Интеллект собаки
Интеллект собаки или познание собаки — это процесс приобретения у собак информации и концептуальных навыков, их хранения в памяти, их извлечения, объединения и сравнения, а также использования в новых ситуациях. [1]
Исследования показали, что собаки демонстрируют многие виды поведения, связанные с интеллектом . Они обладают развитыми навыками памяти, способны читать и соответствующим образом реагировать на язык человеческого тела, например, на жесты и указания, а также понимать человеческие голосовые команды. Собаки демонстрируют теорию разума , прибегая к обману, и самосознание, обнаруживая собственный запах во время «теста на обнюхивание», предлагаемого обонятельного эквивалента зеркального теста .
Эволюционная перспектива
[ редактировать ]Собак часто использовали в исследованиях познания, включая исследования восприятия, осознания, памяти и обучения, особенно исследования классического и оперантного обусловливания . В ходе этого исследования учёные-бихевиористы обнаружили у домашней собаки удивительный набор социально-когнитивных способностей, способностей, которыми не обладают ни ближайшие собачьи родственники собак, ни другие высокоинтеллектуальные млекопитающие, такие как человекообразные обезьяны. Скорее, эти навыки напоминают некоторые социально-когнитивные навыки человеческих детей. [2] Это может быть примером конвергентной эволюции , которая происходит, когда отдаленно родственные виды независимо друг от друга находят схожие решения одних и тех же проблем. Например, у рыб, пингвинов и дельфинов ласты развились отдельно, что является решением проблемы перемещения в воде. У собак и людей мы можем наблюдать психологическую конвергенцию; то есть собаки в ходе эволюции стали когнитивно более похожими на людей, чем мы на наших ближайших генетических родственников. [3] : 60 [4]
Однако сомнительно, можно ли назвать когнитивную эволюцию человека и животных «независимой». Когнитивные способности собак неизбежно формировались в результате тысячелетий контактов с людьми. [5] [6] В результате этой физической и социальной эволюции многие собаки охотно реагируют на социальные сигналы, общие для людей. [7] [8] [9] [10] быстро выучить значение слов, [11] проявлять когнитивную предвзятость [12] и проявлять эмоции, которые, кажется, отражают эмоции людей. [13]
Исследования показывают, что домашние собаки, возможно, утратили некоторые из своих первоначальных когнитивных способностей, когда присоединились к людям. Например, одно исследование предоставило убедительные доказательства того, что динго (Canis dingo) могут превосходить домашних собак в экспериментах по решению несоциальных проблем. Другое исследование показало, что после обучения решению простой манипуляционной задачи собаки, столкнувшиеся с неразрешимой версией той же проблемы, смотрят на ближайшего человека, а социализированные волки этого не делают. Таким образом, современные домашние собаки, похоже, используют людей, чтобы решить за них некоторые проблемы. [3] [14]
В 2014 году полногеномное исследование различий ДНК между волками и собаками показало, что собаки не демонстрируют сниженной реакции страха; они показали большую синаптическую пластичность . Широко распространено мнение, что синаптическая пластичность является клеточным коррелятом обучения и памяти, и это изменение могло изменить способности к обучению и памяти собак. [15]
Большинство современных исследований когнитивных способностей собак сосредоточено на домашних собаках, живущих в домах людей в развитых странах, что составляет небольшую часть популяции собак. Собаки из других популяций могут демонстрировать другое когнитивное поведение. [16] Породные различия, возможно, могут повлиять на пространственное обучение и способности к памяти. [17]
История исследований
[ редактировать ]Первый тест интеллекта для собак был разработан в 1976 году. Он включал измерение кратковременной памяти, ловкости и способности решать такие задачи, как отклонение от цели. Также оценивалась способность собаки адаптироваться к новым условиям и справляться с эмоционально сложными ситуациями. Испытание было проведено на 100 собаках, стандартизировано и разработаны нормы породы. [18] Стэнли Корен использовал опросы, проведенные судьями по послушанию собак, для ранжирования пород собак по интеллекту и опубликовал результаты в своей книге 1994 года «Интеллект собак» .
Восприятие
[ редактировать ]Восприятие относится к психическим процессам, посредством которых поступающая сенсорная информация организуется и интерпретируется для представления и понимания окружающей среды. [19] Восприятие включает в себя такие процессы, как отбор информации посредством внимания, организация сенсорной информации посредством группировки, опознание событий и предметов. У собаки обонятельная информация (обоняние) особенно важна (по сравнению с людьми), но чувства собаки также включают зрение, слух, вкус, осязание и проприоцепцию . Есть также свидетельства того, что собаки чувствуют магнитное поле Земли .
