Jump to content

Рыбий интеллект

У слононосой рыбы самое высокое соотношение потребления кислорода мозгом и телом среди всех известных позвоночных.
Костлявый окунь имеет наименьшее соотношение массы мозга к массе тела среди всех известных позвоночных.

Интеллект рыб — это «результат процесса приобретения, хранения в памяти, извлечения, объединения, сравнения и использования в новых контекстах информации и концептуальных навыков». [1] применительно к рыбе . Из-за распространенного среди исследователей мнения, что костистые рыбы «примитивны» по сравнению с млекопитающими и птицами , исследований когнитивных способностей рыб было гораздо меньше, чем исследований этих типов животных, и многое остается неизвестным о когнитивных способностях рыб, хотя имеются свидетельства сложных навигационных навыков. таких как когнитивные карты, увеличивается. [2] [3]

По сравнению с рыбами аналогичного размера, млекопитающие и птицы обычно имеют размер мозга в пятнадцать раз больше, хотя у некоторых видов рыб, таких как слононосая рыба, очень велико соотношение мозга к телу . Тем не менее, рыбы по-прежнему демонстрируют интеллект, который невозможно объяснить с помощью Павлова и оперантного обусловливания, например, обратное обучение, новое избегание препятствий и одновременное выполнение задач с двумя вариантами ответов. [4] Некоторые рыбы также соответствуют млекопитающим и птицам по исполнительным функциям тормозного моторного контроля . [5] Кроме того, некоторые рыбы также обладают окситоцину благодаря способностью чувствовать страх другой рыбы, . Австралийский биолог Кулум Браун утверждает, что рыбы могут казаться менее умными, чем они есть на самом деле, из-за различий между водной и наземной средой. [6]

Рыбы являются рекордсменами по относительному весу мозга позвоночных. Большинство видов позвоночных имеют одинаковое соотношение массы мозга и тела. Глубоководный батипелагический костоухий окунь. [7] имеет наименьшее соотношение среди всех известных позвоночных. [8] С другой стороны, электрогенная слононосая рыба, африканская пресноводная рыба, имеет одно из самых больших соотношений массы мозга и тела среди всех известных позвоночных (немного выше, чем у человека) и самое высокое соотношение потребления кислорода мозгом и телом среди всех известных позвоночных. известных позвоночных (в три раза больше, чем у человека). [9]

Поперечное сечение мозга морской акулы с выделенным мозжечком.

Рыбы обычно имеют довольно маленький мозг по сравнению с размером тела по сравнению с другими позвоночными, обычно составляющий одну пятнадцатую массы мозга птицы или млекопитающего такого же размера. [10] Однако у некоторых рыб мозг относительно крупный, особенно у мормирид и акул , у которых мозг примерно такой же массивный по отношению к массе тела, как у птиц и сумчатых . [11]

Мозжечок хрящевых и костных рыб крупный и сложный. По крайней мере в одном важном отношении он отличается по внутренней структуре от мозжечка млекопитающих: мозжечок рыб не содержит дискретных глубоких ядер мозжечка . Вместо этого основной мишенью клеток Пуркинье являются клетки особого типа, распределенные по коре мозжечка, тип, не встречающийся у млекопитающих. Цепи мозжечка одинаковы у всех классов позвоночных . , включая рыб, рептилий, птиц и млекопитающих [12] Аналогичное строение мозга имеется и у головоногих моллюсков с хорошо развитым мозгом, например у осьминогов . [13] Это было воспринято как доказательство того, что мозжечок выполняет функции, важные для всех видов животных , имеющих мозг.

У мормирид (семейство слабоэлектрочувствительных пресноводных рыб) мозжечок значительно больше, чем весь остальной мозг вместе взятый. Самая большая его часть представляет собой специальную структуру, называемую клапаном , которая имеет необычно правильную архитектуру и получает большую часть информации от электросенсорной системы. [14]

Было показано, что отдельные карпы , пойманные рыболовами, после этого становятся менее уловистыми. [15] [16] Это говорит о том, что рыба использует память о негативном опыте, чтобы связать поимку со стрессом, и поэтому ее становится труднее поймать. [17] Этот тип ассоциативного обучения также был продемонстрирован у райских рыб ( Macropodus opercularis ), которые избегают мест, где они подверглись единичному нападению хищника, и продолжают избегать их в течение многих месяцев. [18]

Рыба-клоун Красного моря может узнать своего партнера после 30-дневной разлуки.

Ряд исследований показал, что рыбы могут сохранять информацию месяцами или годами. Как ни странно, канальный сом ( Ictalurus punctatus ) может запомнить человеческий голосовой сигнал, объявляющий о еде, через пять лет после того, как последний раз слышал этот призыв. [19] Золотые рыбки запоминают цвет тюбика, в который выдавали корм, через год после последнего предъявления тюбика. [19] Нерка все еще реагирует на световой сигнал, предшествующий поступлению пищи, в течение восьми месяцев с момента последнего подкормки . [20] Некоторые обыкновенная красноперка и голавль помнили человека, который приучил их кормить с руки, даже после 6-месячного перерыва. [21] Радужные рыбы с багровыми пятнами могут научиться спасаться от трала, проплывая через небольшое отверстие в центре, и вспоминают этот метод 11 месяцев спустя. [22] Радужную форель можно научить нажимать на планку, чтобы добыть еду, и они помнят об этом через три месяца после того, как в последний раз видели планку. [23] Рыба-клоун Красного моря может узнать своего партнера через 30 дней после того, как ее экспериментально удалили из домашней анемоны. [24]

Некоторые виды рыб способны изучать сложные пространственные отношения и формировать когнитивные карты . [25] Они могут ориентироваться, используя несколько ориентиров или символов. [26] [27] и они способны интегрировать опыт, который позволяет им генерировать соответствующие реакции избегания. [28] [29] В 2020 году неврологическое исследование с использованием беспроводных систем нейронной записи измерило неврологическую активность золотых рыбок и обнаружило убедительные доказательства, подтверждающие идею о том, что рыбы формируют навигационные когнитивные карты. [3]

Инструментальное поведение

[ редактировать ]
Продолжительность: 4 секунды.
Видео стрельбы лучника по добыче

Использование инструментов иногда рассматривается как показатель интеллекта животных. У рыб мало примеров использования орудий, возможно, потому, что у них есть только рот, в котором они могут держать предметы. [30]

Некоторые виды губанов держат во рту двустворчатых моллюсков (гребешков и моллюсков) или морских ежей и разбивают их о поверхность камня («наковальню»), чтобы разбить их. [31] [32] Такое поведение рыбы-бивня с оранжевыми точками ( Choerodon анкораго ) было снято на видео; [33] рыба обмахивает песок, чтобы выкопать двустворчатого моллюска, берет его в рот, подплывает несколько метров к камню, который использует как наковальню, разбивая моллюска на части боковыми ударами головы.

