Музей обуви Бата
Учредил | 1979 [ примечание 1 ] |
---|---|
Расположение | 327 Блур Стрит Вест Торонто , Онтарио , Канада |
Координаты | 43 ° 40'02 "с.ш. 79 ° 24'01" з.д. / 43,66722 ° с.ш. 79,40028 ° з.д. |
Тип | Кальцеология |
Посетители | 110,334 (2018) [ 2 ] |
Основатель | Соня Бата |
Куратор | Элизабет Семмельхак [ 3 ] |
Архитектор | Морияма и Тешима Архитекторы |
Доступ к общественному транспорту | |
Веб-сайт | www |
Музей обуви Бата ( BSM ) — музей обуви и кальцеологии в Торонто , Онтарио, Канада. Здание музея расположено недалеко от северо-запада кампуса Св. Георгия Университета Торонто , в центре Торонто . Здание музея площадью 3665 квадратных метров (39 450 квадратных футов) было спроектировано компанией Moriyama & Teshima Architects под руководством Раймонда Мориямы в качестве ведущего архитектора.
Коллекция обуви музея возникла из личных коллекций Сони Баты , созданных в середине 1940-х годов. В 1979 году Бата предоставил пожертвование на создание Фонда Музея обуви Бата с целью профессионального управления коллекцией и создания музея обуви для размещения, хранения и демонстрации коллекции. Фонд впервые представил коллекцию публике в 1992 году, хотя постоянное помещение для своего музея открыл только в мае 1995 года.
По состоянию на 2018 год [update]Постоянная коллекция музея включает более 13 000 туфель и других предметов, связанных с обувью, возрастом 4500 лет; снабдив музей самой большой коллекцией обуви в мире. Предметы коллекции музея либо хранятся на хранении, либо выставляются в его постоянной экспозиции. Музей также принимает и организует ряд временных и передвижных выставок , а также информационно-пропагандистских программ.
История
[ редактировать ]Коллекция музея возникла из личных коллекций Сони Баты , возникших из-за ее интереса к продукции, производимой компанией ее мужа, обувной компанией Bata , основанной Томашем Батей . Соня начала коллекционировать обувь вскоре после замужества с Томасом Дж. Батой в 1946 году и их последующего переезда в Торонто. [ 4 ] [ 5 ] Семья Бата переехала в Торонто в 1940-х годах, чтобы способствовать расширению компании в Торонто и Америке. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В 1965 году штаб-квартира компании была официально перенесена из Злина в Торонто (позже в 2002 году штаб-квартира компании была перенесена в Лозанну ). [ 7 ]
К концу 1970-х годов личная коллекция выросла до 1500 пар обуви, переполнив складские помещения компании. [ 1 ] [ 8 ] По предложению друга и антрополога Соня Бата в 1979 году предоставила пожертвование на создание Фонда Музея обуви Баты; организация, которая будет финансировать исследования обуви и профессионально управлять коллекцией. [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ] Хотя организация носила то же название, что и компания Bata, фонд был создан как некоммерческая организация, юридически отдельная от компании Bata. [ 1 ] [ 5 ] Фонд действовал как частная организация, поскольку Соня Бата выступала против создания учреждения, зависящего от государственных средств. [ 10 ] Фонд (а позже и музей) в основном финансируется за счет фонда, созданного за счет личного богатства Батасов. [ 1 ] [ 5 ]
С момента своего создания фонд намеревался найти здание для размещения коллекции, выставки обуви и размещения исследовательских центров кальцеологии . [ 5 ] Первые предложения построить музей рядом с Научным центром Онтарио или районом Харборфронт в Торонто были предложены, но оба были отклонены. [ 5 ] Первоначально Бата предложил построить музей в Харборфронте, хотя это вызвало общественный протест. [ 11 ] В качестве примирительного жеста совет столичного Торонто предложил фонду исключить имя Бата из названия музея, хотя Соня Бата отказалась и отказалась от планов построить музей в Харборфронт. [ 11 ] Впервые коллекция была публично представлена в Торонто в 1992 году в торговом комплексе «Колоннада». [ 1 ] [ 5 ] Фонд заключил контракт с Moriyama & Teshima Architects на проектирование музея для размещения коллекции, который был открыт для публики 6 мая 1995 года. [ 12 ] Стоимость строительства здания не была раскрыта ни семьей Бата, ни фондом, хотя, по оценкам, она составляет . от 8 до 12 миллионов канадских долларов [ 6 ] [ 13 ]