Один исследователь предположил, что собаки воспринимают течение времени через рассеивание запахов. [20] [21]
Осведомленность
[ редактировать ]Концепция постоянства объектов — это способность животного понимать, что объекты продолжают существовать, даже если они вышли за пределы их поля зрения. Эта способность отсутствует при рождении, и психолог развития Жан Пиаже описал шесть стадий развития постоянства объектов у младенцев. Аналогичный подход использовался с собаками, и есть свидетельства того, что собаки проходят аналогичные стадии и достигают продвинутой пятой стадии к 8-недельному возрасту. На этом этапе они могут отслеживать «последовательное видимое смещение», при котором экспериментатор перемещает объект за несколько экранов, прежде чем оставить его за последним. Неясно, достигают ли собаки стадии 6 модели развития постоянства объектов Пиаже. [22] [23]
Исследование 2013 года показало, что собаки, по-видимому, узнают других собак независимо от породы, размера или формы и отличают их от других животных. [24]
В 2014 году исследование с использованием магнитно-резонансной томографии продемонстрировало, что в мозгу собак существуют области голосового ответа и что они демонстрируют образец ответа в передних височных голосовых областях, аналогичный таковому у людей. [25]
Собаки могут пройти « тест на обнюхивание », предполагающий потенциальное самосознание в обонятельном смысле, а также продемонстрировать осознание размера и движения своего тела. [26]
Социальное познание
[ редактировать ]Социальное обучение: наблюдение и ранг
[ редактировать ]
Собаки способны учиться посредством простого подкрепления (например, классического или оперантного обусловливания ), но они также учатся, наблюдая за людьми и другими собаками. [23] [27]
В одном исследовании изучалось, будут ли собаки, участвующие в партнерских играх, корректировать свое поведение в зависимости от состояния внимания своего партнера. Экспериментаторы заметили, что игровые сигналы посылались только тогда, когда собака удерживала внимание своего партнера. Если партнер отвлекался, собака вместо этого привлекала внимание, прежде чем подавать сигнал к игре. [28]
Щенки быстро обучаются поведению, следуя примерам опытных собак. [23] Эта форма интеллекта не является специфичной для тех задач, для выполнения которых были выведены собаки, но может быть обобщена для различных абстрактных задач. Например, щенкам таксы предлагалось тащить тележку, дергая за прикрепленный кусок ленты, чтобы получить награду изнутри тележки. Щенки, которые наблюдали, как опытная собака выполняла это задание, усвоили задание в пятнадцать раз быстрее, чем те, которым оставалось решать задачу самостоятельно. [23] [29]
Социальный ранг собак влияет на их эффективность в ситуациях социального обучения. В социальных группах с четкой иерархией доминирующие индивиды являются более влиятельными демонстраторами, и передача знаний имеет тенденцию быть однонаправленной, от более высокого ранга к более низкому. В эксперименте по решению проблем доминирующие собаки обычно работали лучше, чем подчиненные, когда они наблюдали за действиями человека-демонстратора, и этот результат отражает доминирование человека в группах «собака-человек». Подчиненные собаки лучше всего учатся у доминирующей собаки, стоящей рядом в иерархии. [30]
Следование человеческим сигналам
[ редактировать ]демонстрируют человеческое социальное мышление . Собаки по-разному [8] [9] [31] Например, собаки могут соответствующим образом реагировать на язык человеческого тела, например, на жесты и указания, а также понимают человеческие голосовые команды. [32] В одном исследовании щенкам подарили коробку и показали, что, когда проводник нажимал на рычаг, из коробки выкатывался мяч. Затем хендлер позволил щенку поиграть с мячом, что сделало это внутренней наградой. Затем щенкам разрешили взаимодействовать с коробкой. Примерно три четверти щенков впоследствии коснулись рычага, и более половины успешно выпустили мяч, по сравнению с только 6% в контрольной группе, которая не наблюдала, как человек манипулирует рычагом. [33]
Точно так же собаки могут руководствоваться сигналами, указывающими направление внимания человека. [23] В одном задании награда была спрятана под одним из двух ведер. Затем экспериментатор указывал местонахождение награды, постукивая по ведру, указывая на ведро, кивая на ведро или просто глядя на ведро. Собаки следовали этим сигналам, справляясь с этой задачей лучше, чем шимпанзе , волки и человеческие младенцы; даже щенки, ограниченно контактировавшие с людьми, показали хорошие результаты. [34] : 1634–6