Рыбы-лучники ( семейство Toxotidae) брызгают струями воды на насекомых на растениях над поверхностью воды, сбивая их в воду. Они могут регулировать размер брызг в соответствии с размером добычи насекомых. [34] Они даже могут научиться стрелять по движущимся целям. [35] [36]

Белохвостые стрекозы очищают скалу, где они собираются отложить яйца, всасывая и выдувая на поверхность песчинки. [37] Спинороги обдувают морских ежей водой , чтобы перевернуть их, тем самым обнажая их более уязвимую нижнюю часть. [38] Речные скаты создают своими плавниками потоки воды, чтобы высасывать пищу из трубы ПВХ. [39] Полосчатая акара ( Bujurquina vittata ) откладывает яйца на вкладыш и уносит лист при приближении хищника. [40]

В ходе одного лабораторного исследования атлантическая треска ( Gadus morhua ), получив доступ к оперантной машине для кормления, научилась тянуть за веревку, чтобы добыть еду. Исследователи также пометили рыбу, продев бусину перед ее спинным плавником. Некоторые рыбы зацеплялись за веревку своей бусинкой, в результате чего еда доставлялась. Эти рыбы со временем научились плавать определенным образом, чтобы бусинка неоднократно зацеплялась за веревку и добывала пищу. Поскольку рыба целенаправленно использовала объект, внешний по отношению к своему телу, это удовлетворяет некоторым определениям использования инструментов. Точно так же, или даже в случае некоторых губанов, двустворчатый моллюск — не инструмент, а сама добыча. Если бы губан использовал камень, чтобы добраться до двустворчатого моллюска, то он подпадал бы под эту классификацию. Судя по всему, очень мало или вообще не наблюдалось поведения рыб, использующих инструменты так же, как люди, но вместо этого изменяющих потоки воды таким образом, чтобы это приносило пользу их выживанию. [41]

Строительство

[ редактировать ]

Что касается использования инструментов, то конструктивное поведение может быть в основном врожденным. Тем не менее, оно может быть сложным, и тот факт, что рыбы могут разумно ремонтировать свое творение, предполагает наличие интеллекта. Способы строительства у рыб можно разделить на три категории: раскопки, нагромождения и склеивание. [42]

Раскопки могут представлять собой простые углубления, вырытые в грунте, такие как гнезда боуфина , малого окуня и тихоокеанского лосося . [42] но он также может состоять из довольно больших нор, используемых для укрытия и гнездования. Роющие виды: илистые прыгуны, красная полосатая рыба ( Cepola Rubescens) (норы глубиной до 1 м, часто с боковой ветвью), [43] желтоголовая челюсть ( Opistognathus aurifrons ) (камеры глубиной до 22 см, выстланные фрагментами кораллов для ее закрепления), [44] собачка -заключенная ( Pholidichthys leucotaenia) , чья нора представляет собой лабиринт туннелей и камер длиной до 6 м, [45] [46] и никарагуанская цихлида ( Hypsophrys nicaraguensis ) , которая бурит туннель, вращаясь внутри него. [42] Норы илистых прыгунов имеют форму буквы J и могут достигать глубины 2 м. Два вида, гигантский илистый прыгун ( Periophthalmodon schlosseri) и ходячий бычок ( Scartelaos histophorus ) , строят на дне своих нор специальную камеру, в которую они переносят полный рот воздуха. Выпущенный воздух накапливается в верхней части камеры и образует резерв, из которого рыбы могут дышать - как и все земноводные рыбы, илистые прыгуны хорошо дышат воздухом. Если исследователи экспериментально извлекают воздух из специальных камер, рыбы старательно его пополняют. Значение такого поведения связано с тем фактом, что во время прилива, когда вода покрывает илистые отмели, рыбы остаются в своих норах, чтобы избежать хищников, а вода внутри замкнутой норы часто плохо насыщена кислородом. В такие моменты эти дышащие воздухом рыбы могут воспользоваться запасом воздуха своих особых камер. [47] [48]

Курганы легко построить, но они могут быть довольно обширными. В ручьях Северной Америки самец гольяна Exoglossum maxillingua длиной 90–115 мм (3,5–4,5 дюйма) собирает холмики высотой 75–150 мм (3,0–5,9 дюйма) и высотой 30–45 см (12–18 дюймов). в диаметре, состоит из более чем 300 камешков диаметром 13–19 мм (от четверти до половины дюйма). Эти камешки рыбы носят во рту по одному, иногда воруя некоторые из холмиков других самцов. Самки откладывают икру на верхнем склоне курганов, а самцы засыпают икру еще галькой. Самцы роговоголового голавля Nocomis biguttatus длиной 90 мм (3,5 дюйма) и речного голавля Nocomis micropogon длиной 100 мм (3,9 дюйма) также строят насыпи в течение репродуктивного сезона. Они начинают с расчистки небольшого углубления в субстрате, которое заполняют до 10 000 гальки, пока насыпи не станут длиной 60–90 см (2,0–3,0 фута) (в направлении течения воды), 30–90 см (0,98 фута) в длину. –2,95 футов) в ширину и 5–15 см (2,0–5,9 дюйма) в высоту. Самки откладывают яйца среди этой гальки. Скопление камней не содержит песка и подвергает икру воздействию хорошего потока воды, снабжающей кислородом. [42] Самцы многих видов цихлид, насиживающих рот, в озерах Малави и Танганьика строят песчаные конусы, которые наверху уплощены или имеют форму кратера. Некоторые из этих курганов могут достигать 3 м в диаметре и 40 см в высоту. Курганы служат для того, чтобы произвести впечатление на самок или позволяют распознать вид во время ухаживания. [42]

Самцы иглобрюха Torquigener sp. также строят песчаные насыпи, чтобы привлечь самок. Курганы диаметром до 2 м имеют сложную структуру с расходящимися гребнями и долинами. [49]

Некоторые виды строят насыпи из кусочков кораллов, чтобы защитить вход в свои норы, как у кафелевых рыб. [50] [51] и бычки рода Valenciennea, [52] [53] или для защиты участка песка, в котором они зарываются на ночь, как в случае с иорданским клыком Choerodon jordani. [54] и губан-скалоход Novaculichthys taeniourus . [55]

Самцы колюшек хорошо известны своей привычкой строить закрытые гнезда из кусочков растительности, склеенных выделениями почек. Некоторые из них украшают вход в гнездо необычно окрашенными водорослями или даже блестящей фольгой, экспериментально введенной в окружающую среду. [56]

Пенные гнезда, состоящие из пузырьков воздуха, склеенных слизью изо рта, также хорошо известны у гурами и панцирных сомов .

Социальный интеллект

[ редактировать ]

Рыбы могут запоминать качества других особей, такие как их конкурентоспособность или прошлое поведение, и соответствующим образом изменять свое поведение. Например, они могут помнить личности людей, которым они проиграли в бою, и избегать этих людей в будущем; или они могут узнавать территориальных соседей и проявлять к ним меньшую агрессию по сравнению с чужаками. [57] Они могут узнавать людей, в чьей компании в прошлом они получали меньше еды, и в будущем предпочитают общаться с новыми партнерами. [57]

Кажется, что рыба помнит, кто из людей наблюдал за ней в прошлом. В эксперименте с сиамскими бойцовскими рыбками двух самцов заставили драться друг с другом под наблюдением самки, которую самцы также могли видеть. Затем победителю и проигравшему поединку был предоставлен выбор: провести время рядом со наблюдающей самкой или с новой самкой. Победитель одинаково ухаживал за обеими самками, но проигравший проводил больше времени рядом с новой самкой, избегая самки-наблюдательницы. [58] Самки этого вида предпочитают самцов, которых они видели победителями в бою, самцам, которых они видели проигравшими. [59] и поэтому для мужчины имеет смысл отдать предпочтение женщине, которая никогда не видела, чтобы он проигрывал, а не женщине, которая видела, как он проигрывал.