пара инкрустированных драгоценными камнями индийских туфель майори , которыми пользовался Сикандар Джа , а также золотой браслет и кольцо на пальце ноги. В январе 2006 года из музея были украдены [ 14 ] В 2006 году тапочки были оценены примерно в 160 000 канадских долларов, золотой браслет - в 45 000 канадских долларов, а кольцо на пальце ноги - в 11 000 канадских долларов. [ 15 ] Украденные предметы были возвращены музеем через несколько недель. [ 15 ]
Здание
[ редактировать ]Музей расположен в здании площадью 3665 квадратных метров (39 450 квадратных футов) на юго-западном углу улиц Сент-Джордж-стрит и Блур-стрит-Вест , недалеко от северо-западного угла кампуса Сент-Джордж Университета Торонто . [ 16 ] До того, как на этом месте разместился музей, на территории располагалась заправочная станция. [ 17 ] Станция Сент-Джордж — ближайшая метро Торонто к зданию станция .
Трехэтажное прямоугольное здание в стиле деконструктивизма было спроектировано студией Moriyama & Teshima Architects под Раймонда Мориямы руководством . Морияма был вдохновлен придать зданию форму коробок, используемых для хранения и защиты коллекции обуви Бата, когда он увидел их в 1978 году. [ 17 ] Крыша трехэтажного здания наклонена и выглядит как слегка перекошенная крышка на коробке из-под обуви. [ 6 ] [ 13 ] Здание занимает большую часть площади объекта из-за местных подзаконных актов о зонировании, ограничивающих высоту здания до 13,4 метра (44 футов). [ 17 ] Внешний вид здания выполнен из гладкого, наклоненного под углом известняка, добытого в Лионе , Франция; и стеклянные стены, выступающие из известнякового фасада здания и служащие входом. [ 13 ] [ 18 ] На внешней стороне здания также есть окна на высоте 13 метров (42 фута) над землей. [ 6 ]
Внутренняя часть строения разделена на три секции, движущиеся с востока на запад и расположенные на пяти этажах. Помимо выставочных залов, в здании также есть сувенирный магазин, лекционный зал и зал для приемов. [ 13 ] [ 18 ] Полы на нижних этажах музея сделаны из темного дерева и украшены ромбовидным паркетом - обманкой , которая притягивает взгляд посетителей к собственным ногам. [ 19 ] В главном зале здания есть центральная лестница, украшенная бронзовыми медальонами, отлитыми Дорой де Педери-Хант ; и круги врезались в ступеньки лестницы , чтобы впустить свет из окон наверху. [ 20 ] Всего лестница охватывает пять этажей, включая два подземных. [ 18 ] Витраж высотой 12,8 метра (42 фута) в форме обуви расположен на вершине центральной лестницы здания. [ 13 ] [ 18 ] Обтянутая кожей стойка регистрации здания также спроектирована так, чтобы выглядеть как обувь на лестнице. [ 20 ]
Выставки
[ редактировать ]В здании музея расположены четыре выставочные галереи, используемые для экспонирования постоянных, временных и передвижных выставок . [ 6 ] В настоящее время в музее работает только одна постоянная выставка « Все об обуви: обувь сквозь века» , а остальные три галереи используются для размещения временных выставок. [ 6 ] [ 21 ] Постоянная экспозиция музея расположена на двух нижних уровнях восточной стороны здания, а специализированные временные выставки расположены в галереях второго и третьего уровней здания. [ 20 ] [ 22 ] Выставочные галереи были спроектированы как «нейтральные пространства», что позволяло музею проводить различные выставки. [ 23 ] Чтобы разместить экспонаты, состоящие из деликатных и хрупких предметов, все галереи музея были спроектированы с соблюдением строгого экологического контроля, и в галереи попадало мало естественного света. [ 23 ]
