Этноархеология
Этноархеология — это этнографическое изучение народов по археологическим причинам, обычно посредством изучения материальных остатков общества (см. Дэвид и Крамер 2001). Этноархеология помогает археологам реконструировать древний образ жизни, изучая материальные и нематериальные традиции современных обществ. Этноархеология также помогает понять, как был создан предмет и для чего он используется. [1] Тогда археологи могут сделать вывод, что древние общества использовали те же методы, что и их современные коллеги, учитывая аналогичный набор экологических обстоятельств.
Одним из хороших примеров этноархеологии является пример Брайана Хайдена (1987), чья группа исследовала изготовление мезоамериканских жерновов , предоставив ценную информацию об изготовлении доисторических жерновов. Многие другие исследования были сосредоточены на производстве и использовании керамики, архитектуре, продуктах питания, волокнах и других видах материальной культуры. В лучших случаях эти исследования включали долгосрочные этнографические полевые исследования (например, Herbich 1987, Kramer 1997, Deal 1998, Dietler & Herbich 1998, Hinshaw 2000, Longacre & Skibo 2000, Kohn 2010).
Истоки и развитие
[ редактировать ]Хотя этнография уже давно используется археологами для проведения аналогий с прошлым, этнографические данные не собираются с учетом конкретно археологических целей. Этноархеология возникла как ответ на мнение археологов о том, что этнография не дает адекватных ответов на их конкретные исследовательские вопросы. [2]
Американский археолог Джесси Уолтер Фьюкс впервые упомянул об «этноархеологе» в 1900 году и призвал археологов провести собственные этнографические полевые исследования. [3] Широкое признание этноархеологии как настоящей субдисциплины археологии возникло только в конце 1950-х и 1960-х годах, когда археологи начали исследовать различные научные применения, которые она могла бы иметь.Этноархеология сегодня стала широко распространенной исследовательской практикой, причем некоторые археологи даже называют себя «этноархеологами», а не просто «археологами». [4]
Аналогия
[ редактировать ]Аналогия в археологии, по сути, заключается в применении наблюдаемого поведения к ненаблюдаемому поведению. Возможно, это один из наиболее часто используемых исследовательских инструментов в археологической интерпретации. Аналогии лучше всего проводить между теми культурами, которые имеют схожую среду. Что еще более важно, эти культуры должны взаимодействовать со своей средой обитания способами, сопоставимыми друг с другом. [5]
Важно помнить, что аналогии могут дать только подсказки, но не дать четкие и однозначные ответы на вопросы исследования. По этой причине Г.С. Макколл в своем межкультурном исследовании Гамо и Консо южной и центральной Эфиопии, сибирских чукчей, горной Новой Гвинеи, горных майя Гватемалы и Мексики, центральных, северных и западные засушливые регионы Австралии, Тьмба на севере Намибии и Ксета в Амазонии и их использование каменных пород. [6]
Формальные аналогии
[ редактировать ]Формальные аналогии проводятся с предположением, что, как описывает Пол Лейн, «поскольку два объекта или контекста имеют схожий внешний вид или форму, они, вероятно, будут иметь и другие свойства, обычно функции». [1] Одна из основных проблем этого подхода заключается в том, что часто объекты или контексты, которые изначально казались похожими, могли использоваться для совершенно разных целей или выполнять разные функции. Возможно, разные объекты даже были созданы по-разному. В исследовании 1971 года Гулд и его команда сравнили угол рабочей кромки скребков Мустерена Квина и современных скребков аборигенов Западной пустыни и обнаружили, что углы Мустерена более крутые. Гулд полагал, что это произошло из-за того, что аборигены Западной пустыни ретушировали скребки дальше, чем гоминиды мустьерского периода. Гулд и др. пришел к выводу, что этот метод изучения использования этнографических инструментов для сравнения можно использовать для определения того, для чего использовались инструменты. [7]
Реляционные аналогии
[ редактировать ]Реляционные аналогии противоположны формальным аналогиям. Вместо того, чтобы просто делать выводы, необходимо доказать взаимосвязь, изучить обе стороны аналогии и продемонстрировать связь между этнографическим объектом и археологическим объектом. [1]
Прямой исторический подход
[ редактировать ]Одним из популярных методов в этноархеологии является использование прямого исторического подхода . Этот подход опирается на живые культуры, которые могут быть тесно генетически или пространственно связаны с интересующей археологическую культуру, чтобы сформировать аналогии, которые можно использовать для объяснения находок. Гулд и его команда объясняют, как археологи смогут измерить степень различий между инструментами, найденными в этнографическом материале, и артефактами. [8] Однако, хотя этот метод может быть полезен, важно отметить, что он не учитывает культурные изменения с течением времени. [1] «Народный культурный подход» является эквивалентом этого термина в Старом Свете, и этот термин может использоваться вместо прямого исторического подхода . [5]
Проблемы
[ редактировать ]Этнография может предоставить археологам ценную информацию о том, как люди могли жить в прошлом, особенно в отношении их социальных структур, религиозных верований и других аспектов их культуры. Однако до сих пор неясно, как связать большую часть идей, полученных в результате этого антропологического исследования, с археологическими исследованиями. Это происходит из-за недостаточного внимания антропологов к остаткам материала, созданным и выброшенным обществом, а также к тому, как эти остатки материала меняются в зависимости от того, как организовано общество.