Социальные взаимодействия также обеспечивают контекст для теста транзитивного вывода, который выясняет, что если A > B и B > C, то A > C. В исследовании с цихлидой Astatotilapia burtoni рыбы-наблюдатели могли наблюдать агрессивные взаимодействия между парами другие лица. Они стали свидетелями того, как особь A победила особь B, затем особь B победила особь C, затем C победила D, а D победила E. Затем рыбам-наблюдателям был предоставлен выбор: общаться либо с B, либо с D (оба из которых, как они видели, однажды победили, и проиграть один раз). Все восемь протестированных рыб-наблюдателей проводили больше времени рядом с D. Рыбы этого вида предпочитают общаться с более подчиненными особями, поэтому предпочтение D показало, что наблюдатели выяснили, что, учитывая, что B превосходит C, а C - перед D, тогда D должен был подчиняться B. [60]

Исследование 2023 года показало, что рыбки данио используют окситоцин, чтобы реагировать на страх перед другими рыбами. Окситоцин также используется людьми для сочувствия . Было обнаружено, что рыбки данио, у которых выработка окситоцина была удалена путем редактирования генов, не могут реагировать на страх перед другими рыбами. Когда рыбам вводят окситоцин обратно, они реагируют таким образом, что можно предположить, что они сочувствуют этой эмоции. Более того, поскольку в процесс были вовлечены те же области мозга, что и у млекопитающих, исследование предполагает, что эмпатия, основанная на окситоцине, возможно, развилась от общего предка много миллионов лет назад. [61]

Есть несколько примеров обманчивости рыб , что позволяет некоторым исследователям предположить, что они могут обладать теорией разума . Однако большинство наблюдений обмана можно понимать как инстинктивные модели поведения, запускаемые конкретными событиями окружающей среды, и они не требуют от рыбы понимания точки зрения других особей.

Дисплей отвлечения

[ редактировать ]
Взрослые самцы-боуфины отвлекают потенциальных хищников от мальков, дергаясь, как будто они ранены.

У трехиглой колюшки ( Gasterosteus aculeatus ) самцы иногда видят, что их гнездо, полное яиц, становится жертвой групп мародерствующих самок; некоторые самцы, увидев приближающуюся группу самок, уплывают от своего гнезда и начинают тыкаться мордой в субстрат, как если бы самка совершала набег на гнездо. [62] [63] [64] Эта отвлекающая демонстрация обычно заставляет самок вести себя так, как будто там было обнаружено гнездо, и они спешат к этому месту, оставляя настоящее гнездо самца в покое. Самцы боуфина ( Amia Calva ), заботящиеся о своих свободно плавающих мальках, демонстрируют сходное отвлечение внимания, когда приближается потенциальный малек-хищник; они отходят и мечутся, как раненые, привлекая внимание хищника к себе. [65]

Ложное ухаживание

[ редактировать ]

В озерах Малили в Сулавеси, Индонезия, один из видов серебристокрылых парусников ( Telmatherina sarasinorum ) питается яйцами. Они часто следуют за ухаживающими парами близкородственных видов T. antoniae . Когда эти пары откладывают яйца, T. sarasinorum бросается туда и съедает яйца. В четырех различных случаях в полевых условиях (всего из 136 наблюдательных боев) самец T. sarasinorum , преследовавший пару ухаживающих T. antoniae, в конечном итоге прогнал самца T. antoniae и занял его место, ухаживая за гетероспецифичной самкой. Эта самка выпустила яйца, после чего самец бросился к яйцам и съел их. [66]

Симулирование смерти

[ редактировать ]

Имитация смерти как способ привлечь добычу — еще одна форма обмана. [67] В озере Малави была замечена хищная цихлида Nimbochromis Livingstonii, которая сначала оставалась неподвижной, положив брюшко на песок или рядом с ним, а затем падала на бок. В другом варианте некоторые N. Livingstonii провалились сквозь толщу воды и приземлились на бок. Затем рыба оставалась неподвижной в течение нескольких минут. Их цветной узор был пятнистым и напоминал гниющий труп. Мелкие любознательные цихлиды других видов часто приближались и внезапно подвергались нападению хищника. Около трети имитирующих смерть представлений привели к нападению, и около одной шестой нападений оказались успешными. [68] другая африканская цихлида, Lamprologus lemairii , обитающая в озере Танганьика , делает то же самое. Сообщается, что [69] Южноамериканская цихлида, цихлида желтой куртки Parachromis friedrichsthalii , также использует симуляцию смерти. Они переворачиваются на бок на дне воронок, в которых обитают, и остаются неподвижными до 15 минут, в течение которых нападают на мелких моллинезий , подошедших к ним слишком близко. [70] Гребенчатый окунь Mycteroperca acutirostris также может быть актером, хотя в этом случае его поведение следует называть умиранием или симуляцией болезни, а не симуляцией смерти, поскольку, лежа на боку, рыба иногда покачивает телом. В 1999 году у побережья юго-восточной Бразилии был замечен молодой гребневый окунь, который использовал эту тактику и поймал пять мелких жертв за 15 минут. [71]

Сотрудничество

[ редактировать ]

Совместное добывание пищи отражает некоторую умственную гибкость и планирование и поэтому может быть интерпретировано как интеллект. Есть несколько примеров у рыб. [72]

Желтохвостый янтарный Джек может образовывать стаи по 7–15 особей, которые маневрируют U-образными формациями, чтобы отрезать хвостовую часть косякам добычи ( ставриды или хрюканья Кортеса) и сгоняют уменьшенную косяк рядом с дамбами, где они приступают к ловле добычи. [73]

В коралловых рифах Красного моря бродячие коралловые группы , заметившие небольшую добычу, прячущуюся в расщелине, иногда посещают спящую нору гигантской мурены и качают ей головой, и это, похоже, является приглашением к групповой охоте, поскольку мурена часто уплывает вместе с групером, ее подводят к расщелине, где прячется добыча, и она начинает исследовать эту щель (которая слишком мала, чтобы впустить групера), либо ловя добычу сама, либо выбрасывая ее на открытое место, где морской окунь хватает его. [74] Близкородственная коралловая форель также заручается помощью мурен таким образом, и они делают это только тогда, когда искомая добыча спрятана в расщелинах, где только угорь может ее смыть. Они также быстро учатся приглашать преимущественно тех отдельных угрей, которые сотрудничают чаще всего. [75]

Точно так же крылатка-зебра, обнаружившая присутствие мелких рыб-жертв, раздувает плавники, приглашая других крылаток-зебр или даже другой вид крылаток ( Pterois антенната ), чтобы присоединиться к ним, чтобы лучше загонять добычу в угол и по очереди наносить удары. добычей, так что каждый отдельный охотник имеет одинаковый уровень поимки. [76]

Рыба-комар ( Gambusia holbrooki ) может различать двери, отмеченные двумя или тремя геометрическими символами, только один из которых позволяет рыбе воссоединиться со своими товарищами по косяку. Этого можно достичь, когда два символа имеют одинаковую общую площадь поверхности, плотность и яркость, что и три символа. [77] Дальнейшие исследования показали, что это различение распространяется на символы 4 против 8, 15 против 30, 100 против 200, 7 против 14 и 8 против 12 символов, опять же с учетом нечисловых факторов. [78] Другие виды, которые прошли аналогичные испытания с некоторым успехом, включают золотую рыбку (различение между 2 против 3 и 10 против 15), [79] гуппи (3 против 4 и 4 против 5), [80] [81] и рыбки данио (2 против 3, 3 против 4 и 4 против 5, но не 5 против 6 или 6 против 7). [82]