Собаки могут следовать указаниям человека. Поющие собаки Новой Гвинеи — это полудикие протособаки, эндемичные для отдаленных альпийских регионов Новой Гвинеи, и они могут следовать за человеком, как и австралийские динго. Оба они демонстрируют способность читать человеческие жесты, которая возникла на ранних этапах одомашнивания без человеческого отбора. Было также показано, что собаки и волки следуют более сложным указаниям, выполняемым частями тела, отличными от человеческой руки и кисти (например, локтем, коленом, ступней). [35] Собаки, как правило, больше следуют указаниям, указанным рукой/рукой, в сочетании с сигналами глазами. В целом собаки, похоже, используют человеческие сигналы как указание, куда идти и что делать. [36] В целом, собаки, по-видимому, обладают некоторыми когнитивными навыками, необходимыми для понимания общения как информации; однако данные о понимании собаками референциальности и психических состояний других противоречивы, и неясно, общаются ли сами собаки с информативными мотивами. [37]
Чтобы собаки хорошо справлялись с традиционными задачами, управляемыми человеком (например, следуя за человеком), необходим как соответствующий жизненный опыт общения с людьми, включая социализацию с людьми на критической фазе социального развития, так и возможности ассоциировать части человеческого тела с определенными результатами (например, еда, предоставляемая людьми, человек, бросающий или пинающий мяч, и т. д.). [38]
В 2016 году исследование собак-спасателей на воде, которые реагируют на слова и жесты, показало, что собаки реагируют на жест, а не на словесную команду. [39]
Память
[ редактировать ]Эпизодическая память
[ редактировать ]Собаки продемонстрировали эпизодическую память, вспоминая прошлые события, в том числе сложные действия людей. [40] В исследовании 2019 года была показана корреляция между размером собаки и функциями памяти и самоконтроля, при этом более крупные собаки справляются с этими функциями значительно лучше, чем более мелкие. Однако в исследовании размер мозга не предсказывал способность собаки следовать указательным жестам человека и не был связан с ее логическими и физическими способностями к рассуждению. [41] Исследование когнитивных способностей собак, проведенное в 2018 году, показало, что различные животные, в том числе свиньи , голуби и шимпанзе , способны запоминать, что, где и когда произошло событие, чего собаки не могут. [42]
Изучение и использование слов
[ редактировать ]Различные исследования показали, что собаки легко запоминают названия предметов и могут найти предмет среди множества других, если дать ему его имя. Например, в 2008 году Бетси , бордер-колли , знала более 345 слов с помощью теста на воспроизведение, а также смогла связать объект с фотографическим изображением объекта, несмотря на то, что раньше не видела ни того, ни другого. [43] В другом исследовании собака наблюдала, как экспериментаторы передавали друг другу предмет взад и вперед, используя при этом название объекта в предложении. Впоследствии собака нашла предмет, получив его имя. [44]
У людей « быстрое картографирование » — это способность быстро и грубо формировать гипотезы о значении нового слова после всего лишь одного воздействия. В 2004 году исследование Рико , бордер-колли, показало, что он способен быстро составлять карты. Первоначально Рико знал этикетки более чем 200 предметов. Он вывел названия новых предметов путем исключения, то есть зная, что новый предмет был тем, которого он еще не знал. Рико правильно обнаружил такие новые предметы сразу и через четыре недели после первого контакта. Рико также мог интерпретировать такие фразы, как «принеси носок», по составным словам (вместо того, чтобы считать их произнесение одним словом). Рико также мог передать носок конкретному человеку. Эти показатели сравнимы с показателями трехлетних людей. [11]

В 2013 году исследование задокументировало способности к обучению и памяти бордер-колли « Чейзер », который выучил имена и мог связывать с помощью словесной команды более 1000 слов на момент публикации. Было зарегистрировано, что Чейзер способен запоминать названия новых объектов «путем исключения» и связывать существительные с глаголами. Утверждается, что центральное значение для понимания выдающихся достижений бордер-колли имеет разведение собак: колли, выведенные для пастушьей работы, уникально подходят для интеллектуальных задач, таких как ассоциации слов, которые могут потребовать от собаки работы «на расстоянии» от своих компаньонов-людей. , и исследование приписывает ее интеллектуальному мастерству селекционное разведение этой собаки в дополнение к строгому обучению. [45]
Некоторые исследования показали, что, хотя собаки могут легко отличить знакомые известные слова от бессмысленных несходных слов, им трудно отличить известные знакомые слова от бессмысленных слов, которые отличаются только одним звуком, поскольку измерения мозговой активности собак не показали разница в реакции между известным словом и похожим, но бессмысленным словом. Это дало бы собакам возможности обработки текста, эквивалентные среднему 14-месячному человеческому младенцу. [46] Исследование с помощью фМРТ показало, что мозг собаки без тренировки отличает знакомый язык от незнакомого. Исследование также показало, что пожилые собаки лучше отличают один язык от другого, что указывает на влияние продолжительности воздействия языка. [47]
