Jump to content

Этноихтиология

Этноихтиология — это область антропологии , которая изучает человеческие знания о рыбе , использование рыбы и важность рыбы в различных человеческих обществах. Он опирается на знания из многих различных областей, включая ихтиологию , экономику , океанографию и морскую ботанику .

Эта область исследований направлена ​​на понимание деталей взаимодействия людей с рыбами, включая как когнитивные, так и поведенческие аспекты. [1] Знание рыб и их жизненной стратегии чрезвычайно важно для рыбаков. Чтобы сохранить виды рыб, также важно знать о знаниях других культур о рыбе. Незнание воздействия деятельности человека на популяции рыб может поставить под угрозу виды рыб. Знания о рыбах можно получить посредством опыта, научных исследований или информации, передаваемой из поколения в поколение. Некоторые факторы, влияющие на объем приобретаемых знаний, включают ценность и численность различных видов рыб, их полезность в рыболовстве и количество времени, которое человек тратит на наблюдение за закономерностями жизненного цикла рыб. [2]

Этимология

[ редактировать ]

Этот термин впервые был использован в научной литературе У.Т. Морриллом. [3] Он обосновал происхождение и использование этого термина, заявив, что он возник из модели « этноботаники ». [4] [5] [6]

Важность сохранения

[ редактировать ]

Этноихтиология может быть очень полезна для изучения и изучения изменений окружающей среды, вызванных антропогенными факторами, такими как сокращение рыбных запасов, исчезновение видов рыб и внедрение чужеродных видов рыб в определенные среды. [7] Этноихтиологические знания могут быть использованы для создания стратегий сохранения окружающей среды. [8] Обладая глубокими знаниями экологии рыб, можно принимать обоснованные решения в отношении методов рыболовства и избегать разрушительных экологических практик. Этноихтиологические знания могут стать решающим фактором между сохранением вида рыбы или введением моратория на рыбную ловлю.

На Ньюфаундленде произошел коллапс промысла трески

[ редактировать ]

Крах промысла трески в Ньюфаундленде и Лабрадоре произошел из-за отсутствия этноихтиологических знаний и усилий по сохранению. Воды Ньюфаундленда когда-то кишели треской . Экипаж Джона Кэбота сообщил, что «Море там полно рыбы, которую можно ловить не только сетями, но и рыболовными корзинами». [9] Пока команда Джона Кэбота не прибыла на Ньюфаундленд, ловившие треску в основном занимались натуральной рыбалкой. Обычно они использовали такие методы, как отсадочная установка , ярусный промысел и использование небольших траулеров . [10] Эти методы не оказывали стрессового воздействия на популяцию трески. Однако вторжение европейских сверхдержав оказало огромное давление на окружающую среду. В какой-то момент французы , англичане, испанцы и португальцы бросили якорь на расстоянии 12 миль от берега Ньюфаундленда с помощью больших траулеров, чтобы максимизировать улов. Это было крайне вредно для населения. Улов трески достиг своего пика в 1968 году и составил 80 000 тонн. [11] после чего наблюдалось устойчивое снижение численности населения. Иностранные корабли были вынуждены ловить рыбу в двухстах милях от берега. Несмотря на благие намерения, результаты оказались неблагоприятными. Это произошло потому, что канадские и американские рыбаки были освобождены от конкуренции и смогли увеличить свой улов. К 1980-м годам количество выловленной рыбы увеличилось с безопасных 139 000 тонн до неприемлемых 250 000 тонн. [10]

Было обнаружено, что использование драггеров чрезвычайно вредно для популяции трески по нескольким причинам. Это не только привело к сокращению численности взрослой трески, но и нанесло ущерб их воспроизводству. Во время нереста треска чрезвычайно уязвима для беспокойства. Их яйца часто разлетаются из-за волочителей. Драггеры также выделяют химическое вещество, которое, как считается, отрицательно влияет на эмбриогенное развитие трески. Наконец, драгеры уничтожают среду обитания трески, других рыб и ракообразных . [12]