Многие исследования показали, что при наличии выбора стайные рыбы предпочитают присоединиться к более крупному из двух косяков. Утверждалось, что некоторые аспекты такого выбора отражают способность рыб различать числовые величины. [83] [84] [85] [86]

Лабораторное исследование зебры-мбуны и глазчатого речного ската показало, что эти рыбы могут складывать и вычитать единицу из 2, 3 или 4. Рыбам пришлось усвоить, что если представить, скажем, 3 желтых символа, то в последующем тест выбора между 2 и 4 символами, нужно было выбрать 2, чтобы получить продовольственное вознаграждение (таким образом, желтый цвет означал «выбрать на один меньше»); но если им предлагалось 3 синих символа, то им приходилось выбирать 4, а не 2 (таким образом, синий означал «выберите еще один»). Рыбы легко освоили это задание (критерием успеха было 70% правильного выбора). Важно отметить, что если после трех желтых символов им был предоставлен выбор между 1 и 2, они выбрали 2; и наоборот, если после трех синих символов рыбе был предоставлен выбор между 4 или 5 символами, она выбрала 4. Этот последний тест показал, что рыба усвоила концепцию «на один меньше» или «на один больше», а не просто «меньше». «или «больше». [87]

Социальное обучение

[ редактировать ]

Рыба может научиться выполнять определенное поведение, просто наблюдая за действиями других особей. [57] Это по-разному называют обучением через наблюдение , культурной передачей или социальным обучением . Например, рыба может выучить определенный маршрут, проследовав несколько раз за опытным поводком. учили В одном исследовании гуппи плавать через отверстие, отмеченное красным, игнорируя при этом другое, отмеченное зеленым, чтобы добыть еду на другой стороне перегородки; когда к этим опытным рыбам («демонстраторам») присоединилась наивная («наблюдатель»), наблюдатель следовал за демонстрантами через красную дыру и сохранял эту привычку после того, как демонстранты были удалены, даже когда зеленая дыра теперь позволяла есть пищу. доступ. [88] В дикой природе молодые французские пехотинцы следуют традиционным миграционным маршрутам длиной до 1 км между местами дневного отдыха и ночными местами кормления на коралловых рифах; если метят группы из 10-20 особей и затем пересаживают в новые популяции, они следуют за резидентами по предназначенному для них – трансплантатам – новому пути миграции, а если через два дня резидентов выселяют, то пересаженные хряки продолжают используйте новый маршрут, а также места для отдыха и кормления на обоих концах. [89]

Благодаря культурной передаче рыбы также смогут узнать, где находятся хорошие места для корма. Девятиглая колюшка , когда им предоставляется выбор между двумя кормовыми участками, за которыми они наблюдали какое-то время, предпочитает тот участок, на котором было замечено больше рыбы, добывающей пищу, или на котором было замечено, что рыба кормится более интенсивно. [90] Аналогичным образом, в полевом эксперименте, где тринидадским гуппи давали выбор между двумя четко обозначенными кормушками в их родных реках, испытуемые выбирали кормушку, где уже присутствовали другие гуппи, а в последующих экспериментах, когда обе кормушки были заброшены, испытуемые вспоминали ранее популярный фидер и выбрал его. [91]

Благодаря социальному обучению рыбы могут научиться не только тому, где добывать пищу, но и тому, что и как ее добывать. Выращенного в инкубатории лосося можно научить быстро принимать новую живую добычу, похожую на ту, с которой он столкнется после выпуска в дикую природу, просто наблюдая, как опытный лосось ловит такую ​​добычу. [92] [93] То же самое и с молодью окуня . [94] В лаборатории молодь европейского морского окуня может научиться нажимать на рычаг, чтобы добыть пищу, просто наблюдая, как опытные особи используют рычаг. [95]

Рыбы также могут узнавать от других хищные виды. Толстоголовые гольяны , например, могут усвоить запах хищной щуки, просто одновременно подвергаясь этому запаху и виду опытных гольянов, реагирующих страхом, а ручьевая колюшка может узнать визуальную идентичность хищника, наблюдая за реакцией испуга опытных гольянов. толстоголовые пескари. [96] Рыбы также могут научиться распознавать запах опасных мест, когда они одновременно подвергаются воздействию этого запаха и других рыб, которые внезапно проявляют реакцию испуга. [97] Лосось, выращенный в инкубатории, может усвоить запах хищника, одновременно подвергаясь его воздействию и сигнальному веществу, выделяемому раненым лососем. [98]

Скрытое обучение

[ редактировать ]

Скрытое обучение — это форма обучения, которая не сразу выражается в явной реакции; это происходит без какого-либо очевидного подкрепления усвоенного поведения или ассоциаций. Одним из примеров рыб является исследование самцов трехпятнистого гурами ( Trichopodus trichopterus ). [99] Этот вид быстро формирует иерархию доминирования. Чтобы задобрить доминанта, подчиненные принимают типичную позу тела под углом 15-60° к горизонтали, все плавники сложены, тело бледного цвета. Люди, обученные связывать световой стимул с неизбежным появлением еды, демонстрируют это ассоциативное обучение, приближаясь к поверхности, куда обычно падает еда, сразу же, как только появляется световой стимул. Однако, если подчиненного поместить в резервуар с доминирующей особью и подать световой стимул, подчиненный немедленно примет позу подчинения, а не приблизится к поверхности. Подчиненный предсказал, что выход на поверхность за едой приведет к конкуренции с доминантом, и, чтобы избежать потенциальной агрессии, он немедленно пытается успокоить доминанта.

Рыба-чистильщик

[ редактировать ]
Губан-чистильщик Bluestreak (внизу) с рыбой-клиентом

Губан -чистильщик ( Labroides dimidiatus ) оказывает услугу «клиентским» рыбам (принадлежащим к другим видам), удаляя и поедая их эктопаразитов . Клиенты могут пригласить на сеанс чистки, приняв обычную позу или просто оставаясь неподвижными возле станции очистки губана. При этом они могут даже образовывать очереди. Но сеансы уборки не всегда заканчиваются хорошо, потому что губаны (или имитирующие губанов паразитические саблезубые собачки ) могут обманывать и поедать питательную слизь тела своих клиентов, а не только эктопаразитов, что заставляет клиента трястись, а иногда и бежать. . Эта система стала предметом обширных наблюдений, которые выявили когнитивные способности губанов-чистильщиков и их клиентов. Например, клиенты воздерживаются от предложения провести сеанс уборки, если они стали свидетелями плохого завершения сеанса уборки предыдущего клиента. [100] [101] Уборщицы создают впечатление, что стараются сохранить хорошую репутацию, потому что они меньше обманывают, когда видят, что за ними наблюдает большая аудитория (длинная очередь клиентов). [102] Уборщики иногда работают в команде мужчин и женщин, и когда меньшая самка обманывает и кусает клиента, более крупный самец прогоняет ее, как бы наказывая за то, что она запятнала их репутацию. [103]

Зеркальный тест

[ редактировать ]