Помимо физических выставок, проводимых внутри здания, музей также проводит онлайн-выставки, включая онлайн-компонент постоянной экспозиции музея « Все об обуви» . [ 24 ] В Виртуальном музее Канады также размещаются онлайн-выставки, созданные музеем. [ 25 ]
Постоянная экспозиция
[ редактировать ]Постоянная экспозиция музея «Все об обуви » представляет собой исторический обзор обуви на протяжении всей истории и включает в себя интерактивные экспозиции, подчеркивающие социальную значимость обуви и ее развитие в различных культурах. [ 6 ] На выставке также представлены экспонаты, посвященные развитию технологий изготовления обуви, мини-диорамы обувных мастерских на протяжении всей истории с дополнительным текстом и видео. [ 26 ]
Выставка состоит из трех компонентов : «За кулисами: взгляд на хранение артефактов» , «Мода в движении» и «Какова их линия». [ 27 ] Fashion Afoot — это часть выставки, которая исследует развитие модной обуви в 20 веке и появление обуви как основного модного аксессуара. [ 27 ] Какова их линия? исследуется специально созданная специализированная обувь, в том числе французские сабо, раздавливающие каштаны, и гета борца сумо. [ 27 ] В разделе «За кулисами» выставки выставлена обувь и другие предметы из коллекции музея. [ 27 ]
Экспонаты были разработаны дизайнерской фирмой Design+Communication Ltd. из Монреаля, которая разработала экспонаты с обувью, расположенной близко к зрителю, с монохромными изображениями общественной жизни, чтобы обеспечить контекст исторического использования обуви. [ 20 ] За этими экспонатами также представлены более крупные архитектурные изображения, призванные напомнить о временном культурном происхождении обуви. [ 20 ] Освещение на выставке приглушенное, чтобы защитить коллекцию от порчи. [ 19 ] Обувь обычно выставляется на невысоком помосте , обычно построенном из светлого клена. [ 19 ]
Самая маленькая обувь, которая обычно выставляется на постоянной выставке, — это китайская обувь высотой 7,6 сантиметра (3 дюйма), созданная для женщин, у которых были связаны ноги . [ 26 ] На выставке также представлен гипсовый слепок первого известного человеческого следа из Лаэтоли , сделанный из следов возрастом 3,7 миллиона лет, найденных в Танзании. [ 28 ]
Временные выставки
[ редактировать ]Музей организовал и провел ряд временных и передвижных выставок в других выставочных галереях. В мае 1995 года в музее прошли первые три временные выставки. Среди них «Мягкий шаг» , посвященный изменению статуса женщин в XIX веке и отразившийся на развитии их обуви; «Раз, два, пристегни мою туфлю», выставка, посвященная обуви в литературе; и «Ботинки инуитов: женское искусство», посвященные изготовлению инуитских муклуков . [ 6 ] [ 29 ] Ниже приводится пример временных выставок, проводимых в музее: [ 29 ]
- Сапоги инуитов: женское искусство (1995–1996)
- Раз, два, застегни мою туфлю: иллюстрации из современных детских книг об обуви (1995–1996)
- Нежный шаг - женское царство моды 1800–1900 (1995–1997)
- Обувные мечты: дизайн Андреа Пфистер (1996–1997)
- Традиции и инновации: обувь северных атапасков (1996–1997 гг.)
- Танцуй! - Менуэт на дискотеку (1997–1999)
- Свободные языки и потерянные подошвы: обувь в мультфильмах и карикатурах (1997)
- Танцуй! (1997–1999)
- Обувь Fantasia: скульптуры из обуви Гарри Гринвуда (1997)
- Укрощение обуви: от чердака до выставки (1997–1998)
- Дух Сибири (1997–1998)
- Маленькие подвиги: праздник детской обуви (1998–1999)
- Следы на священной земле: обувь коренных народов Юго-Запада (1998–1999)
- Японская обувь: по пути инноваций (1999–2000 гг.)