Эмоции
[ редактировать ]
Исследования показывают, что собаки испытывают сложные эмоции, такие как ревность и предвкушение. [48] [49] Однако поведенческие свидетельства, казалось бы, человеческих эмоций следует интерпретировать с осторожностью. Например, в своей книге 1996 года «Добродушие » этолог Франс де Ваал обсуждает эксперимент по выявлению вины и выговоров, проведенный на самке сибирского хаски . У собаки была привычка кромсать газеты, и когда ее хозяин возвращался домой, находил измельченные бумаги и ругал ее, она действовала виновато. Однако когда владелец сам уничтожил бумаги без ведома собаки, собака «действовала так же «виновно», как и тогда, когда она сама устроила беспорядок». Де Ваал заключает, что собака проявляла не истинную вину, как ее понимают люди, а просто ожидание выговора. [50]
Одним из ограничений в изучении эмоций у животных, кроме человека, является то, что они не могут вербально выразить свои чувства . Однако эмоции собак можно изучать косвенно с помощью когнитивных тестов , называемых тестом на когнитивную предвзятость , которые измеряют когнитивную предвзятость и позволяют сделать вывод о настроении животного. Исследователи обнаружили, что собаки, страдающие от тревоги разлуки , имеют более негативные когнитивные искажения по сравнению с собаками без тревоги разлуки. [51] С другой стороны, когда тревогу разлуки собак лечат с помощью лекарств и поведенческой терапии, их когнитивные искажения становятся менее негативными, чем до лечения. [52] Кроме того, введение окситоцина , а не плацебо , вызывает у собак более позитивные когнитивные искажения и позитивные ожидания. [53] Поэтому предполагается, что тест на когнитивную предвзятость можно использовать для мониторинга положительного эмоционального состояния и, следовательно, благополучия собак. [53] [54]
Есть доказательства того, что собаки могут различать эмоциональные выражения человеческих лиц. [55] Кроме того, они, похоже, реагируют на лица примерно так же, как люди. Например, люди склонны смотреть на правую сторону лица человека, что может быть связано с использованием правого полушария мозга для распознавания лиц. Исследования показывают, что собаки также фиксируют правую сторону лица человека, но не других собак или животных. Собаки — единственные виды, не относящиеся к приматам, которые, как известно, так поступают. [56]
Решение проблем
[ редактировать ]Половая динамика вносит важный вклад в индивидуальные различия в когнитивных способностях домашних собак при выполнении повторяющихся задач по решению проблем. [57]
Выращенные в неволе динго ( Canis dingo ) могут превосходить домашних собак в решении несоциальных проблем. [58] Другое исследование показало, что после обучения решению простой манипуляционной задачи собаки, столкнувшиеся с неразрешимой версией той же проблемы, смотрят на человека, тогда как социализированные волки этого не делают. [31] [59] Современные домашние собаки используют людей, чтобы решать за них свои проблемы. [3] [60]
Обучение методом умозаключения
[ редактировать ]Было показано, что собаки учатся, делая выводы так же, как и дети. [61] [3] : 170–180
Собаки обладают способностью тренироваться и учиться поведению, наблюдая за другими собаками и взаимодействуя с ними. [62]
Теория разума
[ редактировать ]Теория разума — это способность приписывать психические состояния — убеждения , намерения , желания , притворство , знания и т. д. — себе и другим и понимать, что у других есть убеждения, желания, намерения и точки зрения, которые отличаются от наших собственных. [63] Есть некоторые свидетельства того, что собаки демонстрируют теорию разума, занимаясь обманом. Например, один наблюдатель сообщил, что собака спрятала украденное лакомство, сидя на нем до тех пор, пока законный владелец лакомства не покинул комнату. [23] Хотя это могло быть случайно, это предполагает, что вор понимал, что владелец лакомства не сможет найти лакомство, если оно будет вне поля зрения. [23] [28] Исследование показало, что собаки способны различать объект, который ищет партнер-человек, на основе его значимости для партнера, и они более склонны указывать на объект, который имеет отношение к партнеру, чем на нерелевантный; это говорит о том, что собаки могут обладать рудиментарной версией некоторых навыков, необходимых для теории разума. [64]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хамфрис, Л.Г. (1979). «Конструкт общего интеллекта». Интеллект . 3 (2): 105–120. дои : 10.1016/0160-2896(79)90009-6 .
