Jump to content

Археологическая этика

Археологическая этика относится к моральным проблемам, возникающим в результате изучения материального прошлого. Это раздел философии археологии . В этой статье будут затронуты человеческие останки, сохранение и законы, защищающие останки и культурные ценности, проблемы во всем мире, а также сохранение и этноархеология.

Археологи обязаны проводить свои исследования на высоком уровне и соблюдать законы об интеллектуальной собственности, правила охраны труда и техники безопасности, а также другие юридические обязательства. [1] Археологи на местах обязаны работать над сохранением археологических ресурсов и управлением ими, относиться к человеческим останкам с достоинством и уважением, а также поощрять информационно-пропагандистскую деятельность. Санкции предусмотрены для тех специалистов, которые не соблюдают эти этические кодексы. Вопросы археологической этики впервые начали возникать в 1960-х и 1970-х годах в Северной Америке и Западной Европе. [2] Ратификация ЮНЕСКО в целях защиты мировой культуры в 1970 году была одним из первых шагов по внедрению этических стандартов. [2] Археологи, проводящие этноархеологические исследования, предполагающие изучение живых людей, обязаны следовать рекомендациям, установленным Нюрнбергским кодексом (1947 г.) и Хельсинкской декларацией (1964 г.). [3]

История этики в археологии

[ редактировать ]

Первые археологи, как правило, были любителями, которые раскапывали участок с единственной целью собрать как можно больше предметов для показа в музеях. [4] Любопытство к людям прошлого и возможность найти прибыльные и интересные объекты оправдывали то, что многие профессиональные археологи сегодня считают неэтичным археологическим поведением. [4] Сдвиг в сторону научных знаний побудил многих ранних археологов начать документировать свои находки. В 1906 году был принят Закон о древностях, ставший первым законом в Америке, регулирующим археологические открытия. [4] Этот закон позволил обеспечить федеральную защиту объектов от разграбления, но не смог защитить коренные народы от конфискации их земель и объектов наследия. [4] Общество американской археологии было создано в 1934 году. [4] Эта организация помогла ввести регулирование в области археологии и обеспечила последовательную подготовку профессиональных археологов. [4] Ряд законов, принятых в 1960-х и 1970-х годах, создал сферу управления культурными ресурсами , которая защищает археологические объекты от посягательств на застройку. [4] Дебаты о правах коренных народов на имущество их предков происходили на протяжении 1980-х годов, кульминацией которых стало принятие Закона о защите могил коренных американцев и репатриации . [4] Возникновению этики в археологии способствовал сдвиг археологической теории в сторону постпроцессуализма , который фокусируется на критической оценке методов и влиянии археологии на политику. [4]

Человеческие останки

[ редактировать ]
1971 года Человеческие останки жертв геноцида в Бангладеш выставлены в Музее освободительной войны в Дакке, Бангладеш.

Общей этической проблемой в современной археологии является обращение с человеческими останками, найденными во время раскопок . [5] особенно те, которые представляют собой предков групп аборигенов в Новом Свете или остатки других рас меньшинств в других местах. [6] В ноябре 1990 года был принят Закон о защите и репатриации могил коренных американцев ( NAGPRA ), облегчающий возвращение определенных человеческих останков и священных предметов прямым потомкам и индейским племенам. [7] Там, где раньше можно было раскопать места, имеющие большое значение для коренных народов, а захоронения и артефакты вывезти на хранение в музеи или продать, [8] в настоящее время растет осознание необходимости более уважительного подхода. Технические разработки в области тестирования древней ДНК подняли еще больше этических вопросов в отношении обращения с этими человеческими останками. [9] Проблема не ограничивается человеческими останками коренных народов. В местах захоронений девятнадцатого и двадцатого веков, исследованных археологами, таких как могилы Первой мировой войны , нарушенные в результате событий, останки людей с тесно связанными с ними живыми родственниками были эксгумированы и увезены.

Шахтные гробницы раннего бронзового века, IA, потревоженные грабителями, кладбище Баб-эд-Дра.