- Герберт и Бет Левин: американская пара (1999–1999)
- Падука: ступни и обувь в индийской традиции (1999–2000)
- Каждый шаг - лотос: обувь в жизни китаянок из позднего императорского Китая (2001)
- Высоты моды: история приподнятой стопы (2001)
- Идеальная пара: Истории свадебной обуви (2002–2004)
- Тропы через равнины: местная обувь Великих равнин (2004–2005 гг.)
- Иконы элегантности: влиятельные дизайнеры обуви ХХ века (2005–2007 гг.)
- Наблюдение небес, привязанное к земле: призыв к защите животных для китайских детей (2006–2007)
- Очарование рококо: женственность и обувь XVIII века (2006–2008 гг.)
- На пуантах: рост популярности балетной обуви (2008–2009)
- Красота, идентичность, гордость: обувь коренных жителей Северной Америки (2009)
- На пьедестале: от ренессансных Шопенов до туфлей в стиле барокко (2009–2010)
- Носки: Между тобой и твоей обувью (2010)
- Искусство в обуви/Обувь в искусстве (2010)
- Ревущие 20-е: подол, каблуки и большие надежды (2011)
- Роджер Вивье: Процесс к совершенству (2012)
- Собрано в поле: традиции обувного дела со всего мира (2013)
- Из коробки: рост культуры кроссовок (2013)
- Жертвы моды: удовольствия и опасности платья XIX века (2014)
- Стоять высоко: Любопытная история мужчин на каблуках (2015)
- Маноло Бланик: Искусство обуви (2018)
- ХОЧУ: обувь эпохи желания, дизайна и депрессии (2018)
- Золотой стандарт: блестящая обувь со всего мира (2021 г.)
- Искусство и инновации: традиционная арктическая обувь из коллекции Музея обуви Бата (2021 г.)
- Все наряжено: формирование культурных ожиданий (2022)
- Великий разрыв: обувь в эпоху Просвещения (2022 г.)
- Будущее сейчас: от виртуальных кроссовок до новейших достижений (2023 г.)
- Одержимый: как обувь стала предметом желания (2023)
- В цвету: Цветы и обувь (2023)
- Одеты, чтобы произвести впечатление: обувь и потребительство в 1980-е годы (на просмотре с 1 ноября 2023 г.)
Постоянная коллекция
[ редактировать ]По состоянию на апрель 2018 г. [update]Постоянная коллекция музея включает более 13 000 обуви и сопутствующих предметов возрастом 4500 лет; предоставление учреждению крупнейшей в мире и всеобъемлющей коллекции товаров, полностью посвященных обуви. [ 9 ] [ 30 ] [ 31 ]
Первоначально коллекция задумывалась как «рабочая коллекция» для семьи Бата, в которой можно было изучить методы изготовления обуви. [ 4 ] Техники и дизайн собранной обуви использовались для имитации традиционных стилей, встречающихся на местных рынках. [ 4 ] Однако позже объем был расширен до исторической и антропологической коллекции, когда Соня Бата начала собирать обувь у местного населения, где фабрики Бата вытесняли местную обувь, в попытке сохранить и документировать заменяемую обувь. [ 4 ] [ 6 ] В настоящее время музей приобретает предметы для своей коллекции посредством аукционов, пожертвований других коллекционеров, полевых работ или частных продавцов. [ 32 ] Целью музея является сохранение, а не восстановление обуви, предотвращение постоянного износа, но не удаление признаков износа или замена недостающих частей. [ 33 ] Нижеизложенное является частью философии музея, согласно которой изношенная обувь имеет важное культурное значение. [ 33 ] Музей не реставрирует приобретенные старые или сильно поврежденные экспонаты, а обрабатывает их, чтобы сохранить их нынешнее состояние и предотвратить дальнейшее ухудшение. [ 32 ]
Коллекция организована по нескольким культурным и географическим регионам, включая Африку, Китай, Индию, Японию, Корею, Латинскую Америку, Ближний Восток, коренные жители Северной Америки и циркумполярный регион. [ 9 ] Обувь коренных народов и северной Канады составляет основную часть коллекции музея. [ 9 ] Примерно четыре процента коллекции музея выставлено на обозрение, а остальные экспонаты хранятся на складах. [ 27 ] Хранящиеся предметы размещаются в одном из двух подземных хранилищ. [ 27 ] Помимо хранилищ, музей также размещает несколько «хранящихся предметов» в кубических шкафах, расположенных в общественных местах музея, служащих своего рода «видимым хранилищем». [ 34 ]