Исследование губанов-чистильщиков Bluestreak, проведенное в 2019 году, показало, что они могут успешно пройти зеркальный тест . По мнению авторов, их результаты означают, что необходимо пересмотреть либо прежние концепции самосознания животных, либо обоснованность теста на отметку. [104] Гордон Гэллап , автор теста, считает, что результаты лучше всего объясняются наличием у рыб инстинктов соскребать паразитов. [105] В 2022 году было проведено более масштабное исследование с положительными результатами, но рыба прошла его только тогда, когда отметка напоминала паразита. Затем авторы подтвердили свой вывод о том, что необходимо пересмотреть либо самосознание животных, либо обоснованность теста на маркировку как метода. [106]

Игровое поведение часто считают коррелятом интеллекта. Одним из возможных примеров среди рыб является слононосая рыба Петерса с электролокацией (упомянутая выше как имеющая одно из самых больших соотношений массы мозга и тела среди всех известных позвоночных). Было замечено, как одна особь в неволе подносила небольшой шарик из алюминиевой фольги (хороший проводник электричества) к выпускной трубке аквариумного фильтра, позволяя току отталкивать шарик, прежде чем погнаться за ним и повторить такое же поведение. [107] Сообщалось, что тот же вид пытался удержать трубы вертикально на поверхности воды, пока они не упали, а затем повторил попытку. [108] Также было замечено, как содержащиеся в неволе цихлиды с белыми пятнами сотни раз ударяли по плавающему термометру, заставляя его раскачиваться и покачиваться. [109]

Продовольственный чулок

[ редактировать ]