- ^ Томаселло, М.; Камински, Дж. (2009). «Как младенец, как собака». Наука . 325 (5945): 1213–4. дои : 10.1126/science.1179670 . ПМИД 19729645 . S2CID 206522649 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Заяц, Брайан; Вудс, Венесса (2013). Гений собак . Издательская группа «Пингвин».
- ^ Заяц, Б; Томаселло, М (2005). «Человеческие социальные навыки у собак?». Тенденции в когнитивных науках . 9 (9): 439–44. дои : 10.1016/j.tics.2005.07.003 . ПМИД 16061417 . S2CID 9311402 .
- ^ Шипман П. (2011) Связь с животными. Новый взгляд на то, что делает нас людьми. Нью-Йорк: WW Norton and Co.
- ^ Брэдшоу Дж. (2011) Чувство собаки. Как новая наука о поведении собак может сделать вас лучшим другом. Нью-Йорк: основные книги
- ^ Топал, Дж.; Кис, А.; Ола, К. (2014). «Чувствительность собак к зрительным сигналам человека» . Социальная собака : 319–346. дои : 10.1016/b978-0-12-407818-5.00011-5 . ISBN 9780124078185 .
- ^ Перейти обратно: а б Заяц, Б. (2002). «Приручение социального познания у собак» . Наука . 298 (5598): 1634–6. Бибкод : 2002Sci...298.1634H . дои : 10.1126/science.1072702 . ПМИД 12446914 . S2CID 13369396 .
- ^ Перейти обратно: а б Заяц, Брайан; Томаселло, Майкл (сентябрь 2005 г.). «Человеческие социальные навыки у собак?». Тенденции в когнитивных науках . 9 (9): 439–444. дои : 10.1016/j.tics.2005.07.003 . ПМИД 16061417 . S2CID 9311402 .
- ^ Теглас, Эрно; Григорий, Анна; Купан, Кристина; Миклоши, Адам; Топал, Йожеф (февраль 2012 г.). «Следящий взгляд собак настроен на коммуникативные сигналы человека» . Современная биология . 22 (3): 209–212. Бибкод : 2012CBio...22..209T . дои : 10.1016/j.cub.2011.12.018 . ПМИД 22226744 .
- ^ Перейти обратно: а б Камински, Дж.; Колл, Дж.; Фишер, Дж. (2004). «Изучение слов домашней собакой: доказательства «быстрого картографирования» ». Наука . 304 (5677): 1682–1683. Бибкод : 2004Sci...304.1682K . дои : 10.1126/science.1097859 . ПМИД 15192233 . S2CID 31901162 .
- ^ Мендл, М.; Брукс, Дж.; Басс, К.; Берман, О.; Пол, Э.; Блэквелл, Э.; Кейси, Р. (2010). «Собаки, демонстрирующие поведение, связанное с разлукой, демонстрируют «пессимистическую» когнитивную предвзятость» . Современная биология . 20 (19): Р839–Р840. Бибкод : 2010CBio...20.R839M . дои : 10.1016/j.cub.2010.08.030 . ПМИД 20937467 . S2CID 8638509 .
- ^ Бекофф, Марк (январь 2007 г.). Эмоциональная жизнь животных: ведущий ученый исследует радость, горе и сочувствие животных — и почему они так важны . Новая Всемирная библиотека . ISBN 978-1-57731-502-5 .
- ^ Кроуфорд, Эми. «Почему собаки больше похожи на людей, чем на волков» .
- ^ Ли, Ю.; Ван, Г.-Д.; Ван, М.-С.; Ирвин, DM; Ву, Д.-Д.; Чжан, Ю.-П. (2014). «Одомашниванию собаки от волка способствовала повышенная возбуждающая синаптическая пластичность: гипотеза» . Геномная биология и эволюция . 6 (11): 3115–3121. дои : 10.1093/gbe/evu245 . ПМЦ 4255776 . ПМИД 25377939 .
- ^ Уделл, Маргарита; Дори, Северная Каролина; Винн, CDL (2010). «Что приручение сделало с собаками? Новый отчет о чувствительности собак к действиям человека». Биологические обзоры . 85 (2): 327–345. CiteSeerX 10.1.1.483.3002 . дои : 10.1111/j.1469-185X.2009.00104.x . ПМИД 19961472 . S2CID 11627064 .