Этика в коммерческой археологии

[ редактировать ]
В 2017 году было обнаружено, что в диораме «Лев, атакующий дромадера» содержатся неопознанные человеческие останки. Это вызвало обеспокоенность по поводу того, этично ли показывать эти останки. [10] Музей естественной истории Карнеги, Питтсбург, Пенсильвания.

В Соединенных Штатах большая часть современных археологических работ выполняется под эгидой занимающихся управлением культурными ресурсами . археологов, [11] в соответствии с разделом 106 [12] Закона о сохранении национального исторического наследия . Рекомендации по соблюдению раздела 106 предоставляются Консультативным советом по сохранению исторического наследия . [12]

Влияние соглашений о неразглашении

[ редактировать ]

Большая часть этой работы регулируется соглашениями о неразглашении с частными организациями. Основной этической критикой коммерческой археологической практики является преобладание соглашений о неразглашении информации, связанных с проектами развития, включающими компонент управления культурными ресурсами. [13] Критики утверждают, что соглашения о неразглашении являются барьером для публичного доступа к археологическим данным и создают неэтичные условия работы для археологов, и что археология, применяемая в сфере развития, сама по себе представляет угрозу археологическим данным. [13] Эта практика запрещает распространение информации, полученной из археологических данных в ходе таких проектов, среди общественности или академических учреждений для дальнейшего изучения и экспертной оценки. Скарр пишет, что «собирать предметы, превышающие требования… бессмысленно с академической точки зрения и безответственно с моральной точки зрения». [14] и было истолковано, что данные, собранные в результате полевых исследований по управлению культурными ресурсами, недоступные общественности из-за ограничений доступа NDA, создают такой избыток и, следовательно, являются проблематичными с этической точки зрения. [13]

Частная собственность и девелопмент

[ редактировать ]

Вопрос собственности имеет первостепенное значение в этической дискуссии о коммерческой археологии. В большинстве случаев, за исключением человеческих останков и артефактов, связанных с захоронениями, право собственности на артефакты и другие материалы, обнаруженные в результате археологических исследований, выполненных в рамках проектов развития, переходит к владельцу объекта, на котором проводятся раскопки. [13] Многие археологи считают это этически проблематичным и серьезным барьером для публичного доступа.

Колонизация и конфликт

[ редактировать ]

Всемирный археологический конгресс постановил, что «для профессиональных археологов и академических учреждений неэтично проводить профессиональную археологическую работу и раскопки на оккупированных территориях, захваченных силой». [15] Эта резолюция была истолкована как охватывающая не только регионы, где идет активный военный конфликт, но и регионы, которые были в конфликте в прошлом и в настоящее время находятся под колониальным правлением . [13] например, Северная и Южная Америка

Торговля антиквариатом

[ редактировать ]
Витрина нубийских древностей в Музее искусства и истории в Женеве.

не связана с современной дисциплиной археологии, Хотя формально международная торговля древностями она также поднимает этические вопросы, касающиеся владения археологическими артефактами. Рынок импортных древностей способствовал повреждению археологических памятников и часто приводил к призывам об их отзыве. [16] Известные места, такие как Ангкор-Ват в Камбодже, столкнулись с проблемами грабежей. [17] Мародерство часто приводит к потере информации, поскольку материальные останки вынимаются из своего первоначального контекста. [16] Примеры археологического материала, который был вывезен из места своего происхождения и по поводу его возвращения в настоящее время ведутся споры, включают мраморы Элгина .

В Соединенных Штатах Закон о древностях защищает археологические материалы от разграбления. [1] Закон устанавливает наказания за археологическое разграбление федеральной земли, позволяет президенту США объявлять археологические объекты национальными памятниками, устанавливает обязанность правительства сохранять археологические объекты и делать их доступными для общественности, а также требует, чтобы археологи, проводящие исследования, отвечали требованиям руководящие принципы, установленные министром внутренних дел. [1]

Законы и защита по всему миру

[ редактировать ]

Глобально

[ редактировать ]