Запасы еды потенциально можно рассматривать как планирование животного на будущее. Одним из примеров кратковременного зарыбления является вьющийся окунь ( Anabas testudineus ). Особей содержали поодиночке в аквариумах и кормили гранулами, брошенными на поверхность. Когда гранулы сбрасывались одна за другой с интервалом в 1 секунду, рыба брала их, когда они достигали поверхности, и складывала их в рот. В среднем рыба помещала в рот 7 гранул, прежде чем уйти, чтобы их съесть. Когда они голодали в течение 24 часов перед тестом на кормление, они удвоили количество запасенных гранул (в среднем 14); нижняя часть их голов вздулась под грузом. Такое поведение может указывать на то, что конкуренция за пищу у этого вида обычно острая и что любая адаптация к получению пищи будет полезной. [110]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хамфрис, Л.Г. (1979). «Конструкт общего интеллекта». Интеллект . 3 (2): 105–120. дои : 10.1016/0160-2896(79)90009-6 .
  2. ^ Родригес, Фернандо; Кинтеро, Бланка; С любовью, Лукас; Мадрид, Дэвид; Салас-Пенья, Кармен; Салас, Косме (11 августа 2021 г.). «Пространственное познание костистых рыб: стратегии и механизмы» . Животные . 11 (8): 2271. дои : 10.3390/ani11082271 . ISSN   2076-2615 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Винепинский, Эхуд; Коэн, Лир; Перчик, Шей; Бен-Шахар, Охад; Дончин, Офер; Сегев, Ронен (8 сентября 2020 г.). «Представление краев, направления головы и кинематики плавания в мозгу свободно перемещающихся рыб» . Научные отчеты . 10 (1): 14762. Бибкод : 2020НатСР..1014762В . дои : 10.1038/s41598-020-71217-1 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   7479115 .
  4. ^ Эллен, Мелизанда; Буркарт, Джудит М.; Бшары, Редуан (14 марта 2022 г.). «Нет доказательств общего интеллекта у рыб» . Этология . 128 (5): 424–436. Бибкод : 2022Этол.128..424А . дои : 10.1111/eth.13275 . ISSN   0179-1613 .
  5. ^ Люкон-Ксикато, Тайрон; Гатто, Элия; Бисацца, Анджело (13 октября 2017 г.). «Рыбы выполняют задачи, связанные с тормозным моторным контролем, подобно млекопитающим и птицам» . Научные отчеты . 7 (1): 13144. Бибкод : 2017NatSR...713144L . дои : 10.1038/s41598-017-13447-4 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   5640690 . ПМИД   29030593 .
  6. ^ Стромберг, Джозеф (4 августа 2014 г.). «Рыбы гораздо умнее, чем мы думаем?» . Вокс . Проверено 13 марта 2024 г.
  7. ^ Фрёзе, Райнер; Поли, Дэниел (ред.) (2014). « Акантонус арматус » в FishBase . Версия за январь 2014 года.
  8. ^ Fine ML, Horn MH и Cox B (1987) « Acanthonus Armatus , глубоководная костистая рыба с маленьким мозгом и большими ушами», Труды Королевского общества B , 230 (1259) 257-265.
  9. ^ Нильссон, Йоран Э. (1996). «Потребность мозга и тела в кислороде Gnathonemus Petersii, рыбы с исключительно большим мозгом» (PDF) . Журнал экспериментальной биологии . 199 (3): 603–607. дои : 10.1242/jeb.199.3.603 . ПМИД   9318319 .
  10. ^ Хелфман, Коллетт и Фейси, 1997 , стр. 48–49.
  11. ^ Хелфман, Коллетт и Фейси 1997 , стр. 191
  12. ^ Bell CC, Хан В., Sawtell NB (2008). «Структуры, подобные мозжечку, и их значение для функции мозжечка». Анну. Преподобный Нейроски . 31 : 1–24. дои : 10.1146/annurev.neuro.30.051606.094225 . ПМИД   18275284 .
  13. ^ Вудхэмс PL (1977). «Ультраструктура аналога мозжечка у осьминога». Джей Комп Нейрол . 174 (2): 329–45. дои : 10.1002/cne.901740209 . ПМИД   864041 . S2CID   43112389 .
  14. ^ Ши З, Чжан Ю, Мик Дж, Цяо Дж, Хан ВЗ (2008). «Нейрональная организация уникальной специализации мозжечка: клапан мозжечка мормиридовой рыбы» . Дж. Комп. Нейрол . 509 (5): 449–73. дои : 10.1002/cne.21735 . ПМЦ   5884697 . ПМИД   18537139 .
  15. ^ Беукема, Джей-Джей (1970). Эксперименты по ловле карпа: снижение уловистости за счет одного пробного обучения. Нидерландский зоологический журнал, 20: 81–92.
  16. ^ Беукема, Джей Джей и Вос, GJ (1974). Экспериментальные проверки основного предположения метода повторного поимки в прудовых популяциях карпа Cyprinus carpio L. Journal of Fish Biology, 6(3): 317.
  17. ^ Раат, AJP (1985). Анализ рыболовной уязвимости карпа Cyprinus carp /0 L. при ловле методом «поймал-отпустил» в прудах. Исследования аквакультуры , 16(2): 171-187.
  18. ^ Чани, В. и Дока, А. (1993). Изучение взаимодействия между добычей и хищной рыбой. Морское поведение и физиология , 23: 63–78.
  19. ^ Перейти обратно: а б Рибс, С.Г. (2008) Долговременная память рыб. Проверено 9 июля 2014 г.
  20. ^ Таррант, Р.М. (1964) Скорость исчезновения условной реакции у молоди нерки. Сделки Американского общества рыболовства 93: 399-401.
  21. ^ Клаузевиц, В. (1960) Замечательная попытка приручить дикую рыбу, Nature and People 90: 91-96; цитируется по: Бшари Р., Виклер В. и Фрике Х. (2002) Познание рыб: взгляд примата, Познание животных 5, 1-13.
  22. ^ Браун, К. (2001) Знакомство с тестовой средой улучшает реакцию побега у радужной рыбы с малиновыми пятнами, Melanotaenia duboulayi , Animal Cognition 4: 109-113.
  23. ^ Адрон, Дж. В., Грант, П. Т. и Коуи, CB (1973) Система для количественного изучения способности к обучению радужной форели и ее применения для изучения пищевых предпочтений и поведения. Журнал биологии рыб 5: 625-636.
  24. ^ Фрике, Х. (1974) Экоэтология моногамной рыбы-анемона Amphiprion bicinctus, Journal of Animal Psychology 36: 429-512; цитируется по: Бшари Р., Виклер В. и Фрике Х. (2002) Когнитивные способности рыб: взгляд примата. Познание животных 5:1-13.
  25. ^ Одлинг-Сми, Л. и Брейтуэйт, Вирджиния (2003). Роль обучения в ориентировании рыбы. Рыба и рыболовство , 4: 235–246.
  26. ^ Рибс, С.Г. (2007) Ориентация рыб Проверено 29 августа 2014 г.
  27. ^ Журнал студентов наук о жизни. «Подходящая методология лабиринта для изучения обучения рыб» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года . Проверено 28 мая 2009 г.
  28. ^ Портавелла, М. Торрес, Б. и Салас, К. (2004). Реакция избегания у золотых рыбок: эмоциональное и временное вовлечение медиальной и латеральной телеэнцефатической мантии. Журнал неврологии , 24: 2342–2335.
  29. ^ Юэ, С. Мочча, Р.Д. и Дункан, IJH (2004). Исследование страха у домашней радужной форели Oncorhynchus mykiss с использованием задачи на обучение избеганию. Прикладная наука о поведении животных , 87: 343–354.
  30. ^ Рибс, С.Г. (2011) Использование инструментов у рыб . Проверено 10 июля 2014 г.
  31. ^ Койер, Дж. А. (1995) Использование камня в качестве наковальни для разбивания гребешков желтоголовым губаном Halichoeres garnoti (Labridae). Бюллетень морской науки 57: 548-549.
  32. ^ Пасько, Л. (2010) Поведение шестиствольного губана Thalassoma hardwicke , подобное орудию (Bennett, 1830). Зоопарковая биология 29: 767-773.
  33. ^ «Видео показывает первое использование рыбой инструментов — ScienceBlog.com» . scienceblog.com . 28 сентября 2011 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
  34. ^ Шлегель Т., Шмид С.Дж. и Шустер С. (2006) Выстрелы лучника эволюционно соответствуют прилипанию добычи. Текущая биология 16: R836-R837.
  35. ^ Шустер С., Вёль С., Грибш М. и Клостермайер И. (2006) Когнитивные способности животных: как рыба-лучник учится сбивать быстро движущиеся цели. Текущая биология 16: 378-383.
  36. ^ Дилл, Л.М. (1977) Преломление и плевковое поведение рыбы-стрелка ( Toxotes chatareus ), Поведенческая экология и социобиология 2: 169-184.
  37. ^ Кинлисайд, MHA (1979) Разнообразие и адаптация в поведении рыб, Springer-Verlag, Берлин.