Самый старый предмет обуви из Европы, хранящийся в музее, — это пара сандалий, которые носил пастух из Тирольских Альп около 5200 лет до нашей эры . [ 19 ] Считается, что самой старой парой обуви из Америки в музее является анасази , сделанная из волокон юкки . [ 35 ] В музее также хранится коллекция обуви, которую носили известные личности, в том числе Пирс Броснан , Роджер Федерер , Терри Фокс , Элтон Джон , Карен Кейн , Джон Леннон , Мадонна , Мэрилин Монро , Наполеон , Элвис Пресли , Роберт Редфорд , Элизабет Тейлор , Пьер Трюдо. и королева Виктория . [ 31 ] [ 36 ]
Исследования и программы
[ редактировать ]Музей обуви Бата проводит и спонсирует исследования, направленные на понимание роли обуви в культурной и общественной жизни. [ 1 ] [ 9 ] Фонд Музея обуви Бата финансировал поездки по сбору и исследованию обуви в Азии , Европе , а также приполярных регионах и культурах, где традиции быстро меняются. Фонд также выпускает научные публикации. Музей связан с Канадской ассоциацией музеев , Канадской информационной сетью по наследию , Североамериканскими взаимными музеями, Ассоциацией художественных галерей Онтарио и Виртуальным музеем Канады.
Музей организует лекции, представления и светские вечера, часто с этнокультурным фокусом или общественным партнером. События часто освещают личную связь или культурный контекст, в котором была создана обувь. Ежегодная серия лекций «Лекция основателя» проводится каждый ноябрь и представляет собой публичное мероприятие с участием ведущего мыслителя, признанного во всем мире, занимающегося сближением культуры и общества. В музее также принимают участие сапожники со всего мира, которые демонстрируют публике методы изготовления обуви в попытке противодействовать вытеснению местных форм изготовления обуви. [ 32 ]
Информационно-пропагандистская деятельность
[ редактировать ]В 2018 году музей на школьных экскурсиях посетили около 9000 школьников. [ 2 ] В музее организованы тематические семейные мероприятия. Музей проводит ежегодную акцию по сбору средств «Согрей подошву носков», которая начинается во Всемирный день доброты , с целью сбора носков для пожертвования в местную благотворительную организацию. В музее также действует программа «Шаг вперед», субсидируемая Банком Монреаля , предоставляющая детям из групп риска возможность бесплатного доступа к интерактивным программам музея, основанным на учебной программе. [ 37 ] В 2018 году 1800 молодых людей получили доступ к его помещениям в рамках программы «Шаг вперед». [ 2 ]
Оружие
[ редактировать ]Герб Государственном реестре оружия, флагов Фонда Музея обуви Бета был официально зарегистрирован в и значков Канады 6 мая 1995 года. [ 38 ] На гербе использованы официальные цвета учреждения: синий и золотой, и имеется треугольное деление, расположенное вдоль ремешков, которые есть на большинстве сандалий. [ 38 ] Ботинок на гербе символизирует всю обувь, тогда как два ключа являются обычным символом в канадской геральдике для музеев. [ 38 ] Герб герба представляет собой шкуру животного, истерзанную ножом, представляющую собой два материала, используемых для изготовления обуви. [ 38 ]
Девиз музея: «Шаг за шагом» (или латынь : Per Saecula Gradatim ) изображен на гербе музея. Девиз приписывается Робертсону Дэвису , который предложил его по запросу Сони Бата. [ 6 ] Эта фраза имеет несколько значений, предполагая развитие учреждения и его коллекции, развитие исследований в области обуви и описание ходьбы. [ 38 ]
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брайдон 1998 , с. 812.