Федеральное правительство Канады было вынуждено объявить мораторий на вылов трески в 1992 году из-за того, что популяция достигла опасно низкой численности. Хотя местные прибрежные рыбаки выражали обеспокоенность по поводу состояния населения с начала 1980-х годов, правительство предпочло полагаться на научные данные. Научное сообщество не замечало признаков нестабильности численности населения до 1986 года. Когда они представили свои выводы правительству, соответствующее сокращение не было проведено с достаточной поспешностью, чтобы позволить численности населения стабилизироваться. Правительство было вынуждено ввести запрет на вылов трески, иначе этот вид рискует исчезнуть. [10]

Этого запрета можно было бы избежать, если бы больше внимания уделялось этноихтиологическим знаниям местных рыбаков. Хотя мораторий не позволил треске вымереть в районе Ньюфаундленда, он также имел некоторые негативные последствия. Крупные компании потеряли бизнес, а рыбаки, ведущие натуральное хозяйство, были вынуждены искать новые способы заработка на жизнь. Вряд ли треска когда-нибудь вернется к своей первоначальной численности.

Конкретные культуры

[ редактировать ]

Этноихтиологические знания различаются в зависимости от культуры. Каждая культурная группа по-своему взаимодействует с видами рыб в своей среде обитания. Часто народные знания совпадают с идеями, изложенными в научной литературе. Те, кто работает с рыбой, например рыбаки, обладают широким спектром знаний о рыбе, с которой они имеют опыт работы. Они понимают такие вещи, как трофические взаимоотношения между местными и экзотическими видами рыб, модели миграции и предпочтения среды обитания наиболее ценных рыб. Установлено, что рыбаки хорошо владеют классификацией и биологией рыб. Эти знания можно использовать для совершенствования стратегий управления рыболовством. Народные знания могут иметь чрезвычайно важное значение при расширении биологических исследований. [2]

Река Пиракаба

Небольшой промысел на реке Пиракаба в Бразилии стал предметом недавнего этнобиологического исследования Ренато и др. . [2] Исследователи хотели изучить знания бразильских рыбаков, чтобы сравнить их с данными научной литературы. Рыбаки продемонстрировали большие знания, касающиеся диеты, хищничества, распространения, размножения и миграции. Они, скорее всего, были осведомлены о таких вещах, как среда обитания, а не о размножении. Хотя воспроизводство необходимо для продолжения вида, знание времени нереста практически не влияет на работу рыбаков. Однако среда обитания — это предмет, знания в котором чрезвычайно важны. Рыбаки должны знать, где обитает рыба, чтобы получить хороший улов. Зная, чем питается тот или иной вид, можно точнее определить, где можно встретить нужный вид. Рыбаки также стараются знать, где охотятся хищники желаемого вида, чтобы не потерять часть своего улова. Знания рыбаков о повадках видов рыб расширяются в отношении видов, распространенных или экономически ценных. [2]

Ча-Ча

Ча-ча, жители острова Сент-Томас, Виргинские острова , имеют тесную связь с видами рыб, обитающими в их водах. Они умеют ловить рыбу тремя способами. Ловушки из дерева, металла и сетки используются как профессиональными рыбаками, так и рыболовами, занимающимися натуральным хозяйством. Рыбаки, ведущие натуральное хозяйство, обычно устанавливают несколько ловушек на мелководье возле своих домов, тогда как профессиональные рыбаки устанавливают большое количество ловушек на глубокой воде. Нейнинг - один из наименее распространенных методов рыбной ловли в культуре Ча-Ча из-за нехватки времени и получения непрактично большого улова. Это отнимает много времени, поскольку требует большой точности, поскольку техника варьируется в зависимости от размера и формы рыбы. Этому часто придают меньшее значение, поскольку уловы обычно настолько велики, что всю рыбу невозможно продать до того, как она испортится. При ловле неводом используется вертикальная сеть, которую можно натянуть так, чтобы окружить косяк рыбы. Хендлайнинг в сочетании с чаммингом — последний из трех методов, используемых Ча-Ча. Десять или пятнадцать фунтов мелкой рыбы, называемой «мальком», измельчают в песке, а затем бросают в воду. Эта смесь под названием кета привлечет рыбу. В этот момент на ручные лески наживляется целая малька. Этот метод дает большие уловы рыбы. [13]

