Кальцеология
Кальцеология (от латинского Calcei « обувь » и -λογία , -logiā , « -логия ») — это изучение обуви , особенно исторической обуви, будь то археология обувной , история моды или что-то еще. Это еще официально не признано областью исследований. Кальцеология включает в себя осмотр, регистрацию, исследование и консервацию фрагментов кожаной обуви . [1] Более широкое определение включает общее изучение древней обуви, ее социальной и культурной истории, технических аспектов доиндустриального изготовления обуви и связанных с ней кожевенных промыслов, а также реконструкцию археологической обуви.
История кальцеологии
[ редактировать ]Среди ранних исследований обуви из европейских археологических раскопок видное место занимает обувь римского периода. [2] [3] за которыми следуют находки средневекового периода . [4] [5] Научно обоснованные исследования были впервые применены к находкам римского периода. [6] а позже и для доисторической и примитивной обуви. [7] С развитием системы обозначений Губица технические аспекты обнаруженных фрагментов обуви могут быть четко представлены, что дает исследователям последовательную научную основу для документации кожаных артефактов и правильной интерпретации. [8] Интерес к истории старинной обувной моды начинается в 17 веке. [9] Интерпретация исторических социокультурных атрибутов показывает важность обуви в археологическом контексте. [10] [11] [12] Справочник по кальцеологическим исследованиям охватывает хронологический промежуток от европейской предыстории (неолит, бронзовый и железный века), римского периода, средневековья до XIX века. [13] Кальцеологические исследования за пределами Европы касаются мест, существовавших после 1600 г., на восточном побережье и в заливах Северной Америки. [14] и североафриканские памятники, связанные с египетским , римским и коптским периодами .
Методы
[ редактировать ]Сохранение
[ редактировать ]Археологические кожаные артефакты сохраняются в стабильных условиях: в постоянно влажных , сухих или замороженных местах. Торфяные болота также сохраняют кожу и кожные изделия, но в процессе повторного дубления. [15] Затопленные археологические памятники создают необходимые условия для сохранения кожи растительного дубления. Будучи органическим материалом, пропитанная водой археологическая кожа должна быть стабилизирована с помощью соответствующего метода консервации. [16] Сухие условия можно встретить в пустынях и на больших высотах, а также в стенах средневековых и более поздних зданий, где кожаную обувь прятали по суеверным причинам. [17] Ледяные поля, тундра и ледники могут иногда сохранять древние кожаные артефакты из-за постоянного замерзания. [18]
Исследование археологических находок обуви
[ редактировать ]Затопленные находки, как правило, состоят из рыхлых компонентов, поскольку нити, которыми сшивались предметы, не выдерживают влажного захоронения . Следует использовать систему отслеживания для поддержания порядка в отдельных компонентах на протяжении всего процесса анализа и консервации . В случае влажной археологической кожи первым делом необходимо аккуратно очистить ее в воде небольшой мягкой щеткой . Консервацию предпочтительно проводить после этапа документирования . Документация состоит из рисунков и письменных заметок, фотозаписи менее полезны, поскольку черноватая кожа плохо передает мелкие детали. Первым шагом для регистрации нотации Губица является точное отслеживание контура фрагмента, обычно располагаемого зернистой стороной вниз и плотной стороной вверх. Затем символы , обозначающие вид стежков и швов. в соответствующем месте внутри контура рисуются [19] Конструкции подошвы (способ крепления верхних частей обуви к подошве), [20] способ застегивания и комплекты деталей одной обуви, а также вид животного Следует учитывать , толщину кожи, складки и заломы. Если имеется, следует также записать тип украшения и использованную технику. [21]
Большинство археологических обнаруженных кожаных артефактов являются частями обуви и могут сочетаться с из дерева , волокна или металла деталями . Технические детали, такие как техника изготовления обуви, метод крепления и элементы одежды, используются для установления типологии конкретной группы находок. Тип обуви указывает на виды обуви, такие как ботинки , туфли, туфли, галоши и т. д. Стиль обуви – это последовательное сочетание способа застегивания, высоты, фасона и элементов декора на значительном количестве восстановленной обуви. Стилевая номенклатура, основанная на названии места находки, частично установлена для находок римского периода. [22] Из-за изменений в моде и того факта, что обувь имеет ограниченный срок службы из-за использования, обувь представляет собой хронологически чувствительный материал раскопок и представляет собой точно датированный хронологический источник для археологии. Контекст находки, стратиграфическое размещение и другие методы датирования способствуют установлению конкретной хронологии. Дальнейшее исследование сравнительных параллельных примеров среди существующих археологических архивов (коллекций, публикаций, отчетов) помогает определить относительную хронологию типов и стилей обуви.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ О. Губиц «Кальцеология: новое хобби: рисование и запись археологической обуви». Недавние исследования археологической обуви, Ассоциация археологических иллюстраторов и геодезистов, Технический документ № 8, 1987 г., стр. 1–28.