- ^ Руководитель, Э.; Мехта, Р.; Хартли, Дж.; Камека, М.; Каммингс, Би Джей; Котман, CW; Рюль, WW; Милгрэм, Северо-Запад (1995). «Пространственное обучение и память как функция возраста собаки». Поведенческая нейронаука . 109 (5): 851–858. дои : 10.1037/0735-7044.109.5.851 . ПМИД 8554710 .
- ^ Кун, Кэти (1977). тест на интеллект собаки . Книги Эйвон . ISBN 978-0-380-01903-8 .
- ^ Шактер, Дэниел (2011). Психология . Стоит издательства. ISBN 9781429237192 .
- ^ Горовиц, Александра (2016). «2-Смеллер». Быть собакой: следуя за собакой в мир запахов . Скрибнер Нью-Йорк. п. 29.
- ^ Даль, Мелисса (2016). «Очевидно, собаки умеют определять время по носу» . Наука о нас — NYMag.
- ^ Бенски, Майлз К.; Гослинг, Сэмюэл Д.; Синн, Дэвид Л. (2013). «Глава 5: Мир с точки зрения собаки: обзор и обобщение исследований познания собак». В Брокманне, Х. Джейн; и др. (ред.). Достижения в изучении поведения . Том. 45. Эльзевир . стр. 209–406. дои : 10.1016/B978-0-12-407186-5.00005-7 . ISBN 9780124071865 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Корен, Стэнли (1995). Интеллект собак: Путеводитель по мыслям, эмоциям и внутренней жизни наших собак-компаньонов . Бантамские книги. ISBN 978-0-553-37452-0 .
- ^ Корен, Стэнли (08 октября 2013 г.). «Знают ли собаки разницу между собаками и другими животными?» . Психология сегодня . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ «Сканирование мозга собак выявляет голосовые реакции» . Новости Би-би-си . 21 февраля 2014 года . Проверено 9 августа 2015 г.
- ^ Жибо, Стефани. «Есть ли у собак самосознание?» . Американский кинологический клуб . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Как учатся собаки» . Национальный альянс по защите прав животных . Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Горовиц, Александра (2009). «Внимание к вниманию в диадической игре домашней собаки (Canis familis)». Познание животных . 12 (1): 107–18. дои : 10.1007/s10071-008-0175-y . ПМИД 18679727 . S2CID 207050813 .
- ^ Адлер, Леонора Леб; Адлер, Хельмут Э. (2004). «Онтогенез наблюдательного обучения у собаки (Canis familis)». Развивающая психобиология . 10 (3): 267–271. дои : 10.1002/dev.420100310 . ПМИД 863122 .
- ^ Понграч, Петер; Банхедьи, Петра; Миклоши, Адам (2012). «Когда имеет значение ранг, доминирующие собаки лучше учатся у человека-демонстратора в тесте с двумя действиями». Поведение . 149 (1): 111–132. CiteSeerX 10.1.1.456.670 . дои : 10.1163/156853912X629148 .
- ^ Перейти обратно: а б Миклоши, Адам; и др. (29 апреля 2003 г.). «Простая причина большой разницы: волки не оглядываются на людей, а собаки оглядываются» . Современная биология . 13 (9): 763–766. Бибкод : 2003CBio...13..763M . дои : 10.1016/S0960-9822(03)00263-X . ПМИД 12725735 . S2CID 10200094 .
- ^ Гьерсо, Наталия (23 сентября 2013 г.). «Собаки: незамысловатые отношения» . Хранитель .
- ^ Кубиный, Э.; Топал Дж. и Миклоси А. (2003). «Собаки (canis familis) изучают своих владельцев посредством наблюдения в ходе манипуляции». Журнал сравнительной психологии . 117 (2): 156–165. дои : 10.1037/0735-7036.117.2.156 . ПМИД 12856786 .
- ^ Заяц, Б.; Браун, М.; Уильямсон К. и Томаселло М. (ноябрь 2002 г.). «Приручение социального познания у собак» . Наука . 298 (5598): 1634–6. Бибкод : 2002Sci...298.1634H . дои : 10.1126/science.1072702 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 12446914 . S2CID 13369396 .
- ^ Уделл, Массачусетс; Спенсер, Дж. М.; Дори, Северная Каролина; Винн, CDL (2012). «Волки, социализированные человеком, следуют разнообразным человеческим жестам... и они могут быть не одни» . Международный журнал сравнительной психологии . 25 (2): 97–117. дои : 10.46867/IJCP.2012.25.02.04 .
