участие, больше, чем просто добавление женщин и волнение? Сравнительный анализ ситуации на Гаити после переворота» . Карибский обзор гендерных исследований . 1 (2). PDF.
- ^ Jump up to: а б с Стратерн, Мэрилин (зима 1987 г.). «Неловкие отношения: случай феминизма и антропологии». Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе . 12 (2): 276–292. дои : 10.1086/494321 . JSTOR 3173986 . S2CID 144082648 .
- ^ Лугонес, Мария К.; Спелман, Элизабет В. (1983). «У нас есть для вас теория! Феминистская теория, культурный империализм и требование «женского голоса» ». Международный форум женских исследований . 6 (6): 573–581. дои : 10.1016/0277-5395(83)90019-5 .
- ^ Мур, Генриетта Л. (2013). Феминизм и антропология . Хобокен: Уайли . ISBN 9780745667997 . OCLC 18259349 .
- ^ Висвесваран, Камала (октябрь 1997 г.). «Истории феминистской этнографии». Ежегодный обзор антропологии . 26 : 591–621. дои : 10.1146/annurev.anthro.26.1.591 .
- ^ Хейс-Гилпин, 2000:92. Феминистская стипендия в области археологии. Анналы Американской академии политических и социальных наук 571: 89-106.
- ^ Геро, 1985: 342. Социополитика и идеология женщины-дома. Американская античность 50:342-50
- ^ Клэнси, Кейт. «У меня не было полномочий сказать, что это ненормально: сообщения о преследованиях и злоупотреблениях на местах» . Scientificamerican.com . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Макл, Роберт. «Банка с червями, которую стоит открыть» . www.anthropology-news.org . Архивировано из оригинала 15 августа 2013 г. Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Феминистская антропология: прошлое, настоящее и будущее . 2007. стр. 99–101.
- ^ Jump up to: а б Ди Леонардо, Микаэла (1991). Гендер на перекрестке знаний: феминистская антропология в эпоху постмодерна . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Jump up to: а б Бехар, Рут; Гордон, Дебора А. (1995). Культура письма женщин . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Jump up to: а б Ланкастер, Роджер Н.; Ди Леонардо, Микаэла, ред. (1997). Читатель гендера/сексуальности . Рутледж. стр. 71–80. ISBN 0-415-91005-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон, Стеви (1998). Современные феминистские теории. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 73–82. ISBN 0-8147-4249-1 .
- ^ Авраам и Фоули (2009). Границы в католической феминистской теологии . Крепость Пресс. стр. 9–24. ISBN 978-0-8006-6439-8 .
- ^ Jump up to: а б Розальдо, МЗ (1980). «Использование антропологии и злоупотребление ею: размышления о феминизме и межкультурном взаимопонимании». Знаки . 5 (3): 389–417. дои : 10.1086/493727 . ISSN 0097-9740 . S2CID 143721154 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дули, Марго И. и Мэри И. Эдвардс. (1986) Межкультурное исследование женщин: комплексное руководство . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Феминистская пресса. ред. Марго И. Дули ... (1986). Межкультурное исследование женщин: комплексное руководство . Нью-Йорк: Феминистский Пр. ISBN 978-0-935312-45-4 . OCLC 9784721 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - Мур, Генриетта Л. (1996) Будущее антропологических знаний , Лондон; Нью-Йорк: Рутледж, под редакцией Генриетты Мур. (1996). Будущее антропологического знания . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-10786-0 . OCLC 32924172 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - Николсон, Л. (1982). «Обзор статьи о книге Розальдо «Использование и злоупотребление антропологией» » . Знаки . 7 (42): 732–735. дои : 10.1086/493918 . ISSN 0097-9740 . S2CID 143640503 .