- ^ Л. Линденшмит, Древности нашей языческой предыстории, Том 4, Римско-Геранский центральный музей, Майнц, 1900 г.
- ^ Дж. Керл, Римская пограничная застава и ее жители , Глазго, 1910 г.
- ^ Р. Бломквист, «Medeltida Skor i Lund» (Средневековая обувь из Лунда), Kulturen 1938, стр. 189–219
- ^ А. Ганссер-Буркхардт, «Первое поселение мастеров в Петерсберге в Базеле, Журнал швейцарской археологии и истории искусства , 1940, стр. 10–29».
- ^ В. Гроенман-ван Ваатеринге, римские изделия из кожи из Валкенбурга, Ж. Гронинген, 1967 г.
- ^ М. Хальд, Примитивная обувь , Копенгаген, 1972.
- ^ О. Губиц, «Рисование и регистрация археологической обуви», Исследования по консервации , том 29, номер 4, 1984, стр. 187–196.
- ^ Балсуиниус, Б., Негрониус, июль. De Calceo Antiquo, De Caliga Veterum, Амстердам, 1667 г.
- ^ В. Грунман-ван Ваатеринге, «Общество... опирается на кожу», Роттердамские документы II, Вклад в средневековую археологию , Роттердам, 1975, стр. 23–34.
- ^ Ф. Грю / М. де Неергард, Обувь и туфли , Лондон, 1988 г.
- ^ К. ван Дрил-Мюррей , «И делали эти ноги в древние времена... Ступни и обувь как материальная проекция личности» , TRAC 98. Материалы 8-й ежегодной конференции по теоретической римской археологии, Лестер, Оксфорд, 1999, стр. . 131–140 два : 10.16995/TRAC1998_131_140
- ^ О. Губитц / К. ван Дриэль-Мюррей / В. Грунман-ван Ваатеринге, Шагая сквозь время , Зволле, 2001 г.
- ^ С. Дэвис, «Соединяя прошлое по кусочкам: обувь и другие артефакты с места крушения испанского баскского галеона XVI века», Артефакты с затонувших кораблей, датированные собраниями от позднего средневековья до промышленной революции, Эксетер, 1997, стр. 111. –120
- ^ Пейнтер, Т.Дж., «Химические и микробиологические аспекты процесса консервации спагнумового торфа», Тернер, Р.К., Скайф, Р.Г., Болотные тела, новые открытия и новые перспективы, British Museum Press, Лондон, 1995, 88–99.
- ^ Э. Кэмерон / Дж. Сприггс / Б. Уиллс, «Сохранение археологической кожи», «Консервация кожи » , Оксфорд, 2006, стр. 244–261.
- ^ Суонн, Дж., «Обувь, скрытая в зданиях», Журнал Общества костюмов , № 30, 1996, стр. 56–69.
- ^ В. Гроенман-ван Ваатеринге / Р. Гедекер-Циолек, «Оборудование из шкуры и кожи», Der Mann im Eis Band 1, Инсбрук, 1992, стр. 410–418.
- ^ О. Губиц, Шагая сквозь время , Зволле, 2001. стр. 35–40.
- ^ О. Губиц, Шагая сквозь время , Зволле, 2001, стр. 91–98.
- ^ О. Губиц, Шагая сквозь время , Зволле, 2001, стр. 41–55.
- ^ К. ван Дриэль-Мюррей, «Обувь в северо-западных провинциях Римской империи», «Шагая сквозь время» , Зволле, 2001, стр. 362–327.