- ^ Камински, Джулиана; Ницшнер, Мари (2013). «Понимают ли собаки суть? Обзор коммуникативных способностей собаки и человека». Обучение и мотивация . 44 (4): 294–302. дои : 10.1016/j.lmot.2013.05.001 .
- ^ Камински, Джулиана; Пиотти, Патриция (2016). «Современные тенденции в общении между собакой и человеком» . Современные направления психологической науки . 25 (5): 322–326. дои : 10.1177/0963721416661318 . hdl : 2434/727094 . S2CID 151423286 .
- ^ Уделл, Мар (2014). «Взгляд на собачье познание глазами собаки» . В А. Горовице (ред.). Познание и поведение домашней собаки . Шпрингер-Верлаг Берлин Гейдельберг. стр. 221–240. дои : 10.1007/978-3-642-53994-7_10 . ISBN 978-3-642-53993-0 .
- ^ д'Аньелло, Бьяджо; Скандурра, Анна; Альтеризио, Алессандра; Вальсекки, Паола; Прато-Превиде, Эмануэла (2016). «Важность жестового общения: исследование общения человека и собаки с использованием несоответствующей информации». Познание животных . 19 (6): 1231–1235. дои : 10.1007/s10071-016-1010-5 . ПМИД 27338818 . S2CID 3913013 .
- ^ Фугацца, Клаудия; Погани, Акош; Миклоши, Адам (2016). «Воспоминание о действиях других людей после случайного кодирования выявило у собак эпизодическую память» . Современная биология . 26 (23): 3209–3213. Бибкод : 2016CBio...26.3209F . дои : 10.1016/j.cub.2016.09.057 . ПМИД 27889264 .
- ^ Хоршлер, Дэниел Дж.; Заяц, Брайан; Позвони, Жозеп; Камински, Джулиана; Миклоши, Адам; Маклин, Эван Л. (2019). «Абсолютный размер мозга предсказывает различия пород собак в исполнительных функциях». Познание животных . 22 (2): 187–198. дои : 10.1007/s10071-018-01234-1 . hdl : 10150/631852 . ПМИД 30607673 . S2CID 57428663 .
- ^ «Почему твоя собака не такая умная, как ты думал» . Телеграф . 1 октября 2018 года . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ Морелл, Вирджиния (март 2008 г.). «Собственные умы» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 года . Проверено 13 октября 2008 г.
- ^ МакКинли, Сью; Янг, Роберт Дж (2003). «Эффективность метода сравнения моделей по сравнению с оперантным обучением домашних собак выполнению задачи поиска и выбора». ААБС . 81 (4): 357–365. дои : 10.1016/S0168-1591(02)00277-0 .
- ^ Пилли, Джон (2013). Чейзер: Раскрытие гениальности собаки, которая знает тысячу слов . Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 9780544102576 .
- ^ Мадьари, Л., Зс Хусар, А. Турзо и А. Андич. «Потенциалы, связанные с событиями, демонстрируют ограниченную готовность к доступу к фонетическим деталям во время обработки текста у собак». Королевское общество «Открытая наука» 7, вып. 12 (2020): 200851.
- ^ Куайя, Лаура В.; Эрнандес-Перес, Рауль; Борос, Марианна; Деме, Андреа; Андикс, Аттила (12 декабря 2021 г.). «Обнаружение естественности речи и репрезентация языка в мозгу собаки» . НейроИмидж . 248 : 118811. doi : 10.1016/j.neuroimage.2021.118811 . hdl : 10831/83069 . ISSN 1053-8119 . ПМИД 34906714 . S2CID 245022566 .
- ^ «Тест выявляет ревнивую сторону собак» . Новости Би-би-си . 08.12.2008 . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Бернс, Грегори С.; Брукс, Эндрю М.; Спивак, Марк (11 мая 2012 г.). «Функциональная МРТ у бодрствующих безудержных собак» . ПЛОС ОДИН . 7 (5): e38027. Бибкод : 2012PLoSO...738027B . дои : 10.1371/journal.pone.0038027 . ПМК 3350478 . ПМИД 22606363 .
- ^ де Ваал, Франс (1996). Добродушный . Издательство Гарвардского университета . стр. 107–108 . ISBN 978-0-674-35660-3 .
- ^ Мендл, Майкл; Брукс, Джули; Басс, Кристина; Берман, Оливер; Пол, Элизабет; Блэквелл, Эмили; Кейси, Рэйчел (2010). «Собаки, демонстрирующие поведение, связанное с разлукой, демонстрируют «пессимистическую» когнитивную предвзятость» . Современная биология . 20 (19): Р839–Р840. Бибкод : 2010CBio...20.R839M . дои : 10.1016/j.cub.2010.08.030 . ПМИД 20937467 . S2CID 8638509 .