  38. ^ Фрике, Х. (1975) Решение простых задач у рыб. Журнал психологии животных 38: 18–33; цитируется по: Бшари Р., Виклер В. и Фрике Х. (2002) Когнитивные способности рыб: взгляд примата. Познание животных 5:1-13.
  39. ^ Куба, М.Дж., Бирн, Р.А., и Бургхардт, Г.М. (2010) Новый метод изучения решения проблем и использования инструментов у скатов ( Potamotrygon castexi ). Познание животных 13: 507-513.
  40. ^ Кинлисайд, MHA, и Принс, К. (1976) Выбор места нереста в связи с родительским уходом за яйцами у Aequidens paraguayensis (Pisces: Cichlidae). Канадский журнал зоологии 54: 2135-2139.
  41. ^ Милло, С.; Нильссон, Дж.; Фоссейденген, JE; Бегу, ML; Фернё, А.; Брейтуэйт, Вирджиния; Кристиансен, ТС (2014). «Инновационное поведение рыб: атлантическая треска может научиться использовать внешнюю метку для управления автокормушкой» (PDF) . Познание животных . 17 (3): 779–85. дои : 10.1007/s10071-013-0710-3 . ПМИД   24249160 . S2CID   254130780 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и Рибс, С.Г. (2009–2013) Могут ли рыбы строить вещи? Проверено 10 июля 2014 г.
  43. ^ Аткинсон, Р.Дж.А., и Пуллин, Р.С. (1996) Наблюдения за норами и роющим поведением красной полосатой рыбы Cepola Rubescens L., Морская экология 17: 23-40.
  44. ^ Колин, PL (1973) Роющее поведение желтоголовой челюсти, Opistognathus aurifrons , Copeia 1973: 84-90.
  45. Подсказки National Geographic от осужденного . Получено 11 июля 2014 г.
  46. ^ Серия BBC Life Удивительные животные - Рыба-заключенный Дата обращения 11 июля 2014 г.
  47. ^ Ишимацу А., Хисида Ю., Такита Т., Канда Т., Оикава С., Такеда Т. и Хуат К.К. (1998) Илистые прыгуны хранят воздух в своих норах, Nature 391: 236- 237.
  48. ^ Ли, Х.Дж., Мартинес, Калифорния, Герцберг, К.Дж., Гамильтон, А.Л., и Грэм, Дж.Б. (2005) Поддержание воздушной фазы норы и дыхание илистого прыгуна Scartelaos histophorus (Gobiidae: Oxudercinae), Журнал экспериментальной биологии 208: 169-177 .
  49. ^ Кавасе, Хироши; Оката, Ёдзи; Ито, Кимиаки (2013). «Роль огромных геометрических круглых структур в воспроизводстве морской рыбы-фугу» . Научные отчеты . 3 (1): 2106. Бибкод : 2013NatSR...3E2106K . дои : 10.1038/srep02106 . ПМЦ   3696902 . ПМИД   23811799 .
  50. ^ Бюттнер, Х. (1996) Насыпи из песчаной плитки Malacanthus Plumieri (Bloch, 1787) и связанных с ней рыб в Колумбии, Бюллетень морской науки 58: 248-260
  51. ^ Кларк, Э., Пол, Дж. Ф., и Холстед, Б. (1998) Экология и поведение кафельных рыб, Hololatilus starcki , H. fronticinctus и родственных видов (Malacanthidae): не курганов и строителей курганов, Экологическая биология рыб 52: 395-417.
  52. ^ Кларк, Э., Столл, М.Дж., Олберн, Т.К., и Петцольд, Р. (2000) Образование курганов и пищевое поведение двуполосого бычка Valenciennea helsdingenii в южной части Красного моря, Экологическая биология рыб 57: 131- 141.
  53. ^ Такегаки Т. и Накадзоно А. (2000) Роль насыпей в содействии водному обмену в норах моногамного бычка Valenciennea longipinnis (Lay et Bennet), ухаживающих за яйцами, в журнале экспериментальной морской биологии и экологии 253: 149-163.
  54. ^ Нанами А. и Нишихира М. (1999) Строительство гнезда лабридной рыбой Choerodon jordani (Snyder 1908), Coral Reefs 18: 292.
  55. ^ Такаянаги С., Сакаи Ю., Хашимото Х. и Гушима К. (2003), Строительство «спящего кургана» с использованием фрагментов кораллов губана-скалохода, Journal of Fish Biology 63: 1352-1356.
  56. ^ Остлунд-Нильссон С. и Холмлунд М. (2003) Художественная трехиглая колюшка ( Gasterosteus aculeatus ). Поведенческая экология и социобиология 53: 214-220.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Рибс, С.Г. (2010) Социальный интеллект рыб. Дата обращения 10 июля 2014 г.
  58. ^ Херб, Б.М., Бирон, С.А., и Кидд, М.Р. (2003) Ухаживание подчиненных самцов сиамской бойцовой рыбы Betta splendens: их реакция на подслушивание и наивных самок. Поведение 140: 71-78.
  59. ^ Даутрелант, К., и МакГрегор, П.К. (2000) Подслушивание и выбор партнера у самок бойцовых рыб. Поведение 137: 1655-1669.
  60. ^ Гросеник Л., Клемент Т.С. и Фернальд Р.Д. (2007) Рыба может сделать вывод о социальном ранге только на основе наблюдения. Природа 445: 429-432.
  61. ^ Акинринаде, Ибукун; Кареклас, Кириакос; Телес, Магда К.; Рейс, Таис К.; Гликсберг, Майкл; Петри, Джованни; Левковиц, Гил; Оливейра, Руи Ф. (24 марта 2023 г.). «Эволюционно консервативная роль окситоцина в распространении социального страха у рыбок данио» . Наука . 379 (6638): 1232–1237. дои : 10.1126/science.abq5158 . ISSN   0036-8075 .
  62. ^ Whoriskey, FG (1991) Отвлечение колюшки: сексуальный обман или обман в поисках пищи против каннибализма яиц? Поведение животных 41: 989-995.
  63. ^ Фостер, С.А. (1988) Диверсионные проявления отцовской колюшки: защита от групп каннибалов. Поведенческая экология и социобиология 22: 335-340.
  64. ^ Риджуэй, М.С., и Макфэйл, Д.Д. (1988) Набег на размер мелководья и отвлекающие факторы у самцов колюшки. Канадский журнал зоологии 66: 201-205.
  65. ^ Моррис, Д. (1990) Наблюдение за животными: практическое руководство по поведению животных. Джонатан Кейп, Лондон.
  66. ^ Грей, С.М., Маккиннон, Дж.С., Танту, Ф.Ю., и Дилл, Л.М. (2008) Коварное поедание яиц Telmatherina sarasinorum , эндемичной рыбой из Сулавеси, Journal of Fish Biology 73: 728-731.
  67. ^ Рибс, С.Г. (2007) Рыбы, симулирующие смерть. Проверено 14 июля 2014 г.
  68. ^ Маккей, КР (1981) Полевые наблюдения за симуляцией смерти: уникальное охотничье поведение хищной цихлиды Haplochromis Livingstonii из озера Малави, Экологическая биология рыб 6: 361-365.
  69. ^ Луканус, О. (1998) Пруд Дарвина: Малави и Танганьика, Любитель тропических рыб 47: 150-154.
  70. ^ Тоблер, М. (2005) Имитация смерти центральноамериканской цихлиды Parachromis friedrichsthalii , Journal of Fish Biology 66: 877-881.
  71. ^ Джебран, Ф.З. (2004) Умирание или симуляция болезни: незарегистрированная тактика кормления гребневика Mycteroperca acutirostris (Serranidae) из Юго-Западной Атлантики. Копейя 2004: 403-405.
  72. ^ Рибс, С.Г. (2011-2014) Сотрудничество в области рыболовства. Проверено 10 июля 2014 г.
  73. ^ Шмитт, Р.Дж., и Стрэнд, С.В. (1982) Совместный поиск желтохвостом, Seriola lalandei (Carangidae), добычи двух видов рыб. Копейя 1982: 714–717.
  74. ^ Бшари Р., Хонер А., Айт-эль-Джуди К. и Фрике Х. (2006) Межвидовая коммуникативная и скоординированная охота между груперами и гигантскими муренами в Красном море. PloS Biology 4: 2393-2398.
  75. ^ Вейл А.Л., Маника А. и Бшари Р. (2014) Фиш правильно выбирает, когда и с кем сотрудничать. Текущая биология 24: R791-R793.
  76. ^ Лённштедт, Уна М.; Феррари, Мод, Колорадо; Чиверс, Дуглас П. (2014). «Хищники-крылатки используют расширяющиеся плавники, чтобы начать совместную охоту» . Письма по биологии . 10 (6). дои : 10.1098/rsbl.2014.0281 . ПМК   4090549 . ПМИД   24966203 . S2CID   862775 . (В настоящее время в этом документе выражается обеспокоенность , см. два : 10.1098/rsbl.2018.0032 , PMID   29445046 , Часы втягивания . Если это намеренная ссылка на подобную статью, замените {{expression of concern|...}} с {{expression of concern|...|intentional=yes}}. )
  77. ^ Агрильо, Кристиан; Дадда, Марко; Серена, Джованна; Бисацца, Анджело (2009). «Использование числа рыбами» . ПЛОС ОДИН . 4 (3): e4786. Бибкод : 2009PLoSO...4.4786A . дои : 10.1371/journal.pone.0004786 . ПМК   2650784 . ПМИД   19274079 .