Рыба в культуре

[ редактировать ]

Рыба, помимо того, что является важным источником пищи, занимает особое место в человеческой культуре. Рыба играет главную роль во многих романах и фильмах, таких как «Старик и море» , «Иона и кит» , «Челюсти» , «История акулы» и «В поисках Немо» . В некоторых религиях рыба также служила духовной цели. Они являются важными символами в таких религиях, как христианство , индуизм и иудаизм . Ихтис, простой рисунок рыбы, хорошо известен в христианской культуре. Считается, что это связано с накормлением множества людей. Иисус Христос умножал хлебы и рыбу, чтобы накормить большое собрание людей. [14]

  1. ^ МАРКЕС, JGW Этноихтиология: рыбаки-рыбаки в трансдисциплинарных водах. В: БРАЗИЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА ИКТИОЛОГИИ, 11, 1995a, Кампинас. Тезисы... Кампинас: UNICAMP/Бразильское общество ихтиологии, 1995a. п. 1-41.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ренато AM Сильвано; Альпина Бегосси (январь 2002 г.). «Этноихтиология и охрана рыб в реке Пирасикаба (Бразилия)» . Журнал этнобиологии . 22 (2): 285–306.
  3. ^ МОРРИЛЛ, В.Т. Этноихтиология Ча-Ча. Этнология, Питтсбург, т. 6, с. 405-417, 1967.
  4. ^ Мурао, Дж. С.; Норди, Н. 2002. Основные критерии, используемые рыбаками-кустарями в народной систематике рыб из устья реки Мамангуапе, Параиба, Бразилия. Интерсиенсия, 27 (11): 607–612.
  5. ^ Мурао, Дж.С.; Норди, Н. 2003. Этноихтиология рыбаков-ремесленников из устья реки Мамангуапе, Параиба, Бразилия. Вестник Института рыбного хозяйства, 29 (1): 9-17.
  6. ^ Коста-Нето, EM; Диас, CV; Мело, Миннесота, 2002. Традиционные ихтиологические знания рыбаков из города Барра, регион среднего Сан-Франциско, штат Баия, Бразилия. Acta Scientiarum, 24 (2): 561–572.
  7. ^ Азеведо-Сантос, В.М.; Коста-Нето, ЕМ; Лима-Стрипари, Н. 2010. Представления рыбаков-ремесленников, использующих водохранилище Фурнас, штат Минас-Жерайс, о рыболовных ресурсах: этноихтиологическое исследование. Журнал «Биотемас», 23 (4): 135-145.
  8. ^ Альбукерке, UP 1999. Важность этнобиологических исследований для разработки стратегий управления и сохранения тропических лесов. Журнал «Биотемас» , 12: 31-47.
  9. ^ Ловля трески в Ньюфаундленде № 15 и 16 веков.
  10. ^ Перейти обратно: а б с «Коллапс рыболовства в Атлантическом океане Канады» . Архивировано из оригинала 25 января 2009 г. Проверено 13 января 2009 г.
  11. ^ Отчет о состоянии запасов донной рыбы в северо-западной части Атлантического океана Канады. Секретариат оценки атлантических запасов, Департамент рыболовства и океанов. Июнь 1994 г. с.19.
  12. ^ Репродуктивный успех атлантической трески (Gadus Morhua): потенциальное воздействие траления. Отчет подготовлен: OCEANS Ltd., Ньюфаундленд для Ассоциации прибрежного рыболовства Ньюфаундленда. Февраль 1990 г., стр. 79–89.
  13. ^ Моррилл, Уоррен Т. (1967). «Этноэтиология Ча-Ча». Этнология . 6 (4): 405–416. дои : 10.2307/3772827 . JSTOR   3772827 .
  14. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Символика рыбы» . www.newadvent.org .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4f0f46579df183f8ed890fd9973c1de__1705594020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/de/c4f0f46579df183f8ed890fd9973c1de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethnoichthyology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)