Эта общая проблема побудила археологов (например, Лондон [2000]) утверждать, что антропологическая работа недостаточна для ответа на археологические проблемы и что поэтому археологам следует проводить этноархеологическую работу, чтобы ответить на эти проблемы. Эти исследования в гораздо большей степени сосредоточились на изготовлении, использовании и выбрасывании инструментов и других артефактов и стремились ответить на такие вопросы, как какие виды предметов, используемых в живом поселении, сбрасываются в мусорные кучи или другие места, где они могут быть сохранены, и как скорее всего, предмет следует выбросить рядом с местом, где он использовался.
Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются в этноархеологии, - это возможность того, что одна археологическая ситуация может иметь множество возможных аналогий. Необходимо провести процесс исключения, чтобы сузить все возможности до тех пор, пока не будет найдено лучшее решение. [5]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Бинфорд, Л. 2002. В погоне за прошлым: расшифровка археологических данных: с новым послесловием , University Of California Press. ISBN 9780520233393
- Дэвид, Н. и К. Крамер, 2001 г. «Этноархеология в действии» , издательство Кембриджского университета.
- Дил, М. 1998. Этноархеология керамики в Центральном нагорье майя , University of Utah Press.
- Дитлер, М. и И. Хербич, 1998. Габитус, методы, стиль: интегрированный подход к социальному пониманию материальной культуры и границ, в «Археологии социальных границ» , изд. М. Старка, стр. 242–273, Смитсоновский институт.
- Хайден, Б. изд. 1987 Литологические исследования среди современных горных майя , Университет Аризоны.
- Хербич, И. 1987. Образцы обучения, взаимодействие гончаров и стиль керамики среди луо в Кении. Африканский археологический обзор 5: 193-204.
- Хиншоу, Дж. 2000 Этноботанические и археоботанические отношения: тематическое исследование Юмана , Coyote Press.
- Кон, А. 2010 «Кирпичи и кровь: народная пространственная практика и социальные отношения в городе ЛаПас, Боливия» , докторская диссертация, Чикагский университет.
- Крамер, К. 1997. Керамика в Раджастане: этноархеология в двух индийских городах , Смитсоновский институт.
- Лондон, Г. 2000 «Этноархеология и интерпретация», в журнале «Ближневосточная археология» 63:2-8.
- Лонгакр, У. и Дж. Скибо, ред. 1994 Калинга Этноархеология , Смитсоновский институт.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лейн, Пол. Варварские племена и бесполезное вращение? Меняющаяся роль этнографического воображения в африканской археологии . Блэквелл.
- ^ Стайлз, Дэниел (1977). «Этноархеология: обсуждение методов и приложений». Мужчина . 12 (1): 87–89. дои : 10.2307/2800996 . JSTOR 2800996 .
- ^ Фьюкс, Джесси (1901). Тусаянские миграционные традиции . Вашингтон: Типография правительства Вашингтона. п. 579 . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ Дэвид, Николас; Крамер, Кэрол (2001). Этноархеология в действии (Электронное издание, с корр. ред.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 6–31 . ISBN 978-0521667791 .
- ^ Jump up to: а б с Ашер, Роберт (зима 1961 г.). «Аналогия в археологической интерпретации». Юго-западный журнал антропологии . 17 (4): 317–325. дои : 10.1086/soutjanth.17.4.3628943 . JSTOR 3628943 .
- ^ Макколл, GS (2012). Этноархеология и организация каменной технологии. Журнал археологических исследований, 20 (2), 157–203.
- ^ Гулд, РА; Костер, Д.А.; Сонц, Х.Л. (1971). «Каменный комплекс аборигенов западной пустыни Австралии». Американская древность . 36 (2): 149–169. дои : 10.2307/278668 . JSTOR 278668 .
- ^ Гулд, Ричард; Костер, Дороти; Сонц, Энн (1971). «Каменный комплекс аборигенов западной пустыни Австралии». Американская древность . 36 (2): 149–169. дои : 10.2307/278668 . JSTOR 278668 .