Всемирный археологический конгресс (WAC) — это глобальная организация, которая каждые четыре года проводит конгресс для обсуждения последних публикаций и исследований, а также для обновления руководящих принципов и политики археологической практики. [18] WAC . публикует этический кодекс, которому должны следовать его археологи [18] Некоторые из соглашений, которые были приняты Этическим кодексом ВАК , включают Соглашение о Мертвом море, Соглашение Вермиллиона о человеческих останках и Соглашение Тамаки Макау-рау о демонстрации человеческих останков и священных объектов. [18] WAC также опубликовал отдельный этический кодекс защиты народов леса Амазонки. [18] В 1970 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ) провела в Париже конвенцию о мерах по запрещению и предотвращению незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. [19] [20] Многие страны присоединились, и он был введен в действие в 1972 году. [21] Важно отметить, что археологическая этика во всем мире неодинакова, и то, что считается этическим поведением, может варьироваться от культуры к культуре. [4] Многие археологические организации по всему миру требуют от своих членов соблюдения этического кодекса; однако некоторые из этих ассоциаций не публикуют свой этический кодекс для лиц, не являющихся членами. Некоторые из этих ассоциаций включают Корейское археологическое общество и Японскую археологическую ассоциацию .

Реестр профессиональных археологов [22] — это многонациональная организация, которая предоставляет аккредитацию археологам и смежным специалистам. Они создают сеть, которая объединяет археологов друг с другом и с отраслями промышленности, которые полагаются на их опыт.

Общество американской археологии (SAA) — это организация, которая занимается этической практикой археологии и сохранением археологических материалов в Америке. [23] Комитет САА по археологической этике постоянно обновляет действующий документ под названием «Принципы археологической этики», который был впервые создан в 1966 году. [23] SAA регистрирует профессиональных археологов, которые должны согласиться соблюдать кодекс поведения при проведении исследований. [23]

Правительство Соединенных Штатов постоянно принимает законы , защищающие археологические материалы и поддерживающие этические археологические исследования. Закон о древностях 1906 года установил наказание за археологическое грабежи, обеспечил ответственность правительства за сохранение археологических памятников и создал руководящие принципы проведения археологических исследований. [1] Закон об исторических памятниках 1935 года еще раз подтвердил, что сохранение археологических памятников имеет национальное значение. [1] Закон о национальном историческом сохранении 1966 года обеспечил федеральную защиту археологических объектов и установил необходимость экологической экспертизы, гарантируя, что развитие не уничтожит археологический материал. [1] Закон о защите археологических ресурсов 1979 года гласит, что археологические материалы должны быть сохранены после их обнаружения. [1] Закон о репатриации могил коренных американцев 1990 года (NAGPRA) предусматривает, что музеи, получающие государственное финансирование, должны попытаться вернуть археологические материалы коренным американцам, если туземцы претендуют на эти материалы. [1] NAGPRA также заявляет, что необходимо консультироваться с местными организациями, когда материалы коренных американцев обнаружены или ожидаются. [1]

Европейская ассоциация археологов (EAA), как и Общество американской археологии в США, является организацией, которая регулирует этическую практику археологии в Европе. [24] EAA требует от своих членов следовать опубликованному этическому кодексу. [24] Этический кодекс требует от археологов информировать общественность о своей работе, сохранять археологические памятники и оценивать социальные и экологические последствия своей работы перед ее началом. [24] Этот кодекс также обеспечивает этическую основу для проведения контрактной археологии, обучения полевым работам и публикаций в журналах. [24]

В то время как EAA регулирует этическую археологическую практику по всей Европе, Британская ассоциация биологической антропологии и остеоархеологии дополнительно предоставляет этические рекомендации для британских археологов, которые проводят исследования человеческих останков. [25]

Австралия

[ редактировать ]

Австралийская археологическая ассоциация (AAA) — это организация, которая регулирует и продвигает археологию по всей Австралии. [26] У ААА есть опубликованный этический кодекс, которому должны следовать ее члены. [26] Этический кодекс ААА освещает такие вопросы, как получение осознанного согласия , права коренных народов и сохранение объектов культурного наследия. [26] Кодекс этики ААА также гласит, что любой член, не соблюдающий кодекс, подлежит дисциплинарному взысканию. [26]