  78. ^ Агрильо, Кристиан; Пайффер, Лаура; Бисацца, Анджело (2010). «Дискриминация больших чисел рыбами-комарами» . ПЛОС ОДИН . 5 (12): e15232. Бибкод : 2010PLoSO...515232A . дои : 10.1371/journal.pone.0015232 . ПМК   3008722 . ПМИД   21203508 .
  79. ^ Делонг, CM; Барбато, С.; О'Лири, Т.; Уилкокс, КТ (2017). «Дискриминация малых и больших чисел у золотых рыбок (Carassius auratus) после тщательной подготовки». Поведенческие процессы . 141 (Часть 2): 172–183. дои : 10.1016/j.beproc.2016.11.011 . ПМИД   27890598 . S2CID   3757431 .
  80. ^ Бисацца, А.; Агрильо, К.; Люкон-Ксиккато, Т. (2014). «Расширенное обучение расширяет числовые способности гуппи». Познание животных . 17 (6): 1413–1419. дои : 10.1007/s10071-014-0759-7 . ПМИД   24859818 . S2CID   254137307 .
  81. ^ Гатто, Э.; Сантака, М.; Верза, И.; Дадда, М.; Бисацца, А. (2021). «Автоматические оперантные устройства кондиционирования рыб: работают ли они?» . Животные . 11 (5): 1397. дои : 10.3390/ani11051397 . ПМЦ   8156027 . ПМИД   34068933 .
  82. ^ Бисацца, А.; Сантака, М. (2022). «Рыбы данио преуспевают в различении чисел в рамках парадигмы оперантного обусловливания» . Познание животных . 25 (4): 917–933. дои : 10.1007/s10071-022-01602-y . ПМЦ   9334370 . ПМИД   35179665 .
  83. ^ Гомес-Лапласа, Луис М.; Герлаи, Роберт (2011). «Может ли рыба-ангел (Pterophyllum scalare) считать? Различение косяков разного размера подчиняется закону Вебера». Познание животных . 14 (1): 1–9. дои : 10.1007/s10071-010-0337-6 . ПМИД   20607574 . S2CID   26488837 .
  84. ^ Агрилло С, Дадда М, Серена Дж, Бисацца А (2008) Считают ли рыбы? Спонтанное различение количества у самок рыб-москитов. Познание животных 11: 495–503.
  85. ^ Бисацца, Анджело; Пайффер, Лаура; Серена, Джованна; Агрилло, Кристиан (2010). «Онтогенез числовых способностей у рыб» . ПЛОС ОДИН . 5 (11): е15516. Бибкод : 2010PLoSO...515516B . дои : 10.1371/journal.pone.0015516 . ПМЦ   2991364 . ПМИД   21124802 .
  86. ^ Мехлис, М.; Танкен, Т.; Баккер, TCM; Фроммен, Дж. Г. (2015). «Острота количественной оценки спонтанных решений об мелководье трехиглой колюшки» . Познание животных . 18 (5): 1125–1131. дои : 10.1007/s10071-015-0884-y . ПМИД   26099740 . S2CID   254139021 .
  87. ^ Шлюссель, В.; Кройтер, Н.; Гоземанн, ИМ; Шмидт, Э. (2022). «Цихлиды и скаты могут складывать и вычитать единицу в пространстве чисел от одного до пяти» . Научные отчеты . 12 (1): 3894. Бибкод : 2022NatSR..12.3894S . дои : 10.1038/s41598-022-07552-2 . ПМЦ   8971382 . ПМИД   35361791 .
  88. ^ Лаланд, К.Н., и Уильямс, К. (1997) Мелководье способствует социальному обучению гуппи получению информации о корме. Поведение животных 53: 1161-1169.
  89. ^ Хелфман, Г.С., и Шульц, Э.Т. (1984) Социальная передача поведенческих традиций у коралловых рифовых рыб. Поведение животных 32: 379–384.
  90. ^ Кулен, И., Уорд, AJW, Харт, PJB и Лаланд, К.Н. (2005). Девятиглая колюшка, добывающая пищу, предпочитает полагаться на общедоступную информацию, а не на более простые социальные сигналы. Поведенческая экология 16: 865-870.
  91. ^ Ридер С.М., Кендал Дж.Р. и Лаланд К.Н. (2003) Социальное изучение мест кормления и путей бегства у диких тринидадских гуппи. Поведение животных 66: 729-739.
  92. ^ Браун, К., и Лаланд, К. (2001) Социальное обучение и обучение жизненным навыкам рыбы, выращенной в инкубаториях. Журнал биологии рыб 59: 471-493.
  93. ^ Браун К., Маркула А. и Лаланд К. (2003) Социальное изучение местоположения добычи у атлантического лосося, выращенного в инкубаториях. Журнал биологии рыб 63: 738-745.
  94. ^ Магнхаген, К., и Стаффан, Ф. (2003) Социальное обучение сеголеток окуня, столкнувшихся с новым типом пищи. Журнал биологии рыб 63: 824-829.
  95. ^ Антуард, М. (1987) Исследование социальной передачи у несовершеннолетних Dicentrarchus labrax (Pisces: Serranidae) в ситуации оперантного кондиционирования. Поведение 103: 266-275.
  96. ^ Матис А., Чиверс Д.П. и Смит Р.Д.Ф. (1996)Культурная передача распознавания хищников у рыб: внутривидовое и межвидовое обучение. Поведение животных 51: 185-201.
  97. ^ Чиверс, Д.П., и Смит, RJF, 1995, Химическое распознавание опасных мест обитания культурно передается среди толстоголовых гольянов, Pimephales promelas (Osteichthyes, Cyprinidae). Этология 99: 286-296.
  98. ^ Браун, Дж. Э., и Смит, RJF, 1998, Приобретенное распознавание хищника у молоди радужной форели ( Oncorhynchus mykiss ): придание рыбе, выращенной в инкубаториях, способности распознавать химические сигналы хищника. Канадский журнал рыболовства и водных наук 55: 611-617.
  99. ^ Холлис, К.Л., Лэнгворт-Лам, К.С., Блуэн, Л.А. и Романо, MC (2004)Новые стратегии подчиненной рыбы, конкурирующей за еду: учимся, когда сворачиваться. Поведение животных 68: 1155-1164.
  100. ^ Бшари Р. и Шеффер Д. (2002) Привередливые рифовые рыбы выбирают более чистую рыбу, которая обеспечивает высококачественное обслуживание. Поведение животных 63: 557-564.
  101. ^ Бшари, Р. (2002) Кусающиеся рыбы-чистильщики используют альтруизм, чтобы обмануть рифовых рыб-клиентов, занимающихся оценкой изображений. Труды Лондонского королевского общества B 269: 2087-2093.
  102. ^ Бшари, Р., и Груттер, А. (2006) Оценка изображений и сотрудничество в обеспечении более чистого мутуализма рыбы. Природа 441: 975-978.
  103. ^ Райхани, Нью-Джерси, Груттер, А.С. и Бшари, Р. (2010) Каратели получают выгоду от наказания третьей стороны в рыбе. Наука 327: 171.
  104. ^ Кода, Масанори; Хотта, Такаши; Такеяма, Томохиро; Авата, Сатоши; Танака, Хирокадзу; Асаи, Джун-Я; Джордан, Алекс Л. (01 февраля 2019 г.). «Если рыба может пройти тест на отметку, каковы последствия для тестирования сознания и самосознания у животных?» . ПЛОС Биология . 17 (2): e3000021. дои : 10.1371/journal.pbio.3000021 . ISSN   1544-9173 .
  105. ^ Девлин, Ханна; корреспондент Ханна Девлин Science (07.02.2019). «Ученые обнаружили, что некоторые рыбы могут «узнавать себя» в зеркале» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 14 марта 2024 г.
  106. ^ Кода, М.; Согава, С.; Джордан, Алабама; Кубо, Н.; Авата, С.; Сато, С.; Кобаяши, Т.; Фудзита, А.; Бшары, Р. (2022). «Дополнительные доказательства способности рыб-чистильщиков к зеркальному самораспознаванию и значимости экологически значимых знаков» . ПЛОС Биология . 20 (2): e3001529. дои : 10.1371/journal.pbio.3001529 . ПМЦ   8853551 . ПМИД   35176032 .
  107. ^ Хелфман Г. и Коллетт Б. 2011. Рыбы: Руководство по ответам для животных. Издательство Университета Джонса Хопкинса, Балтимор.
  108. Страница 289 в: Йонг, Э. (2023) Огромный мир: как чувства животных раскрывают скрытые миры вокруг нас. Винтаж, Лондон.
  109. ^ Бургхардт, Г.М., Динец, В. и Мерфи, Дж.Б. (2014) Очень повторяющаяся игра с объектами у цихлид ( Tropheus duboisi ). Этология 121: 38-44.
  110. ^ Биной, В.В., и Томас, К.Дж., 2008. Влияние голода на поведение альпинистского окуня Anabas testudineus при запасании пищи . Журнал биологии рыб 73: 1053-1057.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Хельфман, Г.; Коллетт, Б.; Фейси, Д. (1997). Разнообразие рыб (1-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN  978-0-86542-256-8 .

Дальнейшие ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f948cae0a388c88667d945edc03142c3__1721095500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/c3/f948cae0a388c88667d945edc03142c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fish intelligence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)