- ^ Караяннис, Христос И.; Берман, Оливер HP; Миллс, Дэниел С. (28 марта 2015 г.). «Собаки с проблемами, связанными с разлукой, демонстрируют «менее пессимистические» когнитивные искажения во время лечения флуоксетином (Reconcile™) и планом модификации поведения» . Ветеринарное исследование BMC . 11:80 . дои : 10.1186/s12917-015-0373-1 . ISSN 1746-6148 . ПМЦ 4393593 . ПМИД 25889323 .
- ^ Перейти обратно: а б Маленькая, Анна; Эрнади, Анна; Канизсар, Орсоля; Гачи, Марта; Топал, Йожеф (2015). «Окситоцин вызывает у собак положительные ожидания в отношении амбивалентных стимулов (когнитивная предвзятость)» (PDF) . Гормоны и поведение . 69 : 1–7. дои : 10.1016/j.yhbeh.2014.12.004 . ПМИД 25530486 . S2CID 3723849 .
- ^ Пиотти, П. (2017). «Положительные эмоции и качество жизни собак» . Чувство животных . 2 (14): 17. дои : 10.51291/2377-7478.1281 .
- ^ Мюллер, Корсин А.; Шмитт, Кира; Барбер, Анджули, Лос-Анджелес; Хубер, Людвиг (2015). «Собаки способны различать эмоциональные выражения человеческих лиц» . Современная биология . 25 (5): 601–605. Бибкод : 2015CBio...25..601M . дои : 10.1016/j.cub.2014.12.055 . ПМИД 25683806 .
- ^ К Го; С зал; Должен; К. Мейнц; Д. Миллс (2007). «Смещение взгляда влево у младенцев, макак-резусов и домашних собак» . Восприятие . 36 ЭКВП. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года . Проверено 24 июня 2010 г.
- ^ Дюрантон, Шарлотта; Рёдель, Хайко Г.; Бедосса, Тьерри; Белхир, Северин (2015). «Обратное половое влияние на производительность домашних собак (Canis familis) при выполнении повторяющихся задач по решению задач». Журнал сравнительной психологии . 129 (1): 84–7. дои : 10.1037/a0037825 . ПМИД 25181448 .
- ^ Смит, Б.; Личфилд, К. (2010). «Насколько хорошо динго (Canis dingo) справляются с задачей объезда». Поведение животных . 80 : 155–162. дои : 10.1016/j.anbehav.2010.04.017 . S2CID 53153703 .
- ^ «Почему собаки больше похожи на людей, чем на волков» . Смитсоновский журнал.
- ^ «Блеск собачьего ума» . Научный американец.
- ^ Тиффани О'Каллаган (2013). «Выживает самый дружелюбный» . Новый учёный .
- ^ Стэнли., Корен, (2004). Как думают собаки: понимание собачьего разума . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 0743222326 . OCLC 55588158 .
- ^ Премак, Д.Г.; Вудрафф, Г. (1978). «Есть ли у шимпанзе теория разума?» . Поведенческие и мозговые науки . 1 (4): 515–526. дои : 10.1017/s0140525x00076512 .
- ^ Пиотти, Патриция; Камински, Джулиана (10 августа 2016 г.). «Полезно ли собаки предоставляют информацию?» . ПЛОС ОДИН . 11 (8): e0159797. Бибкод : 2016PLoSO..1159797P . дои : 10.1371/journal.pone.0159797 . ISSN 1932-6203 . ПМК 4980001 . ПМИД 27508932 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернс, Грегори (2018). Каково быть собакой: и другие приключения в области неврологии животных . Основные книги. ISBN 978-1541672994 .
- Брэдшоу, Джон. Чувство собаки (Основные книги, 2012 г.).
- Корен, Стэнли. Интеллект собак (1994)
- Заяц, Брайан и Вудс, Ванесса. Гений собак (Издательская группа Penguin, 2013). Раскрывает результаты исследований о том, как думают собаки и как мы, люди, можем иметь с ними более глубокие отношения.
- Горовиц, Александра. Внутри собаки: что видят, обоняют и знают собаки (Scribner, 2009).
- Миклоши, Адам. Поведение, эволюция и познание собак (Издательство Оксфордского университета, 2016). Обеспечивает основу для полной биологии поведения собак, основанной на концепциях современной этологии.
- Пилли, Джон и Хинцманн, Хилари. Охотник: раскрытие гения собаки, которая знает тысячу слов (Хоутон Миффлин Харкорт, 2013).