Канадская археологическая ассоциация (CAA) существует для распространения археологических знаний, поощрения общего интереса к археологии и действия в качестве связующего звена между канадскими аборигенами и археологами, изучающими их предков. [27] CAA обеспечивает этическую археологическую практику среди своих членов, предлагая принципы этики. [27] Эти принципы этики направлены на обеспечение доступа к знаниям, сохранение археологических памятников, когда это возможно, и развитие этических отношений между аборигенами и археологами. [27]

Национальные и международные противоречия

[ редактировать ]
Знак перед входом в Уолтон-холл Древнего Египта в Музее естественной истории Карнеги. Музей приглашает задавать вопросы и высказывать мнения относительно этической демонстрации человеческих останков. Для доступа к дополнительной информации предусмотрен QR-код.

Многие археологи на Западе сегодня являются служащими национальных правительств или работают в частном порядке в рамках государственного археологического законодательства. Во всех случаях это законодательство представляет собой в той или иной степени компромисс между интересами археологических находок и интересами экономического развития.

Владение Британским музеем скульптурами Парфенона, также называемыми «Элгинскими мраморами», было подвергнуто сомнению с этической точки зрения, поскольку эти скульптуры были вывезены из Греции при оспариваемых обстоятельствах.

Германия

[ редактировать ]

Вопрос о контроле и собственности на прошлое также был поднят в результате политического манипулирования археологическими данными с целью пропаганды национализма и оправдания военного вторжения. Известным примером является корпус археологов, нанятых Адольфом Гитлером для раскопок в Центральной Европе в надежде найти доказательства существования арийской культуры в масштабах всего региона.

Великобритания

[ редактировать ]

Вопросы, касающиеся этической обоснованности государственной политики в области наследия и того, достаточно ли она защищает важные останки, поднимаются во время таких случаев, как High Speed ​​1 в Лондоне , когда захоронения на кладбище на железнодорожной станции Сент-Панкрас были поспешно выкопаны с помощью JCB и с ними плохо обращались, чтобы сохранить важный инфраструктурный проект в соответствии с графиком. [28]

Кратер Евфрониоса был возвращен в Италию в 2008 году. В 1972 году он был куплен Метрополитен-музеем, который позже обнаружил, что он был получен незаконно.

Мрамор Парфенона, также известный как мрамор Элгина , включает в себя серию каменных скульптур и фризов, которые были взяты из Парфенона в Афинах, Греция. Греция находилась под властью Османской империи в то время, когда Томас Брюс, седьмой лорд Элгина, или лорд Элджин, в качестве посла Великобритании в Османской империи попросил его перевезти часть мрамора в более безопасное место, и в 1801 году ему было предоставлено это разрешение. В 1816 году они были проданы Британскому музею , а парламент заплатил за мрамор 350 000 фунтов стерлингов. Греция подает прошение о возвращении мраморов с 1924 года, утверждая, что они были получены незаконно, поскольку были оккупированы иностранными войсками и действовали не в соответствии с интересами народа Греции. [29] [30] [31]

В 1972 году Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрел Euphronious Krater , вазу, используемую для смешивания вина и воды, у коллекционера по имени Роберт Хехт за 1 000 000 долларов. Хехт предоставил документацию, которая после итальянского расследования оказалась фальсифицированной. Эта фальсификация была позже подтверждена в 2001 году, когда власти обнаружили рукописные мемуары Хекта. Кратер был получен в результате незаконных раскопок в 1971 году, вероятно, из этрусской гробницы. Он был куплен у Джакомо Медичи , затем перевезен контрабандой в Швейцарию и продан музею в Нью-Йорке. В 2006 году директор музея Филипп де Монтебелло согласился вернуть Кратер вместе с несколькими другими предметами в Италию. Они вернулись в Италию в 2008 году и выставлены на вилле Джулия в Риме. [32] [33]

Сохранение

[ редактировать ]