- Райтер, Рейна Р. (1975) изд. К антропологии женщин , Monthly Review Press: Нью-Йорк. под редакцией Рейны Р. Рейтер. (1975). К антропологии женщины . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. ISBN 978-0-85345-372-7 . ОСЛК 1501926 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - Брэттон, А. (май 1998 г.). Феминистская антропология. Архивировано 18 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- Сога, К. «Феминистская антропология» (15/12/03), Краткое изложение МакГи, Р. и др. (2004) Антропологическая теория: вводная история, Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
- Абу-Лугход, Лила (1986). Завуалированные чувства: честь и поэзия в бедуинском обществе, University of California Press.
- Абу-Лугход, Лила (1993). Написание женских миров: истории бедуинов. Издательство Калифорнийского университета.
- Дэвис-Флойд, Робби (1992/2003). Рождение как американский обряд посвящения. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Рут Бехар и Дебора А. Гордон (ред.), «Культура женщин, пишущих». Калифорнийский университет Press, 1995.
- Бодди, Дженис (1990). Утробы и инопланетные духи: женщины, мужчины и культ Зара в Северном Судане. Университет Висконсина Пресс.
- Делани, Кэрол. 1991. Семя и почва: гендер и космология в турецком деревенском обществе. Издательство Калифорнийского университета.
- Геля Франк, Венера на колесах: два десятилетия диалога об инвалидности, биографии и женственности. Калифорнийский университет Press, 2000.
- Карла Фриман, Высокие технологии и высокие каблуки: женщины, работа и идентичность «розовых воротничков» в странах Карибского бассейна. Издательство Университета Дьюка, 2000.
- Донна М. Гольдштейн, Смех неуместен: раса, класс, насилие и сексуальность в трущобах Рио. Калифорнийский университет Press, 2003.
- Хохшильд, Арли Рассел (1983/2003). Управляемое сердце: коммерциализация человеческих чувств. Беркли, Калифорнийский университет Press.
- Инхорн, Марсия Клэр. 1994. Поиски зачатия: пол, бесплодие и египетские медицинские традиции. Издательство Пенсильванского университета.
- Кондо, Дорин К. (1990). Создание себя: власть, пол и дискурс идентичности на рабочем месте в Японии. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Лэйн, Линда Л. (2003) Потерянное материнство: феминистский взгляд на потерю беременности в Америке. Нью-Йорк: Рутледж.
- Лок, Маргарет. (1993) Встречи со старением: мифологии менопаузы в Японии и Северной Америке. Издательство Калифорнийского университета.
- Лутц, Кэтрин (1988). Неестественные эмоции: повседневные настроения на атолле Микронезии и их вызов западной теории. Чикаго, Издательство Чикагского университета.
- Махмуд, Саба (2005). Политика благочестия: исламское возрождение и феминистская тема. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-08695-8 (п.б. алк. бумага).
- Мартин, Эмили. 2001. Женщина в теле: культурный анализ воспроизводства. Бостон: Beacon Press.
- Мур, Генриетта Л. (1988). Феминизм и антропология. Кембридж, Великобритания, Polity Press.
- Онг, Айхва (1987). Духи сопротивления и капиталистической дисциплины: фабричные женщины в Малайзии. Олбани, Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Рэдвей, Дженис А. (1991). Чтение романса: женщины, патриархат и популярная литература. Чапел-Хилл, Университет Северной Каролины.
- Рапп, Рейна (2000). Тестирование женщин, тестирование плода: социальное влияние амниоцентеза в Америке. Нью-Йорк: Рутледж.
- Зальцингер, Лесли (2003). Гендеры в производстве: подготовка рабочих на глобальных фабриках Мексики. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Шепер-Хьюз, Нэнси (1992). Смерть без слез: насилие повседневной жизни в Бразилии. Беркли, Калифорнийский университет Press.
- Теман, Элли (2010). Рождение матери: суррогатное тело и беременная личность. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Цинг, Анна Ловенхаупт (1993). В царстве бриллиантовой королевы: маргинальность в захолустье. Принстон, Издательство Принстонского университета.
- Дайан Л. Вольф (редактор), Феминистские дилеммы в полевых работах. Вествью Пресс, 1996.
- Марджери Вольф, Трижды рассказанная история Феминизм, постмодернизм и этнографическая ответственность. Издательство Стэнфордского университета, 1992.