- ^ Jump up to: а б с «Годовой обзор BSM за 2018 год» . batashoemusum.ca . Музей обуви Бата. 2019. с. 16 . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «Контактная информация и список сотрудников» . batashoemuseum.ca . Музей обуви Бата. 2020 . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Брайдон 1998 , с. 811.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Купер 1999 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Викенс, Барбара (4 марта 2015 г.). «Открывается музей обуви Бата» . Канадская энциклопедия . Историка Канады . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ Филдинг, Джон (3 мая 2016 г.). «Дань:Мальчик, компания, город» . Кингстонский вигский стандарт . Постмедиа Сеть Инк . Проверено 19 марта 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Соня Бата, основательница Музея обуви Бата в Торонто, умирает в 91 год» . Новости ЦБК . Канадская радиовещательная корпорация. 22 февраля 2018 года . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ДеМелло 2009 , с. 32.
- ^ Брайдон 1998 , с. 828.
- ^ Jump up to: а б Брайдон 1998 , с. 824.
- ^ Брайдон 1998 , с. 809.
- ^ Jump up to: а б с д и Брайдон 1998 , с. 814.
- ^ Пузич, Соня (25 января 2006 г.). «Охота на украденные экспонаты Музея обуви Бата» . Глобус и почта . Компания Вудбридж . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фризен, Джо (4 марта 2006 г.). «Кеды раскрыли дело об украденных тапочках Бата» . Глобус и почта . Компания Вудбридж . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Музей обуви Бата» . mtarch.com . Архитекторы Морияма и Тешима . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Брайдон 1998 , с. 813.
- ^ Jump up to: а б с д Купер 1999 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с д Брайдон 1998 , с. 816.
- ^ Jump up to: а б с д и Брайдон 1998 , с. 815.
- ^ «Обзор выставки» . batashoemuseum.ca . Музей обуви Бата. 2020. Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ Купер 1999 , с. 72–73.
- ^ Jump up to: а б «Музей обуви Бата: Архитектура» (PDF) . batashoemuseum.ca . Музей обуви Бата . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Онлайн-выставки» . batashoemuseum.ca . Музей обуви Бата. 2020 . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «На территории Канады: истории обуви в ранней Канаде» . virtualmuseum.ca . Виртуальный музей Канады. Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Купер 1999 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Все об обуви» . batashoemuseum.ca . Музей обуви Бата. 2020 . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Купер 1999 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б «Прошедшие выставки» . batashoemuseum.ca . Музей обуви Бата. 2020 . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Брайдон 1998 , с. 823.
- ^ Jump up to: а б Коннор, Кевин (28 апреля 2018 г.). «Шагните назад во времени и расширьте свою подошву в Музее обуви Бата» . Торонто Сан . Постмедиа Сеть Инк . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с ДеМелло 2009 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б «Консервация» . batashoemuseum.ca . Музей обуви Бата. 2020 . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Купер 1999 , с. 75.
- ^ Брайдон 1998 , с. 817.
- ^ Фокс, Джим (15 января 2014 г.). «Из коробки в Музее обуви Бата в Торонто» . Торонто Сан . Постмедиа Сеть Инк . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Шаг вперед» . batashoemuseum.ca . Музей обуви Бата. 2020 . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Фонд Музея обуви Бата» . Генерал-губернатор Канады . Проверено 16 августа 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брайдон, Энн (1998). «Не в ногу: Музей обуви Бата в Торонто». Американский ежеквартальный журнал . 50 (4): 809–830. дои : 10.1353/aq.1998.0041 . S2CID 145317994 .
- Купер, Венди (1999). «Музей обуви Бата, Торонто». Обзор материальной культуры/Обзор материальной культуры . 49 (1): 71–77.
- ДеМелло, Марго (2009). Ноги и обувь: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-3133-5715-2 .