Другой вопрос заключается в том, следует ли раскапывать (и, следовательно, уничтожать) не находящиеся под угрозой исчезновения археологические находки или сохранять их нетронутыми, чтобы будущие поколения могли исследовать их с помощью потенциально менее инвазивных технологий. Некоторые археологические руководства, такие как PPG 16, приводят веские этические аргументы в пользу раскопок только на участках, которым грозит разрушение. Новая технология, такая как лазерное сканирование, стала пионером в неинвазивных методах записи петроглифов и гравюр. Другие технологии, такие как GPS и Google Earth, произвели революцию в том, как археологи находят и записывают потенциальные археологические памятники. [16]

В Соединенных Штатах было принято несколько законов, направленных на сохранение археологических памятников. [1] Некоторые из этих законов включают Закон о национальной охране исторических памятников 1966 года , который позволяет помещать археологические памятники и материалы, имеющие историческое значение, под федеральную защиту, и Закон о защите археологических ресурсов (ARPA) 1979 года , который помещает все археологические объекты под федеральную защиту. , а не только места исторического значения. [1]

Управление культурными ресурсами — это раздел археологии, который пытается защитить археологические памятники от разрушения и разрушения при строительстве. [34]

Этика в этноархеологии

[ редактировать ]

Этноархеология — это этнографическое изучение людей с археологической точки зрения. Эти исследования обычно проводятся на материальных останках рассматриваемого общества. [35] иногда используется в сочетании с традиционной археологией. Этноархеология представляет собой уникальный случай, поскольку занимается изучением людей, которое строго регламентировано. [36] Любое исследование, касающееся людей, должно быть представлено на одобрение этического комитета в соответствии с Нюрнбергским кодексом (1947 г.) и Хельсинкской декларацией (1964 г.). [1] Исследователи также должны получить информированное согласие от своих субъектов исследования. [1]

Археологи, проводящие этноархеологию или другие виды исследований с участием людей, должны придерживаться определенного кодекса для проведения правовых и этических исследований, однако этот кодекс тот же, которому следуют медицинские исследования . Специального кодекса археологических исследований с участием людей не существует. [1] Это было проблематично, и некоторые археологи сопротивляются соблюдению кодекса медицинской этики , утверждая, что медицинские исследования и этнографические исследования слишком разные, чтобы следовать одному и тому же кодексу. [1]

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Программа археологии NPS: археологическое право и этика» . nps.gov . Проверено 31 июля 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Галор, Катарина (2017), «Археологическая этика» , «В поисках Иерусалима », «Археология между наукой и идеологией», University of California Press, стр. 100–116, JSTOR   10.1525/j.ctt1pq349g.13 , получено 31 июля 2020 г.
  3. ^ Паркер, Майкл (1 декабря 2007 г.). «Этнография/этика» . Социальные науки и медицина . Информированное согласие в изменяющейся среде. 65 (11): 2248–2259. doi : 10.1016/j.socscimed.2007.08.003 . ISSN   0277-9536 . ПМИД   17854966 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Чедвик, Рут (2012). Энциклопедия прикладной этики . Эльзевир. стр. 179–188.
  5. ^ Сквайрс, Кирсти; Эриксон, Дэвид; Маркес-Грант, Николас (2020). Этические подходы к человеческим останкам: глобальная проблема биоархеологии и судебной антропологии . Чам: Спрингер. ISBN  978-3-030-32925-9 .
  6. ^ Март 2017 г., Майкл Балтер / 30 (30 марта 2017 г.). «Этическая битва за древнюю ДНК» . САПИЕНС . Проверено 12 июля 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  7. ^ «Закон о защите и репатриации могил коренных американцев (Служба национальных парков США)» . nps.gov . Проверено 12 июля 2020 г.
  8. ^ Ффорде, Крессида (27 августа 2003 г.). Ффорде, Крессида; Хьюберт, Джейн; Тернбулл, Пол (ред.). Мертвые и их имущество . дои : 10.4324/9780203165775 . ISBN  9781134568376 .
  9. ^ Николас, Джордж П. (2005). «Примечания редактора: о мтДНК и археологической этике» . Канадский журнал археологии . 29 (1): iii–vi. ISSN   0705-2006 . JSTOR   41103512 .
  10. ^ «Музей Карнеги скрывает знаменитую диораму «Лев, атакующий дромадера» | TribLIVE.com» . Triblive.com . 17 сентября 2020 г. Проверено 2 ноября 2020 г.
  11. ^ «Археология как карьера» . Общество американской археологии . Проверено 1 ноября 2020 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Правила раздела 106 | Консультативный совет по сохранению исторического наследия» . www.achp.gov . Проверено 1 ноября 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Хатчингс, Рич; Ла Саль, Марина (01 декабря 2015 г.). «Археология как капитализм катастроф» . Международный журнал исторической археологии . 19 (4): 699–720. дои : 10.1007/s10761-015-0308-3 . ISSN   1573-7748 . S2CID   142960882 .
  14. ^ Скарр, Джеффри (13 октября 2014 г.). Этика культурного наследия: между теорией и практикой . Открытое книжное издательство. ISBN  978-1-78374-067-3 .
  15. ^ «FAQ – Всемирный археологический конгресс» . Проверено 1 ноября 2020 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Бан, Пол (2013). Археология: очень краткое введение (2-е изд.) . Издательство Оксфордского университета. стр. 107–108. ISBN  9780199657438 .
  17. ^ Перлес, Джейн (21 марта 2005 г.). «Жестокая гонка за разграблением великолепия Ангкора» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 31 июля 2020 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д «Кодекс этики – Всемирный археологический конгресс» . Проверено 30 октября 2020 г.
  19. ^ «Борьба с незаконным оборотом, возвращением и реституцией культурных ценностей» . ЮНЕСКО.орг . 2019 . Проверено 20 октября 2020 г.
  20. ^ «Конвенция о мерах запрещения и предотвращения незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» . портал.unesco.org . Проверено 20 октября 2020 г.
  21. ^ «Конвенции» . pax.unesco.org . Проверено 20 октября 2020 г.
  22. ^ «Реестр профессиональных археологов - Главная» . rpanet.org . Проверено 1 ноября 2020 г.
  23. ^ Jump up to: а б с "Дом" . Общество американской археологии . Проверено 7 октября 2020 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д «Коды ЕАА» . www.eaa.org . Проверено 30 октября 2020 г.
  25. ^ «Этика и стандарты – БАБАО» . www.babao.org.uk . Проверено 30 октября 2020 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д «Кодекс этики | Австралийская археологическая ассоциация | AAA» . australianarchaeologicalassociation.com.au . Проверено 30 октября 2020 г.
  27. ^ Jump up to: а б с «Принципы этического поведения | Канадская археологическая ассоциация / Канадская ассоциация археологии» . canadianarchaeology.com . Проверено 30 октября 2020 г.
  28. ^ Мид, Ребекка (16 февраля 2020 г.). «Тела, похороненные под новой железной дорогой Бориса Джонсона» . Житель Нью-Йорка . Проверено 31 июля 2020 г.
  29. ^ «Как сюда попали Элгинские шарики?» . Новости Би-би-си . 05.12.2014 . Проверено 20 октября 2020 г.
  30. ^ «Элгинские мраморы | Греческая скульптура» . Британская энциклопедия . Проверено 20 октября 2020 г.
  31. ^ «Что в названии? Пришло время переосмыслить дебаты о мраморах Парфенона» . www.theartnewspaper.com . 22 марта 2019 г. Проверено 20 октября 2020 г.
  32. ^ «Евфроний (Сарпедон) Кратер» . Культура торговли людьми . Проверено 27 октября 2020 г.
  33. ^ «10 самых разграбленных артефактов» . Время . 05.03.2009. ISSN   0040-781X . Проверено 27 октября 2020 г.
  34. ^ «ASC: Что такое управление культурными ресурсами?» . web.sonoma.edu . Проверено 11 ноября 2020 г.
  35. ^ «Этноархеология» . обо . Проверено 29 сентября 2020 г.
  36. ^ «Защита человеческих исследований» . апа.орг . Проверено 29 сентября 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6772d10c17b1fba5942cbe4dfa036743__1721041440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/43/6772d10c17b1fba5942cbe4dfa036743.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archaeological ethics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)